Налоги играют важную роль в развитии государства. С экономической точки зрения, налоги показывают денежные отношения между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой. С юридической точки зрения, налогообложение можно охарактеризовать как изъятие денежных средств на формирование бюджета, так как налог считается фискальным платежом, который соответствует определенным требованиям. При наличии объекта налогообложения всегда возникает обязательство по уплате налогов.
Для того, чтобы определить роль каждого налога определимся, какая существует классификация налогов. В налоговой системе существуют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги преобладают над косвенными. Так же, в зависимости от органа власти налоги относятся к различным уровням бюджета: к федеральному, региональному, местному.
Налоговая система рассматривается, как практический инструмент перераспределения доходов возможных плательщиков. Налоговая система выполняет следующие функции: экономическую, контрольную, стимулирующую, регулирующую, фискальную, перераспределительную. Каждый из налогов, должен так функционировать, чтобы было оптимальное соотношение между прямыми и косвенными налогами.
Глава 2. Состав и структура налоговой системы США
.1 Состав налогов США
бюджетный финансовый сша
Выступая федеративным государством США владеет тремя уравями финансовой структуры: бюджеты местных органов власти, бюджеты штатов, федеральный бюджет. Как правительство штатов, так и федеральное правительство, являясь независимым органом власти, использует конституционное право налогообложения. Составляющей частью штатов выступают административные единицы, которые имеют свои налоговые системы, структура которых определяется конституцией штатов. На самом деле, права штатов по контролированию за органами местного самоуправления достаточно скованы. Законодательные органы штатов могут вводить лишь налоги, не спорящие с федеральным налоговым законодательством, а органы местного самоуправления могут взыскивать налоги, позволенные им законодательством штатов.
Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: федеральные налоги; налоги штатов; местные налоги.
В США около 60% общегосударственных расходов составляют федеральные расходы, 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местных органов власти.
Для современных налоговых систем федеративных государств типично параллельное применение важнейших видов налогов как федеральным правительством, так и правительством штатов и местными органами власти. В налоговой системе США это касается подоходного налога и акциз на отдельные виды товаров, к налогам с наследств и дарений, взносам в фонды социального страхования. Наиболее важными в федеральном бюджете являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль корпораций; в налоговых системах штатов - акцизы; в местных бюджетах - поимущественный налог. Налоговая система США показана подобающими основными налогами (таб. 1).
Таблица 1. Федеральные налоги
Подоходный налог с физических лицАкцизыНалог на прибыли корпорацийТаможенная пошлинаВзносы в фонды социального страхованияНалоги с наследств и дарений
Таблица 2. Налоги штатов
Подоходный налог с физических лицНалог с продажНалог на прибыли корпорацийНалоги с наследств и даренийПоимущественный налогАкцизы
Таблица 3. Местные налоги
Подоходный налог с физических лицНалог с продажНалог на прибыли корпорацийНалоги с наследствПоимущественный налогАкцизыЭкологические налоги
Принято считать налоговую систему США очень развитой системой налогообложения. США - страна, ориентирующаяся на либеральную модель экономики и являющаяся федеративным государством. Здесь используют трехуровневая налоговая система: федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги. Основные виды налогов <#"justify">Уровень налогообло- женияПодоход- ный налог с физиче- ских лицНалог с корпорацийСоциальное страхованиеАкцизыНалог на имуществоПрочиеИтогоФедеральный506348-2100Штаты216273719100Местный41614714100Все уровни3762715104100
Личный подоходный налог - самый значительный источник доходов федерального бюджета. Взимается он с личного дохода населения, включая доход от индивидуального бизнеса. Подоходный налог предполагает наличие необлагаемого минимума и определенных скидок, а также разнообразных личных расходов (например, транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы по уходу за детьми, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах и др.). Ставки налога <#"justify">.2 Структура налоговой системы США
Традиционно местные бюджеты в США являются получателями превалирующей доли налогов, что противоположно российской практике. Типичная структура доходов местного бюджета представлена на рисунке 1.
Как видно из рисунка, основными источниками налоговых доходов местных бюджетов являются налог на недвижимость и подоходный налог (в совокупности порядка 60% доходов местного бюджета).
Налог на недвижимость физических и юридических лиц представляет собой важный инструмент управления экономическим развитием в США. Ставка данного налога определяется местными органами власти (городов и поселений), а база налога (оценочная стоимость имущества) - специальной оценочной комиссией на уровне графства. Процедура выглядит следующим образом.
Рисунок 1. Типичная структура доходов местного бюджета
Специалист оценочной комиссии графства собирает информацию о затратах на строительство объекта недвижимости и продажных ценах на аналогичные объекты с учетом их размеров, применяемых материалов и характере использования. На основании полученных данных определяется оценочная стоимость объекта недвижимости. Данная стоимость умножается на корректирующий коэффициент, устанавливаемый выборными органами власти графства. Информация о скорректированной оценочной стоимости объекта недвижимости предоставляется в органы власти муниципальных образований более низкого уровня (городов, сельских и городских поселений). Муниципалитет (город, поселение) определяет ставку налога. Сумма налога распределяется между бюджетами графства, муниципалитета (города, городского или сельского поселения) и школьного округа.
Структура налоговых доходов 50 штатов США существенно отличается от федеративной. В целом собственные поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся 20% - это федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога с продаж (sales tax) достигает 30-40%. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 48%. Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, в остальных он «переходит» органам местного самоуправления. Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до 10%; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального, налога. При этом в них имеется своя форма налоговой декларации, а суммы уплаченного налога штата вычитаются при определении обязательств субъектов налогообложения по федеральному налогу. Налог на прибыль также взимается почти во всех штатах и не столько имеет фискальную направленность, сколько используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию. Практически во всех штатах взимается налог на имущество, который уплачивают как физические, так и юридические лица. Налоговые ставки отличаются друг от друга с 0,5% - 5%. Ещё работодатели отчисляют денежные средства на выплату пособий по безработице, так же штатами взимается налог на наследство, налог на капитал, лицензионные сборы, всевозможные акцизы. Вместе со штатами в качестве административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов, которые относятся к местным органам власти.
Почти все штаты поделены на графства, в них имеется примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) обладают свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и дающие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может развивать свой собственный бюджет, вводить налоги и выполнять разные поступки по снабжению поступлений в него. Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее значение среди местных налогов относится поимущественному налогу. Налог взимается один раз в год с физических и юридических лиц, имеющих собственность. Базой для определения этого налога является оценочная стоимость собственности.
Итак, что же взимается с заработной платы работников в США?
Федеральный Подоходный Налог
Подоходный Налог ШтатаSecurity Tax - социальный фонд, платится на стороне работодателя- медицинский фонд, платится на стороне работодателя
Остановимся на каждом из них чуть подробнее:
- Федеральный подоходный налог
По всем штатам одинаковый. Подсчитывается он по прогрессивной шкале, по специальным таблицам.
Важен выбор таблицы: подаёте ли вы один, или вместе с супругой/гом (можно и так и так). И будут разные результаты. Тот или иной способ приносят те или иные выгоды.
Предположим, вы холостой, проживающий один, ваша зарплата $75,000 и у вас нет никаких особых вычетов, то ваш Федеральный Подоходный Налог с такой зарплаты составит примерно 18%.
Если вы работаете на работодателя, он может выплачивать этот налог за вас, выдавая вам уже чистую зарплату. Если вы работаете на себя - вы сами должны будете заплатить этот налог в конце года.
- Подоходный Налог Штата
Это тоже подоходный налог, но отчисляемый штату, резидентом которого вы являетесь.
Как и в случае с Федеральным Подоходным налогом: если вы трудитесь у работодателя, он может выплачивать этот налог за вас, выдавая вам уже чистую зарплату. Если вы трудитесь на себя - вы сами обязаны будете уплатить этот налог в конце года.
В каждом штате этот налог разный: где-то он есть (в 8-ми штатах, включая наш Техас). Где-то он фиксированный, а где-то прогрессивный (приложение2, рис.1)
- Social Security Tax
Этот налог обеспечивает федеральную пенсионную программу и программу по выплате помощи инвалидам и безработным.
Исчисляется этот налог не с налогооблагаемой базы, а с полной суммы зарплаты, до уплаты чего-либо, и составляет 4.2% от ставки зарплаты. Обыкновенно его платит работодатель, и вам не доводится о нём как-то печься. Не бесполезным будет упомянуть, что работодатель и со своей стороны ещё обязан заплатить налогов 6.2% от зарплаты работника.
Если же вы работаете на себя, то вы обязаны уплатить по Social Security Tax и за себя и за «работодателя»- 10.4% от своего дохода.
- Medicare
Это федеральная программа доступной медицинской помощи бедным и пожилым людям.
Как и Social Security Tax, удерживается с полной суммы зарплаты, и составляет 1.45%. Точно такое же бремя - 1.45% - доплачивает налогов и работодатель.
И если вы работаете на себя, то вы выплачиваете Medicare Tax суммарно: 2.9% от своего дохода.
Давайте же сложим, сколько же шкур сдирается с зарплаты рядового работника:
Допустим, у нас есть одинокий неженатый, живущий в Техасе и зарплатой в $75,000. Налогооблагаемая база получается $75,000 - $6,100 - $3,900 = $65,000
Федеральный подоходный налог = около 18% от налогооблагаемой базы. Получается $12,178
Налог штата = 0% (тоже от налогооблагаемой базы)Security Tax = 4.2%= 1.45%
Что же мы имеем? 17,916.25
$12,178 + 75000*4.2% + 75000*1.45% = 12,178 + 3,150 + 1,088 = $16,416 в год.
Что составляет приблизительно 21.8% от зарплаты.
В других штатах, с другой зарплатой, семейной ситуацией, и т.п. может быть совсем по-другому, меньше или больше, например 17% или даже 50%
2.3 Отличительные особенности налоговой системы США
В США в связи с развитием рыночных отношений и свободе предпринимательства неотъемлемой частью механизма экономики стало государственное регулирование. Финансовое влияние на частное предпринимательство и налоговая политика являются основным инструментом государственного регулирования.
Система налогов США обладает одной отличительной особенностью - в бюджет каждого уровня поступают платежи только по тем налогам, права по администрированию и установлению которых относятся только к правительству этого уровня. Три уровня налоговой системы США соответствуют трём уровням власти:
верхнего (федерального уровня), где скапливаются федеральные налоги, попадающие в федеральный бюджет;
среднего (уровня штатов), где сосредоточиваются налоги и сборы, внедряемые законами штатов, зачисляющиеся в бюджеты штатов;
нижнего (местного уровня - графства, муниципалитеты, округи и другие государственные территориальные образования), где сосредоточиваются налоги, внедряемые органами местного самоуправления, зачисляющиеся в местные бюджеты.
Законодательные органы штатов могут внедрять налоги, не прекословящие федеральному законодательству, а органы местного самоуправления имеют право взыскивать налоги, позволенным им законами штатов.
Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.
Самым крупным доходным источником бюджета считается подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Налогом может облагаться либо отдельный человек (одинокий человек, одинокий глава семьи либо глава домохозяйства), либо семья (совместные доходы супружеской пары либо раздельные доходы супружеской пары). Если налогом облагается семья, то в таком случае складываются все виды доходов членов семьи за год, за вычетом расходов.
Второй по размеру прибыльный источник федерального бюджета - отчисление на социальное страхование. Оно выполняется как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (включая Беларусь), в которых основную часть этого взноса платит работодатель, в США этот налог платят поровну и работодатель, и наемный работник. Ставка изменяется ежегодно при формировании бюджета. На 2012 год общая ставка составляла 13,3% от фонда заработной платы, причем работодатель вносит 6,2% в фонд социального страхования, а трудящийся - 4,2%. При этом обе стороны вносят по 1,45% в фонд медицинского страхования. Отчисления обладают строго целевое назначение. Заметна тенденция повышения ставок.
Третье место в доходах федерального бюджета занимает налог на доходы корпораций. Главным принципом налогообложения корпораций является взимание налога с чистой прибыли, т.е. валового дохода за исключением налоговых льгот. Его основная ставка колеблется в пределах 15-35%. Вносится данный налог ступенчато.
В США видима тенденция значительных модификаций в структуре налоговых зачислений. Выросла доля подоходного налога и отчислений на социальное страхование (на 17,3%) и особенно налога на доходы корпораций (на 36%), возросли акцизные сборы (на 20%).
Увеличение акцизов поясняется ростом акцизов на ряд товаров (пиво, вино, табачные изделия), акциза на дорогие автомобили, драгоценности, меха, личные самолеты по ставке 10%. Налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, выросли на 25%.
Каждый штат имеет свою (отдельную от федеральной) налоговую систему. Штаты берут подоходный налог с корпораций и граждан. Штат имеет право на налог с доходов компании в том случае, если на его территории расположены строения или работают служащие данной компании. Что относится налогообложения личных доходов, то подоходный налог уплачивают и жители штата, и граждане, приобретающие доход на территории. Например, люди, работающие (но не живущие) в Нью-Йорке, уплачивают налог с заработной платы (с прочих доходов уплачивают по месту жительства). Ставки подоходного налога колышутся от 2 до 12%.
Обширно распространен такой прибыльный источник штатов, как налог с продаж. Он является косвенным налогам на потребление (схожим с налогом на добавленную стоимость). Этим налогом штаты делятся с бюджетами городов. Обычно им не облагаются продовольственные товары (кроме реализованных в ресторанах). Ставка налога колеблется от 3 до 8,25% и водворяется правительствами самих штатов. Отдельные штаты взыскивают налог на деловую активность. Он содержит два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия (обычно в пределах от 1 до 2,5%) и налог на фонд заработной платы (примерно 1,6%).
Таким образом, финансы штатов опираются на подоходном налоге с граждан, налогах с корпораций и продаж и налоге на деловую активность.
Города США обладают своими налоговыми источниками. Стержневым из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40% собственных доходов бюджета. Налог на имущество поступал в бюджеты штата, города, сельских поселков. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%.
Вывод по главе 2: США в настоящее время занимает лидирующие позиции по многим направлениям, благодаря эффективной налоговой системе. Не секрет, что налоговая система США известна, как одна из сложных мировых налоговых систем, которая на все сто справляется со своими задачами.
США в своей налоговой системе имеет 3 уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов, бюджеты местных органов власти. Федеральные расходы в США составляют 60% из всех общегосударственных расходов, остальные 40% расходов относятся к местным органам власти и бюджету штатов. В федеральном бюджете США главными налогами считаются: подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль корпораций. В налоговых системах штатов - акцизы. И поимущественный налог - в местных бюджетах.
Самым крупным источником доходов для федерального бюджета является личный подоходный налог. После реформы Клинтона налоговые ставки стали консервативными для семейных пар и составили при доходе до 36,9 тыс. долл. - 15 %; 36,9 - 89,2 тыс. долл. - 28 %; 89,2 - 140 тыс. долл. - 31 %; 140 - 250 тыс. долл. - 36 %; свыше 250 тыс. долл. - 39,6 %.
Взимаются налоги из фонда заработной платы - в фонд социального страхования, как с работников, так и с работодателей.
Налог на прибыль корпораций - подлежит обложению чистая (валовая) прибыль уменьшенная на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Налог считается прогрессивным и взимается ступенчато, что особо удобно для не больших предприятий.
Структура доходов местного бюджета США в основном составляют налог на недвижимость (28%) и подоходный налог (32%). Практически во всех штатах берется налог на имущество, как у юридических, так и физических лиц.
Подоходный налог вычисляется по специальным таблицам и подача сведений по налогу женатого человека и холостяка отличается. В разных штатах сумма подоходного налога может меняться от 17% до 50%.
Считается, что налоговая система США имеет 3 уровня власти: верхний (федеральный уровень) - находятся налоги идущие в федеральный бюджет., средний ( к ним относятся штаты) -налоги поступающие в бюджеты штатов, нижний (местный уровень) - налоги поступающие в местные бюджеты.
В США органом налогового контроля занимается служба Внутренних Доходов, а Налоговое управление США занимается вопросами по уплате налогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги играют важную роль в развитии государства. С экономической точки зрения, налоги показывают денежные отношения между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой. С юридической точки зрения, налогообложение можно охарактеризовать как изъятие денежных средств на формирование бюджета, так как налог считается фискальным платежом, который соответствует определенным требованиям. При наличии объекта налогообложения всегда возникает обязательство по уплате налогов.
Для того, чтобы определить роль каждого налога определимся, какая существует классификация налогов. В налоговой системе существуют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги преобладают над косвенными. Так же, в зависимости от органа власти налоги относятся к различным уровням бюджета: к федеральному, региональному, местному.
Налоговая система рассматривается, как практический инструмент перераспределения доходов возможных плательщиков. Налоговая система выполняет следующие функции: экономическую, контрольную, стимулирующую, регулирующую, фискальную, перераспределительную. Каждый из налогов, должен так функционировать, чтобы было оптимальное соотношение между прямыми и косвенными налогами.
США в настоящее время занимает лидирующие позиции по многим направлениям, благодаря эффективной налоговой системе. Не секрет, что налоговая система США известна, как одна из сложных мировых налоговых систем, которая на все сто справляется со своими задачами.
США в своей налоговой системе имеет 3 уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов, бюджеты местных органов власти. Федеральные расходы в США составляют 60% из всех общегосударственных расходов, остальные 40% расходов относятся к местным органам власти и бюджету штатов. В федеральном бюджете США главными налогами считаются: подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль корпораций. В налоговых системах штатов - акцизы. И поимущественный налог - в местных бюджетах.
Самым крупным источником доходов для федерального бюджета является личный подоходный налог. После реформы Клинтона налоговые ставки стали консервативными для семейных пар и составили при доходе до 36,9 тыс. долл. - 15 %; 36,9 - 89,2 тыс. долл. - 28 %; 89,2 - 140 тыс. долл. - 31 %; 140 - 250 тыс. долл. - 36 %; свыше 250 тыс. долл. - 39,6 %.
Взимаются налоги из фонда заработной платы - в фонд социального страхования, как с работников, так и с работодателей.
Налог на прибыль корпораций - подлежит обложению чистая (валовая) прибыль уменьшенная на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Налог считается прогрессивным и взимается ступенчато, что особо удобно для не больших предприятий.
Структура доходов местного бюджета США в основном составляют налог на недвижимость (28%) и подоходный налог (32%). Практически во всех штатах берется налог на имущество, как у юридических, так и физических лиц.
Подоходный налог вычисляется по специальным таблицам и подача сведений по налогу женатого человека и холостяка отличается. В разных штатах сумма подоходного налога может меняться от 17% до 50%.
Считается, что налоговая система США имеет 3 уровня власти: верхний (федеральный уровень) - находятся налоги идущие в федеральный бюджет., средний ( к ним относятся штаты) -налоги поступающие в бюджеты штатов, нижний (местный уровень) - налоги поступающие в местные бюджеты.
В США органом налогового контроля занимается служба Внутренних Доходов, а Налоговое управление США занимается вопросами по уплате налогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Гардаш С.В. Федеральная налоговая система США: современные особенности. // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. - 2013г. - №8. - С. 18-36
.Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014г. - 495 с.
.Налоги и налогообложение. 2-е изд./ Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской - СПб: Питер, 2013г. - 544 с.
.Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.В. , 2012г. - 487с.
.Налоги: Учеб. Пособие/Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014г.. - 544 с.: ил.
.Налоговые системы зарубежных стран: Учебно-методическое пособие Попова Л.В. Дрожжина И.А. Маслов Б.Г., М., 2012г.
.Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие. Шувалова Е.Б., Климовецкий В.В., М., 2013г.
.Налоговые системы зарубежных стран: СНГ. Учебное пособие. 2002г
.Черник Д. Г., Починок А.П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014г.
.Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014
11.Официальный сайт: <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица 1. Принципы налогообложения. Налоги и их функции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1. Карта США с налоговыми ставками штатов
Красным цветом показаны штаты с прогрессивной шкалой, синим - с фиксированной. В штатах с прогрессивной шкалой цифры взяты усреднённые.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 2. Состав налогов различных уровней и их ставки.
Уровень налоговой системыВиды налогов и сборовНалогооблагаемая базаСтавки налоговФедеральный уровень Подоходный налог Доходы налогоплательщикаПрогрессивные 10-35%Социальный налогЗарплата налогоплательщика4,2% - работник 6,2% - работодательНалог на медицинское обслуживаниеЗарплата налогоплательщика1,45% - работникТопливный налог на дорогиСтоимость бензина18,4 цента за галлонУровень штата Подоходный налогДоходы налогоплательщикаУстанавливается штатом 3,07% в ПенсильванииНалог с продаж Стоимость приобретаемых товаровУстанавливается штатом и муниципалитетом: 6% в штате Пенсильвания 1% в графстве Аллегейни Итого 7%Топливный налогСтоимость бензинаУстанавливается штатом 31,1 цента за галлон в ПенсильванииСбор за регистрацию транспортных средствСтоимость транспортного средстваУстанавливается штатомРазрешения на рыбную ловлю Устанавливается штатом (комиссия по рыболовству)Местный уровень (графства, муниципалитеты, школьные округа)Налог на недвижимость (собственность)Оценочная стоимость имущества, определенная специальным органом графстваУстанавливается органами власти графства Распределяется между графством, муниципалитетами и школьными округамиПодоходный налогДоходы налогоплательщикаУстанавливается местными органами власти 3% в г. Питтсбурге, из них 1% - в бюджет города, 2% - в бюджет школьного округаНалог на местные услуги Устанавливается местными органами власти $1 в г. ПиттсбургеСборы - лицензии на строительство Устанавливается местными органами власти