Требования к бензинам
Введение
Автомобильный транспорт в настоящее время
занимает одну из важнейших позиций транспортных систем большинства государств
мира. В России на его долю приходится около 55 % общего объема перевозок грузов
и около 50 % - пассажирских перевозок [6].
Для привода в движение автомобилей и другой
техники используют в основном двигатели внутреннего сгорания различных типов.
Для применения в поршневых двигателях
внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры) предназначены
бензины.
Бензин - легкое топливо, представляющее собой
светлую, быстро испаряющуюся на воздухе и хорошо воспламеняющуюся жидкость,
которую применяют для бензиновых двигателей. С химической точки зрения бензин
является смесью легких углеводородов, получаемых из нефти и нефтепродуктов.
Состав бензина - это молекулы с длиной от C 5 до C 10. Но различные виды
бензина различаются по составу и по свойствам. При этом, бензины должны
удовлетворять ряд требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу
двигателя, и требованиям эксплуатации.
Современный механик должен знать технологии
получения топлив, их физико-химические, эксплуатационные и экологические
свойства, требования к ним, передовой опыт, нормативные документы,
классификацию, способы экономии, технику безопасности. Должен уметь определять
виды эксплуатационного материала, его качество, взрывоопасность, подбирать к
конкретным условиям эксплуатации, сопоставлять отечественную и зарубежную
маркировку, определять расход топлива при работе двигателя и т.д.
Цель данной работы: раскрыть основные показатели
и требования к бензинам.
Работа состоит из введения, основной части,
заключения и списка использованной литературы.
. Требования к бензинам
Бензин получают путем перегонки и каталитической
переработки сырой нефти. Бензин - это смесь углеводородов, бесцветная жидкость,
имеющая предел кипения 33-205 со. Плотность этой жидкости 700-780 кг/м3,
замерзает бензин при температуре - 60 °С и ниже. Температура вспышки составляет
меньше 0 °С. При концентрировании паров бензина плотностью 74-123 г/м3 в
закрытом пространстве образуется взрывчатая смесь [5].
Наиболее распространенные на сегодняшний день
бензины - это автомобильные (А) и авиационные (Б). Требования, предъявляемые к
качеству бензина, изложены в ГОСТах 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р
51866-2002.
С 1 июля 2003 отменен ГОСТ 2084-77, благодаря
чему ГОСТ Р 51105-97 стал обязательным. Это изменение повысило требования к
качеству топлива, сократило номенклатуру выпускаемых бензинов и запретило
выпуск этилированных бензинов на территории всей страны.
Основные свойства бензинов, обеспечивающих
нормальную эксплуатацию двигателей: полная испаряемость, высокая детонационная
стойкость, высокая химическая стабильность, хорошая совместимость с
материалами, хорошая прокачиваемость и низкотемпературные свойства [7].
) Испаряемость характеризует способность бензина
обеспечивать легкий пуск, полноту испарения и сгорания топлива. В условиях
хранения и транспортирования испарение должно быть минимальным. С испаряемостью
бензина связаны такие характеристики двигателя, как пуск при низких
температурах, вероятность образования паровых пробок в системе питания в летний
период, приемистость автомобиля, скорость прогрева автомобиля двигателя, а
также износ цилиндропоршневой группы и расход топлива. Оценивается по
фракционному составу и давлению насыщенных паров бензина.
) Детонационная стойкость характеризует
способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя без возникновения
детонации. При горении бензина должно выделяться максимальное количество тепла,
продукты сгорания должны иметь малую молекулярную массу, небольшие теплоёмкость
и теплопроводность, высокое значение произведения удельной газовой постоянной
на температуру горения. Показателем, характеризующим антидетонационные свойства
бензина, является его октановое число, определяемым по моторному и
исследовательскому методам.
) Минимальная коррозионная активность. Топлива
не должны содержать компоненты, которые разрушают конструкционные материалы
двигателя, средства хранения и транспортирования. Оценивается содержанием в
бензине фактических смол и нестабильных продуктов вторичной переработки нефти
(непредельных углеводородов).
) Высокая стабильность в условиях хранения и
применения. Топлива в течение длительного времени не должны изменять физико-химические
и эксплуатационные свойства.
) Физическая стабильность бензина
характеризуется содержанием легких фракций, улетучивающихся при хранении.
) Хорошая прокачиваемость. Бензины должны
надёжно прокачиваться по топливной системе машин, трубопроводам, насосам,
системам регулирования и другим агрегатам и коммуникациям, при любых условиях
окружающей среды - низкой и высокой температурах, различных давлениях,
запылённости и влажности. Прокачиваемость бензина характеризуется основными
показателями качества: наличие механических примесей, воды не допускается, так
как может вызвать засорение, а в зимнее время года и замерзание топливной
системы.
) Нетоксичность. Продукты сгорания также должны
быть нетоксичными и выделять как можно меньше вредных веществ.
Климатические условия на территории России
таковы, что повсеместное применение бензинов с одинаковой испаряемостью
нецелесообразно и практически невозможно. Поэтому автомобильные бензины в
зависимости от испаряемости подразделяются на летние и зимние (в зимних
бензинах содержится большее количество низкокипящих углеводородов), а также
бензины могут быть всесезонными.
По ГОСТ Р 51105-97 каждая марка бензина делится
по испаряемости на пять классов в зависимости от климатического района страны
[3]:
для района I с 1 апреля по 1 октября;
для районов II и III с 1 апреля по 1 октября;
для районов IV и V с 1 апреля по 1 октября и для
района I с 1 октября по 1 апреля;
для районов II и III с 1 октября по 1 апреля;
для районов IV и V с 1 октября по 1 апреля.
Условно принятый район I характеризуется теплым
климатом с мягкой зимой, в России это побережье Черного моря, Северный Кавказ,
Калмыкия и т.д. Район II характеризуется умеренно-холодным климатом (базовый
расчет на Западную Сибирь). Район III характеризуется умеренным климатом (это
центральные области страны). Район IV - с очень холодным климатом (Якутск,
Оймякон и другие). Район V - с холодным климатом (например, Салехард). В южных
районах допускается применять летний бензин в течение всех сезонов.
Таким образом, требования к бензинам следующие:
) Топливо должно создавать однородную
топливно-воздушную смесь необходимого состава при любых температурных условиях.
Хорошо испаряться, иметь хорошие пусковые свойства, обеспечивать быстрый
прогрев двигателя, не оказывать влияние на износ цилиндров, не образовывать
отложений.
) Топливно-воздушная смесь должна сгорать с
возможно большей теплотой за отведенное время, то есть иметь высокую теплоту
сгорания, сгорать с нормальной скоростью без возникновения детонации, сгорать
полностью, образовывать минимальное количество токсичных продуктов горения, не
образовывать нагара, не образовывать коррозионно-агрессивных продуктов
сгорания.
) Топливо должно хорошо транспортироваться,
храниться и подаваться в систему питания двигателя в любых климатических
условиях, то есть не окисляться при хранении, иметь низкую температуру
застывания и помутнения, не содержать механических примесей, воды, не
образовывать паровых пробок, не образовывать отложений.
. Основные показатели бензина
Для обеспечения нормальной работы двигателя на
различных режимах автомобильные бензины должны обладать физико-химическими и
эксплуатационными свойствами в пределах установленных норм (табл. 1).
Физико-химические свойства топлива должны
обеспечивать [5]:
. Возможность бесперебойной подачи топлива из
топливного бака к карбюратору, форсункам или газовому смесителю.
. Образование гомогенной горючей смеси, т. е.
полное его испарение.
. Нормальное сгорание без самовоспламенения и
детонации.
. Минимальное коррозионное действие на детали
двигателя.
. Минимальное отложение нагара в камере сгорания
и смолистых отложений на деталях системы питания.
. Химическую стабильность при длительном
хранении и транспортировке.
. Невысокую токсичность до сгорания и
минимальное образование продуктов высокой токсичности после сгорания.
Таблица 1 - Физико-химические и эксплуатационные
показатели автомобильных бензинов [3]
Показатель
|
Марка бензинов
|
|
Нормаль 80
|
Регуляр 92
|
Премиум 95
|
Супер 98
|
Детонационная стойкость: ОЧИ/ОЧМ,
не менее
|
80/76
|
92/83
|
95/85
|
98/88
|
Концентрация свинца, г/дм, не
более
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
Концентрация фактических смол, мг
на 100 см бензина,
не более 5,0
|
|
Кислотность, мг КОН на 100 мл
бензина, не более
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Концентрация марганца, мг/дм, не
более
|
50
|
18
|
-
|
-
|
360
|
360
|
360
|
360
|
Массовая доля серы, %, не более
|
0,05
|
0,05
|
0,05
|
0,05
|
Объемная доля бензола, %, не более
|
5
|
Плотность при 15 0С, кг/м3
|
700-750 725-780
725-780
725-780
|
Внешний вид
|
Чистый, прозрачный
|
Испытание на медной пластине
|
Выдерживает класс I
|
Эксплуатационные характеристики бензинов должны
обеспечить нормальную работу двигателей в различных режимах. Основным
эксплуатационным свойством бензинов является детонационная стойкость.
Детонационная стойкость - свойство бензина,
определяющее возможную степень сжатия двигателя. Детонацией называется особый
(очень быстрый - взрывной) процесс сгорания топлива в двигателе с образованием
в камере сгорания ударных волн. Детонация появляется в тех случаях, когда после
воспламенения топливно-воздушной смеси сгорает только часть топлива. Остаток (до
20%) топливного заряда мгновенно самовоспламеняется при чрезвычайно высоких
скоростях распространения фронта пламени в камере сгорания (2000 м/с и выше).
Для сравнения: при нормальном сгорании эта скорость составляет 20…40 м/с, т. е.
в 50…100 раз меньше, чем при детонационном сгорании. При этом детонационное
сгорание топлива сопровождается значительным повышением давления в зоне
детонации и нарастает скачками. Резкий перепад давления и приводит к
образованию детонационной волны, которая ударяется о стенки цилиндра [8].
Внешние характерные признаки детонации -
характерный металлический стук, вызываемый многократным отражением
детонационных волн от стенок цилиндра и вибрация, неровная работа двигателя;
появление в выхлопных газах клубов черного дыма, резкое повышение температуры
стенок цилиндра, закипания жидкости в системе охлаждения из-за усиленной
теплоотдачи стенкам камер сгорания и цилиндров. Длительная работа двигателя при
детонационном сгорании приводит к повышению удельного расхода топлива, уменьшению
мощности и перегреву двигателя, прогару поршней и выхлопных клапанов, к
повышенному износу деталей двигателя, в конечном счете может привести к
образованию крупных дефектов в виде трещин и деформации деталей или даже их
разрушения и выходя двигателя из строя.
Систематическая детонация при работе двигателя с
правильно установленным зажиганием свидетельствует о недостаточно высоких
анти-детонационных свойствах используемого топлива. Показателем,
характеризующим антидетонационные свойства бензина, является его октановое
число - условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и
численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и
н-гептана, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому
в стандартных условиях.
Октановое число бензина определяют на
специальной установке, представляющей собой одноцилиндровый двигатель с
изменяемой степенью сжатия, сравнением антидетонационных свойств испытуемого
бензина со свойствами эталонного топлива - приготовляемой в разных пропорциях
смеси сильнодетонирующего топлива (гептана) и стойкого против детонации топлива
(изооктана) - эквивалентной смеси. Октановое число изооктана принято за 100
пунктов, а н-гептана - за 0. При одинаковых антидетонационных свойствах эквивалентной
смеси и испытуемого бензина октановое число бензина принимают равным
процентному содержанию изооктана в эквивалентной смеси. Чем больше октановое
число бензина, тем меньше он детонирует при сжатии и тем большую степень сжатия
может иметь двигатель, работающий на этом бензине.
Существуют следующие методы повышения
детонационной стойкости (октанового числа) бензинов: воздействие на их
химический состав; добавление в базовые бензины до 40 % высокооктановых
компонентов, синтезированных из газообразных углеводородов; введение небольшого
количества специальных присадок - антидетонаторов, увеличивающих содержание
ароматических и изопарафиновых углеводородов [7].
Воздействие на химический состав возможно в
результате применения современных технологий получения топлив - каталитического
крекинга и риформинга. В качестве высокооктанового компонента бензинов
применяется метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Введение МТБЭ в бензин в количестве
11% позволяет получить неэтилированный бензин АИ-93 с вовлечением в него до
15...20 % низкооктановых компонентов. Антидетонационные присадки, способные при
концентрации в бензине сотых долей процента повысить его октановое число на 8 и
более единиц. Наиболее сильным из применяемых антидетонаторов является -
тетраэтилсвинец (ТЭС), добавляемая к бензину в небольших количествах. Бензин с
добавками этиловой жидкости называют этилированным. Введение ТЭС в количестве
0,3 % повышает октановое число бензина на 15...20 единиц, что в 600 раз больше,
чем при добавлении такого же количества высокооктанового углеводорода бензола.
Так как при сгорании ТЭС до 10 % окислов свинца оседает на деталях камеры
сгорания, что может нарушить работу свечей зажигания, вместе с ним в бензин
вводят выносители - бромистые органические соединения, образующие летучий
бромистый свиней РЬВг2, который на 97% удаляется из двигателя. Смесь ТЭС с
выносителем называется этиловой жидкостью. Этилированный бензин ядовит, поэтому
в него добавляют красящее вещество для отличия от обычного бензина.
С 2003 года производство этилированного бензина
в России запрещено.
В качестве заменителя ТЭС предложено и
применяется за рубежом органическое соединение на основе марганца - ЦТМ. По
своим антидетонационным свойствам ЦТМ не уступает ТЭС, но по токсичности оно не
опаснее обычных неэтилированных бензинов. Недостатком его является интенсивное
образование окиси марганца на электродах свечей, приводящее к замыканию
искрового промежутка и, следовательно, к остановке двигателя.
Одним из средств повышения октанового числа
топлива является добавление в него до 2 % ароматических аминов. Например,
высокоэффективной добавкой к бензину является экстралин, представляющий собой
смесь производных ароматических соединений, хорошо смешивается с бензином.
Смеси, содержащие до 4 % экстралина, при хранении не расслаиваются, не
замерзают до - 60 °С и имеют значительно повышенное октановое число
В настоящее время в производство автомобильных
бензинов все более энергично стали внедряться эффективные и экологически
безопасные антидетонационные присадки на основе ферроцена.
. Влияние качества бензина на работу двигателя
Отклонения показателей качества бензина приводят
к серьезным нарушениям в работе двигателя. Влияние применения некачественных
топлив на долговечность машин отражено в табл. 1 [10].
Таблица 2 - Нарушения в работе двигателя при
применении бензинов, имеющих отклонения от нормы
Наименование показателя
|
Характер изменения
|
Влияние изменения на работу
двигателя
|
Нарушения в работе двигателя.
Последствия
|
Октановое число
|
ниже нормы
|
Проявляется процесс детонации
|
Металлический стук цилиндрах,
вибрация в двигателе, перегрев головок цилиндра, дымный выхлоп. Детонационное
сгорание. Ухудшение мощностных характеристик. Увеличение расхода топлива.
Преждевременный износ цилиндропоршневой группы (ЦПГ)
|
|
выше нормы
|
Обеспечивается возможность
увеличения степени сжатия
|
Повышение мощности при нормальной
работе двигателя, увеличение вероятности разрушения клапанов и поршней
вследствие повышения температурного режима, прогорание выпускных клапанов
|
Фракционный состав: температуры
tHK, t10%
|
повышены
|
Ухудшаются пусковые качества.
Нарушение в подаче топлива.
|
Затруднен запуск двигателя,
увеличивается износ узлов трения двигателя. Перегрев и перебои в работе
двигателя. Преждевременный износ ЦПГ
|
|
ниже нормы
|
Образуются паровые пробки в
системе питания
|
Увеличение расхода топлива.
Двигатель работает с перебоями
|
температура t50%
|
повышена
|
Замедляется прогрев двигателя
|
Затрудненный переход с малых на
большие обороты коленчатого вала, нарушается динамика движения автомобиля
|
температуры t90%, tKK
|
повышены
|
Ухудшаются условия сгорания
топлива
|
Увеличивается вредность выхлопных
газов, происходит более интенсивное разжижение моторного масла, повышается
нагарообразование
|
Содержание фактических смол
|
выше нормы
|
Образование нагара, осаждение смол
на деталях камеры сгорания
|
Повышение количества отложений в
камере сгорания и твердых частиц в продуктах сгорания. Засоряются сопла
форсунок, на свечах образуется нагар. Уменьшение пропускной способности
жиклеров и обеднение рабочей смеси. Калильное зажигание. Детонационное
сгорание. Преждевременный износ ЦПГ
|
Кислотность
|
выше нормы
|
|
Возрастание коррозионной
активности и склонности топлива к образованию отложении в системе питания и
камере сгорания
|
Содержание серы
|
выше нормы
|
Образующиеся при сгорании окислы в
зоне высоких температур вызывают газовую коррозию металлов. Взаимодействуя с
влагой, превращаются в серную кислоту и вызывают более сильную кислотную
коррозию
|
Разрушаются система выпуска газов
(выпускные клапаны) и подшипники из свинцовой бронзы, образуются твердые
нагары и отложения, увеличивающие абразивный износ узлов трения
|
Давление насыщенных паров
|
выше нормы
|
Перебои в работе и подаче топлива.
Преждевременный износ топливной системы
|
Конец кипения
|
ниже нормы
|
Снижение полноты сгорания. Дымный
выхлоп. Повышенный расход топлива.
|
Увеличение отложений в камере
сгорания. Неполное сгорание топлива. Попадание топлива в картер двигателя.
Разжижение масла
|
Из данных табл. 2 следует, что применение
некондиционного бензина приводит к преждевременному выходу из строя
цилиндропоршневой группы, топливной системы, а также других деталей двигателя и
к повышению токсичности отработавших газов.
Применение некачественного бензина приводит к
образованию паровых пробок, потере мощностных характеристик, перегреву
двигателя, увеличению расхода горючего, а также к повышению нагара и смолистых
отложений на деталях двигателя. При использовании бензина с высокой
температурой конца кипения часть его поступает в цилиндры в капельножидком
состоянии. Неиспарившаяся часть бензина по стенкам цилиндропоршневой группы
стекает в масляный картер, разжижая моторное масло. При этом смазочные свойства
масел резко ухудшаются, повышая износ деталей двигателя [6].
Появление детонации ухудшает работу двигателя и
снижает топливную экономичность. Усиление детонации может серьезно повредить
двигатель. При этом, слишком высокая концентрация ароматических углеводородов,
добавляемых в топливо с целью повышения октанового числа приводит к отложению
сажи на впускных клапанах, следствием чего является ухудшение топливной
экономичности, снижение мощности и повышение содержания вредных компонентов в
отработавших газах.
Таким образом, техническое состояние автомобилей
тесно связано с применением качественных топлив, соответствующим определенным
нормативным документам. Применение бензинов, имеющих отклонения от их
требований, ухудшает техническое состояние двигателя и приводит к повышенному
выбросу токсичных веществ. Ужесточение в последние годы экологических
требований к качеству нефтяных топлив ограничило содержание в бензинах
ароматических углеводородов и сернистых соединений.
. Марки бензинов, применение, характеристика.
Как читается маркировка
В зависимости от октанового числа автомобильные
бензины подразделяют на следующие марки: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-93, АИ-92,
АИ-95, АИ-96, АИ-98. Производятся они по разным ГОСТам и ТУ. Для первых трех -
цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для
остальных - по исследовательскому. Бензин А-72 практически не вырабатывается
ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем. Бензин АИ-80 потребляют в
основном грузовые автомобили и старые отечественные авто.
В соответствии с ГОСТ Р 54283-2010 «Топлива
моторные. Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив,
находящихся в обращении на территории Российской Федерации» [4], автомобильные
бензины маркируются тремя группами знаков, разделёнными дефисом, при этом:
«АИ» - обозначает автомобильные бензины, с определением
октанового числа по исследовательскому методу;
(80, 92, 95 и 98) - цифровое обозначение
октанового числа автомобильного бензина, определенного исследовательским
методом;
число 2, 3, 4 или 5 - класс автомобильного
бензина в соответствии с техническим регламентом; число совпадает с номером
экологического стандарта серии «Евро», которому соответствует бензин (2 для
Евро-2, 3 для Евро-3 и т.д.).
Так, «АИ-92-4» расшифровывается как - бензин
автомобильный с октановым числом 92, измеренным исследовательским методом,
соответствующий 4 экологическому классу (стандарту Евро-4).
С 2003 года в России (с введением ГОСТ Р
51105-97) официально прекращено производство этилированного бензина, и все
бензины считаются неэтилированными [1], и данный факт в маркировке никак не
отображается.
В настоящее время в России вырабатываются
следующие основные марки автомобильных бензинов: АИ-80 (А-76), АИ-92, АИ-95 и
АИ-98.
В обращении на территории России находятся
неэтилированные автомобильные бензины следующих классов и соответствующих
классам марок, соответствующие техническому регламенту Таможенного союза [2],
выпускаемые по следующим ГОСТам:
а) по ГОСТ Р 51105-97:
неэтилированный бензин АИ - 80 классов К3, К4 и
К5 (Нормаль-80 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80);
неэтилированный бензин АИ - 92 классов К3, К4 и
К5 (Регуляр-92 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92).
б) по ГОСТ Р 51866-2002:
неэтилированный бензин АИ - 95 классов К3, К4 и
К5 (Премиум-95 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95);
неэтилированный бензин АИ - 98 классов К3, К4 и
К5 (Супер-98 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98).
Бензин «Нормаль-80» предназначен для
использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный
бензин «Регуляр-92» предназначен для эксплуатации автомобилей взамен
этилированного А-93. Автомобильные бензины «Премиум-95» и «Супер-98» полностью
отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и
предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.
За рубежом в промышленно развитых странах
применяется в основном бензин двух марок - «Премиум» с ОЧИ 97 и «Регуляр» с ОЧИ
90...94. В странах Европейского экономического сообщества доля бензина марки
«Премиум» составляет 78 %, а бензина марки «Регуляр» - 22 %. В Японии
используется практически только неэтилированный бензин марки «Регуляр» (97%) с
ОЧИ 91; бензина марки «Премиум» выпускается около 2 %, а этилированных бензинов
- 0,5 %. В США доля бензинов с ОЧИ 96 составляет 15 %, с ОЧИ 93 - 40%, а с ОЧИ
92 - 45%, но намечен постепенный переход на производство только неэтилированных
бензинов марок «Регуляр» (85 %) и «Премиум». Остальные основные показатели
качества зарубежных бензинов практически не отличаются от показателей бензинов,
выпускаемых в России [9].
В последние годы наблюдается устойчивая
тенденция вытеснения низкооктанового бензина высокооктановым.
Заключение
топливо бензин двигатель
автомобильный
Завершая работу сделаем следующие выводы.
Бензины предназначены для применения в поршневых
двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры).
Современные автомобильные бензины должны
обеспечивать экономичную и надежную работу двигателя и удовлетворять
требованиям эксплуатации:
обеспечение бездетонационной работы двигателей
на всех режимах;
хорошая испаряемость, т.е. фракционный состав и
давление насыщенных паров должны обеспечивать легкий пуск двигателя и хорошую
испаряемость в любых эксплуатационных условиях, не вызывая паровых пробок;
высокая химическая стабильность, предотвращающая
образование смол и осадков при хранении, а также смолистых отложений в
топливоподающей системе и нагара в камере сгорания;
низкотемпературная стойкость, т.е. он не должен
застывать и расслаиваться при низких температурах;
быть химически нейтральным к материалам, из
которых изготавливают двигатели и топливоподающие устройства.
Главное свойство бензина - его детонационная
стойкость, выражающаяся в его октановом числе. Чем выше октановое число, тем большей
стойкостью к детонации обладает бензин. Отсюда же происходит подразделение
автомобильных бензинов на марки: бензин АИ-80 стандарт, бензин АИ-92 регуляр,
бензин АИ-95 премиум, бензин АИ-98 супер.
В России автомобильные бензины выпускаются по
ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002. В последние годы
экологические свойства топлива выдвигаются на первый план. Специальный
технический регламент устанавливает обязательные требования к экологической
безопасности топлива.
Список используемой литературы
1. О запрете производства и
оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации:
Федеральный закон от 22.03.2003 № 34-ФЗ // Собрание законодательства РФ от
24.03.2003. - №12. - Ст. 1058.
2. Об утверждении технического
регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту:
Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 № 118 (ред. от 29.12.2012) //
Российская газета от 15.03.2008. - № 56.
. ГОСТ Р 51105-97. Топлива
для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические
условия. - Введ. 1999‑01‑01.
- М.: Госстандарт России, 2013. - 23 с.
. ГОСТ Р 54283-2010 Топлива
моторные. Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив,
находящихся в обращении на территории Российской Федерации. - Введ. 2011-07-01.
- М.: Госстандарт России, 2015. - 21 с.
. Бойко, Е.В. Автомобильные
бензины (основные показатели качества) / Е.В. Бойко. - Ульяновск: УлГТУ, 2007.
- 18 с.
. Виноградов, О.В. Влияние
показателей качества автомобильного бензина и дизельного топлива на состояние
окружающей среды / О.В. Виноградов, А.С. Карелина // Молодой ученый. - 2016. -
№8. - С. 194-199.
. Клюшин, А.И. Автомобильные
эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов. Учебное
пособие в вопросах и ответах / А.И. Клюшин, А.А. Усольцев. - Владивосток:
ВГУЭС, 2012. - 52 с.
. Сафонов А.С. Автомобильные
топлива / А.С. Сафонов. - СПб.: НПИКЦ, 2002. - 264 с.
. Шаталов, К.В. Современные
требования к качеству автомобильных бензинов и дизельных топлив / К.В. Шаталов
и др. // Международный научный журнал. - 2011. - № 4. - С. 89‑95.
. Эксплуатационные материалы:
лабораторный практикум / сост.: В.С. Пономаренко, А.Л. Иванов, С.В. Корнеев. -
Омск: СибАДИ, 2010. - 80 с.