Гитара, виуэла, лютня - история, традиция, культура
Гитара, виуэла, лютня - история, традиция,
культура
Введение
…Двигались
только руки. Он воображал,что из его гитары вытягиваются нитии наматываются на
рога минотавра.Могущество, которое бурлило в нем,стекало с кончиков пальцев в
гитаруи затем заполняло пространство,которое лежало между ними.
Роджер
Желязны "Подмененный".
В
интернете гитаристике отведён специальный раздел. Cтоит посмотреть рейтинги
музыкальных сайтов, и станет ясно, насколько популярна гитара в нашей стране.
Хотя, конечно, в основном в интернете ищут аккорды для гитары, но, хвала
Всевышнему, времена, когда гитара в нашей стране воспринималась как инструмент
для аккомпанемента к какой-нибудь песенке про резинового ёжика с дырочкой в
левом боку, уже прошли. А с "дырочкой в боку" сейчас могут
посодействовать не только ёжику. Но не будем отклоняться от темы. Гитара, её родственники виуэла и лютня - музыкальные инструменты, выйдя
за рамки аккомпанирующих, каждый в своё время, создали богатую инструментальную
культуру, свой обширный репертуар. В наше время рост популярности ГИТАРЫ грозит
затмить все другие музыкальные инструменты. Вот что говорит о гитаре маэстро Лео Брауэр:
“Фактически
гитара - один из немногих малых инструментов (к ним можно причислить также
клавесин и блок-флейту), которые не только сохранились, но и развиваются,
растут. Сегодня она способна говорить современным языком, а наследие ее
простирается от эпохи Ренессанса до наших дней. Мы поистине миллионеры,
располагающие невиданным богатством репертуара, тембровых красок,
выразительности! Многие инструменты обладают магией, но у многих ли есть такая
история? У нас есть все!”.
Когда
гениальнейшего гитариста XX столетия Андреса Сеговию спросили, к какому
времени он относит появление гитары, он ответил следующее:
«О,
это было очень давно… Аполлон страстно влюбился в Дафну. Однажды он задушил её
в своих объятиях, и Дафна превратилась в лавровое дерево. Из этого священного
дерева и была сделана первая гитара. Мне нравится считать её дочерью Аполлона,
ведь она дитя Солнца».
Этот
поэтический ответ маэстро попал в самую точку, но попробуем отойти от языка
метафор и выяснить, когда и каким образом гитара, виуэла и лютня вошли в
инструментальную музыкальную культуру, для этого углубимся в историю.
Хордофоны
(от греческого c o r d h - струна и j w n h - звук) – музыкальные инструменты,
источником звука которых служит натянутая струна – возникли в глубокой
древности. В настоящее время класс хордофонов включает огромное количество
инструментов: щипковых, смычковых и ударных струнных. На заре истории
человечества прообразом первого струнного инструмента, по-видимому, стал лук
первобытного охотника. Звук натянутой тетивы – мог привлечь внимание романтика
времён неолита, а может быть и мезолита. Так, на севере Пиренейского полуострова,
на стенах скальных убежищ, обнаружены изображения охотников, стреляющих из
лука, различные "бытовые" сцены, например, изображающие сбор мёда
диких пчёл, - свидетельствующие о высоком уровне первобытной культуры уже со
времени верхнего палеолита.
Восстановить
картину возникновения первых музыкальных инструментов в доисторический период
практически невозможно. В дошедших до нашего времени образцах наскальной
живописи и пластики каменного века нет места бытовым сценам - изобразительное
искусство той эпохи связано с магическими обрядами (во всяком случае, других
объектов первобытного арта почти нет), а сами музыкальные инструменты, если и
существовали тогда, то, естественно, не сохранились. Можно лишь догадываться об
истоках истории музыкальных инструментов, и почти наверняка первые из них были
ударными. В качестве прародителя современных струнных инструментов многие
исследователи выдвигают "музыкальный" лук. Меняя натяжение тетивы,
сгибая и разгибая дугу лука, можно менять высоту звука, издаваемого тетивой, но
звук в этом случае получается слабым. Для усиления звука необходим был
резонатор, одним из первых резонаторов, вероятнее всего, стал тот, который
предложила Мать-Природа. Это мог быть панцирь черепахи или корпус высушенной
тыквы – подарок, переданный музыкальными инструментами, считающимися самыми
древними, - ударными.
Инструменты,
имеющие форму лука, нижняя часть которого соединена с резонатором и в которых
используются одна или несколько струн, имеют достаточно протяжённую во времени
традицию, их можно встретить и в настоящее время у некоторых народов Африки,
Передней Азии и Евразии. Технические возможности таких инструментов, конечно,
невысоки, и инструменты, в соответствии с требованиями исторической эпохи,
продолжали совершенствоваться.
Струнные
инструменты, снабженные шейкой, насчитывают историю не одного тысячелетия.
Самые ранние сохранившиеся свидетельства существования струнных инструментов,
снабженных шейкой, - это скульптурные изображения Месопотамии, которые
относятся примерно ко II тысячелетию до н. э. В них запечатлены инструменты с
небольшим корпусом, который был сделан, наподобие лиры, из панциря черепахи или
из тыквы (обтянутой, по всей видимости, кожей). У древних щипковых инструментов
первоначально шейка выполняла задачу усиления прочности инструмента, у которого
появилось несколько струн фиксированной настройки. Непосредственное развитие
этой конструкции вызвало к жизни арфу, псалтериум, гусли и т.п. О применении на
этих инструментах, на заре их развития, флажолетной техники можно только предполагать.
Способ изменения высоты звука струны путем изменения её длины посредством
прижимания к грифу стал использоваться значительно позже, функцию ладов на
раннем этапе развития хордофонов могли выполнять куски жильных струн,
обмотанных вокруг грифа. В качестве такого свидетельства, можно рассматривать
традицию лауда. Поиски
улучшения выразительности и усиления громкости, а также певучести звука,
привели к необходимости использования смычка, т.к. подушечка пальца, прижимая
струну к грифу без порожков, - глушит звук, но это уже история смычковых
струнных инструментов.
Богатые
музыкальные культуры древнего мира возникли на Ближнем Востоке. Высокого уровня
достигло музыкальное искусство в Древнем Египте. Страна обладала
высокоразвитой, разнообразной инструментальной культурой. Музыка, вероятно, не
записывалась, но передавалась от одного поколения к другому, запечатлённая в особой системе
движений рук при управлении хором. Этот способ широко распространился
впоследствии по культурному миру под названием хирономического (от греч. хиро -
рука), однако существует гипотеза, что египтяне пользовались также
иероглифической нотацией. Египтяне играли на продольных флейтах, дуговых и угловых
арфах, лютняхс длинной шейкой, - особенно привлекает внимание т.н. нефер, что в
переводе означает красота. Именно нефер, по мнению Элен Шарнассе, явился
прообразом щипковых инструментов, использовавшихся в Европе раннего
средневековья. Наиболее высокого развития в Древнем Египте достигло, вероятно,
исполнение на художественно расписанной деревянной арфе, особенно в ансамблях.
Оно с большим искусством и точностью запечатлено на многих рельефах и
художественных росписях. Струны арф, изготовлявшиеся из крупного пальмового
волокна, издавали звук нежный и певучий. О том почёте, каким была окружена арфа
и искусство игры на ней, говорит знаменитая “Песнь арфиста” - одно из высоких
достижений древнеегипетской поэзии. Прославленные певцы, исполнители, руководители
ансамблей поднимались, по своему статусу, близко к фараонам.
Надо
заметить, что в древние времена хорошие музыканты во многих странах Востока
пользовались не только успехом у публики, - этого у музыкантов не отнимешь и
сейчас, - но и занимали высокие посты в государственной иерархии. Первыми
музыкантами-профессионалами были, вероятно, храмовые жрецы, хотя, конечно, были
и музыканты-рабы, призванные игрой и пением услаждать слух своих господ. В
Ассирии профессиональные музыканты и певцы почитались выше всех государственных
чиновников. По своему рангу они шли непосредственно за богами и царями, имена
их, путём соответствующих записей, сохранились в веках. В правление одного из
царей год был назван именем начальника музыкантов - Ина-ики-иаллак. Известно, что
иудейский царь Иезекия (ок. 700 г. до н.э.) откупился от Ассирийского царя
Сенахериба не только деньгами, но и тем, что отдал ему всех своих придворных
певцов и певиц (Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.
Л., 1973, с.6.).
Древние
государства Шумера, Вавилонии и Ассирии были расположены в бассейне Тигра и
Евфрата. За три с лишним тысячелетия до н. э. возникла музыкальная культура
Шумера. Этот народ создал высокую инструментальную культуру. Уникальный
памятник шумерской эпохи - дошедшая до нашего времени табличка с поэтическим
фрагментом на шумерском и ассирийском языках и клиновидной нотописью -
древнейший из всех известных нашей науке (III тысячелетие до н. э.). Как
предположил известный немецкий музыковед Курт Закс, это запись арфового
аккомпанемента вокальной мелодии пентатонного строя. “Арфа повторяет мелодию в
унисон, одновременно аккомпанируя созвучиями из двух-трёх тонов - квартами,
квинтами, октавами, секундами” (Закс Курт. Музыкальная культура Вавилона и
Ассирии. В кн.: Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937, с. 103-104.).
Другая
музыкальная культура, громко и властно заявившая о себе на Ближнем Востоке, -
сирийская. Она была одною из первых, положивших в основу своей системы
четырёхзвучную диатоническую структуру, широко освоенную также греками, так
называемый тетрахорд. Её мелодии, особенно впечатлявшие лирически-вдохновенным
распевом, ещё за две тысячи лет до н. э. распространились по странам Востока,
проникли в Грецию (о них писали Платон и Аристид), а в начале средневековья
составили одну из интонационных основ византийской музыки (гимны) и
литургических песнопений на западе Европы. Сирия - родина пяти- и семиструнной
лиры, двойного гобоя, возможно, многострунной арфы. В распространении сирийской
музыки по другим странам большую роль играли финикияне, которые вели широкую
заморскую торговлю и располагали обширными культурными связями. Их города Тир и
Сидон славились музыкальным искусством, эмоционально перенасыщенным,
чувственным и блестящим. Потому вызывало оно суровое осуждение со стороны
древнегреческих философов, ратовавших за строгую чистоту художественного стиля
и нравов.
Следующей,
на мой взгляд (R68), важной культурой - является музыкальная культура Индии,
впоследствии повлиявшая в какой-то мере, по мнению некоторых исследователей, на
такое интересное явление, как фламенко. На протяжении по крайней мере
пяти тысячелетий Индия выработала и сохранила глубоко оригинальную культуру,
которая принадлежит к великим достижениям мировой цивилизации. Богатый песенный
и инструментальный фольклор составил плодородную почву для
высокохудожественного профессионального искусства. Классическая музыка Индии
возникла в глубокой древности в органической связи с поэзией и танцем, под
влиянием религии и мифологии. “Сангита” - древнее понятие, оборачивающее этот
синтез искусств. Светская профессиональная музыка Древней Индии достигала
наиболее ярких кульминаций в периоды общего расцвета индийской культуры: после
победы Индии над войсками Александра Македонского, особенно в империи Маурьев в
правление царя Ашоки (III век до н. э.), а также при династии Гупта (IV – V
века н.э.). Древняя Индия создала для своей музыки особую оригинальную нотацию.
В дополнение к основным нотным знакам сложилась система линий, черт, точек –
для обозначения регистра, альтертаций, ритма, интервалов. Система эта действует
и поныне. Из инструментов следует отметить наиболее любимую в Индии щипковую
вину, пережившую тысячелетия и упоминаемую ещё в Ведах. От других струнных вина
отличается тем, что у неё два резонатора. Помимо обычного - у основания, она
имеет у грифа второй, изготовленный из выдолбленной тыквы.
Особая
внутренняя сосредоточенность является одной из характерных черт индийского
стиля музыкальной интерпретации. Она восходит к глубокой древности, когда
певцы, а иногда и инструменталисты пели или играли порою с закрытыми глазами,
как бы снимая внешние впечатления, могущие возмутить и вызвать рассеяние
цельного, в себе замкнутого лирического образа. Это не значит, что манера
музыкальной интерпретации у индийцев лишена выразительности. Наоборот, её внутренняя
динамика ярка, разнообразна и, видимо, составляет очень древнюю традицию.
Музыка
в Древней Греции была главным образом вокальной. Основное же назначение
инструментов заключалось в сопровождении пения. Любимыми инструментами греков
были струнные щипковые: форминга, лира и кифара, почитавшаяся наилучшей для
возвышенного музицирования. Корпус её был плоским и выделывался из дерева. При
игре кифарэд прижимал его к груди правой рукой, левой же перебирал струны -
числом от четырёх и более.
Взаимоотношения
Востока и Запада, в том числе и в области культуры, всегда привлекали и
привлекают внимание историков, археологов, филологов, искусствоведов. Трудно
назвать другую европейскую страну, столь тесно связанную с Востоком, как расположенная
на крайнем западе континента Испания. Именно об Испании известный отечественный
востоковед И. Ю. Крачковский говорил: “Здесь прошлое даёт нам яркий пример
шаткости границ между Востоком и Западом, когда речь идёт о развитии мировой
культуры”. Дважды в течение последних трёх тысяч лет на Пиренейском полуострове
развивалась типично восточная культура, хотя и приобретавшая здесь некоторые
своеобразные черты. Сначала это происходило в древности, когда на юго-востоке
Испании жили финикийцы (см. выше), а потом в средние века, когда полуостров
стал ареной развития блестящей арабской цивилизации. За 200 – 150 лет до н. э.
на полуострове утвердились римляне. Ко времени Цицерона и Юлия Цезаря южная
часть Испании романизировалась, а её музыкальная культура подчинилась
эстетическим направлениям и вкусам, доминировавшим в поздней античности.
Сначала в Александрии, а затем и в Риме получил яркое развитие новый
театральный жанр - пантомима. Место трагического актёра занял танцовщик. Если
хор не исчез со сцены, то центр тяжести переносится в инструментальное
сопровождение. Новая аудитория ищет новых ритмов, более подчёркнутых, и если на
римской почве танцовщик отбивал метр с помощью “scabelli” (деревяшки на
подошве), то эпиграммы Марциалла говорят о танцовщицах из испанского Кадиса со
звонкими кастаньетами (crusmata). Важно отметить в эту эпоху увлечение
инструментальной музыкой, против которой направлены ожесточённые нападки
испанских “отцов церкви”. Тем не менее, в качестве пережитков в гимнах
католической церкви звучало многое из иберо-римской музыкальной культуры;
метричность языческих гимнов пробила себе путь сквозь “прозаический”, свободный
ритм музыки раннего христианства.
Все
выше перечисленные культуры оказали прямое или опосредованное влияние на
формирование репертуара и конструкции щипковых инструментов, которым посвящена
данная статья.
Решающий
момент в истории щипковых инструментов - появление нового резонаторного
корпуса, состоящего уже из трёх частей: нижней деки, верхней деки и двух
обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н.
э. С возникновением инструмента юаня (в наши дни не употребляемого) и юкина,
верхняя дека которого сделана из цельной деревянной пластины.
Начиная
с этого времени, как отмечает Э. Шарнассе, инструменты, сходные с гитарой,
широко распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный образец одного из таких
инструментов запечатлён на фризе буддийского монастыря Эртама близ Термеза
(Узбекистан), фрагмент которого хранится в Эрмитаже. Однако пока ещё не существует
точной датировки этого фриза: он может быть отнесён к периоду между I веком до
н. э. и III веком н. э.
Дальнейшие
серьёзные сдвиги в развитии щипковых инструментов надо искать позднее – в средних веках (см. навигацию статьи
ниже списка основных источников).
Список литературы
Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Шарнассе
Э. Шестиструнная гитара /от истоков до наших дней/. М., Музыка, 1991.
Розеншильд.
К. История зарубежной музыки /вып.I/. М., Музыка, 1978.
Испания
и Португалия. М., ОГИЗ "Советская энциклопедия" 1947.
Отюгова
Т., Галембо А., Гурков И. "Рождение музыкальных инструментов". Л.,
Музыка, 1986.
Циркин
Ю.Б. Финикийская культура в Испании. М., Наука 1976.
Вейнберг
И.П. ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. М., Наука, 1986.
Музыкальный
журнал "Мир гитары" №1 1991г.
Вайсборд
Мирон. "Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века". М., Советский
композитор, 1989.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/