Государственный долг России: динамика и эволюция управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    88,33 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг России: динамика и эволюция управления














Курсовая работа

Государственный долг России: динамика и эволюция управления

Введение

государственный долг российский

Глобальной проблемой всех государств является государственный долг. Крупнейшими должниками выступают не только развивающиеся страны, но и развитые. В общеупотребительном смысле термин " государственный долг" означает долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

В последние годы уделяется большое внимание росту государственного долга. Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям, которые способствуют решению социально-экономических проблем. Но ограниченность финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование заимствований, нарушение сроков их погашения приводят к растущему государственному долгу. Чем грозят России впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Сможет ли Россия расплатиться со своими долгами? Что необходимо предпринять, для того чтобы наша страна вышла из долговой ямы? Думаю, что эти вопросы ставили перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. Многие экономисты, аналитики и специалисты пытаются решить из года в год данную проблему.

Актуальность данной работы состоит в том, что в современных условиях Россия имеет значительные объемы государственной задолженности и высокого уровня расходы на ее погашение и обслуживание как в абсолютном, так и в относительном выражении, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление государственным долгом РФ важная социально-экономическая задача.

Целью данной работы является изучение государственного долга РФ, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и совершенствование методов по его управлению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·        рассмотреть историю возникновения государственного долга Российской Федерации и его сущность;

·        изучить классификацию государственного долга;

·        рассмотреть способы управления госдолгом РФ;

·        проанализировать общее состояние государственного долга;

·        изучить динамику государственного внешнего и внутреннего долга РФ;

·        рассмотреть основные направления совершенствования управления госдолгом.

Объектом исследования является государственный долг РФ.

Предметом исследования - процесс управления госдолгом РФ.

Методы исследования - системный анализ, синтез теоретического и практического материала, индуктивные и дедуктивные методы, анализ статистических данных с применением методов выборки, сравнения и обобщения.

Исследование проблем государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо , Ж.-Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Врублевская О.В., Илларионов А.П., Алехин Б.И. и др. В их работах рассматриваются виды выпускаемых государственных ценных бумаг, анализируется динамика показателей государственного внутреннего долга и внешнего долга РФ, исследуются отдельные элементы государственного долга РФ и некоторые аспекты управления государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматривается государственный долг РФ, его сущность, структура и классификация, а также процесс управления госдолгом РФ. Во второй главе отражается история возникновения государственного долга в России, динамика и состояние госдолга в настоящее время, совершенствование управления государственного долга Российской Федерации.

1.Теоретическое содержание государственного долга

1.1 Сущность государственного долга

Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Государственный долг Российской Федерации представляет собой обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией или муниципальным образованием. Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Причины возникновения государственного долга России различны. С одной стороны, для финансирования государственных нужд государство получает финансовые ресурсы: налоги и обязательные платежи. Но при условии дестабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит сокращение поступлений в государственный бюджет. С другой стороны, в условиях стабильных поступлений в казну увеличиваются расходы государства. Увеличение государственных расходов может происходить за счет роста обыкновенных расходов и при появлении непредвиденных, чрезвычайных расходов.

Таким образом, причинами образования государственного долга являются:

)        Рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

)        Чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов;

)        Кризисные явления в экономике, ее развал;

)        Неэффективность финансовой системы;

)        Неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

Чтобы предотвратить сокращение государственного долга и разрешить возникшие явления, государство должно принять необходимые меры, иначе не избежать нарастания государственного долга страны и ухудшения социально-экономического положения в стране.

Одной из главных причин образования государственного долга в российской экономике является превышение расходов над реальными доходами бюджета. В случае превышения расходов над доходами возникает необходимость изыскивать способы покрытия этой разницы, поскольку нехватка денежных средств у государства вовсе не означает, что некоторые статьи государственных расходов вообще окажутся лишенными финансирования. Так или иначе государство вынуждено будет найти дополнительные источники доходов, которые позволят материально обеспечить все предусмотренные (запланированные) расходы. Такие действия правительства обусловлены существованием принципа сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Существуют следующие способы финансирования дефицита госбюджета:

)эмиссия денег. Суть данного способа состоит в том, что происходит увеличение денежной массы в экономике при прочих равных условиях. Это приводит к инфляции. При этом образуется сеньораж и инфляционный налог.

)займы на внутреннем рынке - выпуск и продажа бумаг населению (домохозяйствам и фирмам).

) займы на внешнем рынке - у других стран или международных финансовых организаций: МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба и др. К достоинствам данного способа финансирования можно отнести: возможность получения крупных сумм, неинфляционный характер.

Таким образом, нормальное состояние государства должно быть таким, чтобы обыкновенные потребности покрывались обыкновенными доходами (налоги, сборы, пошлины), потребности же, выходящие за рамки обыкновенных, должны быть удовлетворены посредством государственных займов.

Государственный долг Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может существовать в форме:

·        Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

·        Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

·        Договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

·        Государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

·        Договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

·        Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Можно сделать вывод, что государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти Российской Федерации с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствования средств для удовлетворения государственных потребностей Российской Федерации.

.2 Классификация государственного долга

Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внешний и внутренний долг.

Ю.Я. Вавилов в своем пособии доказывает, что современная классификация долга на внешний и внутренний долг не совсем оправдана:

« Проблема обоснованной классификации государственного долга остается актуальной для России. Особенно остро она была поставлена финансовым кризисом, достигшим своего пика в августе 1998г. Дело в том, что изначально рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов (ГКО - ОФЗ) был ориентирован на работу с внутренними инвесторами и до середины 1996 г. присутствие нерезидентов на нем было незначительным. С 15 августа 1996 г. иностранные инвесторы стали работать по новым правилам, снявшим многие ограничения на их деятельность. Нерезиденты получили право осуществлять свои операции на первичном и вторичном рынках ГКО-ОФЗ непосредственно через российские уполномоченные банки. Участие иностранных инвесторов резко активизировалось, и к началу 1998г. на долю нерезидентов приходилось до 27,5 % рынка ГКО-ОФЗ.

Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ - это внутренний рынок, Правительство и Банк России делали все для более широкого привлечения на него средств из иностранных источников. Но когда азиатские финансовые рынки закачались, и последствия азиатских кризисов стали доходить до России (октябрь 1977, январь и май 1998г.), нерезиденты стали активно сбрасывать российские ценные бумаги и выводить свои средства на другие, более устойчивые финансовые рынки. Тут-то в полной мере и заявили о себе особенности рынка ГКО-ОФЗ на обслуживании рублевого, внутреннего долга в части, приходящейся на нерезидентов, потребовалась иностранная валюта, и при этом в значительных количествах. В необходимых размерах валютных резервов у правительства не оказалось, и оно было вынуждено приостановить выполнение своих обязательств»

Таким образом, события, предшествовавшие 17 августа 1998г. со всей определенностью показали, что рублевый долг, приходящийся на иностранных инвесторов, не обычный внутренний долг, а имеющий черты внешнего долга.

В финансовых словарях государственный долг делится на внутренний и внешний в зависимости от рынка размещения, валюты займа и других признаков, а внешние займы определяют как займы, полученные от зарубежных кредиторов.То есть, мы имеем двойной стандарт, займы классифицируются по признаку источника, держателя займа (внешний или внутренний кредитор), а государственный долг, который является результатом проводимых заимствований, делится в зависимости от рынка размещения или валюты выпуска.

Видимо, в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и углубления конвертируемости рубля в основе деления заимствований на внутренние и внешние может быть положен только признак держателя облигаций (резидент или нерезидент), т.е. источник заимствований (национальный или внешний финансовый рынок).

Таким образом, под государственным внутренним долгом понимается обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).Другими словами, это долг перед резидентами. В соответствии с Бюджетным кодексом в объем внутреннего долга России включается основной долг, т.е. номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Внешний государственный долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Иначе, внешний государственный долг - это долг перед нерезидентами. Во внешний долг включаются обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный, основной и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в отношении госдолга в настоящее время применяется несколько классификационных признаков. В зависимости от источника заимствования выделяют внутренний и внешний долг. В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный, основной и текущий государственный долг. Также выделяют государственный долг РФ и государственный долг субъектов РФ.

.3 Управление государственным долгом

Вопросы управления государственным долгом регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998г. №458 « Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997г. № 245 « О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Необходимость в управлении долгом проистекает из очевидной реальности - правительство нельзя оставить без денег ни на один день. Заимствования необходимы, когда запланирован бюджетный дефицит. Чтобы правительство в любой момент могло занять столько, сколько нужно, его займы должны быстро поглощаться рынком. Приток денег в казну генерирует отток денег в виде процентов и сумм погашения. И вот мы имеем следующие «классические» цели управления долгом:

·        Бесперебойное снабжение правительства деньгами

·        Рынок, способный « по первому требованию» дать нужную сумму

·        Минимизация стоимости обслуживания долгом

В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:

·        Поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

·        Недопущение резкого колебания котировок заемных обязательств;

·        Минимизация стоимости долга для государства;

·        Обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

Помимо этого, должна быть прозрачность управления долгом, предполагающим использование ясных формализованных процедур и механизмов управления долгом, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также долговой политике государства, его субъекта или муниципального образования.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

-   безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

-       единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

-       единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

-       согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

-       снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

-       оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

-       гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

На сегодняшний день имеется ряд проблем, связанных с управлением государственным долгом. Во-первых, законодательная база по вопросам управления государственным долгом имеет следующие недостатки:

·        неполная разработка целей государственных заимствований;

·        недостатки в разграничении компетенций, полномочий, ответственности и порядка взаимодействия органов государственной власти;

·        неурегулированность вопросов координации и разграничения полномочий Правительства РФ и Банка России в проведении текущей долговой политики.

Во-вторых, несмотря на повышение уровня суверенного кредитного рейтинга России и улучшение условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга остается отсутствие устойчивого рефинансирования за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых объемах и на благоприятных условиях.

К другим существенным недостаткам, связанным со структурой государственного внешнего долга Российской Федерации, относятся:

·        исторически сложившаяся достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;

·        сохранение высокого удельного веса внешнего долга в форме задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, препятствующее проведению структуризации государственного долга;

·        ограниченные возможности рефинансирования государственного внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры государственного долга по срокам;

·        неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие пиков платежей;

·        неконтролируемые риски корпоративных и региональных заимствований.

Одной из проблем в сфере управления государственным долгом являются сбережения граждан, сделанные еще в Сбербанке СССР. «У правительства РФ отсутствуют четкие параметры этой задолженности, а также представление о сроках и объемах погашения. По этой причине прямая долговая нагрузка на бюджет определяется самими властями»,- говорит начальник управления аналитики Росбанка Владимир Колычев. Другая точка зрения на данную проблему: «Скорее всего, эти обязательства так и останутся обязательствами, и со временем их номинальная стоимость будет падать, т. к. количество советских вкладчиков с каждым годом убывает из-за естественной смертности», - считает руководитель отдела бизнес-оценки « Финэкспертизы» А.Дорофеев.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения следующих методов:

)        Рефинансирования государственного долга, т.е. погашения основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;

)        Новации - соглашения между заемщиком и кредиторами по замене обстоятельств по одному кредиту другими обязательствами;

)        Унификации - решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

)        Конверсии - одностороннего изменения доходности займов, т.е. объявления государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;

)        Консолидации - изменения условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решения государства о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;

)        Отсрочки погашения займов - консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;

)        Аннулировании государственного долга - отказа государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам;

)        Реструктуризации - погашения долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения.

Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно скажется на экономике нашей страны.

2. Эффективность долговой политики РФ

2.1 История развития государственного долга

Российское государство осуществляло заимствования путем выпуска долговых обязательств еще со времен Петра I. Ключевский писал о долговой политике в период реформ Петра I: «Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив, завещал преемникам обильный запас средств, которым оно долго пробавлялось, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего»

Дореволюционная Россия имела достаточно богатую кредитную историю. Так, Екатерина II в 1769г., сделала первый заем в Голландии. С этого момента и началась кредитная история Российского государства. За годы правления Екатерины II (а правила она с 1762 по 1796 гг.) было сделано 20 займов на общую сумму 75 млн. гульденов. К концу XVIII в. займы составили уже 215 млн. руб. В период русско-японской войны и Первой русской революции 1905-1907гг. сумма задолженности увеличивается, а вскоре, с 1910 г. начинает стабилизироваться.

К 1914 г. Россия вышла на первое место в мире по размеру внешнего долга, что связано с бурным промышленным подъемом в 90-х годах XIX столетия, первой мировой войной, русско-японской войной и др. За 1914-1917 гг. внешние заимствования России составили 7,7 млрд. руб. К моменту Октябрьской революции внешний долг России превысил 12,5 млрд. руб. Но Российское правительство все-таки сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке государственного долга аккуратно. После Октябрьской революции советское государство отказалось платить по государственным долгам царской России как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг. В результате была заложена правительством советского государства новая финансовая "культура".

В начале 60-х годов для покупки импортного оборудования мы стали использовать прямые долгосрочные кредиты заказных банков. За 1964-1965 гг. мы успели заключить 9 соглашений о банковских кредитах сроком на 10-15 лет на общую сумму 480 млн. руб. В 1966г. СССР было подписано еще 7 новых кредитных соглашений на общую сумму 449 млн. руб. СССР были получены крупные кредиты заказных банков в размере 11 млрд. руб., погашение которых производилось с 1984.

С начала 70-х годов внешний долг СССР стал расти. В 70-80-е гг. предоставленные СССР около 200 млрд. нефтедолларов были направлены на структурную перестройку и техническое переоснащение производственной базы. Как следствие, падение мировых цен на нефть в 1986г. привели к резкому уменьшению притока валюты. Тем самым наша страна получила: сокращение доходов бюджета и уменьшение золотых запасов.

В конце 1988г. Правительство СССР заговорило о дефиците государственного бюджета в размере около 100 млрд. руб. В 1989г. внутренний госдолг составлял 400 млрд. руб. В этом же году дефицит госбюджета составил 120 млрд. руб. Золотовалютные резервы страны уменьшились с 15,3 млрд. долл. в 1988г. до 7,6 млрд. долл. в 1991г.

Аналогичная картина была и с внешним долгом. Впервые о масштабах внешнего долга было объявлено в конце 1990 г. при обсуждении бюджета на 1991 г. Указывалось, что для обеспечения предусмотренных доходов бюджета необходимо увеличить задолженность до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР. Официальный валютный курс тогда составлял 55 копеек за 1 дол. США. Следовательно, величина задолженности в пересчете на доллары должна была составить почти 71 млрд. дол.

Развитию экономического, бюджетного и долгового кризиса в последующие годы способствовали высокое бремя военных расходов, непродуманная антиалкогольная кампания, чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, ошибочная финансовая политика, падение экспорта нефти в 1991 г. на 50%, а также крупные выплаты зарубежным кредиторам. Только за 1986-1991 гг. платежи по внешнему долгу составили 60 млрд. дол. В бюджете на 1991 г. на погашение внешней задолженности было выделено 9 млрд. руб. или более 16 млрд долл. по официальному курсу.

В 1991-1992 гг. весь долг бывшего СССР в объеме около 103 млрд. дол. был переведен на Российскую Федерацию, к которой также перешли и зарубежные активы. Согласно графику погашения этого долга Россия в течение только первых четырех лет (1991-1995 гг.) должна была выплатить почти 60 млрд. дол. С таким долговым бременем Россия, кризис экономики которой продолжал усугубляться, справиться не могла. В 1992 г. было выплачено лишь 1,3 млрд. дол. Начались так называемые «технические» дефолты. До заключения соглашений о реструктуризации долга только в рамках Лондонского клуба была предоставлена 21 девяностодневная отсрочка платежей.

Несмотря на крупные в последующие годы суммы погашений внешнего долга, общая задолженность России сократилась крайне медленно. Во-первых, одни лишь ежегодные проценты по долгу составляли до 8 млрд долларов. Bo-вторых, вплоть до 1999 г. Россия продолжала наращивать внешние заимствования. Рекордным оказался 1998 г., в течение которого прирост внешнего долга составил 27,3 млрд. дол. (в том числе в связи с размещением четырех новых займов еврооблигаций на сумму 5 млрд. дол.). Часть внутреннего долга была конвертирована во внешний. Был получен первый транш кредита МВФ на 4,8 млрд. дол. из специального пакета помощи для поддержания стабильности национальной валюты.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что вся история российского госдолга свидетельствует о том, что Россия пользовалась неизменным доверием на международном рынке. Доверие к российскому государству как к суверенному заемщику было связано с наличием у него большого золотого запаса. Россия выступала в роли гаранта займов, предоставляемых другим государствам. XIX в. принято считать временем превращения России в одного из крупнейших в мире должников и одновременно периодом освоения инструментов управления госдолгом. Конец XIX в. считают периодом максимального поступления в бюджет средств за счет заимствований. На начало XX в. государственный долг России составлял 6 млрд. 210 млн. золотых рублей.

2.2 Современное состояние государственного долга (2000-2012гг.)

Благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков в 2000-2001гг., а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, добившегося также существенного улучшения отношений с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Оно снизилось как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществлялось исключительно за счет внутренних ресурсов. Если в 1999г. отношение внешнего долга к ВВП составляло 57%, то в 2001г. - уже 42%, а к концу 2002г.- снизилось до 30 %.

В абсолютном выражении внешний долг на конец 1998г. был равен 156млрд. долл., а на конец 2001г.- около 130 млрд.долл. Государственный внешний долг России на 1 января 2003г. составил 124,5 млрд.долл., из которых задолженность по кредитам иностранных правительств составила 52,7млрд.долл, задолженность перед Парижским клубом кредиторов - 43,6млрд.долл. Долг перед кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, на 1 января 2003г. составил 4,9 млрд.долл., задолженность бывшим странам - членам СЭВ- 4,2 млрд.долл. по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм - 3 млрд.долл., перед международными финансовыми организациями - 13,4 млрд.долл. Объем долга по государственным ценным бумагам, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2003г. равен 49,2 млрд.долл.

На 1 марта 2004 года внутренний долг составил 836 млрд руб., т.е. за период с 1993 по 2004 год он увеличился в 48,5 раз. Предельный размер внутреннего долга на 2004 год составляет согласно Бюджету 842,1 млрд. руб. (рис.1):

Рис. 1 Динамика внутреннего долга России 1993-2004 гг.источник : Минфин России

При этом задолженность по кредитам правительств иностранных государств - 54,4 млрд.долл., Парижскому клубу кредиторов - 46,6 млрд.долл. (погашен досрочно в 2005г.), задолженность кредиторам , не являющихся членами Парижского клуба - 4,4 млрд.долл., долг бывшим странам СЭВ -3,3 млрд.долл, задолженность по кредитам международных финансовых организаций - 11 млрд.долл. Объем долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2004г. составлял 49,8 млрд.долл, по ОВВЗ - 7,3 млрд.долл.

Объем погашения государственного долга в период с 2004 по 2005г. составил более 29,3 млрд.долл, в том числе внешнего долга -18,9 млрд.долл., внутреннего долга -10,4 млрд.долл.

Государственный внешний долг России (включая обязательства бывшего СССР) на 1 января 2005г. сократился до 110,5 млрд.долл. против 119,7 млрд.долл. на 1 января 2004г.

По итогам 2006г. объем государственного внутреннего долга РФ в ценных бумагах вырос примерно на 20,8 % (в долях ВВП произошло незначительное снижение долга - с 3,94 до 3,86 % ВВП) (см.приложение1).Произошло снижение абсолютной суммы внешней задолженности органов власти РФ, которое составило 33,5 %. В то же время частный сектор (банки и пр.) увеличил свою задолженность перед нерезидентами за этот же период со 175,1 до 214,0 млрд. долл. (+ 22,2 %).

В период 2007-2009 гг. государственный внешний долг сокращается. (см.приложение 2) .Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года предусматривается в законопроекте в размере 46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов США (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%), меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США, или 64,4 млрд. евро. По сравнению с оценкой 2008 года (46,7 млрд. долларов США) внешний долг за 2009 год (43,3 млрд. долларов США) уменьшился на 3,4 млрд. долларов США, или на 7,3%. по состоянию на 1 января 2009 года предусматривается в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, что на 7,3% меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» показателя на 1 января 2008 года.  (см.приложение 2)

В законопроекте расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга в 2007 году предусмотрены в объеме 79,99 млрд. рублей, на 2008 год - 81,4 млрд.рублей, на 2009 год - 78,4 млрд. рублей.

Процентные платежи по кредитам МФО в 2007 году определены в сумме 11, 5 млрд. рублей (435,3 млн. долларов США), на 2008 год - 11 млрд. рублей, что на 5 млрд. рублей или 4,35% меньше по сравнению с показателем 2007 года, на 2009 год - 10,3 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или 10,4% меньше, чем за 2007 год и 0,7 млрд. рублей или 6,4% по сравнению с 2008 годом.

В 2007 году на выплату процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80% платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот же показатель за 2008 год составляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживанию внешнего долга. За 2009 год - 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежей по обслуживанию внешнего долга. Это показатель значительно сократился за период 2007-2009 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 11,9% платежей по обслуживанию внешнего долга.

В период 2007-2009 гг. государственный внутренний долг увеличился. (см.приложение 3).Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года установлен в законопроекте в размере 1 363,26 млрд. рублей, или 4,37% ВВП, что на 214,6 млрд. рублей, или на 18,6%, выше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года - 1 148,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП. На 2009 год - 1824,5 млрд. рублей, что на 33,8% больше по сравнению с предыдущим годом.

Объем внутреннего долга, выраженный в ценных бумагах, на 1 января 2007 года составил 1 032,1 млрд. рублей или 94,5% объема внутреннего долга и увеличился за 2007 год на 212,6 млрд. рублей, или на 20,59%, и достиг на начало 2008 года 1 244,7 млрд. рублей.

Увеличение объемов государственного внутреннего долга при сохранении профицита федерального бюджета обусловлено содержащимся в Основных направлениях долговой политики положением о целесообразности сохранения присутствия государства на национальном финансовом рынке в качестве заемщика в целях поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при любой финансово-экономической и политической ситуации в мире, рефинансирования государственных внутренних и внешних долговых обязательств на финансирование расходов, поддержания пенсионной системы. В 2009 году объем государственных ценных бумаг составил 1681,3 млрд. рублей, что на 35% больше по сравнению с 2008 годом.

Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга на 2008 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному долгу, на 2009 год - 134,2 млрд. рублей. Основными направлениями долговой политики на 2007-2009 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним . Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008-2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в приложении 4.

Анализ динамики госдолга РФ в 2008-2012гг. показывает , что объем государственного долга в 2010 году составил 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Произошло некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличился в 2,1 раза.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей (см.приложение 5), или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей).

Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах составил на 1 января 2011 года 2558,9 млрд. рублей (см.приложение 5), что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличился на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составил 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.

Общий объем эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации в 2010-2012 годах составил 2 624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ -2 102,75 млрд. рублей и ГСО - 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году -869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году -980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2012 году -774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).

Анализ динамики показывает, что в структуре внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах доля государственных гарантий равна 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %).

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро (на 1 января 2010 года - 42,8 млрд. долларов США, или 31,2 млрд. евро), на 1 января 2012 года - 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро (см.приложение 6).

Абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличился на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56,1 %, и составил 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %.

Анализ динамики объемов и структуры внешнего долга показывает (см. приложение 6), что в 2010-2012 годах увеличилась доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизилась в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. При этом привлечение новых кредитов не планировалось.

Таким образом, основные направления государственной долговой политики на 2012-2014гг. надеюсь позволят вернуть России имидж добросовестного заемщика и полноправного участника мирохозяйственных связей, а также решить задачи экономического и социального развития.

2.3 Пути совершенствования управления государственным долгом

Процесс управления госдолгом требует системного подхода и четких формулировок в данной области. Вместе с тем, действующее российское законодательство, касающееся регулирования государственного долга и реализации долговой политики характеризуется недостаточной законодательной разработанностью отдельных вопросов и не позволяет осуществить необходимые меры в долговой сфере в соответствии с принятыми в мировой практике принципами управления.

Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три взаимосвязанных направления деятельности:

. Формирование бюджетной политики в части планирования объема и структуры государственного долга исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом.

. Осуществление заимствований с учетом платежеспособности и долговой емкости федерального бюджета, проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание.

. Организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом.

Таким образом, для совершенствования управления государственным долгом РФ необходимо предпринять следующие меры:

. Усовершенствование законодательной базы: определение полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и других банков-агентов Правительства при принятии управленческих решений; дополнить статью 103 БК РФ, указав в качестве одной из целей заимствований «реализацию приоритетных государственных инвестиционных проектов в различных секторах экономики; установления законодательного ограничения предельного объема долга РФ, используя применяемые в международной практике показатели: отношение объема госдолга к ВВП; отношение объем заимствований, необходимых для финансирования дефицита бюджета, к ВВП; отношение процентных расходов на обслуживание госдолга к расходам федерального бюджета.

. Необходимость восстановления института первичных дилеров на рынке ГЦБ. Первичные дилеры представляют собой группу назначаемых официальными органами специализированных посредников между официальными органами и инвесторами, торгующих ГЦБ. Им предоставляются привилегии при подаче заявок на первичных аукционах по ГЦБ в обмен на согласие обеспечивать подачу заявок на весь объем ценных бумаг, выставленных на аукцион, выполнять функции маркет-мейкеров на вторичном рынке. Введение данного института создает ряд преимуществ для эмитента ГЦБ:

·        участие первичных дилеров в проводимых Минфином аукционах будет гарантировать размещение необходимого объема госбумаг независимо от текущей рыночной конъюнктуры, что, в свою очередь, будет оказывать положительное воздействие на уровень ликвидности рынка госбумаг;

·        у Минфина будет возможность получать от первичных дилеров оперативную рыночную информацию, а также рекомендации о том, какие государственные облигации, с какими параметрами и по какой доходности могут быть предложены на рынке госдолга для размещения;

·        эмитент минимизирует свое участие на вторичном рынке в связи с наличием гарантированной возможности размещения госбумаг на первичном рынке.

Несомненно, Россия должна опираться и на мировую практику в сфере управления государственным долгом. Так, в мировой практике оценка рисков проводится с помощью стресс-тестов, которые представляют собой процедуру моделирования будущих ситуаций, при которых значения показателей, влияющих на величину рисков, искусственно принимаются равными наихудшим из возможных ожидаемых значений. В соответствии с международным опытом оценки и минимизации рисков в долговой сфере, который отражен в рекомендациях МВФ, МБРР, рабочей группы ИНТОСАИ по госдолгу, при управлении госдолгом признано целесообразным осуществлять:

·        расчет в стоимостном выражении рисков будущих расходов по обслуживанию долга, анализ результатов стресс-тестов, составленных на основе учета возможных кризисных экономических и финансовых процессов.

·        составление характеристик структуры долга, включающих ключевые показатели риска по существующему и прогнозируемому портфелю долговых обязательств на охватываемую прогнозом перспективу;

·        составление сводок издержек и рисков альтернативных стратегий управления государственным портфелем долговых обязательств.

Рабочая группа ИНТОСАИ по госдолгу в качестве мер по минимизации рисков выделяет: повышение прозрачности в оценке рисков со стороны правительств; создание механизмов прямого контроля и ограничения рисков; разработка систем управления рисками.

В рамках проведения работ по анализу и управлению рисками при переходе к управлению долгом, как портфелем долговых обязательств, следующим этапом должна стать корректировка структуры портфеля ценных бумаг с целью снижения уровня риска.

Одним из путей совершенствования управления государственного долга - это создание единого исполнительного органа, осуществляющего управление как внутренним, так и внешним долгом. Это будет способствовать эффективному осуществлению политики государственных заимствований и координации усилий других государственных органов в этой области.

В качестве данного органа может выступить специальное агентство по управлению государственным долгом. Создание данного агентства означает необходимость передачи ему полномочий по управлению всеми долговыми обязательствами государства независимо от формы их выпуска и валюты номинирования. В этом случае возникает необходимость предусмотреть разделение функций и механизм сотрудничества Агентства с Минфином, Центральным банком и другими ведомствами.

В заключении хочу отметить, что данные проблемы требуют подготовленности внутреннего долгового рынка, его либерализации и модернизации: повышения ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, расширения круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса, что свидетельствует об очевидности и необходимости скорейшей реализации комплекса вышеуказанных практических мер .

Заключение

В настоящее время проблема государственного долга является одной из центральных проблем для России. На протяжении всех лет, связанных с реформами проблема выплаты задолженности по госдолгу остается одной из важнейших стратегических задач государства.

В общеупотребительном смысле термин государственный долг означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Причинами возникновения государственного долга может быть следующее: рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций; чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов; кризисные явления в экономике, ее развал; неэффективность финансовой системы; неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Существуют различные классификации государственных займов, однако основная из них - это деление долга на внутренний и внешний. Внутренний долг - это долг перед резидентами. Внешний долг- это долг перед нерезидентами. Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное сокращение общей величины государственного долга РФ. В первую очередь это связано со значительным снижением внешнего долга. Хотя доля внутреннего долга в структуре общего долга увеличилась, тем не менее отношение внутреннего государственного долга к ВВП заметно сократилось. При ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятных внутриэкономических факторах возможно значительное повышение нормы обслуживания внутреннего и внешнего госдолга, что в перспективе может наложить дополнительную нагрузку на бюджет РФ.

Необходимо формирование и поддержание спроса на инструменты госдолга. В то же время расширение использования инструментов долговой политики может способствовать созданию более гибких механизмов для решения актуальных проблем в различных сферах - бюджетной, денежно-кредитной, социальной и т.д. При этом, долговая политика должна быть взвешенной и являться предметом постоянного мониторинга.

Хочется отметить, что урегулировать российский долг сложно. Но эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно скажется на экономике нашей страны. Государство должно сформулировать стратегию и цели управления государственным долгом, изыскать средства достижения целей и создать органы управления госдолгом, а также увязать управление государственным долгом с бюджетной и денежной политикой.

Таким образом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнему остается и является одной из главнейших стратегических задач.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.    Конституция Российской Федерации.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации.

.        Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 9 марта 2007г. « О бюджетной политике в 2008-2010гг.»

.        Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 198- ФЗ « О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010гг.»

.        4.Федеральный закон от 19 декабря 2006г. № 238-ФЗ № « О федеральном бюджете на 2007г.»

.        5.Федеральный закон от 9 апреля 2007г. № 41- ФЗ « об исполнении федерального бюджета за 2005г.»

.        Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ « О бюджетной классификации РФ»

Учебная и научная литература

1.   Алехин Б.И. Государственный долг: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г.

2.      Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.

.        Богомолова В.А. Экономическая безопасность: учеб. пособие.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ,2010г.

.        Бюджетный кодекс РФ. Офиц. текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2004г.- М.: Эксмо,2004г.

.        Вавилов А.П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления.-М.: Городец-Издат,2001

.        Вавилов Ю.Я., Вавилов В.Я., Вавилов Ю.А. Государственный долг: курс для финансистов: учеб.пособие. М.: Перспектива,2000г.

.        Гайдаржи С.И. Долговая политика: мировой опыт и российская практика.- М.: Финансовый университет,2011.

.        Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Н.Д. Мацкуляка. - 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Изд-во РАГС,2007.

.        Государственный и муниципальный долг: учеб.-метод.пособие / под ред. Л.И.Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика,2007.

.        Дмитриева В.А. Долговая политика России: история, современность, перспективы. - М.: Дружба народов,2005.

.        Ковалева А.М. Финансы: учеб.пособие : 5-е изд., перераб.и доп. М.: Финансы и статистика, 2006г.

.        Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для вузов. М.:Кнорус,2010г.

.        О.В.Врублевкая и др.Бюджетная система РФ: Учебник / под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского.- М.: Юрайт-Издат,2003

.        О.В.Малиновская, И.П. Скобелева, А. В. Бровкина " Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие.- М.:КНОРУС. 2010

.        Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Проспект,2007.

.        Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт-Издат. - 2006.

.        Хоминич И.П. Из истории государственного долга. / И.П.Хоминич // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.№4,2005.

Интернет-ресурсы

.     Министерство финансов РФ, доступ: http:// www.minfin.ru/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.

2.      Министерство экономического развития, доступ: http://www.economy.gov.ru/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.

.        Счетная палата РФ, доступ: http:// www.ach.gov.ru/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.

.        Федеральная служба государственной статистики, доступ: http:// www.gks.ru/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.

.        Бюджетная система РФ, доступ:

. http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/Zakluchenia/ACH_ZAKL200911041925/ACH_ZAKL200911041925_p_014.htm свободный, язык русский, заглавие с экрана.

.        Правительство Российской Федерации ,доступ: http://www.government.ru свободный, язык русский, заглавие с экрана.

8.      Newsland, Александр Романов"Россия не хочет платить по своим долгам".доступ: // http://newsland.com/news/detail/id/1041339/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.

.        Тонкости кредитования,доступ: // http://www.debtexpert.ru/debts-401-1.html свободный, язык русский, заглавие с экрана.

Приложения

Приложение 1

Государственный внутренний долг РФ, млрд.руб.

Вид ценных бумаг

На 1 января 2006г.

На 1 января 2007г.

Государственные краткосрочные облигации ( ГКО)

0,02

0,00

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

0,001

0,00

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ- ПД)

123,64

205,62

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК)

131,13

94,83

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ - АД)

596,33

675,16

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС)

0,00

0,42

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода ( ГСО- ФПС)

0,00

52,0

Всего

851,15

1 028,04

Источник: Минфин России

Приложение 2

Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2007-2009 гг.


на 1.01.2007 г.

на 1.01.2008 г.

на 1.01.2009 г.


млрд. долл. США

структура%

млрд. долл. США

структура%

млрд. долл. США

структура%

Гос. внешний долг, всего

79,2

100

46,7

100

43,3

100

Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц

11,5

12,6

11,0

23,6

10,3

23,8

Гос. ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте

64,05

80

32,8

70,2

29,5

68,1

Госгарантии в иностранной валюте

4,2

7,4

2,9

6,2

3,5

8,1

Источник: Минфин России.

Приложение 3

Динамика и структура внутреннего долга РФ за 2007-2009 гг.


на 1.01.2007 г.

на 1.01.2008 г.

на 1.01.2009 г.


млрд. руб.

структура %

млрд. руб.

структура %

млрд. руб.

структура %

Гос. внутр. Долг всего:

1148,7

100

1363,3

100

1824,7

100

Гос. цен. бумаги РФ

1032,1

94,5

1244,7

91,3

1681,3

92,1

Государственные гарантии

111,9

9,7

113,6

8,3

137,8

7,6

Прочая задолженность

4,7

0,5

5,0

0,4

5,6

0,3


Приложение 4

Динамика госдолга в 2008-2012гг.


На 1 января 2008 года

На 1 января 2009 года

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

Изменение 2012 г. к 2009 г.


Отчет 2007 г.

Отчет 2008 г.

Закон № 204-ФЗ (с изм.)

Проект

Проект

Проект

Сумма

%

Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей

2 402,80

2 692,00

3 923,40

5 499,20

7 026,80

8 275,40

4 352,00

210,9

% к ВВП

7,3

6,5

9,7

12,7

14,6



Государственный внутренний долг, млрд. рублей

1 301,20

1 499,80

2 515,30

3 301,80

4 109,70

4 344,30

1 829,00

172,7

%кВВП

4

3,6

6,2

7,6

8,5

8,1



Государственный внешний долг, млрд. рублей

1 101,60

1 192,20

1 408,10

2 197,40

2 917,10

3 931,10

2 523,00

279,2

% к ВВП

3,3

2,9

3,5

4,9

6,1

7,3



Источник: Счетная палата России.

Приложение 5

Динамика объема и структуры внутреннего долга 2008-2012гг.


На 1 января 2008 года

На 1 января 2009 года

На 1 января 2010 года


факт

факт

Закон № 204-ФЗ (с изменениями)


млрд. рублей

Стр-ра, %

млрд. рублей

Стр-ра, %

млрд. рублей

структура,%

Государственный внутренний долг, всего

1301,2

100

1499,8

100

2515,3

100

в том числе:







государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1248,9

96

1421,5

94,8

1965,7

78,1

государственные гарантии

46,7

3,6

72,5

4,8

543,1

21,6

прочая задолженность

5,6

0,4

5,8

0,4

6,5

0,3


На 1 января 2011 г

На 1 января 2012 года


Проект

Проект


млрд.рублей

структура,%

млрд.рублей

структура,%

Государственный внутренний долг,всего

3301,8

100

4109,7

100

в том числе:





государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

2558,9

77,5

3329,7

81

Государственные гарантии

735,8

22,3

772,5

18,8

Прочая задолженность

7,1

0,2

7,5

0,2

Источник: Счетная палата России

Приложение 6

Динамика объема и структуры внешнего долга 2008-2012гг.

 

На 1 января 2008 года

На 1 января 2009 года

На 1 января 2010 года


факт

факт

Закон № 204-ФЗ (с изменениями)


млрд. долларов США

структура,

млрд. долларов США

структура,

млрд. долларов США

структура,

Государственный внешний долг, всего

44,9

100

40,6

100

42,8

100

в том числе:







кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

11,1

24,8

10,4

25,6

9,2

21,5

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

33,1

73,7

29,6

72,8

28

65,4

гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

0,7

1,5

0,6

1,6

5,6

13,1


На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года


Проект

Проект


млрд. рублей

Структура,%

Млрд.рублей

Структура,%

Государственный внешний долг, всего

63,3

1000

83,4

100

в том числе:



кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

7,3

11,5

6,5

11,8

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

44,5

70,3

62,2

74,6

гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11,5

18,2

14,7

17,6

Источник: Счетная палата России

Похожие работы на - Государственный долг России: динамика и эволюция управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!