Правовые основы Карабахского конфликта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,14 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы Карабахского конфликта















"Правовые основы Карабахского конфликта"

Оглавление

Введение

Глава 1. Историческая справка: Арцах до 1917 года

Глава 2. Территориальные споры вокруг Карабаха

.1 Правовые основы Карабахского конфликта в 1918 - 1920 гг.

.2 Передача Карабаха Азербайджанкой ССР: правовые основы

Глава 3. Борьба армян за право самоопределения

.1 Карабах до 1988 года

.2 Карабахское движение. Независимость НКР и юридические аспекты

Глава 4. Карабах после распада СССР

.1 Карабахская война

.2 Современная Республика Арцах (Быв. НКР)

Заключение

Введение

После распада СССР на территории бывшего Советского гиганта начались межэтнические войны, исходя из своего трудного положения, некоторые народы потребовали независимость. Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, талыши создали Талыш-Муганскую автономную Республику, что было ликвидировано благодаря усилиям властей Азербайджана. Что послужило причиной этих войн? И какие исторические и юридические права имеют народы этих регионов требовать независимость?

Обострение этих конфликтов создают опасность не только для данного региона, но и для всего мирового сообщества. Особо опасно обострение ситуации в Нагорном Карабахе, ибо этот конфликт является так сказать рычагом управления всего региона. Именно поэтому мы рассмотрим данный конфликт с юридической стороны, сделаем историческую экскурсию, рассмотрим НКР с точки зрения международного права и современную Республику Арцах.

Данный регион может стать заменой Турции как путь в Ближний Восток. Тут же сконцентрированы огромные запасы нефти и газа. С другой стороны, тут сталкиваются интересы сверхдержав. Еще одна причина, Армения, которая является союзником России по ОДКБ, будет вовлечена в этот конфликт с первых же минут. Россия, имея обязательство перед ней должна будет помогать. А Азербайджан, союзник Турции, получит помощь от нее. Турция же является членом НАТО. Можно сказать, что Нагорный Карабах является не взорванным минном для мира и решение данного конфликта мирным путём является необходимостью не только для прямых сторон конфликта. В мирном урегулировании конфликта заинтересованы, в первую очередь, страны сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Россия, США и Франция. Но полномочия сопредседателей ограничиваются лишь посредничеством, а именно: содействием переговорному процессу на основе исключения применения силы. Это однозначно и четко зафиксировано в мандате сопредседателей Минской группы: "поощрять решение конфликта без применения силы и, в частности, способствовать переговорам, направленным на мирное и всеобъемлющее урегулирование" ("Promoting a resolution of the conflict without the use of force and in particular facilitating negotiations for a peaceful and comprehensive settlement.")

Для решения данного вопроса надо вернуться к истокам конфликта.

Для полного понимания сути данного вопроса надо рассмотреть, как оказался Карабах в составе Азербайджанской ССР и, почему территория преимущественно с армянским населением была в составе Аз ССР в том случае, когда являлась продолжением Армянской ССР? В 1921 году Карабах был передан Азербайджанскому ССР по решению Заседания пленума КАВБЮРО ЦК РКП (Б) "О пересмотре решения предыдущего пленума и оставлении Нагорного Карабаха в составе АЗ ССР с предоставлением ему широкой областной автономии" 5 июля 1921 года

На каких правовых основах был передан Карабах Азербайджанскому ССР и имели ли право большевики передать эту территорию?

После развала СССР на месте Азербайджанской ССР образовались два государства Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Азербайджанская Республика, имея цель захватить территорию НКР начала необъявленную войну, что завершилось поражением Азербайджана и фактической независимостью НКР. Какие правовые основы имеет НКР?

И какие права имеет Азербайджан на эти земли? (имеет ли?) Ответы на эти вопросы попытаюсь рассмотреть в курсовой работе.

Глава 1. Историческая справка: Арцах до 1917 года

В момент передачи Нагорного Карабаха Азербайджанскому ССР Карабах был преимущественно армянами, более 95℅. А каким был этнический состав Карабаха до 1921 года и территорией каких государств был Карабах?

Не было бы необходимостью поднимать данный вопрос, если бы в последние 25 лет не пытались сфальсифицировать историю этого края и выдавать все культурное наследие, как культурное наследие Кавказской Албании.

О Карабахе сохранились свидетельства античных историков на греческом и латинском языках, написанные в период с I в. н. э. до IV в. включительно и армянские, датируемые V-VII и более поздними веками, но повествующие о событиях IV в. н. э. До наших дней сохранились работы Страбона, Плиний Старшого, Плутарха, Диона Кассий и многие античные писатели, которые использовали работы других писателей, не дошедших до наших дней.

Работы античных авторов свидетельствуют о том, что границей Великой Армении и Кавказской Албании была река Кура, а население было преимущественно армянским. Вот некоторые цитаты из работ античных авторов:

Страбон: "В самой Армении много гор и плоскогорий... много там и долин... например, равнина Аракса (Арадтог бяебюг), но которой река Аракс течет до границ Албании... За этой равниной идет Сакасена, тоже граничащая с Албанией и с рекой Киром"

Плиний Старший: "Это племя [албанцев], расселившееся по кавказским горам, доходит, как сказано, до реки Кира, составляющей границу Армении и Иверии"

Клавдий Птолемей: "Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир"

Плутарх: "Когда зима застигла римское войско в этой земле (в Армении) и римляне справляли праздник Сатурналий, албанцы, собравшись числом не менее сорока тысяч, переправились (бгефстес;) через реку Кирн и напали на них", т. е - перешли на правобережье Куры.

В своей работе Страбон пишет о том, что население Армении было одноязычным, т. е. армяноязычным, что относится и к Карабаху, который упоминается в его работе как Орхистена.

Рис. 1. Страбон (1/2 век н. э.)

Карта была подготовлена немецким картографом Конрадом Миллером, с использованием файлов данных работ Страбона "География": На карте представлены государства Южного Кавказа Армения и Мидия.

Рис. 2. Геродот. (5 век н. э.)

Карту начертил британский картограф Чарльз Мюллер, который был опубликован в 1844 г. в Лондоне для "Древнего атласа в мире". Нижний левый круг показывает мир по представлению Тимостенеса, а правый круг представляет собой лопасть: В число стран Южного Кавказа входят страны Армения, Мидия, Каппадокия, Колхида и Каспии. Азербайджан и Агванк здесь не существуют. Ниже детали.


Рис. 3. Помпей.

Карта была подготовлена немецким картографом Конрадом Миллером: В нижней части карты представлен Кавказ и район Ближнего Востока, откуда можно увидеть Армению, Персию, Колхидию, Адиабению, Мидию и Каппадокию. Север карты расположен на левой стороне, где в центре расположено Азовское море (Palus Meotidis) и Черное море, которое отсюда доходит до центра карты, а сверху Каспийское море, присоединенное с Северными морями.

Исходя из работ античных авторов, можно сделать вывод, что граница Армении проходила по реке Кура до сливания с рекой Аракс, а население было армяноязычным.

Для III в. никаких реальных данных об армяно-албанской границе в источниках не обнаруживается. Лишь Фавстос Бузанд, говоря о событиях 30-х годов IV в., указывает на то, что граница между государствами прежде была по Куре. В современных же событиями материалах, и прежде всего в античных данных нет. Даже в условиях Нисибийского договора 298 г. в той части, в которой они нам известны из Петра Патрикия и Аммиана Марцеллина, данных об армяно-албанской границе не имеется.

Рис. 4. Атлас мира С. Геронимоса (5 век н. э.), Англия.

Ниже деталь карты. Оригинал хранится в британской библиотеке (Лондон):

Рис. 4. 1 - В этой детали приведены важные имена в переводе

. Каспийское море

. Черное море

. Средиземное море

. Персидское море

. Река Аракс

. Река Евфрат

. Река Тигр

. Река Дон

. Маленькая Армения

. Большая Армения Эльбрус, находящийся в Персии

. Ворота Армении 26. Без названия: вероятно, Кавказские

. Ноев ковчег и Армения горы, через которые проходит дорога

. Каппадокия " Каспийские ворота"

. Халдея 27. Арараты

. Парфия 28. Преход "Чора паак" Дербен,

. Адиабена проходящий близ Каспийского моря и Кавказских гор

. Гиркания, на берегу Каспийского моря

. Агванк, на западе Каспийского моря

. Кохкис (Колхида)

. Киликия

. Вавилон

. Танцующие горы

. Кавказские горы

. Таврские горы

. Вероятно на юге Каспийского моря гора

В Арцахе образовали отдельное армянское царство Араншахиков, которых сменили Микраниды. Но в отличие от княжеств, существовавших на территории к северу от Куры, они сохранили название "Алуанк", что для них имело лишь географическое значение. "Агванк" стал синонимом упоминаемых в трудах древних армянских историков названий "Восточный край Армении", "Северо-восточный край", "Агванский край", "Армения Глубинная". Так, например, древнеармянский историк XI-XII вв. Маттеос Урхаеци пишет: "Страна Албания, которую называют Глубинной Арменией…"

В 651 году армянский полководец Теодорос Рштуни добровольно признал сюзеренитет Арабского халифата в обмен на признание его автономным князем Армении, Грузии и Албании. Армения управлялась эмиром или вали, ставка которого находилась в Двине (Дабиль в арабских источниках), чья роль, однако, ограничивалась вопросами обороны и сбора налогов. По большей части страна управлялась местными армянскими князьями (нахарарами). Официально провинция была создана в правление халифа Абд аль-Малика в 701-705 годах. Армянский эмират (аль - Арминия) был разделён на 4 региона:

. Арминия 1-я -Арран, ас-Сисаджан или Сюник, Сисакан Тифлис, Ширван

. Арминия 2-я -Джурзан (Иверия)

. Арминия 3-я -северная и юго-восточная Армения

. Арминия 4-я -юго-западная Армения

Хоть в Армении и правила фактически династия Рштуни, платившая дань арабам, но управление в Арцахе было в руках княжеского рода Михранидов, признававших власть Рштуни. После 822 года, когда последний Михранид был убит князем Сахлем Смбатяном (Сахл ибн Сунбат ал-Армани(14)), было восстановлено правление прежней династии Араншахиков. Арцах принимал участие в общих армянских восстаниях против Арабского Халифата. В 822 году в Арцахе было провозглашено независимое Армянское княжество Хачен. В 884 году, правители Хачена признали власть армянского царя Ашота I Багратуни, который объявил о независимости Армении и подчинил себе большую часть армянских земель, а также Картли (кроме Тифлиса с окрестностями) и Кахетию, провозгласил себя царем Армении. В 885 году его власть была признана аббасидским халифом аль-Мутамидом, а в 886 году византийским императором Василием I . Таким образом, Армения восстановила свою независимость, а Арцах становится феодальным княжеством в границах единого Армянского царства.

Император Византии Константин Порфирородный (913-959 гг.) пишет и адресует письмо на имя князя Хачена "в Армению".

"История этого края в эпоху княжения Асан-Джалала, сына сестры Закарэ и Иванэ Долгоруких, и его преемников, обстоятельно представлена в многочисленных надписях монастыря Гандзасар и других памятников армянского зодчества, у армянских историков Киракоса Гандзакеци, Вардана Великого, Степаноса Орбеляна, в колофонах (памятных записях) рукописей и т. д. В надписи от 1240 г. из Гандзасара внук упомянутого Асана Джалала, также носивший имя Асан-Джалал, представляется следующим образом: "Я, смиренный раб божий Джалал Давла Асан, сын Вахтанга, внук великого Асана, природный самодержавный царь высокой и великой страны Арцахской и имеющей обширные пределы области Хаченской".

В позднем средневековье, в отличие от центральных областей Армении, подпавших под владычество Османской Империи и Персии хаченские мелики сохранили свою относительную самостоятельность (в эпоху "пяти армянских меликств" (Варанд, Хачен, Дизак, Джраберд, Гюлистан), они превратили страну в средоточие армянского освободительного движения и русской ориентации. По документальным и нарративным источникам хорошо известна активность меликов в организации борьбы армян против Персии и султанской Турции. С Хаченом (Карабахом) связаны миссии Исраела Ори, архимандрита Минаса, Иосифа Эмина, направленные на реализацию русской ориентации, как и вооруженная борьба знаменитого армянского полководца XVIII в. Давид-бека и Авана Юзбаши.

Лишь с начала XVIII в. на политическую ситуацию нагорной части Карабаха стали оказывать влияние перебравшиеся из Средней и Малой Азии и Курдистана и поселившиеся в прилегающих равнинных районах еще в начале XVI в. неармянские этнические массивы. По свидетельству Шараф-хана Битлиси (XVI в.)

"... двадцать четыре курдских рода проживают в Арранском Карабаге и известны под общим названием игирмидорт (тюрк. "Двадцать четыре").

Отец азербайджанской историографии Бакиханов в своей книге "Гюлистан-и Ирем" пишет:

"Теймур (Тамерлан - К. М.) поселил в Карабаге, Гандже и Иреване 50 тысяч семейств, приведенных им из Турции и временами уходили в Турцию и Сирию. Племя Айрум, название которого произошло из Эль-Рум, было также переселено им из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеуказанных провинциях являются их потомками".

В книге "Обозрение Армении в географическом, историческом и литературном отношениях" Александр Макарович Худобашев живший 19 веке пишет:

"В начале XVIII ст., плодоносная, богатая и гористая страна Карабаг, расположенная между реками Араксом и Курою и заключавшая в себе три области Великой Армении: Арцах, Сюникию и Удию, была населена 200, 000 Армян и 100, 000 Татар и Персов. Персидская власть в этой стране существовала только по имени. Карабаг был просто Армянскою областью, разделённой на пять провинций: Джераберд, Кюлистан, Ларанда, Хачхен и Дизак, из которых каждая находилась под управлением Армянского Князя, с званием Малека или Мелека…"

По Гюлистанскому договору 1813 г., завершившему русско-персидскую войну 1804 - 1813 гг., вместе с другими северо-восточными провинциями Восточной Армении к России перешли также Гянджинское и Карабахское ханства. 1840 г. в Закавказье было проведено административное деление: создана Грузино-Имеретинская губерния с центром в Тифлисе и Каспийская область с центром в Шемахе. Большая часть восточно-армянских территорий вошла в качестве уездов в указанную губернию, а некоторые, в том числе Карабах - в Каспийскую область (22). . Худобашев в своей книге упоминает и о Шемахи, говоря о том, что город в основном населен армянами. Ещё в XVI веке британский торговец Энтони Дженкинсон писал:

Сирии, по большей части потомков тех тюрков, которых Хулагу-хан переселил в Персию и которые

"… этот город [Шамахи] находится далеко от побережья, семь дней пути на верблюдах, но сейчас он в сильном упадке и в основном заселен армянами"

Во второй половине 40-х годов XIX в., в силу новых административных изменений, в Закавказье были созданы губернии: Тифлисская, Кутаисская, Шамахинская, а также Дербендская (располагавшаяся частично в Закавказье).

Восточно-армянские территории в статусе отдельных уездов вошли в состав первых трех губерний. По новому положению от 9 декабря 1867 г. Закавказье было разделено на пять губерний: Кутаисскую, Тифлийскую, Ереванскую, Елизаветпольскую и Бакинскую. В Тифлисскую и Бакинскую губернии вошло по шесть уездов, а в Ереванскую, Елизаветпольскую и Кутаисскую губернии - по пять уездов. Часть территории Восточной Армении вошла в состав Ереванской губернии, а часть - в Елизаветпольскую и Тифлисскую губернии. В Ереванскую губернию вошел и Нахичеванский уезд. Нагорный Карабах в основном вошел в Елизаветпольскую губернию. Такое административно-территориальное деление, с незначительными изменениями, сохранялось до 1917 г.

Требовать у карабахских армян передать Арцах Азербайджану, потому что исторически этот край принадлежит азербайджанцам глупо. Ибо все факты говорят лишь о том, что эта земля была населена армянами, управляли ею армяне, и была в составе армянских царств и областей.

Глава 2. Территориальные споры вокруг Карабаха

.1 Правовые основы Карабахского конфликта в 1918 - 1920 гг.

Чтобы понять связь между Карабахом и Арменией и Карабахом и Азербайджаном надо вернуться в то время, когда появилось такое государство как Азербайджан. И так, Азербайджан, как государство, впервые появилось на карте в 1918 году. В "Очерках русской смуты" воевавший против большевиков на южном фронте генерал Антон Деникин писал:

"Все в Азербайджанской республике было искусственным, "ненастоящим", начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елисаветпольскую (Гянджа) губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе. Искусственная государственность".

Одна из целей создания этого государства было захват Армении, северные провинции Персии, что помогло бы осуществить мечту пантюркистов - создать Великий Туран. Турецкое правительство делало все возможное, чтобы в состав Азербайджана входило не только территории населенные тюрками, но и преимущественно территории с армянским населением. Руководство мусаватистского Азербайджана объявило частями своей территории - часть Грузии, а также армянские Зангезур, Карабах и Нахичевань. Терпеть армян и жить с ними на этих территориях Турция не смогла бы. Это была часть программы по полному уничтожению армянского народа. Таким образом, ликвидация армян являлась центральной задачей младотурецкой политики.

Идею искоренения армянского элемента в качестве первоочередной задачи пантюркизма определил доктор Назым, один из лидеров младотурок, следующим образом "оправдывая" действия турецких идеологов:

"...Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле и забылось само это имя. Сейчас идет война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого..."

В то время, как и ныне Армения сама рассматривалась как географическая преграда, разделяющая единство тюркского мира. Надо было убрать эту преграду любым путём.

Адмирал Бристоль, Верховный комиссар США в Константинополе, направил 22 августа 1919 года критический меморандум Великому визирю, не посоветовавшись с Союзными Верховными комиссарами.

"Президент Вильсон ставит в известность турецкое правительство, что, если не будут приняты срочные меры с целью положить конец всем насилиям со стороны турок, курдов и других мусульман в отношении армян на Кавказе, а также в других местах, то Президент исключит пункт 12 из условий достижения мира. Это решение привело бы к полной ликвидации Османской империи. Если турки желают и впредь осуществлять какой-либо суверенитет над какой-либо частью Империи, то они должны показать, что они не только намерены, но и в силах запретить их гражданам совершать такие зверства; не будут приемлемы никакие оправдания и ссылки турок на бессилие в этом деле".

Рассмотрение вопроса о требовании этого форпоста на Карабах, Нахиджевань и Зангезур с юридической стороны важно, ибо это и есть единственное решение Карабахского вопроса. Не существует такого документа, который бы имел юридическую силу и подтвердил принадлежность Карабаха, не только Нагорной части Азербайджанской Демократической республике. Разделение территории между государствами Закавказья должны были быть определены на парижской мирной конференции. С мая 1918 по январь 1920 - Грузия, Армения и Азербайджан, говоря современным языком, были лишь самопровозглашенными государствами. Следует заметить, что признание со стороны Парижской мирной конференции имело четкое условие - границы стран Закавказья впоследствии должны быть определены на Парижской конференции. Нужно также подчеркнуть, что с момента провозглашения независимости Армении и Азербайджана (май 1918 г.) и до их признания (январь 1920) титул Азербайджана на Нагорный Карабах не только не имел международного признания, но и сама Азербайджанская Республика не имела полноценного контроля над Нагорным Карабахом (effective control). Более того, местные армянские власти и силы осуществляли гораздо более эффективный контроль в Карабахе.

Примечательно, что Грузия и Азербайджан были признаны с условием, что признание этих государств не повредит будущим границам Армении. В протокольной записи заседания Министров иностранных дел пяти великих держав - США, Британской империи, Франции, Италии и Японии - в Париже 10 января 1920 г. говорится.

…[Клемансо] готов согласиться на признание "де факто" при условии, что признание Грузии и Азербайджана никоим образом не повредит будущим границам Армении <…>

Решено: что Главные Союзные и Присоединившиеся державы должны совместно признать правительства Грузии и Азербайджана как "де факто"…

Вопрос о границах Армении на первой (ПРЕЛИМИНАРНОЙ) конференции союзных держав в Лондоне 12 февраля - 10 марта 1920 г. также был рассмотрен. Вот что говорится в решении:

В восточной или кавказской части нового государства Армении должна быть установлена граница с Грузией и Азербайджаном. К счастью, в последнее время между этими государствами установились дружественные отношения, и, по его мнению, линии границы должны быть определены комиссией на месте. Хотя отношения между Арменией и Азербайджаном сейчас дружественны, он понимает, что определенные части границы, а именно Зангезур и Карабах, являются предметом спора, который трудно будет решить. <…>

Приложение № 1 к № 71 Доклад о создании будущего Армянского государства (А.J. 120)

Статья 4. Границы между Арменией и Азербайджаном и соответственно Грузией будут такими, какими могут быть определены в результате прямых соглашений между этими государствами. Если ни в одном случае указанные государства не смогут определить границу путем соглашения в течение шести месяцев после вступления в силу данного договора, то линия границ, о которых идет речь, будет определена Главными Союзными Державами, которые также займутся определением линии границ на месте. <…>

В Северском договоре подписанный 10 августа 1920 года есть статья о границы между Арменией и Азербайджаном.

Статья 92. Границы Армении с Азербайджаном и Грузией по принадлежности будут определены с общего согласия заинтересованными Государствами. Если в том или другом случае заинтересованные Государства не могли бы достигнуть, после того как предусмотренное в статье 89 решение будет вынесено, определения, с общего согласия, своей границы, последняя будет определена Главными Союзными Державами, которые вместе с тем должны будут озаботиться нанесением ее на месте.

В памятной записи МИД Великобритании посвященной спорных границ Закавказья говорится:

Округа Шарур Даралагёз, Нахичеван, Зангезур и западная часть Карабаха являются предметом спора между Арменией и татарами Азербайджанской республики. Летом этого года, после того как Азербайджанская республика присоединилась к большевикам, Армения подверглась нападению с обеих сторон и подписала соглашение, предусматривающее как временную меру уступку этих территорий Советской России. Однако, ни Армянское, ни Азербайджанское правительства похоже не оказались достаточно сильными, чтобы предотвратить партизанскую войну, которая продолжается. Исключительно трудно решить, кому должны принадлежать эти округа<…>

Парижская конференция в "Предложения и доклад Комиссии по делимитации границ Армении" (24 февраля 1920г.) (Report and Proposals of the Commission for the Delimitation of the Boundaries of Armenia, 24 February 1920), 6 подписанных представителями Британской империи, Франции, Италии и Японии, объявляет:

"Что касается границы государства Армения с Грузией, а также Азербайджаном, то Комиссия находит, что сейчас предпочтительнее дождаться результатов такого соглашения об уточнении вышеуказанных границ, которые сами три республики отразят в договорах. В том случае, если данные республики не придут к какому-либо соглашению о своих границах, вопрос должен быть передан на арбитраж Лиги наций, которая создаст межсоюзную комиссию для определения вышеуказанной границы на месте, учитывая в качестве принципа этнографические данные".

Руководство Азербайджана попыталось поменять этнографические показатели, и организовал погромы армян. Только в городе Шуши было убито до 30 тыс. местных жителей-армян, была сожжена и разрушена армянская часть города и изгнано всё армянское население. Но и это не помогло Азербайджану решить вопрос этнографических показателей.

Единственным документом об армяно-азербайджанской границе является доклад-предложение специальной комиссии Парижской конференции от 24 февраля 1920г., согласно которому на Лигу Наций было возложено разделение армяно-азербайджанской границы. Следовательно, ООН как правопреемница Лиги Наций и, в частности, Совет Безопасности ООН как пришедший на смену Главным Союзным силам, имеют обязательства осуществить это разделение границы, приняв за основу данные национального разграничения на ноябрь-декабрь 1920г. Нынешнее национальное разграничение не может являться основой для разделения границы, поскольку оно стало следствием политики преступного изгнания армян Азербайджаном - этнической чистки, а последствия преступления не могут порождать право: еx injuria non oritur jus.

2.2 Передача Карабаха Азербайджанкой ССР: правовые основы

Весь недолгий период существования Азербайджанской Демократической Республики (июнь 1918 - апрель 1920 гг.) она вела кровопролитные бои с карабахскими армянами, так и не сумев завоевать и/или присоединить к себе богатый регион. Советская власть проблемы Нагорного Карабаха не решила. В чем-то подражая царской власти, игнорируя историю и границы этнического расселения, она включила армянский, и добавим, на 94% с армянским населением Нагорный Карабах в пределы Азербайджанской ССР. А все протесты армян в Нагорном Карабахе подавлялись мощью советского карательного аппарата.

До передачи Карабаха Азербайджанской ССР, руководство последней отказалось от спорных территорий до того, как незаконно Нагорный Карабах был передан Азербайджану. Правительство Советского Азербайджана выступило 30 ноября с обращением "Всем, всем, всем!", в котором председатель ревкома Азербайджана Нариманов и народный комиссар иностранных дел Гусейнов объявили для сведения всего мира о прекращении территориальных споров с Арменией и о признании Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана составной частью Советской Армении.

В обращении говорилось: "От имени Советской Социалистической Республики Азербайджана объявите армянскому народу решение Ревкома Азербайджана от 30 ноября:

"Рабоче-крестьянское правительство Азербайджана, получив от имени восставших крестьян радостную весть о провозглашении Армении Советской Социалистической Республикой, приветствует победу братского народа. С сегодняшнего дня объявляются ликвидированными споры о границах между Арменией и Азербайджаном. Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань считаются частью Армянской Социалистической Республики"

Несмотря на это азербайджанские националисты продолжали занимать стратегические позиции в Нагорном Карабахе и фактически продолжали решения данного вопроса военным путем. Азербайджанское руководство при поддержке Сталина, Орджоникидзе и других членов этой антиармянской группы добилось того, чтобы вопрос о государственной принадлежности Нагорного Карабаха стал частью более общего вопроса об армяно-азербайджанской границе, подлежащего рассмотрению в Комиссии по определению внутренних границ между республиками Закавказья.

При отсутствии серьезных шагов со стороны армянского руководство азербайджанское и грузинское руководство добилось того, что данный вопрос стал предметом обсуждения пленума Кавбюро ЦК РКП (б) 4 июля 1921 г. Несмотря на шантаж и давления на членов пленума со стороны азербайджанских и турецких националистов пленум Кавбюро ЦК РКП (б) выносит 4 июля 1921 г. постановление о включении Нагорного Карабаха в состав Советской Армении. Ввиду того, что при обсуждении этого вопроса выявились две точки зрения, были поставлены на голосование три варианта решения:

"а) Карабах оставить в пределах Азербайджана".

За это решение голосуют: сам Нариманов, грузинский "национал-уклонист" Махарадзе и сталинский холуй Назаретян. Против: Орджоникидзе, Мясников, Киров и Фигатнер;

"б) плебисцит провести во всем Карабахе с участием всего населения, как армян, так и мусульман". За это предложение голосуют Нариманов и Махарадзе.

"в) Нагорную часть Карабаха включить в состав Армении". За это решение голосуют: Орджоникидзе, Мясников, Фигатнер, Киров.

За то, чтобы "плебисцит произвести только в Нагорном Карабахе, т. е. среди армян", голосуют: Орджоникидзе, Мясников, Фигатнер, Киров, Назаретян. Пленум Кавбюро ЦК РКП (б) выносит постановление: "Нагорный Карабах включить в состав ССР Армении, плебисцит провести только в Нагорном Карабахе"

Руководство Азербайджана не сдается и требует "ввиду той важности, которую имеет карабахский вопрос для Азербайджана", перенести его окончательное решение в ЦК РКП (б), иными словами, прямо поставить вопрос на усмотрение Сталина. Кавбюро соглашается с этим требованием и переносит вопрос в ЦК РКП (б)1. Передавать вопрос на усмотрение ЦК РКП(б) не понадобилось. На следующий же день, 5 июля, Сталин сам явился на новое заседание пленума Кавбюро ЦК РКП (б).

Орджоникидзе и Назаретян ставят вопрос о пересмотре предыдущего постановления о Карабахе. Неизвестно, состоялось ли вообще голосование. В отличие от протокола предыдущего заседания, протокол данного заседания об этом умалчивает. Сообщается лишь, кто присутствовал на этом заседании и кто из присутствовавших принял прямо противоположное решение, которое не имело ничего общего с провозглашенными принципами и нормами международного права. "Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше, входящем, в состав автономной области" - указывалось в постановлении.

ЦК Азербайджана поручили определить границы автономной области, а также объем автономии Нагорного Карабаха и представить их на утверждение Кавбюро ЦК РКП (б).

Сегодня в Азербайджане делают упор на слова: "оставить в пределах Азербайджана", навязывая тем самым мысль, будто это означает, что до этого Азербайджан юридически, на основании международного права, "владел Нагорным Карабахом". На деле же это было следствием позиции британской военной миссии в Закавказье, которая проводила антироссийскую политику в регионе и сочувствовала турко-азербайджанцам, поэтому последним с помощью резни и насилий удалось закрепиться в Шуше и в некоторых других населенных пунктах Нагорного Карабаха.

Для такого решения Кавбюро не было никаких международно-правовых или иных оснований, кроме интересов российского социал-империализма, которые совпадали с целями азербайджанских национал-коммунистов. Мы видим как настойчиво и цепко Нариманов и другие национал-коммунисты Азербайджана отстаивали свои экспансионистские цели.

Выходит так, что признанный и провозглашенный, как неотъемлемая часть Советской Армении, НК был включен в пределы АзССР на основе фактически не принятого (на заседании Кавбюро "принятое решение" не было ни обсуждено, ни поставлено на голосование), но приведенного в исполнение решения (от 5 июля 1921 г.) Это не рождает международное право и фактически незаконная передача Нагорного Карабаха Азербайджанской ССР.

Кавказского бюро Российской Коммунистической Партии (большевиков) - Кавбюро РКП (б) - партийного органа третьей страны, никак не имевшей права решать территориальные вопросы (тем более за пределами России). Международное право и в этом случае не рождается. Естественно, о международно-закрепленном титуле не может быть и речи. Ни одно партийное решение не может привести к правовым последствиям в международном праве и закрепить титул на какие-то территории.

Тем не менее, если рассмотреть на каких условиях был передан Карабах Азербайджанской ССР, станет ясно, что и эти условия были нарушены и именно поэтому Карабах не мог быть в составе Аз ССР и тем более независимого Азербайджана. И так, широкая областная автономия должна была быть предоставлена всему Нагорному Карабаху. Нарушив и без того юридически несостоятельное постановление Кавбюро, декретом от 7 июля 1923 года Баку образовал область лишь на части Нагорного Карабаха, оставив большую часть края (Карвачар, Кашатаг, Ковсакан, Шаумян и т. д.) вне пределов области.

Фиктивная широкая автономия Нагорному Карабаху обернулась тем, что Если в 1921 году армяне составляли 95% в 1939 году 88% то в 1989 году их было 79%. Политика массового уничтожения населения дала свои плоды.

Итак,

. Границы государств устанавливаются в соответствии с нормами международного права по соглашению сторон или, в отдельных случаях, многосторонними мирными договорами с участием государств, чьи территории разграничиваются. Таких двусторонних или многосторонних международных договоров между Азербайджанской республикой и Республикой Армении никогда не существовало. С самого начала создания Азербайджанской республики и восстановления независимости Армении между ними возник вопрос о территориальном разграничении, который сразу же вылился в межгосударственный территориальный спор, в частности, из-за Карабаха.

. Коммунистические руководители Советской Армении в пределах существовавших тогда возможностей и в допустимых при советском режиме формах требовали устранить историческую несправедливость. По всем нормам международного права этот период фактического пребывания Нагорного Карабаха в составе АзССР не может рассматриваться как согласие Армении с существовавшей фактической ситуацией.

Прежде независимые Грузия, Армения и Азербайджан сами с 1920-21 до 1924 годы имели статус оккупированных стран. Впоследствии (с февраля 1924г.), в результате признания Советского Союза, была признана аннексия этих стран. Фактически, с 1924г. в отношении всего Южного Кавказа, включая Нагорный Карабах, был закреплен титул и суверенитет Советского Союза. Тут надо еще иметь в виду, что с 1989 года НАКО управлялось не с Баку, а с Москвы.

В 1991г., когда Азербайджан провозгласил независимость от Советского Союза, Нагорный Карабах уже был фактически независим. То есть, восстановившая независимость Азербайджанская Республика ни дня не осуществляла полноценный контроль (effective control) на территории Нагорного Карабаха. Более того, конституционным актом о восстановлении государственной независимости 18 октября 1991г. Азербайджан, провозгласив себя прямым правопреемником первой Азербайджанской Республики (1918-20гг.), по сути, уже документально объявил недействительным административную связь с Нагорным Карабахом, которая существовала между Аз. ССР и НКАО.

Глава 3. Борьба армян за право самоопределения

.1 Карабах до 1988 года

В 1923 году, во время образования автономной области, армяне составляли 94,4 % населения. В 1979 году 75,89%. Сравним два одноименных района (Мартуни). По переписи 1926 г. в Мартунинском районе НКАО проживало 29 тыс., а в Мартунинском районе Севанского бассейна АрмССР-27 тыс. человек. По переписи 1970 г соответственно - 26 тыс. и 62 тыс. человек. В районе, о котором "неустанно" заботятся в АзССР, численность населения сократилась на 10%, а в районе АрмССР, наоборот, число жителей возросло в 2,3 раза. При этом Севанский Мартуни расположен на высоте 2-3 км. над уровнем моря, зима здесь длится почти полгода, к тому же посевных площадей меньше. Число азербайджанцев в Карабахе возросло в 3 раза.

Бакинская газета "Зеркало" от 23 июля 2002 года цитировала президента Азербайджанской Республики: "Я говорю о периоде, когда был первым секретарем, много помогал в то время развитию Нагорного Карабаха. В то же время старался изменить там демографию. Нагорный Карабах поднимал вопрос об открытии там института, вуза. У нас все возражали против этого. Я подумал, решил открыть. Но с тем условием, чтобы было три сектора - азербайджанский, русский и армянский. Открыли. Азербайджанцев из прилегающих районов мы направляли не в Баку, а в Карабах. Открыли там большую обувную фабрику. Направляли туда азербайджанцев из окружающих областных мест. Этими и другими мерами я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось. Те, кто работал в то время в Нагорном Карабахе, знают об этом"

Не смотря на то, что одна из "причин" передачи Нагорного Карабаха Азербайджану была, якобы экономическая связь, экономика НКАО была в очень плохом состоянии.

Реальная картина экономических взаимоотношений между АзССР и армянской автономией Нагорного Карабаха напоминала скорее эксплуатацию ненасытной метрополии бесправной колонии, нежели отношения между советской социалистической республикой и входящей в ее состав советской же автономией, предусмотренной Конституцией СССР.

Весьма кратко, но вполне наглядно характеристика такого рода отношений содержалась в выступлении новоизбранного (естественно, не без согласия Москвы) первого секретаря Нагорно-Карабахского обкома компартии Генриха Погосяна на заседании Президиума Верховного Совета ССР 18 июля 1988 года. В выступлении Генриха Погосяна в частности, говорилось: "…Никаких экономических связей между Нагорным и низменным Карабахом не существует. Есть очень сильно выраженная, очень четкая зависимость Нагорного Карабаха от всего Азербайджана в целом. Нагорно-Карабахская автономная область на сегодня не имеет своего мукомольного завода, не имеет своего комбикормового завода, не имеет своего завода железобетонных изделий, не имеет своего домостроительного комбината…

Мы же, как высшую милость принимали мелочные подачки в виде архаичных фабричек, отрезка рельсовых путей или попутно доставшегося нам от магистрали "Евлах-Нахичевань" газа. Между тем ежегодные отчисления области в бюджеты всех инстанций составили в среднем на год 91 млн. рублей. Бюджет же самой области - 42 миллиона, или 46 процентов от отчислений, так что мы подарков не получали. Кстати, как утверждают иные, и нахлебниками никогда не являлись. Область производит на душу населения: мяса 67 килограммов против 27 килограммов по республике, молока - 320 кг против 155 кг. Дотациями мы не пользуемся, наоборот, поставляем в республиканский фонд эти важнейшие виды продукции".

Для того чтобы скрыть абсолютную отсталость области, представить ситуацию в приукрашенных тонах, приводились сравнения с показателями 1923 года, которые фактически равнялись нулю. Почему для сравнения надо было приводить именно 1923-й, а не принятый повсеместно самый благополучный дореволюционный - 1913-й год? В конце концов, критерием экономического развития Закавказья, в том числе и Азербайджана, является именно 1913-й год. В конце 1969 г. по поручению обкома партии Ш. Мкртчян написал и сдал в издательство "Азербайджан" рукопись путеводителя "Нагорно-Карабахская автономная область". Для сравнения промышленного роста я также привел показатели 1913 года. К 1969 г. рост получился - в 3,8 раза. Это примерно в 15-20 раз ниже показателей в целом по СССР, АзССР и АрмССР. Редактора-издатели, по указу сверху, вычеркнули из рукописи множество данных, в том числе и показатели об экономическом росте в 3,8 раза. Они также потребовали, чтобы все сравнения Ш. Мкртчян проводил с 1923 годом. Я, по понятным причинам, отказался. Они тут же "выяснили", что "в 1969 году валовой внутренний продукт области по сравнению с 1923 годом вырос в 215 раз, а по сравнению с 1940 - в 4,5 раза". Хотя, судя по ситуации, господствовавшей тогда в индустрии области, вряд ли можно было поверить в реальность этих цифр. Безусловно, 215 - это внешне очень хороший результат, но он не содержит в себе ничего путного, ибо получен он в сравнении с однозначным числом 1,4. А если провести параллель с показателем 1913 года, получатся те самые жалкие 3,8. Обнародовать эту цифру сочли неудобным и категорически воспретили ее где-либо использовать, ибо она никак не вклинивалась в лживые официальные данные".

Таким образом, данные о благополучном развитии НКАО в составе АзССР, просто брались "с потолка". Что вполне вписывалось в общую концепцию политики приписок и бахвальства. Интересны и некоторые частные манипуляции, которыми пользовались власти АзССР для удушения хозяйства области с одной стороны, и пускания пыли в глаза с другой. На самом деле промышленность НКАО к 1983 г выросла по сравнению с 1913 годом примерно в 11 раз… А если еще вычесть из этих 11 раз показатели многочисленных колхозов, которые в 1970-х годах были в одночасье трансформированы в совхозы, а произведенная ими сельскохозяйственная продукция механически включена в промышленные показатели, то ситуация станет еще более абсурдной, а цифры - более скромными. Сугубо промышленная продукция выросла по сравнению с 1913 годом всего лишь в 8,6 раза. А число рабочих (не считая вчерашних колхозников, работавших уже на совхозных полях) выросло всего вдвое. …Таким образом, промышленность НКАО развивалась несравнимо медленными темпами, вследствие чего область покидали тысячи рабочих и потенциальных специалистов. …В сравнении с СССР, АзССР и АрмССР промышленное развитие в НКАО отставало соответственно в 20,7, 8,3 и 26,6 раза"

Кроме экономики и демографии власти Азербайджанской ССР работали и над фальсифицированием истории Арцаха и культурной наследии. Целенаправленная политика властей АзССР в отношении памятников христианской армянской культуры осуществлялась по следующим основным направлениям: умалчивание о них в официальных изданиях, справочниках и путеводителях; фальсификация этнокультурной и религиозной принадлежности; сознательное их разрушение и надругательство над ними; поощрение и попустительство кладоискательству (в том числе с применением динамита) и другим актам вандализма (использование храмов в качестве хлева для скота; разборка памятников на камни для нужд индивидуального и колхозного строительства и т. п.); переделка армянских храмов под мусульманские сооружения; препятствование проведению восстановительных работ; препятствование посещению и изучению памятников советскими и иностранными исследователями. Армянские храмы, такие как Гандзасар, Дадиванк, Амарас были объявлены албанскими. Все это привело к тому, что в 1988 году были протесты армян для объединения области с Армянской ССР.

.2 Карабахское движение. Независимость НКР и юридические аспекты

февраля 1988 г. внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО 20-го созыва в Степанакерте приняла решение просить Верховные Советы Азербайджанской ССР и Армянской ССР "проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР". В этот раз народных представителей поддержал и партийный орган: пленум Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана 17 марта 1988 г. поддержал требования населения автономной области относительно присоединения НКАО к Армянской ССР. В постановлении указывалось, что, "выражая чаяния армянского населения автономной области, волю подавляющего большинства коммунистов Нагорного Карабаха", Пленум просит Политбюро ЦК КПСС "рассмотреть и положительно решить вопрос присоединения Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР, исправив тем самым допущенную в начале 20-х годов историческую ошибку при определении территориальной принадлежности Карабаха".

Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР категорически отказался удовлетворить просьбу армянского населения Нагорного Карабаха о передаче области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. В постановлении Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР от 13 июня 1988 г. утверждалось, что правовой статус Нагорно-Карабахской автономной области в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской ССР определяется "Законом о Нагорно-Карабахской автономной области", якобы принятым по представлению областного Совета народных депутатов Нагорного Карабаха 16 июня 1981 г. Утверждая, будто установленный статус позволяет на практике "удовлетворять экономические, социальные и духовные потребности представителей всех наций и народностей НКАО", Президиум Верховного Совета в существовании в Нагорном Карабахе "проблем, волнующих трудящихся", обвинил своих же ставленников в руководстве областью, которые мол "не в полной мере учитывали национальные особенности населения". Президиум заявил, что просьбу депутатов НКАО "считает неприемлемой, поскольку ее реализация противоречила бы интересам азербайджанского и армянского населения республики, не отвечала бы задачам укрепления дружбы всех народов нашей страны, задачам перестройки". Однако, Верховный Совет Армянской ССР 15 июня 1988 г. принял постановление, в котором указывалось, что изучив решение внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО и "учитывая сложившуюся напряженную обстановку в Нагорном Карабахе и вокруг него, а также волеизъявление армянского населения НКАО и Армянской ССР, руководствуясь статьей 70 Конституции СССР о праве свободного самоопределения нации", дает "согласие на вхождение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР". Он обратился с просьбой в "Верховный Совет СССР рассмотреть и положительно решить вопрос о переходе Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР". Обращаясь к Верховному Совету Азербайджанской ССР, высший законодательный орган Армянской ССР выразил надежду, что такое решение не нарушит добрососедских отношений между обеими республиками и с пониманием будет воспринято азербайджанским народом. Однако ответом Азербайджана на восстановление исторической справедливости явилось возобновление турецко-азербайджанской политики геноцида армян сначала в Сумгаите в феврале 1988 г., а позже и на всей территории Азербайджана, включая Баку.

Государственно-правовые и международно-правовые основания постановки вопроса об исправлении исторической несправедливости изложены в целом ряде документов. Армянский народ Нагорного Карабаха выдвигал свои требования, исходя из следующих основополагающих принципов:

сессия Совета народных депутатов НКАО, как верховная власть населения области, осуществляющего свое неотъемлемое и непреходящее право на свободное самоопределение, приняла решение о выходе области из состава Азербайджанской ССР и воссоединении с Армянской ССР;

все народы равноправны и обладают правом определять свой политический статус; право государства на территорию должно основываться на принципе свободного самоопределения народа, который не может рассматриваться как безгласный придаток территории;

принцип самоопределения был закреплен Договором об образовании СССР и Конституцией СССР в качестве основы межнациональных отношений в многонациональном Советском государстве;

с точки зрения государственно-правовой советская федерация на всех уровнях строилась на основе равноправия и свободного самоопределения народов, что исключает насильственное удержание одного народа под властью другого народа;

отрицание самоопределения народов СССР ведет к межнациональной розни;

смысл перестройки межнациональных отношений, новое мышление и идея создания советского правового государства несовместимы с насильственным удержанием какого-либо народа или его части в границах государства;

в соответствии с Конституцией СССР, Договором об образовании советской федерации, а также международно-правовыми обязательствами, вытекающими из Устава ООН, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и ряда других международных документов, все без исключения государства, в том числе и субъекты советской федерации, обязаны проявлять должное уважение к свободному волеизъявлению народа относительно выбора своего политического статуса и активно содействовать осуществлению права народов на самоопределение без какого-либо давления и при условии полного соблюдения прав человека;

вопрос о статусе НКАО поднят народом НКАО, и его необходимо рассматривать как вопрос самоопределения народа;

Нагорный Карабах включен в состав Азербайджанской ССР на основании политического решения не правомочного на то партийного органа третьей страны

Кавказского бюро ЦК РКП (б) от 5 июля 1921 г., поправшего права армян, составлявших 95 процентов населения области;

решение областного Совета НКАО от 20 февраля 1988 г. вытекает из конституционного права населения области на самоопределение, а сумгаитское преступление -это не что иное, как попытка посредством насилия запугать население НКАО и заставить его отказаться от постановки вопроса о реализации своих прав;

проблема НКАО - это, прежде всего, вопрос о волеизъявлении народа НКАО и должна быть решена на основе права наций на самоопределение.

Верховный Совет Армянской ССР 13 февраля 1990 г. дал официальную правовую оценку решению Кавказского бюро ЦК РКП (б) от 5 июля 1921 г., признав его незаконным. В своем постановлении Верховный Совет исходил из того, что "Нагорный Карабах - Арцах - неотъемлемая часть Армении и никогда не принадлежал Азербайджану, что в 1918-1921 гг. Нагорный Карабах являлся независимым и имел свою государственность в лице народного правительства края и Армянского национального совета".

"Исходя из того обстоятельства, -указывалось далее в документе, -что судьба Нагорного Карабаха определялась своевольным решением неконституционного и неправомочного партийного органа -Кавказского бюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 года, которое вынесено субъектом, не имеющим права участвовать в национально-государственном строительстве другого государства, и, следовательно, проявлялось как грубый акт вмешательства во внутренние дела другой советской суверенной республики, в результате чего попраны принципы права наций на самоопределение, не учтена воля составляющего 95 процентов в крае армянского населения, а также населения Советской Армении, основываясь на праве наций на свободное самоопределение также на решении заседания Политбюро ЦК РКП(б) от 7 июля 1920 года, проведенного под председательством В.И. Ленина, согласно которому судьба Нагорного Карабаха должна была решаться этническим составом населения и его волей, на Декрете Армянской Советской Социалистической Республики от 12 июня 1921 года, который, исходя из Декларации Ревкома Азербайджана и соглашения, состоявшегося между правительствами социалистических республик Армении и Азербайджана, провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Советской Республики Армении, отмечая, что право армянского населения Нагорного Карабаха на свободное самоопределение признано также решением от 30 ноября 1920 года и Декларацией от 1 декабря 1920 года Ревкома Азербайджанской ССР, непоколебимо выступая в защиту принципов права наций на самоопределение, которое закреплено Договором об образовании СССР и Конституцией СССР, в качестве основы межнациональных отношений в многонациональном Советском государстве, Верховный Совет Армянской Советской Социалистической республики постановляет: Решение Кавказского бюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 года по Нагорному Карабаху, в результате которого нарушено право армян Нагорного Карабаха на самоопределение, аннексирована часть территории Армянской ССР и армянский народ разделен на две части, -считать лишенным правовой силы правомочий, противоречащим международному праву и незаконным". Когда же стала очевидной бесперспективность страусиной политики советского руководства и СССР оказался на грани распада, 3 апреля 1990 г. был принят Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", который подтверждал равноправие народов, право народов на самоопределение в тех республиках, которые во что бы то ни стало хотели сохранить свои незаконные территориальные приобретения путем репрессий против порабощенных ими народов автономий. В соответствии со статьей 72 Конституции СССР принятый Закон определял порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). По этому Закону в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум должен был проводиться отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохранялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. В союзной республике, на территории которой имелись места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитывались отдельно. За народами автономий сохранялись имеющиеся у них по советскому государственному праву права на самостоятельную постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе и на решение вопроса о пребывании в выходящей союзной республике. Положения, подтвержденные в Законе, точно соответствуют ситуации, имевшей место в НКАО и в Шаумянском районе Азербайджанской ССР.

декабря 1991 года в НКР состоялся всенародный референдум о статусе НКР. На референдум был вынесен вопрос: "Согласны ли Вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?" Бюллетени были составлены на трех языках: армянском, русском и азербайджанском. Итоги голосования: "ДА" - 108615 (99,89% от числа принявших участие в голосовании) "НЕТ" - 24 (0,02% от числа принявших участие в голосовании) На референдум приехала большая группа наблюдателей и представителей СМИ различных государств. Из составленного ими Акта. О результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики приведем лишь два абзаца: "Нарушений в процедуре голосования, выдачи бюллетеней, их оформления, подсчета голосов наблюдатели не обнаружили. Наблюдатели считают необходимым отметить, что референдум проводился в условиях вооруженной агрессии против НКР, которая выражается в непрекращающихся обстрелах города Степанакерта и других населенных пунктов с применением различных видов оружия, включая ракеты и артиллерию. В день голосования от обстрелов погибло 10 армян, ранено 11. Большинство женщин и детей г. Степанакерта ночует в подвалах, закрыты детские сады и ясли, школы. В ночь с 11 на 12 декабря в одну из школ Степанакерта попал артиллерийский снаряд. Взорван городской водопровод, нет хлеба, медикаментов". Так родилась Нагорно-Карабахская Республика.

Глава 4. Карабах после распада СССР

.1 Карабахская война

После распада СССР на территории бывшей Азербайджанской ССР образовались два государства: Азербайджанская Республика и Республика Арцах (НКР). Имея цель захватить территорию Республики Арцах, Азербайджан начал широкомасштабную войну, которая закончилась поражением Азербайджанской Республики и фактической независимостью Арцаха (НКР).

С юридической точки зрения, это ничто иное, чем агрессия одного государства по отношению к другому. Это противоречит всем принципам международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Согласно резолюцию 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года:

"Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем".

В 1991 году до провозглашения независимости, с конца апреля по начало июня в НКАО и прилегающих районах Азербайджана силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии была проведена так называемая операция "Кольцо". Операция, имевшая в качестве официальной цели разоружение армянских "незаконных вооружённых формирований" и проверку паспортного режима в Карабахе, привела к вооружённым столкновениям и жертвам среди населения. В ходе операции была осуществлена полная депортация населения 24 армянских сёл.

После провозглашения независимости:

сентября был начат обстрел Степанакерта противоградовыми установками "Алазань", продлившийся четыре месяца.

января 1992 года -Агдамский батальон, под командованием Якуба Рзаева, в сопровождении шести танков и четырёх БТР атаковали армянское село Храморт в восточной части Нагорного Карабаха.

В апреле 2016 года ВС Азербайджана напали на Республику Арцах. Очередная война длилась 4 дня и закончилась, без каких-либо изменений в статусе Арцаха. Применяя тяжелую артиллерию, авиацию и бронетехнику Азербайджан пытался взять под свой контроль Арцах. Это ничто иное, чем нарушение Устава ООН.

В упомянутой выше резолюции далее говорится: "Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом".

Войну во всех случаях навязывал Азербайджан, имея цель взять под свой контроль территорию Арцаха.

Далее "В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн".

Армянофобская политика в Азербайджане дошла до того, что азербайджанский офицер зарубил топором спящего офицера армянской армии и за это был награжден. О армянофобии в Азербайджане были представлены несколько докладов в ПАСЕ и ООН. Руководство Азербайджана предупредили, что в случае продолжения подобной политики будут санкции против Азербайджанской Республики. Это еще одно нарушение резолюции ООН.

В этой же резолюции четко говорится о праве народа на самоопределение:

"Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость".

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (в обоих пактах - статья 1) закреплено: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право".

Азербайджан проявил неуважение и нарушил эти пакты, применяя силу против мирного населения. Кроме того, для достижении своих целей руководство Азербайджана начала вербовку террористов, таких как Шамиль Басаев и его отряд, афганские Моджахеды и наемников, что строго запрещается Уставом ООН.(7)

Азербайджан держит в экономической блокаде и Арцах, и Армению что также противоречит Уставу ООН.

В международном праве объявление блокады относится к применению силы, к акту войны. Блокада может осуществляться только по постановлению Совета Безопасности как мера принуждения против агрессии. Совет Безопасности Армению в агрессии не обвинял и блокаду не устанавливал. Напротив, он призвал правительство Армении использовать свое влияние с целью достичь соблюдения населением Нагорно-Карабахского региона резолюции СБ.

Территориальная целостность Азербайджана, о котором так любят говорить в Азербайджане не может иметь отношения с Арцахом и никак не может оправдать агрессию Азербайджана против этой республики. Абсолютизация территориальной целостности и нерушимости границ, а тем более попытки установления верховенства этих принципов над правом народа на самоопределение -юридический и политический нонсенс, призванный оправдать малое имперское мышление, развитие националистических инстинктов… Это нонсенс хотя бы потому, что упомянутые принципы суть не что иное, как варианты формулировок для обязательства ненападения одного государства на другое государство, и никак с правом народов на самоопределение не пересекаются, ибо самоопределение народа, живущего в пределах одного государства, целостности и границам другого государства никакого ущерба нанести не может.

.2 Современная Республика Арцах (Быв. НКР)

Современная НКР (Нагорно-Карабахская Республика) - это динамично развивающаяся страна, у которой есть все необходимое для того, чтобы считать себя государством. У Республики Арцах своя конституция, руководство, армия. Армия - гарант безопасности и мира в регионе.

Референдум по вопросу независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана, который прошёл 10 декабря 1991 года. Проходил на территории бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области, прилегающего Шаумяновского района и части территории Ханларского района Азербайджанской ССР. 99,9% голосующих проголосовали за независимость Арцаха. После того, как Верховный Совет Азербайджана 30 августа 1991 г. принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики как правопреемницы Азербайджанской демократической республики, существовавшей с 1918 по 1920 г. Как уже отмечалось в предыдущих главах данной работы, Арцах никогда не входил в состав Азербайджанской демократической Республики. АДР получила отказ Лиги наций на вступление в эту организацию, и покинула историческую сцену, так и не обретя признанные границы.

Кроме того, не продолжалось нарушение закрепленного в Конституции СССР статуса Нагорно-Карабахской автономной области: "Верховный Совет Азербайджанской Республики 26 ноября 1991 года принял постановление "О ликвидации Нагорно-Карабахской автономной области", нарушив тем самым статьи 86 и 87 Конституции СССР и условие, согласно которому Арцах был передан Азербайджанской ССР. Есть ряд причин, исходя из которых, Арцах не может быть в составе Азербайджана.

. Арцах никогда не был в составе Азербайджанской республики, а передача Азербайджанской ССР незаконна и лишена международного права.

В юридическом понимании в 1991 году АР вышла из СССР без Нахичевани и Нагорного Карабаха, так как они не были частью государства, правопреемницей которого она стала. АР в 1991 году не имела юридического права провозглашать свою независимость в границах АзССР, вследствие отказа от ее правопреемства.

. В частности "Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций", аналогом этого можно считать Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

. С точки зрения правовых оснований проблемы ни одна пядь территорий АР не оккупирована со стороны НКР. Наоборот, именно Азербайджанской Республикой оккупирована территории, к которым она никакого юридического отношения не имеет. Это центральные и северные районы Нагорного Карабаха, которые вопреки постановлению Кавбюро РКП(б) не были включены в пределы АОНК (НКАО).

. В 1920 году бывшая Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была создана как не национальная, а интернациональная (в документах двадцатых годов употреблялся также термин - вненациональная) республика, которая до тридцатых годов не имела титульной нации, и в этом качестве она была единственной среди советских республик. Армянский народ Восточного Закавказья рассматривался как один из основателей этой не национальной (вненациональной, интернациональной) советской республики. Практически во всех касающихся национального характера АзССР документах двадцатых годов подчеркивается, что АзССР образована как советская республика мусульман и армян, как их общее государство. Это отражено и в политической мотивации решения Кавбюро РКП(б), текст которого начинается со слов: "Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами…".

В 1998 году Минская группа ОБСЕ обратилась к идее общего государства, однако получила резкий отказ от Баку.

. На политическое требование народа НК о воссоединении с Арменией в феврале 1988 года Баку ответил сумгаитским погромом. Затем последовали акты массового насилия и погромов в Кировабаде, Шуши, Баку и в других городах республики с армянским населением. На протяжении всего XX века и, особенно в годы распада СССР политика в отношении армян Азербайджана была, по сути, той же политической линией турецких преступлений начала века против человечества. Все это до сих пор не получило адекватной международной оценки. Более того, случившееся замалчивается и подвергается забвению. У народа Арцаха нет уверенности в том, что подобное не повторится. В апреле 2016 года солдаты армии Азербайджана вошли в село Талыш Республики Арцах, убили стариков, которые не успели покинуть свои дома. В Мартунийском районе Арцаха были убиты дети, были до основания разрушены дома в селах Талыш и Мадагис в городе Мардакерт и прилегающих ему селах.

В феврале 2017 года в НКР прошли выборы для смены конституций. Согласно новой Конституции, НКР был переименован в Республику Арцах. Население республики чуть больше 151 000 человек. В стране действуют школы и ВУЗы. Страна развивается динамично и согласно отчетам "Freedom House" демократия в Арцахе выше, чем в Азербайджане. Несмотря на все препятствия Азербайджана, туризм в Арцахе развивается. В экономику Арцаха продолжают поступать инвестиции из других стран, в том числе из США, России и стран ЕС. Де факто признание Республики Арцах уже реальность. По словам Министра Иностранных дел Армении, в 2017 году международное признание республики наберет новый оборот и есть сведение, что она будет признана другими государствами. И после этого стоит вопрос, нужна ли автономия народу Арцаха, в составе Азербайджана, в том случае, когда по всем показателям Арцах стоит выше Азербайджана?

Заключение

карабах конфликт самоопределение демография

В данной работе был рассмотрен вопрос Карабахского конфликта с точки зрения исторических и правовых спектров. Исходя из всего представленного, можно уверенно сказать:

. Республика Арцах не имеет никакого отношения с территориальной целостностью Азербайджанской Республики, ибо:

а) Не существует такого международного договора, где четко обозначены границы Азербайджана и куда входит Арцах;

б) В состав АДР никогда не входил Арцах, правопреемником которой является Азербайджанская Республика.

в) Передача Арцаха Азербайджанской ССР незаконно и не имеет правовых оснований, с другой стороны, так как Азербайджан отказался от правопреемства Азербайджанской ССР и объявил, что 70 лет это ничто иное, чем оккупация страны, то решать границы Азербайджана исходя от границ Азербайджанской ССР большая ошибка.

Из этого вытекают следующие вопросы:

А) По какой норме международного права принцип территориальной целостности применяется к государствам с нелегитимными границами, то есть с территориями юридически им не принадлежащими?

Б) И почему Минская группа ОБСЕ, считает руководство Арцаха сепаратистами, если территория Арцаха юридически не является частью Азербайджана?

В) Почему не существуют правовые документы, касающиеся Карабахского конфликта?

. Народ Арцаха провозгласил независимость своей страны и воспользовался правом на самоопределение. Здесь рождается вопрос, ответ на который не смог дать никто: сколько раз народ должен проводить референдум, чтобы объявить о независимости своей страны? Народ Арцаха воспользовался этим правом в 1918-1920 гг., в 1921г. и в 1991г. Но, не один из них не признан.

Ныне Азербайджан предлагает широкую автономию Нагорному Карабаху. Но любые предложения Азербайджана не могут дать народу НКР то, что даст независимость. История доказывает это.

. Самооборона народа Нагорного Карабаха была организована в соответствии со статьей 51 Устава ООН в ответ на вооруженную агрессию АР против Нагорно-Карабахской Республики, созданной в полном соответствии с законом. Нарушение же принципа "целостности территории" в применении к Азербайджанской Республике произошло в результате вынужденного отражения ее агрессии против Нагорно-Карабахской Республики, а также военного обустройства зон безопасности на территориях АР, отвоеванных у агрессора в процессе ликвидации его огневых точек и рубежей. Исходя из того, что Азербайджан не может обеспечить безопасность народа Арцаха и, так как Азербайджан не соблюдает ни один из уставов ООН, связанные с дружественными отношениями с другими государствами и народами, народ Арцаха просто не может жить в составе Азербайджана, исходя только из того, что президент Азербайджана обещал широкую автономию и безопасность.

Для решения конфликта и достижения мира в этом регионе в 1992-1994 годах были задействованы все возможные средства. Начиная от давления на государства, заканчивая резолюцией ООН. Достигнутые соглашения и требования резолюции ООН о немедленном прекращении огня нарушались, во всех случаях Азербайджан, который в итоге терял территории. Понимая опасность потерь, второго по величине города Азербайджана, Гянджи, ибо Армия Обороны НКР закрыла все дороги, ведущие в город и готовилась к наступлению на город Тартар, а после и на Гянджу президент Азербайджана обратился к России с просьбой вмешаться и остановить военные действие. 12 мая 2016г. в Бишкеке стороны подписали соглашение о прекращении огня. После этого свою работу начали посредники Минской группы ОБСЕ для достижения полного мира и подписания мирного договора. Все предложения Минской группы блокируются Азербайджаном. И мирный период рассматривается, как время для подготовки армии на войну. В апреле 2016 года Азербайджанские войска начали операцию на Арцах, которая должна была закончиться в столице Арцаха. Операция закончилась тем, что Армия Обороны НКР отрезала передвижение азербайджанских войск и, когда готовилось контрнаступление на город Тартар, президент Азербайджана Ильхам Алиев обратился к президенту России для прекращения огня. Все разговоры и предложения Минской группы блокируются, ибо все они связаны с передачей территории. Именно поэтому я предлагаю решить этот вопрос другим путем:

. Экономическая разблокировка Армении и Арцаха. С другой стороны Азербайджана и Нахиджевана. Подписание экономических соглашений и сотрудничество, которое приведет к тому, что народы этих трех государств будут вести переговоры, что приведет к снижению вражеских настроений.

. Дипломатические связи между этими государствами без рассмотрения границ, оставляя данный вопрос до тех пор, пока риск войны будет велик.

. Прекращения вооружения сторон. Армения ныне единственное государство, кроме России, в вооружении которого стоят ракетные комплексы Искандер. Эти ракеты в силах достигуть всех точек в Азербайджане, в том числе и нефтяных вышек, Мингечевирского водохранилища. А так же РЗСО Смерч, С-300, Р-17 (Скад) и так далее. В Баку же грозятся бомбить Ереван. Такими темпами война снова возобновиться.

. Передача культурного наследия каждого народа этому народу. Например, передать огромное количество армянских церквей во всех городах Азербайджана АЦЦ, мечети же в Арцаха Азербайджану. Чтобы не повторилось то, что было в Джуге, где были уничтожены более 1700 армянских средневековых хачкаров.

. Соглашение о совместном использовании водных ресурсов, ибо согласно докладам к 2020 году в Азербайджане будет нехватка питьевой воды. А с другой стороны, обеспечения армянских государств дешевым топливом.

. Совместные неэкономические, программы. Например, в инновационных технологиях, в сфере науки и так далее.

. Предоставление коридора друг другу. Например, Арцах и Армению через Азербайджан в Россию, а Азербайджану через Армению и Арцах в Турцию. Использование железных дорог и туристических возможностей.

Есть больше сфер и средства сотрудничества. Нужно достичь мира максимум быстрее, ибо каждый день на границе этих государств гибнут юноши, которым не более 20 лет.

Нагорно-Карабахский вооруженный конфликт может и должен быть урегулирован исключительно мирными средствами. Это не только моральное и политическое требование, но и международно-правовой императив. С точки зрения юридической стороны, данный конфликт предлагаю решить следующим путем:

. Решение конфликта должно базироваться на праве народа на самоопределение и, так как не существуют признанных границ, то и о территориальной целостности речи идти не может. Право народа на самоопределение относится к числу неотъемлемых и не погашаемых прав народа, оно не может быть отменено государством и, следовательно, не может ставиться в зависимость от действий государства, от его согласия -явного или молчаливого. Даже формальное признание одним государством факта осуществления другим государством суверенитета над определенной территорией не может лишить народ, населяющий эту территорию, неотъемлемого права свободного выбора своего политического статуса.

. Ликвидация последствий незаконного акта Кавбюро ЦК РКП(б) о передаче Азербайджану Нагорного Карабаха с условием введения "широкой автономии" с центром в городе Шуши; возвращение к статусу Нагорного Карабаха как спорная территория.

. Так как Азербайджан является правопреемником АДР, в которую не входил Карабах, то решать границу Армении и Азербайджана исходя из демографических показателей 1918 года. Территории с преимущественно армянским населением передать Армении, а закавказскими татарами, ныне азербайджанцами, Азербайджану.

. Подписать трехсторонний мирный договор, между Арменией, Азербайджаном и Арцахом. Признать независимость и территориальную целостность Арцаха и Азербайджана.

Проводя исследования по данной теме, мне удалось достичь ту цель, которая была поставлена изначально, а именно "анализ правовых основ территории Арцаха (НКР)". Также, были реализованы следующие задачи: статус НКР в составе СССР, борьба армян за право самоопределения, современная Республика Арцах (Быв. НКР).

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Резолюцию 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года.

2. [Mandate of the CoChairmen of the Conference on Nagorno-Karabakh under the auspices of OSCE ("Minsk Group", Vienna, 23 March 1995, DOC. 525/95).

3. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики o помиловании Р.С. Сафарова

. Резолюция 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года.

. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. статья 1.

. Документ пятого комитета Ассамблеи Лиги Наций 9 декабря 1920 года. Документ Ассамблеи 175.

. Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970г.) в Лигу Наций. 9 декабря 1920 года. Документ Ассамблеи 175.

. Указ Президиума Верховного Совета СССР "О введении особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР от 12 января 1989г.

Монографии, учебники, учебные пособия:

9. А.П. Новосельцев "к вопросу о политической границе Армении и кавказской Албании в античный период".

. Страбон, XI

. Плиний, Естественная история VI.

. Птолемей, География V.

. Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т. II, М., 1863 (Помпей, XXXIV).

. П.М. Мурадян нагорный карабах с древних времен до 1917 г.

. Фавстос Бузанд, История Армении V.

. С.Т. Еремян, А.П. Новосельцев, К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период -"-Кавказ и Византия", Ереван, 1979.

. "Армянская География VII века по Р. Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)". Пер. с др. -арм. и коммент. К.П. Патканова

. Урхаеци М. Хроника. Вагаршапат, 1898 (на арм. яз.).

. В.Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. -М. : Издательство восточной литературы, 1963.

. Пер. : армянин Сахл сын Смбата, см. : Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М., 2002.

. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л.Б. -М. : Академкнига, 2003.

. Константин Порфирородный, О церемониях Византийского двора, кн. II.

. И. Орбели, Избранные труды, Ереван, 1963.

. "Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века", т. II, ч. II, Ереван, 1967.

. Шараф-Хан ибн Шамсаддин Битлиси, Шариф-намэ, Перевод, предисловие, примечания и приложение Е.И. Васильевой, т. I, М., 1967.

. АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ "ГЮЛИСТАН-И ИРАМ"

. Договоры России с Востоком, политические и торговые. Собрал и издал Т. Юзефович, СПб., 1869.

. История Азербайджана, т. II, Баку, 1960.

. Собрание актов, относящихся к истории образования армянского народа, т. I, М, 1833.

. История армянского народа, т. V. Ереван, 1974.

. Кавказский календарь, на 1849 г., Тифлис, 1948.

. Отчет по главному управлению наместника кавказского..., Тифлис, 1873.

. История армянского народа, т. VI, Ереван, 1981 (на арм. яз.).

. Антон Деникин "Очерк русской смуты".

. Сборник документов и материалов, под ред. М.Г. Нерсисяна, Ереван, Айастан, 1983.

. Протокольная запись Совещания Министров Иностранных Дел и Послов, проходившего в кабинете Министра Иностранных Дел в МИДе Великобритании, Уайтхолл, S. W. 1, 27 февраля 1920, 18. 00.

. Айренатирутюн, право на Родину. Ара ПАПЯН.

. Николай Барсегов "Нагорный Карабах в свете международного права" часть 2.

. НКАО 50 лет в дружной советской семье (1923-1973), Степанакерт, 1973.

. "Зеркало", 23. 07. 2002 г.

. "Советский Карабах", 24. 07. 1988 г.

. Ш. Мкртчян. Указ. соч.,

. Митюков М. "Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки". М., 2006.

Публикации в периодических изданиях:

46. Газ. "Коммунист" (Ереван) 7 декабря. 1920 г.

. Опубл. в журн. : "Вестник архивов Армении", 1989.

. Газ. "Бакинский рабочий", 3 сентября 1991 г.. Литература на иностранных языках:

49. Dexippi, Eunappi, Petri Paticii etc. . quere supersant, e rec. Jmm. Bekkeri et B. G. Niebuhrii C. F. Bonnae, 1829.

. David Marshall Lang. Armenia: Cradle of Civilization, London, 1970, р. 287, Г. 51. Arnold J. Toynbee. Armenian Atrocities. The Murder of a Nation, N. Y. 1975.

. Mevlan Zade Rifat. Turkiye inkilabinin ic yuzu, Halep, 1929.

. Documents on British Foreign Policy, 1919-1939, First series, Vol. . 1919, London, H. M. S. O. 1947.

. Documents on British. Foreign Policy. 1919-1939. First series. Vol., London, H. M. S. O. 1948.

. Documents on British Foreign Policy. 1919-1939. First series. Vol. V . 1920 Chapter 1. Earlier proceedings of the First Conference of London, February 12 - March 10, 1920. London, 1958

. Armenia. Political and Ethnic Boundaries. 1878-1948. A. L P. Burdett (ed.). Archive Editions. 1998.

Похожие работы на - Правовые основы Карабахского конфликта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!