Государственный долг: содержание и проблемы управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    98,92 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг: содержание и проблемы управления

Содержание

Введение

1. Государственный долг как экономическая категория

.1 Понятие и сущность государственного долга

.2 Структура государственного долга

.3 Управление государственным долгом

. Современное состояние государственного долга Российской Федерации

.1 Внешний долг России по состоянию на 2016 год: динамика и прогнозы

.2 Основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В современном мире не существует не одного государства, которое не имело бы государственного долга. Это обусловлена рядом факторов, сложившихся как внутри страны, так и на мировой уровне. Основной причиной наличия государственного долга в стране является дефицит бюджета, что приводит к неспособности государства осуществлять свои полномочия в регулировании сложившихся социальных и экономических отношений. Нельзя не отметить и долговые обязательства государства, которые также выступают одной из основных причин роста государственного долга.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день государственный долг во многих государствах достигает своих предельных показателей, что может привести фактически к дефолту. Примером тому моно привести опыт Греции, которая не является платежеспособной по своим внешним долгам и т.д.

Рассмотрим понятие государственного долга. Под государственным долгом понимаются результаты финансовых заимствований государства как внутри страны, так и извне, которые осуществляются для покрытия дефицита в бюджете страны.

Основной целью данной работы является комплексное изучение государственного долга, как экономической категории, а также выявление основных проблем в его регулировании.

Для решения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:

) Определить понятие и сущность государственного долга;

) рассмотреть структуру государственного долга;

) изучить основные способы управления государственным долгом;

) дать характеристику внешнему долгу РФ по состоянию на 2016 год;

) выявить основные проблемы управления государственным долгом.

Объектом исследования данной курсовой работы является государственный долг, а предметом исследования выступают основные проблемы, связанные с его регулированием.

Изучением проблем государственного долга занимаются такие ученые, как Лазарь Багдалов, Юлия Кривошапко, Андрей Чернявский и другие.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, в которых отражается содержание темы, заключение список литературы и приложения.

При написании данной работы были использованы такие методы научного исследования, как анализ, синтез, моделирование и обобщение.

. Государственный долг как экономическая категория

.1 Понятие и сущность государственного долга

В современной научной литературе можно найти различные определения государственного долга. Если их объединить, можно дать следующее понятие государственному долгу: под государственным долгом понимают обязательства, возникающие у государства в связи с принятием на себя ряда займов как внутри страны, так и за ее пределами. [1, c.385]

В крупнейших государствах, в которых экономика развита данный термин относят также к задолженностям федеральных либо региональных правительств, а также органов местного самоуправления.

На сегодняшний день роль государственного долга в вопросах финансирования в различных отраслях экономики возрастает в связи с ограниченностью финансовых ресурсов государства. На практике многие страны прибегают к монетизации своих долгов, то есть выпускают валюту в денежное обращение для погашения долгов. Это может негативно сказаться на экономике страны и привести к гиперинфляции.

В современной экономике выделяют правительства, которые являются денежно суверенными (независимыми) или наоборот денежно не суверенными (зависимыми). Говоря о денежно суверенных правительствах следует отметить, что они имеют права и активно создают законы, согласно которым регулируют обращение валюты в стране. В свою очередь денежно не суверенное правительство использует валюту, над которой его суверенитет она не является суверенным.

Отметим правительства государств, являющиеся денежно суверенными: США, Великобритания, Канада, Япония, Австралия, Россия и т.д. Примерами денежно не суверенных правительств являются Греция, Франция, Италия, Иллинойс, Калифорния, Кук Каунти и Чикаго, которые ранее использовали свою суверенную валюту, а позже стали использовать валюту, над которой они не имеют суверенитета. Одной из отличительных характеристик правительств, свободно выпускающих валюту является то, что они имеют право и неограниченные возможности для регулирования стоимости валюты. На сегодняшний день многие государства благодаря этому намеренно стараются снизить стоимость своей валюты, для развития экспорта товаров и услуг.

Благодаря использованию суверенной модели государство имеет ряд преимуществ, основным и важнейших из которых является то, что объявить банкротом такую страну невозможно. Все денежные операции и стабилизация валюты зависят только от правительства. Еще одним преимуществом является то, что государство фактически может заплатить любой долг вне зависимости от его размера, при условии, что существует его нормирование в суверенном валюте. При этом оно должно применять налогообложение: во-первых, чтобы создать спрос на валюту и поддерживать ее ценность; во-вторых, чтобы позволить себе осуществлять расходы без инфляции. нельзя не отметить, то что расходы, которые как внутри государства, так и зарубежом вносят существенное влияние и свои коррективы на долг и уровень инфляции. Таким образом полностью их контролировать правительство просто не в состоянии.

На практике правительства обычно заимствуют денежные средства путем выпуска ценных бумаг , государственных облигаций и векселей. Менее кредитоспособные страны иногда заимствуют деньги непосредственно у наднациональной организации (например, Всемирного банка) или международных финансовых институтов.

Государственный долг для налогоплательщиков является косвенным, так как основные доходы правительства черпают от населения стран. Государственный долг можно классифицировать как сумму внутреннего долга (задолженности кредиторам в пределах страны) и внешнего долга (задолженность перед иностранными кредиторами). Суверенный долг, как правило, относится к государственному долгу, который был выдан в иностранной валюте.

Можно провести еще одну классификацию государственного долга, зависящую от длительности его погашения:

) краткосрочный долг- это задолженность государства в течение одного года или менее года;

) долгосрочный долг представляет собой задолженность государства свыше десяти лет;

) среднесрочный долг попадает между этими двумя границами ( от 2-10 лет)

Таким образом государственный долг представляет собой задолженность государства, которая несет ряд обязательств и появляется с целью поддержания бюджета страны. Существуют страны денежно суверенные и денежно несуверенные. Роль государственного долга возрастает. В зависимости от различных критериев его можно классифицировать, как внутренний или внешний долг; краткосрочный, долгосрочный или среднесрочный.

.2 Структура государственного долга

государственный управление долг внешний

Для рассмотрения структуры государственного долга обратимся к одной из известнейших в экономике теории кейнсианства, сформулированной в 30е годы 20 века Джоном Мейнардом Кейнсом.

Последователи этого направления считали, что государство и общество должны лояльнее и терпимее относится к довольно высоким уровням государственного долга для оплаты государственных инвестиций в скудные времена, которые, если последуют времена бума, можно будет оплатить за счет роста налоговых поступлений.[2, c.255]

После активного распространения этой теории в мире, многие страны пересмотрели регулирование внешнего долга и стали воспринимать его как один из инструментов финансирования крупных инфраструктурных капитальных проектов, таких как шоссе или крупные гидроэлектростанции. По мнению сторонников этой теории такой подход к государственному долгу будет способствовать созданию и поддержанию роста делового доверия, поскольку будет больше рабочих с деньгами, которые будут их тратить. Некоторые утверждали, что в связи со значительным увеличением военных расходов Второй мировой войны действительно закончилась Великая депрессия. Конечно, военные расходы основаны на тех же налогах (или долге) и базовых фундаментальных факторах, как остальная часть национального бюджета, таким образом этот аргумент немного подрывает кейнсианскую теорию. Действительно, тогда некоторые предположили, что значительно более высокие национальные расходы обусловленные войной по существу подтверждают основной кейнсианский анализ.

Активное распространение данная теория получила после выхода в свет собственной брошюре Кейнса «Как оплатить войну», опубликованной в Великобритании в 1940 году. Исходя из того, что война оплачивалась и выигрывалась, Кейнс и Гарри Декстер Уайт, помощник секретаря министерства финансов США, оказали, согласно Джону Кеннету Гэлбрейту, доминирующие влияние на Бреттон-Вудские соглашения. Указанные выше соглашения являются решающими для определения политики Банка международных расчетов (БМР), Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, так называемых Бреттон-Вудских учреждений, основанных в конце 1940-х.

Указанные выше учреждения оказывают огромное влияние на проводимую политику и состояние государственного долга. Благодаря своей роли в определении политики в отношении торговых споров, Всемирная торговая организация также имеет огромную силу, чтобы повлиять на иностранные обменные отношения, так как многие страны зависят от конкретных товарных рынков для платежных балансов, которые необходимы им, чтобы погасить долги.

Для понимания структуру государственного долга, а также для грамотного анализа возможных рисков, связанных с его регулированием следует учитывать и выполнять следующие основные положения:

)При создании любого общественного актива следует оценивать вложения со стороны государства и возможный рост государственного долга. Соответственно следует создавать тот общественно-полезный актив, который является более выгодным и прибыльным в дальнейшем.

) Определить, используется ли государственный долг в настоящее время для финансирования потребления, которое включает всю социальную помощь и все военные расходы.

) Определить, не приведет ли рост государственного долга к неудаче или дефолту государственной власти.

)Определить, не является ли наращивание государственного долга результатом каких-либо одиозных или скрытых действий руководителей страны.

)Определить, создаются ли за счет расходов будущие блага - например, расходы по финансированию строительства общественного бассейна, могут позволить людям отдыхать в том месте, где ранее это было невозможно.

На сегодняшний день в экономической теории выделяют государственный внутренний и внешний долг, и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов 347 РФ и муниципальных образований, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Форма их долговых обязательств и условия выпуска определяются самостоятельно на местах. Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.[6, c.344]

Таким образом в современной литературе выделяют несколько основных постулатов, на которых строится понимание структуры государственного долга. Различные ученые выдвигают диаметрально противоположные точки зрения на роль и значение государственного долга. Мы рассмотрели основные составляющего внутреннего и внешнего долгов и определили их содержание.

.3 Управление государственным долгом в РФ

Любое государство старается регулировать показатели государственного долга. Не является исключением и Российская Федерация. Для регулирования государственного долга на территории России разрабатывается комплекс мероприятий, связанных с регулированием и погашением внешних и внутренних задолженностей. [3, c.104]

В России регулированием данного вопроса занимается Правительство РФ и Министерством финансов РФ. Говоря о муниципальном уровне управления государственными задолженностями нельзя не отметить работу органов самоуправления, которые проводят необходимые работы на местах.

На территории Российской Федерации действует Федеральный закон о федеральном бюджете, который устанавливает параметру государственного долга. Перечислим основные из них:

предельные размеры внутреннего и внешнего государственного долга;

-предельный объем годовых внешних заимствований;

расходы на обслуживание государственного долга в текущем году. Министерство финансов использует следующие механизмы регулирования государственных долгов:

а) реструктуризация государственного долга - представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прекращение существующих долговых обязательств с заменой их на новые, предусматривающие иные условия погашения (списание какой-либо суммы долга).

б) конверсия государственного долга представляет из себя изменения доходности существующих займов. Конверсию проводят для снижения расходов по управлению государственным долгом. Она проявляет себя в размера выплачиваемых процентов по займам.

в) консолидация государственного долга - мероприятия, направленные на внесение изменений по условиям, выдаваемых займов, а также регулированию сроков их выплаты.

г) унификация государственного долга- это процесс объединения нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В этом случае достигается уменьшение количества видов одновременно обращающихся ценных бумаг, что сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

е) аннулирование государственного долга - это фактический отказ государства платить по обязательствам, которые выпускались заранее. Это может привести к финансовой несостоятельности государства и смене существующей власти.

ж) новация представляет из себя условие, при котором обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ его исполнения.

Подводя итог к вышесказанному, сделаем следующие выводы: на территории РФ регулированием вопросов, связанных с государственными долгами, занимается Правительство совместно с минфином. Министерство финансов использует несколько основных механизмов регулирования государственного долга такие как, реструктуризация, конверсия, унификация государственного долга и т.д.

. Современное состояние государственного долга Российской Федерации

.1 Внешний долг России по состоянию на 2016 год: динамика и прогнозы

За последние два года в структуре внешнего долга Российской Федерации произошли существенные изменения. Прослеживается положительная динамика в уменьшении государственного долга более чем на 200 миллиардов долларов. Многие аналитики отмечают, что этот показатель сокращения является самым стремительным за всю историю Российской Федерации.

Как отмечалось выше в современном мире нет ни одного государства без государственного долга. Но очень важно его регулировать и отслеживать изменения в параметрах, таких как структура или величина по отношению к экономике.

Если проследить динамику изменения, то можно увидеть, что внешний долг на протяжении почти 12 лет стабильно рос и за это время увеличился почти на 600 миллиардов долларов. Пик пришелся на июль 2014 года, когда цифра достигла 732,7 миллиарда долларов.[12]

С июля 2014 года тенденция изменилась. В результате, за последние два года внешний долг сократился почти на 30 процентов и составил 522 миллиардов по состоянию на 1 ноября 2015 года. Это является огромным достижением на фоне негативных экономических последствий, таких как девальвация рубля и экономические санкции со стороны Евросоюза.

Нельзя не сказать, что введение экономических санкций привело и к положительным результатам, например к стремительному снижению объема внешнего долга. Это произошло из-за того, что отечественные компании фактически стали изолированы от внешних рынков капитала. Эксперты отмечают, что если бы не это вполне вероятно, что уровень государственного долга продолжал бы стремительно расти. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

По официальным данным статистики на 1 декабря 2015 года государственный долг едва превысил 50 миллиардов долларов, а это в несколько раз ниже, чем у других крупных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов. При этом долги банков и компаний с большой долей государственных вложений достаточно велики и составляют около 90 процентов от общего внешнего долга Российской Федерации. [13]

По мнению известного финансового эксперта и аналитика Лазаря Бадалова Компании и банки пользовались своими высокими рейтингами, деньги для них были дешевые и западные банки с удовольствием инвестировали в российскую экономику. Сегодня же ситуация изменилась: отечественный бизнес должен будет погашать свои кредиты самостоятельно.

Рисунок 1. Динамика внешнего долга России

Научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский отмечает, что при высоком уровне государственного долга происходит увеличивается отток капитала, а при нынешней неблагоприятной экономической обстановке это может привести к ряду негативных последствий. Таким образом снижение государственного долгая является положительной тенденцией, ослабляющей давление на экономику. Однако то, что банкам и компаниям раньше позволялось практически бесконтрольно наращивать объемы внешних займов, - будет осложнять ситуацию. В ближайшие год-два придется серьезно заниматься проблемой обслуживания и погашения этих долгов", - констатирует Андрей Чернявский.

Многие эксперты отмечают, что Россия может обратиться к опыту других стран, у которых функционирует более совершенная модель формирования долговой нагрузки. Данную модель активно применяют в США и Японии. Аналитики отмечают высокий уровень государственных долгов в этих странах, но при этом не учитывают, что основной долг именно внутренний, а не внешний. Для примера в США это порядка 60-70 процентов долгов, а в Японии почти 90 процентов. Конечно, в этих странах своя специфика экономики, с высокой долей сбережений населения. Но и россияне накопили достаточный инвестиционный потенциал, который можно направить как раз на развитие российского бизнеса - это вклады плюс сбережения в валюте, которые многие предпочли переложить в банковские ячейки в декабре 2014 года. Перед государством стоит важная задача, которая заключается в формировании благоприятных условий и инструментов развития инвестиционного рынка, который будет способствовать снижению государственных займов извне.

По прогнозам аналитиков в 2016 года уровень внешнего долга продолжит сокращаться в среднем на 40-50 миллиардов долларов и достигнет показателя 2008-2009 годов составит приблизительно 500 миллиардов долларов.

Как отмечала глава Банка России Эльвира Набиуллина, выплат по внешним долгам становится меньше с каждым годом. К примеру, в 2016 году они будут в два раза меньше, чем в 2015-м. В первом квартале их общая сумма составит 21,4 миллиарда долларов - на 43,8 процента меньше, чем в четвертом квартале 2015 года. Во втором квартале выплаты могут увеличиться до 30,1 миллиарда долларов.

По прогнозам минфина развитие внешнего долга не произойдет, хотя в бюджете на 2016 год предусмотрена возможность внешних займов в объеме до трех миллиардов долларов. На случай, если ситуация изменится. В настоящее же время министерство финансов будет проводить активную политику для развития национального долгового рынка. В программе развития появляется возможность внедрения выпуска выпуска облигаций федерального займа для населения объемом до 30 миллиардов рублей.

Речь идет о специальном долговом инструменте для жителей страны. Сегодня россияне могут купить облигации федерального займа через профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ранее в минфине заявляли о намерении предоставить гражданам возможность покупать ОФЗ прямо в банках, как было во времена Советского Союза.

Одним из базовых положений финансовой политики со стороны России на 2016 год является отказ от кредитования других стран, в связи с тем, что в 2015 году объемы кредитования были существенны. Но в нынешней ситуации принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками. В том числе, и с рисками неисполнения этих обязательств в будущем, отмечают в минфине.

За последние годы прослеживается положительна тенденция по уменьшению доли внешнего долга Российской Федерации. В связи со сложившейся экономической обстановке РФ следует пересмотреть свою политику в области регулирования государственных долгов и сделать акцент на снижении доли внешнего долга, что поможет обеспечить независимость страны на мировой арене. Следует провести ряд реформ, направленных на развитие финансового и инвестиционного рынков.

.2 Основные проблемы управления государственным долгом Российской Федерации

Одной из основных особенностей государственного долга является то, что он во многих странах увеличивается и это начинает негативно сказываться на экономиках государств. При критических показателях государственной задолженности проводятся меры по сокращению нескольких статей расходов, таких как социальные, инвестиционные и т.д. При проведении неэффективной финансовой политики потенциальные инвесторы бояться за свои капиталы и стараются не вкладываться в развитие экономик таких стран, таким образом создается неблагоприятный инвестиционный климат. Как показывает практика это относится в первую очередь к странам, которые пытаются развивать финансовые и инвестиционные рынки, где заемщики воздерживаются от долгосрочных обязательств.

Нерегулируемый и активный рост государственной задолженности для любого государства несет в себе угрозу подрыва экономической безопасности и стабильности в сложившейся бюджетной системе.

Для Российской Федерации регулирование внешней и внутренней задолженности является одной из основных проблем.

Основной задачей сегодня является построение целостной системы управления государственным долгом, но этот вопрос является открытым, так как не хватает должного уровня правового регулирования данного вопроса.

Для наиболее эффективной работы в этой области следует ввести ответственность за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом.

Также одной из проблем является неналаженная система учета существующих долговых обязательств. Поэтому следует заняться разработкой базы данных, которая буде отображать эту сторону вопроса и поможет систематизировать данные по государственным долгам. Государственная книга внешнего долга Российской Федерации служит только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым займам и не содержит данных об исполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также о приостановлении или аннулировании соглашений.

Также существует ряд недоработок в законодательных нормах, которые будут регулировать вопросы определения размера государственного долга в соответствии со сложившейся международной практикой.

Оперативные данные о состоянии государственного внешнего долга и операциях с долговыми обязательствами Российской Федерации, как представляемые в Счетную палату Российской Федерации, так и публикуемые на сайте Министерства финансов Российской Федерации, не являются полными как по составу обязательств, так и по их объему.

В существующий Бюджетный кодекс стоит внести поправки, связанные с понятием государственного долга субъектов Российской Федерации и учитывать эти данные.

Для более эффективного регулирования вопросов, связанных с внешним и внутренним государственными долгами следует расширить полномочия Счетной палаты Российской Федерации в части осуществления контроля над государственным национальным внешним долгом Российской Федерации.[7]

Отметим также и влияние ряда негативных факторов, не касающихся законодательства:

) следует снизить планы сокращения выплаты внешнего государственного долга, так как то несет огромную нагрузку на бюджет.

)эмиссия и размещение государственных ценных бумаг должны быть снижены, так как это может негативно сказаться на развитии экономики.

) следует использовать возможность внедрения выпуска облигаций федерального займа для населения, как одной из движущих сил по сокращению задолженности.

На сегодняшний день следует провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с государственным бюджетом. Также следует разработать базу данных, которая объединит все государственные задолженности как внутри страны, так и за ее пределами. Минфину следует внести коррективы в сумму выплат по государственному долгу в связи с огромной нагрузкой на бюджет. Следует как можно быстрее разработать механизм внедрения выпуска облигаций федерального займа для населения, что поможет укрепить финансовую независимость государства от иностранных вложений и кредитов.

Заключение

В контексте современных экономических отношений государственный долг рассматривается как крупный частный капитал и процентные платежи по долгу как частный доход. Сущность государственного долга состоит в выражении накопленного бюджетного дефицита, который добавил финансовые активы в частный сектор, обеспечивая спрос на товары и услуги.

Существуют страны денежно суверенные и денежно несуверенные. Роль государственного долга возрастает. В зависимости от различных критериев его можно классифицировать, как внутренний или внешний долг; краткосрочный, долгосрочный или среднесрочный.

На сегодняшний день в экономической теории выделяют государственный внутренний и внешний долг, и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

в современной литературе выделяют несколько основных постулатов, на которых строится понимание структуры государственного долга. Различные ученые выдвигают диаметрально противоположные точки зрения на роль и значение государственного долга. Мы рассмотрели основные составляющего внутреннего и внешнего долгов и определили их содержание.

на территории РФ регулированием вопросов, связанных с государственными долгами, занимается Правительство совместно с минфином. Министерство финансов использует несколько основных механизмов регулирования государственного долга такие как, реструктуризация, конверсия, унификация государственного долга и т.д.

За последние годы прослеживается положительна тенденция по уменьшению доли внешнего долга Российской Федерации. В связи со сложившейся экономической обстановке РФ следует пересмотреть свою политику в области регулирования государственных долгов и сделать акцент на снижении доли внешнего долга, что поможет обеспечить независимость страны на мировой арене. Следует провести ряд реформ, направленных на развитие финансового и инвестиционного рынков.

На сегодняшний день следует провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с государственным бюджетом. Также следует разработать базу данных, которая объединит все государственные задолженности как внутри страны, так и за ее пределами. Минфину следует внести коррективы в сумму выплат по государственному долгу в связи с огромной нагрузкой на бюджет. Следует как можно быстрее разработать механизм внедрения выпуска облигаций федерального займа для населения, что поможет укрепить финансовую независимость государства от иностранных вложений и кредитов.

Список литературы

Книги и учебные пособия:

[1]Вечканов Г. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

[2]Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 400 с.

[3]Гладковская Е. Н. Г52 Финансы: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.: ил.

[4] Подъяблонская Л. М. Финансы. Учебник. М; Юнити, 2011 - 407 с.

[5]Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. - М.: Форум, 2014. - 368 с.

[6]Финансы: Учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. - 10-е изд. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 528 с.

Статьи из периодических изданий:

[7] Терейковская И.А.Государственный долг России: причины, последствия, регулирование// Экономика и современный менеджмент: теория и практика 2015.- с. 66

[8] Гриценко А.Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика// Проблемы современной экономики, №1(41), 2012.- с. 78-80

[9] Бытдаева А.Б. Финансовый рынок РФ: проблемы и перспективы развития //Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 4 (48), 2015.- с.95

Электронные ресурсы:

[10]Министерство финансов Российской Федерации - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.minfin.ru <#"904454.files/image002.jpg">

Приложение 2. Динамика объемов государственного внутреннего долга РФ

Похожие работы на - Государственный долг: содержание и проблемы управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!