Дошкольное образование: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы
Реферат
Дошкольное
образование: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы
Выполнила: Алексеева Д.Е.
Группа 4112
Проверил: доцент Прислонов Н.Н
Дубна, 2013
Оглавление
Введение
. Дошкольное образование 2008 год
. Дошкольное образование 2009 год
. Дошкольное образование 2010 год
. Дошкольное образование 2011 год
. Дошкольное образование 2012 год
. Перспективы развития
Заключение
Список литературы
Введение
"Система дошкольного образования
рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья
детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской федерации".
Важность и значимость дошкольного образования
бесспорна. Система дошкольного образования Дубны является одной из ключевых в
социальной сфере города и занимает достойное место в образовании Московской
области.
Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования представляет
разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей развития ребенка и потребностей общества. На сегодняшний день в
Дубне действуют:
· 22 муниципальных дошкольных образовательных учреждения.
· Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей
- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом "Надежда".
· Муниципальное учреждение "Центр "Детство".
· Муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия
учреждений Управления дошкольного образования Администрации города Дубны
Московской области".
1.
Дошкольное образование 2008 год
В 2008 году динамично развивалось дошкольное образование, в
полной мере реализовывалась городская программа "Развитие дошкольного
образования города Дубны Московской области на 2007 - 2009 г.г." Проделана большая работа по обеспечению доступности
качественного дошкольного образования, укреплению материально-технической базы
учреждений.
На начало 2008 - 2009 учебного года городские дошкольные
учреждения посещало 3107 человек. Оплата родителей за посещение детей в 2008 г.
составила 15,7% от себестоимости содержания ребенка в дошкольных учреждениях
города. При этом за год им было возвращено в виде компенсационных выплат почти
11,4 млн. руб.
Одним из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений
города было повышение качества дошкольного образования, предоставление каждому
ребёнку реализации своего права на индивидуальное развитие в соответствии со
своими потребностями, способностями и возможностями. Подготовлены к
обучению в первых классах школ города 435 выпускников дошкольных образовательных
учреждений. В них как и в прежние годы наблюдалась самая низкая заболеваемость
детей. По этому показателю оценки деятельности системы дошкольного образования
Дубна в очередной раз занимала второе место среди городов Подмосковья.
Укреплению здоровья детей способствовало проведение городских
спортивных мероприятий с участием родителей "Мама, папа, я - спортивная
семья", "Всей семьей - на старт! ", городской спартакиады дошкольников, системная работа по
закаливанию и оздоровлению детей в летний период.
Для обеспечения прав детей с проблемами в развитии на
дошкольное образование и подготовку к обучению в школе функционировали
логопедические группы в ДОУ №№ 8, 16, 21, 22, 23, 26, логопункты в ДОУ №№14,
17, 19, 20, 25, группы для детей с ослабленным зрением в ДОУ №20, группы для
детей - инвалидов в ДОУ №13, группы для часто и длительно болеющих детей на
базе ДОУ№№ 4, 17. По результатам анализа выпуска детей из логопедических групп
у 62% детей полностью исправлены речевые нарушения (в предыдущем году у 69% детей),
18% выпущены с условием посещения школьного логопункта. 20% детей оставлены на
повторное обучение, что обусловлено сложными диагнозами психоречевых нарушений.
У 88,5% детей, (против 79% в прошлом году) посещавших специализированные группы
по коррекции нарушений зрительного аппарата, произошло улучшение зрения по
остроте, у 88,2 - улучшение по характеру зрения. У 23,1% детей (в 2007г 35%)
зрение восстановлено до нормы. На базе всех дошкольных учреждений, имеющих в
штатах педагогов - психологов, учителей - логопедов и других специалистов
работали консультативные пункты для родителей.
Все образовательные учреждения были укомплектованы
педагогическими работниками. Из них 76% имеют первую и высшую квалификационные
категории. 51 педагог прошел подготовку на курсах повышения квалификации.
Средняя заработная плата работников дошкольного образования в 2008г. составила
12754 рубля, что на 15% выше предыдущего года, а рост средней заработной платы
педагогических работников составил 21% по отношению к 2007году и достиг 16350
рублей.
2.
Дошкольное образование 2009 год
В условиях увеличения рождаемости детей и увеличивающегося притока
иногородних молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста, Администрацией
города обеспечивалась согласованная и целенаправленная деятельность дошкольных
образовательных учреждений по предоставлению населению города качественного и
доступного дошкольного образования. Бюджетное финансирование отрасли в 2009
году составило 247,3 млн. рублей, что почти на 2% больше по сравнению с 2008 годом.
В 2009 году, чуть менее 95% детей в возрасте 3-7 посещали городские
муниципальные дошкольные образовательные учреждения и получали услуги по
дошкольному образованию. В условиях дефицита мест в детских дошкольных
учреждениях, с целью снятия напряженности и снижения очередности Администрацией
города были предприняты меры для завершения капитального ремонта Центра
развития ребенка - детского сада №2 "Росинка". Это улучшило условия
пребывания детей и позволило увеличить количество мест. За счет перепрофилирования
имеющихся групп, в других учреждениях для детей раннего возраста были
дополнительно открыты еще шесть групп.
За высокие достижения в организации учебно-воспитательного процесса и
повышения качества дошкольного образования в 2009 году дошкольные образовательные
учреждения №22 и №25 города Дубны признаны победителями Всероссийского конкурса
"Лучший детский сад России", дошкольное образовательное учреждение
№18 - лауреат Всероссийского конкурса "Лучший детский сад наукоградов
России". Опыт работы Дубны в организации дошкольного образования был
представлен на Российском образовательном форуме - 2009.
В отчетном году все дошкольные учреждения города были полностью
укомплектованы педагогическими кадрами. Среднемесячная заработная плата
работников дошкольных образовательных учреждений составила 13 тысяч 714 рублей,
что на 9,4% выше, чем в 2008 году. Среднемесячная заработная плата
педагогических работников - 16 949 рублей или на 11,9% выше, чем в предыдущем
году.
3. Дошкольное образование 2010 год
Организационной основой муниципальной политики в сфере дошкольного
образования города является целевая программа, рассчитанная на 2010 - 2012
годы.
В 2010 году существующая сеть дошкольных образовательных учреждений
изменилась - появились два автономных образовательных учреждения № 22 и 23.
Детские учреждения посещают около трёх тысяч детей.
Показателем доступности дошкольного образования является размер
родительской платы за содержание детей в городских детских садах. Родительская
плата в 2010 году равнялась ста рублям в день, что составляет 19% от
себестоимости содержания ребёнка. Общая сумма льгот, предоставленная родителям
по оплате, составила за 2010 год - 3 миллиона 225 тысяч рублей.
Мониторинг численности детей, охваченных дошкольным образованием, в
городе Дубне показывает, что наполняемость детских садов детьми постоянно
возрастает. В период с 2009 по 2010 год она увеличилась с 2 тысяч 792-х до 2
тысяч 844-х детей. Вместе с тем, очередь в детские сады не уменьшается - на
сегодняшний день не хватает более 500 мест.
Приоритетными направлениями в работе образовательных учреждений,
подведомственных Управлению дошкольного образования города Дубны, остаются
охрана и укрепление здоровья детей. Наукоград Дубна по-прежнему занимает
лидирующие позиции по самым низким показателям заболеваемости в Московской
области - второе место.
4.
Дошкольное образование 2011 год
В 2011году муниципальные дошкольные учреждения посещали 2 тысячи 864
ребенка, что составляет 62% от общей численности детей в возрасте до 7 лет,
проживающих на территории города Дубны.
К началу 2012 года за счет открытия дополнительных групп практически
решена проблема с очередностью для детей в возрасте старше трех лет. Все дети
этой возрастной категории, родители которых обратились за получением места, имеют
возможность посещать городские детские сады и проходить обучение по основной
общеобразовательной программе дошкольного образования.
Основу имеющейся в городе очереди на места в дошкольные учреждения
составляют дети возраста до трех лет. Самая большая очередность сохраняется в
районах Большой Волги и Черной Речки.
Для уменьшения очереди проводятся различные мероприятия, в том числе -
проведена подготовительная работа по открытию первого в городе семейного
детского сада. Он открыт на базе дошкольного учреждения №2 "Росинка",
в многодетной семье, проживающей в микрорайоне Большой Волги.
На протяжении последних пяти лет Дубна стабильно входит в пятерку городов
Московской области по самой низкой заболеваемости детей, посещающих дошкольные
учреждения.
Важной составляющей работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья
детей является активная физкультурно-оздоровительная работа.
В октябре 2011 года состоялась городская конференция для родителей
"Физкультура и спорт в каждом доме", участниками которой стали более
трёхсот родителей, педагогов и медработников.
Результаты работы по сохранению здоровья детей, наглядно демонстрируют
показатели посещаемости детей. Среднеобластной показатель посещаемости ДОУ -
159 дней в году, в Дубне - 171 день.
Воспитанники детского дома "Надежда" в течение года дважды
прошли диспансеризацию состояния здоровья, в летний период 15 человек отдохнули
и укрепили здоровье в санаториях Подмосковья.
В городе создана и результативно работает система
коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих
ограниченные возможности здоровья. На сегодня 24 ребёнка-инвалида посещают
дошкольные учреждения города Дубны.
Была продолжена работа по обеспечению условий функционирования
образовательных учреждений. Проведены текущие ремонты кровель ДОУ №21,22,
частичные ремонты внутренних помещений начальной школы-детского сада №7, ДОУ
№25.
Расходы на содержание и развитие муниципальных дошкольных образовательных
учреждений составили 12% городского бюджета отчётного года. Плата родителей в
соответствии с действующим законодательством, не превышала 20% от стоимости
содержания, а для родителей многодетных семей она составляла не более 10%.
В 2011году детсады города посещало 250 детей из многодетных семей. 24
ребёнка из категории детей-инвалидов были полностью освобождены от родительской
платы за детский сад. Сумма предоставленных льгот этим категориям граждан
составила 2 миллиона 805 тысяч рублей. В течение года более 16 миллионов рублей
возвращено родителям в виде компенсации части родительской платы.
С целью повышения экономической и юридической самостоятельности
образовательных учреждений, в исполнение Федерального закона Российской
Федерации. №83-ФЗ, - все дошкольные учреждения в 2011 году переведены в новый
правовой статус.
Проведена работа по переходу на новый механизм финансирования
образовательных учреждений: от финансирования затрат на содержание к
финансированию образовательных услуг в виде субсидии на исполнение
муниципального задания.
5. Дошкольное образование 2012 год
Доля детей в возрасте от одного года до семи лет, охваченных
организованными формами дошкольного образования к общему количеству детей,
проживающих в городе, составило - 75%, для сравнения по Московской области -
63%.
Главным достижением работы города Дубны в 2012 году можно считать
ликвидацию очередности на места в муниципальные дошкольные учреждения для детей
с трех лет и старше.
Для обеспечения "прозрачности" очередности, удобства для
родителей, с октября 2012 года Управлением дошкольного образования введена для
постановки детей на учет и выделения мест в детских садах города
"электронная очередь", с которой можно познакомиться и
зарегистрироваться на сайте http://dubna.naukosad.ru/.
В конце 2012 года администрацией города было принято решение о передаче
одного из двух зданий детского дома, расположенного по адресу ул. Курчатова,
д.17, под группы для детей от полутора до трех лет для ДОУ №30
"Малыш". Летом 2013 года запланировано открытие ясельных групп.
В 2012 году была продолжена работа по обеспечению условий
функционирования подведомственных образовательных учреждений. Проведены
капитальные и частичные ремонты кровель, был продолжен ремонт внутренних
помещений начальной школы - детского сада №7, а также проведены частичные
текущие ремонты во всех учреждениях. На участках восьми дошкольных учреждений
установлено новое спортивное и игровое оборудование.
Плата родителей в соответствии с действующим законодательством, не
превышала 20% от стоимости содержания ребенка, а для родителей многодетных
семей не более 10%. В течение 2012 года родительская плата за содержание
детей в дошкольных учреждениях не повышалась. При этом в течение года, 16, 893
млн. рублей возвращено родителям в виде компенсации части родительской платы из
средств областного бюджета.
Заработная плата педагогических работников повышалась трижды в течение
года. В декабре 2012 года она превысила среднюю заработную плату в отрасли и
составила 31 517 рублей.
В основе разработки перспектив в настоящее время лежит Муниципальная долгосрочная
целевая программа "Развитие дошкольного образования в городе Дубне
Московской области в 2013 -2015 г.г.". Основной целью данной программы
является обеспечение государственных гарантий прав каждого ребенка на
качественное и доступное дошкольное образование в городе Дубне Московской
области. Задачи программы:
) Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества
дошкольного образования.
) Оптимизация образовательного пространства в сфере оказания услуг
по дошкольному образованию.
) Сохранение и укрепление здоровья детей, посещающих дошкольные
учреждения города.
) Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности, условий
формирования здоровьесберегающей среды дошкольных учреждений.
) Укрепление материально-технической базы муниципальной системы
дошкольного образования.
) Стимулирование и обеспечение условий для профессионального
развития работников системы дошкольного образования.
) Дальнейшее развитие городской системы психолого - педагогической
поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Механизм реализации программы
Программа будет реализовываться через систему планирования, мониторинга
состояния и качества муниципального дошкольного образования.
Мероприятия Программы будут конкретизироваться в годовых планах
Управления дошкольного образования, годовых планах подведомственных
образовательных учреждений.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Совет депутатов города
Дубны Московской области и Администрация города Дубны Московской области.
Ежегодно, не позднее 1 марта последующего года в Управление экономики и
планирования Администрации города Дубны Московской области и Совет депутатов
города Дубны Московской области предоставляется Годовой отчет, по окончании
срока действия - Итоговый отчет по реализации Программы. В отчетах анализируется
выполнение запланированных мероприятий, дается оценка эффективности и степень
достижения запланированных результатов. Годовой и Итоговый отчеты утверждаются
заместителем главы, курирующим дошкольное образование.
Планируемые качественные и количественные показатели
(индикаторы) эффективности реализации Программы
Результатом реализации Программы станет создание условий для
предоставления каждому ребенку дошкольного возраста, проживающему на территории
города Дубны Московской области качественного и доступного дошкольного
образования.
Эффективность выполнения Программы оценивается по показателям и
индикаторам, характеризующим состояние и динамику уровня доступности, создания
условий для обеспечения качественного дошкольного образования.
Состав целевых показателей и индикаторов Подпрограммы определен таким
образом, чтобы обеспечить:
охват всех наиболее значимых результатов проведенных мероприятий,
наблюдаемость значений (индикаторов) в течение срока реализации
Подпрограммы.
В перечень показателей (индикаторов) включены следующие показатели:
Задачи Программы
|
Целевые показатели
|
Единица измерения
|
Планируемые значения
показателей по годам
|
|
|
|
2013г.
|
2014г.
|
2015г.
|
1.Обеспечение доступности
дошкольного образования
|
- Доля детей в возрасте от
1,5 до 7 лет, охваченных организованными формами дошкольного образования, в
общей численности детей от 1,5 до 7 лет, нуждающихся в услугах дошкольного
образования.
|
%
|
75%
|
82%
|
100%
|
2. Создание условий для
повышения качества дошкольного образования в рамках выполнения муниципального
задания ДОУ
|
- Доля ДОУ, участвующих в
электронном мониторинге оценки качества образования -Доля ДОУ, имеющих свои
сайты и публикующих открытые публичные отчеты.
|
%
|
100% 100%
|
100% 100%
|
100% 100%
|
3.Обеспечение условий
безопасности жизнедеятельности, условий формирования здоровьесберегающей
среды дошкольных учреждений
|
-Доля ДОУ, внедряющие
эффективные здоровье сберегающие программы и технологии. -Доля ДОУ,
обеспеченных средствами антитеррористической защищенности и пожарной
безопасности.
|
% %
|
100% 100%
|
100% 100%
|
100% 100%
|
4. Укрепление
материально-технической базы муниципальной системы дошкольного образования.
|
- Доля ДОУ, соответствующих
ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования. - Доля ДОУ, оснащенных современным технологическим оборудованием
пищеблоков. -Доля ДОУ, оснащенных необходимым игровым оборудованием на
участках. - Доля ДОУ, имеющих оснащенные медицинские кабинеты.
|
% % % %
|
81% 85% 36,4% 100%
|
90% 95% 59% 100%
|
100% 100% 82% 100%
|
5.Укомплектованность
кадрами, стимулирование и обеспечение условий для профессионального развития
работников системы дошкольного образования.
|
-Укомплектованность
педагогическими кадрами -Доля педагогических работников с высшим
образованием. -Доля руководителей, прошедших курсовую подготовку по
менеджменту в образовании (нарастающим итогом) - Доля педагогических
работников, прошедших курсовую подготовку по актуальным вопросам дошкольного
образования (нарастающим итогом) - Количество ДОУ, участвующих в конкурсном
движении.
|
% % % % %
|
96% 43,6% 25% 55%
60%
|
98% 45% 50% 85%
100%
|
100% 46% 100% 100%
100%
|
6. Дальнейшее развитие
городской системы психолого-педагогической поддержки семьи, имеющей детей
дошкольного возраста
|
- Количество ДОУ, имеющих
консультативные пункты для родителей по вопросам дошкольного воспитания. -
Количество ДОУ, размещающее материалы по вопросам воспитания детей на сайте
ДОУ, городских СМИ
|
единиц единиц
|
8 22
|
22 22
|
22 22
|
Заключение
дошкольный образование демографический россия
На сегодняшний день система дошкольного образования Дубны
является одной из ключевых в социальной сфере города и занимает достойное место
в образовании Московской области. За период с 2008 - 2012 г.г. Наблюдается
положительная динамика в каждой сфере дошкольного образования.
Программа намеченная на 2013-2015 гг. является более чем
перспективной и реальной для выполнения. В процессе ее реализации решатся
проблемы и недостатки действующей системы и в результате к 2015 году, мы
получим безупречное дошкольное образование.
Список литературы
1. Отчет
главы города Дубны за 2008 г. Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/
. Отчет
главы города Дубны за 2009 г. Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/
. Отчет
главы города Дубны за 2011 г. Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/
. Отчет
главы города Дубны за 2012 г. Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/
. Муниципальная
долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в городе
Дубне Московской области в 2013 - 2015 годах" Электронный ресурс http://www.naukograddubna.ru/education/Dowkolnoe_obrazovanie/