Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдный анализ
Генетические и средовые детерминанты когнитивного
развития: лонгитюдный анализ
Егорова М.С., Зырянова Н.М., Малых С.Б., Мешкова Т.А.,
Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д
В
последние годы появился ряд работ, свидетельствующих о существенном вкладе
наследственных факторов в процесс развития когнитивных характеристик человека.
В одном из первых лонгитюдных исследований умственного развития близнецов [8,c.
298-316] было обнаружено большее сходство профилей умственного развития МЗ
близнецов, чем ДЗ близнецов. Методологическое значение этого факта трудно
переоценить, поскольку он неопровержимо свидетельствует об участии генома в
процессе психического развития. Последующие работы подтвердили эти данные. Было
также показано, что с возрастом влияние генотипа и индивидуальной среды на
индивидуальные особенности когнитивных характеристик увеличивается, а влияние
общей среды уменьшается. К сожалению, в генетике поведения лонгитюдные
исследования, позволяющие одновременно проследить возрастные изменения
психологических характеристик и понять природу этих изменений, немногочисленны,
и практически все они выполнены либо на американской, либо на европейской
популяциях. Вместе с тем известно, что полученные закономерности могут быть
верны лишь по отношению к исследованной популяции и не могут автоматически
переносится на другие. Лонгитюдные исследования когнитивной сферы на близнецах
русской популяции до настоящего времени не проводились.
Целью
данного лонгитюдного проекта было выяснение характера генетического контроля
когнитивных характеристик в ходе развития от дошкольного до подросткового
возраста.
Методика
Выборка
МЗ и ДЗ близнецов Москвы (размер выборки указан в таблице 1) принимала участие
в лонгитюдном исследовании с 1987 года. Каждый участник лонгитюдного
исследования проходил обследование четыре раза – в 6, 7, 10 и 13-14 лет. В
программу исследования входили следующие блоки методик: а)
социо-демографические параметры семьи ( опросники , заполнявшиеся матерями
близнецов); б) средовые особенности развития близнецов ( опросник ,
заполнявшийся матерями близнецов); г) уровень полового созревания близнецов (
опросник , заполнявшийся матерями близнецов); д ) психометрический интеллект
диагностировался с помощью русской версии детского варианта теста Векслера –
WISC (индивидуальное тестирование близнецов); е) особенности когнитивной сферы
– 10 методик, позволяющих оценить структуру когнитивных свойств детей и
подростков (индивидуальное тестирование близнецов); ж) особенности личностной
сферы близнецов ( опросники , заполнявшиеся близнецами и индивидуальное
тестирование близнецов).
Блок
методик, направленных на диагностики когнитивного развития детей, содержал
разные по содержанию характеристики, однако в данной работе мы остановимся (в
связи с ограниченным объемом статьи) лишь на анализе показателей
психометрического интеллекта.
Обследование
близнецов проводилось дома. Эксперимент с членами одной пары проводился разными
экспериментаторами для того, чтобы избежать тенденции к более сходному
оцениванию МЗ близнецов. Обследование одной близнецовой пары занимало в среднем
5 часов. Для оценки внутрипарного сходства близнецов вычисляли коэффициенты
внутриклассовой корреляции Фишера и на их основе коэффициенты наследуемости.
Таблица
1. Распределение количества обследованных пар близнецов по годам
(Увеличение
выборки в 3-й и 4-й точках связано с ее пополнением новыми парами)
номер исследования
Похожие работы на - Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдный анализ
|