Деструктивность семейных отношений как фактор нарушений психического развития у детей
Деструктивность семейных отношений как фактор
нарушений психического развития у детей
В.Б.Никишина
В
настоящее время педагоги и психологи все большее внимание уделяют изучению
влияния внешней среды, в том числе семьи, на интеллектуальное и личностное
развитие ребенка. Однако в течение длительного времени в истории исследования
проблем причинной обусловленности отклонений в развитии психической сферы
детерминантами большая часть работ была посвящена определению доли генетических
и средо-вых компонентов изучаемых признаков. Все негенетические факторы
оценивались суммарно, недифференцированно и объединялись в группу средовых.
Однако невозможно оценить всю структуру причин формирования патологии, не
учитывая различий средовых условий. Поэтому необходимо выделять у каждого
обследуемого ребенка общую и различающуюся среду.
Общая
среда - это те внешние условия, которые совпадают у обследуемых (сравниваемых родственников):
образование родителей, их социальный статус, материально-экономические условия
семьи, психологические особенности родителей и т.д.
Различающаяся
среда - это те внешние условия, которые у обследуемых (сравниваемых
родственников) не совпадают: они могут обучаться в разных школах, разных
классах, ходить в различные секции и т.д.
Для
оценки влияния генетических и средовых составляющих в формировании когнитивной
и личностной сфер ребенка важными являются также параметры семейной
конфигурации: количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка,
интервал между рождениями и т.д.
Согласно
предположению ряда исследователей, тип семейных отношений определяется степенью
их конфликтности, способами разрешения конфликтов. В частности, родители, которые
не могут разрешить существующие между ними проблемы другими способами,
используют свои отношения с детьми как возможность выхода из конфликтной
ситуации. Степень включенности детей в эту ситуацию обуславливает различия в их
семейной среде. С другой стороны, дети могут разрешать свои собственные
конфликты, изменяя степень близости друг с другом, с родителями, и, таким
образом, увеличивать значимость различающейся среды.
Следовательно,
условия развития детей в одной и той же семье могут оказаться в значительной
степени не похожими: к ним по-разному относятся окружающие, они имеют разных
друзей и разные интересы, по-разному реагируют на одни и те же события и
по-разному относятся друг к другу. Важно отметить, что многие особенности
среды, которые, на первый взгляд, могут показаться «общими», при более
тщательном анализе оказываются «различающимися». Так, одно и то же семейное
событие, например, развод родителей, может быть совершенно по-разному
воспринято двумя детьми и иметь для них совершенно разные последствия.
Можно
сделать вывод, что различающаяся среда, или среда, не совпадающая у членов
одной семьи, в значительной степени определяет вариативность показателей
личностной сферы и влияет на вариативность показателей интеллекта.
Д.
Роу показал, что некоторые сре-довые условия развития могут зависеть от
генотипа: чем больше генетическое сходство между родственниками, тем более
похожим образом они оценивают условия, в которых живут.
Наиболее
последовательно генетический анализ средовых показателей был проведен в
исследовательском проекте «Различающаяся среда и развитие подростков»,
выполненным под руководством Девида Рисса. В работе сравнивалось сходство пар
подростков, живущих в одной семье и имеющих разное количество общих генов - МЗ
и ДЗ близнецы, сибсы (родные братья и сестры, живущие в одной семье) и дети,
живущие в сводных семьях (сибсы, имеющие одних и тех же родителей, но живущие с
матерью и отчимом или с отцом и мачехой; полусиб-сы, у которых совпадает только
мать или отец; сводные братья и сестры). Полученные результаты свидетельствуют
о том, что параметры взаимодействия подростков с родителями (вариативность этих
параметров) оказываются связанными с генотипом. Особенно это касается
показателей эмоциональности общения, настойчивости, включенности, асоциального
и просоциального поведения, более четверти вариативности которых определяется
генотипом. Поведенческие характеристики, которые отражают менее общие
переменные и связаны с разрешением проблемных ситуаций, как оказалось, не
испытывают влияния генотипа. Средние для всех переменных показатели
наследуемости равны 0,21 (отношение к матери) и 0,23 (отношение к отцу).
Еще
большее внимание средовым условиям развития придает Р. Кейрнс. В своих работах
этот ученый подчеркивает, что исследование именно средовых условий является
ключом для понимания механизмов генотип-средового взаимовлияния.
В
целом эти данные показывают, что исследование роли генотипа и среды в развитии
некоторой психологической характеристики должно учитывать условия, в которых
происходит развитие и в которых могут возникать разнонаправленные влияния,
изменяющие как абсолютную величину изучаемой характеристики, так и соотношение
генотипиче-ских и средовых факторов в детерминации ее вариативности.
Чем
больше выражена генетическая детерминированность изучаемой характеристики, тем
в большей степени вариабельность развития зависит от фиксированных параметров
генофонда. Чем более значительны тенденции в социальных влияниях, тем в большей
степени средовая детерминанта определяет тип и характер развития.
Если
для задержанного типа развития вклад генетической составляющей − 0,698,
то степень выраженности генетической детерминированности при У/О выше (0,872).
Для умственной отсталости, как формы психического недоразвития, характерно
более выраженное влияние генотипа.
Исследования
роли параметров общей среды в семьях детей с нарушениями умственного развития,
а именно: образование родителей, их социальный статус, род деятельности, место
жительства и т.д. − достаточно подробно представлены в работах Г.Б. Шаумарова
и других. Однако содержательное исследование параметров образа жизни с позиции
оценок одних и тех же характеристик одновременно и детьми, и родителями не
проводилось.
Для
исследования роли параметров образа жизни семьи, имеющей детей с различным типом
развития, была составлена анкета. В анкетировании принимали участие дети с
умственной отсталостью и задержкой психического развития, а также их родители.
Аналогичная процедура исследования проводилась и в группе детей с нормальным
развитием. Анкета была составлена с использованием вопросов закрытого типа и
проводилась в двух вариантах: для детей и для родителей. В первой части анкеты
содержались вопросы, касающиеся характера внутрисемейных отношений, семейных
привычек и традиций. Во второй части анкеты включались вопросы об особенностях
отношений родителей и детей. В исследовании принимали участие 182 ребенка, из
них 60 - с нормальным развитием, 62 - с ЗПР (задержкой психического развития) и
60 - с У/О (умственной отсталостью), а также 182 родителя (в таком же
количественном соотношении). Полученные результаты представлены в табл. 1,2:
Таблица
1
Результаты
исследования параметров образа жизни в семьях, имеющих детей с нормальным
развитием, задержанным и недоразвитием (F* - Фишер; α = 0,05)
№ п/п
Похожие работы на - Деструктивность семейных отношений как фактор нарушений психического развития у детей
|