Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере
Кафедра управления, административного права и
административной деятельности ОВД
Дисциплина:
Административное право
Реферат
«Административно-правовое
регулирование в социально-культурной сфере»
Введение
Культурно-воспитательная функция относится к
числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание
и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым
гражданином образования, соответствующего принятым в государственном
стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время
без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в
производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня
образованности населения и качества образования непосредственно зависит
поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в РФ область
образования провозглашена приоритетной.
Нормативно-правовой основой в данной сфере
управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и государственной
научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Вопросы
Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по
образованию» а также другие постановления Правительства, регулирующие статус
федеральных органов исполнительной власти.
1. Понятие,
содержание и административно-правовые основы
управления образованием и наукой.
Культурно-воспитательная функция относится к
числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание
и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым
гражданином образования, соответствующего принятым в государственном
стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время
без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в
производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня
образованности населения и качества образования непосредственно зависит
поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в РФ область
образования провозглашена приоритетной.
Нормативно-правовой основой в данной сфере
управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и государственной
научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Вопросы
Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по
образованию», а также другие постановления Правительства, регулирующие статус
федеральных органов исполнительной власти.
Образование представляет
собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства. Под получением образования понимается
достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня,
который удостоверяется соответствующим документом. Право на образование
является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
Наука как элемент общественного
сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая
многообразие окружающей действительности, генерирует не только новые
концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу
преобразования социальной практики. Общемировая тенденция возрастания роли
науки в социальном развитии выражается в повышении интеллектуального уровня и
культуры материального производства. Государственное управление наукой
необходимо потому, что производительные силы общества достигли таких масштабов,
что нерегулируемое их развитие может вызвать необратимые изменения в
нормальной жизнедеятельности людей на региональном и более того — на
планетарном уровне.
Государственная политика в области образования и науки основывается на
следующих основных принципах:
• гуманистический характер
образования;
• приоритет общечеловеческих ценностей;
• воспитание гражданственности,
трудолюбия, любви к Родине и семье;
• единство федерального культурного и
образовательного пространства;
• общедоступность и светский характер
образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
автономность образовательных учреждений.
Организационной основой этой политики является
Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
Реализация государственной политики в области
образования обеспечивается системой образования, основными элементами
которой являются:
а) преемственные образовательные программы и
государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
б) образовательные учреждения
различных организационно-правовых форм, типов и видов;
в) органы управления образованием,
подведомственные им учреждения и организации.
Управление образованием представляет
собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов,
направленную на непосредственное осуществление государственной политики в
области образования.
Современное управление наукой осуществляется
комплексно, т. е. с точки зрения проведения единой государственной политики,
направленной на научное обеспечение развития всей инфраструктуры общества.
Основными целями государственной политики в области науки являются:
• развитие, рациональное размещение и
эффективное использование научного потенциала;
• увеличение вклада науки и техники в реализацию
важнейших социально-экономических задач;
• укрепление обороноспособности и безопасности
личности, общества и государства;
• упрочнение взаимосвязи науки и образования.
Единую государственную научную и образовательную
политику реализуют федеральные органы исполнительной власти общей,
надотраслевой и отраслевой компетенции.
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство
образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам; Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки; Федерального агентства по науке и инновациям; Федерального агентства по
образованию.
Правовое положение Министерства образований и науки РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ
«Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» Министерство
образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной,
научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров
науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов,
интеллектуальной собственностью, а также в сфере молодежной политики,
воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство образования и науки РФ осуществляет
следующие полномочия:
1) проявляет законодательную инициативу по
вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и
подконтрольных ему федеральных служб и агентств;
2) самостоятельно регулирует порядок подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров, а также рабочих и специалистов
в федеральных образовательных учреждениях.
Министерство образования и науки РФ выполняет следующие функции:
Утверждает Перечень профессий (специальностей);
положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений
высшего и среднего профессионального образования, положения об аспирантуре и
докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях, федеральные
компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования
к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным
образовательным программам, учебным планам и другие нормативные правовые акты
по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и
подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств.
Проводит конкурсы и заключает государственные
контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для государственных нужд.
Обобщает практику применения законодательства РФ
и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Организует прием граждан, обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан,
принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок.
Обеспечивает защиту сведений, составляющих
государственную тайну.
Обеспечивает мобилизационную подготовку
Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его
ведении федеральных служб и агентств.
Организует профессиональную подготовку,
переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников Министерства.
Взаимодействует с органами государственной
власти иностранных государств и международными организациями в установленной
сфере деятельности.
Осуществляет в соответствии с законодательством
РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности Министерства и т.д.
Министерство образования и науки РФ в целях реализации полномочий в
установленной сфере деятельности имеет право:
1. Запрашивать и получать в установленном порядке
сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции
Министерства вопросам.
2. Учреждать в установленном порядке знаки
отличия в сфере образования и науки и награждать ими работников в указанных
областях.
3. Привлекать в установленном порядке для
проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и
иные организации, ученых и специалистов.
4. Создавать координационные и совещательные
органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в
установленной сфере деятельности.
5. Учреждать печатные средства массовой
информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере
деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам,
отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных
агентств.
6. Министерство образования и науки РФ в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и
надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.
Министерство образования и науки РФ возглавляет министр,
который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
Министерство образования и науки РФ полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере деятельности.
Министр осуществляет следующие полномочия:
·
распределяет обязанности между своими заместителями;
·
утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
·
в установленном порядке назначает на должность и освобождает от
должности работников Министерства;
·
решает в соответствии с законодательством РФ о государственной
службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в
Министерстве;
·
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата
Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и
численности работников, смету расходов на его содержание в пределах
утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете и другие полномочия.
Органы, осуществляющие
административно-правовое регулирование управления образованием и наукой
Согласно постановлению Правительства РФ от 6
апреля 2004 г., Федеральная служба по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства
образования и науки и является органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов
интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.
Основными функциями Федеральной
службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам являются:
а) обеспечение установленного порядка
предоставления в РФ правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а
также порядка их использования;
б) осуществление контроля и надзора за
проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и
выдача охранных документов в установленном законодательством РФ порядке;
в) регистрация прав на объекты интеллектуальной
собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки, прав в сфере
интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных
объектах интеллектуальной собственности;
г) осуществление контроля и надзора за
соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;
д) проведение аттестации и регистрация патентных
поверенных РФ и осуществление контроля за выполнением ими требований,
предусмотренных законодательством РФ.
Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет:
·
реализацию единой государственной политики и оказание государственных
услуг при проведении фундаментальных и прикладных исследований, а также в
процессе разработки перспективных технологий общегражданского назначения для
отраслей экономики и социальной сферы;
·
реализацию мер по государственной поддержке деятельности государственных
научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий,
функционирования уникальных стендов и установок, а также развития
экспериментальной и приборной научной базы и системы центров коллективного
пользования;
·
организацию работ по использованию государственных ресурсов научно-технической
информации, информационному обеспечению научной, научно-технической и
инновационной деятельности.
·
Федеральное агентство по науке и инновациям руководствуется в
своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными
договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки
РФ, а также настоящим Положением.
·
Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет свою деятельность
непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
Согласно постановлению Правительства РФ от 6
апреля 2004 г. Федеральное агентство по образованию находится в
ведении Министерства образования и науки РФ, является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных
услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные
функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики. Федеральное
агентство по образованию осуществляет:
а) организацию деятельности образовательных учреждений
общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных
услуг в области образования;
б) организацию повышения квалификации и
переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений
высшего профессионального образования и государственных научных организаций,
действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки находится в введении Министерства образования и
науки, является федеральным органом исполнительным власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Федеральная служба по надзору в сфере образования
и науки руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ,
международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства
образования и науки РФ, а также настоящим Положением.
Федеральная служба по надзору в сфере образования
и науки осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет
следующие полномочия:
·
за исполнением законодательства РФ в области образования, науки,
научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и
научно-педагогических кадров;
·
за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки
выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня
образования;
·
за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских
диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов
образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам
присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных
учреждений и иных организаций.
Взаимоотношения органов внутренних дел с органами управления
образования и науки.
МВД России является одним из ведомственных
органов управления образованием Российской Федерации. Ему подведомственна
широкая сеть учебных заведений, главной задачей которой является подготовка
высоко-квалифицированных специалистов, способных творчески и на высоком уровне
решать задачи и осуществлять функции, возложенные на данное министерство.
Многообразие этих задач обусловливает сложность системы учебных заведений,
подведомственных МВД России.
ОВД оказывают содействие органам управления
образованием в осуществлении обязательного основного общего образования, в
выявлении детей, которые не учатся, оказывают необходимую помощь в определении
их в образовательное учреждение и др.
ОВД сотрудничают с органами управления
образованием в воспитании так называемых «трудных» детей (путем обмена
информацией, проведения совместных мероприятий и др.).
Работники ОВД ведут пропаганду российского
законодательства среди учащихся, выступают перед ними по вопросам охраны
общественного порядка, пропагандируют правила дорожного движения и поведения
детей в общественных местах и т.д.
Административно-правовое регулирование
управления культурой
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на
доступ к культурным ценностям.
Под культурой в широком смысле слова
принято понимать социально-культурный облик общества — состояние в нем науки,
искусства, образования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют
культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы
поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор,
художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие
историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии;
уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.
При организации государственного управления в
понятие «культура» вкладывается более узкий смысл, означающий
одну из отраслей социально-культурного строительства. Значение последней
заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть
сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и
культурного наследия, поощрения и развития искусства, свободы творческой
деятельности, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться
культурными благами.
Государственная культурная политика (политика в
области культурного развития) представляет собой совокупность принципов и
норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению,
развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность
государства в области культуры.
Управление культурой — это
исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных
органов в целях реализации политики государства в области культурного развития,
практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.
Его содержание охватывает: организацию создания и
популяризации высокохудожественных произведений искусства, подготовку и
обеспечение распространения информации и пропаганды, организацию охраны
произведений искусства, памятников истории и культуры, а также иную
деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и
осваиваются культурные ценности.
Задачами законодательства РФ о культуре являются:
1.
Обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на
культурную деятельность;
2.
Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности
объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
3.
Определение принципов и правовых норм отношений субъектов
культурной деятельности;
4.
Определение принципов государственной культурной политики,
правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства
государства в творческие процессы.
Нормативно-правовой основой в данной сфере
управления являются Конституция РФ, Законы РФ «Основы законодательства РФ о
культуре» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов РФ», указы Президента РФ «Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти», «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти», постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры
и массовых коммуникаций РФ», «О Федеральной службе по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»,
«О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям», «О Федеральном
агентстве по культуре и кинематографии», «О Федеральном архивном агентстве»,
законодательные акты РФ и ее субъектов, иные акты государственных органов,
принятые по вопросам управления культурой.
Система и административно-правовой статус
органов управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. было
образовано Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, которому были
переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере
деятельности упраздняемых Министерства культуры РФ и Министерства РФ по делам
печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, преобразуемой
Федеральной архивной службы России, а также по вопросам межнациональных
отношений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ
«О Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ» от 17 июня 2004 г. Министерство
культуры и массовых коммуникаций РФ (Минкультуры) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств
массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам
межнациональных отношений.
Минкультуры РФ осуществляет координацию и
контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального архивного
агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального
агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны
культурного наследия.
Минкультуры РФ осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
Минкультуры РФ самостоятельно разрабатывает и
вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов,
федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, средств
массовой информации (СМИ) и массовых коммуникаций, телерадиовещания,
информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных
сетей общего пользования в сфере электронных средств массовой информации,
печати, издательской, полиграфической деятельности архивного дела;
международного культурного и информационного сотрудничества, а также
межнациональных отношений.
Минкультуры РФ осуществляет следующие полномочия:
1. Самостоятельно принимает следующие нормативные
правовые акты:
·
порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и
исходных материалов кинолетописи;
·
перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих
передаче иностранным государствам, международным организациям и (или)
вывозу из РФ, а также правила обеспечения режима их хранения;
·
положение о национальном фильме;
·
положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;
·
единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и
музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ;
·
порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного
фонда РФ, а также деятельности музеев в РФ;
·
порядок выдачи разрешений на распространение продукции зарубежных
периодических печатных изданий; правила и условия деятельности
государственных, муниципальных и других архивов РФ;
·
правила информационного обеспечения граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных
объединений на основе документальных архивов РФ;
·
-перечни документов, образующихся в процессе деятельности
федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с
указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел;
2. Проводит в установленном порядке конкурсы и
заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение
научно-исследовательских работ для иных государственных нужд.
3. Обобщает практику применения законодательства
РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере
деятельности.
4. Осуществляет функции главного распорядителя
и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства
и реализацию возложенных на Министерство функций.
5. Организует прием граждан, обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие
по ним решений и направление ответов в установленный срок.
6. Обеспечивает в пределах своей компетенции
защиту сведений, составляющих государственную тайну.
7. Обеспечивает мобилизационную подготовку
Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его
ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке.
8. Организует профессиональную подготовку
работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и
стажировку.
9. В установленном порядке взаимодействует с
органами государственной власти иностранных государств и международными
организациями.
10. Осуществляет работу по комплектованию,
хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе
деятельности Министерства.
11. Осуществляет иные функции, если такие
функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами
Президента РФ или Правительства РФ.
Минкультуры РФ имеет право:
·
запрашивать и получать сведения необходимые для принятия решений
по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
·
учреждать знаки отличия в установленной сфере деятельности и
награждать ими работников в указанных областях;
·
привлекать для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности
Министерства научные и иные организации, ученых и специалистов.
·
создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии), в том числе межведомственные;
·
учреждать печатные СМИ для публикации нормативных правовых актов,
официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к
компетенции Министерства, подведомственных федеральной службы и федеральных
агентств.
Минкультуры РФ не вправе:
·
осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по
управлению государственным -имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами
Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
·
устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ
функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
Минкультуры РФ возглавляет министр, который несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий
и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности и
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по
представлению Председателя Правительства РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ
«О Федеральном агентстве по культуре и кинематографии» от 30 июня 2004 г. Федеральное
агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг, по управлению федеральным имуществом и
правоприменительные функции в сфере культуры и кинематографии и находящимся в
ведении Минкультуры.
Роскультура осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои
территориальные органы по направлениям:
а) оказание государственных услуг в области
культуры, искусства и кинематографии;
б) ведение единого государственного реестра
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ,
Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ,
являясь его депозитарием, банка данных о культурных потерях России в период
Второй мировой войны, Государственного каталога Музейного фонда РФ,
Государственного регистра кино и видеофильмов, перечня культурных ценностей, на
которые распространяется действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных
ценностей»;
в) обеспечение соблюдения правил охраны и
использования объектов культурного наследия, сохранения культурных ценностей,
а также надлежащего состояния и использования музейных предметов и музейных
коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Роскультура осуществляет свою деятельность
непосредственно и через подведомственные организации, во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
Роскультура осуществляет следующие полномочия:
1. Проводит конкурсы и заключает государственные
контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для государственных нужд в установленной сфере
деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства.
2. Осуществляет в порядке и пределах,
определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ,
полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для
обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в
установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного
федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным
учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
3. Организует:
·
проведение государственной историко-культурной экспертизы в
отношении объектов культурного наследия, экспертизы культурных ценностей,
задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными
органами, историко-культурной и искусствоведческой экспертизы
коллекционируемого, в том числе изъятого и конфискованного оружия, патронов к
нему, копий (реплик) оружия;
·
сохранение и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций,
включенных в состав Музейного фонда РФ, находящихся в федеральной
собственности библиотечных фондов и фильмофонда, хранение исходных материалов
национальных фильмов;
·
создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных
сетей, сводного каталога библиотек РФ, современных систем безопасности
государственных музеев и библиотек.
4. Осуществляет:
·
ведение единого государственного реестра объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, Государственного свода
особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (является его
депозитарием), электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй
мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, реестра
перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ
культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога
Музейного фонда РФ, Государственного регистра фильмов;
·
реализацию от имени РФ имущественных и личных неимущественных
прав и выполнение обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций,
включенных в состав Музейного фонда РФ;
·
распоряжение в установленном порядке переданным Агентству обращенным
в собственность государства движимым имуществом, представляющим культурную
ценность, включая движимое имущество религиозного назначения;
·
распределение перемещенных в результате Второй мировой войны и
находящихся на территории РФ культурных ценностей между учреждениями культуры
в целях реального обращения этих ценностей на возмещение ущерба, понесенного
этими учреждениями культуры в результате разграбления и уничтожения их
имущества войсками бывших неприятельских государств;
·
выдачу учреждениям культуры разрешения на использование дубликатов
перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ
культурных ценностей для культурного обмена с иностранными организациями;
·
выдачу прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской
Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории;
·
выдачу удостоверений национального фильма;
·
выдачу заключений об отнесении имущества религиозного назначения
к памятникам истории и культуры федерального значения;
·
взаимодействие с органами государственной власти иностранных
государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
·
осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и
направление заявителям ответов в установленный срок;
·
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
·
- осуществляет функций главного распорядителя и
получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства
и реализацию возложенных на Агентство функций;
·
организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие
мероприятия в сфере деятельности Агентства;
·
осуществляет иные функции по управлению государственным
имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции предусмотрены
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и
Правительства РФ.
Роскультура с целью реализации полномочий имеет право:
·
давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам,
отнесенным к сфере деятельности Агентства;
·
привлекать для проработки вопросов установленной сферы
деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;
·
создавать координационные, совещательные и экспертные органы
(советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
·
осуществлять контроль за деятельностью подведомственных
Агентству организаций.
Роскулыпура не вправе осуществлять
нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции
по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или
постановлениями Правительства РФ.
Федеральное агентство по культуре и
кинематографии возглавляет руководитель, который несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций и назначаемый
на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра
культуры и массовых коммуникаций РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ «О
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» от 30 июня 2004 г., Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати,
средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных
сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации,
издательской и полиграфической деятельности.
Роспечать осуществляет свою деятельность
непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
Роспечать осуществляет следующие полномочия.
1. Проводит конкурсы и заключает государственные
контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности,
в том числе для обеспечения нужд Агентства.
2. Осуществляет в порядке и пределах,
определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ,
полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для
обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в
том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным
предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям,
подведомственным Агентству.
3. Организует проведение измерений аудитории
электронных СМИ и анализ тиражей печатных СМИ.
4. Осуществляет:
·
комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных
изданий;
·
проведение сценарных конкурсов по созданию социально значимых
телерадиопрограмм, телевизионных и мультипликационных фильмов;
·
подготовку предложения по проведению работ по изысканию новых
радиочастотных каналов и разработке радиочастотного спектра и орбитальных
позиций спутников для целей телерадиовещания, развития средств массовых
коммуникаций и распространения СМИ;
·
ведет единые общероссийские реестры СМИ;
·
принимает в соответствии с законодательством РФ решения об
управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных
производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а
также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов);
·
осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных
государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их
деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки
финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
·
осуществляет функции государственного заказчика федеральных
целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной
сфере деятельности;
·
осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и
направление заявителям ответов в установленный срок;
·
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
·
обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также
контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по
мобилизационной подготовке;
·
осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию
архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
·
осуществляет функции главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и
реализацию возложенных на Агентство функций;
·
организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие
мероприятия;
·
осуществляет иные функции по управлению государственным
имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции предусмотрены
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и
Правительства РФ.
Роспечать имеет право:
·
давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам
установленной сферы деятельности;
·
привлекать для проработки вопросов установленной сферы деятельности
научные и иные организации, ученых и специалистов;
·
создавать координационные, совещательные и экспертные
органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
·
осуществлять контроль за деятельностью подведомственных организаций.
Роспечать не вправе осуществлять
нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции
по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или
постановлениями Правительства РФ.
Роспечать возглавляет руководитель, который несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций и
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по
представлению министра культуры и массовых коммуникаций РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ
«О Федеральном архивном агентстве» от 30 июня 2004 г. Федеральное архивное
агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению
федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного
дела'.
Росархив находится в ведении Министерства культуры и массовых
коммуникаций РФ и осуществляет регулирование по направлениям:
а) оказание государственных услуг в сфере
архивного дела;
б) государственный учет документов Архивного
фонда РФ, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного
фонда РФ;
в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования,
учета и использования архивных документов.
Росархив осуществляет свою деятельность
непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
1. Организует:
·
информационное обеспечение граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений
на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, в том
числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным
документам;
·
исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц
без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление
в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные
государства;
·
работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных
экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда
РФ;
·
экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы
Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и
физическим лицам заключений о возможности их вывоза;
·
экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации,
заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в
установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности
их временного вывоза;
·
экспертизу документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за
пределы Российской Федерации, после их возвращения;
·
централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо
ценных документов Архивного фонда РФ;
·
работу федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в
установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну;
·
координацию деятельности научно-методических советов архивных
учреждений федеральных округов.
2. Осуществляет в порядке и пределах,
определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ,
полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для
обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.
3. Ведет:
·
государственный учет документов Архивного фонда РФ;
·
Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда
Российской Федерации.
4. Осуществляет:
·
функции главного распорядителя и получателя средств федерального
бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на
Агентство функций;
·
функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических
и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;
·
согласование списков источников комплектования федеральных государственных
архивов;
·
согласование перечней документов, образующихся в процессе деятельности
федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций,
с указанием сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел, инструкций
по делопроизводству федеральных органов государственной власти;
·
согласование положений о центральных экспертных комиссиях и
центральных архивах, а также иных нормативных правовых актов по архивному делу
федеральных органов государственной власти и подведомственных им органов и
организаций;
·
меры по обеспечению преимущественного права РФ на покупку архивных
документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или
комиссионной продажи;
·
экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного
дела и документационного обеспечения управления;
·
обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и
использования архивных документов;
·
контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных
за пределы РФ;
·
взаимодействие с органами государственной власти иностранных
государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5. Осуществляет прием граждан, обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан,
принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок.
6. Обеспечивает мобилизационную,
профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение
квалификации и стажировку, а также контроль и координацию деятельности находящихся
в его ведении организаций.
7. Осуществляет в соответствии с
законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию
архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства.
8. Обеспечивает в пределах своей компетенции
защиту сведений, составляющих государственную тайну.
9. Осуществляет иные функции по управлению
государственным имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции
предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
РФ и Правительства РФ.
2. Здравоохранение, физкультура и спорт,
туризм, и социальная зашита граждан как отрасль социально-культурной сферы
управления.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 39, 41)
государство охраняет труд и здоровье людей; обеспечивает поддержку семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивает
систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению
здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Здравоохранение, физическая культура и спорт,
туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями
государственного управления в социально-культурной сфере. Известно, что
динамично и поступательно может развиваться только такое государство, которое
проявляет должную заботу о подрастающем поколении и пожилых людях, обеспечивает
гуманное отношение к инвалидам, охраняет здоровье всех своих граждан и создает
необходимые условия для их достойной жизни.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» определяет
следующие термины:
Физическая культура — составная часть
культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность
духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в
целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования
его двигательной активности;
Спорт — составная часть
физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной
деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
В соответствии с Федеральным законом «О
физической культуре и спорте в РФ» государственная политика в области
физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:
1) непрерывности и преемственности физического
воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их
жизнедеятельности;
2) учета интересов всех граждан при разработке и
реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта,
признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
3) признания самостоятельности всех
физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего
Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;
4) создания благоприятных условий финансирования
физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения
России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической
культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
Туризм — это вид путешествий, в
которых развлечения и отдых органически объединяются с образовательными
целями, познанием тех или иных новых районов, стран.
Государственное управление в сфере физкультуры и
спорта осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту, в
сфере туризма — Федеральное агентство по туризму. Руководство указанными
федеральными органами исполнительной власти осуществляет Правительство РФ.
В соответствии с Основами законодательства об
охране здоровья от 22 июля 1993 г. охрана здоровья людей — это
совокупность мер политического, экономического, правового, социального,
научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического
характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического
здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни,
предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Государство гарантирует охрану здоровья каждого
человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными договорами Российской
Федерации.
Охрана здоровья граждан базируется на следующих принципах:
1) соблюдение прав человека и гражданина в
области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области
охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае
утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной
власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы
собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны
здоровья.
Основы законодательства об охране здоровья
граждан регулируют отношения граждан, органов государственной власти и
управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной
и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан
являются:
1) определение ответственности и компетенции РФ,
республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья
граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности
и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья
граждан;
2) правовое регулирование в области охраны
здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо
от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем
здравоохранения;
3) определение прав граждан, отдельных групп
населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
4) определение профессиональных прав,
обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников,
установление гарантий их социальной защиты.
Конституция РФ и Основы законодательства РФ об
охране здоровья граждан закрепляют сложную и неоднородную, с
организационно-правовой точки зрения, систему здравоохранения, в которой, в
свою очередь, в качестве самостоятельных элементов выделяются государственная,
муниципальная и частная подсистемы здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения
относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, министерства
здравоохранения республик в составе РФ, органы управления здравоохранением
автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный
комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, которые в пределах своей
компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной
политики РФ, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию
медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся
находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические,
научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические
предприятия и организации, аптечные и санитарно-профилактические учреждения,
учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического
обеспечения и иные предприятия, учреждения и организации.
Предприятия, учреждения и организации
государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной
подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в
соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
К муниципальной системе здравоохранения
относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в
муниципальной собственности лечебно-профилактические и
научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации,
аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные
учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою
деятельность в соответствии с местным законодательством.
Муниципальные органы управления здравоохранением
несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения,
обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной
помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной
территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и
лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также
лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
К частной системе здравоохранения
относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых
находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской
практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В частную систему здравоохранения входят
лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные
учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и
организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Деятельность учреждений частной системы должны
соответствовать требованиям нормативно-правовых актов федерального и
регионального значения.
Нормативно-правовой основой в данной сфере
управления являются Конституция РФ, Основы законодательства об охране здоровья
граждан, Федеральные законы «О физической культуре и спорте в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», Законы «О донорстве крови и ее компонентов», «О
трансплантации органов и тканей человека», указы Президента РФ «Вопросы
структуры федеральных органов исполнительной власти», «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «Об
утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития»,
«Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучии человека», а также другие постановления
Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.
Система и административно-правовой статус
органов управления в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе
и структуре органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. было образовано
Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которому были переданы
функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере
деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда
и социального развития РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ
«Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального
развития» от 30 июня 2004 г. Министерство здравоохранения и социального
развития РФ (Минздравсоцразвития РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения,
социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты
прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том
числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской
реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и
безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия,
уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного
обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями
труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо
опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты
труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного
обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального
партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой
миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской
службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи,
женщин и детей1.
Минздравсоцразвития РФ осуществляет координацию и
контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной
службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной
службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и
социальному развитию, Федерального агентства по физической культуре, спорту и
туризму, Федеральным медико-биологическим агентством, а также
координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования
РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы
Министерства здравоохранения и социального развития РФ», данный орган самостоятельно
осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в
Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных
законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам:
·
здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и
медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;
·
качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
·
курортное дело;
·
санитарно-эпидемиологическое благополучие;
·
уровень жизни и доходов населения; оплата труда;
·
пенсионное обеспечение; социальное страхование; условия и охрана
труда;
·
социальное партнерство и трудовые отношения;
·
занятость населения и безработица;
·
трудовая миграция;
·
альтернативная гражданская служба;
·
социальная защита;
·
демографическая политика;
·
физическая культура и спорт;
·
туризм;
·
защита прав потребителей.
Министерство самостоятельно принимает следующие нормативно-правовые
акты:
1. Положения о территориальных органах
федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству.
2. Квалификационные требования к работникам и
номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства.
3. Методические рекомендации по вопросам,
связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования
работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность,
связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и
неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях
повышенной опасности.
4. Порядок выдачи разрешений для применения
средств и методов диагностики наркомании и лечения больных наркоманией.
5. Порядок медицинского наблюдения и учета
больных наркоманией.
6. Перечень медицинских противопоказаний для
осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности,
связанной с источниками повышенной опасности.
7. Порядок организации медицинской помощи лицам,
задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы
либо административный арест.
8. Перечень медицинских показаний для медицинской
стерилизации.
9. Акты об оказании первичной медико-санитарной
помощи.
10. Порядок оказания скорой медицинской помощи.
11. Порядок оказания медицинской помощи
иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам.
12. Виды, объем и стандарты качества
специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях
государственной или муниципальной системы здравоохранения.
13. Виды и объем медико-социальной помощи,
предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
14. Порядок применения новых методов диагностики
и лечения.
15. Порядок проведения биомедицинского
исследования.
16. Положение о критериях и порядке определения
момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий.
17. Порядок проведения патологоанатомических
вскрытий.
18. Порядок деятельности семейного врача.
19. Порядок переподготовки, совершенствования
профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения
ими квалификационных категорий.
20. Перечень учреждений здравоохранения,
осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей
человека, и правила их деятельности.
21. Акты по вопросам, связанным с обращением
лекарственных средств.
22. Порядок фармацевтической деятельности.
23. Перечни должностей медицинских и
фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым
предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ
физическим лицам.
24. Порядок отпуска наркотических средств и
психотропных веществ физическим лицам.
25. Перечень инфекционных болезней, при угрозе
возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по
эпидемическим показаниям.
26. Порядок и сроки проведения профилактических
прививок по эпидемическим показаниям.
27. Национальный календарь профилактических
прививок.
28. Размеры тарифных ставок и разряды оплаты
труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы в зависимости от
предъявляемых к работникам требований и (или) отнесения работ по их сложности
к квалификационным группам.
29. Должностные оклады и другие условия оплаты
труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций применительно к
условиям оплаты труда, утвержденным Правительством РФ.
30. Порядок ведения пенсионной документации.
31. Порядок подсчета и подтверждения стажа
государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным
служащим и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в
которых включаются в стаж государственной службы.
32. Правила бесплатной выдачи
лечебно-профилактического питания.
33. Межотраслевые правила и типовые инструкции по
охране труда.
34. Типовые нормы труда.
35. Нормы бесплатной выдачи витаминных
препаратов.
36. Нормы бесплатной выдачи работникам
сертифицированных средств индивидуальной защиты.
37. Рационы лечебно-профилактического питания.
38. Перечень производств, профессий и
должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение
лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда.
39. Критерии определения степени утраты
профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации
пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и
профессионального заболевания.
40. Методические рекомендации по разработке
государственных нормативных требований охраны труда.
41. Типовое положение о комитете (комиссии) по
охране труда.
42. Порядок регистрации соглашений и коллективных
договоров.
43. Порядок финансирования мероприятий по
содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.
44. Порядок исчисления среднего заработка для
определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой
гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации по направлению органов службы занятости.
45. Акты о территориях, которые отнесены к
территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
46. Порядок подготовки и рассмотрения
предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений
на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
47. Перечни видов работ, профессий, должностей,
на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую
службу, а также организаций, в которых предусмотрено ее прохождение.
48. Нормативы оказания
физкультурно-оздоровительных услуг населению.
49. Нормативные требования физической
подготовленности, обязательные для выполнения детьми дошкольного возраста и
обучающимися в образовательных учреждениях.
50. Единая всероссийская спортивная классификация.
51. Нормативные правовые акты по другим вопросам
в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных
Министерству федеральных служб и федеральных агентств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ
«Вопросы Федерального медико-биологического агентства» от 17 декабря 2004 г. Федеральное
медико-биологическое агентство (ФМБА РФ) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций
отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения
отдельных территорий, правоприменительные функции и функции по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере
медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей
промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.
ФМБА России осуществляет свою деятельность
непосредственно и через подведомственные организации: федеральные государственные
унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения.
·
организация и осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с
особо опасными условиями труда и на отдельных территориях;
·
организация и осуществление в отдельных отраслях промышленности и
на отдельных территориях мер, направленных на выявление особо опасных факторов
физической, биологической и химической природы и устранение их влияния;
·
издание индивидуальных правовых актов в сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия и медико-санитарного обеспечения
работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда
и населения отдельных территорий;
·
оказание государственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения
и санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных
территорий, в том числе в области научной, научно-технической и инновационной
деятельности.