Методика обучения приседу в пауэрлифтинге школьников 16-17 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    186,57 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика обучения приседу в пауэрлифтинге школьников 16-17 лет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИСЕДА СО ШТАНГОЙ НА ПЛЕЧАХ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ

.1 История развития пауэрлифтинга

.2 Техника соревновательного приседа со штангой на плечах

.2.1 Фазы соревновательного приседа в пауэрлифтинге

.2.2 Ошибки, встречающиеся в технике соревновательного приседа

.3 Особенности технической подготовки в пауэрлифтинге

.4 Влияние занятий силовой направленности на морфофункциональные показатели школьников 16-17 лет

.5 Психологические и анатомо-физиологические особенности юношей 16-17 лет

. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

.1 Методы исследования

.2 Организация собственного исследования

.3 Методическое обоснование собственных исследований

.3.1 Результаты анкетирования тренеров по пауэрлифтингу

.3.2 Методическое обоснование собственных исследований

.4 Результаты собственных исследований

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Пауэрлифтинг - это силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Пауэрлифтинг также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги лежа на горизонтальной скамье и тяга штанги, которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена (Иванов С.А. Пауэрлифтинг. М: Феникс, 2003. 328 с.).

На современном этапе развития спорта пауэрлифтинг становится все более популярным, в связи с этим увеличивается потребность в методических разработках по обучению техники соревновательных упражнений силового троеборья. Известно, что любые искажения и нарушения техники двигательного действия, если они закрепились, сложно исправимы.

Очень часто от людей, увлекающихся пауэрлифтингом, можно слышать утверждения, что главное в соревновательном приседе - иметь хорошую силовую подготовку, а значение техники уходит на второй план. Однако исследования, проведенные за рубежом, показали, что существуют разительные отличия между техникой чемпионов и техникой новичков. Эти различия главным образом и дают тот громадный разброс в результативности (Горбов А.М. Комплексная тренировка пауэрлифтера. Донецк: Сталкер, 2007. 176 с.).

Техника соревновательных упражнений пауэрлифтинга разнообразна и включает в себя множество аспектов, которые будут индивидуальны для спортсменов с разными антропометрическими данными. Приседание со штангой важнейшее упражнение, приносящее наибольший результат в сумму троеборья.

Именно благодаря правильной технике приседа со штангой в пауэрлифтинге можно избежать многочисленных травм атлета. Поэтому обучению технике данного упражнения стоит относиться очень серьезно (Иванов С.А. Пауэрлифтинг. М: Феникс, 2003. 328 с.).

Так как пауэрлифтинг относится к силовым видам спорта, целенаправленное обучение начинают с 16-17 летнего возраста.

Изучив существующие научные исследования, мы пришли к выводу, что на данный момент практически не существует научно обоснованных методических разработок по методике обучения приседу со штангой школьников, с учетом их возрастных и половых особенностей, поэтому мы считаем актуальным проведение исследования в этом направлении.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанные нами особенности методики обучения приседу со штангой будут способствовать повышению эффективности обучения данному двигательному действию.

Объект исследования: физическая культура школьников 16-17 лет.

Предмет исследования: методика обучения приседу со штангой.

Цель исследования: повысить эффективность обучения технике приседу со штангой у школьников 16-17 лет.

Задачи:

. Изучить существующие научные литературные данные по проблеме исследования.

. Разработать особенности методики обучения приседу со штангой на плечах у школьников 16-17 лет.

. В ходе педагогического эксперимента апробировать эффективность разработанных нами особенностей методики.

. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИСЕДА СО ШТАНГОЙ НА ПЛЕЧАХ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ

1.1 История развития пауэрлифтинга

Как указывает Л.А. Остапенко пауэрлифтинг существовал еще в древние времена, применение силы было актуально практически с самого начала человеческой цивилизации. Практически у всех народов встречаются сказания о сильных людях. Сильные люди всегда имели уважение, зачастую именно из-за развитых силовых способностей такие люди становились вождями или военачальниками. Поднятие тяжестей - это лучший способ померяться силами. Поэтому еще в древности народ начал тренироваться с большими тяжестями для того, чтобы поднять больший вес. Так и возник спорт пауэрлифтинг - соревнования по поднятию тяжестей.

Древние греки первыми изобрели снаряды «галотеросы» для тренировок в этом виде спорта. Каменные или металлические ядра соединялись ручками. А первые соревнования по пауэрлифтингу проходили в рамках древних олимпийских игр, что подтверждается найденной при раскопках каменной гирей, весом 143 килограмма (Остапенко Л.А. Пауэрлифтинг. Теория и практика телостроительства. М: Олимп, 2002. 122с.).

В шестом веке до нашей эры жил первый чемпион по пауэрлифтингу Милон Кротонский. П.М. Гузеев пишет об обладателе внушительной силы, указывая на то, что Милон Кротонский постоянно и систематически тренировался. Еще в молодости он начал носить на своих плечах теленка. Так понемножку теленок набирал вес, и через определенное время он превратился в здорового и тяжеленного быка, которого Милон все равно продолжал носить на плечах. Древнегреческим историком Павзанием было засвидетельствовано то, что однажды Милон пробежал с быком на плечах всю длину стадиона. Милоном Кротонским было завоёвано 6 высших олимпийских наград (Гузеев П.М. Пауэрлифтинг. М: Терра-Спорт. 2003. 56 с.).

Так же известен еще один силач Древней Греции Полидамас, который по историческим данным, сразился и задушил 2 львов на горе Олимп.

В Древний Рим поднятие тяжестей и соревнования по пауэрдифтингу пришли от греков. Знаменитые силачи тех времен - Атаната, Фувия Сильвия и Рустицелия, по кличке «Геркулес», которые проходили на арене Колизея.

А.М. Горбов пишет, что императоры Рима всячески способствовали воспитанию силовых способностей среди мужчин, так как для участия в войнах необходимы были рослые и сильные солдаты. В связи с чем упражнения с поднятием тяжестями были популярны у древних римлян. Известен рассказ о силаче Винии Валенте, который поднял повозку, нагруженную мехами с водой, весом в полторы тонны и удерживал ее некоторое время.

Свою популярность как вид спорта пауэрлифтинг утратил во время падения Римской империи, и был забыт на несколько веков. Только в эпоху Возрождения он снова начал приобретать свою славу (Горбов А.М. Комплексная тренировка пауэрлифтера. Донецк: Сталкер, 2007. 176 с.).

В XIV-XV веках английские солдаты толкали железную балку тренируя силовые способности. В конце XVI века молодым англичанам предлагалось вместо танцев заниматься физическими упражнениями с тяжестями. Английский просветитель Джон Нортбрук даже упоминал в своих записях снаряд, напоминающий штангу - палку, на концах которой были подвешены свинцовые грузы (Гузеев П.М. Пауэрлифтинг. М: Терра-Спорт. 2003. 56 с.).

Р.М. Опухтин выделяет Францию, Италию, Австрию, Германию, как стремительно развивающиеся в семнадцатом веке страны по пауэрлифтингу.

В Америке знаменитым был полицейский из Монреаля Луи Сир, весивший сто пятьдесят килограмм. Прославился тем, что хулиганов в полицейский участок он просто относил под мышками. А еще был Вальтер Кеннеди, поднявший ядро весом 600 кг (Опухтин Р.М. Все о пауэрлифтинге. Р.н/Дону: Феникс. 2000. 456 с.).

Пауэрлифтинг - свое название этот вид спорта получил от слияния двух английских слов «power» - сила, мощь и «lifting» - поднимание. В настоящее время историки затрудняются сказать точную дату, когда именно спорт пауэрлифтинг стал чисто спортивной дисциплиной. В России он наиболее распространен как силовое троеборье. Этот вид спорта напоминает тяжелую атлетику, но отличается упражнениями и имеет свои особенности. Пауэрлифтинг включает в себя три упражнения, выполняемые спортсменами более статичны, чем в динамичной тяжелой атлетике и заключаются в том, чтобы поднять максимальный вес за три попытки. Атлеты испытывают громадные нагрузки и поэтому имеют спортивную специальную экипировку, защищающую от травм (растяжки, вывихи, защемлений позвоночника и т.д.). Пауэрлифтинг не входит в число Олимпийских видов спорта, однако он имеет свою федерацию (существует более 30 лет) и по нему проводятся соревнования мирового масштаба, на которых Россия более 15 лет достойно держит первое место (Остапенко Л.А. Пауэрлифтинг. Теория и практика телостроительства. М: Олимп, 2002. 122с.).

Многие историки считают, что пауэрлифтинг зародился в пятидесятых годам ХХ века. В ряде стран, где традиционно силовые виды считались популярными, проводились непрофессиональные турниры силачей. Постоянно, силовые турниры приобрели статус официальных, благодаря разработанным правилам соревнований, которые включали состязание атлетов в трёх упражнениях: приседание, жиме штанги лежа и становой тяги (Горбов А.М. Комплексная тренировка пауэрлифтера. Донецк: Сталкер, 2007. 176 с.).

Среди атлетических видов спорта (тяжёлая атлетика, бодибилдинг, гиревой спорт) пауэрлифтинг или силовое троеборье является молодым видом состязательных упражнений. Достаточно сказать, что чемпионаты мира проводятся с 1971 года, чемпионаты Европы - с 1978 года, а первый чемпионат СССР был проведён в 1990 году (Опухтин Р.М. Все о пауэрлифтинге. Р.н/Дону: Феникс. 2000. 456 с.).

Пауэрлифтинг был близок к официальному признанию перед олимпиадой 1968 года в Мехико. Тем не менее признание пауэрдифтинга как вида спорта произошло не так давно, и то в порядке эксперимента. Решение МОК было позже отозвано по настоянию руководителей Международной Федерации тяжелой атлетики (ИВФ). Естественно, признание МОК не означает, что пауэрлифтинг тотчас же появится в программе Олимпиад, однако это важный шаг перед получением официального статуса олимпийского вида спорта.

В нашей стране пауэрлифтинг и еще несколько спортивных силовых дисциплин в начале своего развития был отнесен к разряду буржуазных видов спорта. Произношение самого слова «пауэрлифтинг» считалось крамольным. Поэтому спортсмены занимались им в подвалах, а для того, чтобы не закрывали снабженные спортивным инвентарем залы, называли его атлетической гимнастикой.

А.М. Дворкин подчеркивает и то, что отечественную атлетическую гимнастику ни в коем случае не сравнивали с западной культурой и обращали внимание на то, что заимствование западных средств и методов категорически запрещено. Спортсменов оговаривали за влечение побыстрее нарастить значительные мышечные массы, а также за приверженность упражнений с отягощениями в ущерб другим средствам физического воспитания. Кроме того, атлетов обвиняли в том, что, фокусируясь на мышечном росте, они обращают мало внимания на развитие и согласованные изменения в других системах организма, таких как сердечно-сосудистая, дыхательная, обмен веществ и так далее (Дворкин А.М. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Ростов н/Дону: Феникс, 2003. 384 с.).

Но, несмотря на все трудности, атлетизм завоевывал все большую популярность среди молодежи. Начиная с 1962 года начали публиковаться статьи в популярном журнале «Спортивная жизнь в России», издавались книги, посвященные атлетической гимнастике, а в журнале «Физкультура и спорт» и некоторых других изданиях распечатывались комплексы упражнений. По данным Л.А. Остапенко, всесоюзная конференция по гимнастике, которая в 1968 году прошла в Москве, отнесла новый вид спорта к разделу общеразвивающих видов гимнастики (Остапенко Л.А. Пауэрлифтинг. Теория и практика телостроительства. М: Олимп, 2002. 122 с.).

Популярность атлетизма постепенно росла и в результате был признан массовым видом спорта. Первые соревнования в нашей стране произошли под руководством ВЛКСМ, в программу соревнований были включены приседания и жим лежа. Занимательно, но встречались и курьёзные случаи. Пауэрлифтинг, очевидно, плохо увязывался с официальной линией развития физкультуры и спорта, которая заключалась в «гармоническом, всестороннем развитии личности человека». В связи с чем «идеологи от спорта» выдумывали различные, а иногда и любопытные способы «корректирования» этого вида спорта.

П.М. Гузеев указывает на то, что в нашей стране пауэрлифтинг стал официальным видом спорта только с 1987 года, когда была образована Федерация атлетизма СССР. В 1990 году образована самостоятельная Федерация пауэрлифтинга СССР (Гузеев П.М. Пауэрлифтинг. М: Терра-Спорт. 2003. 56 с.).

На Чемпионате Мира в Бирмингеме в 1992 году мужская сборная команда России впервые заняла второе призовое место в командном зачете, пропустив вперед только команду США. Екатерина Танокова и Сергей Журавлев являются первыми российскими чемпионами мира по пауэрлифтингу.

В настоящее время в мире существует около двадцати федераций пауэрлифтинга, большая часть которых находится в США. Многие федерации из них являются международными. Среди них наиболее представительной является IPF (международная федерация пауэрлифтинга). Она включает около сорока стран Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии (нет только Африки). Федерации пауэрлифтинга имеют различия в отрицательном или положительном отношении к допингу, к правилам выполнения некоторых упражнений, а также многое другое (Горбов А.М. Комплексная тренировка пауэрлифтера. Донецк: Сталкер, 2007. 176 с.).

В наши дни развитие силовых видов спорта, в том числе и пауэрлифтинга, приобрело небывалый размах. Тысячи людей участвуют в соревнованиях силачей, десятки тысяч постоянно систематически занимаются пауэрлифтингом, культуризмом и бодибилдингом в секциях под руководством профессиональных тренеров и самостоятельно, используя для этого методическую литературу. Из-за простоты и доступности пауэрлифтинг набирает свою популярность. Занятия пауэрлифтингом содействуют наращиванию мышечной массы, укрепляют связки и суставы, помогают выработать выносливость, гибкость и другие физические качества, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма (Остапенко Л.А. Пауэрлифтинг. Теория и практика телостроительства. М: Олимп, 2002. 122с.).

1.2 Техника соревновательного приседа со штангой на плечах

Любая техника выполнения физических упражнений во многом зависит от технических правил. Поэтому перед рассмотрением техники выполнения соревновательных упражнений в пауэрлифтинге, необходимо ознакомится с требованиями технических правил к этим упражнениям.

А.М. Дворкин дает следующее определение приседанию - это базовое, многосуставное упражнение, которое вовлекает в работу множество больших и мелких мышц, в особенности основная нагрузка ложится на все мышцы нижней части тела. Приседание - первое из трех соревновательных движений в пауэрлифтинге <#"902760.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Стаж тренерской работы по пауэрлифтингу

Рисунок 2 - Ведущее физическое качество при выполнении соревновательного приседа со штангой

На вопрос о ведущих физических качествах при выполнении соревновательного приседа со штангой практически все респонденты 81% указали абсолютную силу, 9% опрошенных отметили относительную силу, 5% - скоростные способности и координацию. Общая выносливость и гибкость не были отмечены тренерами (рисунок 2).

Ответы на вопрос о последовательности обучения фазам приседа со штангой представлен на рисунке 3. Большинство тренеров 43% начинают обучение с ширины хвата, 33% с постановки ног и 24% с положения грифа на спине.

Рисунок 3 - Последовательность обучения технике приседа со штангой

Наиболее сложной фазой приседа для обучения по количеству голосов тренера считают фазу опускания в присед - 76%, а остальные 24% - фазу подъема из приседа.

Начинают увеличивать вес штанги только после полного освоения техники спортивного приседа 90% респондентов, 10% опрошенных начинают увеличение веса после освоения основных элементов, не дожидаясь полного освоения техники.

Рисунок 4 - Оптимальный вариант хвата рук в приседе со штангой

Анализируя рисунок 4, видим, что 57% тренеров считают, что у каждого спортсмена индивидуальный хват, 28% респондентов указали более эффективным средний хват, 10% - широкий хват и 5% оптимальным считают узкий хват.

Рисунок 5 - Оптимальный вариант постановки ног в приседе со штангой

По вопросу эффективности различных по ширине постановок ног при выполнении приседа со штангой на плечах 52% респондентов указали, что постановка ног должна быть индивидуальна в зависимости от спортсмена, 29% опрошенных ответили, что оптимальна широкая стойка и 19% указали среднюю стойку (рисунок 5).

Рисунок 6 - Ведущие мышечные группы при выполнении приседа со штангой

На рисунке 6 представлены ответы на вопрос о значимости различных мышечных групп при выполнении приседа со штангой на плечах. Практически все респонденты 85% наиболее важными считают мышцы передней поверхности бедра, 10% - мышцы задней поверхности бедра и 5% указали мышцы разгибатели спины.

Проанализировав данные анкетирования тренеров по пауэрлифтингу можно сделать вывод, что нет единого представления по методике обучения спортивного приседа со штангой на плечах. Следует отметить, что анализ анкет респондентов со стажем тренерской работы по пауэрлифтингу менее 3 лет выявил у них низкий уровень знаний методологии.

2.3.2 Методическое обоснование собственных исследований

Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 41 города Вологды. В эксперименте принимали участие школьники 16-17 лет, в составе 18 человек.

Тренировочные занятия проводились три раза в неделю, продолжительностью 1,5 - 2 часа.

Контрольная группа занималась по методике, которая применяется обычно при обучении приседу со штангой. Занятия в экспериментальной группе велись по разработанным нами особенностям методики, которая подразумевала более детальный и углубленный подход к устранению допускаемых ошибок при выполнении приседа со штангой.

При выполнении приседа со штангой у школьников возникали следующие ошибки. В первой фазе хват и размещение грифа на спине самые распространенные ошибки такие как, неправильное положение грифа на трапециевидных мышцах, чрезмерно широкий или узкий хват грифа.

В фазе прием предстартового положения выделены ошибки: неправильная постановка ног при съеме штанги со стоек, неуравновешенное положение грифа по центру тяжести после снятия грифа со стоек.

При опускании в присед встречались такие ошибки как: избыточный наклон туловища вперед, недосед, отрыв пятки.

В фазе подъема из приседа были выявлены такие ошибки как: чрезмерный наклон вперед и округление спины, сведение колен, неправильное положение головы.

Обучение приседу со штангой на плечах начали с правильного расположения грифа на спине (приложение 4). В связи с тем, что штанга располагается на середине трапециевидных и задней части дельтовидных мышц, внимание занимающихся обращалось на жесткую фиксацию ее руками.

Для безопасного выполнения приседаний большое значение имеет хват штанги. Штанга бралась верхним закрытым хватом. Для спортсменов, у которых плохая подвижность плечевого сустава был выбран широкий хват. Школьники с подвижным плечевым суставом применяли хват чуть шире плеч. При таком положении рук лопатки сведены, закреплена верхняя часть тела и грудь выведена вперед.

Во время снятия штанги со стоек следили, чтобы глубокий вдох выполнялся животом, а не грудной клеткой. Кроме того, обращалось внимание на то, что после снятия штанги необходимо выровняться. Чем больше вес, тем сильнее раскачивает штангу, что в результате может привести к невыполнению упражнения.

Во время отхода от стоек обращалось внимание на количество сделанных шагов. Чтобы избежать лишнего топтания на месте, которое забирает у спортсмена силы и дополнительную энергию, выполнялось по одному шагу каждой ногой назад и постановка их в правильное положение. Носки развернуты в стороны, таким образом, чтобы во время приседания в нижней точке амплитуды, они смотрели в одном направлении с коленями и бедрами.

Для более четкой фиксации ног во время принятия стартового положения, упражнение выполнялось босыми ногами, так занимающиеся могли почувствовать, как необходимо правильно стоять. Чтобы уберечь позвоночник от травм строго следилось, чтобы грудная клетка была поднята, а спина не округлялась.

Обучение опусканию в присед осуществлялось с помощью подставки (скамьи). Это помогало новичкам выполнять приседания так, чтобы колени не уходили вперед дальше носков. Первоначально подставка устанавливалась на уровне коленных суставов, после освоения техники приседания, высота уменьшалась до уровня прямого угла бедер спортсмена. Только после приобретения навыка приседания на подставку этой высоты мы переходили к подставке более низкой высоты. Строго следилось за тем, чтобы спортсмены не садились на подставку, а просто касались ее тазом и, не расслабляя мышцы спины, вставали.

Каждое тренировочное занятие начиналось с разминки, где давалась упражнения с ходьбой и различными видами бега. В основной части занятия давались упражнения на обучение приседу со штангой. В заключительной части применялись упражнения на растяжку связочного аппарата.

Во время выполнения приседа мы следили за тем, чтобы школьники правильно дышали, необходимо задержать дыхание, пока не достигнута верхняя точка, после выполнить с силой выдох. Такое дыхание увеличивало внутрибрюшное давление, что способствовало легче выжимать вес. Во время выполнения упражнений со штангой всегда осуществлялась подстраховка.

Обращали внимание ребят на начало работы со снарядом, подготовку его к работе, необходимость проверять правильно ли выставлены веса.

При устранении ошибок применялся индивидуальный подход. Спортсменам объяснялось, к чему приводят допускаемые ими ошибки и подбирались упражнения для их исправления (приложение 5).

Рассмотрим ошибки, которые встречались у занимающихся в фазе хват и размещение грифа на спине. Одна из самых распространенных ошибок, которую допускали школьники - неправильное положение грифа на трапециевидных мышцах. Данная ошибка ведет к наклону корпуса вперед. Для ее устранения применялись многократные повторения правильного положения грифа, а так же делался акцент на правильном его расположении. Правильность положения грифа на спине старались довести до автоматизма.

Следующей ошибкой в этой фазе, которую допускали занимающиеся - чрезмерно широкий или узкий хват грифа. Чрезмерно широкий хват - лишает контроля над штангой, а чрезмерно узкий - создает значительное и вредное напряжение в локтях. Ширина хвата зависела от размера торса, длины рук и гибкости плечевых и грудных мышц спортсмена. Для подбора оптимального хвата нами применялись приседания с очень легким весом.

В фазе прием предстартового положения выделены ошибки: неправильная постановка ног при съеме штанги со стоек, неуравновешенное положение грифа по центру тяжести после снятия грифа со стоек.

Для устранения неправильной постановки ног при съеме штанги со стоек применялись так же приседание с легким весом для того, чтобы занимающиеся могли найти свою оптимальную ширину постановки пяток и угол разведения носков наружу. При подборе удобной и правильной постановки ног школьникам объяснялось значение важности разведения угла носков в стороны. При недостаточном угле разведения носков в стороны появляется тенденция к наклону вперёд. Далее с весом, равным 50% от того веса, с которым спортсмены могли выполнить десять повторений в приседаниях, выполняли присед на картонке. Поставив ноги в удобную позицию, обводился контур стоп и выполнялось несколько повторений. Данный образец применялся первое время при выполнении приседа со штангой на плечах, пока спортсмены не научились ставить ноги в нужную позицию автоматически.

Следующая ошибка в этой фазе: неуравновешенное положение грифа по центру тяжести, решалось за счет фиксации положения после снятия грифа со стоек. Так же проходила коррекция за счет рекомендаций и напоминаний.

Чтобы устранить ошибку избыточного наклона туловища вперед в фазе опускание в присед, упражнение прорабатывалось с пустым грифом, чтобы проследить точку в которой происходит наклон спины. Так же для устранения этой ошибки применялись фронтальные приседания, приседания с гантелями, приседания со штангой между ног. Кроме предложенных упражнений, выполняли упражнения на растяжку бицепса бедра (например, вставая в 30-60 сантиметрах от стены, упираясь в нее руками и постепенно наклоняясь к ней всем телом, удерживать пятки на полу).

Следующая ошибка, которую допускали занимающиеся в этой фазе - недостаточно глубокое опускание в присед (недосед). Даная ошибка влияет на технику выполнения упражнения, поэтому подход может быть не засчитан, а так же мышцы бедра включаются недостаточно, что приводит к травме коленей. Если ошибка возникала при больших весах, то для ее устранения убавляли вес на штанге. Кроме этого для проработки мышц бедра мы применяли перешагивания через гриф, расположенный выше колена (боком, вперед лицом, спиной назад), за счет глубокого приседа, прохождение под грифом. Подвижность мышц и суставов достигалась не только за счет растяжки, но и за счет упражнений с отягощением - свинги с гирей.

Третья ошибка в фазе опускания, отрыв пятки при приседе, которая приводит к нагрузке на коленный сустав и риск упасть вперед. Эта ошибка возникает из-за плохой растянутости икроножных мышц. Данную ошибку исправляли посредством растяжки камбаловидной мышцы. Применялись упражнения с отведением одной ноги в сторону, а так же приседания на одной ноге с отягощением.

Первая ошибка в фазе подъема из приседа - чрезмерный наклон вперед и округление спины. Округление спины и чрезмерный наклон вперед приводит к смещению центра тяжести к передней части стопы и увеличению нагрузки на нижнюю часть спины и в результате приводит к растяжению мышц спины и серьезной травме позвоночника. Для устранения данной ошибки применялись упражнения на укрепление мышц спины: становая тяга на почти прямых ногах, наклон со штангой на плечах. В случае, если ошибка допускалась из-за нарушения выполнения техники, давались приседания с дискам за головой. Предложенное упражнение вынуждало занимающегося расправить плечи и сводить лопатки вместе.

Вторая ошибка, неправильное положение головы. Повороты головы в сторону и опускание ее вниз нарушали равновесие, задирание головы приводило к прогибу в пояснице. Исправляли данную ошибку за счет того, что акцентировали внимание на правильное положение головы.

Сведение колен в фазе подъема из приседа говорит о недостаточном развитии внутренней поверхности бедра у занимающихся. Слабые мышцы не могут справиться с возложенной на них задачей, и, чтобы встать, спортсмен вынужден сводить колени, перенося, таким образом, нагрузку на четырёхглавую мышцу. Сведение колен может привести к расслаблению мышц поясницы. Эта ошибка исправлялась следующими упражнениями: боковые выпады (перекаты) со штангой на плечах, приседания с блинами, подвешенными к поясу, приседания с широкой постановкой ног. Эффективным упражнением послужило хождение влево и вправо с эспандером, который находился на уровне колен.

Предложенные нами упражнения позволяли более детально подойти к процессу обучения технике приседа со штангой на плечах, по сравнению с существующими методиками.

2.4 Результаты собственных исследований

Для оценки техники приседа со штангой на плечах на первом занятии было проведено экспертное оценивание по его отдельным элементам (фазам приседа), данные представлены в приложении 2, 3. Полученные результаты были обработаны методами математической статистики с помощью вычисления Т-критерия Уайта (приложение 6).

После наших расчетов мы получили, что Т (рас.) 89 > Т (таб.) 63, отсюда делаем вывод, что на начало эксперимента обе группы статистически равны.

Далее в экспериментальной группе проводились тренировочные занятия по методике, разработанной нами, которая подразумевала более детальный и углубленный подход к устранению допускаемых ошибок при выполнении приседа со штангой.

По завершению эксперимента нами проводилось повторное экспертное оценивание техники выполнения приседания со штангой на плечах в обеих группах. Все показатели фиксировались в специальных протоколах, далее данные переносились в таблицу. Результаты представлены в приложении 7 и 8.

После наших расчетов мы получили, что Т (рас.) 62,5< Т (таб.) 63, отсюда делаем вывод, полученные нами результаты достоверны. Следовательно, данные факты подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Исходя из полученных и отраженных на рисунке 7 данных, мы видим, что показатели среднего балла в оценке техники приседа со штангой на плечах в контрольной и экспериментальной группе различаются. В контрольной группе средний показатель составил 2,7 балла, а в экспериментальной 2,97 балла.

Рисунок 7 - Среднее балл за выполнение техники приседа со штангой на плечах в контрольной и экспериментальной группе после эксперимента (балл)

Рисунок 8 - Среднее балл за выполнение техники приседа со штангой на плечах в экспериментальной группе до и после эксперимента (балл)

При анализе рисунка 8 видим, что результат к концу исследования в экспериментальной группе увеличился на 0,77 балла. На начало эксперимента средний бал группы составлял 2,2 балла, на конец эксперимента 2,97 балла.

Отсюда следует, что разработанные нами особенности методики обучения приседу со штангой способствуют повышению эффективности обучения данному двигательному действию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приседание - это базовое упражнение, которое вовлекает в работу множество больших и мелких мышц, в особенности основная нагрузка ложится на все мышцы нижней части тела. Приседание - первое из трех соревновательных движений в пауэрлифтинге <http://bodypumping.ru/pauerlifting.html>. Появление ошибок в приседе со штангой на плечах связано с неправильной методикой обучения, форсирования тренировочных нагрузок для увеличения прироста физических показателей, каких-либо сбивающих факторов или же случайных недоработок. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения позволяет повышать уровень технической подготовки и, как следствие, соревновательный результат.

Нами была разработана методика обучения приседу в пауэрлифтинге школьников 16-17 лет, которая подразумевала более детальный и углубленный подход к устранению допускаемых ошибок при выполнении приседа со штангой. Мы выявляли технические ошибки в выделенных нами фазах и разрабатывали индивидуальные методы коррекции и исправления данных ошибок.

Все полученные результаты экспертного оценивания техники приседа со штангой на плечах обрабатывались методами математической статистики с помощью вычисления Т-критерия Уайта. В конце нашего эксперимента мы получили, что Т (рас.) 62,5< Т (таб.) 63, что говорит о достоверности полученных результатов. Поэтому можно сделать вывод, что разработанные нами особенности методики обучения приседу со штангой способствуют повышению эффективности обучения данному двигательному действию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Бельский, И.В. Модель специальной силовой подготовленности пауэрлифтеров / И.В. Бельский // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 1. - С. 33-35.

.        Бельский, И.В. Системы эффективной тренировки: армрестлинг, бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг / И.В. Бельский. - Минск: Вида-Н, 2003. - 351с.

.        Бражник, А.Л. Эффективные методики развития силы. Атлетизм. Армрестлинг, пауэрлифтинг / А.Л. Бражник. - Москва: Издательство: «СПДФЛ Дудукчан И.М.» - 2010. - 98 с.

.        Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: Учебник / Г.П. Виноградов. - Москва: Советский спорт, 2009. - 328 с.

.        Воробьев, А.Н. Анатомия силы / А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин. - Москва: ООО «Астрель», 2004. - 144 с.

6.       Глядя, С.А. Стань сильным [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие по основам пауэрлифтинга / С.А. Глядя, М.А. Старов, Ю.В. Батыгин. - 2000. - Режим доступа: http://www.e-reading.by/bookreader.php/4597/Batygin,_Glyadya,_Starov_-_Stan'_sil'nym!.html

.        Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

.        Горбов, А.М. Комплексная тренировка пауэрлифтера / А.М. Горбов. - Донецк: Сталкер, 2007. - 176 с.

.        Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь. учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 280 с.

.        Гузеев, П.М. Пауэрлифтинг / П.М. Гузеев, Ю.Р. Пеганов. - Москва: Терра-Спорт. 2003. - 56 с.

.        Дворкин, А.М. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / А.М. Дворкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 384 с.

.        Дворкин, Л.C. Тяжёлая атлетика: учебник для вузов / Л.С. Дворкин.- Москва: Советский спорт, 2005. - 600с.

.        Иванов, С.А. Пауэрлифтинг. учебное пособие / С.А. Иванов. - Москва: Феникс, 2003. - 328 с.

.        Кравцов, В.В. Беспредельная сила. Откровения чемпиона [Электронный ресурс] / В.В. Кравцов. - Режим доступа: http://www.stronggym.ru/load/obmennik/biblioteka/vladimir_kravcov_quot_bespredelnaja_sila_quot/5-1-0-260

.        Локалов, В. А. Общие закономерности развития психики и когнитивных процессов. учебно-методическое пособие / В.А. Локалов. - Санкт Петербург: СпбГУ ИТМО, 2010. -116 с.

.        Мерзлов, Г.Н. Глубже присед, больше тяга / Г. Н. Мерзлов // Мир силы. -2001. - №1. - С.27

.        Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.

.        Опухтин, Р.М. Все о пауэрлифтинге / Р.М. Опухтин. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. - 456 с.

.        Остапенко, Л.А. Пауэрлифтинг. Теория и практика телостроительства / Л.А. Остапенко. - Москва: Олимп, 2002.- 122с.

.        Румянцева, Э.Р. Спортивная подготовка тяжелоатлеток. Механизмы адаптации / Э.Р. Румянцева. П.С. Горулев. - Москва: Издательство «Теория и практика физической культуры». 2005. - 260 с.

.        Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - Москва: Академия, 2002. - 362 с.

.        Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.

.        Солодков, А.С. Физиология спорта. Учебное пособик / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Санкт Петербург: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - 231 с.

.        Фалеев, А.В. Школа своего тела / А.В. Фалеев. - Москва: Феникс, 2004. - 288 с.

.        Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека / Н.И. Федюкович. - Москва: Издательство «Феникс», 2003. - 416 с.

.        Физическая культура, 11 кл., Методическое пособие. Базовый уровень / под общ.ред. В. И. Ляха. - Москва: Просвещение, 2010. - 125 с.

.        Шейко, Б.И. Пауэрлифтинг. учебное пособие / Б.И. Шейко. - Москва: ЗАО ЕАМ Спорт-сервис, 2005. - 544с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для тренеров по пауэрлифтингу

Пол: М__ Ж __

. Стаж тренерской работы по пауэрлифтингу____________

. При выполнении соревновательного приседа со штангой ведущим физическим качеством является:

А) Общая выносливость;

Б) Абсолютная сила;

В) Относительная сила;

Г) Скоростные способности;

Д) Гибкость;

Е) Координация.

. С какой фазы Вы обучаете технике приседа со штангой на плечах?

А) Постановка ног;

Б) Глубина доседа;

В) Положение спины;

Г) Ширина хвата;

Д) Положение грифа на спине;

Е) Положение коленных суставов при приседе;

Ж) Не имеет значения, когда в какой последовательности.

. По Вашему мнению, какая фаза в приседе со штангой наиболее сложна для обучения?

А) Хват и размещение грифа на спине;

Б) Прием предстартового положения;

В) Стартовое положение;

Г) Опускание в присед;

Д) Подъем из приседа;

Е) Фиксация конечной позиции;

Ж) Возвращение снаряда на стойки.

. Вы начинаете увеличивать вес штанги:

А) Только после полного освоения техники приседа со штангой;

Б) После освоения основных элементов, не дожидаясь полного освоения техники.

. Какой хват вы считаете наиболее эффективным?

А) Широкий хват;

Б) Узкий хват;

В) Средний хват;

Г) У каждого индивидуальный хват, не считаю какой-либо более эффективным.

. Какую постановку ног в приседе со штангой на плечах Вы считаете наиболее эффективной?

А) Среднюю;

Б) Узкую;

В) Широкую;

Г) У каждого индивидуальная постановка ног, не считаю какую-либо более эффективной.

. Какие мышечные группы Вы считаете ведущими при выполнении соревновательного приседа со штангой?

А) Мышцы брюшного пресса;

Б) Мышцы разгибатели спины;

В) Мышцы задней поверхности бедра;

Г) Мышцы плечевого пояса;

Д) Мышцы передней поверхности бедра.

Благодарим за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1 - Экспертная оценка техники приседа со штангой на плечах контрольной группы до эксперимента

№ п/п

Фамилия Имя

Фазы

Итоговый средний балл



Хват и размещение грифа на спине

Прием предстартового положения

Стартовое положение

Опускание в присед

Подъем из приседа

Фиксация конечной позиции

Возвращение снаряда на стойки


1

Кандаков Сергей

2

2

3

2

2

2

3

2,3

2

Ларионов Юрий

2

2

2

2

2

3

2

2,1

3

Антонов Никита

2

2

3

1

2

2

2

2

4

Серов Александр

2

2

3

2

2

2

3

2,3

5

Бутузов Илья

2

2

2

1

2

2

2

1,9

6

Андреев Кирилл

2

3

2

2

1

2

2

2

7

Герман Олег

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Сухотский Алексей

2

2

3

2

2

2

2

2,1

9

Салтыков Эдуард

2

2

2

2

2

2

2

2



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 2 - Экспертная оценка техники приседа со штангой на плечах экспериментальной группы до эксперимента

№ п/п

Фамилия Имя

Фазы

Итоговый средний балл



Хват и размещение грифа на спине

Прием предстартового положения

Стартовое положение

Опускание в присед

Подъем из приседа

Фиксация конечной позиции

Возвращение снаряда на стойки


1

Холопов Денис

3

2

2

2

1

2

3

2,1

2

Веденеев Сергей

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Веселов Антон

3

2

3

2

2

2

2

2,3

Махин Максим

2

2

3

1

2

2

3

2,1

5

Ляхов Сергей

2

3

2

2

2

2

2

2,1

6

Борщов Даниил

2

2

2

2

2

2

2

2

7

Сергеев Алексей

2

2

2

2

2

2

2

2

8

Марков Сергей

2

2

2

2

2

2

3

2,1

9

Вещев Юрий

2

2

2

1

2

2

3

2



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 3 - Методическая разработка по обучению техники приседа со штангой на плечах

Задачи

Средства и методические приемы

1. Создать у обучающихся правильное представление о технике выполнения приседа со штангой на плечах.

А) Краткий рассказ о технике приседа со штангой на плечах, о значимости результата приседа в соревновательной сумме. Б) Демонстрация техники приседа со штангой на плечах обучающимся, с одновременным пояснением техники упражнения. Разобрать пофазно технику приседа со штангой на плечах. В) Демонстрация техники приседа со штангой на фото и видеоматериалах.

2. Обучение правильному хвату на грифе

А) Захват гимнастической палки верхним закрытым хватом. Исправление тренером ошибок. Б) Гриф размещен на спине и зафиксирован на стойках, скользя ладонями по грифу, свести руки и произвести захват в момент плотного сведения лопаток. Далее отвести локти назад на 20-30 градусов. Снять гриф со стоек, отойти и прочувствовать правильное положение рук и кистей на грифе.

3. Обучение правильному размещению грифа на спине

А) Взять гимнастическую палку, завести за голову, расположить его на середину трапециевидных и заднюю часть дельтовидных мышц. Проверить правильность расположения ее на спине. Б) Подойти к штанге, сделать шаг под нее, после свести вместе лопатки, отводя плечи назад. Положить гриф на трапециевидную мышцу на линию задних дельт, поставить ноги на ширине бедер, ступни параллельно друг - другу. Зафиксировать. В) Взять гриф, завести за голову, расположить его на середину трапециевидных и заднюю часть дельтовидных мышц. Отойти от стоек, почувствовать правильное положение грифа.

4. Обучение правильно принимать предстартовое положение.

А) И.П. - под штангой, лопатки сведены вместе. С силой поднять грудь вверх. Не наклоняться вперед. Поднять грудную клетку вверх. Зафиксировать. Б) После правильной постановки стоп, с силой упереться в штангу спиной. Сделать глубокий вдох животом и напрячь мышцы тела. За счет выпрямления ног снять гриф со стоек. Зафиксировать. В) То же, что и упражнение «А», но отходя короткими шагами, движение стоп по прямой.

5. Обучение правильно принимать стартовое положение

А) Гриф в руках на спине, стопы расставлены на удобную ширину друг от друга. Голова ровно или приподнят подбородок. Спина прогнута, ноги выпрямлены в

5.

коленных суставах. Приседание выполняется босыми ногами. Б) То же самое, что и упражнение «А», но стойка выполняется в обуви, сосредоточится на основных опорных точках. В) Приседание с грифом на плечах с подкладкой под пятки блины 2,5 кг

6. Обучение опусканию в присед

А) Приседание на высокую, среднюю и низкую подставку без штанги. Подставка (плинт) отставлена на шаг от спортсмена, приседая, необходимо тянуться ягодицами к скамье, колени на уровне носков стоп, держать равновесие за счет наклона спины. Б) То же самое, что и упражнение «А», но приседание выполняется с грифом на плечах. В) Приседания с грифом без подставки. Г) Приседания с грифом на опору немного ниже уровнем, чем «досед» в касание.

7. Обучение подъему из приседа

А) Приседание с грифом с контролем прямо линейного движения штанги

8. Научить приседу со штангой на плечах в полной координации

А) Приседания со штангой на плечах в полной координации. Б) Приседание со штангой на плечах по командам тренера. В) Приседания со штангой с малыми весами. Г) Приседание со штангой на плечах в следующей последовательности: прием стартового положения - приседание в полуприсед - фиксация финальной части - приседание в низкий сед - фиксация финальной части.

9. Совершенствование техники приседания со штангой на плечах

А) Приседание с максимальным быстрым подъемом. Б) Глубокие приседания с грифом. В) Фронтальные приседания. Г)Удержание штанги на плечах с максимальной нагрузкой. Д) Негативные опускания со штангой в силовой раме с нагрузкой. Е) Полуприседы со штангой на плечах. Ж) Приседы со штангой на плечах с паузами. З) Полуприседы с точки лежащей ниже «мертвой точки». И) Выполнение приседа со штангой на плечах на соревнованиях.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 4 - Допускаемые ошибки при выполнении приседа со штангой на плечах и их исправление

Ошибка

К чему приводит

Средства, устраняющие ошибку

I фаза - хват и размещение грифа на спине

1. Неправильное положение грифа на трапециевидных мышцах

Такое положение создает рычаг, наклоняющий корпус вперед.

Многократные повторения правильного положения грифа, акцент на правильном положении.

2. Чрезмерно широкий или узкий хват грифа

Чрезмерно широкий хват - лишает контроля над штангой, а чрезмерно узкий - создает значительное и вредное напряжение в локтях.

Приседания с очень легким весом для подбора оптимального хвата.

II фаза - прием предстартового положения

1. Неуравновешенное положение грифа по центру тяжести после снятия грифа со стоек

Перекос штанги, и как следствие, невыполнение упражнения.

После снятие грифа со стоек ее фиксация.

2. Неправильная постановка ног при съеме штанги со стоек

Слишком широкая постановка ног не дает нормально выполнить присед и может привести к травме. Узкая постановка ног дает 90 процентов недоседа.

Приседания с очень легким весом для подбора оптимального постановки стоп. Подбиралась индивидуально под каждого спортсмена совместно с тренером.

IV фаза - опускание в присед

1. Избыточный наклон туловища вперед

Неправильная форма выполнения упражнения, увеличение нагрузки на мышцы спины из-за смещения центра тяжести вперед за вертикальную ось.

Упражнения на гибкость бицепса бедра. Фронтальные приседания, приседания с гантелями, приседания со штангой между ног.

2. Недосед

Влияет на технику выполнения упражнения. Мышцы бедра включаются недостаточно, что приводит к травме коленей.

Перешагивания через гриф, расположенный выше колена, за счет глубокого приседа прохождение пол грифом. Уменьшение веса штанги.

3. Отрыв пятки при приседе

Нагрузка на коленный сустав и риск упасть вперед

Растяжка камбаловидной мышцы. Отведение одной ноги в сторону. Приседания на одной ноге с отягощением.

V фаза - подъем из приседа

1. Чрезмерный наклон вперед и округление спины

Потеря равновесия, растяжение мышц спины, риск получить серьезную травму позвоночника

Для укрепления спины: становая тяга почти на прямых ногах, наклоны со штангой на плечах.

2. Неправильное положение головы

Повороты головы в сторону и опускание ее вниз нарушают равновесие. Задирание головы приводит к прогибу в пояснице

Акцентирование внимания спортсмена на правильном положении головы.

3. Сведение колен

Может привести к расслаблению мышц поясницы.

Хождение с эспандером (эспандер на уровне колен) влево и вправо.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица 5 - Сравнительная таблица оценки за выполнение приседа со штангой на плечах до эксперимента


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

К

1,9

2

2

2

2









2,1

2,1

2,3

2,3



Э






2

2

2

2

2,1

2,1

2,1

2,1





2,3


1

5,5

5,5

5,5

5,5









12,5

12,5

17

17


94






5,5

5,5

5,5

5,5

12,5

12,5

12,5

12,5





17

89


∑(Rк) = 1+5,5+5,5+5,5+5,5+12,5+12,5+17+17=94

∑(Rэ) = 5,5+5,5+5,5+5,5+12,5+12,5+12,5+12,5+17= 89

T (табличное) = 63, Т (расчетное) =89

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Таблица 6 - Экспертная оценка техники приседа со штангой на плечах контрольной группы после эксперимента

№ п/п

Фамилия Имя

Фазы

Итоговый средний балл



Хват и размещение грифа на спине

Прием предстартового положения

Стартовое положение

Опускание в присед

Подъем из приседа

Фиксация конечной позиции

Возвращение снаряда на стойки


1

Кандаков Сергей

3

3

3

3

3

3

3

3

2

Ларионов Юрий

2

3

3

2

2

3

3

2,6

3

Антонов Никита

3

3

3

1

2

3

2

2,4

4

Серов Александр

3

3

3

3

3

2

3

2,9

5

Бутузов Илья

3

2

3

2

3

3

2

2,6

6

Андреев Кирилл

2

3

2

3

1

3

2

2,3

7

Герман Олег

3

3

3

3

3

3

3

3

8

Сухотский Алексей

3

3

3

3

3

3

3

3

9

Салтыков Эдуард

2

3

3

2

3

3

3

2,7



ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Таблица 7 - Экспертная оценка техники приседа со штангой на плечах экспериментальной группы после эксперимента

№ п/п

Фамилия Имя

Фазы

Итоговый средний балл



Хват и размещение грифа на спине

Прием предстартового положения

Стартовое положение

Опускание в присед

Подъем из приседа

Фиксация конечной позиции

Возвращение снаряда на стойки


1

Холопов Денис

3

3

3

3

2

3

3

2,9

2

Веденеев Сергей

2

3

3

3

3

3

3

3

3

Веселов Антон

3

3

3

3

3

3

3

3

4

Махин Максим

3

3

3

3

3

3

3

3

5

Ляхов Сергей

3

3

3

3

3

3

3

6

Борщов Даниил

3

3

3

3

3

3

3

3

7

Сергеев Алексей

3

3

3

3

3

3

3

3

8

Марков Сергей

3

3

3

3

3

3

3

3

9

Вещев Юрий

3

3

3

2

3

3

3

2,9



ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Таблица 8 - Сравнительная таблица оценки за выполнение приседа со штангой на плечах после эксперимента


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

К

2,3

2,4

2,6

2,6

2,7

2,9










3

3

3


Э







2,9

2,9

3

3

3

3

3

3

3





1

2

3,5

3,5

5

7










13,5

13,5

13,5

62,5







7

7

13,5

13,5

13,5

13,5

13,5

13,5

13,5




108,5


∑(Rк) = 1+2+3,5+3,5+5+7+13,5+13,5+13,5=62,5

∑(Rэ) = 7+7+13,5+13,5+13,5+13,5+13,5+13,5+13,5= 108,5

T (табличное) = 63, Т (расчетное) =62,5

Похожие работы на - Методика обучения приседу в пауэрлифтинге школьников 16-17 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!