Тема: Метод административного права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Административное право
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Метод административного права
Метод административного права
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение 

Выбранная тема контрольной работы вряд ли однажды потеряет свою актуальность в юридических науках, ведь именно метод правового регулирования, наряду с предметом, является главным критерием разграничения системы права. Если говорить о методе административного права в частности, то необходимо отметить то обстоятельство, что оно относится к тем немногим отраслям, которые обладают собственным методом правового регулирования.

Более того, административное право играет в жизни государства и общества важную роль, так как именно эта наука призвана юридически регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Таким образом, управленческие административные отношения всегда были и будут, пока существует человеческое цивилизованное общество. Помимо всего прочего, благодаря эффективному методу субъектам общественных отношений не только предоставляются определенные права, но и предлагается способ их реализации.

В данной контрольной работе подробно рассмотрены не только методы административно-правового регулирования, но и предмет административного права, что необходимо для более полного исследования темы контрольной работы.

В ходе написания данной контрольной работы были использованы Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные документы, учебная литература, научные статьи.

Целью исследования является анализ административно-правовых методов.

При подготовке работы поставлены следующие задачи:

 - дать понятие административно-правовых методов,

- рассмотреть сущность административно-правовых методов;

- дать характеристику отдельных административно-правовых методов.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение учебной литературы, научных статей;

- анализ нормативно-правовых документов регулирующих вопросы суверенитета.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общее понятие метода административно – правового регулирования

1.1 Административное право и его предмет

«Административное право - отрасль российского права, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, иначе говоря - отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной власти в государстве. Использование термина «административное» в наименовании данной отрасли права можно объяснить рядом фактором: эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью государственной администрации, т.е. органов, осуществляющих от имени государства текущее управление всеми его делами; в деятельности соответствующих органов достаточно очевидны элементы распорядительства в целях общего и оперативного управления и достижения задач, поставленных перед ними (т.е., образно говоря, «администрирования»[1].

Предмет административного права охватывает множество сфер.

Административно-правовые отношения - это, прежде всего, отношения, в которые каждый человек вступает каждый день. Например, когда платит штраф за превышение установленной скорости движения транспортного средства, платит за проезд в метро и многие другие.

Во- вторых, административное право регулирует отношения, связанные с такими вопросами, которые вряд ли волнуют обычного гражданина, например, вопросы, касающиеся незаконного ношения государственных наград, проведения референдумов. А также административное право включает отношения, возникающие в связи с организацией самой государственной администрации, исполнительных органов.

Осветить весь спектр отношений, находящихся в сфере влияния норм административного права, невозможно, но в общем можно сказать, что предметом административного права являются общественные отношения, возникающие, в большинстве случаев, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями и другими субъектами права.

Таким образом, характерной особенностью предмета административного права является наличие субъекта исполнительной власти как обязательного участника таких отношений. Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых исключено юридическое равенство их сторон.

 

1.2 Метод административного права

Как уже отмечалось выше, административное право России является самостоятельной отраслью права, что означает помимо наличия предмета правового регулирования, также наличие и собственного метода правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимают определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. То есть,  предмет помогает определить сферу правового регулирования, а метод - средства этого регулирования.

Административное право, как и любая отрасль российского права,  использует следующие юридические возможности регулирования: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях) и дозволение (юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению). Различия меду отраслями права по методу правового регулирования различается по их соотношению. Так, механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты. Но при этом все методы, как способы регулирования очень тесно связаны друг с другом, поэтому фактически отдельно существовать не могут. Только совместно они образуют некую целостность правового регулирования, которая обусловлена единым предметом и обеспечивает регулирование образующих его отношений.

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

«Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права.

Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых, в большинстве случаев, выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников»[2].

Опираясь на вышесказанное, можно выделить следующие особенности метода административного права:

Во-первых, как уже отмечалось, для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Это выражается в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен некоторый объем властных полномочий, направленных другой стороне, которая обязана подчиниться.

Затем, административно-правовое регулирование предполагает односторонность властного волеизъявления одного из субъектов отношения, что объясняется тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.

В-третьих, административному праву характерна следующая взаимосвязь субъектов отношений: или у управляющей стороны имеются такие властные полномочия, каковых нет у управляемой стороны, или объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой.

И наконец, административно-правовое регулирование не исключает использование дозволительных средств, которые предусмотрены административно-правовыми нормами (например, в виде каких-либо разрешений).

Рассмотрев перечисленные особенности, можно сделать вывод, что во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно.

Итак, совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права. Необходимо иметь в виду, что метод административного права как совокупность способов, приемов и средств воздействия на общественные отношения следует отличать от методов изучения административного права, которыми являются способы толкования административно-правовых норм, а также от методов государственного управления, которые применяются в рамках управленческого воздействия и сами являются объектом правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика отдельных видов методов административного права

2.1 Предписание

Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на управляемого субъекта обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Иными словами, норма указывает, как именно нужно поступить в соответствующих условиях.

 «К императивным предписаниям относятся:

Обязывающее предписание - устанавливает обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом.

Запрещающее предписание - устанавливает запрет на совершение каких-либо действий (активного действия либо бездействия).

Диспозитивное предписание - разрешает гражданам и иным субъектам права по своему усмотрению определять права и обязанности в конкретном правоотношении либо реализовывать права и обязанности, предусмотренные этим предписанием»[3].

Крайней формой рассматриваемого метода правового регулирования является принуждение. «Принуждение - это применение мер воздействия, установленных в юридических нормах, уполномоченным субъектом власти с целью упорядочения общественных отношений. Принуждение направляет поведение людей в рамках закона, дает оценку неправомерного поведения, накладывает на правонарушителя обязанность претерпеть определенные лишения, загладить вину перед обществом. Правовое принуждение осуществляется в интересах общества, государства и, в конечном счете, самого правонарушителя»[4].

 

2.2 Запрет

Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Фактически запрет то же предписание, но иного характера.

Административно-правовой запрет - наиболее жесткий способ правового регулирования общественных отношений, применяющийся при этом довольно широко в качестве необходимых и достаточно действенных регуляторов поведения участников общественных отношений. К данному способу регулирования обращаются тогда, когда необходимо оградить общество от нежелательного поведения.

«Сущность правовых запретов проявляется в том, что они:

1) в отличие от массы норм, предписывающих позитивный вариант поведения, проявляют себя как категорическое осуждение государством возможного правонарушения;

2) одновременно рассматриваются и как определенные юридические обязанности участников регулируемых правом общественных отношений, поскольку последние обязаны воздерживаться от совершения поступков;

3) дают возможность предусмотреть большое число индивидуальных вариантов поведения, нежелательных для общества и государства»[5].

В зависимости от субъектов, которым адресованы запреты, в науке административного права выделяются общие и особенные запреты, которые также могут именоваться универсальными и специальными запретами. Общие запреты обращены ко всем субъектам права, особенные - к определенной группе лиц.

Характеризуя специфику административно-правового запрета, необходимо также обратить внимание, что за его нарушение применяются меры юридической ответственности. «Норма административного права, устанавливающая правовой запрет, предполагает и наличие мер государственного принуждения, обеспечивающих соблюдение установленного административным законом правила поведения, а в случаях его нарушения - наказание виновного»[6]. Но это правило не всегда соблюдается законодателем.

Таким образом, запреты - это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие участнику соответствующих отношений совершать закрепленные законом действия под угрозой применения мер государственного принуждения.

 

2.3 Дозволение

Для того чтобы административно-правовое регулирование носило гибкий и оптимальный характер, необходимо иметь в составе механизма административно-правового регулирования не только запреты, но также и дозволения.

Дозволения (разрешения) - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Другими словами, дозволение предполагает поведение, запрещенное тем лицам, у которых такое разрешение отсутствует. При отсутствии запрета разрешение как таковое теряет смысл, поэтому оно представляется способом обеспечения общественного порядка, безопасности, соответствия дозволенного поведения интересам общества и государства, которое, очерчивая разрешенный государством круг действий, воздействует на общественные отношения.

Примером связи запрета и дозволения может служить ст. 23 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016), согласно которой сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в строго случаях, но в то же время сотруднику полиции «запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица»[7].

Дозволение бывают двух видов:  правоустановительное, когда путем разрешения обеспечивается возможность реализации гражданами своих прав на те или иные социальные блага, и правоохранительное, направленное на обеспечение общественной безопасности при совершении дозволенных действий.

Исследуя метод дозволения, в административном праве можно выделить его «следующие наиболее распространенные формы:

1) лицензирование;

2) предоставление разрешения (специального разрешения);

3) сертификация;

4) предоставление допуска;

5) аттестация;

6) аккредитация;

7) квотирование;

8) регистрация;

9) предоставление иных видов разрешений (включение в реестр, предоставление права, удостоверение, паспорт и т.п.)[8]».

Особенностью отечественного правового регулирования разрешительной деятельности является неупорядоченность используемой терминологии, ее бессистемное применение. Избрание конкретных форм разрешительной деятельности (лицензирование, разрешение, регистрация и т.п.), замена одного вида разрешения другим осуществляется хаотично.

Нормативных правовых актов федерального уровня, которые полностью регулируют конкретные формы разрешительной деятельности, фактически не имеется, что, несомненно, тормозит развитие правового регулирования, препятствует укреплению законности в целом.

Законодателям необходимо обратить свое внимание на данный пробел в российском праве, тем более, что  в настоящее время количество дозволений в механизме административно-правового регулирования становится все больше. Это связано с тем, что государство отказывается от жесткого административно-правового регулирования.

Итак, дозволение - это метод правового регулирования, который заключается в предоставлении субъекту свободу в выборе варианта поведения, который способствует удовлетворению интересов как индивидуальной личности, так и общества, и государства в целом.

 

 

 

 

Заключение

Административное право - это одна из базовых, ключевых отраслей современной системы права любого государства. Административное право России – не исключение. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных отношений, ежедневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

При осуществлении своей непосредственной регулятивной функции, административное право использует совокупность способов и средств регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников, так называемых методов правового регулирования общественных отношений.

В современной науке проблема методов правового регулирования является дискуссионной.  Одни ученые юристы считают, что каждая правовая отрасль наряду с предметом имеет и свой собственный метод, но другие ученые придерживаются несколько другой точки зрения, согласно которой все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства. Автор придерживается второй позиции, ведь юридические способы правового регулирования как предписание, запрет и дозволение используются в любой отрасли права, но с учетом особенностей предмета конкретной отрасли.

Спецификой административно-правового метода регулирования является доминирование, подчинение одного лица другому, что неразрывно связано с властью. Субъекты таких отношений не равны, и законодатель юридически закрепил такое неравенство прав и обязанностей субъектов.

На сегодняшний день активно проявляет себя тенденция внедрения в сферу администрирования демократических начал в виде так называемой разрешительной деятельности. Метод разрешения (дозволения) выступает как средство реализации гражданами и организациями своих прав и свобод, что заключается в предоставлении им права, при условии соблюдения установленных законом требований, совершать определенные действия, преодолевая запрет. Существует множество видов разрешений, например, допуски, пропуски, регистрация, права, но основное внимание административно-правовой науки сконцентрировалось на проблемах, связанных с лицензированием, в то время как остальные виды разрешений остаются вне поля зрения ученых. Поэтому законодателям необходимо обратить свое внимание на такой значительный пробел в отечественном праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.

Письмо Минюста РФ от 23.02.2000 № 1187-ЭР «О рекомендациях по подготовке и оформлению проектов федеральных законов».

Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. Юстицинформ, 2015 г., 640 с.

Лапина М. А. Административное право. Курс лекций. М.: Консультант Плюс, 2009 г., 149 с.

Радько Т.Н. О роли запретов в правовом регулировании // Труды Высшей следственной школы МВД СССР. - Волгоград: НИиРИО МВД СССР, 1969, Вып. 1. - С. 87-98.

Трегубова Е.В. Административно-правовой запрет: понятие, цель, признаки в механизме противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2010. N 6.- С. 84 - 89.

Фиалковская И.Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. № 2 (1). - С. 290–294.

 

 


[1] Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. Юстицинформ, 2015 г., 47 с.

 

[2] Лапина М. А. Административное право. Курс лекций. М.: Консультант Плюс, 2009 г., 33 с.

 

[3] Письмо Минюста РФ от 23.02.2000 № 1187-ЭР «О рекомендациях по подготовке и оформлению проектов федеральных законов»

[4] Фиалковская И.Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. № 2 (1). - С. 290

[5] Радько Т.Н. О роли запретов в правовом регулировании // Труды Высшей следственной школы МВД СССР. - Волгоград: НИиРИО МВД СССР, 1969, Вып. 1. - С. 87

[6] Трегубова Е.В. Административно-правовой запрет: понятие, цель, признаки в механизме противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2010. N 6.- С. 85.

[7] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.

 

[8] Мелехина А. В. Административное право Российской Федерации: Учебник, Москва, Юстиция, 2016г.,19 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!