Тема: Наркотизация в РФ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Наркотизация в РФ
Наркотизация в РФ
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Введение

1. Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде

1.1. Проект «Верное решение» как технология профилактики наркотизации подростков

1.2. Задачи проекта

2. Наркотическая ситуация

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

В изложенной Концепции профилактической антинаркотической деятельности акцентируется внимание на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них носят общий характер, другие - частный, специализированный.

Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объединении образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата: 
- снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру; 
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом; 
- снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодежи.

При анализе современных публикаций, посвященных методологическим аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдельных, изолированных, преимущественно ведомственных проблем, либо, например, педагогических, психологических, социологических вопросов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского коллектива.

Следует отметить, что целый ряд важных положений прежде всего ранней, первичной профилактики уже разработан и используется в данной Концепции.

К ним относятся: 
- приоритет первичного профилактического подхода к решению проблем наркомании; 
- признание медико-социальной значимости профилактических мер для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реабилитации наркозависимых, улучшения криминогенной обстановки в обществе, снижения общей заболеваемости; 
  - определение принципа комплексного (межведомственного) подхода к решению проблем профилактики наркозависимости.

Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются создание организационных структур профилактики, подготовка кадров, разработка программ для всех уровней профилактической деятельности, создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оценка эффективности профилактических мероприятий. Вместе с тем оценка эффективности профилактики наркомании вызывает определенные трудности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребления ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.

В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают личностный и социальный статус детей и молодежи, но и весьма существенно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, в криминальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем многолетняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно касающиеся реабилитации детей и молодежи.

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться: 
- на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию; 
- на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика); 
-на раннее выявление и диагностику наркозависимости; 
на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит глоссарий общих понятий: профилактика, субъекты профилактики, группы риска, злоупотребление психоактивными веществами и другие, социальные и правовые основания профилактической деятельности, области реализации профилактической помощи

 

 

 

1.Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде

Цель профилактической работы - создание в подростковой среде ситуации, препятствующей росту спроса и злоупотреблению, какими то ни было интоксикантами.

Из числа учреждений, имеющих возможность участвовать  в антинаркотической профилактике, образовательное учреждение как  социальный институт располагает уникальными  возможностями для успешной реализации её задач, поскольку просветительскую деятельность оно может вести на протяжении всего периода обучения подростков. В ходе выполнения профилактических программ учащимся должны предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования жизненной оптимальной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации.

1.1. Проект «Верное решение» как технология профилактики наркотизации подростков

Главным назначением проекта «Верное решение» является развитие сети молодых специалистов в области профилактики наркотизации подростков. Актуальность и целесообразность данного направления работы не требует доказательств, поскольку распространение и употребление психоактивных веществ сегодня признаётся общенациональным бедствием. Так, «по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 63% россиян считают наркоманию одной из острейших проблем, стоящих перед нашей страной15». «Снижение уровня производства, порождающее проблему занятости населения, тенденции социального расслоения в обществе, невротизация социума создают условия, благоприятствующие распространению наркотических средств среди населения16». В этих условиях самой незащищённой частью оказываются подростки и молодёжь, в среде которых ежедневно растёт число лиц, вовлечённых в употребление наркотиков.

В настоящее время  профессиональные группы лиц, работающие с подростками и молодёжью, особенно молодые педагоги, нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучать подростков новым формам поведения, формировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самому обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе взаимодействия с окружающими, а во-вторых, обладать знаниями, умениями, навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Цель проекта: профилактика наркотизации в подростковой среде через обучение антинаркотической профилактической деятельности молодых специалистов, чья профессиональная деятельность связана с непосредственным взаимодействием с подростками.

Говоря о профилактике, мы имеем в виду, прежде всего  «подготовку растущего человека к свободному, а значит полностью  осознанному и ответственному выбору в пользу здорового образа жизни, формирование такой системы ценностей, которая бы позволила подростку  отказаться от любого психоактивного вещества17». Огромная ответственность в таком процессе профилактики возлагается на неотъемлемые институты воспитания человека: семью и учебное заведение. Педагогические работники должны доносить до подростков объективные знания о наркотизации общества, формировать у них способность определять верную стратегию собственного мнения. Именно, такой эффективной работе предполагается обучать молодых специалистов в рамках данного проекта.

1.2.Задачи проекта.

-Оказание консультативно-методической помощи по вопросам проблемы наркотизации в современном обществе;

-Формирование представлений о химической зависимости в рамках био-психо-социо-духовной модели;

-Ознакомление с основными существующими технологиями профилактики наркотизации подростков;

-Создание условий, способствующих принятию молодым специалистом ответственности за осуществление профилактической работы;

-Формирование и развитие навыков проектировочной деятельности;

-Развитие навыков самоанализа и эффективного общения.

Целевая аудитория проекта: молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, получающие или уже получившие высшее образование и непосредственно работающие с подростками 13-17 лет.

Возраст целевой  аудитории выбран не случайно: восемнадцать лет – это возраст гражданского совершеннолетия, по Гражданскому кодексу РФ, а ограничение до 30 лет связано с возрастными границами категории молодёжи, по Стратегии государственной молодёжной политики в России. Кроме того, «наличие молодого специалиста, играющего позитивную роль в жизни подростка, - фактор, который способен повлиять на правильный выбор последнего в отношении наркотиков18».

Обучение молодых  специалистов в рамках проекта предполагает их дальнейшую работу по профилактике наркотизации с подростками в целом без выделения групп риска или иных групп. Также предполагается совершенствование знаний педагогов в области превентивного обучения, ведь «профилактика – это процесс, побуждающий индивидуумов принять вызов, бросаемый жизненными обстоятельствами и изменениями путём создания условий, поддерживающих здоровый образ жизни19». И одним из таких условий является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье, то есть организация превентивного обучения подростков.

Проект «Верное  решение» включает в себя образовательный и психологический компоненты. Образовательный предполагает, с одной стороны, обеспечение молодых специалистов объективными знаниями о сущности наркозависимости и наркотизации. С другой - формирование и развитие навыков проектировочной и аналитической деятельности на уровне составления и реализации собственных проектов и программ, рассчитанных на конкретное учреждение.

Психологический компонент включает формирование психологической  готовности к антинаркотической деятельности. Прежде чем начать профилактическую работу с подростками, многим молодым специалистам необходимо изменить собственные установки, отказаться от определённых стереотипов.

2. НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В наше время века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ООН, количество наркоманов во всем мире составляет более 48 млн. человек .

В России, по данным ФСКН, 6 млн. наркоманов, 1,8 млн больны наркоманией, 350 тысяч находятся на учете в наркологических диспансерах.

От 900 тыс. до 1 млн 100 тыс. наркозависимых — это подростки и молодежь в возрасте 11 — 24 лет.

Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. В 2006 году от наркомании умерло около 100 тыс. человек.

В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50 проц. наркоманов, в Европе - 70 проц.), инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧинфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧинфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20 проц. всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40 проц. госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны.

Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.

В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбыта наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на путях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес является одним из основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и граничащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков в масштабах всей страны.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Поэтому, без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.

Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни.

На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый "вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.

По данным Минздрава России: 
до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах таких школьников 20-30%; 
повышенная невротизация диагностируется у 55-83% учащихся школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хронические болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют морфофункциональные изменения; 
в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25% детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития, характеризующийся уменьшением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости легких; 
из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет, у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых - близорукость (за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в пять раз), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%; 
распространенность психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%, частота психических заболеваний достигает у детей 15%, у подростков - 20- 25%, психические заболевания являются причиной инвалидности с детства в 70% случаев, непригодности к военной службе - в 33% случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10% детей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии декомпенсации.

Отсюда следует, что современная система образования в российских школах вносит свой "весомый вклад" в ухудшение общесоматического и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприятными влияниями повседневной жизни. Учащиеся с перечисленными нарушениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи.

Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности.

Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.

Заключение

Наркотизация - термин, обозначающий степень распространения социального явления, болезни - наркомании - в конкретном обществе. Это, в первую очередь, социальная проблема, имеющая множество аспектов (медицинский, юридический, биофизиологический, политический, экономический и т.д.), но ключевой стороной этой проблемы является именно социальная, возникающая как болезненная реакция общества на проблемы личности и окружающей социальной среды.

Наркотизм, как  социальное явление имеет глубокие исторические, а возможно, и биологические  корни. Наркотики выполняют вполне определённые социальные функции. С  их помощью снимается или ослабляется тревога, усталость, они облегчают общение между людьми. Социологи объясняют потребление наркотиков как форму «ухода» от житейских трудностей и конфликтов. В приеме наркотиков видят бегство не только от условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации жизни в современном обществе. Таким образом, употребление наркотиков - это «результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в обществе, утраты или отсутствия смысла жизни»20.

В 2001 году бывший Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов, выступая на Съезде православной молодёжи в Москве, заявил, что «воспитание молодого поколения - общее дело государства, общества и церкви». И это действительно так. Но наибольшее влияние на подростков и молодёжь в таком случае, несомненно, оказывает общество. То есть, в первую очередь, то ближайшее окружение, с которым постоянно взаимодействует молодой человек. Это семья и школа, или другое учебное заведение, ответственность которых в воспитании растущего человека более чем очевидна, она огромна. Поэтому, говоря о профилактике наркотизации подростков, мы имеет в виду, прежде всего подготовку педагогов, непосредственно работающих с подростками, к антинаркогенной деятельности, обучение их необходимым знаниям, умениям и навыкам эффективной работы по профилактике наркотизации. Педагогические работники как профессионалы должны доносить до детей, подростков и молодёжи объективные знания о процессе наркотизации, формировать у своих подопечных способность определять верную стратегию собственного поведения, личную ответственность за свои поступки и здоровье.

Поэтапно решая  поставленные перед авторами задачи, мы смогли достигнуть главную цель данного исследования, а именно: разработать технологию профилактики подросткового наркотизма.

Разработанный проект не претендует на всесторонность освещения профилактической антинаркогенной деятельности молодого педагога, поскольку система деятельности находится в стадии разработки, но мы надеется, что освещённые в работе идеи помогут многим молодым специалистам, делающим первые шаги в указанном направлении, получить достоверную информацию о наркотиках и наркотизации, определить собственную позицию и в различной форме донести эти сведения до подростков.

Мы живем в  эпоху, когда отстранённость значительной части наших сограждан относительно проблем жизни общества является печальной реальностью. Но истина в  том, что какую бы позицию мы не занимали, происходящее вокруг рано или  поздно сказывается на судьбе любого. Ещё несколько лет назад большинство  из нас демонстрировало полное безразличие  к проблеме наркомании, полагая, что  лично он и близкие ему люди не имеют никакого отношения к этому явлению. Но в современном мире даже при этом условии мы начинаем понимать, что это не чужая беда: современную ситуацию можно определить уже как массовую наркотизацию. И любой здравомыслящий человек не может не понимать, что не только будущее, но и настоящее нас, наших детей зависит только от нас самих и не может уклоняться от участия в профилактической работе. Профилактика – это «подготовка растущего человека к свободному, а значит осознанному и ответственному выбору в пользу здорового образа жизни, формирование такой системы ценностей, которая бы позволила ему сказать «нет» любому наркотику». Поэтому так важно проводить такую работу с подрастающим поколением, которое наиболее подвержено воздействию окружающих условий жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью // Воспитательная работа в школе. 2003. № 6.

2. Галичкина О. В. Система работы администрации школы по профилактикелнаркомании. Волгоград: Учитель, 2006.

3. Гиль С.С. Гиль Л.В. «Педагогическая профилактика ПАВ - зависимости: технологии содействия самореализации подростков». М., Изд-во «Ритм», 2004.

4. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М: 2005.

5. Дереклеева И. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.: 2005.

6. Об организации работы с родительской общественностью в регионах Российской Федерации // Воспитательная работа в школе. 2003. № 9.

7. Памятка для родителей // Наркоконтроль. 2006. № 1.

8. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. / Сост. Г.Н, Тростанецкая, А.А. Гериш. М., 2002.

9. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде: Сб. программ / под ред. Л. М. Шипициной. СПб.; Образование - культура, 2003.

10.Самошкина Л., Гришина В., Перекркестов А. Программа первичной позитивной наркопрофилактики. // Воспитательная работа в школе. 2003. № 4.

11.Семья и дети в антинарокотических программах профилактики, коррекции, реабилитации / Под. Ред. Н.В. Вострокнутова. М: 2003.

12.Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С, Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 2005.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!