Особенности развития координационной выносливости у детей, страдающих детским церебральным параличом
ВВЕДЕНИЕ
Детский церебральный паралич (ДЦП) является
тяжелым заболеванием, затрагивающим многие системы организма, в том числе
нервную и мышечную системы (Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с
перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М:
«Закон и порядок», 2007. 98 с.). Проявления детского церебрального паралича
мало примечательны в раннем детстве, но становятся более очевидными при
созревании нервной системы ребенка. ДЦП в 100% случаев приводит к двигательным
нарушениям, в 75% - к речевым и в 50% - психическим расстройствам.
Сегодня в мире насчитывается около пятнадцати с
половиной миллионов человек, страдающих последствиями ДЦП. Только во второй
половине двадцатого века появился ряд действенных методик для развития
двигательного аппарата при церебральных параличах (Финни Н.Р. Ребенок с
церебральным параличом. М: Теревинф, 2001. 336 с.). Многочисленные исследования
отмечают, что инвалиды с последствиями детского церебрального паралича
нуждаются в мероприятиях направленных на укрепление опорно-двигательного
аппарата и повышение уровня двигательной активности.
Проблема восстановления нарушенных функций у
больных с последствиями детского церебрального паралича очень актуальна.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей с диагнозом ДЦП в
большинстве своем проявляются в снижении работоспособности верхних конечностей,
опорной функции нижних конечностей, ограничении статокинетических возможностей
позвоночника, что резко ограничивает бытовые возможности больного и затрудняет
его социальную адаптацию. Вот почему физкультурно-оздоровительные занятия
должны стать основным звеном в повышении физической подготовленности детей с
диагнозом ДЦП (Кулеш Н.С. Современный подход к восстановительному лечению
детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. 2004. № 1. С.
6-11).
Занятия по физическому воспитанию играют ведущую
роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Для поддержания эффективности
функционирования органов больных церебральных параличом необходимо развивать
выносливость (Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным
поражением нервной системы и детским церебральным параличом. С. 98).
При выполнении любого двигательного действия
инвалидами в той или иной мере участвуют разные виды выносливости, а такой вид,
как координационная выносливость, реализуется в каждом из них. Координационная
выносливость создает условия для выполнения скоростных действий, где требуется
высокий темп и скорость (скоростная выносливость), упражнений с выраженными
моментами силовых напряжений (силовая выносливость), упражнений, где
одновременно проявляются и скорость, и мышечная сила (скоростно-силовая
выносливость) (Теория и организация адаптивной физической культуры. Т. 2. / Под
общей ред. проф. С.П. Евсеева. М: Советский спорт, 2005. 448 с.).
Изучив существующие литературные данные, мы
пришли к выводу, что на данный момент не существует работ, посвященных развитию
координационной выносливости у детей с последствиями детского церебрального
паралича, поэтому мы считаем актуальным проведение исследования в этом
направлении.
Цель исследования - повышение уровня
координационной выносливости у детей с последствиями детского церебрального
паралича.
Объект исследования - процесс адаптивного
физического воспитания детей с последствиями детского церебрального паралича.
Предмет исследования - особенности развития
координационной выносливости детей с последствиями детского церебрального
паралича.
Задачи исследования:
. Изучить существующие научно-литературные
данные по проблеме исследования.
. Разработать комплексы упражнений для развития
координационной выносливости у детей с последствиями детского церебрального
паралича.
. Определить их эффективность в ходе
педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагается, что
разработанные нами комплексы упражнений повысят уровень координационной
выносливости у детей с последствиями детского церебрального паралича.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО
ПАРАЛИЧА
.1 Этиология и патогенез детского церебрального
паралича
И.П. Брязгунов дает следующее понятие детскому
церебральному параличу - группа заболеваний центральной нервной системы при
ведущем непрогрессирующем поражении двигательных зон и двигательных проводящих
путей головного мозга (Брязгунов И.П. Детский церебральный паралич // Здоровье
детей. 2007. № 1. С. 8-9.). Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет
группу двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного
мозга, которые проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны
нервной системы за произвольными движениями. Поражение незрелого головного
мозга происходит во внутриутробном периоде или в период раннего возраста, в
результате чего и наступает детский церебральный паралич (Детский церебральный
паралич / Л.М. Шипицын, И.И. Мамайчук. СПб., Дидактика-Плюс, 2003. 342 с.).
Детский церебральный паралич относят к
полиэтиологическим заболеваниям. В большинстве случаев факторы, детерминирующие
структурно-функциональные изменения в мозге влияют в процессе внутриутробного
развития плода, редко постнатально. Среди причин Л.М. Шипицина выделяет
следующие:
воздействие токсических факторов в пренатальный
период (инфекции, типа гриппа, краснухи, токсоплазмоза);
соматические и эндогенные заболевания матери
(такие как врожденные пороки сердца, сахарный диабет и другие);
иммунологическая несовместимость крови матери и
плода (по резус-фактору, системе ABO и другим антигенам);
пренатальная патология;
асфиксии новорожденных;
родовая травма;
нейроинфекции постнатального периода (менингиты,
менингоэнцефалиты различной этиологии) (Шипицина Л.М. Детский церебральный
паралич. СПб.: «Дидактика плюс», 2001. 272 с.).
Чаще всего наступление детского церебрального
паралича наступает из-за следующих причин, выделенных В.И. Дубровским:
недоношенность (рождение ребенка до тридцать
четвертой недели, с весом при рождении 980-1550 грамм);
неблагополучное течение беременности
(инфекционная или соматическая патология);
отягощенный акушерский анамнез (Дубровский В.И.
Детские церебральные параличи. М: ВЛАДОС, 2002. 426 с.).
Отклонения в психофизическом развитии детей с
церебральным параличом связаны в первую очередь с двигательными, сенсорными и
речевыми нарушениями. У детей с ДЦП наблюдается задержка формирования всех
двигательных функций: удержание головы, навыки сиденья, манипулятивной
деятельности развивается с отставанием, иногда очень сильным.
Двигательные нарушения при ДЦП отмечаются с
рождения, тесно связаны с перцептивными расстройствами, являются ведущим
дефектом, оказывающим неблагоприятное влияние на весь ход формирования
нервно-психических функций ребенка. Двигательные нарушения могут быть настолько
тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, они с
трудом осваивают навыки самообслуживания (Финни Н.Р. Ребенок с церебральным
параличом. С. 336).
Л.М. Шипицина выделяет основные двигательные
нарушения при детском церебральном параличе. Так, в значительной степени
поражается мышечная структура, проявляется нарушение координационной системы.
Из-за поражения головного мозга происходит нарушение двигательной активности.
Автор отмечает тот факт, что объем и локализация поражений головного мозга
определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений.
Особенностью двигательных нарушений у детей с
церебральным параличом является и слабость ощущений собственных движений. У
детей с трудом развивается пространственно-временная организация, отмечается
астереогноз (трудности узнавания предметов на ощупь), что затрудняет развитие
целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии
детей. Двигательные нарушения ставят больного ребенка с первых лет жизни в
почти полную зависимость от окружающих его взрослых, что способствует формированию
пассивности, нарушает развитие мотивационной и волевой сферы (Шипицина Л.М.
Детский церебральный паралич. С. 272).
Конкретная область поражения мозга и объем
поражения у ребенка с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут
быть единичными или сочетанными. И.П. Брязгунов выделяет следующие основные
мышечные нарушения при ДЦП:
напряжение мышц;
спастическое сокращение мышц;
разнообразные движения непроизвольного
характера;
нарушения походки;
ограниченная подвижность (Брязгунов И.П. Детский
церебральный паралич. № 1. С. 8-9.).
Независимо от степени двигательных расстройств,
детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и
речевой деятельности. Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии
и нарушениями умственного и психического развития, могут быть расстройства
эмоционально-волевой сферы, поведения, снижение интеллекта, судорожный синдром.
Также у детей наблюдаются нарушения восприятия и ощущения. Из-за
вышеперечисленных сбоев, у детей с ДЦП существуют определенные проблемы во
время приема пищи, непроизвольные мочеиспускание и выделение кала, трудности с
процессом дыхания из-за неправильного положения тела, формирование пролежней,
затруднения в восприятии информации, что в свою очередь ведет к проблемам в
обучении. Ребенок начинает суетиться, гримасничать, появляются насильственные
движения, слюнотечение. Большинство больных детей реагируют на тон голоса,
замечания, изменения в настроении окружающих (Финни Н.Р. Ребенок с церебральным
параличом. С. 336).
Детский церебральный паралич не прогрессирует.
Впечатление прогрессирования детского церебрального паралича определено
взрослением ребенка, возникают трудности с обучением, значительнее проявляется
симптоматика, которая меньше видна, пока малыш не ходит, не ест самостоятельно.
О.Г. Приходько выделяет степень тяжести при ДЦП,
которые определяются по ведущему дефекту:
. Тяжелые больные, например колясочники - не
способны перемещаться без посторонней помощи.
. Больные средней тяжести - могут перемещаться
самостоятельно на незначительное расстояние с вспомогательными средствами
передвижения (трости, костыли).
. Больные в легкой степени тяжести - могут
передвигаться без посторонней помощи (Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с
церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. СПб.: Изд-во РГПУ
им. А.И.Герцена, 2008. 160 с.).
Л.М. Шипицин и И.И. Мамайчук выделяют три стадии
течения детского церебрального паралича: начальную, раннюю резидуальную и
позднюю резидуальную с двумя степенями по тяжести течения.
Первая стадия заболевания начинается
непосредственно после рождения или в период новорожденности.
Вторая стадия обычно проявляется в пятимесячном
месячном возрасте, и длится до двух-трех лет.
В тяжелых случаях может перейти в третью -
позднюю резидуальную стадию значительно раньше в шесть-восемь месяцев (Детский
церебральный паралич С. 342).
Отставание в развитии речи у детей с
церебральным параличом связано также с ограничением объема знаний и
представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью
и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания могут еще более
утяжелять отставание в развитии речи. Ребенок с ДЦП в первые годы жизни часто
находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не
уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме
того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут
наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация на новую обстановку
создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. При воспитании такого
ребенка дома взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся все сделать за
него. Это не формирует у ребенка потребности в деятельности и в речевом общении
(Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе
комплексной реабилитации. С. 160).
.2 Сопутствующие заболевания и вторичные
нарушения у детей с детским церебральным параличом
Значительное количество детей, страдающие от
детского церебрального паралича, не подвержены дополнительным расстройствам.
Однако паралич затрагивает головной мозг, который контролирует многие функции
организма, как следствие, это заболевание может вызывать судороги, нарушения
интеллектуального развития, оказывать влияние на поведение, слух и зрение
больного. Справиться с такими проявлениями болезни зачастую бывает значительно
сложнее, чем бороться с моторными нарушениями, обусловленными ДЦП (Белоусова
Е.Д. Медикаментозное лечение спастичности у детей // Альманах «Исцеление».
2001. № 5. С. 39).
Рассмотрим подробнее дополнительные
патологические состояния.
Часто среди больных детским церебральным
параличом встречается умственная отсталость. Отклонения интеллектуального
развития больше встречаются у больных спастической тетраплегии, чем у детей с
другими формами церебрального паралича.
Практически 50% детей с церебральным параличом
страдают эпилепсией. Судороги могут являться классическими тонико-клоническими
конвульсиями или менее очевидными координационными припадками, при которых
симптоматическими проявлениями могут являться только спутанность сознания и
подергивания мышц (Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных
параличах. Казань: «Плутон», 2004. 272 с.).
У детей с умеренными и тяжелыми формами
церебрального паралича, особенно у пациентов со спастической тетраплегией
практически всегда можно наблюдать задержку развития и роста. В младшем
возрасте это может проявляться аномальными затруднениями, а в подростковом
возрасте проявляться как комбинация слабости и отсутствия полового развития.
Следует отметить, что конечности и мышцы, пострадавшие от церебрального
паралича, обычно имеют меньшие размеры по сравнению с нормой. Сильнее это
проявляется у детей страдающих спастической гемиплегией, так как конечности на
пораженной стороне тела растут медленнее, чем на здоровой стороне.
Контрактуры и деформации - если у ребенка с ДЦП
не формируются установочные рефлексы, то и не формируются шейный и поясничный
лордозы (провисшая спина), рано появляется чрезмерно выраженный кифоз (горб) в
грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому развитию кифосколиоза.
К.А. Семенова указывает на тот факт, что деформации позвоночника приводят к
затруднениям при стоянии, сидении и ходьбе. Дисбаланс мышц голеностопного
сустава приводит к эквиноварусной и эквиновальгусной деформации стоп (Семенова
К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы
и детским церебральным параличом. С. 98).
Значительное количество детей, страдающих от
ДЦП, имеют косоглазие - как правило, сходящееся, при котором глаза не выровнены
ввиду определённых различий между правыми и левыми мышцами глаз. У детей мозг
адаптируется к анормальным условиям, игнорируя сигналы одного из
разрегулированных глаз, поэтому в детском возрасте раздвоения не происходит,
оно наступает с возрастом. Без лечения это приводит к серьёзному ухудшению
зрения в одном глазу и может повлиять на способность к глазомеру. Иногда врачи
советуют о проведении операции, чтобы выровнять мышцы. Дети с гемипарезом могут
страдать от гемианопии, которая представляет собой ухудшенное зрение или
слепоту в одной половине поля зрения (Дубровский В.И. Детские церебральные
параличи. С. 426).
У детей с ДЦП зачастую бывают проблемы со
слухом. Расстройства речи и языка - такие, как сложность построения фраз и
неразборчивая речь - присутствуют более чем у трети пациентов, страдающих от
церебрального паралича. Зачастую такие звуки, как в, к, с, ф, м ребенок может
не употреблять в своей речи. Из-за нарушений слухового развития происходит
задержка речевого развития (Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с
перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. С.
98).
При очаговом поражении головного мозга,
замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельности правого и левого
полушария отмечаются разнообразные расстройства формирования речи.
Поражение церебральным параличом вызывает слабый
контроль мышц горла, полости рта и языка, это, в свою очередь, приводит к
постоянному слюнотечению. Это в свою очередь приводит к серьезным затруднениям
в общении со сверстниками.
Часто у детей с ДЦП встречается недостаточный
контроль мышц, удерживающих мочевой пузырь закрытым. Недержание мочи
проявляется в виде ночного недержания, неконтролируемого мочеиспускания в
процессе физической деятельности или медленного недержания мочи в течение дня
(Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. С.
272).
Среди вторичных нарушений не редкость
вегетативно-обменные расстройства. Дети с легкостью краснеют или бледнеют.
Зачастую наблюдается повышенная потливость или чрезмерная сухость кожи.
Нарушения терморегуляции появляются в том, что ребенок часто зябнет или
перегревается (Кулеш Н.С. Современный подход к восстановительному лечению
детского церебрального паралича. № 1. С. 6-11).
Нарушение эмоционально-волевой сферы обычно
проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с
неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы.
В дошкольном возрасте особо проявляется сильная впечатлительность, склонность к
страхам, повышенная эмоциональная возбудимость.
В.А. Качесов выделяет тот акт, что при ДЦП
двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении
мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между
мышцами-агонистами и синергистами.
Перераспределение тонуса проявляется в виде
перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжением и
удлинением мышц с низким тонусом. Включение мышц в работу происходит
асинхронно, неритмично, движения получаются неловкими, неполными по объему
(Качесов В.А. Основы интенсивной самореабилитации ДЦП. М: «БДЦ-ПРЕСС», 2007.
174 с.).
Э.С.Калижнюк выделяет следующие нарушения
регуляции мышечного тонуса:
спастичность - повышение мышечного тонуса;
ригидность - чрезмерное повышение мышечного
тонуса;
гипотония - снижении мышечного тонуса;
мышечная дистония - переменный тонус.
Изменение мышечного тонуса может меняться
благодаря лечебным мероприятиям, а также созреванию определенных структур
мозга.
При гиперкинетической форме ДЦП появляются
непроизвольные насильственные движения - гиперкинезы. Они не проявляются, если
ребенок спит или отдыхает, но усиливаются, если ребенок нервничает или
испытывает какие-либо физические или эмоциональные напряжения. Гиперкинезы
появляются в мышцах конечностей, туловища, языка, шеи, лица (Калижнюк Э.С.
Психические нарушения при детских церебральных параличах. С. 272).
Гиперкинезы наблюдаются в виде хореи, атетоза,
двойного атетоза (хореоатетоза), торсионной дистонии.
Хореиформный гиперкинез - непроизвольные быстрые
размашистые, неритмичные движения в разных частях тела. Хорея препятствует
манипулятивной функции рук, речи и письму.
Атетоидный гиперкинез - медленные червеобразные
движения в дистальных отделах конечностей.
Хореоатетоз - двойной атетоз, т.е. хореоатетоидные
движения мышц лица и конечностей с двух сторон.
Торсионная дистония - скручивающие движения
туловища, сопровождающиеся переменным мышечным тонусом.
При атонически-астатической форме ДЦП
наблюдается тремор - дрожание конечностей, больше всего проявляется в пальцах
рук и языка. Данные изменения типичны при поражении мозжечка. Н.С. Кулеш
указывает на то, что при атонически-астатической форме проявляется атаксия -
нарушение равновесия и координации движений как в статических позах, так и в
динамических движениях (Кулеш Н.С. Современный подход к восстановительному
лечению детского церебрального паралича № 1. С. 6-11).
Для всех форм ДЦП свойственно нарушение
проприоцептивной регуляции. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухожилиях и
суставах - они передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве,
степени сокращения мышц - это мышечно-суставное чувство. Проявляется это в
нарушении чувства позы, искажению восприятия направления движения. Страдает
пространственная ориентация (Качесов В.А. Основы интенсивной самореабилитации
ДЦП. С. 174).
В личностных особенностях детей с последствиями
ДЦП зачастую отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма.
В основном эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность
их однообразна, наблюдается ранние проявления сексуальности. И.В. Добряков
отмечает у таких детей дисгармонию развития личности с неустойчивым настроением
и сложной школьной и социальной адаптацией. Тяжесть психических нарушений
напрямую зависит от характера двигательных нарушений.
У детей с тяжелыми формами ДЦП возникают
проблемы с глотанием и пережевыванием пищи. Кроме того, у таких детей
наблюдается снижение иммунной защиты организма от инфекций.
В связи с редкими двигательными
действиями дети с ДЦП страдают проблемами связанными с пищеварением, наиболее
часто - хронические запоры
<#"901887.files/image001.gif">=(+++ (1)
где (i = 1,2,3,4) - уровень
координационной выносливости в проводимых нами тестах до начала эксперимента;
(i = 1,2,3,4) - уровень
координационной выносливости в проводимых нами тестах после эксперимента;
= + + + ;
= + + + ;
Критическое значение для числа
степеней свободы V= С-1 при p=0,05 уровне значимости. Рассчитанное по формуле
значение хи-квадрата, полученное на основе экспериментальных данных,
сравнивается с критическим значением (χ²крит.). Если
получаемое значение хи-квадрата, которое больше критического значения (χ²наб. > χ²крит.), это
указывает на достоверность различий. В случае, когда χ²наб. < χ²крит.) -
различия считаются недостоверными, имеют случайный характер.
2.2 Организация исследования
Организация исследования выполнена в
несколько этапов.этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2015 г. - ноябрь 2015
г.). На этом этапе мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу
по теме исследования, что позволило нам выявить актуальность существующей
проблемы, определить название работы. Первоначально собранные литературные
данные дополнялись на протяжении всего исследования.
На основании анализа литературных
источников нами была сформулирована гипотеза, определена цель и задачи
педагогического эксперимента. этап - экспериментальный (декабрь 2015 г. - март
2016 г.). Целью этапа было проведение педагогического эксперимента
направленного на развитие координационной выносливости у детей с последствиями
детского церебрального паралича.
На основе анализа литературных
источников были разработаны и в дальнейшем экспериментально апробированы
комплексы упражнений, повышающие уровень координационной выносливости у детей с
последствиями детского церебрального паралича.
Первоначально в ходе эксперимента,
было проведено тестирование, направленное на диагностику уровня координационной
выносливости.
Эксперимент проводился в домашних
условиях. В эксперименте участвовал Воеводин Кирилл, 11 лет. У Кирилла
левосторонняя гемипарическая форма ДЦП в результате родовой травмы (на руке
тонус сгибательных мышц, на ноге - разгибательных), расходящееся
содружественное косоглазие, легкая умственная отсталость. Занятия проводились в
течение четырех месяцев, три раза в неделю. Продолжительность одного занятия
составила - 40 минут.
После эксперимента было проведено
повторное контрольное тестирование, аналогичное тестированию, проведенному на
первом занятии, с целью определения эффективности педагогического эксперимента.этап
- аналитический (апрель 2016 г. - май 2016 г.). На этом этапе все показатели,
полученные в результате исследования, были подвергнуты статистической
обработке, осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты апробированы на 45-й
студенческой научно-практической конференции, проходившей 10 марта 2016 года,
город Вологда, тема доклада «Особенности развитии координационной выносливости
у детей с последствиями детского церебрального паралича».
.3 Результаты исследования и их
обсуждение
Анализ литературных источников
показал что выносливость - это совокупность психических, морфологических и
физиологических компонентов организма инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями, обеспечивающая его устойчивость к утомлению в условиях мышечной
деятельности. Координационная выносливость - это выносливость, которая
проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся
выполнением продолжительное время многообразием сложных действий. Как отмечает
С.П. Евсеев у детей с церебральным параличом отмечается снижение выносливости,
но разнообразная деятельность лиц с ограниченными возможностями связана с
необходимостью длительное время поддерживать работоспособность, т.е. проявлять
выносливость. Координация является одним из ведущих качеств развития детей с
ДЦП, так как она активизирует мышечное чувство, заставляет следить за
постановкой стопы. Поэтому мы решили развивать именно координационную
выносливость, так как при утомлении она подвержена сбою, что вызывает трудности
связанные с сохранением равновесия, прямолинейности и симметричности движений,
координации отдельных звеньев тела.
.3.1 Методическое обоснование
собственных исследований
В эксперименте участвовал Воеводин
Кирилл, 11 лет. У Кирилла левосторонняя гемипарическая форма ДЦП в результате
родовой травмы (на руке тонус сгибательных мышц, на ноге - разгибательных),
расходящееся содружественное косоглазие, легкая умственная отсталость.
Знакомство с анамнезом респондента
способствовало разработке комплексов упражнений, повышающих уровень
выносливости у детей с последствиями детского церебрального паралича.
Все необходимые двигательные навыки
у него развиты: он хорошо удерживает голову, самостоятельно садится, встает,
ходит, но при этом у него отмечается нарушение осанки, крайне неустойчивая
походка, а также присутствует нарушение целенаправленных движений.
Самостоятельно он начал ходить в 2 года, прихрамывая на больную ногу.
Кирилл находится на индивидуальном
обучении, поэтому занимается дома. В 8 лет начал посещать бассейн, но перестал
ходить, так как стесняется ребят. Помимо медикаментозного лечения Кирилл вместе
с мамой ежедневно дома занимается гимнастикой и массажем для нормализации
мышечного тонуса. Особое внимание уделяют лучезапястному суставу и стопе стороны
поражения. Во время занятий ЛФК возникают трудности при упражнении с
предметами, так как левой рукой ему трудно захватить и удерживать предметы
различной формы. Два пальца из пяти разгибаются по команде мозга, а три нет.
Кроме этого большое значение уделяют развитию мелкой моторики рук.
Первоначально в ходе эксперимента,
было проведено тестирование, направленное на диагностику уровня координации и
координационной выносливости (приложение 1). На начало эксперимента уровень
координации координационной выносливости у Кирилла ниже среднего (см. 2.3.2).
Эксперимент проводился в домашних
условиях. В комплекс гимнастики, которая проводилась ежедневно, три раза в
неделю были добавлены упражнения на развитие координации и координационной
выносливости. Продолжительность одного занятия составляла - 40 минут. При
подборе упражнений, заданий учитывался возраст, форма заболевания и степень
тяжести заболевания испытуемого.
Примерами упражнений, соединяющих
развитие выносливости и координационных способностей, являются: продолжительный
бег с препятствиями или изменениями направления и скорости по сигналу.
Координационные упражнения, в которых гармонически соединены требования к
гибкости и координационным способностям, упражнения, выполняемые с предметами
(папкой, мячом, обручем), на гимнастической стенке, в парах, элементы
акробатики, аэробики, танца и др.).
Так как занятия осуществлялись в
домашних условиях, для достижения максимальной эффективности соблюдались
следующие условия:
занятие проводилось в хорошо
проветриваемой комнате;
занятия носили регулярный и
систематический характер;
постепенное усложнение упражнений;
постепенное увеличение нагрузки;
упражнения соответствовали
возможностям ребенка с ДЦП;
при выполнении заданий
осуществлялась страховка;
строго следилось за тем, чтобы не
было длительной задержки дыхания;
задание объяснялось четко и быстро;
занятия сопровождались музыкой;
смена вида деятельности мышечных
групп;
применение подручного инвентаря и
оборудования квартиры.
Во время проведения занятия при
выполнении некоторых упражнений (например на фитболах), при необходимости
поддерживалась голова ребенка в соответствующем положении. Осуществлялся
контроль за правильностью выполнения упражнений. Уделялось особое внимание
упражнениям, при выполнении которых работает кисть - это упражнения на
разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также использовались
упражнения с отведением нижней конечности. Предложенные упражнения повторялись
многократно в течение 5-16 минут, время варьировалось в зависимости от сложности
упражнения.
Так же нами применялся подручный
инвентарь и оборудование, находящееся в квартире. Например, применялись стулья,
для полосы препятствий, ведро использовалось для метания в него мячей, при
выполнении упражнений на развитие точности пространственной ориентации
использовали любимые игрушки Кирилла, в упражнениях на развитие динамического
равновесия использовалась дорожка, и др.
Для развития координационной
выносливости применялись такие группы упражнений:
динамические;
статические;
в положение как лежа, так и сидя;
с мячами разного диаметра;
игрового характера и т.д.
На занятиях использовались следующие
методические приемы:
) необычные исходные положения;
) зеркальное выполнение упражнений;
) изменение скорости, темпа движений
и их пространственных границ;
) смена способа выполнения
упражнений;
) усложнение упражнений
дополнительными движениями.
Соблюдение этих методических
положений способствовало, с одной стороны, освоению сложных в координационном
отношении действий, а с другой - к перестройке этих движений в соответствии с
конкретной ситуацией.
Для развития координационной
выносливости были включены упражнения обеспечивающие:
развитие точности пространственной
ориентации;
развитие ориентирования в
пространстве;
развитие динамического равновесия;
развитие статокинетической
устойчивости;
развитие выпрямления головы и
равновесия;
развитие статического равновесия.
Данные комплексы упражнений
представлены в приложении 2.
Развитие выносливости происходило за
счет увеличения времени, интенсивности выполнения упражнения. Время выполнения
одного и того же упражнения постепенно увеличивали, при этом интенсивность
упражнения не меняли. Но время, затраченное на выполнение упражнения, всегда
превышало в два раза время, с которым бы испытуемый справился без утомления.
Кириллу необходимо было распределить свои силы на этот срок. Длительное
выполнение задания приводило к тому, что ребенок все внимание направлял на
сохранение сил до конца истечения времени, при этом делая ошибки при выполнении
упражнения. Но даже тогда, когда Кирилл в начале задания не стремился экономить
свои силы, то после определенного срока он уставал и уже, не имея возможности
развивать большие усилия, был вынужден работать на фоне утомления. Однако
строго следилось за тем, чтобы частота сердечных сокращений не превышала
150-160 ударов в минуту. При дозировании нагрузки мы придерживались
рекомендациям С.П.Евсеева (Теория и организация адаптивной физической культуры:
учебник. Т. 2 / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М: Советский спорт, 2005. 448
с.).
Упражнения на развитие точности к
пространственной ориентации требовали от испытуемого умение точно определять
положение тела и осуществлять движение в нужном направлении.
Основным методическим подходом,
применяемым на развитие этой способности, являлось системное выполнение
заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к точности
ориентации в пространстве. Проводились упражнения без предметов и с предметами.
Упражнения с мячами вызывали
затруднения при ловле. При выполнении задания ногами (например, удар по мячу
ногой на точность попадания) осуществлялась помощь в виде поддерживания
ребенка. На фоне утомления Кириллу было тяжело стоять на больной ноге, поэтому
удара здоровой ногой практически не было и мяч не долетал до цели, так же без
опоры он терял равновесие. Благодаря смене видов деятельности происходит
вовлечение в работу большее количество мышечных групп, а кроме этого проходит
восстановление в отдыхающих мышцах.
В конце эксперимента применялась
полоса препятствий, в которую входили следующие задание:
перелезание через препятствие,
броски мяча на точность;
пролезание под препятствием.
Способность ориентирования в
пространстве помогает осуществлять движение в нужном направлении. Для его
развития выполнялись задания, содержащие последовательно возрастающие
требования к быстроте ориентирования в пространстве.
Продолжительность выполнения
упражнений составляла минимум 5 минут, время постепенно увеличивали. При
выполнении упражнений возникали трудности с переносом мячей маленьких размеров.
Выполнение даже относительно простых
движений у детей с ДЦП требует достаточно высокого уровня равновесия.
Для развития динамического
равновесия применялись упражнения на ограниченной поверхности продолжительное
время. Первоначально задания выполнялись на линии, обозначенной на полу. Так
как ребенок категорически отказывался выполнять упражнения на гимнастической
скамейке из-за боязни высоты, была подобрана доска, высотой 5 см на которой в
дальнейшем и выполнялись разнообразные динамические упражнения на равновесие.
Так же применялись упражнения на фоне раздражения вестибулярного аппарата
(например, повороты на 90, 180 градусов в течение длительного времени).
Обращалось внимание на принятое
правильное положение во время выполнений упражнений на динамическое равновесие
- плечи развернуты, голова прямо.
Для развития статокинетической
устойчивости использовались движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение
равновесия, упражнения с поворотами. Все упражнения отличались повышенной
сложностью условий поддержания равновесия.
При развитии статокинетической
устойчивости были задействованы вестибулярные анализаторы, что помогало
испытуемому ощущать положение тела и сохраняло устойчивое равновесие.
При выполнении поворотов на месте
постепенно увеличивался градус поворота. На первых занятиях необходимо было
повернуться на 90 градусов, через неделю, на 100 градусов и так далее, придя в
результате к повороту на 180 градусов. Первоначально Кирилл постоянно терял
равновесие, но к концу эксперимента можно было наблюдать потерю равновесия с
последующим восстановлением устойчивого положения у испытуемого. Следует
отметить, что большее затруднение у него вызывали повороты налево, так как
выполнение упражнений на развитие статокинетической устойчивости требуют хорошо
развитую силу стопы и голени, а левая сторона поражена из-за гемипарии.
В последнем месяце применялось
сочетание упражнений на статокинетическую устойчивость со всевозможными другими
координационными упражнениями (например, несколько перекатов влево или вправо
на гимнастическом коврике в сочетании с бросками на точность).
Для развития выпрямления головы и
равновесия использовались фитбольные мячи. Покачивание и вибрация на фитболе
снижают патологический мышечный тонус и уменьшают гиперкинезы. Начинали с
простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к
более сложным.
При выполнении на фитбольных мячах
ребенку осуществлялась страховка, корректировалась поза и правильность
выполнения упражнения. Не допускали быстрых и резких движений, скручиваний в
шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и
спины. Следили, чтобы при выполнении упражнений лежа на мяче дыхание не
задерживалось, а голова и позвоночник составляли одну прямую линию.
В упражнения на спине вырабатывалось
умение приподнимать голову, поворачивать её в стороны. В положении на животе
при выполнении упражнений на фитболе, раскачивали его вперед-назад. В поворотах
со спины на бок и со спины на живот стимулировался подъём головы, тормозилось
влияние шейных тонических рефлексов, а также развивалась координационная
выносливость. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания
равновесия ребенка с ДЦП.
Статическое равновесие требует
сохранять равновесие в различных положениях на месте продолжительное время.
Способность сохранять устойчивость позы в тех либо иных положениях тела или по
ходу выполнения движений имеет жизненно большое значение для детей с ДЦП.
Для развития статического равновесия
применялись упражнения в различных стойках с разными положениями рук.
Упражнения постепенно усложнялись, варьируя положения рук на пояс, к плечам, в
стороны, за спину, за голову, вверх. Нагрузка (увеличение времени и количества
повторений) повышалась постепенно. Время сохранения статических поз постепенно
увеличивалась. Так же после овладения двигательного навыка статического
равновесия, для развития выносливости применялось небольшое отягощение.
При выполнении упражнений на
развитие статического равновесия так же обращалось внимание за правильностью
принятия положения тела, осуществлялась страховка.
Развитие координационной
выносливости начиналось с самых простых движений, постепенно увеличивая
амплитуду движений в суставах конечностей. Особенное внимание обращалось на
разработку ограниченных движений - разгибание и отведение в плечевом суставе,
разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и отведение
большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазобедренном суставе,
разгибание в коленном суставе, разгибание в голеностопном суставе и опору на
полную стопу левой стороны.
Предложенные упражнения применялись
в первой половине основной части, так как они ведут к быстрому утомлению. Чтобы
не допустить автоматизации упражнений и повысить их значение, упражнения
менялись каждую неделю.
Упражнения выполнялись определенное
количество раз, но не смотря на это, дозирование нагрузки осуществлялось с
учетом внешних признаков утомления, а также поддерживалась оптимальная для
детей с ограниченными возможностями моторная плотность занятия 55-60 %. Не
допускалось переутомление. Если ребенок начинал дышать через рот, то снижалась
дозировка упражнений.
В связи с возрастным контингентом
испытуемого применялись подвижные игры, кроме того они обладают наибольшими
возможностями для развития координационной выносливости (приложение 3).
Предложенные нами упражнения и игры
на развитие координационной выносливости позволяли повысить устойчивость тела
подростка с ДЦП в вертикальном положении, что способствовало улучшению
двигательных функций. Игровая деятельность особенно важна и привлекательна для
детей тем, что способствуют улучшению психомоторных показателей развития,
улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного
аппарата, коррекции нарушенной осанки.
.3.2 Результаты экспериментальной
проверки разработанных комплексов
В начале эксперимента методом
тестирования был выявлен уровень координационной выносливости, который
составлял уровень ниже среднего.
После эксперимента нами повторно
было проведено тестирование, направленное на диагностику уровня координационной
выносливости (приложение 4).
Для выявления уровня способностей к
точной пространственной ориентировке применялся тест «Метание теннисного мяча
на точность попадания» (рисунок 1). При проведении данного теста наблюдались
значительные нарушения при метании мяча в цель как здоровой, так и больной
рукой. Мяч касался выше цели или правой (левой) стороны. Следует отметить, что
в основном все защитанные попытки были сделаны в начале проведения теста. Как
только наступало утомление, испытуемый не мог попасть в цель, так как мяч не
долетал вообще до мишени.
Как видно на рисунке 1,
пространственная ориентировка со временем улучшается, хоть и незначительно. Так
результат бросков правой рукой увеличился на 3 раза и в конце эксперимента
составлял 7 раз, что соответствует высокому уровню. Прирост результата составил
43%.
Броски левой (больной) рукой так же
улучшились, и к концу эксперимента результат левой рукой составлял 4 попадания,
что соответствовало среднему уровню. В данном тесте можно видеть значительный
прирост, составляющий 75%.
Рисунок 1 - Результаты тестирования
точности пространственной ориентации в тесте «Метание теннисного мяча на
точность попадания» до и после эксперимента (кол-во раз)
координационный
выносливость паралич дети
Для выявления способностей к
ориентированию в пространстве применялся тест «Бег к пронумерованным
медицинболам» (рисунок 2). Упражнение выполнялось в течение 8 минут, по мере
утомления после третьей минуты Кириллу было все тяжелее сориентироваться и
выбрать правильный мяч с названной цифрой, он начинал путаться, делать лишние
движения. После проведения эксперимента можно было отметить, что в начале теста
он выполнял задание более уверенно, и лишь после шестой минуты после
наступления утомления он мог спутать цифры и прибежать неправильно.
Рисунок 2 - Сравнительная динамика
способности к ориентированию в пространстве в тесте «Бег к пронумерованным
медицинболам» до и после эксперимента (кол-во раз)
Анализируя рисунок 2 видим, что
после проведенного эксперимента наблюдается положительная динамика в данном
тесте, прирост результатов составил 8 раз, что соответствует 38%. На конец
эксперимента способности к ориентированию в пространстве у испытуемого
находятся на среднем уровне.
Для выявления способности к
динамическому равновесию применялся тест «Повороты на ограниченной
поверхности». Качественное выполнение данного теста зависит от способности
сохранять устойчивость в различных положениях тела. В начале эксперимента
испытуемому было трудно выполнить повороты не заступив за линию. На конец
исследования респондент чувствовал себя более уверенно, повороты выполнял как в
одну сторону, так и в другую, но на фоне утомления потерял равновесие. Из
рисунка 3 видно, что в начале эксперимента полностью выполнить самостоятельно и
правильно задание испытуемый смог всего 6 раз. После проведенного эксперимента
показатель увеличился значительно и составил 28 раз, что соответствует среднему
уровню. Прирост результата в тесте «Повороты на ограниченной поверхности»
составил 76%.
Рисунок 3 - Сравнительная динамика
способности к динамическому равновесию в тесте «Повороты на ограниченной
поверхности» до и после эксперимента (кол-во раз)
На рисунке 4 представлена
сравнительная динамика статокинетической устойчивости в тесте «Ходьба по
шестиугольнику». При выполнении данного теста испытуемому трудно было
удерживать равновесие, поэтому он переходил на вторую опору или же, теряя
равновесие, мог ступить мимо необходимого сегмента. После эксперимента можно
было наблюдать более уверенные, устойчивые и точные шаги.
В соответствии с рисунком 4 видим,
что после проведения эксперимента показатель улучшился с 14 до 32 шагов, прирост
составил 56%. На конец эксперимента Кирилл показал средний уровень
статокинетической устойчивости.
Рисунок 4 - Сравнительная динамика
статокинетической устойчивости в тесте «Ходьба по шестиугольнику» до и после эксперимента
(кол-во шагов)
На рисунке 5 представлена
сравнительная динамика способности выпрямления головы и равновесия в тесте
«Удержание головы лежа спиной на мяче» до и после эксперимента. По данной
диаграмме видим, что после проведенного эксперимента наблюдается положительная
динамика, по данному тесту прирост результатов составил 63%, на начало
эксперимента 9 секунд, тогда как на конец эксперимента показатель равен 24
секундам, что соответствует высокому уровню.
Рисунок 5 - Сравнительная динамика
способности выпрямления головы и равновесия в тесте «Удержание головы лежа
спиной на мяче» до и после эксперимента (сек.)
На рисунке 6 представлена
сравнительная динамика к статическому равновесию в тесте «Стойка на трех точках
опоры» до и после эксперимента. На данной диаграмме видно, что до начало
эксперимента показатель был 11 секунд. После проведенного эксперимента он
составил 18 секунд, что соответствует среднему уровню. Наблюдается
положительная динамика с приростом результата в 39%.
Рисунок 6 - Сравнительная динамика к
статическому равновесию в тесте «Стойка на трех точках опоры» до и после
эксперимента (сек.)
Рисунок 7 - Среднее значение уровня
координационной выносливости до и после эксперимента (балл)
Сравнивая среднее значение уровня
развития координационной выносливости до и после эксперимента (рисунок 7),
видим, что на начальном этапе она находился на уровне ниже среднего и составляет
1,1 балл, а после проведенного эксперимента - средний уровень координационной
выносливости со значением 2,3 балла.
Достоверность полученных результатов
до и после эксперимента решалась путем использования метода математической
статистики определение достоверности различий по критерию χ² (приложение
5).
Таблица 1 - Уровень координационной
выносливости до и после эксперимента
Этап
эксперимента
|
Низкий
уровень
|
Уровень
ниже среднего
|
Средний
уровень
|
Высокий
уровень
|
n
|
χ²
|
До
эксперимента
|
Н1
= 1
|
Н2
= 4
|
Н3
= 2
|
Н4
= 0
|
n=7
|
χ²крит.
(7,8) < χ²наб.
(8,12)
|
После
эксперимента
|
К1
= 0
|
К2
= 0
|
К3
= 5
|
К4
= 2
|
n=7
|
|
Результаты достоверности различий по критерию χ²
показывают,
что полученное критическое значение χ²крит.
(7,8)
< χ²наб. (8,12), то это считается, что
распределение полученных результатов не случайное и свидетельствует о
достоверности различий между результатами до и после эксперимента.
Следовательно, подтверждается наша гипотеза о том, что разработанные нами
комплексы упражнений повышают уровень координации и координационной
выносливости у детей с последствиями детского церебрального паралича
(χ² = 8,12 при p<0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специальная выносливость представляет сложную
физическую способность, которая определяется спецификой вида деятельности, его
координационной структурой, продолжительностью и интенсивностью двигательной
деятельности, механизмами ее энергообеспечения, способностью преодолевать
утомление.
Для большинства инвалидов задача развития
выносливости ограничена рамками деятельности в зоне умеренной интенсивности и
состоит в том, чтобы не избирательно воздействовать на отдельные факторы
выносливости, а создавать условия для повышения общего уровня работоспособности
к широкому кругу видов деятельности, требующих выносливости. Это предполагает систематическую
адаптацию к разнообразным видам физических упражнений, выполнение которых
сопровождается утомлением.
Эксперимент проводился в домашних условиях. В
комплекс гимнастики, которая проводилась ежедневно, три раза в неделю были
добавлены упражнения на развитие координационной выносливости. При подборе
упражнений, заданий учитывался возраст, форма заболевания и степень тяжести
заболевания испытуемого.
Для развития координационной выносливости были
включены упражнения обеспечивающие:
развитие точности пространственной ориентации;
развитие ориентирования в пространстве;
развитие динамического равновесия;
развитие статокинетической устойчивости;
развитие выпрямления головы и равновесия;
развитие статического равновесия.
Предложенные упражнения применялись в первой
половине основной части, так как они ведут к быстрому утомлению. Чтобы не
допустить автоматизации упражнений и повысить их значение, упражнения менялись
каждую неделю. Упражнения выполнялись определенное количество раз, но не смотря
на это, дозирование нагрузки осуществлялось с учетом внешних признаков
утомления, а также поддерживалась оптимальная для детей с ограниченными
возможностями моторная плотность занятия 55-60 %. Не допускалось переутомление.
Если ребенок начинал дышать через рот, то снижалась дозировка упражнений. В
связи с возрастным контингентом испытуемого применялись подвижные игры.
После проведения эксперимента мы получили
следующие результаты.
В способности к точной пространственной
ориентировке (тест «Метание теннисного мяча на точность попадания») прирост
результата правой рукой составил 43%, а левой (больной) рукой результат
улучшился на 75%. Для выявления способностей к ориентированию в пространстве
применялся тест «Бег к пронумерованным медицинболам», после проведенного эксперимента
наблюдается положительная динамика в данном тесте на 38%. Прирост результата в
тесте «Повороты на ограниченной поверхности», выявляющий способность к
динамическому равновесию составил 76%. После проведения эксперимента
статокинетическая устойчивость (тест «Ходьба по шестиугольнику») улучшилась на
56%. В способности выпрямления головы и равновесия (тест «Удержание головы лежа
спиной на мяче») пророст результата составил 63%. Наблюдается положительная
динамика статокинетического равновесия с приростом результата в 39% в тесте
«Стойка на трех точках опоры».
Результаты достоверности различий по критерию χ²
показывают,
что полученное критическое значение χ²крит.
(7,8)
< χ²наб. (8,12), то есть распределение
полученных результатов не случайное и свидетельствует о достоверности различий
между результатами до и после эксперимента. Следовательно, разработанные нами
комплексы упражнений повышают уровень координационной выносливости у детей с
последствиями детского церебрального паралича.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Адаптивная
физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного
аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): методическое пособие
/ под ред. А.А. Потапчук. - Санкт Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. -
228 с.
Аксенова,
О.А. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической
культуре: учебное пособие / О.А. Аксенова, С.П. Евсеев. - Москва: Советский
спорт, 2005. - 296 с.
Белоусова,
Е.Д. Медикаментозное лечение спастичности у детей / Е.Д. Белоусова, М.Ю.
Никанорова, О.Н. Малиновская // Альманах «Исцеление». - 2001. - № 5 - С. 39.
Блюменталь,
О.Н. <#"901887.files/image026.gif">1,1
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)
Таблица 2.1. Комплекс упражнений на развитие
координационной выносливости
Упражнение
|
Дозировка
|
Примечание
|
1.
Упражнения на развитие точности пространственной ориентации
|
А)
Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель левой и правой рукой
|
40
мячей без остановки
|
Броски
выполнять 20 мячей правой рукой, 20 мячей левой. Стоя левым боком (при
метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога
на носке, правая рука с мячом вверху, взгляд в центр мишени. Из этого
положения перенести тяжесть тела на левую ногу (правая - на носок), туловище
поворачивает влево по направлению метания, правая слегка согнутая рука делает
замах. Затем энергичным движением руки и заключительным движением кисти
выполнить бросок мяча в цель. Чтобы не потерять равновесие после броска,
необходимо туловище наклонить вперед - влево, ноги слегка согнуть в коленях.
|
Б)
Возьми мяч в левую руку, коснись мячом правого плеча, подними мяч над головой,
спрячь мяч за спину, постучи мячом по правой коленке, переложи в правую руку
и т. д.
|
10
минут
|
Выполнение
задания без остановки. Оказывать помощь при перекладывании в левую руку.
|
В)
и.п. - основная стойка 1-правая рука в сторону, 2 - левая вверх, 3 - правая
вниз, 4 -и.п.
|
20
раз
|
Задания
можно менять, руки должны принимать разное положение
|
Г)
Передача мяча из рук в руки стоя, сидя на полу
|
30-40
раз
|
Прямые
передачи, влево, вправо, вверх, вниз. Постепенно увеличивая темп.
|
Д)
Чередование ударов по мячу ногой на точность попадания в цель
|
10
минут
|
Поочередное
нанесение ударов правой и левой ногой. Задание выполняется без остановки.
|
Е)
Броски мяча вверх и ловля его двумя руками
|
12
минут
|
Подбрасывание
мяча производить примерно на 1 метр. Выполнение бросков без остановки
|
Ж)
Броски мяча вниз перед собой и ловля его одной рукой
|
12
минут
|
Ловля
мяча сначала правой, затем левой рукой.
|
З)
Мяч в правой (левой) руке. Подбросить мяч вверх, поймать, ударить им об пол,
поймать.
|
15
минут
|
Темп
средний
|
И)
Броски мяча и ловля с хлопком перед собой
|
15
минут
|
Броски
выполнять без остановки, темп средний
|
К)
Катание мяча в парах сидя на полу
|
16
минут
|
После
освоения задания с одним мячом вводится второй мяч. Темп быстрый
|
2.
Упражнения на развитие ориентирования в пространстве
|
А)
В комнате хаотично расположены мячи разных размеров, ребенку необходимо
принести их взрослому начиная с самого маленького.
|
На
задание дается 5 минут (довести до 15 минут)
|
Мячи
можно носить только по одному. Выполнять задание без остановки. С увеличением
времени увеличивать количество мячей.
|
Б)
В комнате хаотично расположены мячи с цифрами от 1 до 20. Необходимо собрать
мячи в порядке возрастания и принести в одно место.
|
На
задание дается 5 минут (довести до 15 минут)
|
Мячи
можно носить только по одному. С увеличением времени увеличивать количество
мячей.
|
В)
В комнате в хаотичном порядке лежат палочки разного цвета. На мячах наклеен
цвет, соответствующий цвету на палке. Взрослый показывает мяч ребенку, а тот
должен принести соответствующую палочку
|
На
задание дается 8 минут (довести до 16 минут)
|
Если
цвет выбран неправильно, палочка ложится на то же место. С увеличением
времени увеличивать количество палочек.
|
Г)
В комнате расставлены мячи. Ребенок стоит перед отмеченным мячом. Позади него
на расстоянии 3 м лежат 5 мячей на расстоянии 150 см друг от друга в кружках
с
|
Упражнение
выполняется в течение 8 минут (довести до 16 минут)
|
Следить,
чтобы ребенок выполнял задание без остановок.
|
четко
пронумерованными цифрами от 1 до 5, но не в последовательности. Как только
взрослый называет цифру, испытуемый поворачивается и бежит к соответственно
пронумерованному мячу касается его и бежит назад к своему мячу. Как только он
касается его, взрослый называет новую цифру.
|
|
|
Д)
То же, что и упражнение «Г», но взрослый говорит несколько цифр подряд
|
Упражнение
выполняется в течение 8 минут (довести до 16 минут)
|
Следить,
чтобы ребенок выполнял задание без остановок.
|
Е)
В комнате по кругу расположены мячи с номерами от 1 до 10. Ребенок стоит в
центре. Задание начинает выполнять с центра, необходимо оббежать мячи с
номерами в порядке возрастания (т.е. сначала 1, затем 2, и т.д.), обязательно
все мячи оббегают через цент.
|
На
задание дается 5 минут (довести до 15 минут)
|
Следить,
чтобы ребенок обязательно проходил через цент и выполнял задание без
остановок. С увеличением времени увеличивать количество цифр.
|
Ж)
В комнате в хаотичном порядке расставлены мячи, на них наклеены разные цвета.
Взрослый говорит цвет, а ребенок должен обежать тот цвет, который назовут.
|
8
минут (довести до 16 минут)
|
Задание
выполняется без остановки.
|
З)
То же, что и упражнение «Ж», но взрослый говорит несколько цветов подряд.
|
8
минут (довести до 16 минут)
|
Количество
цветов постепенно прибавлять.
|
3.
Упражнения на развитие динамического равновесия
|
А)
Стойка - пятки вместе, носки развернуты на 450, ноги выпрямлены. Выполнить
вращение корпусом влево и вправо.
|
По
15-20 раз
|
При
наклоне вперед - выдох, при наклоне (прогибе) назад - вдох
|
Б)
Ходьба по отчерченной на полу линии
|
Линия
15 см в ширину, ходьба в течение 10 минут
|
За
линии не наступать.
|
В)
Ходьба по отчерченной на полу линии с различными движениями рук
|
Линия
10 см в ширину, ходьба с заданием в течение 10 минут
|
Руки
в стороны, вверх, на пояс. Команды по смене положения рук звучат во время
ходьбы.
|
Г)
Ходьба по линии на полу спиной вперед
|
Линия
10 см в ширину, ходьба в течение 8 минут
|
Глаза
открыты, можно смотреть через плечо
|
Д)
Ходьба по линии на полу, высоко поднимая колени с перешагиванием через мячи
|
Линия
шириной 10 см, на каждый шаг лежат мячи. Ходьба в течение 8 минут
|
Темп
средний, руки на поясе
|
Е)
Ходьба по доске с заданиями
|
Доска
высотой 5 см, ходьба в течение 8 минут
|
Доска
лежит на полу. Различные положения рук, с хлопками в ладоши, ходьба с высоким
подниманием бедра
|
Ж)
Ходьба с поворотами налево, направо на доске
|
Доска
высотой 5 см, ходьба в течение 8 минут
|
В
конце доски поворот
|
З)
Быстрая ходьба по доске
|
Доска
высотой 5 см, ходьба в течение 8 минут
|
Темп
быстрый
|
И)
Повороты на доске на 90, 180 градусов
|
Доска
высотой 5 см, 30 поворотов
|
Темп
быстрый
|
К)
Передвижение по доске боком (правым, левым) в сторону приставными шагами
|
Доска
высотой 5 см, ходьба в течение 8 минут
|
Темп
средний, когда передвижение выполняется больным боком осуществлять страховку
|
4.
Упражнения на развитие статокинетической устойчивости
|
А)
Наклоны головы вперед-назад, вправо - влево
|
10-15
раз в каждую сторону
|
Темп
быстрый. Выполнение из и.п. стоя, затем выполнение в движении.
|
Б)
Повороты головы вправо-влево
|
20-30
раз в каждую сторону
|
Темп
быстрый. На первых занятиях упражнение выполняется сидя, придти к выполнению
стоя
|
В)
Вращения головы справа налево и слева направо
|
15
раз в каждую сторону
|
Темп
быстрый. На первых занятиях упражнение выполняется сидя, придти к выполнению
стоя
|
Г)
Повороты на месте налево 90 градусов + налево 90 градусов
|
5
минут (дойти до 15 минут)
|
Постепенно
увеличивая темп. После освоения проведение на ограниченной поверхности.
|
Д)
Повороты на месте направо 90 градусов + направо 90 градусов
|
Постепенно
увеличивая темп. После освоения проведение на ограниченной поверхности.
|
Е)
Серии из 10-20 поворотов на месте 90 градусов налево и 90 градусов направо
|
5
минут (дойти до 15 минут)
|
Темп
средний. Дойти до поворота 180 градусов
|
Ж)
Ходьба с поворотами по сигналу на 180 градусов
|
10
минут (дойти до 16 минут)
|
Выбирать
разные звуковые сигналы - зрительные и звуковые.
|
З)
Медленный бег с поворотами по сигналу на 180 градусов
|
8
минут (дойти до 16 минут)
|
Выбирать
разные звуковые сигналы - зрительные и звуковые.
|
И)
Лежа на фитболе, из и.п - лежа на животе, выполнить оборот, стараться не
помогать руками влево (затем вправо) в и.п. - лежа на спине
|
15
оборотов в одну и 15 в другую сторону
|
Темп
средний
|
К)
Лежа на гимнастическом коврике, глаза закрыты, руки вдоль туловища. Перекаты
влево и право.
|
По
3 переката влево и 3 вправо - 5 минут (дойти до 10 минут)
|
Темп
средний
|
Л)
Лежа на гимнастическом коврике, глаза закрыты, руки вдоль туловища. 3
переката влево, встать, метание мяча в цель
|
10
минут (дойти до 15 минут)
|
Метание
выполняется правой и левой рукой поочередно
|
М)
Ходьба по шестиугольнику с последующим метанием в цель
|
10
минут (дойти до 15 минут)
|
Ходьба
выполняется влево и право. Метание правой и левой рукой поочередно
|
5.
Упражнения на развитие выпрямления головы и равновесия
|
А)
Лежа животом на мяче, руки в стороны. Отвести руки назад, затем вперед
|
25
раз
|
Туловище
прямое, руки в локтях стараться не сгибать
|
Б)
Лежа спиной на мяче, руки расслаблены, ноги на полу. Перекаты с носка на
пятку
|
5
минут (дойти до 15 минут)
|
Темп
быстрый, голову стараться приподнять
|
В)
Лежа спиной на мяче. Катание мяча вперед-назад, сгибая и выпрямляя ноги.
|
5
минут (дойти до 15 минут)
|
Голова
и туловище должны составлять прямую
|
Г)
Лежа спиной на мяче. Поднимание и опускание прямых ног
|
40
раз
|
По
20 раз каждой ногой. Темп средний
|
Д)
Лежа спиной на фитболе повороты корпуса вправо и влево
|
40
раз
|
20
раз в одну и 20 в другую сторону
|
Е)
Лежа на животе. Опускание и поднимание туловища
|
30
раз
|
Голову
не отпускать и не задирать
|
Ж)
Сидя на мяче, напряженные руки в стороны. Выполнение поворотов туловища
вправо и влево. Напряженные руки находятся при этом в четырех положениях:
|
6
минут (дойти до 16 минут)
|
Отпускать
руки без напряжения
|
1
- в стороны - вниз; 2 - в стороны; 3 - в стороны - вверх; 4 - вверх.
|
|
|
З)
Лежа на спине, руки в сторону удерживать равновесие
|
Как
можно дольше
|
Поддерживать
за плечи
|
И)
Лежа на животе, руки в сторону удерживать равновесие
|
Как
можно дольше
|
Поддерживать
за плечи
|
К)
Лежа на животе на мяче, ходьба на прямых руках
|
5
минут (дойти до 15 минут)
|
Туловище
и спина прямые
|
6.
Упражнения на развитие статического равновесия
|
А)
Пятки и носки вместе, руки на поясе, глаза закрыты
|
1
минута (дойти до 8 минут)
|
Стараться
стоять прямо, дыхание не задерживать
|
Б)
Стопы на одной линии (левая пятка примыкает к правому носку), руки на поясе.
|
1
минута (дойти до 8 минут)
|
Стоять
с закрытыми глазами.
|
В)
Стоя у гимнастической стенки. Ноги вместе, хват на уровне груди, подняться на
носках
|
Простоять
как можно дольше
|
Время
постепенно увеличивать. После выполнение упражнения с закрытыми глазами
|
Г)
Стоя у гимнастической стенки. Ноги вместе, хват на уровне груди, подняться на
пятках.
|
Простоять
как можно дольше
|
Время
постепенно увеличивать. После выполнение упражнения с закрытыми глазами
|
Д)
В стойке на носках выполнить 10 круговых движений головой влево (вправо)
|
1
движение в секунду в течение 5 минут
|
Темп
средний, количество раз постепенно увеличивать
|
Е)
Стойка на правой, левая сзади на носке, руки в стороны. Наклоны головы
вперед-назад, влево - вправо
|
5
минут (дойти до 10 минут)
|
После
поменять ногу
|
Ж)
Стойка на одной ноге, другая в сторону, различные движения руками
|
10
минут (дойти до 15 минут)
|
Менять
ногу через 10 минут.
|
З)
Стоя на четвереньках - на трех точках опоры, левая рука вперед, правая в
опорном положении
|
Время
максимальное
|
Постепенно
увеличивать время
|
И)
Стоя на четвереньках - на трех точках опоры, правая рука в перед, левая в
опорном положении
|
Время
максимальное
|
Постепенно
увеличивать время
|
К)
Лежа на животе руки в упоре
|
Время
максимальное
|
Постепенно
увеличивать время
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(обязательное)
Подвижные игры, развивающие координационную
выносливость
. «Лабиринт». Ребенок должен запомнить и пройти
путь пройденный взрослым как можно быстрее.
. «Попади в круг». Ребенок стоит с малым мячом в
руках напротив обозначенного на полу круга. По сигналу взрослого он бросает их
в цель, после сразу же подбирает, встает на исходную позицию и снова бросает.
Подсчитывается количество попаданий за 3 минуты.
. «Непослушный мяч». Ребёнок выполняет движения
под стихотворение:
В левую руку мячик возьми,
К правой коленке его приложи,
Над головою теперь подними,
Левого ушка мячом ты коснись,
Громко вздохни и мне улыбнись.
В правую руку мячик возьми,
Теперь перед грудью его подержи,
Правую щёчку мячом ты погладь,
За спину спрячь и пониже присядь.
. «Вратарь». Взрослый бросает мяч ребенку,
одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен
сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда
поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева,
прямо, снизу, сверху) мяч, смотри!
. «Запрещенное движение». Обозначается движение,
которое не надо повторять. Водящий выполняет различные движения (повороты,
движения руками, ногами, наклоны и т.д.) ребенок повторяет, кроме того
движения, который запрещен
. «Попади в корзину». Рядом с ребенком лежит 10
мячей. Броски мяча в корзину, стоящую на полу удобным способом. На количество
попаданий. Броски выполняются без остановки.
. «Полоса препятствий» 1 - пролезание под
препятствием, 2 - метание в вертикальную цель; 3 - прохождение по разметке; 4 -
перелезание через препятствие; 5 - метание на точность в горизонтальную цель.
. «Змейка». В игре участвует инструктор,
родители и сам ребенок. Играющие встают друг за другом, держась за пояс впереди
стоящего. Первый раз направляющим встает инструктор. Направляющий меняет
направление ходьбы изменяя темп движения, остальные должны не расцепляя руки,
успевать поворачивать за направляющим. Следующим направляющим в игре становится
ребенок.
. «Сделай правильно». Играющий ходит по комнате
произвольно, пока не услышит хлопки. Один хлопок - поворот направо, два хлопка
- поворот налево, три хлопка - поворот на 180 градусов. Игра длится 5 минут.
Подсчитывается количество ошибок.
. «Сбор грибов». На разных расстояниях лежат
мячи разные по размерам (8 штук). Задача собрать «грибы» начиная с самого
большого и заканчивая самым маленьким. Обязательное условие - «грибы» нести в
лукошко по одному. Лукошко находится на линии старта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(обязательное)
Таблица 4.1 - Результаты тестирования после
эксперимента Воеводина Кирилла
№
п/п
|
Тест
|
Результат
|
Баллы
|
1
|
Тест
1 «Метание теннисного мяча на точность попадания» (правой - ведущей рукой)
(кол-во раз)
|
7
|
3
|
2
|
Тест
1 «Метание теннисного мяча на точность попадания» (левой - не ведущей рукой)
(кол-во раз)
|
4
|
2
|
3
|
Тест
2 «Бег к пронумерованным медицинболам» (кол-во раз)
|
21
|
2
|
4
|
Тест
3 «Повороты на ограниченной поверхности» (кол-во раз)
|
28
|
2
|
5
|
Тест
4 «Ходьба по шестиугольнику» (кол-во шагов)
|
32
|
2
|
6
|
Тест
5 «Удержание головы лежа спиной на мяче» (сек)
|
24
|
3
|
7
|
Тест
6 «Стойка на 3 точках опоры» (сек)
|
18
|
2
|
2,3
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
(обязательное)
Таблица 5.1 - Уровень координационной
выносливости до и после эксперимента для χ²
Этап
эксперимента
|
Низкий
уровень
|
Уровень
ниже среднего
|
Средний
уровень
|
Высокий
уровень
|
n
|
До
эксперимента
|
Н1
= 1
|
Н2
= 4
|
Н3
= 2
|
Н4
= 0
|
n=7
|
После
эксперимента
|
К1
= 0
|
К2
= 0
|
К3
= 5
|
К4
= 2
|
n=7
|
χ²=(+) = 0,02 (49+196+63+98) = 8,12= 4-1
= 3