Физиологическое развитие и школьная успеваемость
Физиологическое развитие и школьная успеваемость
Лаврентьева М. В.
Физиологическое
развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является
основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
Физиологическая
готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем
организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности
детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным
критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка
составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически
ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных
способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
В
медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные
сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д.
относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о
состоянии нервной системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40 – 60%
детей 6 - 8–летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного
вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего
дошкольного возраста и младшего школьного возраста страдают неврозами (А. И.
Захаров, А. С. Спиваковская и др.)
С
точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны
обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и
минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут
компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые
особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при
организации воспитательно–образовательного процесса: снижение функций памяти и
внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со
сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной
задачи и снижение самоконтроля.
Причины,
вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы,
могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды,
некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы,
стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод
родителей), неблагоприятные условия в семье.
С
началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая
учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного
сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в
большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и
физических сил маленького школьника.
Готов
ли организм 6–7 летнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования
физиологов говорят о том, что в возрасте 5–7 лет происходит существенная
перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения
(к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается
активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной
стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов
к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к
неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному
и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со
школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
Необходимо
помнить и о том, что все дети развиваются по–разному, фактический возраст
ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему
физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому в 7 лет
обычная школьная нагрузка будет не по силам.
Результаты
исследования морфофункционального и психофизиологического развития детей 6–10
лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть
девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К
семи годам значительно увеличивается количество физиологически
"зрелых" и уменьшается число "незрелых" детей, особенно
девочек.
Все
дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на
основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в
школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и
биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его
и не имеет медицинских противопоказаний.
Критерии
физиологической готовности детей к обучению в школе:
1.
Уровень физического развития.
2.
Уровень биологического развития.
3.
Состояние здоровья.
При
определении физического развития обычно проводят оценку трех основных
показателей: длины тела (рост, стоя и сидя), массы тела и окружности грудной
клетки.
Старшие
дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не
случайно этот возраст называют периодом "вытягивания в длину".
Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки
увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек
протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в
6-7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском
организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической
и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний.
В
качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся
постоянных зубов, достижение определенных пропорций.
Мальчики
Количество
постоянных зубов
5
лет – 0-1
5,5
лет – 0-3
6
лет – 1-4
6,5лет
– 2-8
7
лет – 6-10
Отношение
окружности головы к длине тела
5
лет – 49,4-45,0
5,5
лет – 47,9-44,3
6
лет – 46,6-43,1
6,5лет
– 45,4-41,9
7
лет – 44,7-41,3
Девочки
Количество
постоянных зубов
5
лет – 0-2
5,5
лет – 0-4
6
лет – 1-5
6,5лет
– 3-9
7
лет – 6-11
Отношение
окружности головы к длине тела
5
лет – 48,1-44,5
5,5
лет – 46,7-43,2
6
лет – 45,7
6,5лет
– 44,9
7
лет – 43,9
Соотношение
окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого
человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.
В
существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются
на пять групп.
Первая
группа – дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим
развитием, редко болеющие. Число таких детей, поступающих в первый класс
массовой школы, не превышает 20-25%.
Вторая
группа – дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на
грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс. При
неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие
отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется
от 30 до 35%.
В
третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и
имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим
развитием. Количество таких детей в массовой школе 30-35 %. Раннее обучение в
школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей
противопоказаны.
Четвертую
группу составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного
лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста. Таких
детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях
санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная
отсрочка поступления в школу.
У
детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья,
исключающие возможность обучения в массовой школе.
Наряду
с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности
грудной клетки) при оценки готовности к школьному обучению учитывается
состояние основных физиологических систем организма ребенка. В ходе
медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное
давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.
В
6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышается надежность и
резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция
кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная
системы.
В
этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы:
скелет, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по
форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в
некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение
костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации
занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом,
продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям
осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.
У
старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей,
обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание,
катание на коньках. В то же время мелкие мышц кистей рук, обеспечивающие точные
и тонкокординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому
при выполнении графических упражнений дети быстро устают.
Общаясь
с учителями начальных классов, выясняется, что наибольшую проблему при обучении
первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Поэтому при
организации занятий по подготовке детей к школе необходимо выявить причину графической
неготовности к обучению письму. Основными причинами являются две:
1.
недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой
моторики (физиологическая неготовность к обучению письму);
2.
несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая
неготовность к обучению письму).
Развитию
мышц способствуют выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев
рук: лепка из глины, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров
из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков, застегивание мелких пуговиц.
Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно
удержать одной рукой.
Очень
полезны и вызывают интерес у детей разнообразные "пальчиковые игры" и
гимнастика для пальцев.
Чтобы
подготовить ребенка к школе, нужно развивать не только те отделы
опорно-двигательной системы, которые обеспечивают графическую деятельность и
выполнение письменных упражнений, но и также создать условия для полноценного
физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную
активность.
Движение
– главное условие нормального роста и развития организма. Результаты
медицинского обследования показывают, что малоподвижные, пассивные дети отстают
от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся. Движения не только
укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они
обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуют их
нормальному росту. В дошкольном возрасте необходимо развивать и поддерживать у
детей потребность в движении, формировать навыки ходьбы, бега, лазанья,
метания, плавания.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru