Проблемы развития малого бизнеса в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы развития малого бизнеса в России














КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы развития малого бизнеса в России

Введение

В современной экономической и социальной жизни общества исключительно важную роль играет малое предпринимательство. Этот сектор во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Высокий уровень развития данного сектора выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Он способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественного устройства.

Для России, вступающей на путь модернизации экономики, развитие среднего и малого предпринимательства приобретает особое значение. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях ограниченности ресурсов. Малые компании создают на потребительском рынке необходимое равновесие.

Немаловажна роль малого бизнеса и в ускорении инновационных процессов. Он может осуществлять разработки и опытное внедрение результатов НИР на фоне высоких рисков. Именно гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям позволяют ему успешно осваивать первые этапы инновационного процесса, подготавливая почву для промышленного освоения инноваций крупным бизнесом, обладающим финансовыми и производственными возможностями. Кроме того, малое предпринимательство позволяет достичь высокой степени рыночной сегментации. Возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых весьма незначительна. Малые предприятия способны особенно быстро и гибко реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов. Являясь необходимым элементом рыночной экономики, решая важные социально-экономические задачи, малое предпринимательство занимает прочные позиции в национальных хозяйствах развитых стран. Так, малые и средние предприятия в США производят около 40% валового продукта, обеспечивая занятость почти половины трудоспособного населения. В целом по странам ЕС доля занятых на малых и средних предприятиях в общей численности работников малых, средних и крупных организаций в 2008 г. составила 67%. В России малое предпринимательство развивается незначительными темпами. Это объясняется существованием в стране высоких рисков для занятия предпринимательством, ограниченностью его финансовых резервов, потребностью в привлеченных ресурсах, нестабильностью налогового законодательства, незащищенностью прав бизнесменов. Необходимо изменение законодательства с целью облегчения ведения предпринимательской деятельности (в части сокращения разрешительных процедур в отношении малого предпринимательства, перехода к уведомительному порядку ведения бизнеса).

Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Раскрыть понятие, функции, критерии малого бизнеса в экономике государства;

. Выявить основные этапы развития и становления малого бизнеса в России и за рубежом;

3. Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России.

1. Малый бизнес: общая характеристика

.1 Понятие малого бизнеса и его особенности

инвестиционный бизнес стимулирование налогообложение

Малым бизнесом считается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых норм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. №88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный периоде превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников, оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Определить, что такое «малый бизнес» - не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития «малого бизнеса», правила регулирования их деятельности, особые налоговые режимы. Таким образом, причисление предприятия к категории малого бизнеса может дать ему некоторые преимущества или же, наоборот, добавить лишние ограничения. Определение «малый бизнес» зачастую каждый интерпретирует на свой лад. Однако мы будем определять понятие «малый бизнес» с юридической точки зрения, со стороны государства.

Принято считать, что «малый бизнес» - это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 человек. Малые предприятия - организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, «малый бизнес» включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Отметим, что в настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости. Зачем это нужно? Дело в том, что существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день, но в штате могут находиться всего 2-3 человека. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д.

Какие преимущества могут быть у предприятий малого бизнеса. Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержу развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ.

Российский «малый бизнес» начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.

1. Низкий процент венчурной специализации.

В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

. Низкая легитимность малого бизнеса.

Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

. Постоянная нехватка финансирования.

Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность - взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

. Неустойчивость малого бизнеса.

Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или сворачивает свою деятельность.

Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:

1. Гибкость малого бизнеса

Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ с 1992-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.

. Экономичность малого бизнеса.

Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнеса выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже, т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

. Узкая специализация малого бизнеса.

Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

4. Развитие регионального рынка.

Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

1.2 Этапы развития малого бизнеса в России

Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

2. Развитие малого бизнеса в современной России

.1 Становление малого бизнеса в России (1985-2013 гг.)

Законодательная база предпринимательства начала формироваться еще в Советском Союзе во второй половине 80-х годов. В это время начались поиски новых подходов к преобразованиям в экономике, которая была во многом неэффективной.

Первым законом, регулирующим предпринимательскую деятельность в СССР стал закон №6050-X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», принятый 19 ноября 1986 года. В законе были определены основные сферы этой деятельности - кустарно-ремесленные промыслы и бытовое обслуживания населения. Индивидуальная трудовая деятельность должна была основываться исключительно на личном труде граждан и членов их семей. В 1987 году был принят закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» (№7284-XI от 30.06.87 г.), в котором было предусмотрено право предприятий сдавать в аренду свое имущество. Законом СССР №8998-XI от 26.05.88 г. «О кооперации в СССР» регламентировалось создание и функционирование так называемых новых кооперативов. В этот закон были включены положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов в расходовании средств, закупках сырья, материалов, оборудования. Предусматривалось самофинансирование и участие коллектива в распределении прибыли и доходов, направляемых как на оплату труда, так и на развитие. Сферами деятельности кооперативов устанавливались сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, общественное питание. Кооперативы могли быть производственными и потребительскими.

В 1990 году было принято постановление Совета Министров СССР №790 от 8.08.90 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем были определены цели и задачи малого предпринимательства. В указанном постановлении были установлены критерии отнесения к малым предприятиям. В промышленности и строительстве численность работников не должна была превышать 200 человек. В других видах деятельности эта величина составляла: в науке - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в непроизводственной сфере - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек.

В этом периоде у граждан не было достаточного начального капитала для ведения предпринимательской деятельности. Поэтому наряду с собственными средствами, зачастую использовались заемные средства, одолженные у родственников и знакомых. Для начального этапа было характерно отсутствие у предпринимателей основных фондов (помещений, оборудования), а также инструментов. Поэтому средства производства арендовались у государственных предприятий.

Институциональная поддержка развития предпринимательских структур, как правило, отсутствовала. Вместе с тем, происходили существенные изменения, которые создавали предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности на легальной основе. В стране появились кооперативы, научно-технические центры молодежи. При местных органах власти начали создаваться товарищества и акционерные общества. Несмотря на существенные ограничения индивидуальной трудовой деятельности, уже в 1988 году ею занималось более 420 тыс. человек, а в 1989 году - более 720 тыс. человек. К концу 1991 года доля предпринимательских структур в общем объеме производства по России достигла 10%. Из общего количества экономически активного населения в предпринимательских структурах работало около 5%.

Создание в 1991 году Российской Федерации, как самостоятельного государства, привело к снижению административного давления и способствовало росту предпринимательских структур. Именно за этот год их количество возросло более чем в два раза. Преобладающими видами экономической деятельности являлись строительство и обрабатывающие производства. На них приходилось более 64% всего объема производства и численности работников. Не получили развития такие виды деятельности, как операции с недвижимым имуществом (в связи с отсутствием зданий, сооружений, квартир, помещений в свободной продаже) и торговля (в связи с дефицитом товаров).

На первом этапе были созданы предпосылки появления и формирования предпринимательских структур. Вместе с тем, законодательная база не позволяла в полном объеме регулировать создание и деятельность этих структур. Многие правовые вопросы оставались вне законодательного поля и решались самостоятельно на интуитивном уровне, что приводило к конфликтным ситуациям. В условиях проводившихся рыночных реформ предпринимательство показало свой высокий потенциал, особенно в решении социальных задач и обеспечении занятости широких слоев населения.

Второй этап, начавшийся в 1992 году, характеризуется существенными изменениями всех сторон деятельности предпринимательских структур. Изменились их организационные и правовые формы, в значительной степени возросла их роль в национальной экономике. Поэтому период с 1992 по 1998 годы может быть назван этапом трансформации.

В законодательном регулировании предпринимательства важную роль сыграли законы, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества. Приватизация проводилась в две стадии: ваучерная (чековая) в 1992-1994 годах и денежная, которая началась с 1995 года. Многие из приватизированных предприятий и их отдельных подразделений стали в последствии малыми и средними предприятиями. Существенное значение имела массовая перерегистрация кооперативов, на базе которых формировались малые предприятия.

Законодательное обеспечение деятельности предпринимательских структур было расширено за счет принятия ряда важных документов. Среди них можно выделить указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» №1485 от 30.11.1992 г., постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» №446 от 11.05.1993 г., «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг.» №409 от 29.04.1994 г., «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» №1434 от 29.12.1994 г. В 1995 году был принят закон №88-ФЗ от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В нем определялись основные аспекты деятельности предпринимательских структур. Было указано, что в уставном капитале предпринимательских структур доля участия государства, его субъектов, общественных организаций, а также других юридических лиц не должна превышать 25 процентов. Уточнено, что к субъектам предпринимательства относятся не только коммерческие организации, но и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Рассмотрены вопросы государственной поддержки предпринимательства. В целом этот закон отражал наметившуюся тенденцию улучшения отношения государственных органов к предпринимательской деятельности.

Развитие законодательной базы предпринимательства нашло свое отражение и во введенном в действие в 1995 году новом Гражданском кодексе (ГК) Российской Федерации. В части первой его было уточнено определение предпринимательской деятельности.

В декабре 1995 года были приняты федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (№222-Ф3 от 29.12.95 г.) и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.», утвержденная постановлением Правительства №1256 от 18.12.1995 года.

Правовые нормы, принятые в рассматриваемом периоде, обеспечили формирование общих принципов предпринимательской деятельности, особенно в части формулирования цели предпринимательства, источников получения прибыли, требований обязательной регистрации и сформировали конкретные правила функционирования предпринимательских структур.

Начиная с 1992 года, большинство предпринимательских структур создавались в сфере оптовой и розничной торговли. Это было обусловлено товарным дефицитом и отсутствием в стране развитой сети торговых организаций. Такая тенденция сохранилась в последующие годы. Более половины вновь создаваемых предприятий специализировались на оптовой и розничной торговле. Торговая деятельность обеспечила создание новых хозяйственных связей, что было существенно в условиях разрыва ранее сложившихся взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей. Предпринимательские структуры сыграли роль катализатора в деле формирования новой системы связей в российской экономике.

Основными источниками финансирования на втором этапе продолжали оставаться собственные и заемные средства предпринимателей. В связи с развитием банковской системы получило распространение банковское кредитование. В этот период существенно развивалась производственная база предпринимательских структур. Многие крупные предприятия освобождались от непрофильных активов. Ряд крупных предприятий разделялись на более мелкие. Все это обусловило создание значительного числа предпринимательских структур. Важное значение сыграл процесс ваучерной и денежной приватизации. Зачастую основные фонды приватизированных предприятий, их здания, сооружения, оборудование были приобретены предпринимательскими структурами. Вместе с тем, значительная часть предпринимательских структур продолжала арендовать производственные помещения и сооружения, а также оборудование.

В этот период начала формироваться инфраструктура поддержки предпринимательства. Уже в 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров. В этом году на развитие инфраструктуры предпринимательства было выделено 9,3 миллиардов рублей.

К концу второго этапа доля предпринимательских структур в общем объеме производства по России возросла до 18%, а доля в общей численности экономически активного населения увеличилась до 17%. К концу 1994 года начался спад в деятельности научных, консультационных и строительных предпринимательских структур.

Экономический кризис 1998 года оказал влияние на предпринимательство. Имели место две противоположные тенденции. С одной стороны кризисные явления обусловили снижение численности работников, занятых в этом секторе экономики. С другой стороны резкий рост курса доллара привел к сокращению импорта товаров в Россию. Поэтому увеличилось производство товаров, замещающих импорт. К концу второго этапа, наметился устойчивый рост предпринимательских структур и численности занятых в них работников.

Второй этап характеризуется существенными изменениями всех сторон предпринимательской деятельности в стране. За это время коренным образом изменились формы и методы функционирования предпринимательских структур, получили развитие новые виды предпринимательской деятельности. Начал развиваться такой вид деятельности, как операции с недвижимым имуществом. В стране был преодолен дефицит практически всех товаров первой необходимости, а также не допущена катастрофическая безработица, обусловленная прекращением работы многих крупных предприятий.

В течение третьего этапа происходило становление и формирование всех типов предпринимательских структур. В этот период проводилась конкретизация и уточнение законодательной базы, в том числе правового статуса предпринимательских структур. Так в федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 8 августа 2001 года был определен четкий порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также регистрации индивидуальных предпринимателей и порядок прекращения ими деятельности. Кроме того, были установлены принципы ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Опыт становления предпринимательства был обобщен в 2007 году в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№209-ФЗ от 24.07.07 г.). В этом законе были определены критерии отнесения предприятий и предпринимателей к основным размерным категориям (микропредприятия, малые и средние предприятия). Основным критерием является численность работников, которая для малого предприятия не должна превышать сто человек. В качестве критериев отнесения к предпринимательским структурам используются доля государственной, муниципальной собственности в уставном капитале и выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также балансовая стоимость активов. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

К концу третьего этапа доля предпринимательских структур в экономике России существенно возросла. Как в общем объеме производства, так и в общей численности экономически активного населения эта доля достигла 30 процентов.

Развитие предпринимательства в 1999-2007 годах характеризовалось ростом объемов производства и возрастанием роли предпринимательских структур. Большинство предпринимательских структур научились хорошо приспосабливаться к особенностям рыночной экономики, гибко реагировать на возникающие проблемы, дифференцировать свою деятельность в условиях конкуренции.

Современный этап развития предпринимательских структур начался с 2008 года. В этот период продолжалась корректировка законодательства, определяющего деятельность предпринимательских структур. При этом основное внимание уделялось снижению административных барьеров и уменьшению количества разнообразных проверок.

Основными источниками финансирования предпринимательских структур на четвертом этапе являются, как и на третьем этапе, собственные средства, банковские кредиты, а также средства, полученные из специализированных на поддержке предпринимательства фондов.

Для четвертого этапа характерно увеличение внимания задачам поддержки малого и среднего предпринимательства в деятельности органов государственной власти страны и каждого из ее субъектов, органов местного самоуправления, а также созданию и функционирование инфраструктуры такой поддержки. Для решения этих задач разрабатываются и реализуются программы развития предпринимательства. В эти программы включены мероприятия, направленные на оказание помощи предпринимательским структурам, обеспечение гарантий по кредитам и займам, компенсации части кредитных ставок, подготовке кадров, оказание правовых, информационных и других услуг, формирование позитивного образа предпринимателей в средствах массовой информации. В этих программах указываются конкретные объемы и источники финансирования, предполагаемые результаты и ответственные за реализацию каждого мероприятия.

Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, затронул и предпринимательские структуры. Объемы их производства уменьшились в 2009 году. Однако уже по итогам 2010 года, как количество предприятий, так и объемы производства превысили докризисный уровень. В 2010 году существенно возросли объемы инвестиций в основной капитал. Это можно объяснить тем, что в условиях усилившейся конкуренции предприятия вынуждены были больше внимания уделять своему переоснащению.

За относительно короткий промежуток времени, менее 25 лет в нашей стране сформировался принципиально новый сектор экономики. Он включает малые и средние предприятия, а также индивидуальных предпринимателей. Этот сектор играет важную роль в экономике Российской Федерации. На его долю приходится значительная часть объема производства товаров и услуг, в этом секторе занята почти треть экономически активного населения. Пройдя ряд этапов в своем развитии предпринимательские структуры доказали свою высокую эффективность, динамичность, способность чутко реагировать на изменения конъюнктуры.

2.2 Малый бизнес в экономике России и развитых странах

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии - 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. В странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения.

Малый и средний бизнес в Европе.

Многолетний опыт развития МСП в европейских странах, показал, что данный субъект экономических отношений играет огромную роль в экономике страны, которая заключается в стимулировании конкуренции, что побуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, следовательно, эффективность всей экономики европейского союза (ЕС) напрямую зависит от успешной деятельности МСБ. Главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки МСП заключается в установлении баланса интересов государства и бизнеса, обеспечении оптимальных условий для предпринимательской деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов МСБ.

Основными направлениями политики ЕС в отношении развития МСП являются: финансовая поддержка МСП; упрощение нормативной базы, административных процедур в области поддержки МСБ; участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в рамках деятельности ЕС; содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров; устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП; повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки; культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

Таким образом, основные цели регулирования и поддержки МСБ в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения МСБ, унификация законодательной базы, а также усиления взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами.

Роль государства в поддержке МСБ в США.

На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. предприятий МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья занята в бизнесе, а некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000-5000, и более половины из них менее чем за 2-3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

В отличие от Западной Европы и России, МСП в США выглядят достаточно крупно: согласно американскому законодательству к категории МСБ относятся хозяйствующие субъекты экономики с численностью персонала не более 500 человек, при этом МСП, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 человек и годовым оборотом, не превышающим $15 млн.

Государственная стратегия развития МСБ определяется «Законом о малом бизнесе», в котором говориться, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, не может развиваться без развитого сектора МСБ, который нуждается в постоянной поддержке со стороны государства. Помощь, которую оказывает государство МСП, весьма многообразна: от проведения технологической модернизации производства, содействия при осуществлении НИОКР до защиты интересов МСБ на всех уровнях власти.

Основными направлениями поддержки и развития сектора МСБ в США являются сложившаяся устойчивая государственная система регулирования и поддержки предприятий МСБ, развитая система государственных заказов, предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам, а также инвестиционное кредитование МСП, в основе которого лежит создание сети частных инвестиционных компаний, которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал, осуществляют различные инвестиции в МСП.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Японии.

В настоящее время Япония входит в число наиболее развитых государств, причем страна добилась таких значительных результатов за счет быстрого развития экономики в послевоенные годы путем совершенствования и внедрения технических достижений, разрабатываемых, в основном, сектором МСБ. На сегодняшний день ситуация значительно изменилась: хотя доля МСП в экономике страны составляет около 40%, МСП представлены, в основном, в сфере строительства, легкой промышленности и оказания услуг, а вот в производстве автомобилей, технической продукции большую долю занимают наукоемкие компании и крупные концерны. Это послужило причиной содействия правительства Японии развитию технического и наукоемкого производства именно в сфере МСБ.

Регулирование деятельности МСП в Японии осуществляется за счет правительственных организаций, таких как Управление малых предприятий, основными направлениями политики которого являются контроль выполнения МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСБ, ограничение контроля владельцев бизнеса, определение ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений и т.д. Законодательство страны устанавливает статус предприятий МСБ и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой ими продукции, что позволяет правительству страны контролировать рост цен и сдерживать рост инфляции.

Можно сделать вывод, что в Японии сложились хорошие условия для развития МСП в различных сферах бизнеса, так как правительство страны осуществляет строгий контроль за организацией и развитием данного субъекта экономических отношений путем обеспечения выполнения антимонопольного законодательства, установления различных льгот для МСП, регулирования цен на выпускаемую продукцию, а также оказания финансовой и консультативной поддержки МСП на всех уровнях их развития.

Развитие экономики Китая: становление сектора МСБ.

Доля МСП в ВВП Китая составляет 55% - это намного меньше, чем в странах Евросоюза, тем не менее, правительство Китая, достигнув таких показателей за 30 лет, считает МСП важнейшим фактором экономического роста и оживления рынка и отводит большую роль развитию МСП в экономике страны.

Правительство Китая старается различными способами содействовать экономическому росту МСП, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов МСБ, предусматривающие одинаковые возможности для предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны. В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности МСП, основная направленность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами МСП с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса. Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов МСП по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование.

МСП Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что данный субъект экономики производит наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений в стране, большая часть которых идет на экспорт.

Именно сектор МСБ создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Китайское правительство в свою очередь уделяет большое внимание развитию МСП в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения МСП, создания фондов поддержки МСБ, привлечения инвестиций в данный сектор, расширения программ кредитования данного субъекта экономики.

Роль МСБ в экономике Сингапура: пример для подражания.

На сегодняшний день Сингапур является одной из самых высокоразвитых стран мира. Многие специалисты считают, что Сингапур - лучшее место для осуществления предпринимательской деятельности На сегодняшний день в стране функционирует около 140 000 субъектов МСБ, что составляет около 90% всех предприятий страны и обеспечивает рабочими местами значительную часть занятого населения.

Экономисты выделяют основные причины процветания экономики и предпринимательства в Сингапуре, к числу которых можно отнести:

·основой МСБ Сингапура является предоставление различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и других, которые предоставляют рабочие места для большей части населения страны;

·законодательными актами страны созданы благоприятные условия для открытия бизнеса и осуществления непосредственной деятельности, которые подлежат строгому исполнению. Особые льготы рассчитаны на МСП, только начинающие свой бизнес.

·наличие благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного климата в стране. Например, в отношении МСП существует льготное налоговое законодательство, которое направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций, отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии вложений денежных средств в экономику и т.д.;

Правительство Сингапура заинтересовано в содействии развития МСП с целью их конкурентоспособности на международном рынке. В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий, финансирование обучения и повышения квалификации кадров МСП.

МСБ в Сингапуре является основой экономики за счет сложившейся в стране благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного имиджа, а также продуманной государственной политики в области поддержки МСП.

Учитывая обзор развития сектора МСБ в зарубежных странах, можно сделать вывод, что уровень развития МСБ определяет степень развития экономики страны в целом, например, по данным статистического исследования на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах-членах ЕС не менее 30. В России доля предприятий данного сектора в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС МСП составляют около 90% от общего числа предприятий. МСБ в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, вносящим весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Развитие МСБ в зарубежных странах идет более быстрыми темпами за счет адресной поддержки со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур. Данный субъект экономических отношений представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики стран.

Малые предприятия в мире и России

В России государство не очень-то щедро в отношении количественных критериев малого бизнеса. Чем больше малых фирм, тем больше им давай льгот и преференций. Поэтому штат малого предприятия - не более 100 человек.

В ЕС 87% действующих предприятий, а это более 21 миллиона фирм - малые компании. Та же картина наблюдается и в корпоративных США, где каждая третья семья трудится на благо малого бизнеса. От развитых государств не отстают и развивающиеся рынки. Экономические чудеса Китая и Индии, Бразилии и Южной Кореи на 80, а то и все 90% строятся на крепких плечиках малых бизнесменов.

Россия пока остается страной крупных компаний и бюджетных предприятий. На 100 тыс. человек в нашей стране приходится всего лишь 612 официально зарегистрированных малых компаний. В то время как в государствах ЕС этот же показатель равен не менее 3000 малых компаний. Численность занятых в малом бизнесе в России составляет примерно 12 млн. человек - или 17% от общей массы работающего населения. А во Франции на поприще малых фирм трудится 54% трудоспособного населения, в Италии - 73%, а в США - 70%.

Согласно данным Госкомстата, среднегодовая численность малых предприятий в нашей стране колеблется от 5,5 до 6 млн. Есть у местных компаний одна специфика - их очень трудно найти. Юридический адрес один, фактический другой, а на деле фирмы просто не существует. Это такие компании, которые создаются для разовых операций, для обналичивания и легализации денежных средств или для каких-то еще определенно криминальных, либо теневых целей. Доля «мертвых фирм» в целом по России варьируется от 50%.

Так что если подкорректировать данные Госкомстата - учесть «мертвые души» и «ложные малые фирмы», - мы получим весьма удручающий показатель. Реально работающих и действительно малых предприятий в нашей стране всего 2-2,5 млн. В то время как на территории маленькой Японии умещается 8 млн. малых фирм, а в США зарегистрировано более 20 млн.

2.3 Состояние малого бизнеса в Удмуртской Республике

Сегодня малый и средний бизнес в значительной степени определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового регионального продукта, занятость населения, пополнение бюджета и решение социальных проблем Удмуртской Республики.

На протяжении последних лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Удмуртии ежегодно увеличивалось, а последние 3 года число зарегистрированных предпринимателей практически не изменялось. Традиционно значительную часть малого и среднего бизнеса республики представляет сфера оптовой и розничной торговли - 37%, предоставление услуг и аренда - 36%. Доля обрабатывающих производств, услуг в сфере транспорта и связи составляют - 17%, строительство - 10% соответственно.

Вместе с тем в конце прошлого года в республике, как и в
России в целом, наметилась тенденция по сокращению количества индивидуальных предпринимателей. Основной причиной сокращения числа индивидуальных предпринимателей стало увеличение ставок страховых взносов с 1 января 2013 года. В настоящий момент Государственной Думой России принят законопроект о снижении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, который устанавливает дифференцированный подход к определению ставок страховых взносов в зависимости от оборота предпринимателя. Устанавливаются льготные ставки для членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Доля продукции малых предприятий в общем объеме валового регионального продукта по итогам прошлого года составила 9%, а объем инвестиций в основной капитал 10% от их общего объема. (таб 3, прилож. 2)

В последние годы идет рост налоговых поступлений от малых и средних предприятий. В 2012 году только по специальным налоговым режимам в бюджет республики поступило более 2 миллиардов рублей, что выше уровня 2011 года на 30%. И это - без учета взносов в пенсионный фонд, выплат по НДС и других налоговых отчислений.

Следует отметить вклад стабильно работающего малого и среднего бизнеса в создание новых рабочих мест и занятость населения. Сегодня на предприятиях малого и среднего бизнеса трудится около трети экономически активного населения республики.

Периодически органы государственной власти в соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона разрабатывают программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Так, в Удмуртской Республике на настоящий момент реализуется Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2013 гг., утвержденная распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 января 2008 г. №42-Р.

Согласно Программе осуществление разработанных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.

Программа представляет собой стратегический программный документ, в котором определяется план мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемых в Удмуртской Республике, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики, ответственных за реализацию указанных мероприятий. Программа направлена на достижение целей и задач развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике, позволяет согласовать и координировать совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, финансовых институтов предпринимательских структур, общественных, научных и образовательных организаций по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.

Реализация Программы предполагает постоянное осуществление мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая следующие формы их поддержки:

 финансовая;

 имущественная;

 информационная;

 консультационная;

 поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;

 поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Успешная реализация мероприятий Программы позволит значительно повысить темпы развития слоя мелких и средних собственников, осуществляющих предпринимательскую деятельность в

приоритетных отраслях экономики и создающих новые рабочие места.

Среди мероприятий, реализуемых в рамках республиканской целевой программы, наиболее востребованы меры финансовой поддержки.

За прошедший 2012 год из бюджета республики выделено около 29 миллионов рублей на субсидирование первого лизингового платежа, затрат инновационных компаний, поручительств малым и средним предприятиям. Поддержку получили 126 предприятий. Начинающие предприниматели впервые смогли получить гранты на открытие собственного дела.

Планируется субсидировать процентные ставки по кредитам, привлеченным для приобретения оборудования. В 2013 году на финансовую поддержку в виде субсидирования предпринимателей планируется направить 68,3 миллиона рублей.

Еще одним направление финансовой поддержки предпринимательства является микрофинансирование, которое осуществляется Удмуртский государственным фондом поддержки малого предпринимательства. В 2012 году Правительством республики в Фонд поддержки на цели микрофинансирования было направлено 270 миллионов рублей. Это позволило профинансировать более 500 проектов предпринимателей.

Важным элементом инфраструктуры поддержки предпринимательства является Гарантийный фонд содействия кредитованию. За время работы фондом предоставлено 328 поручительств на общую сумму 603,5 млн. рублей, что позволило бизнесу привлечь кредитных ресурсов банков почти на 1,5 млрд. рублей. В настоящий момент партнерские отношения Фонда охватывают более 20 банков и микрофинансовых организаций представленных на рынке республики.

Для получения средств из бюджета Российской Федерации Удмуртская Республика ежегодно участвует в отборе субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на поддержку малого предпринимательства, неоднократно признаваясь победителем конкурса. Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, в том числе на:

 создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства

(бизнес-инкубаторов);

(работы, услуги), предназначенные для экспорта;

 развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

 создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

 реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

С целью популяризации и стимулирования создания малых инновационных компаний ведется совместная работа с представительством Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Удмуртской Республике. За 2011-2013 годы по программам, реализуемым данным фондом поддержано 25 малых инновационных компаний на сумму более 84 млн. рублей.

Всего поддержка, оказанная субъектам малого и среднего предпринимательства, позволила в 2012 году сохранить более 4,8 тысяч и создать 670 новых рабочих мест.

Значительные финансовые ресурсы на поддержку предпринимательства на конкурсной основе привлекаются из федерального бюджета, причем на очень выгодных условиях - на 1 рубль республиканских средств приходится 4 рубля федеральных.

В 2012 году республике удалось привлечь на поддержку малого и среднего предпринимательства 417,5 миллионов рублей. Таким образом, за счет федерального и республиканского бюджетов было выделено более 537 миллионов рублей, большая часть которых направлена на финансирование инфраструктуры и поддержки муниципальных образований в Удмуртской Республике.

В текущем году Минэкономразвития России поддержало заявку на 173,6 миллиона рублей. Значительная часть этих средств будет направлена в муниципальные образования и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, а также на предоставление субсидий субъектам предпринимательства. Такая финансовая поддержка предпринимателей дает увеличение налоговых поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса в значительно больших объемах, чем было направлено из бюджета.

3. Проблемы развития малого бизнеса в России

В России нынешние возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность. Малое предпринимательство в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В возникшей ситуации в первую очередь необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально-экономической системы страны.

Именно сейчас, когда динамично развивающийся малый бизнес, особенно его инновационная сторона, является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономической сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Помимо выше сказанного для успешного развития малого бизнеса необходимо также:

иметь развитую правовую систему, включающую законы, эффективно защищающие предпринимателя. Формирование правовой среды решает многие проблемы, которые возникают на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации, лицензирования и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования;

осуществлять искоренение административных барьеров, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, на сегодняшний день достигают 10% от выручки предприятия. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе;

слабо развитая система гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, так же ограничивает доступ средних предприятий к кредитным ресурсам. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями;

решение проблем налогообложения, так как именно давление со стороны налоговой системы на малый бизнес выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур.

Говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий.

3.1 Налогообложение малого бизнеса

Высокие налоговые ставки бьют, прежде всего, по малым предприятиям. Основными объектами жесткого налогообложения являются те финансовые показатели, которые сегодня в малом бизнесе России служат единственными источниками финансирования, как инвестиций, так и текущей деятельности, в частности прибыль предприятия. Особенно негативно недостатки налоговой системы воздействуют на вновь создаваемые малые частные предприятия, которые только выходят на рынок и не располагают достаточным запасом прочности в финансовом и имущественном отношениях. В отличие от крупных предприятий субъектам малого предпринимательства не приходится рассчитывать ни на кредиты коммерческих банков, ни на займы, ни на дотации государства - только на собственную рентабельность. Институты финансовой поддержки малого бизнеса находятся пока что в зачаточном состоянии, из бюджета на эти цели выделяется соответствующий «малый» объем средств.

Например, высокие ставки налога на добавленную стоимость (НДС) приводят к тому, что значительное число малых предприятий, работающих в сфере услуг (т.е. имеющих низкий удельный вес материальных затрат), вынуждены поддерживать цены на крайне высоком уровне, из-за чего их конкурентоспособность на общем рынке резко снижается. Создается ситуация, при которой НДС перестает быть косвенным налогом, т.е. налогом, бремя которого перекладывается на покупателей, - при диктуемых им ценах покупатели перестают пользоваться услугами малых предприятий.

Для того чтобы сохранить основополагающие стимулы для занятия частным предпринимательством, в любом случае придется производить снижение общего уровня налоговых платежей и усиление стимулирующей и регулирующей роли налоговой системы. При этом следует исходить из принципа, что государству нужна не высокая ставка налогов, а растущие объемы поступлений, обусловленные расширением производства и хозяйственной активности в целом.

Изменение общей структуры налогообложения в пользу налоговых платежей рентного типа (т.е. налогов на владение землей, недвижимым имуществом и т.д.) привело бы к более эффективному использованию земли, недвижимости и природных ресурсов, развитию рынка товаров, получению конкурентных преимуществ высокоэффективными предприятиями, в том числе малыми предприятиями, впервые вступающими на рынок (они, как правило, не обременены значительными по объему и стоимости земельными участками и объектами недвижимости).

Заслуживают внимания и предложения об отмене или существенном уменьшении ставки налога на наследство и дарение, что будет способствовать стабилизации малых частных предприятий, часто построенных на «семейном» принципе (например, после второй мировой войны ставка налога с наследства и дарения в Германии длительное время была очень низкой и начала повышаться только в последнее время, с постепенным уходом первого состоятельного послевоенного поколения).

Действующим в Российской Федерации налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства установлены определенные льготы. Предполагается, что они должны оказывать стабилизирующее влияние на малый бизнес и в целом укреплять финансовое положение предприятий (в первую очередь промышленных и строительных).

Вместе с тем налоговые льготы для малых предприятий имеют ограниченный характер. Например, льгота по налогу на прибыль может быть использована предприятиями отдельных, так называемых приоритетных, видов деятельности. Их удельный вес не превышает 30% от общего количества малых предприятий. Необходимость диверсифицировать деятельность предприятий для обеспечения выживаемости еще более сокращает количество потенциальных получателей данной льготы, поскольку условием ее применения является получение 70 или даже 90% выручки от приоритетного вида деятельности. Ведь подавляющее большинство малых предприятий в условиях экономической нестабильности совмещает производственную деятельность с другими, более доходными и эффективными операциями, на которые льготный режим не распространяется.

Другой негативный пример - сокращение вдвое показателя численности работающих для отнесения предприятий к категории малых, введенное в 1995 г. Федеральным законом «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации». Такое ограничение приводит к еще большему снижению количества предприятий, могущих рассчитывать на минимальный уровень государственной поддержки.

Лишь для небольшого количества малых предприятий действует порядок налогообложения, установленный Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», поскольку он применяется только для предприятий с численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000 минимальных размеров оплаты труда.

Крайне важно добиться включения в новое налоговое законодательство нормы, направленной на недопущение ухудшения условий налогообложения малых предприятий, установленной Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

В российском налоговом законодательстве совершенно не используются льготы, по своей сути ориентированные именно на развитие и поощрение МП. Это такие распространенные за рубежом формы льготного налогообложения, как введение дифференцированных (прогрессивных) ставок налогов в зависимости от величины налогооблагаемой базы, установление не облагаемого налогом минимума прибыли, дохода, стоимости имущества. Введение подобных льгот резко повысило бы эффективность государственной поддержки малого предпринимательства даже с учетом отмены некоторых существующих сегодня малоэффективных льгот. Также следовало бы освободить вновь созданные малые предприятия от взносов во внебюджетный фонд занятости, так как именно они создают новые рабочие места. Предлагается также установить налоговые каникулы для МП сроком на 5 лет с прогрессивным повышением в течение этого периода и выходом на нормальный уровень по его окончании.

3.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса

Одной из основных проблем в развитии малого предпринимательства в России, особенно в перерабатывающем секторе экономики является нехватка инвестиций. Огромная часть инвестиций направляется при этом в добывающие отрасли, в основном экспортного направления, что, в конечном итоге, подрывает конкурентоспособность российских производителей малого и среднего бизнеса по сравнению с зарубежными предприятиями и приводит к росту импорта в данных отраслях, представленного, в значительной степени, низкокачественной и фальсифицированной продукцией, несмотря на свои качества находящей спрос в условиях низких доходов основной части российского общества, слабой конкурентоспособности отечественных производителей, недостаточной защиты и контроля российского рынка.

3.3 Социальная функция малого бизнеса

Малое предпринимательство играет значительную роль в развитии социальной направленности рыночной экономики, в обеспечении равновесия между рыночной эффективностью и решением социальных задач. На региональном уровне роль малого бизнеса состоит в снижении уровня безработицы, роста доходов населения, увеличении денежных поступлений в бюджет. В то же время в процессе перехода от командно-административной к рыночной структуре хозяйства возник и широко распространился специфический вид малого и среднего бизнеса, который, можно назвать «воздушным», т.е. не производящим никакой продукции, а делающим прибыль на продаже по рыночным ценам, часто упаковывая и приклеивая свои этикетки на продукции государственных предприятий, покупая их по заводским (трансфертным) ценам. Лица, имевшие непосредственное отношение к управлению государственными объектами, создавая, таким образом, действующие мелкие фирмы, часто называемые кооперативами, в условиях товарного дефицита получали огромные капиталы. Даже процесс приватизации в стране не положил конец данному явлению, что объяснялось спецификой российской приватизации, являвшейся практически безвозмездной. Крупные компании с участия руководства разорялись через малые предприятия, ориентированные на торговлю с первыми через переводы прибылей, а иногда и части оборотного капитала, амортизационных отчислений с крупного государственного или приватизационного предприятия на счета подставных компаний или лиц. Почвой для таких махинаций явилось отсутствие крепкой законодательной и судебной систем, и, соответственно, усиление институтов данных ветвей власти станет причиной искоренения данного вида псевдопредпринимательства в России

К числу социальных функций малого предпринимательства следует отнести содействие вовлечению в производственный процесс дополнительных трудовых ресурсов, которые другими группами работодателей почти не используются (пенсионеры, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью, многодетные матери). Это тем более важно, учитывая, что доля данных категорий людей в общей численности населения страны увеличивается. Малые предприятия же, использующие наемный труд, гибко приспособлены для использования труда пожилых лиц, учащейся молодежи, надомников.
Рост занятости населения и снижение уровня безработицы, повышение уровня жизни населения и сокращение бедных за счет вовлечения в сектор малого предпринимательства способствует реализации и других социальных функций малого бизнеса: борьба с негативными социальными явлениями через сокращение преступности, алкоголизма, наркомании; возможность для самореализации людей с особой инициативой и предприимчивостью.

3.5 Государственная поддержка малого бизнеса в России

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации №209-ФЗ от 27 июля 2007 г. в субъектах Российской Федерации мероприятия по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) реализуются в рамках программ государственной поддержки МСП.

Основные формы поддержки включают:

-финансовую,

-имущественную,

-информационную поддержку МСП,

-поддержку внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества МСП,

-меры по защите прав и законных интересов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью,

-создание механизма участия МСП в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд,

-создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МСП, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности МСП.

-создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП на федеральном и региональных уровнях,

Система финансовой поддержки МСП включает комплекс программ по линии министерств и ведомств:

-федеральная финансовая программа поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России (субсидии регионам на государственную поддержку МСП; создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП);

-программа финансовой поддержки МСП, реализуемая ОАО «МСП Банк»;

-государственная гарантийная поддержка экспортно-ориентированных МСП, реализуемая ОАО «ЭКСАР»;

-программа поддержки МСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;

-программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;

-комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

По данным Минэкономразвития России, на реализацию различных мероприятий поддержки МСП из федерального бюджета в 2013 году выделено более 34,5 млрд. рублей.

Объемы финансирования по программам господдержки МСП, 2013 г.

Министерства - распорядители бюджетных средствМероприятия поддержки МСП2013 г., млрд. руб.Минэкономразвития Россиисубсидии регионам на государственную поддержку МСП21,84Минсельхоз Россииподдержка малых форм хозяйствования - субсидирование% ставки5,08,6поддержка начинающих фермеров2,0развитие семейных животноводческих ферм1,5оформление земельных участков в собственность КФХ0,1Минобразования России (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере)прикладные научные исследования и разработки4,1Итого:34,54

Система мероприятий государственной программы финансовой поддержки МСП (далее - программы) базируется на предоставлении на конкурсной основе субъектам РФ субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития МСП. Правила и порядок предоставления субсидий определены Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования расходов по мероприятиям федеральной финансовой программы поддержки МСП, по предоставлении информации о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств на соответствующие мероприятия.

Основным координатором программы является Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России). Ежегодно Минэкономразвития России утверждает порядок и условия конкурсного отбора субъектов РФ, принимает решения о выделении субсидий региональным бюджетам. Рассмотрение, оценка заявок участников конкурсного отбора и определение победителей конкурсного отбора проводятся конкурсной комиссией, с участием Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России.

Приоритеты поддержки на каждый год основные направления и инструменты поддержки субъектов МСП в 2013 году - определяются на основании предложений, поступивших от субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций, и утверждаются Минэкономразвития России, с учетом их актуальности. Вместе с тем, в регионах могут быть свои приоритеты поддержки МСП, финансирование которых осуществляется за счет средств регионального бюджета.

С 2010 года приоритеты программы изменились, в их число вошли мероприятия, направленные на содействие инновационному предпринимательству и производственным компаниям.

В 2013 году появились новые приоритеты поддержки, кроме того, сохранены наиболее востребованные направления поддержки: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, предоставление гарантий.

Переориентация программы и ее приоритетов сделали поддержку более адресной, с учетом специфики и структуры получателей поддержки. В настоящее время третью часть всех получателей поддержки составляют субъекты предпринимательства, реализующие проекты в сфере инноваций, модернизации и энергоэффективности.

В 2013 году в соответствии с приказом Минэкономразвития приоритетными являются следующие направления поддержки:

-создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторов);

-поддержка экспортно-ориентированных МСП;

-развитие системы кредитования субъектов МСП;

-создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП в научно-технической сфере;

-реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом Российской Федерации программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства).

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу, представленная в России льготным налогообложением, снижением взносов во внебюджетные фонды, предоставлением более легкого доступа к дешевым источникам, ускоренным сроком амортизации может стать причиной увеличения числа малых и средних предприятий, создаваемых путем разукрупнения крупных фирм и выделения из них наиболее прибыльных подразделений под видом субъектов малого и среднего бизнеса. Это приведет к снижению налогооблагаемой базы и налоговых поступлений, так как мнимый рост субъектов малого и среднего бизнеса основан на снижении числа разукрупняемых материнских компаний крупного бизнеса.

Государственная поддержка должна оказываться по следующим основным направлениям: снятие различных нормативно-правовых, организационных, административных препятствий; создание соответствующего предпринимательского климата в стране; расширение доступа к финансовым ресурсам; создание различных структур в целях предоставления малым предприятиям консультационной, материальной, информационной, организационной помощи; развитие лизинга технологий и оборудования.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется во всех странах. В одних странах нормативная база данной деятельности включается в гражданское право (Италия, Нидерланды, Россия), в других странах эти нормы представлены как самостоятельная отрасль (Франция, Германия, Португалия). В некоторых странах данные нормы кодифицированы т.е. наряду с Гражданским Кодексом действуют и Торговые кодексы. Но для всех стран общим является выделение предпринимательской деятельности в особую сферу регулирования, что способствует лучшему учету особенностей этой деятельности и соответственно ее развитию.

Заключение

В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию.

В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Литература

1. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. «Малое предпринимательство»: Учебное пособие. - 2-е изд.: - М.: ИНФРА-М, 2002

. Буров В.Ю. «Основы предпринимательства»: Учебное пособие.-Чита, 2013

. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. «Предпринимательство»: 4-е изд.-ЮНИТИ-ДАНА, 2008

. Пиньковецкая Ю.С. «Генезис малого и среднего предпринимательства в РФ». «Вопросы управления»: - №2, 2013

. Пишкаева Л.Л. «Значение и развитие структур среднего и малого предпринимательства в экономике России» «Проблемы современной экономики»: - №2, 2013

. Мухаметлатыпов Р.Ф., Бикбулатов Р.Р. «Современное состояние малого предпринимательства в России»: Молодой ученый - №5, 2013

. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ

. ФЗ от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации»

. Финк Т.А. «Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития»/Молодой ученый - №4, 2012

. #"justify">. «Малый бизнес: зарубежный опыт» #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. Овчинникова А.В. «Харкатеристика малого предпринимательства УР» www.vestnik.udsu.ru/issues.htm

. «О развитии малого и среднего предпринимательства в УР за 2012-2013 гг.» http://www.economy.udmurt.ru/officials/texts/2854/

Похожие работы на - Проблемы развития малого бизнеса в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!