Аналитический обзор книги М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”
Аналитический обзор книги М. Вебера “ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ
КАПИТАЛИЗМА”
Работа студента 262 группы Кострова А. Ю.
Санкт-Петербургская Государственная Академия
Культуры
Кафедра
социологии и психологии
Санкт-Петербург
2000 г.
Вебер
(Weber) Макс (1864-1920) немецкий социолог, историк, экономист. Его труды в
значительной степени определили в ХХ в. направление развития на Западе
социально-научного знания. Предлагаемая ниже работа опубликована в 1905 г.
В
книге М. Вебера “ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА” автор сравнивает
предпренимательские способности представителей капиталистического мира, придерживающихся
различных христианских конфессий, в частности он сравнивает католиков и
протестантов. Сравнивая, Вебер отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую,
особенность: среди приуспевающих комерсантов приобладают сторонники
протестантизма. Вебер пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой
любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает
на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати
и литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное
преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди
высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и
коммерческого персонала современных предприятий». Далее автор делает различные
предположения, о природе данного факта
преобладания протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической –
«В XVI в. многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных
условий и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия
этого факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и
экономическое процветание». Так же с позиции экономической (финансовой) и
общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди учащихся и
выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно
ниже их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить
имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков
процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной
деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству, также значительно ниже,
чем среди протестантов – этот факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».
М.
Вебер в данном труде проводит большое социологическое исследование, имеющее
своей целью показать особенности присущие протестантскому направлению
мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства и капитализма в
частности. Так он сравнительно анализирует взаимосвязь между приверженностью к
той или иной христианской конфессии и успехом в коммерции. В своей работе Вебер
достаточно подробно и доступно, простым литературным, разговорным языком ведет
исследователя по пути разносторонних сравнений, то есть он сравнивает одни и те
же особенности, рассматривая их с разных сторон.
Вот,
например одна из особенностей «национальные и религиозные меньшинства (в разных
странах) добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и
политической деятельности, концентрируют все свои усилия в сфере
предпринимательства. Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии,
где они шли по пути экономического прогресса так же с гугенотами во Франции
Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии. Но так же надо сказать,
что и в те времена, когда в Англии и Голландии католиков либо преследовали,
либо только терпели, они в отличие от протестантов ничем особенным не проявляли
себя в области экономики. Скорее можно считать установленным, что протестанты
как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения,
как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли
специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не
обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину
различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому
искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого
вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении».
Можно
заметить, что Вебер строит изложение своей теории иногда на отрицании или
перефразировании своих ранее изложенных мыслей, предположений и доводов. То
есть он строит предположение, а потом далее или утверждает, или отрицает его.
По
мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет
отношения человека к природе, отношения
между людьми, причем господство
рационализма растет вместе с развитием техники и науки. М.Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это
вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но
вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе.
«Большая
"отчужденность от мира", свойственная католицизму, аскетические черты
его высших идеалов должны были воспитать в его приверженцах известное
равнодушие к земным благам. Эта аргументация действительно лежит в основе
распространенной в наши дни сравнительной оценки обоих вероисповеданий.
Протестанты, используя эту схему, подвергают критике аскетические идеалы
жизненного уклада католиков, католики же в свою очередь упрекают протестантов в
"материализме", к которому привела их секуляризация всего содержания
жизни».
М.Вебер пытался проанализировать все формы религии и
те способы действия людей, которые они порождают. В этом заключается
его глубокое социологическое исследование. Социология по Веберу - наука,
которая занимается социальными действиями,
толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия – это
предмет ее изучения. Социология
образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося, противоположно
исторической науке, которая стремится объяснить только частные события.
Анализируя
психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные
источники капитализма лежат в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным
убеждением и духом капитализма.
Один
современный писатель сформулировал противоположность обоих вероисповеданий так:
"Католик... предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с
меньшим доходом… …протестант склонен хорошо есть, тогда как католик
предпочитает спокойно спать". Однако такого рода аргументация оказывается
несостоятельной в тех случаях, когда отдельные люди и группы людей сочетают
виртуозность в сфере капиталистических деловых отношений с самой интенсивной
формой набожности; подобные случаи отнюдь не единичны, более того, их можно
считать характерными для тех протестантских церквей и сект, которые имели
наибольшее историческое значение.
Существуют
различные формы капитализма:
политический,
авантюрный,
экономический.
Основная
форма – экономический капитализм. Он
ориентирован на постоянное развитие производительных сил, здесь важен не столько результат, сколько
процесс даже при ограничении
собственного потребления.
М.Вебер вырабатывает связь между религиозным
убеждением и духом капитализма. М.Вебер
считает, что религия
содействовала утверждению рационализма.
«Можно
считать характерным, что среди прозелитов французских гугенотских церквей,
преобладали монахи и представители торгово-промышленных кругов (купцы,
ремесленники), причем это положение сохранилось и в период преследований
гугенотов. Уже испанцам было известно, что "ересь" (то есть
нидерландский кальвинизм) способствует развитию "торгового духа"».
Важно
также отметить, что для М. Вебера было
наиболее ценно в человеческих и деловых отношениях понимание долга,
ответственности. В деловом мире очень важно понимание этики ответственности. Реальная политика
капитализма всегда целенаправленна. М. Вебер считает, что подлинные
стремления людей можно выяснить только в ходе дискуссии.
«...во
франклиновском подходе содержится гамма ощущений, которая тесно соприкасается с
определенными религиозными представлениями. Ибо на вопрос, почему же из людей
следует "делать деньги", Бенджамин Франклин действует без какой-либо
конфессиональной направленности в своей автобиографии отвечает библейским
изречением, которое он в молодости постоянно слышал от своего отца, строго
кальвиниста: " Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет
стоять над царями". Приобретение денег при условии, что оно достигается
законным путем, является при современном хозяйственном строе результатом и
выражением деловитости человека, следующего своему призванию, а эта
деловитость, как легко заметить, составляет альфу и омегу морали Франклина»
И
далее он пишет:
«Современный
капиталистический хозяйственный строй это чудовищный космос, в который каждый
отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого
остаются, во всяком случае, для него как отдельного индивида, раз навсегда
данными и неизменными».
Заключение
Социальная
теория М. Вебера исходит из
индивида, из его субъективной
осмысленности своих действий. Работа “ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА”
показывает глубину мысли М. Вебера. Многое из того, что он нам дал в своих
работах и исследованиях, широко
используются в средствах
массовой информации и в научной среде, что очередной раз показывает
значимость его работ для нашего времени.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/