Сфера поддержки
|
Способы поддержки
|
Финансы
|
1) Гранты начинающим 2) Субсидии
государственным МФО и гарантийным фондам
|
Модернизация основных
средств предприятия
|
1) Субсидирование %
ставок по кредитам 2) Субсидирование покупки нового оборудования 3) Лизинг
оборудования
|
Инновационная
инфраструктура
|
1) Центры кластерного
развития 2) Региональные центры инжиниринга 3) Центры прототипирования 4)
Центры сертификации, стандартизации и испытаний
|
Экспорт
|
Социальные инициативы
|
1) Субсидии социально-ориентированным
субъектам МСП 2) Молодежное предпринимательства 3) Народные художественные
промыслы
|
Информационно-консультационная
поддержка
|
Центры поддержки
предпринимательства
|
Специальная
инфраструктура
|
1) Бизнес-инкубаторы 2)
Промышленные парки и технопарки
|
Источник: Доклад Минэкономразвития «Государственная поддержка малого и
среднего предпринимательства в 2016 году»
Что касается финансовой поддержки, для повышения уровня
предпринимательской активности осуществляется программа выдачи грантов. Конечными
ее получателями могут стать предприниматели, действующие менее 1 года.
Приоритетными получателями грантов являются безработные, молодежь, бывшие
военные, молодые семьи с детьми, многодетные семьи, воспитывающие инвалидов (с
2015 года). Максимальный размер гранта - 500 тысяч рублей.
В рамках финансовой программы производится субсидирование процентов
по кредиту, приобретения оборудования и лизинговых договоров в размере до 15
миллионов рублей.
С 2015 года микрофинансовые организации выдают микрозаймы размером
до 3 млн. рублей под процентную ставку не более ключевой ставки Банка России на
начало календарного года и на срок не более 3 лет. В настоящее время действуют
73 региональных МФО.
Содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом
экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой
конкуренции и решению долгосрочных социальных задач.
Комплекс мер направлен как на стимулирование роста общего числа субъектов
предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно
достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так и на изменение отраслевой структуры
малых и средних компаний, в том числе:
· сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в
сфере торговли - до 20% ;
· рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как
здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука - до 50%;
· рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей
промышленности, - в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).
К 2020 году планируется достичь следующие целевые показатели:
· доля малого бизнеса в ВВП - 30%
· доля малого бизнеса в занятости - 30%
· доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов
предпринимательства - 80%.
Однако, несмотря на проводимые программы и несмотря на то, что в политике
государства проблеме развития малого бизнеса предписывается, казалось бы,
определяющая роль, если посмотреть на динамику развития МСП (см. п. 1.2), то,
по сути, «мы топчемся на месте». Для продвижения вперед необходим инновационный
подход к формированию благоприятной как микро-, так и макросреды в целом для
функционирования малых и средних предприятий.
2.3 Рекомендации по совершенствованию современной системы
государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Для качественного изменения сложившейся ситуации в России целесообразно
разработать эффективную систему комплексной поддержки и стимулирования МСП,
используя передовой международный опыт развитых европейских, азиатских стран и
США, а не продолжать акцентировать внимание на прямую поддержку или различное
льготирование как можно более широкой массы субъектов МСП. Необходимо создание
специализированных инфраструктурных институтов целевого содействия сектору МСП,
а также институтов инновационного развития экономики в целом.
На наш взгляд, децентрализованный подход к государственному
регулированию малого и среднего бизнеса является основополагающим фактором
эффективного подхода к поддержке сектора МСП. Децентрализация заключается в
осуществлении поддержки из различных центров и уровней в пределах страны
(региональный, муниципальный). Такой вывод следует из специфики малых и средних
предприятий, которая выражается в очевидно сильной привязанности ограниченной
хозяйственной деятельности МСП к локальным, местных рынкам и ресурсам.
Для становления реально действующей децентрализованной системы
государственного регулирования необходимо исходить из модернизации в
совокупности правовых и экономических систем страны для привлечения
заинтересованности региональных и муниципальных уровней управления. Рассмотрим
пути модернизации каждой из систем поподробнее.
Правовая система поддержки сектора МСП представляется порядком устаревшей. На
взгляд автора, говоря о №209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации», который является основной для
деятельности субъектов МСП и регламентирует все, что с ней связано,
представляется разумным применить опыт США и сегментировать систему
разграничений (критериев) по отнесению предприятий к субъектам малого или
среднего бизнеса не по количественным признакам (число занятых, оборот), а
все-таки сделать упор на качественное разграничение по уровням зрелости
(уровень развития предприятия) и видам экономической деятельности. Данное
изменение необходимо в силу повышения эффективности именно адресной поддержки,
ведь законодательно закрепленные принципы типизации субъектов МСП будут
способствовать разумной именно целевой поддержки группы субъектов МСП в
реальном секторе экономии, промышленно-инновационной деятельности, которые
нуждаются в особых формах и инструментах поддержки, других, нежели предприятия,
например, в торговом секторе.
Эффективность работы органов власти всех уровней в большинстве своем
зависит от трех составляющих: предоставляемых им полномочий, имеющихся в
распоряжении ресурсов для исполнения своих обязанностей, а также стимулов для
их качественного выполнения. В связи с этим, идеи по модернизации
экономической системы для более эффективной работы поддержки сектора МСП
заключаются в следующих аспектах: стимулирование поддержки субъектов МСП на
региональном и муниципальном уровнях может быть осуществлено (помимо
существующей системы распределения субсидий) путем направления всех налоговых
поступлений именно от субъектов МСП в региональные и муниципальные бюджеты. Тем
самым появится заинтересованность региона (муниципалитета) в постоянных и
регулярных поступлений дохода от налогов, перечисляемых субъектами МСП, что
повлечет за собой стимул поддержки и развития малых и средний предприятий в
своем регионе.
В подтверждение разумности предложения развития эффективной
децентрализованной системы поддержки отметим, что практика поддержки малого и
среднего предпринимательства зарубежных стран показывает, что эффективный
региональный механизм управления и развития бизнеса позволяет функционировать
субъекту малого и среднего предпринимательства как слаженному хозяйственному
организму, в результате чего достигается высокая доходность как самого
субъекта, так и бюджетная эффективность региона, в котором он функционирует.
В большинстве анализируемых стран основной целью поддержки МСБ является
не прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами,
а создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов МСБ
в целом, а также облегчение доступа МСБ к заемным ресурсам (прежде всего -
посредством реализации гарантийных программ). В странах с наиболее развитым
сегментом МСБ (например, в Швейцарии) регулятивные практики сводятся к
минимуму: упрощается система регулирования МСБ и пересматриваются нормы,
предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так
и в сфере торговли. При этом налоговая политика в отношении малых и средних
предприятий отличается особой лояльностью.
На наш взгляд, основными факторами развития субъектов малого и среднего
предпринимательства является предпринимательская активность, которая, в свою
очередь, зависит от целостного развития всех элементов социально-экономический
системы и институциональной среды поддержки. Схематично модель формирования
потенциала малых предприятий представлена ниже:
Рисунок 7 Модель формирования потенциала малых предприятий
Источник: составлено автором по Овчинникова А.В. Концепция
государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на
федеральном и региональном уровнях // Вестник Удмуртского университета/ 2015.
№4 С.61-63.
Если следовать пути развития этих систем, это может привести к росту
предпринимательской активности, что приведет к повышению качества и
устойчивости взаимодействия всех субъектов рынка.
Для построения системы повышения потенциала малых предприятий требуется
разработка механизмов взаимодействия национальной, региональной экономики,
крупного корпоративного сектора на следующих уровнях:
· система образования и исследований является источником
инноваций, обеспечивает предприятия компетентной рабочей силой; механизм
взаимодействия экономических агентов на этом уровне обеспечит также трансферт
технологий и знаний;
· основой финансовой системы «продуктивной дезинтеграции»
являются банки, инвестиционные компании, аффинированные финансовые структуры
крупных предприятий, которые способны оказывать необходимую поддержку
предпринимательским инициативам в области взаимодействия;
· взаимодействие на уровне государственных и общественных структур
может стать основой проектов регионального развития, которые служат
материальными стимулами для привлечения инвестиций; задача этого уровня
· деловая среда: построение моделей устойчивого взаимодействия
малых, средних, крупных предприятий; от типа установленных связей между
экономическими агентами зависят модель, сложность и специализация
производственных процессов;
По итогам проведенного анализа к наиболее действенным мерам по поддержке
МСБ, принятым в мировой практике, и которые могут быть адаптированы в России,
можно отнести:
. Налоговые льготы МСБ приоритетных для экономики страны отраслей,
а также предоставление налоговых льгот инвесторам, осуществляющим вложения в
малые и средние предприятия.
На основе исследованного зарубежного опыта автором предлагается
усовершенствовать программу налоговых каникул для индивидуальных
предпринимателей, которая существует на данный момент в России. Помимо
предоставления права пользования нулевой налоговой ставкой в первые два года
существования предприятия разумно ввести и дальнейшие послабления в виде уплаты
25% обычной ставки налога в третий год функционирования предприятия, 50% - в
четвертый, 75% - в пятый, и только с 6го года вводить полную налоговую ставку.
. Упрощение системы регулирования МСБ и актуализация норм,
предъявляемых к МСБ.
Автором предлагается создать систему филиалов Корпорации по развитию
малого и среднего предпринимательства в крупных центрах каждого федерального
округа России, а также систему подразделений на муниципальных уровнях для
оказания более эффективной и централизованной поддержки субъектов МСП, ее
мониторинга и контроля на всех уровнях бюджетной системы страны.
. Обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному
заказу.
. Проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации собственных
программ поддержки МСБ.
. Увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного
покрытия) по инвестиционным кредитам МСБ.
В большинстве случаем размер гарантий, выдаваемых МСП Банком, составляет
50% размера кредита, в то время как в других странах (США) гарантии выдаются на
обеспечение 75% кредита.
. Предоставление целевых льготных кредитов (в том числе инновационным,
экспортоориентированным и производственным предприятиям).
Конкретным примером льготы по кредиту может быть освобождение субъектов
МСП от выплат по кредиту в первые 2 года с возможностью долгосрочного
возвращения долга.
. Внедрение специальных программ, поощряющих уже добившихся успеха
бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям, в обмен на предоставление
определенных льгот.
. Создание гибкой системы государственной поддержки, предусматривающей
предоставление денежных средств малым и средним предприятиям в условиях
замедления экономики и развитие системы оздоровления МСБ.
Развитие кооперации малого и крупного бизнеса, то есть совершенствование
системы субконтрактации будет способствовать росту числа МСП, созданию новых
рабочих мест, а также сбалансированному росту экономики России. Основные
преимущества для малого бизнеса в ходе кооперации с крупным - это, прежде
всего, возможность получить гарантированное количество заказов, выйти на
межрегиональный и международный рынок.
Кроме того, в зарубежной практике исследований сектора МСП есть наглядные
примеры того, что развитие субконтрактации малого и крупного бизнеса приводит
не только к количественным изменениям - росту числа МСП, но и к качественным
изменениям на малых и средних предприятиях. Такие качественные изменения
обусловлены совершенствованием системы управления производством, внедрением продуктивных
бизнес-моделей.
Правительства и частный сектор по всему миру изыскивают более действенные
способы улучшения инвестиционного климата, повышения
конкурентоспособности, увеличения объемов торговли в физическом и стоимостном
выражении, содействия инновациям и предпринимательству - все эти факторы
являются составными элементами стратегий успешного экономического роста.
Инвестиционный климат является, грубо говоря, отражением совокупной
экономической ситуации в стране, регионе - он характеризует сложившееся
социально-экономические, правовые, социально-культурные условия, которые, в
свою очередь, определяют качество предпринимательской инфраструктуры,
возможность и эффективность инвестирования, а также степень рискованности
инвестиционной деятельности в целом.
Рассматривая понятие инвестиционного климата, деловой среды в разрезе с
субъектами малого и среднего предпринимательства, стоит отметить, что развитие
одного невозможно без развития другого. Ведь развитие предпринимательства
невозможно без благоприятных условий для ведения бизнеса в целом, а
количественное и качественное развитие предпринимательских структур в свою
очередь влияет на инвестиционную привлекательность страны естественным образом.
Соответственно, развитие инвестиционного климата в РФ может выступать как одна
из действенных мер государственной поддержки субъектов МСП.
Говоря о благоприятном инвестиционном климате и его характеристиках,
правильным будет привести пример ежегодного исследования группы Всемирного
банка «Ведение бизнеса» (Doing Business),
оценивающего степень простоты осуществления предпринимательской деятельности в
189 странах на основе 10 индикаторов - регистрация предприятия, получение
разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения,
регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов,
налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и
разрешение неплатёжеспособности.
Что касается Российской Федерации, мы значительно улучшили свои позиции в
рейтинге за последние годы - по совокупному значению индекса поднялись с 120-го
на 51-е место преимущественно благодаря реализации «дорожных карт»
(утверждаются Правительством РФ), созданных рабочими группами Национальной
предпринимательской инициативы (НПИ) под руководством Агентства стратегических
инициатив (АСИ).
В соответствии с рейтингом Doing Business в России
созданы благополучные условия для обеспечения исполнения контрактов (дела
судопроизводства, разрешение коммерческих споров), а также по вопросу
регистрации прав собственности мы находимся на 8-м месте из 189 стран (срок
процедуры регистрации сокращен с 30 до 10 рабочих дней). Однако ситуация с
получением разрешения на строительство и международной торговлей оставляет
желать лучшего - Россия по данным критериям находится на 119 и 170 местах
соответственно.
Агентство (АСИ), в свою очередь, главной целей своей деятельности
выделяет стимулирование реализации стратегических проектов в бизнесе,
социальной сфере, системе кадров, улучшение инвестиционного климата страны в целом.
АСИ был внедрен региональный инвестиционный стандарт и создан первый
национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, который
составлялся на основе 4х показателей, включая степень поддержки малого
предпринимательства в субъектах.
Анализируя результаты рейтинга по данному показателю, стоит отметить, что
примерно в 30% регионов (24 из 76 исследуемых) имеют плохой уровень
государственной поддержки МСП. Это является негативным фактором, пагубно
влияющем на итоговую оценку инвестиционной привлекательности данных регионов. К
ним относятся в большинстве своем регионы Приволжского (Оренбургская область),
Сибирского (Иркутская область, Республика Тыва) и Центрального (Рязанская
область, Смоленская область) федеральных округов.
На взгляд автора, решение проблем государственной поддержки малого
бизнеса должно быть сконцентрировано в первую очередь в «проблемных» регионах
посредством предоставления целевых преференций их муниципальным бюджетам
(выделение субсидий, снижение ставок по кредитованию, развитие инфраструктуры
поддержки), а также мониторингом за их исполнением.
Необходимо создание благоприятной макросреды для функционирования малых и
средний предприятий, которая должна создавать зрелую институциональную основу
российской экономики. Под институциональной средой понимается создание
дееспособной правовой и нормативной системы, устранение административных
барьеров, качественное статистическое исследование и наблюдение за
деятельностью МСП.
Подводя итоги, можно сказать, что институт государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства должен не только регулировать развитие
субъектов МСП, но и воздействовать на деловую среду предпринимательства через
систему мер общеэкономического характера, концентрируя свое внимание на отдельных
регионах нашей большой страны, что позволит превратить малый бизнес в драйвер
развития государства и его субъектов.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА КАК ИНСТРУМЕНТ
ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
.1 Нормативно-правовая база реализации государственного и
муниципального заказов в Российской Федерации
Неотъемлемым условием эффективного функционирования конкурентной рыночной
экономики является конструктивное сбалансированное взаимодействие
предпринимательских структур и государственной власти. Государственное
регулирование экономики посредством государственного заказа является значимым
инструментом поддержки системы предпринимательства всех уровней, субъектов
малого и среднего предпринимательства в том числе, выражающийся в двух основных
макроэффектах:
) Экономический - стимулирование отдельных отраслей национальных
хозяйств, финансово-кредитная политика для кредитования участников размещения
госзаказа;
) Социальный - эффект направлен на упорядочение и подъем
деятельности социальных сфер экономики (образование, здравоохранение и т.д.).
Государственные закупки сами по себе представляют собой процесс
приобретения на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения
государственных нужд. Государственные закупки охватывают практически все сферы
рынка, включая, например, ремонт помещений, строительство госучреждений,
приобретение медикаментов и т.д.
В настоящий момент отношения, направленные на обеспечение государственных
и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 №
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Основная часть положений Закона № 44-ФЗ вступила в силу 1 января 2014 года,
отдельные положения - в более поздние сроки (март 2014, июль 2014, апрель 2015
года). Полностью данный закон начнет действовать с 1 января 2017 года.
Был проведен сравнительный анализ двух Федеральных законов, указанных
выше, и сделан акцент на льготах, подставляемых субъектам малого и среднего
предпринимательства. Результаты приведены в Приложении 1.
Кратко обобщая результаты данного анализа, следует выделить следующее:
Закон о контрактной системе №44-ФЗ указывает на обязательность осуществлять
закупки у субъектов МСП в объеме не менее 15% совокупного годового
объема закупок, при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна
превышать 20 миллионов рублей.
В соответствии же с № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц» годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в
размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема
договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. Также заказчик
обязан разработать, утвердить и опубликовать в ЕИС перечень товаров, работ и
услуг, закупки которых ведутся только у субъектов малого и среднего
предпринимательства. Этот перечень должен охватывать не менее 10% от
совокупного годового объема закупок заказчика (в стоимостном выражении).
Если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 50
миллионов рублей, заказчик обязан осуществить закупки у субъектов малого и
среднего предпринимательства. Если начальная цена договора превышает 50
миллионов рублей, но не более 200 млн руб., заказчик вправе осуществить закупки
у субъектов МСП;
Стоит отметить, что законодательство по вопросу государственных закупок,
особенно в отношении малого и среднего предпринимательства, претерпевает регулярные
изменения и дополнения. Например, в марте было принято Постановление
Правительства РФ, вследствие которого при осуществлении проведения конкурса, в
которых участниками закупок являются только участники субъектов малого и
среднего предпринимательства, заказчик праве не устанавливать требования
обеспечения контракта.
В ноябре 2015 года был утвержден перечень из 35 крупнейших
государственных копаний, которые обязаны 10% от совокупного объема закупок
совершать у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также 21 марта 2016 года было подписано Распоряжение Правительства РФ, в
котором указан перечень юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку
инновационной и высокотехнологичной продукции у субъектов МСП. В него вошли 90
компаний с государственным участием, в том числе такие крупнейшие организации
как ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком», ОАО «РЖД», Государственная компания
«Российские автомобильные дороги» и т.д..
Далее, был утвержден перечень конкретных заказчиков, чьи планы закупок
подлежат оценке соответствия требованиям законодательства об участии субъектов
МСП в закупке. В соответствии с критериями размера годовой выручки (за 2015 год
- не менее 2 млрд рублей) в перечень включены 135 заказчиков в 44 субъектах РФ.
При этом такие заказчики на этапе планирования должны будут соблюдать годовой
объем планируемых закупок, участниками которых могут являться только субъекты
МСП, в размере не менее 10%.
Предполагается, что уполномоченные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации начнут проведение оценки соответствия в
отношении указанных 135 заказчиков регионального уровня с 1 мая 2016 года.
Аналогичную функцию в отношении 35 крупнейших заказчиков с 1 декабря 2016
года осуществляет Корпорация МСП. Так, в I квартале 2016 года общий объем
планируемых закупок 35 крупнейших заказчиков у субъектов МСП составил 245,2
млрд. рублей (за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 общий объём прямых закупок
составил 62,7 млрд. рублей). При этом прирост объема планируемых закупок с 1
января 2016 г. составил 111,3 млрд. рублей (в среднем около 9 млрд рублей в
неделю). Средняя доля прямых закупок у субъектов МСП составила 24,3 % (от 10 до
75 %), что в 2,4 раза превышает установленную квоту (10 %), а номенклатура
расширена в 2,7 раза - с 8 427 до 22 324 позиций. Общий объем заключенных
договоров с субъектами МСП за 1 квартал 2016 г. 35 крупнейшими заказчиками уже
составил 112,3 млрд. рублей (за период с 01.07 по 31.12.2015 общий объём прямых
закупок составил 62,7 млрд рублей).
Таким образом, с 1 мая 2016 года начнет действовать двухуровневая
система, направленная на увеличение доли закупок у субъектов МСП и
предусматривающая:
· проведение Корпорацией МСП оценки соответствия в отношении 35
конкретных заказчиков федерального уровня и 54 отдельных заказчиков федерального
уровня;
· проведение уполномоченными органами субъектов Российской
Федерации оценки соответствия в отношении 135 конкретных заказчиков
регионального уровня.
По оценке экспертов Минэкономразвития, в России ежегодный объем закупок
органов власти составляет 8,4 трлн. руб., еще на 8 трлн. руб. закупают
государственные корпорации, компании с государственным участием, естественные
монополии и учреждения. Таким образом, более 22% ВВП распределяется через рынок
государственных закупок, и он выступает мощным инструментом экономической
политики.
Однако, несмотря на намеченную тенденцию к расширению доступа субъектов
МСП к государственному и муниципальному заказу, модернизую законодательства по
этому вопросу, необходимо отметить существующие проблемы и ограничения, не
позволяющие субъектам МСП участвовать в государственных и муниципальных
закупках с полной уверенностью.
Первая проблема - обеспечение контракта. Как было упомянуто выше по
тексту, совсем недавно было введено Постановление, которое разрешает закупщикам
не устанавливать обеспечение при осуществлении закупок только у субъектов МСП.
В других же случаях, обеспечение по контрактам должно платится от начальной
цены, что является достаточно большой проблемой для участия в закупках для МСП.
В процессе проведениях конкурсов, торгов начальная цена контракта порой
существенно снижается (в 2-3 раза), поэтому автором предлагается внести
поправки в законодательство и установить правила расчета обеспечения от
«победной цены», что оказалось бы существенно облегчающим фактором для малого и
среднего бизнеса. У предприятий в таком случае будет оставаться больше денег в
собственном распоряжении, появится возможность эффективного их вложения в
дальнейшее производство.
Также решение данного вопроса обеспечения контрактов может быть
следующее: допустим, компания (субъект МСП) более трех лет добросовестно
участвует в закупках, честно исполняет контракты, не срывает сроки, к ней нет
никаких предписаний со стороны закупщиков. Автор предлагает ввести льготу в
виде разрешения снятия требования обеспечения к таким компаниям, так как такое
предприятие наглядно показало, что оно является добропорядочным партнером.
Данная мера также выступит стимулом для участия субъектов МСП в государственных
и муниципальных закупках, снизит риск ухода предприятий в тень или их
перерегистрации.
Вторая проблема - начисление штрафов и пени за нарушение обязательств. В
случае нарушения обязательств по контракту поставщиком, то есть субъектом
малого и среднего предпринимательства, в соответствии с законодательством он
обязан уплатить 10% штрафа и пени за каждый день прострочки. Что же касается
заказчика - для него установлен штраф в размере 2,5% за каждый день просрочки.
С точки зрения автора, малый и средний бизнес и государственный заказчик
должны выступать как равноправные стороны государственного контракта, однако
выполнение данного условия пока не происходит. В связи с этим, одной из
рекомендаций автора выступает уравновешивание ответственности как заказчика,
так и поставщика за нарушение условий контракта. Например, установление штрафа
и пени в размере 5% стоимости контракта для обеих сторон.
В плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития
экономики и социальной стабильности в 2015 году контрактная система
государственных закупок (заказов) рассматривается в качестве одного из
важнейших инструментов поддержки импортозамещения, развития
высокотехнологичного производства, стимулирования малого и среднего
предпринимательства. Конкурентный и прозрачный рынок государственных закупок
будет способствовать активизации предпринимательства и частной инициативы, что
чрезвычайно необходимо экономике нашей страны.
.2 Оценка влияния вовлеченности субъектов малого и среднего
предпринимательства в федеральную контрактную систему на развитие сектора малого
и среднего предпринимательства
В соответствии с проектом Стратегии развития малого и среднего
предпринимательства Российской Федерации на период до 2030 года, одним из
целевых индикаторов ее реализации является увеличение оборота субъектов МСП в
2,5 раза по отношению к 2014 году.
Если данную задачу получится осуществить, то доля субъектов малого и
среднего бизнеса соответственно возрастет и в ВВП страны, что также является
приоритетным направлением политики Правительства РФ. В подтверждение данному факту
было проведено авторское исследование корреляции между динамикой внутреннего
регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения и динамикой оборота
субъектом МСП (рис. 8).
Рисунок 8 Корреляционное поле взаимосвязи результативного (ВРП на душу
населения, млн. руб.) и факторного признака (оборот субъектом МСП, млн руб.)
В ходе исследования были проанализированы данные Госкомстата в период с
2005 по 2014 годы. Выбор показателя ВРП на душу населения (а не как привычно
используемого ВВП) объясняется тем, что при расчете ВРП не учитывается
добавленная стоимость, создаваемая от деятельности в области обороны страны,
услуг государственного управления и некоторых других услуг, оказываемых
обществу в целом за счет средств федерального бюджета. На взгляд автора, анализ
оборота именно субъектов малого и среднего предпринимательства во взаимосвязи с
ВВП было бы неверным, так как субъекты МСП не участвуют в вышеприведенных видах
деятельности.
Анализ полученных результатов выявил, что коэффициент детерминации R^2, который является универсальной
мерой зависимости одной случайной величины от других, показывает, что
зависимость ВРП на душу населения от оборота субъектов МСП есть, причем очень
сильная. Корреляция между этими двумя показателями составляет почти 98%, что
говорит о сильной линейной зависимости между показателями.
Также из уравнения регрессии, приведенного на Рисунке, можно сделать
вывод о том, что при увеличении оборота субъектов малого и среднего бизнеса на
1 миллион, ВРП на душу населения увеличивается на 0,00000008 миллиона
(интерпретация линейного коэффициента), то есть на 0,8 рублей.
Одним из эффективных способов поддержки и, соответственно, увеличения
оборота субъектов МСП является привлечение предприятий к участию в
государственных закупках, нормативная база проведения которых была рассмотрена
в предыдущем пункте.
Действуя в рамках правового поля, субъекты МСП напрямую зависят от
государственной и региональной политики. На практике за счет государственных и
муниципальных закупок происходит сильное стимулирование производства небольшими
фирмами, что приводит к развитию конкурентоспособности и повышению качества
товаров. Со стороны малых предприятий участвовать в государственных закупках
весьма выгодно, так как одной из проблем стагнации развития малого и среднего
бизнеса является отсутствие спроса на производимую ими продукцию, а в случае с
государственным или муниципальным заказом заказчиком выступает государство или
муниципалитет соответственно.
Автором был проведен корреляционный анализ зависимости оборота субъектов
малого и среднего предпринимательства от доли стоимости контрактов, заключенных
с субъектами МСП по процедурам, проведенным для субъектов МСП для муниципальных
нужд, в процентах к общей стоимости контрактов, заключенных по результатам
проведенных торгов и запросов котировок и предложений (далее - долей участия
субъектов МСП в муниципальных закупках).
Однако, в связи со сложностями в поиске надлежащей информации (Единая
информационная система в сфере закупок запущена в работу, но информационные
базы не до конца обновлены), данные были взяты всего лишь за период с 2010 по
2014 годы.
Результаты исследования приведены на корреляционном поле (рис. 9).
Рисунок 9 Корреляционное поле взаимосвязи оборота субъектов МСП и их доли
в муниципальных закупках
Интерпретируя получившиеся показатели, можно говорить о наличии слабо
выраженной корреляционной взаимосвязи между исследуемыми показателями на данный
момент, однако тенденция к увеличению взаимосвязи уже явно определилась.
Можно выделить следующие причины данной ситуации: во-первых, данные были
взяты за короткий временной ряд вследствие отсутствия информации конкретно по
доли субъектов МСП в муниципальных и государственных закупках. Во-вторых,
следует отметить важный факт: буквально в последний год было принято
большинство распоряжений и поправок в законодательные акты, регулирующие
закупочную деятельность. Как отмечалось ранее, только в 2014 году было
кардинально изменено законодательство в сфере государственных и муниципальных
закупок. Была введена федеральная контрактная система, результаты введения
которой, кстати, можно наблюдать уже сейчас - из Рисунка 10 видно, что доля
субъектов МСП в муниципальном заказе в 2014 году возросла с 6,3% до 13,6%, что
само собой является положительной тенденцией.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что государственные закупки
в состоянии повлиять на развитие субъектов МСП. Однако наглядно это можно будет
увидеть (например, в корреляционной зависимости) лишь спустя какое-то время,
когда вступят в силу все установленные Правительством льготы для участия
субъектов МСП в государственных и муниципальных закупках.
Вовлечение субъектов малого предпринимательства в государственные и
муниципальные закупки направлено на решение проблем не только малого бизнеса,
но и региона в целом. Выявлению и устранению проблем развития субъектов РФ
может способствовать выработка оптимальной стратегии развития региональной
экономики, где главной целью является улучшение условий, уровня, образа и
качества жизни каждого человека, благоприятности места жительства людей, а
также обеспечение комплексного и сбалансированного развития региона.
Говоря о результативности нынешней действующей федеральной контрактной
системы, функционирующей на базе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
следует привести некоторые факты из Доклада о результатах мониторинга
применения данного Федерального закона от 5 апреля 2013 г. в 2015 году.
В нем говорится, что контрактная система стала действенным механизмом
поддержки субъектов МСП. В качестве оплаты только по прямым контрактам малому
бизнесу было направлено более 490 млрд. рублей, что на 41% превышает
аналогичный показатель в 2014 году. Также утверждается, что по предварительным
оценкам, с учетом субподрядных договоров установленная 15% квота закупок у
малого бизнеса выполнена в полном объеме.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что в целом выбран
правильный путь на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.
Более того, велики шансы, что изменение законодательства и внесение в него
поправок, которые были осуществлены в последние полгода, принесут свои плоды в
ближайшем будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы.
Специфика, содержание и основная роль малых и средний предприятий
заключается в:
· активном участии субъектов МСП в формировании конкурентной
среды и ликвидации монопольного влияния;
· формировании активного среднего класса как основы становления
гражданского общества, снижении безработицы в целом.
Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую
деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных,
установленных законами, критериях, которые и определяют сущность данного
понятия. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса
разнятся в разных странах.
Динамика развития сектора малого предпринимательства в Российской
Федерации характеризует собой трехэтапное развитие, начиная с вступления в
1987г. в силу Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
На данный момент наблюдается стагнация сектора малого и среднего
предпринимательства, количество вновь создающихся предприятий меньше, чем
ликвидирующихся, уходящих в тень, что не дает количественного и качественного
прироста субъектов МСП и увеличения их доли в ВВП страны.
Для выявления возможности по созданию эффективных мер поддержки, которые
бы способствовали развитию малого предпринимательства в нашей стране, была
рассмотрена зарубежная практика государственной поддержки МПП: в США и в
некоторых странах Евросоюза.
На основе данного анализа были сделаны следующие выводы:
ü необходимо делать акцент на создание благоприятной деловой
среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России;
По мнению автора, без благоприятного инвестиционного климата, который
подразумевает под собой совокупность качества предоставляемых государственных
услуг с общим уровнем развития конкуренции, в каждом из субъектов РФ, говорить
о качественном увеличении субъектов МСП с возможностью их длительного
существования не предоставляется возможным. Государством уже проводится
подобная региональная политика, мониторинг состояния субъектов МСП в регионах,
однако об ее эффективности можно будет сказать через определенное время.
ü увеличивать налоговые льготы, в особенности для МСП
приоритетных для экономики страны отраслей, а также предоставлять налоговые
послабления инвесторам, вкладывающимся в малый сектор;
Примером данных льгот и послаблений может быть усовершенствованная
программа налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей. По мнению
автора, программа должна предоставлять помимо права пользования нулевой
налоговой ставкой в первые два года существования предприятия еще и дальнейшие
послабления в виде уплаты 25% обычной ставки налога в третий год
функционирования предприятия, 50% - в четвертый, 75% - в пятый, и только с 6го
года вводить полную налоговую ставку.
Данная мера была бы актуальна и для микропредприятий, доля которых среди
всего сектора субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 41%.
ü стимулировать кооперацию крупного бизнеса с малым;
ü автором предлагается создать систему филиалов Корпорации по
развитию малого
и среднего предпринимательства в крупных центрах каждого федерального
округа России, а также систему подразделений на муниципальных уровнях для
оказания более эффективной и централизованной поддержки субъектов МСП, ее
мониторинга и контроля на всех уровнях бюджетной системы страны (на примере
структуры поддержки субъектов МСП в США);
ü предоставлять льготные кредиты, а также увеличивать
государственные гарантии по инвестиционным кредитам;
Конкретным примером льготы по кредиту может быть освобождение субъектов
МСП от выплат по кредиту в первые 2 года с возможностью долгосрочного
возвращения долга.
ü развивать венчурное финансирование, создавать венчурные
фонды, которые бы поддерживали разработки НИОКР, привлекали инвестиции на
развитие высокотехнологичной продукции.
Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что в экономике
высокоразвитых стран, имеющих крупные компании и государственные корпорации,
значительная доля валового продукта создается большим количеством малых и
средних предприятий. Они являются гарантом гибкости и динамичности экономики,
инструментом корректировки или сохранения структуры воспроизводства,
удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных
услугах. Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, как правило,
ориентирована на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение
социально-экономических проблем.
На современном этапе одной из важнейших задач стабилизации и развития
российской экономики является использование закупок крупных корпораций как
инструмента решения социальных задач общества, в том числе обеспечения
занятости населения на основе развития малого и среднего предпринимательства.
В этих целях предусматривается реализация комплекса мер, в том числе
установление преференций и квот для участия субъектов малого
предпринимательства в закупках государственных компаний. Так, государственные
органы обязаны не менее 15% совокупного годового объема закупок осуществлять у
субъектов МСП. Корпорации с государственным участием обязаны совершать не менее
чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров с субъектами МСП.
Также при осуществлении проведения конкурса, в которых участниками
закупок являются только участники субъектов малого и среднего
предпринимательства, заказчик в лице корпорации с государственным участием
праве не устанавливать требования обеспечения контракта. В том числе, с 2015
года был создан перечень крупнейших государственных компаний, которые обязаны
некоторый процент от совокупного объема закупок совершать у субъектов малого и
среднего предпринимательства.
Также автором предложен ряд рекомендаций по дальнейшему совершенствованию
системы государственного и муниципального заказа по отношению к субъектам МСП:
) установление льготных условий по обеспечению государственных и
муниципальных контрактов (расчет обеспечения не от начальной, а от конечной
стоимости контракта, а также освобождение от обязанности обеспечения контракта
в случае добросовестного участия компанией в закупках в течении трех лет);
) уравновешивание размеров штрафов и пени за нарушение
обязательств для поставщиков (субъектов МСП) и заказчиков на уровне 5% от
стоимости контракта за каждый день просрочки.
После проведенного корреляционного анализа зависимости между величиной
оборота субъектов МСП и долей МСП в муниципальных заказах был сделан вывод о
том, что в данный момент выбрана правильная тенденция поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства с помощью вовлечения их в систему государственного
заказа.
По мнению автора, поставленная задача по увеличению численности занятых в
секторе МСП и доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны, не может быть решена
отдельными точечными мерами, не связанными со структурными преобразованиями
экономической системы. Требуется глобальные изменения всей экономической
системы, где главным «двигателем» экономики на уровне важнейших программных
документов страны должен быть определён малый и средний бизнес.
Нельзя сказать, что в России проблеме развития малого предпринимательства
не уделяется должного внимания. В последние годы деловой климат страны
значительно улучшился, однако, малый и средний бизнес развивается по-прежнему
медленно. Поэтому, необходимо предпринимать новые меры для стимулирования роста
малого предпринимательства, формировать новую, тщательно продуманную политику в
его отношении на долгосрочную перспективу.
На пути к сбалансированному развитию, в первую очередь, нужно уделять
внимание согласованности действий по основным направлениям социально-экономического
развития, при которых улучшение показателей достигается путём максимально
эффективного использования всех возможных мер поддержки. Консолидированный
подход к решению вышеперечисленных проблем является основой для достижения
успеха в стимулировании и развитии деятельности субъектов малого
и среднего предпринимательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный
закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации"
. Федеральный
закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.11.2015)
. Федеральный
закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)
. Федеральный
закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства»
. Закон
СССР от 19.11.1986 "Об индивидуальной трудовой деятельности"
. Проект
Распоряжения Правительства РФ "Об утверждении Стратегии развития малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030
года"
. Постановление
Правительства Российской Федерации №182 от 18 марта 2016 года "О случаях и
об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать
требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении
закупки и (или) проекте контракта"
. Постановление
Правительства РФ от 04.04.2016 года N 256 «О предельных значениях дохода,
полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой
категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (вступает в силу с 1
августа 2016 года)
. Постановление
Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 23.04.2016) "Об
особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (вместе с
"Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного
объема")
10. Распоряжение
Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р «О Перечне конкретных юридических лиц,
которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции,
высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего
предпринимательства»
. Распоряжение
Правительства РФ от 19.04.2016 года №717-р «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц»
. Распоряжение
Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года»
. Распоряжение
Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятиях
по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015
году»
. Указ
Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 287 "О мерах по
дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства"
Монографии, учебники, учебные и практические пособия:
15. Босчаева,
З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов:
монография / З. Н. Босчаева, С. Н. Босчаев. - М. : Экономика, 2012. - 254 с.
. Гражданскина
Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие / Е.В. Гражданскина -
М.:ГроссМедиа, 2008. - 96 с.
. Кондраков,
Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П.
Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 446 с.
. Лапуста,
М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие / М. Г.Лапуста, Ю. Л.Старостин.
- М. : ИНФРА-М-Норма, 1998. - 319 с.
19. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее
/ Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд «Либеральная
миссия», 2007 - 220 с.
20. Малый
бизнес: организация, экономика, управление: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / В. Я.
Горфинкель [и др.] ; ред.: В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.
. Нестеренко
Ю.Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. - М.:
Российский государственный гуманитарный университет, 2007. - 250 с.
22. Организационно-экономические
проблемы декриминализации малого бизнеса России: монография / Н. В. Артемьев
<http://absopac.rea.ru/opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/61720/source:default>.
- М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2015. - 247 с.
. Чапек, В.Н. Малое
предпринимательство в России: учебное пособие для студентов экономических
специальностей высших учебных заведений / В. Н. Чапек, Д. В. Максимов, В. В.
Богуславский. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 284 с.
Статьи в журналах и других периодических изданиях
24. Бойко,
И.П. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы: статья вторая
/ И. П. Бойко, М. Мессенгиссер // Вестник Санкт-Петербургского университета.
Серия 5. Экономика : Научно-теоретический журнал. - 2004. - N2. - С. 9 - 23.
. Бухвальд
Е.М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки малого и
среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1
С.45-52.
. Быков
Н.В. Направления совершенствования системы регулирования малого
предпринимательства/ Н.В. Быков // Проблемы современной экономики - 2015 - №1
(53) - С.130-132
. Грицунова
С.В., Лотарева К.М. Развитие малого предпринимательства в России //
Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №2. - С. 2
. Зверев
А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии //
Экономист. - 2009. - N 9. -
С. 5-14.
. Кротов
И.И. Вовлечение малого предпринимательства в систему государственных и
муниципальных закупок как элемент развития территориальных
(пространственно-временных) общественных систем // Учёные записки ЗабГУ. Серия:
Естественные науки. 2015. №1 (60). С.86-97.
. Иванов,
В.В. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса / В.В. Иванов,
Ю.С. Штурбабина // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - N10. - C. 21-31
. Овчинникова
А.В. Концепция государственной поддержки развития малого и среднего
предпринимательства на федеральном и региональном уровнях // Вестник
Удмуртского университета/ 2015. №4 С.61-63.
. Финк,
Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т. А. Финк // Молодой
ученый. - 2012. - N4. - С. 2-9.
. Шарова
И.В., Кузнецова Е.А. Возможности взаимодействия государственных корпораций и
субъектов малого и среднего предпринимательства в области государственных
закупок // Актуальные вопросы современной науки. 2015. №44-1 С.62-71.
. Шелуха,
А. Условия развития малого предпринимательства / А. Шелуха //
Предпринимательство : Журнал-книга. - 2001. - N1. - С. 115 - 125.
Статистические сборники и отчеты
35. Годовой отчет
Всемирного банка, 2015 URL: <http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2015/10/01/090224b083119c07/1_0/Rendered/PDF/World0Bank0annual0report02015.pdf>
36. Доклад
XIV Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий
«Взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса - реальный потенциал
развития регионов России». Екатеринбург, 2014г., г. Екатеринбург
37. Доклад Аналитического
центра АО «МСП Банк» «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса
в 2015 году», URL: <http://www.mspbank.ru/userfiles/files/MSP_SIO_2015_15-06.pdf>
. Доклад
Государственного Совета РФ «О мерах по развитию малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации», Москва, Кремль, 2015, URL:
<http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf>
39. Доклад
Минэкономразвития «Государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства в 2016 году»
40. Доклад о результатах
мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» в 2015 году URL: <http://economy.gov.ru/minec/resources/f1b5e442-63ce-4e76-9db6-f598a8331498/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3+44%D0%A4%D0%97_+2015.pdf>
. Исследование
Аналитического центра АО «МСП Банка» «Развитие малого и среднего
предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта»
URL:
<http://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/MSB_int-new.pdf>
42. Статистический
сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2014». Федеральная
служба государственной статистики. - M., 2014. - 86 с.
. Статистический
сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015»: Стат.сб./
Росстат. - M., 2015. - 96 с
. Статистический
сборник «Россия в цифрах», 2015г. - Федеральная служба государственной
статистики, URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641 ;
. Экономический обзор
ОЭСР: Российская Федерация, январь 2014 URL: <http://www.oecd.org/eco/surveys/Overview_RUSSIARus_2013.pdf>
46. U.S. Small
Business Administration “FY 2014 CONGRESSIONAL BUDGET JUSTIFICATION AND FY 2012
ANNUAL PERFORMANCE REPORT” URL: <https://www.sba.gov/sites/default/files/files/1-508-Compliant-FY-2014-CBJ%20FY%202012%20APR.pdf>
. A World
Bank Group Flagship Report «Doing Business 2016» URL: <http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB16-Full-Report.pdf>
Электронные ресурсы
48. <http://acgrf.ru/opit/>
(дата обращения: 03.04.2016);
. <http://data.worldbank.org/>
(дата обращения: 03.04.2016);
. <http://ec.europa.eu/eurostat/>
(дата обращения: 07.03.2016);
. <http://rcsme.ru/ru>
(дата обращения: 06.03.2016);
. <http://smb.gov.ru/>
(дата обращения: 13.04.2016);
. <http://www.gks.ru/>
(дата обращения: 01.05.2016).
. <http://www.opora.ru/>
(дата обращения: 04.04.2016)
. http://www.sba.gov/ (дата обращения: 25.04.2016);
. <http://www.zakupki.gov.ru/>
(дата обращения: 03.05.2016);
. <http://corpmsp.ru/>
(дата обращения: 07.05.2016);
. <http://economy.gov.ru/minec/main>
(дата обращения: 28.04.2016);
. <http://asi.ru/about_agency/>
(дата обращения: 07.05.2016)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица. Сравнительный анализ
Федеральных Законов, регулирующих закупочную деятельность (№44-ФЗ и №223-ФЗ)
|
№ 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд»
|
№223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
|
Цели регулирования ФЗ:
|
Регулирует отношения,
направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях
повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров,
работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких
закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких
закупок
|
Обеспечение единства
экономического пространства, создание условий для своевременного и полного
удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах,
услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное
использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и
физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и
стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции,
обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и
других злоупотреблений.
|
Кто является заказчиком?
|
Государственный орган (в
том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по
атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по
космической деятельности "Роскосмос", орган управления
государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение,
действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации,
уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или
субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
|
Государственные корпорации,
государственные компании, субъекты естественных монополий, организации по
обслуживанию электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и т.д.,
государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия,
автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия РФ, субъекта РФ,
муниципального образования в УК которых в совокупности превышает 50%;
дочерние компании, в УК которых доля организаций, перечисленных выше,
составляет более 50%;
|
Кто является поставщиком?
|
Любое юридическое или
физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели;
|
Где публикуется информация
о закупках, заказчиках и поставщиках?
|
Единая информационная
система (ЕИС) (размещаются планы закупок, планы-графики, информация о
реализации планов закупок и планов-графиков) - с 2017 года;
|
Способы закупок:
|
Конкурентные способы
определения поставщика: конкурс - открытый/ открытый с ограниченным
участием/открытый двухэтапный/закрытый/ закрытый с ограниченным
участием/закрытый двухэтапный, аукционы - в электронной форме/закрытый,
запросы котировок, запрос предложений; либо закупка у единственного
поставщика;
|
В положении о закупке у
каждого заказчика должны быть прописаны два вида процедур: конкурс и аукцион.
Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению;
|
Приоритет для субъектов
МСП:
|
В соответствии со ст. 27
п.4 субъекты СМП и СОНО (социально ориентированные некоммерческие
организации) имеют преимущества: заказчик ОБЯЗАН осуществлять закупки в
объеме не менее 15% совокупного* годового объема закупок**; При
этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20
миллионов рублей;
|
Годовой объем закупок у
субъектов МСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного
годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по
результатам закупок; Также заказчик обязан разработать, утвердить и
опубликовать в ЕИС перечень товаров, работ и услуг, закупки которых ведутся
только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот перечень
должен охватывать не менее 10% от совокупного годового объема закупок
заказчика (в стоимостном выражении). Если начальная
(максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 50
миллионов рублей заказчик ОБЯЗАН осуществить закупки у
субъектов малого и среднего предпринимательства. Если начальная цена
договора превышает 50 миллионов рублей, но не более 200 млн руб., заказчик вправе
осуществить закупки у субъектов МСП;
|
На каких электронных
торговых площадках (ЭТП) заказчики могут проводить торги?
|
5 федеральных ЭТП: единая
электронная торговая площадка Roseltorg, Система торгов «Сбербанк-АТС», РТС-тендер, ZakazRF, ЭТП ММВБ
|
Более 150 ЭТП, нет
ограничений по выбору площадки
|
Обеспечение по исполнению
контракта/договора:
|
При исполнении контракта
субъектом МСП либо СОНО размер обеспечения не может превышать 2%
начальной (максимальной) цены контракта;
|
Если нужно обеспечение, то
его величина не может превышать 2% начальной стоимости договора;
|
*- при этом в общем объеме не учитываются закупки: для обеспечения
обороны страны и безопасности государства, у единственного поставщика, услуг по
предоставлению кредитов, работ в области использования атомной энергии и
закупки, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения
поставщика (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
**-осуществление закупок проводится путем: проведения конкурсов, с ограниченным
участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок,
предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого
предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. По
итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов
малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих
организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Источник: Сост. автором по ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» и Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц»