История и перспективы развития Казначейства России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    566,64 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История и перспективы развития Казначейства России

Содержание

Глава 1. История и сущность казначейской системы исполнения бюджета России

.1 Причины и следствия появления казначейских структур в финансовых институтах

.2 Специфика правового регулирования деятельности Казначейства РФ

1.3 Современная казначейская система исполнения бюджета РФ: предпосылки появления и результаты ее возрождения

Глава 2. Принципы, структура и функции казначейства России

2.1 Задачи и направления деятельности органов Казначейства РФ

2.2 Актуальные проблемы текущего развития органов Федерального казначейс

Глава 3. Перспективы и пути совершенствования деятельности казначейства россии на современном этапе

3.1 Актуальные тенденции реформи

3.2 Особенности реформирования бюджетного процесса в рамках совершенствования казначейской системы РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Бюджет, бюджетная система и бюджетный процесс являются основополагающими элементами финансовой системы любого государства, так как посредством их осуществляется финансовая «подпитка» всей экономики в целом и экономического развития в частности, аккумулируются и перераспределяются инвестиции, рождаются и крепнут инвестиционные проекты, складываются прочие финансовые отношения.

Государство призвано не только для того, чтобы собирать налоги и таможенные пошлины или каким-либо иным образом формировать бюджет и казну для решения собственных и общественных актуальных задач, но и затем, чтобы постоянно оптимизировать и контролировать финансовые потоки с целью экономического роста и «держать руку на пульсе» уровня общественного благосостояния.

Таким органом стало Казначейство России в лице трехуровневой системы, функционирующей с целью обеспечения беспрерывного управления финансовыми ресурсами государства в соответствии с его законодательством, а также исполнения федерального бюджета и осуществления контроля за целевым использованием средств бюджетными организациями и учреждениями.

Программы Правительства РФ по развитию реформ и стабилизации российской экономики применительно к бюджетной и финансовой сферам в качестве приоритетной выдвигают задачу дальнейшего укрепления системы Федерального казначейства России. Ее достижение предполагает такие виды деятельности, как: упорядочение денежных межбюджетных потоков, обеспечение своевременности и правильности зачисления платежей в разноуровневые бюджеты, постоянный контроль за государственными средствами, а также гибкое маневрирование государственными ресурсами.

Именно совокупность этих видов деятельности составляет содержание понятия Федерального казначейства РФ в экономических словарях. В то же время, основной задачей Федерального казначейства и главной целью его создания является организация исполнения и исполнение бюджетов, а любая деятельность Казначейства России так или иначе связана с бюджетом.

Это в целом обосновывает актуальность выбранной темы работы.

Деятельность Федерального казначейства основывается на таких принципах, как (ст. 29 БК РФ): единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; совокупного покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Объектом исследования стали особенности казначейской деятельности государства в историческом ракурсе: история происхождения, современное состояние и перспективы развития.

Предметом исследования является Казначейство Российской Федерации.

Целью работы стало исследование истории и перспектив развития Казначейства России и ее роли в бюджетном процессе России на текущем этапе развития.

Реализация поставленной цели предопределило постановку к решению следующих задач:

    изучить особенности становления и развития казначейства в России;

    определить сущность и специфику деятельности системы Федерального казначейства РФ и ее структурных элементов;

    выявить и рассмотреть текущие проблемы деятельности Казначейства России;

    выявить перспективы ее развития.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложения.

Глава 1. История и сущность казначейской системы исполнения бюджета России


1.1 Причины и следствия появления казначейских структур в финансовых институтах


В широком смысле управление финансовыми потоками предполагает использование платежных систем, контроль за доходами и расходами, управление задолженностью, эмиссию ценных бумаг и размещение свободных средств.

При управлении финансовыми потоками важно учитывать их отличительные свойства: стоимостную форму, цели создания и расходования денежных фондов, высокую степень организованности, нормативно-правовое сопровождение движения финансовых ресурсов и необходимость контролировать упорядоченность движения финансовых ресурсов.

По мере роста объемов и усложнения сети финансирования экономических структур наметилось и впоследствии оформилось стремление компаний к созданию в своем управленческом аппарате специальных подразделений, занимающихся эффективным управлением денежными фондами и бюджетированием - планированием доходов и расходов (казначейских служб или просто казначейств).

С другой стороны, толчком к созданию казначейств стала необходимость искоренять главные недостатки предшествующих управленческих структур: отсутствие единой финансовой политики и соответствующих технологий управления финансовыми ресурсами, невозможность постоянно получать оперативную информацию о состоянии краткосрочных активов и пассивов, невозможность долгосрочного планирования финансовых средств, неудовлетворительное состояние контроля над расходами компании по обеспечению финансовых потоков (расчеты за кредит, выплаты по обязательствам и т.д.).

В целом, до появления казначейств в управлении финансами предприятий и организаций отсутствовал системный подход, который бы позволил получать и использовать всю оперативную информацию о состоянии финансов организации.

Со временем в компаниях (широкое распространение подобная форма управления финансами первоначально получила в банковских структурах, а затем в большинстве крупных компаний) появились специализированные подразделения, обеспечивающие жесткий финансовый контроль при проведении финансовых взаиморасчетов в условиях дефицита времени на принятие решений в управления финансовыми потоками.

В дальнейшем необходимость казначейской службы была признана государством.

На рис. 1 представлены сравнительные размеры денежных потоков, охватываемых основными платежными системами.

Нижеприведенные характеристики (рис. 1) денежных потоков свидетельствуют о том, что в основном они производятся через банковскую систему. Наиболее важные расчеты, связанные в первую очередь с бюджетными платежами, выполняют государственные компетентные органы в лице Федерального казначейства.

Казначейские платежные системы характеризует высокий уровень ответственности за надежность платежных операций. Внедрение казначейской системы исполнения бюджета позволило предотвратить бесконтрольный (неучтенный) процесс поступления и расходования финансов.

До этого длительные задержки и неполнота информации, предоставляемой банками препятствовали своевременному пополнению казны, изо дня в день приводя к значительным - учитывая масштабы государства - убыткам. Казначейская система исполнения бюджета позволяет устранить такое положение вещей за счет отсутствия в системе денежных потоков элементов банковских платежных систем. Деньги при этом не выпускаются «из рук» государства на протяжении всей цепочки казна - пользователь, а средства, минуя банковские счета, доводятся по централизованной системе казначейства до самого нижнего уровня.

Рис. 1. Сравнительные размеры денежных потоков

казначейство россия бюджет

Появляется полная «прозрачность» расходов бюджета, что позволяет своевременно вмешиваться в процесс посредством «текущего» контроля уже на стадии непосредственного расходования средств, предотвращая заранее вероятное выделение средств на сомнительные цели. При формировании доходов государства контрольная деятельность казначейства по своевременному зачислению платежей в бюджет приводит к более оперативному их поступлению в бюджет.

В качестве системы управления финансовыми потоками казначейство создавалось на принципах системного подхода, выявляющих закономерность регулирования характерных объектов управления и установления устойчивых взаимосвязей между ними. В компетенции казначейства находятся денежные средства и суррогаты (денежные средства на расчетном счете, ценные бумаги и т.п.,       транзитные средства в движении, средства в кассе предприятия), источники и параметры финансирования (банковские кредиты, займы,              собственные поступления), финансовые инвестиции (вложения в ценные бумаги и банковские депозиты) и иные объекты.

Обзор современных подходов к моделированию казначейства показывает наличие в основном двух моделей управления финансовыми потоками. Это институциональная модель, предложенная сторонниками так называемого институционального анализа, и ссылочная модель, предложенная Всемирным банком.

Институциональная модель применяется к казначейским структурам, управляющим финансовыми потоками в масштабе государства, в то время как ссылочная модель используется главным образом для описания корпоративных казначейств.

Так или иначе, институты казначейства позволили достичь значительных успехов в финансовом регулировании, повысить эффективность использования бюджетных средств, усилить контроль за государственными денежными потоками, ускорить процесс их движения до конечных потребителей.

Дело в том, что субъекты РФ получили значительную свободу в формировании собственных структур управления государственными денежными потоками, что привело к появлению малоэффективных институциональных единиц (казначейств), занятых регулированием денежных потоков в угоду местническим интересам, и закономерным разногласиям с центром по поводу целевого распределения финансовых ресурсов.

Институциональная модель казначейства, разработанная ведущими экономистами, позволяет устранить возникшие противоречия. Применение централизованной формы казначейства со статусом ведущего министерства с определением типовых казначейских структур на уровне регионов дало возможность преодолеть неразбериху в регламентации управления денежными потоками как на общегосударственном уровне, так и на мезоуровне.

Ссылочная модель казначейства также касается главным образом государственного управления финансовыми потоками. Но отдельные ее элементы можно применять и для построения модели корпоративного казначейства. Ссылочная модель не противоречит институциональной, а дополняет ее, поскольку имеет главным образом функциональную, а не статусную направленность.

1.2 Специфика правового регулирования деятельности Казначейства РФ


Государственное казначейство - это основополагающий финансово-распределительный орган общества, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, целью которой является полное удовлетворение потребностей общества в накоплении и распределении финансовых бюджетных ресурсов между государственными учреждениями и предприятиями.

Мировая практика показывает, что казначейство является основным регулятором финансовых потоков в государстве, владеющим точнейшей информацией о состоянии национальной экономики. В условиях международного разделения труда и ресурсов особую актуальность приобретает проблема эффективности национальной экономики, т.е. ее малозатратности. Именно казначейство способно помочь государству максимально эффективно использовать бюджет государства, одновременно снижая издержки и увеличивая доходную часть.

Система государственного казначейства включает следующие основные подсистемы и элементы:

-   макроэкономическое прогнозирование (достоверный прогноз развития экономики на перспективу, контроль правильности планирования бюджета);

-   подготовку и исполнение бюджета (увеличение доходов от туристической отрасли, более эффективное использование средств, выделяемых на здравоохранение);

     учет и финансовую отчетность;

-   управление наличностью, управление долгами, гражданское управление (эффективное управление внешним долгом, оптимизация денежных потоков в режиме реального времени);

-   аудит, связь с Центральным банком;

-   связь с налоговой и таможенной системами;

-   средства эффективного управления рабочей нагрузкой сотрудников и повышения эффективности деятельности госучреждений.

В целом система нормативная база по регулированию вопросов управления финансовыми потоками является четырехуровневой:

    акты (законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам управления финансовыми потоками), которые находятся в строгой иерархической соподчиненности и содержат как принципиальные, так и конкретные императивные правила (кроме стандартов), регулирующие правоотношения в сфере финансового оборота.

    профессиональные стандарты и нормы профессионального поведения, отраженные в этическом кодексе и обеспечиваемые внутрипрофессиональными императивами.

    интерпретационные акты - разъяснения к вышеупомянутым актам (инструкции, методические рекомендации по их применению в конкретных сферах деятельности или видах организаций и др.).

    внутренние документы (регламенты) органов управления финансовыми потоками.

Таки образом, нормативная база регулирования финансовых потоков преимущественно сформирована из актов, регулирующих учет и контроль платежных взаимоотношений между различными субъектами рыночной экономики, что в итоге имеет прямое или косвенное отношение к управлению финансовыми потоками.

Рис. 2. Структура правовой базы регулирования финансовых потоков

Первоначально нормы об управлении финансовыми потоками содержались в актах об управления финансовой системой, которые в силу своей локальности могли быть использованы для дальнейшей разработки интегрированной правовой базы общей системы управления финансовыми потоками как на государственно-территориальном, так и на корпоративном уровне.

В то время как системный подход в этой области предполагает предварительную разработку общего нормативно-правового документа (правотворческую работу «сверху вниз»), а затем на его основе разработку актов об отдельных финансовых структурах, несовпадение в развитии отдельных финансовых институтов в экономике, напротив, обусловливает правотворчество «снизу», предполагающее дальнейшую работу по кодификации и регламентированию деятельности отдельных органов управления финансовыми потоками.

Формирование нормативной базы управления финансовыми потоками включает стадии: выбор понятийного аппарата управления финансовыми потоками; разработку методологии управления финансовыми потоками (цели, задачи, принципы и т.д.), определение организационной структуры системы управления финансовыми потоками, наделение органов правового регулирования управления финансовыми потоками соответствующей компетенцией, закрепление за субъектами права управления финансовыми потоками статуса, выявление конкретного предмета правового регулирования (отношений по поводу финансовых потоков), уровней регулирования и выбор подлежащих применению источников права, разработку конкретного по ситуации порядка построения системы нормативно-правовых актов управления финансовыми потоками и соответствующего порядка систематизации нормативно-правовых актов.

Предполагается, что между актами и уровнями регулирования не будет противоречий (будет соблюдаться иерархия актов), акты не будут дублировать друг друга. Поэтому должно быть четко расписано соотношение уровней нормативного регулирования и порядок их взаимодействия, а также четко установлены обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов управления финансовыми потоками.

Одним из важнейших вопросов формирования нормативной базы управления финансовыми потоками является разработка и принятие основополагающего нормативно-правового акта (федерального закона), так как ни Бюджетный, ни Налоговый кодексы не решают в полной мере проблему низкого качества нормативно-правовой базы финансовой сферы в целом.

Поиск информации позволяет сделать вывод о том, что все законодательные нормы, содержащие прямую информацию о казначействе, имеют государственную направленность. Вместе с тем реальная практика не исчерпывается только прямыми законодательными нормами и включает широкий круг законов и иных актов, регулирующих взаимодействия участников рынка в финансовой сфере. Поэтому, используя правовую информацию, полученную из правовых систем и иных источников, необходимо ее распределять по степени значимости и областям правоприменения.

1.3 Современная казначейская система исполнения бюджета РФ: предпосылки появления и результаты ее возрождения


Исполнение бюджета - процесс, обеспечивающий поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

    казначейская (на казначейства возложены организация и исполнение бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами);

    банковская (за исполнением бюджета следит государственный центральный банк и коммерческие банки).

    смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.

В период правления большевиков и союзного государства сложилась банковская система исполнения бюджета, которая практически без изменений просуществовала до 1992 года.

Вслед за политическими и экономическими переменами сменилась бюджетная и банковская системы. Образование коммерческих банков и переориентация функций ЦБ РФ привели к тому, что был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, стали возникать задержки в перечислении бюджетных средств и их нецелевое использование. Бюджет государства сверху вниз формировался автоматически с постоянными эмиссионными и инфляционными издержками.

В законодательстве нашло отражение разграничение полномочий федеральных органов и субъектов Российской Федерации по формированию, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов. В то же время, региональные и местные финансовые органы практически устранились от обязательного контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, «переложив» эти обязанности на центр. Как-то незаметно распоряжения органов федеральной исполнительной власти перестали исполняться органами исполнительной власти субъектов РФ и ослаб контроль за движением федеральных бюджетных средств.

Сложилась ситуация, когда суммы из госбюджета поступали на счета министерств и ведомств, а затем перераспределялись с помощью коммерческих банков, где процент был намного выше.

Многоступенчатость банковской системы замедляла скорость прохождения средств, и Минфин (юридически главный распорядитель бюджетных ассигнований), фактически лишился возможности контролировать прохождение и целевое использование бюджетных средств.

Пополнение бюджета также затруднилось потому, что налоговые органы перешли из подчинения Минфину РФ и произошел ведомственный разрыв информации, необходимой для оперативного управления процессом исполнения федерального бюджета.

По каналам ФНС стали проходить главным образом сведения о начисленных, но не полученных с налогоплательщиков, суммах налоговых платежей в то время, как Минфину России перестала поступать достоверная информация о фактически перечисляемых в доход федерального бюджета суммах, что приводило к задержке финансирования экономики и социальных проектов.

Использование банковской схемы исполнения бюджета в переходный период в начале 1990-х годов обернулось следующими негативными последствиями:

    серьезно замедлилось зачисление доходов в бюджет ввиду отсутствия единой методики распределения регулирующих налогов;

    полноценная оперативная информация о полученных доходах и проведенных расходах не поступала в компетентные органы, что затруднило точное определение минимальных потребностей в заемных средствах;

    отсутствовала возможность разумного маневра средствами федерального бюджета, так как финансировались только валовые бюджетные назначения и суммы конкретных платежей по факту;

    за отсутствием единого ответственного лица за целевым использованием бюджетных средств появилась возможность нецелевого использования и злоупотреблений;

    средства до конечного получателя шли с промедлениями, и из-за задержек заработной платы и социально значимых выплат росла социальная напряженность;

    на счетах коммерческих банков скопилось слишком много остатков бюджетных средств.

Отсутствие механизмов поэтапного контроля расходования бюджетных средств сделало невозможным активное участие Правительства в реализации бюджетной политики, дестабилизируя последнюю. Все это обусловило переход к казначейской системе исполнения бюджетов. Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года №1556 (в принципиальном плане) и Постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года №864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.

На первоначальном этапе перед органами Федерального казначейства были поставлены следующие задачи:

    проведение кассовых операций;

    осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;

    распределение доходов между бюджетами разных уровней;

    составление отчетности об исполнении бюджета.

В середине 1999 года Постановлением Правительства РФ принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы, направленная на повышение эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

Новый этап развития ознаменовал Бюджетный Кодекс РФ 2000 г. решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

    закрепил казначейское исполнение бюджетов в РФ;

    обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;

    определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

    установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

В ходе административной реформы, начатой Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное казначейство России было выделено из состава Министерства финансов РФ с 01.01.2005 г. и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов РФ с переходом к Казначейству от Министерства финансов РФ правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, а также функций составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета РФ.

С началом функционирования казначейской системы исполнения бюджета казначейство стало концентрировать доходный и расходный финансовые потоки на одном счете, что позволило существенно ускорить процесс финансирования.

Детализация процесса исполнения бюджета позволила четче контролировать объемы бюджетных назначений, гарантированные лимиты финансирования, объемы фактически заключенных соглашений, объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам, суммы счетов, предъявляемых к оплате, объемы других необходимых выплат.

Наличие в Минфине сведений о состоянии и движении бюджетных средств по всему спектру показателей предоставляет ему и главным распорядителям средств расширенные возможности для оперативного управления бюджетными ресурсами. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ.

Таким образом, концентрация двух потоков денежных средств - доходного и расходного на одном счете при казначейской системе исполнения бюджета позволила: ускорить процесс финансирования за счет сокращения срока пробега средств от распорядителя до конечного получателя; повысить эффективность использования бюджетных средств посредством ужесточения контроля за целевым использованием средств; снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

Главные преимущества казначейской системы проявились в следующем: любая информация по исполнению бюджета регистрируется казначейством; резко сократился разрыв между регистрацией поступлений и моментом их распределения,   обеспечивается сохранность средств посредством контроля, повышается эффективность управления.

Глава 2. Принципы, структура и функции казначейства России

.1 Задачи и направления деятельности органов Казначейства РФ

Организации казначейской системы исполнения бюджета различного уровня в РФ строится на принципах, которые вытекают из характера и состояния бюджетной системы.

Принцип научности означает, что организация системы казначейства строится на достижениях науки, изучении и обобщении мирового опыта, учете тенденций и направлений изменяющейся внешней среды рыночной экономики.

Действие принципа централизации и децентрализации, обусловленное трехуровневой системой Казначейства России, отражает учет специфики построения каждого уровня казначейской системы, расширение границ самостоятельности региональных и местных органов системы.

Принцип разграничения и совмещения функций по уровням системы предполагает взаимодействие органов казначейства на различных уровнях.

Принцип единства правовой и нормативной базы вытекает из самой природы устройства казначейской системы, способной к взаимодействию по выполнению возложенных задач. Он подразумевает для всех органов общую правовую основу, единые стандарты учета, отчетности, типовые договоры с интегрируемыми организациями и другие элементы, обеспечивающие единообразную работу.

Принципы предопределяют характер деятельности и структуру органов казначейства РФ, образованную последними с целью обеспечения вертикального и горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов посредством перераспределения средств между ними.

Таким образом, в настоящее время создана единая централизованная, трехуровневая и иерархическая система органов Казначейства России в полном соответствии с существующим административно-территориальным делением РФ.

Трехуровневую систему казначейских Казначейства России образует ряд управлений, в состав которых входят соответствующие отделы, отвечающие за выполнение основных казначейских функций (УФК, отвечающие за операции казначейства в регионах, и сети отделений Федерального казначейства - ОФК, непосредственно работающие с бюджетополучателями и налогоплательщиками).

Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета. Особенность функций, возложенных на Главное Управление, определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций .

Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходования средств федерального бюджета. ОФК по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителями УФК.

Основные функции отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК):

    формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

    обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

    ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

    представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе», ключевые функции Федерального казначейства реализуются средством подготовительного и текущего контролирования ведения операций со средствами федерального бюджета на внешних счетах, открытых в органах Федерального казначейства основным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджет. Сегодня согласно ст. 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным казначейством производится контроль за выполнением бюджета, а именно за:

    недопущением превышения лимитов бюджетных обязательств, распределенных между нижестоящими распорядителями и получателями средств бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

    недопущением превышения бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источниками финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

    непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств;

    непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

    соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

    наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств.

Эффективное функционирование казначейства основывается на полной подчиненности и подотчетности ОФК УФК, которые в свою очередь непосредственно подчиняются Казначейству России.

Таким образом, структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства, в составе которого 12 управлений по основным направлениям деятельности, и 84 территориальными органами: Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства и 83 управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Главное управление Министерства финансов РФ возглавляет начальник в рамках заместителя Министерства финансов РФ.

Одной из важнейших функций, возложенных на казначейские органы, является контрольно-ревизионная работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях использования. Выделяют три основных этапа контроля.

Предварительный этап проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями

Текущий этап осуществляется на стадии финансирования расходов. Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов.

При проведении контроля на последующем этапе устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены.

Последующий контроль может осуществляться органом, ответственным за составление и рассмотрение проекта бюджета, другими финансовыми и контрольными органами исполнительной власти, а так же Счетной палатой.

В свою очередь, деятельность органов Федерального казначейства может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:

    по финансово-хозяйственной деятельности - налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов, контрольно-ревизионным управлением;

    по исполнению федерального бюджета - Счетной палатой, контрольно-ревизиционным управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ.

Основными направлениями основополагающей - контролирующей - деятельности органов казначейства являются:

    проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, поступивших в доход федерального бюджета или доход государственных внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на счет получателей

    предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств

    проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета

    последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета по заданиям Министерства финансов РФ и ГУФК РФ.

.2 Актуальные проблемы текущего развития органов Федерального казначейства России

К одной из самых серьезных проблем, проявившихся на современном этапе развития и препятствующих бесперебойному функционированию казначейской системы, относится несогласованность законодательной и нормативно-правовой баз, касающаяся всех направлений взаимодействия федерального казначейства с внешними системами:

    с банковской системой нет централизации средств на счетах федерального казначейства Российской Федерации;

    органы федерального казначейства реально не включены в систему электронных расчетов;

    федеральное казначейство Министерство Финансов РФ не является лицензированной кредитной организацией, а потому не имеет статуса участника прямых расчетов.

Также проблемы наблюдаются в порядке осуществления казначейством операций по обеспечению наличными деньгами бюджетополучателей.

Выполняемые системой органов федерального казначейства функции во многом воспроизводят банковские, что с учетом проблем обеспечения условий полного формирования на едином счете доходов и средств федерального бюджета в целях осуществления их эффективного и управляемого использования представляется крайне недостаточным: в стране не должно быть одновременно казначейской и банковской систем исполнения бюджета. Кроме того, процесс перехода от банковского к казначейскому методу исполнения бюджета в РФ осуществлялся и продолжает осуществляться без учета последствий такого перехода для находящейся не в лучшем состоянии расчетно-банковской системы страны.

Вторую группу актуальных проблем представляют взаимоотношения с государственными налоговыми и таможенными органами, суть которых сводится к дублированию функций по учету доходов федерального бюджета между органами казначейства и налоговой службы, при том, что методология и технология информационного обмена органов указанных служб с органами федерального казначейства нуждаются в значительном улучшении. Для полного введения конкретного и механического распределения прибылей по различным уровням экономной системы должна быть изменена классификация прибылей бюджетов с присвоением персональных кодов тем налогам и сборам, которые имеют всевозможные нормативы распределения по уровням экономной системы (к примеру, платежи за потребление естественными ресурсами, налог на прибыль). Без такого решения невозможно реализовать требование концепции Единого счета федерального казначейства, устанавливающее положение о зачислении всех налогов на один счет Федерального казначейства для последующего распределения доходов по уровням бюджетов. Требуются перемены в обслуживании плательщиков и получателей бюджетных средств, а также их контрагентов:

    нет единого реестра распорядителей и получателей бюджетных средств;

    отсутствует правовая основа единства осуществления расходов через лицевые счета по всем распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

    не разграничена сфера ответственности за принятие, подтверждение и оплату бюджетных обязательств;

    не применяется единая классификация доходов всеми участниками бюджетного процесса;

    не урегулирован вопрос порядка финансирования через лицевые счета получателей средств федерального бюджета, не являющихся юридическими лицами, учитывающий специфику отдельных министерств и ведомств.

Совершенствование непременного учета в рамках казначейской системы всевозможных видов муниципальных денег с целью регулирования межбюджетных соотношений предполагает эффективное решение вопроса о выполнении через органы казначейства бюджетов муниципальных целевых фондов - пенсионного, общественного и медицинского страхования. Перспективы управления средствами, сосредоточенными во внебюджетных социальных фондах, неразрывно связаны с мобилизацией финансовых ресурсов на социальные цели в рамках общегосударственной структуры формирования бюджетных ресурсов и жестким контролем за целевым характером их расходования. В решении задачи регулирования бюджетных пропорций очень важным представляется вопрос о четком определении границ, разделяющих государственный сектор и другие сектора экономики. Сегодня границы отраслей довольно размыты. В отсутствии четкости границ разделов нет и конкретного понимания ответственности за обещания, образующиеся как в сфере публично-правовых, но и в сфере гражданско - правовых взаимоотношений. В связи с этим в самое ближайшее время целесообразно произвести инвентаризацию всех бюджетополучателей, в результате которой должно быть произведено четкое разделение бюджетополучателей на две категории: бюджетные учреждения с соответствующими правами и ограничениями, с финансированием по смете расходов при субсидиарной ответственности государства; другие бюджетополучатели, отношения государства с которыми должны строиться на основе договоров или посредством выделения субвенций или субсидий из бюджета.

Глава 3. Перспективы и пути совершенствования деятельности казначейства России на современном этапе

.1 Актуальные тенденции реформирования Казначейства России

Объективно оценить текущее состояние Казначейства России и успешность проводимых реформ позволит анализ некоторых результатов уже проведенных реформ этой структуры.

.   С 2010 года внедрена система ключевых показателей эффективности (КПЭ) исполнения бюджетов по доходной, расходной части, которая позволяет в определенном разрезе по заданной теме получать актуальную информацию и принимать оперативные управленческие решения как для федерального бюджета, так и для региональных и местных бюджетов.

.   В 2010 году успешно началась и продолжается оптимизация сети органов Федерального казначейства:

    -    создано Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства;

    на основании приказов Федерального казначейства проведена реорганизация ряда УФК по субъектам Российской Федерации и находящихся в их ведении отделений. На начало 2012 года были полностью реорганизованы путем присоединения всех отделений к управлению в качестве отделов 42 (сорок два) УФК по субъектам Российской Федерации. Со 2 апреля 2012 года были полностью реорганизованы путем присоединения всех отделений к управлению в качестве отделов еще 9 (девять) УФК по субъектам Российской Федерации.

.   Следующим перспективным направлением деятельности стало создание и ведение с 1 января 2011 года Общероссийского сайта реестра государственных контрактов, заключенных от имени РФ и ее субъектов, а также муниципальных контрактов.

    С начала 2011 года под учреждениями, созданными РФ, ее субъектом или муниципальным образованием, признаются казенные, бюджетные и автономные учреждения.

.   В части работы с информационными ресурсами на органы Федерального казначейства возлагаются с 1 января 2012 года полномочия по размещению сведений о бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет.

.   Расширилась сфера деятельности органов Федерального казначейства в связи с переводом на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2014 года.

Сегодня целью продолжающейся модернизации казначейской системы РФ является создание условий для: полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств; эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов и целевым характером расходов федерального бюджета, а так же субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам; эффективного управления государственными бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства.

К числу перспективных задач, наряду с упорядочением правовой основы деятельности федерального казначейства, относятся: совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов; развитие организационного, материального и технического обеспечения федерального казначейства; развитие, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов казначейства с учетом обеспечения безопасности информации.

В настоящее время завершается качественно новый этап вхождения территориальных органов федерального казначейства в платежную систему. От простой передачи федеральных средств на бюджетные счета получателей территориальных органов федерального казначейства и банковские учреждения переходят к расчетно-кассовому обслуживанию казначейских счетов в новых условиях финансирования бюджетополучателей - через лицевые счета, открытые ими в органах федерального казначейства.

Ряд директивных документов последнего времени дает основание предположить, что на долю этого субъекта платежной системы в ближайшем будущем будет отнесена практически вся сфера внутригосударственных выплат и поступлений средств федерального бюджета.

На ближайшую перспективу намечено совершенствование системы получения и обработки информации. Переход на технологию ЕКС (единый казначейский счет) оформили приказы Минфина, определяющие:

    порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов (от 23.07.02 г. № 70н);

    порядок открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (от 31.12.02 г. № 142н);

    порядок ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации (от 30.12.02 г. № 138н).

Последующее развитие казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ подразумевает:

    развитие интегрированной автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов субъектов РФ;

    внедрение современных технологий Федерального казначейства в бюджетный процесс субъектов РФ (гармонизацию казначейской системы бюджетных платежей на субъектном уровне с банковской системой, минимизацию наличного денежного обращения в секторе субъектного управления, использование механизмов предоставления целевых средств бюджетам субъектов РФ в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа).

К ключевым направлениям развития казначейства следует отнести:

а) реформирование системы бюджетных платежей, позволяющее федеральному казначейству стать прямым участником банковских расчетов;

б) повышение эффективности процессов управления общественными финансовыми ресурсами в части использования механизмов предоставления бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы РФ;

в) совершенствование кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, что предполагает повышение качества кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, минимизацию наличных расчетов в секторе муниципального управления (использование платежных корпоративных банковских карт).

Адаптация стратегических задач Федерального казначейства на уровне субъектов РФ предполагает комплекс мер, включающий:

    меры законодательного регулирования, в части своевременной подготовки и внесения изменений в действующие нормативно законодательные акты;

    организационные (составление плана мероприятий на уровне каждого субъекта; интеграция муниципальных информационно-справочных систем и программных продуктов с системами федерального уровня, расширение сфер применения электронно-цифровой подписи, создание условий для электронного санкционирования платежей).

В сфере казначейского контроля с целью повышения эффективности последнего предполагается:  осуществить разработку единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля, обеспечить совершенствование законодательного регулирования государственного и муниципального казначейского контроля, осуществить разработку методического обеспечения контрольных процедур, совершенствовать прикладные программы для автоматизации контрольных процедур основных казначейских операций и определить методы оценки качества казначейского контроля.

С целью совершенствования информационного обеспечения казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ необходимо: перевести в электронный вид все носители финансовой информации; организовать условия для ведения бухгалтерского учета в электронном виде для всех участников бюджетного процесса; увязать информацию о финансовых ресурсах и целях на всех этапах бюджетного процесса - от составления бюджета до представления отчета о его исполнении в Федеральное Собрание РФ; обеспечить повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах; увязать стратегическое и бюджетное планирование; провести мониторинг достижения результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг; обеспечить интеграцию процессов составления и исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной финансовой отчетности публично-правовых образований.

Наконец, органами Федерального казначейства осуществляется работа по внедрению современных технологий при обслуживании получателей средств федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 г. № 24-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» разработан план мероприятий по дальнейшему внедрению электронно-цифровой подписи (ЭЦП) информации участниками бюджетного процесса. Эта подпись придает информации, передаваемой по электронным каналам связи, статус документа, защищает документ от подделки, искажения и однозначно позволяет доказательно подтвердить подпись лица, сформировавшего и отправившего данную информацию, а главное, позволяет решать вопросы финансирования значительной части федеральных расходов в режиме on-line.

На очереди - внедрение ЭЦП при обмене информацией между органами Федерального казначейства и другими банками, где открыты счета органов, между региональными управлениями Федерального казначейства и отделениями Федерального казначейства, между отделениями и бюджетополучателями.

В условиях кризиса банковской системы казначейство, аккумулируя средства федерального бюджета на своих счетах, выступает гарантом защиты этих средств от возможных последствий этого кризиса.

Развитие казначейской системы исполнения федерального бюджета сопровождается фактическим разграничением и передачей функций и объема работ, выполняемых территориальными органами Центрального банка, Госналогслужбы Российской Федерации, местными финансовыми органами в органы казначейства, освобождая эти органы для решения других более свойственных им задач.

В дальнейшем большая роль должна быть отведена региональным казначейским управлениям, на которые законодательством возложена обязанность осуществлять контроля над всеми платежами и поступлениями во все виды бюджетов. Эволюцию региональных казначейских управлений можно представить в четыре этапа: региональные центры обработки данных; центры автоматизированного учета; региональные казначейские управления; отраслевые казначейские управления .

Таким образом, развитие казначейской системы исполнения бюджетов будет сопровождаться двумя тесно переплетающимися процессами: увеличением количества выполняемых функций с одновременным возрастанием требований к качеству их исполнения, а также усилением роли региональных казначейских управлений с параллельным сокращением их местных отделений.

.2 Особенности реформирования бюджетного процесса в рамках совершенствования казначейской системы РФ

Сложившаяся на сегодняшний день социально-экономическая ситуация в стране сопровождается резким сокращением бюджетных ассигнований, что в свою очередь актуализирует проблемы создания условий, обеспечивающих устойчивое развитие экономики, а также безусловное выполнение обязательств государства, в первую очередь социальных.

Для устойчивого развития экономики и обеспечения социальной стабильности именно мероприятия по решению вышеупомянутых проблем были отнесены Правительством РФ в январе 2015 г. к числу приоритетных.

С учетом начавшегося периода стабильного и неопределенного по продолжительности сокращения бюджетных ассигнований все реализуемые мероприятия бюджетной реформы должны быть направлены на улучшение качества государственных (муниципальных) финансов, на создание условий максимально эффективного использования государственных (муниципальных) финансовых ресурсов.

В достижении поставленных задач многое зависит от Федерального казначейства, значение которого становится очевидным по мере анализа программы «Модернизация казначейской системы Российской Федерации» и выявления направлений развития последней, закрепленных в Стратегической карте Казначейства России на период 2015-2019 гг.

Одним из шагов на пути к внедрению более качественной модели развития отечественной экономики должен стать постепенный планомерный переход к взвешенной бюджетной политике, предполагающей:

    выработку однозначно трактуемых бюджетных правил и процедур и их жестко контролируемое эффективное соблюдение;

    использование казначейских технологий исполнения бюджета, обеспечивающих прозрачность, подотчетность и результативность государственных расходов, в первую очередь, бюджетных расходов.

Основными достижениями бюджетной реформы должна стать систематическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти по выработке четких целей развития страны, региона или муниципального образования, их открытость и ответственность перед обществом за получаемые результаты, их преемственная и предсказуемая бюджетная политика, подразумевающая, прежде всего, прозрачность бюджетных расходов.

По итогам и во исполнение ежегодных бюджетных посланий Президента РФ была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., которая стала первым шагом в повышении результативности бюджетной реформы.

В Концепции была проанализирована сложившаяся на момент ее появления ситуация в бюджетном процессе, исходя из которой были предложены основные направления и перспективы бюджетной реформы, предусмотревшие фундаментальные изменения в системе эффективного управления общественными финансами (рис. 3). Текущему моменту соответствует очередной, и не последний, этап реформирования бюджетного процесса, направленный на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию процесса управления финансовыми средствами всех бюджетов Бюджетной системы Российской Федерации.

Рис. 3. Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ

Так, принятая в 2013 году Государственная программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами предусматрела реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности управления финансами публично-правовых образований, включая совершенствование казначейских технологий исполнения бюджетов и управления денежными средствами на Едином казначейском счете федерального бюджета.

На всех этапах развития системы органов казначейского исполнения бюджета в целом идет непрерывный процесс модернизации устаревших казначейских технологий исполнения бюджета.

После реорганизации Федерального казначейства в 2004-2006 гг. в федеральную службу возникла потребность в оптимизации схем проведения процедур казначейского исполнения бюджета и казначейских технологий посредством: создания единого регистра главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета; внедрения электронного документооборота; подготовки регламента, ориентированного на эффективное управление временно свободных финансовых ресурсов федерального бюджета; выработки условий объединения информации о заключаемых конрактах в государственном секторе от имени РФ.

Для успешного реформирования бюджетного учета потребовалось использование казначейских технологий, обеспечивающих единые правила организации бухгалтерского учета, исполнения бюджета и бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов в бюджетных учреждениях

Последующим этапом усовершенствования казначейских технологий стала реализация проекта «Модернизация казначейской системы РФ (2006-2010)», в которой задачами дальнейшего совершенствования казначейских технологий исполнения бюджета были обозначены:

    ведение Реестра государственных контрактов, заключаемых от имени РФ, а также разработка и внедрение Административного регламента по ведению этого документа;

    внедрение Административного регламента по ведению Реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

    размещение средств федеральноо бюджета на банковских депозитах в учреждениях банка и др.

Рис. 4. Информационная среда управления государственными финансами

Благодаря современным казначейским технологиям и финансовым инструментам на базе Федерального казначейства сформировалась информационная среда управления государственными финансами,единство которой и доступность к информации которой стали обеспечивать новейшие информационные сервисы (рис. 4).

В недавно появиившихся «Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года и государственной программе РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» основные направления развития казначейских технологий подверглись корректировке.

Важнейшей стратегической задачей Федерального казначейства на среднесрочную перспективу становится повышение эффективности процессов управления финансовыми ресурсами РФ (табл. 1) в ходе таких мероприятий, как:

    реализация новаций в технологии прогнозирования остатков средств на Едином казначейском счете;

    предоставление Федеральным казначейством бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);

    осуществление операций по управлению остатками средств на Едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО;

    развитие механизма управления остатками средств на Едином счете федерального бюджета.

В прошлом году Федеральное казначейство должно было запустить механизм размещения средств федерального бюджета в различные надежные финансовые инструменты, в том числе с активным использованием операций покупки (продажи) ценных бумаг по дооворам РЕПО с кредитными оранизациями под залог облигаций федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство финансов РФ.

Кроме того, также было запланировано продолжить практику предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) субъектам РФ и апробирования пилотного проекта механизма предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям (ограниченному и оговоренному числу образований) .

Наконец, была поставлена задача разработать механизм, позволяющий ранжировать субъекты РФ и муниципальные образования для «точечного» финансирования в случае недостаточности средств федерального бюджета. Продолжилась работа по развититю операций управления остатками средств на Едином казначейском счете в части размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты в иностранной валюте и на депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внещнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Во втором квартале 2016 года Федеральное казначейство приступило к размещению временно свободных средств путем осуществления договоров РЕПО с редитными организациями на срок от одного до семи дней на регулрной основе.

Вместе с тем, современный процесс исполнения бюджета требует применения более гибких механизмов управления ликвидностью единого счета федерального бюжета.

Таким образом, практическая реализация Федеральным казначейством комплекса мероприятий, направленных на создание современной системы управления государственными финансовыми ресурсами сопрвождается созданием и внедрением новых казначейских технологий. Это позволит со временем усилить казначейский контроль за повседневным расходованием государственных финансовых ресурсов с целью повышения эффективности управления общественными финансами и результативности бюджетных расходов.

Заключение

На основании полученных в ходе исследования данных можно сделать следующие выводы.

Финансовая и бюджетная системы РФ, обеспечение контрольной, аккумулирующей и распределительной функций в рамках которых отводится Федеральному казначейству и системе его органов, имеют огромное значение для эффективного функционирования экономики и ее поступательного развития.

История отечественного казначейства насчитывает несколько сот лет, на протяжении которых оно систематически выполняло функцию оперативного пополнения и эффективного распределения государственной казны.

На современном этапе успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства РФ выступает Федеральное казначейство РФ.

Основное призвание Федерального казначейства РФ в лице своих органов сводится к управлению государственными финансовыми ресурсами, а также контролю за исполнением бюджетов всех уровней с целью обеспечения единства государственных финансов и их эффективного использования.

Осуществленный в начале 1990 гг. переход на казначейскую систему исполнения бюджета позволил упростить механизм обслуживания бюджета, усилить контроль за исполнением и эффективностью использования бюджетных средств. Становление и развитие казначейского исполнения федерального бюджета, бюджетов других уровней обеспечивает условия для решения проблем управления бюджетными потоками в системе межбюджетных отношений.

Последующие значительные изменения в казначейской системе исполнения федерального бюджета произошли после введения в действие Бюджетного кодекса РФ и Положения о Министерстве финансов РФ, которыми был установлен правовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях были возложены на Минфин России.

Основные из выявленных проблем функционирования казначейства в РФ находятся в области правотворческой и правоприменительной деятельности, а также в сфере его информационно-технического обеспечения деятельности громоздкой разветвленной системы.

В зависимости от того как нормативная база в дальнейшем будет совершенствоваться, будет зависеть эффективность исполнения бюджетов государственных средств. Счета бюджетных учреждений в кредитных организациях или учреждениях Банка России должны быть закрыты и открыты лицевые счета в казначействе. На лицевых счетах бюджетных учреждений должны отражаться лимиты бюджетных обязательств, полученное финансирование и кассовый расход.

В результате дальнейшего внедрения новейших казначейских технологий:

    будут обеспечена сохранность средств и соответствующий надлежащий контроль за этим на всех этапах исполнения бюджета;

    станет возможным осуществлять контроль на стадии, предшествующий платежу, что позволит увеличть его эффективность;

    повысится эффективность управления процессом исполнения бюджетом и ресурсами.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

.       Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон: принят Государственной Думой 31 июля 1998 г.// СПС «Консультант Плюс»

.       Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

.       Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 «О Федеральном Казначействе».

.       Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 24 сентября 2007 г.).

.       Положение Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года №864 «О Федеральном казначействе».

.       Положение о Федеральном казначействе: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г.

.       Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 (ред. от 06.04.2011) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах») // СПС «Консультант Плюс».

.       Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 11 ноября 2006 г. № 669.

.       Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2014 и 2014 годов» от 14 ноября 2014 г.

.       Концепция оптимизации структуры и функций Федерального казначейства, Примерный план мероприятий по оптимизации деятельности Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и Примерная организационно-штатная структура Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, одобренные Решением Коллегии Федерального казначейства от 27 октября 2010 года.

.       Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // СПС «Консультант Плюс».

.       Доклад о результатах работы Федерального казначейства в 2014 г. и основных задачах на 2015 г.

.       Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 гг.» //Финансы. 2007. №3. С. 3-11.

Литература

.       Акперов, И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013. 634 с.

.       Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2010

.       Вассель Т.А. Актуальные вопросы развития системы бюджетных платежей//Финансы. 2015. №3. С. 32-37.

.       Денисенко С.Н. Роль казначейской системы исполнения бюджета в реализации программы по повышению эффективности бюджетных расходов// Финансовые исследования. 2012. №1 (38). С. 22-31.

.       Иванова О.Б., Романова Т.Ф. и др. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: монография. Азов: Азовпечать, 2015.

.       Казначейство России: итоги и задачи: Итоги деятельности за 2013 г. и основные направления развития Федерального казначейства на 2014 г.//Финансы. 2014. №3. С. 3-12.

.       Кононова М.В. О повышении эффективности деятельности органов Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов//Финансы. 2012. С. 18-20.

.       Омаров Ш.М. Повышение эффективности управления Единым казначейским счетом//Финансы и кредит. 2014. №24 (600). С. 30-34.

.       Прокофьев С.Е. О повышении эффективности кассового управления финансовыми ресурсами федерального бюджета// Финансы. 2010. №3.

.       Шубина Л.В. Управление ликвидностью Единого казначейского счета и оценки рисков операций по управлению остатками средств на нем//Финансы. 2013. №8. С. 23-27.

Электронные ресурсы

.       Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации http://www.roskazna.ru

Похожие работы на - История и перспективы развития Казначейства России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!