Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ: Административно – правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Челябинск 1998
ПЛАН.
Введение.
1.Понятие и сущность административно – правового регулирования.
2.Методы регулирования предпринимательской деятельности.
3.Взаивоотношения предпринимателя с административной властью.
Заключение.
Введение.
Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических и
социальных основ нового общества. Быстро и безболезненно по воле отдельных
личностей, партии аппарата управления преобразовать огромную страну
невозможно. Хотя ушла в прошлое жестко централизованной структуры
управления, но остается идеология людей, которую очень сложно перебороть.
Но всё же люди постепенно начинают осваивать возможности открываемые
свободой экономической деятельности, частной инициативой.
В последнее время с каждым годом всё больше увеличивается роль
предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации.
Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого
гражданина. В связи с этим все более насущней становится потребность в
административно – правовом регулировании. Но существуют и другие точки
зрения, одной из целей данной работы, разобраться в том на какую глубину
проникает административно – правовое регулирование в предпринимательскую
деятельность и на сколько оправданно глубина того или иного вида
административно- правового регулирования. Еще одной целью, является
проследить, какие изменения произошли в институте административного права –
административно – правовом (государственном) регулировании. Так как
произошли значительные изменения во всем экономическом строе страны, а
насколько изменились методы, используемые для управления субъектами
предпринимательской деятельности. Ведь переход от командно-административной
политики к рыночной экономике предусматривает и перестроение всей системы
управления. Государственное регулирование затрагивает
интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина,
предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них
как положительное, так и отрицательное воздействие. Хозяйственникам
предпринимателям нужно чтобы не было административно региональных барьеров
для движения товаров, действовала свободная от монополии добросовестная
конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый
гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы
желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из
бюджета в узко корыстных интересах (что происходит и по сей день), будет
привлекать внешние займы лишь для инвестиций. На сколько государство сможет
выполнить данные требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И на
сколько это является целесообразным? Вот наиболее важные вопросы, которые
будут рассмотрены в данной работе.
1. Понятие и сущность административно – правового регулирования.
Чтобы раскрыть сущности административно – правового регулирования
необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще. Правовое
регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и
практического аспектов»[1]. Она начинается тогда когда в целях, содержании,
требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в
упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным
образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное
представление, какого – либо органа власти, а именно то, что в сознании
массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное,
крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно – правового
акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама
норам будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в
социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический
характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю
жизнь.
Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е.
разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения
людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их
целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы,
но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их
взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного,
жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а
передают людям опыт, пример поведения в жизни.
В нормативно – правовом акте, установленном государственной властью
различают три элемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия,
обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы,
раскрывающая содержание, смысл, самого правила поведения, т.е. юридические
права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция
– часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты
государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы
соответствующей нормы. Поэтому качество нормативного аспекта правового
регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то
государственные органы формулируют юридические нормы - правила поведения.
Необходимо отметить, что любая юридическая норма является «пустым
сотрясением воздуха»[2], если ее реализация не опирается на соответствующие
организационно – государственные структуры и не обеспечивается их
возможностями. Ведь не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с
желанием их исполнить, многие, в особенности, требующие от человека
изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В
итоге можно констатировать, что
правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им
органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных
в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения
государственного аппарата. Иначе правовое регулирование это – требование
государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому
данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы
и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах
общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее
анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере
административного права.
Приступая к рассмотрению административно – правового регулирования
необходимо отметить, что, прежде всего административное право, связанное с
социальным явление получившим название «управление». В самом широком смысле
управление означает руководство чем – либо кем – либо, но необходимо
раскрыть содержание этого «управления», а так как нас интересует
административное управление, то мы рассмотрим именно государственное
управление.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественное
и зарубежное литературе. Но конституция Российской Федерации 1993 года
заменяет этот термин другим – исполнительная власть. Чаще всего органы
государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного
аппарата государственной власти или государственной администрации,
являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а
также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.М.
Козлов «государственное управление – синоним государственно –
управленческой деятельности в широком смысле и форма практической
реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».[3]
Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении
веса государственного управления в некоторых областях жизни, в первую
очередь это наблюдается в экономике. И исполнительная власть в ее
государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается
от функции непосредственного управления. На данной основе появляется
совершенно другая функция – функция государственного регулирования, что
особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть
постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь
объектов, то сейчас основным направлением является предоставление
относительной самостоятельности (в известных пределах).
Однако между государственным управлением и государственным
регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей
сути регулирование непременный элемент государственно – управленческой
деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном,
большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах.
Тем не менее, все это является условным так как «управляя, государство
регулирует, а, регулируя, – управляет». По существу государственное
управление - понятие более широкое по сравнению с государственным
регулированием. Но в то – же время, государственное регулирование в
значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющего
воздействия, т.е. налоговых, льготных и т.п., так называемых «экономических
методов управления».
Основные направления развития административно – правового регулирования
на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. – вот они:
- разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);
- установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);
- управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
- регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
- координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства;
- обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
- осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер[4].
По мнению К.С. Бельского государственное управление «знаменует собой
проявление множества управленческих связей и отношений, которые
складываются во всех ветвях государственной власти (законодательство,
управление, правосудие, прокуратура). Они образуют один вид общественных
отношений – государственно-управленческие, регулируемые административно –
правовыми нормами, которые в целом составляют важную под отрасль
административного права – управленческое право»[5].
Административно правовое регулирование охватывает все сферы
жизнедеятельности человека. Административно – правовое регулирование
следует понимать как управление определёнными процессами жизнедеятельности
человека. Некоторые люди крайне негативно относятся к данному термину,
термину административно правового регулирования или государственного
управления. Наученные горьким опытом «управления», в годы, когда
существовал СССР, люди боятся доверять государству управление в некоторых
социально – культурных областях и многие считают что, нужно исключить или
как можно больше ограничить государственное управление в этих социально –
культурных областях. Но необходимо возразить этим словам. Регулирование
всех сфер жизнедеятельности людей, но необходимо разграничивать «разумное
управление» и «слепое командование». Без управления со стороны государства
не обойтись, так как посредством управления осуществляются основные
социальные задачи государства, если не будет управления, то в нашей стране
воцарит хаос и беспредел.
Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в
условиях рыночного хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую
основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы,
формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного
обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в
государственной собственности или которые не затрагивают частный
бизнес»[6]. Государственное регулирование используется в интересах всего
общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для
ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство
выступает гарантом равных условий хозяйствования.
Методы регулирования предпринимательской деятельности.
Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно
недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде
нормативно – правовых актах. Нормативное определение предпринимательства
впервые было дано в Законе о предприятиях и предпринимательской
деятельности. Статья 1 Закона характеризует: «предпринимательскую
деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную
деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли и
осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность
в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия»[7]. Но
предпринимательской деятельностью могут заниматься не только различного
рода предприятия, но и граждане. Статья 23 Гражданский кодекс РФ принятого
в конце 94 года «Предпринимательская деятельность граждан», говорит:
«Гражданин в праве заниматься предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица с момента государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя»[8].
Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает
регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных
предпринимателей, определение оснований и пределов публичного
вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты
значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С
учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования
частной, государственной и муниципальной собственности на средства
производства и предметы труда можно выделить общее государственное
воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо
от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как
собственник своего имущества.
Управление муниципальным имуществом строится по той же схеме что и
государственным имуществом, но здесь очень велика роль местных органов
власти.
По содержанию, общий государственный контроль в сфере
предпринимательской деятельности, В. Андреев подразделяет на требования: «в
области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и
бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится
предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской
деятельности».[9]
По мнению А.В. Пикулькина главная роль в регулировании экономики
принадлежит Министерству экономики РФ.
Министерство экономики:
. «Организует и координирует разработку приоритетных направлений развития
экономики, прогноза социально – экономического развития РФ, регионов,
отраслей, секторов экономики;
. разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает
отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета;
. анализирует экономическое положение страны, основные тенденции проведения
экономической реформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития;
. осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ
по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых
программ;
. организует разработку государственной инвестиционной политики,
обосновывает структурную политику, меры по стимулированию инвестиционной
активности;
. формирует объем и структуру поставок для федеральных нужд, включая
оборону и государственный материальный резерв;
. участвует в разработке и реализации механизма стимулирования деловой
активности и поддержки предпринимательства, социальной политики;
. вносит предложения по совершенствованию структуры органов исполнительной
власти;
. лицензирует деятельность лизинговых компаний;
. организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики
по привлечению иностранных инвестиций, осуществляет экспертизу предложений
в области международного инвестиционного сотрудничества»[10].
(регистрация, лицензирование и т.д.);
3. определение порядка ведения хозяйственной деятельности;
4. установления нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности;
5. организация поддержки предпринимательской деятельности;
6. контроль за соблюдением законности;
7. введение запретов и санкций за отступление от нормативов»[11].
Одним из методов административно-правового регулирования, является
налогообложение. Законодательство о налогах включает в себя более 20
законодательных актов, основным является Закон «Об основах налоговой
системы Российской Федерации». Остальные законы посвящены видам налогов. В
РФ 15 видов федеральных налогов, а также существует более 20 видов местных
налогов. Субъектам федераций даны обширные полномочия в сфере
налогообложения, но сеть и существенное ограничение, местные органы могут
вводить налоги, составляющие не менее четверти от суммы центральных
налогов. В целях ослабления налогового бремени для производителя, для того
чтобы поддержать отечественного производителя, был издан Указ Президента
РФ от 23 мая 1994 г. «О некоторых вопросах налоговой политики». Данный Указ
предусматривает ряд мер: а) уменьшение количества налогов; б) снижение на
10-20% уровня ставок взимаемых с предприятия основных налогов; в) введение
ограниченного перечня продовольственных товаров, обложение которых налогом
на добавленную стоимость производится по ставке 10%; г) уменьшение
количества налоговых льгот. Одновременно был введен более строгий порядок
взаимоотношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами (постановка
на учет, наложение штрафов, информация о всех открытых счетах).
Необходимо отметить, что органы государственной власти всех уровней не
вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не
предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Многообразие продукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений.
Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и в соответствии с требованиями Законов
Российской Федерации от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг». Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и другими документами, устанавливающие определенные требования к качеству продукции, работ и услуг. Это регулируется тем, что государство сертификаты и иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов. Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям»[12]. Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в данном перечне. Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы
Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измерений дано в
Законе «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицы величин, средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляет Государственная метрологическая служба Госстандарта России.
Государственные органы выдвигают так же и экологические и санитарные нормы. Экологические требования к любой хозяйственной деятельности выступают как один из социальных критериев ее эффективности. Данные требования регулируются Законами: «Об охране окружающей среды», «О недрах», «О плате за землю» и т.п. Данный вид регулирования осуществляет
Госкомсанэпиднадзор России, центры государственного санитарно эпидемиологического надзора в субъектах РФ.
В юридической литературе выделяется административный надзор как составная часть государственного управления. Вот что говорит о свойствах административного надзора Д.Н Бахрах: «а) участие в определении режима поднадзорных объектов, б) проведение организационно – массовой и матерьяльно – технической деятельности, в) наблюдение за соответствующими отношениями действиями состоянием окружающей среды и материальных ценностей, г) использование разнообразных предупредительных мер, д) осуществление юрисдикционной деятельности и применение принудительных мер»[13]. Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования в экономической сфере является «функциональный контроль и надзор»[14]. Под функциональными действиями понимаются контрольно – надзорные действия, которые имеют строго целевой характер и связаны с тем или иным видом деятельности предпринимателя. Эти действия обеспечивают единство операций любого предпринимателя в рамках государственной специализированной деятельности.
Существует несколько видов функционального контроля и надзора:
1. Таможенный контроль. Таможенный контроль является одним из важнейших инструментов регулирования товарооборота и может служить инструментом защиты Российского рынка. Нормативное закрепления основ таможенного регулирования дано в Таможенном кодексе, а так же в ряде других нормативно правовых актах: «О таможенном тарифе»;
2. Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются
Центральный Банк РФ, Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с нормативно–правовыми актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Нормативной базой валютного контроля является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
3. Энергетический надзор. 12 мая 1993 г. утверждено «Положение о государственном энергетическом надзоре в РФ». Органы – Главное управление государственного энергетического надзора Министерство топлива и энергетики. Органы осуществляют надзор за проведением предприятиями мероприятий по сбережению электрической и тепловой энергии и следят за техникой безопасности.
4. Надзор в сфере трудовых отношений. Регулируется Указом Президента от 4 мая 1994 года «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда». Осуществляется Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда РФ и подведомственными ей государственными инспекциями труда субъектов РФ.
5. Существуют так же и другие органы государственного контроля:
Государственная инспекция по торговле (Госторгинспекция), качеству товаров и защите прав потребителей, и т.д.
Методы и способы регулирования предпринимательской деятельности на этом
не заканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые
основные методы и способы, используемые государственными органами для
регулирования предпринимательской деятельности.
Взаимоотношения предпринимателя с административной властью.
Вместе со становлением рыночных отношений в государстве все большее
число видных экономистов и предпринимателей считают необходимым признание
роли государства в регулировании хозяйственной и предпринимательской
деятельности. Так как опыт последних лет по «разгосударствлению» экономики
и предпринимательской деятельности наглядно показал неэффективность данного
метода ведения экономики. Сейчас происходят значительные перемены в
структуре государственной власти. А именно «отказ от отождествления
государства с административным аппаратом, децентрализация управления,
демократизация государственных институтов, усиление начал самоуправления,
признание ведущей роли законодательного регулирования общественных
отношений, прежде всего в экономической сфере, повышение уровня, класса
работы аппарата управления, за счет его информационных, аналитических,
консультативных звеньев»[15]. Именно претерпевая данные изменения, которые
должны проходить повсеместно, на всех уровнях государственных органов (весь
аппарат управления), государство сможет По-новому воздействовать на
экономические процессы и разумно регулировать предпринимательскую
деятельность. Какими же должны быть основные линии воздействия? Во-первых,
введение общих правил экономической деятельности (согласование интересов
хозяйствующих субъектов и оценка результатов их деятельности). Во-вторых,
содействие формированию благоприятной экономической среды и условий для
нормального функционирования рынка (создание и функционирование единой
денежной, финансово - кредитной систем, установление налогов, которые будут
стимулировать предпринимателя, а не «давить» его своей мощью, и иных
обязательных платежей, регулирование индекса цен, формирование важнейших
государственных программ). В-третьих, обеспечение социальных гарантий
трудящихся, повышение культурно-образовательного уровня граждан. В-
четвертых, предотвращение образования монополистических явлений в
экономике, борьба с коррупцией, преступностью в сфере экономики. В-пятых,
введение законодательного запрета государственным органам вмешиваться в
деятельность предприятий, без основательных причин, введение
ответственности за принятие ошибочных решений и за причиненные убытки.
Сейчас уже происходят некоторые изменения в государственном механизме
управления. Хотя как не прискорбно, но при выработке теории управления
государственные органы действовали «методом проб и ошибок», разовым отказом
от командно-административной системы без какой – либо выработанной
концепции и в результате разгул коррупции, произвол местных властей, и т.д.
и т.п. Сейчас исполнительные органы стали единственными властными
структурами, влияющими на экономику.
Государство расширяет свою помощь малому предпринимательству. В
соответствии с законом от 12 июня 1995 г. – это государственные программы
поддержки, это признание фондов поддержки малого предпринимательства, это
привлечение для оказания «услуг» государству, это производственно-
техническая поддержка, это содействие образованию и деятельности союзов
(ассоциаций) малого предпринимательства. Но зачастую все благие начинания
Правительства РФ, Президента РФ, Государственной думы, по более разумному
регулированию тонут в «бюрократической системе» местных органов
самоуправления. Например, Закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной
системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
разрешает местным органам самоуправления на выбор установить порядок
исчисления налога:
1. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный
доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка,
полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения
осуществляется органом государственной власти субъекта Российской
Федерации.
В чем же разница между совокупным доходом и валовой выручкой? Сам
законодатель определяет это в ст. 3 Закона.
«2. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ,
услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на
аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой
деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на
уплату процентов за пользование» т.д. и т.п. то есть все затраты.
3. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от
реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества,
реализованного за отчетный период, и вне реализационных доходов»[16]. И
областная дума, во главе с господином Давыдовым В.Ф., принимает
Постановление «О введении упрощенной системы учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства на территории Челябинской области» от
21.11.96. №596. В данном Постановлении говорится: «1. Установить для
субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территории
Челябинской области, объект обложения единым налогом организаций -
валовую выручку, полученную за отчетный период»[17]. Таким образом, органы
местного самоуправления «поддерживают» предпринимателя. Данное
постановление было принято просто «для галочки» так как реально ни один
предприниматель не будет выплачивать сначала стоимость патента, а потом еще
и 10% от валовой выручки, так как ранее принятая система налогообложения
является более мягкой по отношению к предпринимателю.
Заключение
Вот и закончена курсовая работа по рассмотрению административно-
правового регулирования предпринимательской деятельности. Проблема
административно-правового регулирования возникла сравнительно недавно, с
момента перехода от административно-командной системы к рыночной. Целью
данной работы являлось рассмотрение методов административно-правового
регулирования, возможности сужения или наоборот расширения влияния
государства на предпринимательскую деятельность. В последнее время, в связи
с повышающимся ростом предпринимательской деятельности, все более насущней
становится потребность в регулировании предпринимательства и
предпринимательской деятельности. Но данное регулирование должно исходить
из требований и потребностей предпринимателя, а не из «возможностей»
государства. На данном этапе развития предпринимательства, у государства
существует огромное количество способов и методов воздействия на
предпринимательскую деятельность. И взаимодействие власти и
предпринимательских структур приобретает все более важное значение как в
экономическом так и в политическом контексте. Предпринимательство видит в
устойчивости власти, в стабильности общества главную гарантию своего
развития. А государство приобретает в их лице экономическую поддержку и
эффективное содействование государству в достижении им социальных задач. Но
экономические проблемы как предпринимателей, так и государства должны
решаться не путем установления необдуманных и нерациональных «правил игры»
одной стороной для другой, а путем нахождения компромиссов.
Уже сейчас государство, в лице государственных органов, начинает
осознавать всю важность решения различных проблем путем согласования
интересов, (консультации и круглые столы хорошее тому подтверждение).
Сейчас необходимым является изменение отношения власти к
предпринимателю, нужно всеми силами осуществлять поддержку
предпринимательства, ведь предприниматель является основой продвижения
общества к более высокоразвитому, индустриальному государству, которое
является основой благосостояния каждого гражданина страны.
Список использованной литературы.
1. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления», М., Юридическая
литература, 1997.
2. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью»,
Государственная юстиция, №2, 1997.
3. Бахрах Д.Н. «Административное право», М., Бек, 1993
4. Бельский Н.С. «К вопросу о предмете административного права»,
Государство и право, №11, 1997.
5. Козлов Ю.М. «Административное право РФ», М., Зерцало, 1992.
6. Пикулькин А.В. «Система государственного управления», М., Закон и
право, 1997.
7. Тихомиров Ю.А. «Предприниматель и закон», М., Экономика, 1996.
8. Мамутов В.К. «Сближение современных систем правового регулирования
хозяйственной деятельности», Государство и право, №8, 1996.
9. Яни П.С. «Правоохранительные органы и предприниматель», М., Бизнес-
школа, 1997.
Список использованных нормативно-правовых источников.
1. Конституция Российской федерации 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской федерации 1994 г.
3. Закон Российской федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90.
4. Закон Российской федерации «Об обеспечении единства измерений», от
27.04.93.
5. Закон Российской федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», от 9.10.92.
6. Закон Российской федерации «Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», от 29.12.95.
7. Закон Российской федерации «Об основах налоговой системы в РФ», от
8. Закон Российской федерации «О стандартизации» «О сертификации продуктов и услуг», от 10.06.93.
9. Закон Российской федерации «Об охране окружающей природной среды», от
19.12.91.
10. Закон Российской федерации «О недрах», от 21.02.92.
11. Закон Российской федерации «О плате за землю», от 11.10.91.
12. Закон Российской федерации «О таможенных тарифах», от 21.05.93.
13. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики», от
23.05.94.
14. Постановление Челябинской обл. Думы «О введении упрощенной системы учета и отчетности … на территории Челябинской области», от 21.11.96.
-----------------------
[1] Г.В. Атаманчук «Теория государственного управления», М.: Юридическая
литература, 1997, с.207
[2]Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления» Юридическая
литература. М., 1997 с.205
[3]Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.23
[4] Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.21
[5] Бельский К.С. « К вопросу о предмете административного права»,
Государство и право №11 1997 с.19
[6] Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., «Закон и
право», 1997, с. 137-138.
[7] Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25
декабря 1990 г. ст.1
[8] Гражданский кодекс РФ 1994г. ст. 23.
[9] Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью»
Российская юстиция №2 97 с.19
[10] Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., «Закон и
право», 1997, с.141-142.
[11] Тихомиров Ю.А. «Предприниматель и закон» М. Экономика 1996 с. 127
[12] Словарь юр. терминов
[13] Бахрах Д.Н. Административное право. М.; Бек, 1993 с. 169-175.
[14] Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон. М., Экономика 1996 с. 162
[15] Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон, М., Экономика, 1996 с. 195
[16] Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95
[17] Постановление Челябинской обл. Думы «О введении упрощенной системы…»
от 25.11.96.