Совершенствование взаимодействия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков с государственными и общественными структурами по профилактике наркомании на региональном уровне (на примере Управления ФСКН Самарской области)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    211,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование взаимодействия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков с государственными и общественными структурами по профилактике наркомании на региональном уровне (на примере Управления ФСКН Самарской области)

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема наркомании в РФ и полномочия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в борьбе с наркотизмом

.1 Сущность и содержание понятий «наркомания» и «наркотизм»: медицинские, правовые и социальные аспекты

.2 Исторический анализ причин распространения наркомании как социального явления в России и за рубежом

.3 Цели и задачи ФСКН РФ по реализации государственной политики России в сфере борьбы с наркоманией

Глава 2. Стратегия создания государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и координация её деятельности ФСКН РФ

.1 Исследование ФСКН РФ эффективности деятельности социальных институтов по профилактике наркотизма среди подростков и молодежи

.2 Процесс формирования государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков в «Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.»

.3 Анализ реализации государственной политики по формированию государственной системы профилактики наркомании на федеральном и региональном уровнях (на примере Самарской области)

Глава 3. Предложения по совершенствованию взаимодействия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков с государственными и общественными структурами по профилактике наркомании на региональном уровне (на примере Управления ФСКН Самарской области)

.1 Анализ, оценка и динамика уровня наркотизации населения Самарской области

.2 Предложения по совершенствованию взаимодействия региональных управлений ФСНК с исполнительными органами власти и общественными организациями по созданию системы профилактики наркомании (на примере Самарской области)

.3 Проект предложения альтернативной методики расчета наркоситуации субъектов РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 <#"725893.files/image001.gif">

Рис. 1 - Уровень и динамика наркотизации в Самарской области

Число впервые выявленных лиц с диагнозом «наркомания» составило 441 человек. В структуре наркозависимых, как и в 2011 г. преобладает опийная наркомания - 94,2% (в 2011 г. - 95,3%). Доля каннабиноидной наркомании снизилась до 1,7% (в 2011 г. - 2,3%).

Основная масса зарегистрированных лиц с диагнозом «наркомания» приходится на возрастной диапазон 20-39 лет (77,6%). Доли лиц в возрасте 40-59, 18-19, 15-17 лет составили соответственно 21%, 1% и 0,04%. Среди лиц, «злоупотребляющих наркотическими средствами» и зарегистрированных в наркологических диспансерах, 90% составляют городские жители, 20% - женщины, 0,04% - дети и подростки.

В разрезе муниципальных образований наиболее высокий уровень наркотизации на 100 тыс. населения также как и в 2011 г. наблюдался в следующих городских округах Самарской области (см. Таблица 5):

Таблица 5 Уровень наркотизации на 100 тыс. населения в муниципальных образованиях

Чапаевск 1605,9 (2011 г. - 1718,9),

Новокуйбышевск 1063,4 (2011 г. - 1068,8),

Самара 953,6 (2011 г. - 961,0),

Сызрань 834,7 (2011 г. - 856,4),

Жигулевск 822,6 (2011 г. - 872,4).


Высокий уровень наркотизации муниципальных районов Самарской области высокий уровень наркотизации населения также как и в 2011 г. отражает Таблица 6

Таблица 6 Уровень наркотизации на 100 тыс. населения в муниципальных районах

Похвистневском 542,9 (2011 г. - 566,9),

Красноярском 530,6 (2011 г. - 523,2),

Богатовском 440,2 (2011 г. - 418,9),

Кинель-Черкасском 421,0 (2011 г. - 418,9).


Также как и в 2011 г. в 2012 г. наблюдалась динамика изменения среднего уровня наркотизации в расчете на 100 тысяч населения.

В городских округах с высоким уровнем наркотизации в 2012 г. продолжилась тенденция снижения: г.о. Чапаевск - на 6,6% и г.о. Сызрань на 2,5%. Снизился соответствующий уровень наркотизации в м.р. Похвистневский - на 4,2%, однако, такой показатель выше, чем два года назад (на 1 января 2013 - 542,9 чел.; на 1 января 2012 - 566,9 чел.; на 1 января 2011 - 427,8). В территориях с низким уровнем наркотизации по-прежнему наблюдаются разнонаправленные тенденции:

а) выделяются муниципальные районы, в которых уровень наркотизации вырос:

Челно-Вершинский - на 45,5% (на 1 января 2013 - 95,1 чел.; на 1 января 2012 - 65,4 чел.),

Борский - на 29,4% (на 1 января 2013 - 90,3 чел.; на 1 января 2012 - 69,8 чел.),

Хворостянский - на 28,6% (на 1 января 2013 - 55,4 чел.; на 1 января 2012 - 43,1 чел.).

б) наряду с этим в ряде муниципальных районов сохраняется тенденция снижения:

Пестравский - на 41,2% (на 1 января 2013 - 56,2 чел.; на 1 января 2012 - 95,5 чел.),

Кошкинский - на 38,5% (на 1 января 2013 - 99,5 чел.; на 1 января 2012 - 161,7 чел.),

Шигонский - на 30,8% (на 1 января 2013 - 43,0 чел.; на 1 января 2012 - 62,0 чел.).

Оценка уровня распространения наркотизации населения на основе экстраполяции данных массового опроса населения

Выборка 2000 человек, пробовавших наркотические вещества из этой выборки 94 человека. Можно получить прямое соотношение: как 2000 к 94, так и численность Самарской области к общему числу употребляющих наркотики (Х):

/94=3 214 065/ Х

214 065/ Х =21,2766

Х = 3 214 065/21,2766

Х = 151 061

Общее число употребляющих наркотики=151 061 человек в Самарской области. В пересчете на 100 тысяч населения это составляет:

061*100 000/3 213 289=4 701,1 (4,7% населения Самарской области).

Согласование результатов

Рассчитываем среднее значение между полученными двумя способами результатами: (4,7+5,6)/2=5,15% (165 524 человек)

В пересчёте на 100 тысяч человек населения в Самарской области число потребителей наркотических средств составляет 165524х100000/3213289=5151,3 (5, 15% населения Самарской области)

Таким образом, проведенные на основе социологического исследования расчеты позволяют предположить, что распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности - 5151 человек на 100 тыс. населения. Общее количество наркопотребителей в Самарской области составляет 5,15% от всего населения.

Возраст первой пробы. Портрет группы «риска»

Данные, проведенных в РФ социологических исследований, показывают, что нижний предел возраста наркомана заметно опустился, то есть все больше людей, приходящих к наркотикам, являются подростками в возрасте 13-17. Однако, в Самарской области ситуация выглядит еще более критично: по данным исследования 2011 г. нижний предел начала употребления наркотиков составлял 7-9 лет. По данным опроса 2012 г. возраст начала употребления наркотиков в Самарской области немного повысился, но все равно ниже среднероссийских цифр, - 10-14 лет.

Также как и в 2011 году в ходе анкетного опроса проведенного в 2012 году респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Пробовали ли Вы когда-нибудь какой-либо наркотик в немедицинских целях?». Ответы респондентов представлены на Рис. 2.1.

Рис. 2.1 - Распределение ответов на вопрос: «Пробовали ли Вы когда-нибудь какой-либо наркотик в немедицинских целях?»

В выборке исследования 2012 г. оказалось примерно в 2,5 раза меньше тех респондентов, кто пробовал наркотики в немедицинских целях. Но, к сожалению, такие данные вовсе не означают снижения по сравнению с 2011 г. доли употреблявших наркотики, а лишь характеризует респондентов, попавших в выборочную совокупность.

Отметим, что также как и по данным мониторинга 2011 г. среди женщин распространенность употребления наркотиков ниже: в 2012 г. пробовали наркотик в немедицинских целях 1,5% женщин и 8,0% мужчин (см. Рис. 2.2).

В 2012 г. среди респондентов не оказалось тех, кто указал, что попробовали наркотик в младшем школьном возрасте (в 2011 г. о том, что попробовали наркотик в 7-9 лет сообщили 3,1% мужчин). Наиболее заметным отличием от опроса 2011 г. является рост доли респондентов попробовавших наркотики в возрасте 15-17 лет (в 2011 г. - 37,3%, в 2012 - 48,0%).

Рис. 2.2 - Распределение ответов на вопрос: «В каком возрасте Вы впервые попробовали наркотическое вещество?»

Как и по данным опроса 2011 г., почти для 3/4 опрошенных в 2012 г. первым наркотиком становится марихуана или гашиш. Доли респондентов употреблявших при первой пробе «тяжелые» наркотики не велика, однако по сравнению с 2011 г. увеличилась доля респондентов употреблявших героин, опий и крэк. Обратим внимание, что 6,9% опрошенных указали, что пробовали курительные смеси «Спайс» (вариант ответа отсутствовал в 2011 г.). А вот доля тех, кто отметили вариант «другой наркотик» - это в основном самодельные наркотики, изготовленные из аптечных препаратов, резко снизилась (с 16,7% в 2011 г. до 3,9% в 2012 г.). Это свидетельствует об успешности опыта по запрету безрецептурной продажи кодеиносодержащих лекарственных препаратов действующему на территории Самарской области с 1 июня 2012 года.

Динамика среднего уровня наркотизации (на 100 тыс. населения)

Данные Самарского областного наркологического диспансера свидетельствуют о снижении на 3% уровня наркотизации населения в 2012 году (на 1 января 2013 уровень наркотизации составил 678,4 чел. на 100 тысяч населения; на 1 января 2012 - 699,6 чел.) (см. рис. 2.3).


За 2012 года взято на наркологический учет 1950 человек (2011 г. - 2086; -6,5%), в том числе:

с диагнозом «наркомания» - 441 человек (2011 г. - 558; -21%), из них 24 (от 18 до 19 лет), 377 (от 20 до 39 лет);

«злоупотребляющих наркотическими средствами» - 1509 человек (2011 г. - 1528; -1,3%), из них 8 (до 14 лет), 32 (от 15 до 17лет), 67 (от 18 до19 лет), 1267 (от 20 до 39 лет). (см. Рис. 2.4).

Рис. 2.4 - Динамика изменения количества лиц, поставленных на учет в наркодиспансерах Самарской области

Снятие с учета. Динамика лиц, находящихся в ремиссии

Снято с наркоучета 1027 лиц с диагнозом «наркомания» (2011 г. - 1885; -45,5%), в т. ч. с выздоровлением - 275 (2011 г. - 276), со смертью - 457 (2011 г. - 538; -15%). Лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, снято с наркоучета 925 (2011 г. - 1202; -23%), в т. ч. с выздоровлением - 496 (2011 г. - 529;-6%), со смертью - 117 (2011 г. - 140; -16%).

В 2012 г. продолжилась динамика роста числа лиц находящихся в состоянии ремиссии: 2010 г. - 4737 человек; 2011 г. - 5260 человек, 2012 г. - 5911, в том числе наблюдается рост числа тех, кто находится в ремиссии свыше 1 года (см. Рис. 2.5).

Рис. 2.5 - Динамика изменения количества лиц, находящихся в ремиссии

 

Отравления наркотическими средствами

Количество отравлений наркотическими средствами представлено на Рис 3.

Рис. 3 - Количество отравлений химической этиологии и доля отравлений наркотическими веществами

По данным ГБУЗ «Самарское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» за 2012 год от передозировки наркотиков, психотропных веществ и неизвестных ядов (суррогатов наркотиков) умерло 306 жителей области, из них все лица старше 14 лет.

Количество вызовов бригад Самарской городской станции скорой медицинской помощи к лицам с диагнозом передозировка наркотическими средствами и психотропными веществами за 2012 год составило 968 (2011 г. - 546; +77,3%). В то же время следует учитывать, что данные, предоставленные станцией скорой помощи по вызовам отравлений, не отражают окончательный диагноз, а, напротив, фиксируют причины первичного вызова к больному.

По данным токсикологического отделения Областной больницы Калинина с отравлениями наркотиками в 2012 году поступило 15 человек (2011 г. - 8).

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в 2012 году отмечается рост острых отравлений наркотическими веществами в 2,3 раза или на 301 отравление больше, чем в 2011 году. Увеличение числа отравлений произошло за счет городских округов - 523 (в 2011 г. - 221). Наибольшее количество острых отравлений зафиксировано в г.о. Тольятти - 237 (в 2011 г. - 121). В г.о. Сызрань в 2012 году количество отравлений возросло в 6,8 раз (2011 г. - 16, 2012 г. - 108). В городских округах Самара, Тольятти, Новокуйбышевск количество отравлений увеличилось в 2 раза (см. таблицу 7):

Таблица 7 Динамика острых отравлений в городских округах

Городские округа

2011 г.

2012 г.

Тольятти

121

237

Сызрань

16

108

Новокуйбышевск

48

96

Самара

36

78


В 2012 году регистрировались отравления в г.о. Жигулевск (1), Октябрьск (1), Похвистнево (2), в 2011 году отравлений наркотическими веществами в этих городских округах зафиксировано не было.

Количество отравлений по муниципальным районам в 2012 году уменьшилось на 1 отравление (2011 г. - 12, 2012 г. - 11). Отмечается, что отравления наркотическими веществами как в 2011 году, так и в 2012 году были зарегистрированы в муниципальных районах: Волжский, Кинель-Черкасский, Сергиевский, Ставропольский.

Соотношение острых отравлений наркотическими веществами по городским округам и муниципальным районам 98% и 2%, соответственно.

В 2012 году большинство острых отравлений наркотическими веществами регистрировались среди взрослого населения - 514 отравлений - 96,3% (в 2011 г. - 221 - 94,9%), подростковое население (15-17 лет) - 14 отравлений - 2,6% (в 2011 г. - 9 - 3,9%), детское население (до 14 лет) - 6 отравлений - 1,1% (в 2011 г. - 3 - 1,2%). Острые отравления наркотическими веществами у детского населения регистрировались в городских округах: Тольятти - 5 (в 2011 г. - 1), Сызрань - 1 (2011 г. отравления не регистрировались).

Из общего количества отравлений наркотическими веществами в 2012 году на долю отравлений с летальным исходом приходилось 2,3% - 12 отравлений (2011 г. - 2,2% - 5). Из общего числа летальных исходов по причине отравлений наркотическими веществами доля с летальным исходом у мужчин - 10 - 83,3% (в 2011 г. - 4 - 80%) и 2 отравления (16,7%) у женщин (2011 г. - 1 - 20%).

В 2012 году из общего числа острых отравлений наркотическими веществами на долю отравлений неуточненными наркотиками приходилось 81,7% (2011 г. - 70,4%), отравлений героином - 7,7% (2011 г. - 5,2%), кодеином, морфином - 5,8% (2011 г. - 8,6%). Наибольшее количество острых отравлений другими неуточнёнными веществами (98,0% от всех отравлений неуточненными веществами) зарегистрировано в городских округах: Тольятти, Сызрань, Самара, Новокуйбышевск (в 2011 г. - 99,0%). По муниципальным районам из всех отравлений наркотическими веществами 91,0% приходится на отравления другими неуточненными наркотиками (в 2011 году - 17,0%).

Из общего количества отравлений с летальным исходом: 50,0% - отравления другими неуточненными наркотиками, 33,3% - другими опиоидами (кодеин, морфин), 16,7% - героином (см. Таблица 8)

Таблица 8 Отравления наркотическими веществами с летальным исходом

Наркотическое вещество

2011 г.

2012 г.


Всего

летальность

всего

летальность

Другие неуточненные наркотики

164

3

436

6

Героин

12

-

41

2

Опий

18

2

1

-

Другие опиоиды (кодеин, морфин)

20

-

31

4

Другие наркотические вещества

-

25

-

 

Наркозависимость в среде лиц призывного возраста

В 2012 году на территории Самарской области выявлено в 2 раза меньше лиц, освобожденных от призыва на военную службу по причине употребления психоактивных веществ, по сравнению с 2011 годом (2012 г. - 47 лиц; 2011 г. - 95).

В качестве наиболее неблагополучных муниципальных образований по наркотической ситуации по результатам призывной кампании, состоявшейся в 2012 году, можно выделить городские округа: Самара, Новокуйбышевск, где доля лиц, освобожденных от призыва на военную службу с употреблением психоактивных веществ, составила по 21,3% от общего числа освидетельствованных по статье 19 «Расписание болезней», Тольятти 12,8%, Чапаевск 6,4%; муниципальные районы: Кинель-Черкасский 6,4%, Большеглушицкий 6,4%. На основании «Областной целевой программы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2010-2012 гг.» проводится тестирование призывников на наличие наркотических средств в биологических средах (моча, слюна). Тестирование призывников в отделах военного комиссариата Самарской области проводится врачами-наркологами, привлеченными из медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. Врачи-наркологи прибывают на призывные пункты с тест-полосками, закупленными министерством здравоохранения Самарской области.

Об эффективности работы медицинских комиссий в муниципальных образованиях, а также областной военно-врачебной комиссии при медицинском осмотре призывников на областном сборном пункте перед отправкой их в войска свидетельствует то, что за последние 5 лет из Вооруженных сил Российской Федерации жителей области, досрочно уволенных по причине употребления психоактивных веществ нет.

Выводы о факторах, влияющих на наркотизацию населения

Понятия «фактор», «причина» и «условие» имеют синонимичное смысловое поле. Специалисты указывают: «говоря о факторах, чаще всего подразумевают причины явлений и процессов. В словарях чаще всего между фактором и причиной не проводится принципиального различия». Некоторые авторы подчеркивают, что «причина» - понятие философское, обозначающее сущность, порождающую определенное следствие, тогда как понятие «фактор» используется в статистике, социологии и других науках, в задачи которых входит установление причинно-следственных связей путем измерения корреляционных зависимостей между явлениями. При этом причинно-следственные связи устанавливаются не непосредственно, а по их внешним индикаторам (показателям). Внешними индикаторами причин (или следами причин) являются факторы. В связи с этим в данном разделе Доклада будут описаны основные факторы, оказывающие влияние на наркотизацию населения Самарской области.

Основные факторы, обусловливающим уровень наркотизации населения Самарской области, представлены в таблице 9:

Таблица 9 Факторы, обусловливающие уровень наркотизации населения Самарской области

Геополитические факторы

Самарская область традиционно является привлекательным регионом с точки зрения привлечения новых наркопотребителей, так и для создания перевалочной базы с целью организации поставок опиатов с территории Афганистана вглубь Российской Федерации (данный фактор рассмотрен в Разделе 5 настоящего Доклада)

Общая криминогенная обстановка в сфере НОН

Зависит от комплекса мер принятых в сфере противодействия распространению незаконного оборота наркотиков, в том числе количество зарегистрированных наркопреступлений, связанных с выращиванием, перевозкой, изготовлением, переработкой, хранением, сбытом и другими незаконными операциями с наркотическими средствами и психоактивными веществами (данный фактор будет подробно рассмотрен в Разделе 8 настоящего Доклада)

Появление альтернативных каналов сбыта

В текущем году, как и в 2011 году, психоактивные вещества синтетического происхождения активно пропагандировались в сети Интернет и местах массового досуга. Основным способом приобретения синтетических наркотиков является заказ на Интернет-сайтах с последующей доставкой посредством почтовых операторов. Поставки высокопроизводительных семян конопли, культивируемых с применением современных агрономических технологий, которые поступают в Самарскую область из Украины, как правило, посредством почтовых отправлений. Заказ оборудования и компонентов для приготовления наркотических веществ в кустарных условиях.

Социокультурные факторы

До сих пор в обществе устойчиво циркулируют мифы, а также скрытая (а порой явная) реклама в средствах СМИ, создающие иллюзию безвредности некоторых наркотических средств и психотропных веществ. В ходе опроса 2000 жителей Самарской области 9,4% респондентов ответили, что некоторые ПАВ не являются наркотиками, в том числе: не считается наркотиком «веселящий газ» (3,8%), марихуана или гашиш (2,9%) и курительные смеси («Spice») (1,3%). То есть десятая часть участников опроса являются потенциальной «группой риска». Мифы формируют установку на то, что наркотические средства не вызывают зависимость. В 2012 году выяснялось мнение респондентов о том, может ли человек самостоятельно отказаться от наркотиков, если уже начал их употреблять. Результаты опроса показали, что примерно равное количество отвечавших высказались как за возможность самостоятельного отказа от употребления наркотиков (43,7%), так и против существования такой возможности (48,5%). Но в сравнении с 2011 годом, доля тех, кто оставлял возможность самостоятельного отказа от употребления наркотиков за человеком, несколько снизилась, а доля тех, кто высказался отрицательно, в 2012 году выросла (с 31,0% в 2011г. до 48,5% в 201 г.).

Недостаточный уровень межведомственного взаимодействия

Несмотря на имеющийся положительный опыт Самарской области, в 2012 году организация межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих первичную, вторичную и третичную профилактику наркотизации населения, носила несистемный характер. Реорганизация антинаркотической комиссии не позволила провести все 4 заседания (проведено в 2012г. только - 2). Данные, предоставляемые различными Министерствами и ведомствами, участниками Мониторинга наркоситуации, не редко различаются, а терминология определения некоторых показателей не согласована (например: доля состоящих на наркологическом учете и доля имеющих диагноз «наркомания» - отождествляются). Недостаточный уровень межведомственного взаимодействия отражает распространение стеновой рекламы наркотиков в населенных пунктах региона.

Недостаточно активная работа по раннему выявлению наркопотребителей и их постановке на профилактический учет

Недостаточно активная работа по раннему выявлению наркопотребителей и их постановке на профилактический учет. Число впервые выявленных лиц с диагнозом «наркомания» последние три года постоянно снижается (2010 г. - 622 чел., 2011 г. - 558 чел., 2012 г. - 441 чел.). Хотя с 2000 года заболеваемость снизилась почти в 10 раз с 128,5 до 13,7, что говорит о хорошей работе.

Недостаточно высокий уровень эффективности первичной профилактики

Недостаточный уровень информированности населения о мероприятиях в сфере первичной профилактике наркотизации. Как показывают данные опроса 2012 года, около половины опрошенных (50,6%) не участвовали в каких-либо мероприятиях в силу неинформированности о них. Примерно каждый четвертый респондент - 26,5% - ответил, что слышал о мероприятиях, но не стал участвовать в них. Среди всех профилактических мероприятий наиболее «массовым» является знакомство с материалами социальной рекламы (в СМИ, на рекламных щитах, на транспортных средствах, плакатах, обращенной против наркотиков) - 16,1% респондентов. Это более чем вдвое меньше, чем в 2011 году (38,2%).

Недостаточный уровень развития институтов третичной профилактики наркомании

В Самарской области (как и в Российской Федерации) сохраняет актуальность вопрос о развитии институтов социальной адаптации и возвращения к нормальной жизни осужденных за наркопреступления, а также людей, прошедших лечение от наркозависимости. Зачастую данная категория людей лишена возможности трудоустроиться и вести социально одобряемый образ жизни. Как следствие, эти лица вновь включаются в субкультуру наркопотребителей.

Семейные факторы

Наличие недопустимой дистанции между родителями и детьми, занятость родителей. Неграмотное семейное воспитание. Во-первых, родители, имея низкий уровень информации о проблеме, не уделяют должного внимания своему ребенку. Во-вторых, неправильное реагирование в тех случаях, когда заметили, что ребенок стал употреблять наркотики. Неумение многих родителей создать в семье благоприятный психологический климат.

Низкий уровень доверия правоохранительным органам

Проведенные фокус-группы с жителями территорий с высоким уровнем наркотизации позволяет говорить о наличии двух проблемных «зон»: Существование устойчивых стереотипов о том, что правоохранительные органы заинтересованы в сохранении высокого уровня наркотизации населения (никто не борется, даже госнаркоконтроль. Им, наоборот, выгодно, чтобы наркоманы были в городе - они за счет этого деньги делают», м., 23 года, Отрадный) Сомнения населения в эффективности «телефонов доверия», электронных и письменных обращений в правоохранительные органы по фактам наркопотребления и сбыта наркотических средств. Основной мотив отказа от обращений - реальная угроза личной и имущественной безопасности. Типичное высказывание рядовых жителей звучит следующим образом: «Я вот подпишусь, а у меня завтра может дом сгорит и я вместе в этом же доме» (ж., 63 года, Кинель-Черкассы). В то же время можно предположить, что количество обращений в ФСКН свидетельствует о возрастающем доверии к службе.

Доступность наркотических средств на розничном рынке

Происходит развитие сети сбыта и формирование новых способов доставки и распространения наркотиков в регионе. Тревожной тенденцией, зафиксированной по данным опроса 2012 год, является то, что среди населения Самарской области повысился уровень доступности наркотиков. На вопрос, формулировавшийся в анкете как: «Легко ли в Вашем городе или селе достать наркотики?» более 40% опрошенных ответили, что достать наркотики «легко» и «очень легко». В 2011 году так ответили менее 30% опрошенных респондентов. При этом снизилась доля тех, кто не знает ответа на вопрос о том, легко ли достать наркотики.

Личностные факторы

Готовность к потреблению наркотических средств чаще проявляется у человека с искаженной, как правило, завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, не умеющего адекватно реагировать на сложные жизненные ситуации. В обществе возрастает количество дезадаптированных лиц. Происходит рост социальной пассивности и утраты жизненных ориентиров. По данным мониторинга, большинство респондентов относит к числу основных факторов, влияющих на «старт» употребления наркотиков, наличие различного рода проблем и возможность с помощью наркотиков забыться и отвлечься от них (более 40% ответов). В 2012 году сильное влияние друзей и уличного окружения назвали лишь 1/3 респондентов (второе место в рейтинге обстоятельств). Третьей по популярности причиной, подталкивающей человека к употреблению наркотиков, является любопытство и интерес к необычным ощущениям - на это указали чуть менее 1/3 (31,7%) опрошенных.


Таким образом, большую долю в факторах, влияющих на наркоситуацию в Самарской области, занимают факторы так или иначе связанные с недостаточно эффективной системой первичной, вторичной и третичной профилактикой наркотизации населения и несогласованность межведомственного взаимодействия различных структур, занимающихся профилактикой и борьбой с наркоманией. Выявленные тенденции молодежного наркотизма порождают новые проблемы профилактики. Однако только с учетом их динамики возможно контролировать наркоситуацию в регионе.

3.2 Предложения по совершенствованию взаимодействия региональных управлений ФСНК с исполнительными органами власти и общественными организациями по созданию системы профилактики наркомании (на примере Самарской области)

На основании анализа результатов взаимодействия органов ФСКН с исполнительными органами власти и общественными организациями в сфере профилактики наркомании в Самарской области, для повышения эффективности деятельности необходимо преодоление таких негативных тенденций как:

формальное исполнение профилактических мероприятий;

проведение большинства профилактических мероприятий как пиар-акции;

отсутствие обратной связи о качестве проведенных мероприятий;

отсутствие статистического анализа результативности профилактической деятельности с учетом показателя «снижение уровня спроса на наркотики в целях незаконного потребления».

профессиональная неготовность работников образовательных учреждений к профилактике наркомании;

отсутствие алгоритма системы взаимодействия региональных ФСКН и органов исполнительной власти по оперативному взаимодействию в сфере профилактики наркомании;

недостаточная координационная деятельность региональных ФСКН по взаимодействию и обмену оперативной информации с учреждениями образования и здравоохранения и другими общественными организациями на территории области.

Нужны новые формы профилактики наркомании на уровне регионов. Они должны носить характер технологичности, мобильности и системности. В антинаркотической Стратегии подчеркивается координация деятельности по профилактике наркомании, именно, за органами ФСКН, так как они обладают оперативной информацией о том, где необходима активизация профилактической деятельности. Это может быть улица, на которой, действуют наркодиллеры, школа, класс, группа молодежи. Ведь факт появление наркодиллера в клубе, школе, вузе и др. заведениях уже говорит, что там уже есть незаконное потребление наркотиков, и процесс воспроизводства наркомании запущен и будет нарастать. Один наркоман вовлекает в свой порочный круг наркотизма в среднем от 10 до 17 человек.

В целях совершенствования системы профилактической работы и координации органами ФСКН нами выработаны следующие предложения:

.Управлению ФСКН Самарской области в Рамках реализации «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г.» выйти с инициативой на антинаркотическую комиссию при Правительстве Самарской области с целью принятия следующих решений по первичной профилактике наркомании:

для решения задачи формирования психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей - разработать систему мероприятий профилактики наркомании в каждом образовательном учебном заведении. Данная программа должна пройти экспертизу с привлечением специалистов наркологов, психологов, сотрудников Управления ФСКН РФ и реализовываться на регулярной основе;

разработать и включить в программы образовательных заведений темы по профилактики наркомании

o   по курсу «Правоведение» - «Правовые аспекты распространения, хранения и употребления наркотиков»

o   по курсу «Безопасность жизнедеятельности» - механизм воздействия наркотиков на организм человека;

предложить высшим ученым заведениям на конкурсной основе разработать курсы по профилактике наркомании с учетом специфики образовательной программы. Курс может быть реализован в учебных планах как региональный компонент;

. В рамках взаимодействия Управления ФСКН Самарской области с Самарским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО) разработать краткосрочные курсы повышения квалификации учителей школ по программе «Технологии профилактики наркомании среди подростков и молодежи». Совместно с антинаркотической комиссией выработать механизм прохождения данных курсов и их финансовое обеспечение в рамках антинаркотических программ.

. Управлению ФСКН России по Самарской области совместно с аппаратом антинаркотических комиссий Самарской области и муниципальных образований, заинтересованными ведомствами активизировать пропаганду проведения акции «Сообщи, где торгуют смертью», задействовав оперативные возможности, телефоны доверия, правоохранительных органов, ведомственные информационные сайты в сети «Интернет» для приема, учета, обработки и систематизации информации о торговых организациях, юридических и физических лицах, осуществляющих реализацию наркотических и одурманивающих веществ.

. Управлению ФСКН совместно с Министерством образования и науки Самарской области, а так же с общественными волонтерскими движениями по борьбе с наркоманией:

использовать молодежные сетевые ресурсы для формирования позиция неприятия наркотиков, осознания наркомании как личной опасности, а так же как угрозу национальной безопасности России;

5. Управлению ФСКН Самарской области совместно с Антинаркотической комиссии Самарской области за счет средств областной антинаркотической программы организовать создание и поддержку в сети Интернет сообществ антинаркотической направленности, с привлечением к данной работе лиц, находящихся в стадии длительной ремиссии, работников реабилитационных центров, религиозных конфессий;

в связи с внесением изменений в законы «Об информации», «О связи», «О защите детей» выйти с законодательной инициативой об ужесточении ответственности владельцев сайтов, не исполняющих требования законодательства об удалении с Интернет-ресурсов запрещенного контента, разработать и подписать этическое соглашение для журналистов электронных и печатных СМИ, блогеров о недопущении размещения в Интернете запрещенной информации;

- задействовать потенциал волонтерских движений для организации блокировки веб-ресурсов, содержащих пропаганду наркотических средств психоактивных и одурманивающих веществ. С этой целью организовать мониторинг интернет ресурсов, в случае нахождения подозрительных интернет страниц направлять их ссылки в адрес официального сайта Роскомнадзора - <http://zapret-info.gov.ru/feedback/>.

- Организаторам мероприятий по профилактики наркомании использовать различные методы обратной связи (устный и телефонный опросы, анонимное анкетирование участников) для ухода от неэффективных форм профилактики и диагностики достижения, поставленных организаторами целей проведения мероприятий.

В целях совершенствования статистики показателей профилактической деятельности на территории Самарской области по годам, нами предложен проект альтернативной методики расчета наркоситуации на 100 тысяч населения.

3.3 Проект предложения альтернативной методики расчета наркоситуации субъектов РФ

Одним из требований «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г.» является требование использовать в отчетах по профилактике за год на территориях муниципальных образований и субъекта в целом методику расчета потребления наркотиков на 100000 населения. Полученный результат будет являться базовым для расчета показателя снижения спроса на потребление наркотиков по годам.

Анализируя несколько методик расчета наркопотребления, считаем, что формула, рекомендованная «Методикой и порядком проведения мониторинга наркоситуации субъектов Российской Федерации» - некорректна.

Недостатки рекомендованной «Методикой и порядком проведения мониторинга наркоситуации субъектов Российской Федерации»

«Методикой и порядком проведения мониторинга наркоситуации субъектов Российской Федерации» представляет собой следующую формулу

= ((C/Cz)*(A+B))*100 000/численность населения на конец отчетного периода = ((306/25 * (21814 + 13379)) *100 000 / 3213289 = (12,24*35182)*100000/ 3213289= 13401,5, где:

M - распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности;

A - число лиц, зарегистрированных в учреждениях здравоохранения с диагнозом наркомания;

в возрасте 0-17лет - 4,

в возрасте 18 лет и старше - 21810.

B - число лиц, зарегистрированных в учреждениях здравоохранения с диагнозом потребление наркотиков с вредными последствиями;

Самарская область - 13379, в т.ч.:

в возрасте 0-17лет - 63,

в возрасте 18 лет и старше - 13316.

C - общее число умерших от передозировки наркотиками;

Самарская область - 306.

Cz - число умерших от передозировки наркотиками и состоящих на наркологическом учете.

Самарская область - 25.

Некорректность, рекомендованной методики заключается в том, что - нельзя суммировать лиц «Д» (диспансерного) - учета + «Проф» (профилактического) - наблюдения. Задача наркологической службы увеличивать раннее выявление Профилактической группы.

«Д» - группа на 95 % выявлена и поставлена в 2000-2001г.г.

Рекомендуемая же формула предполагает суммирование.

Другая причина неточности рекомендованной методики - это число умерших, на конец года. Рекомендуемая методика оперирует цифрой 25 человек. Реальное же число умерших от передозировки и стоящих на учете не 25, а 110 человек. Показатель смертности зависит от оснащения бюро судебно-медицинской экспертизы, чем она лучше, тем выше будет это число.

В результате некорректных исходных предпосылок формулы, рекомендованной «Методикой проведения мониторинга в субъектах Российской Федерации, распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности» - неадекватно высокий - 13398,2 на 100 тыс. населения (или 13,39%).

Проект альтернативной методики для расчета потребления наркотических средства на 100000 человек.

Существует альтернативные методики расчета латентного показателя наркотизации. Уровень распространенности наркопотребления с учетом латентной составляющей можно определить на основе данных социологического исследования. В данном случае будут использоваться данные исследования, проведенного СГОО «Исследовательская группа “Свободное мнение”» (государственный контракт № 8 от 08 августа 2012 года). Опрос населения Самарской области проводился в ноябре 2012 г. Общий объем выборочной совокупности составил 2 000 респондентов в возрасте 15-45 лет, проживающих в городских округах и муниципальных районах Самарской области.

По данным проведенного в 2012 г. опроса населения (N=2000) 4,7% от всех опрошенных признались в том, что они пробовали наркотики. Это в абсолютных цифрах составляет 94 человека:

*4,7/100=94 человека

Но только 15,7% от этих 94 человек проходили медицинское лечение, следствием чего является постановка на наркоучет в наркодиспансер. 15,7*94/100=14,76=15 человек. Конечно, следует иметь в виду, что есть наркозависимые, которые обращаются за медицинской помощью анонимно и не ставятся на наркоучет. А есть поставленные на наркологический учет (например, в результате освидетельствования), но не проходившие лечение. Поэтому необходимо понимать, что вычисляемый коэффициент латентности (мультипликатор) носит вероятностный характер.

Предполагая, что 15 человек (проходившие лечение) из 94 (пробовавшие наркотики) стоят на наркологическом учете.

То есть из выборки 2000 человек, 94 человека пробовало наркотики и лишь 15 человек проходило лечение.

Таким образом, из соотношения пробовавших наркотики и проходивших лечение получаем мультипликатор (множитель) латентной составляющей для определения общего количества наркопотребителей в Самарской области:

/15=6,267

При умножении этого латентного мультипликатора на базовый показатель определяется общее количество наркопотребителей в Самарской области с учетом латентной составляющей. В качестве базового показателя принимается количество стоящих на наркологическом учете в Самарской области, предварительно уменьшенное на 17,67%. Данное уменьшение связано с тем, что на учете в наркодиспансере есть группа лиц, на момент исследования не употребляющая наркотики (находящиеся в ремиссии).

В Самарской области на 1 января 2013 по данным Самарского областного наркологического диспансера в ремиссии находятся 5911 человек, что составляет 17,67% от числа состоящих на наркоучете.

Таким образом, происходит экстраполяция соотношения (пробовавшие наркотики к числу проходивших лечение), найденное в процессе исследования в выборке респондентов на дату исследования.

В Самарской области на 1 января 2013 на наркоучете числится 35 182 человека. Уменьшив эту цифру на 17,67%, получим базовый показатель для применения мультипликатора.

182*0,823=28 955

Умножая базовый показатель на полученный латентный мультипликатор, получаем предполагаемое более точное количество наркопотребителей в Самарской области:

955*6,267=181 461 человек.

В пересчете на 100 тысяч населения это составляет 181461

х100000/3213289=5.6%

Данная методика на наш взгляд является более точной для расчета наркоситуации. Согласно данной методике количество наркопотребителей в Самарской области составляет 5,6 населения Самарской области, а не 13, 39%, как это получается при расчете по «Методикой проведения мониторинга в субъектах Российской Федерации, распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности». Использование более точной статистики мы сможем отслеживать эффективность деятельности профилактики наркомании, которая характеризуется показателем «снижение спроса на потребление наркотических средств». Данный показатель является относительным показателем по сравнению с предыдущими годами. Именно поэтому Управлению ФСКН следует рекомендовать эту методику для дальнейших аналитических показателей.

Заключение

В результате работы над темой дипломного проекта «Совершенствование взаимодействия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков с государственными и общественными структурами по профилактике наркомании на региональном уровне (на примере Управления ФСКН Самарской области)» мы пришли к ряду теоретических и практических выводов:

По рекомендации ВОЗ, наркоманом нужно считать человека, состояние которого соответствует хотя бы некоторым из следующих условий: в связи с часто повторяемым приемом наркотических веществ у наркомана возникает состояние периодической или постоянной интоксикации, вред и опасность для него самого и для его окружения; наркоман наносит вред не только своему физическому, психическому состоянию и социальному положению, но и своим поведением наносит материальный и моральный ущерб окружающим его близким людям и обществу.

наркотизм - это многоаспектное негативное, относительно самостоятельное социальное явление, система отношений и представлений, связанных с открытием и использованием человеком легальных и нелегальных наркотических средств и психотропных веществ, проявляющихся в форме наркосубкультуры, наркопропаганды, незаконном обороте наркотиков - наркобизнесе, наркопреступности, наркотизации, заболевании наркоманией;

либерализация уголовного и административного права в сфере немедицинского потребления наркотиков в 90-х годах привело к неконтролируемому государством росту потребления наркотиков и формирования наркобизнеса в России;

- для угрожающей национальной безопасности проблеме наркотизации России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 <http://www.fskn.gov.ru/pages/main/info/legal_foundation/4114/5319/index.shtml>, была создана Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, которая явилась правопреемником Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактикой наркомании связана с эффективным взаимодействием ФСКН с исполнительными органами власти и общественными организациями;

- большую долю в факторах, влияющих на наркоситуацию в Самарской области, занимают факторы так или иначе связанные с недостаточно эффективной системой первичной, вторичной и третичной профилактикой наркотизации населения и несогласованность межведомственного взаимодействия различных структур, занимающихся профилактикой и борьбой с наркоманией.

На основании проведенных исследований нами выработаны предложения по созданию системы профилактики наркомании на территории Самарской области. На наш взгляд, реализация наших предложений позволит реализовать принцип системности в этой сфере деятельности. Координационная функция в профилактики наркомании принадлежит региональным управлениям ФСКН.

Кроме того, в целях реализации «Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020г» нами была предложена альтернативная методика расчета, которая, является более точной для расчета наркоситуации. Согласно данной методике количество наркопотребителей в Самарской области составляет 5,6 населения Самарской области, а не 13, 39%, как это получается при расчете по «Методикой проведения мониторинга в субъектах Российской Федерации, распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности».

Библиографический список

1.      Конституция Российской Федерации: офиц. текст.- М.: М-Инфра, 2013. - 63 с.

.        Единая конвенция о наркотических средствах, 30.03.1961 г.// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск 23. -М., 1970.-С. 105-136.

.        Конвенция о психотропных веществах, 21.02.1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск 35. -М., 1981.-С. 416-434.

.        Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 20.12.1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации.-М., 1988.- С. 133-157.

.        Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, 12.05.1998 г. // Официальные отчеты ГА ООН. 20 специальная сессия. Нью-Йорк, 1998. - A/S-20/4.

.        Федеральный закон РФ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 2. - Ст. 219 (с изм. и доп.).

.        Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954(с изм. и доп.).

.        Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1(с изм. и доп.).

.        Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4921(с изм. и доп.).

.        Федеральный Закон РФ от 12.08.95 г. № 174-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №33.- Ст. 3349 (с изм. и доп.).

11.    Постановление Правительства РФ от 08.07.2006 г. № 421 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета. - 2006. - 14 июля. - № 152.

.        Федеральный закон от 5 января 2006 года № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса РФ и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 2. - Ст. 176

.        Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых Федеральных органов налоговой полиции, в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 27. - Ст. 2700 (ч. 1).

.        Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 29.07.2006. - № 165.

.        Указ Президента РФ № 976 от 28.07.2004 года «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Российская газета. - 2004. - № 162.

.        Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 27. - Ст. 3360.

.        Александров, Р. А. Состояние незаконного оборота наркотиков в России / Р. А. Александров // Российский следователь. - 2006. - № 1. - С.36-38.

.        Александров, А. И. Наркотики в России: преступления и расследования / А. И. Александров, М. Я. Айнбиндер, В. В. Афанасьев и др. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 1999. - 470с.

.        Гаврилов, В. Г. Основы профилактики наркомании: учебное пособие (для образовательных учреждений и практической деятельности) / В. Г. Гаврилов, Л. В. Готчина, В. И. Диденко и др.; под ред. канд. юрид. наук В. А. Кудина. - Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2006. - 136 с.

.        Гасанов, Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления (на материалах Азербайджанской Республики) / Э.Г. Гасанов // М.:Учебно-консультационный центр «ЮрИнфор», 1997 . С. 17, 18

.        Готчина, Л. В. Межведомственное взаимодействие субъектов социальной профилактики молодежного наркотизма: учебно-методическое пособие / Л. В. Готчина. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2006. - 85 с.

.        Ивасенко, В. Б. О развитии правовой основы национальной безопасности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на Государственной границе Российской Федерации. / В. Б. Ивасенко // Оперативник (сыщик). - 2005. - № 4. - С. 35-39.

.        Калачев, Б. Ф. Введение в теорию движения наркотиков / Б.Ф. Калачев // Теоретические и правовые основы борьбы незаконным оборотом наркотиков: сборник научных трудов. - М., 1998.- 136 с.

.        Калачев, Б. Ф. Административно-правовая практика предупреждения и пресечения злоупотребления незаконного оборота наркотиков участковыми инспекторами милиции / Б. Ф. Калачев, С. Н. Вихров // Вопросы совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности. - М., 1997.-105 с.

.        Калачев, Б. Ф. Глобальная угроза безопасности России: незаконное распространение наркотиков (основные тенденции и прогноз развития наркоситуации на постсоветском пространстве): учебное пособие / Б. Ф. Калачев, В. Я. Кикоть, В. Ю. Голубовский, К. А. Бараков, И. С. Моднов. - СПб: Издательство «Лань», ВНИИ МВД РФ, 2000. - 225 с.

27.    Маркс, К. История торговли опиумом.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 12 с. 564-571

.        Маркс, К. Англо-китайский конфликт.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 12 стр. 178-183

29.    Меры по борьбе со злоупотреблениями и незаконным оборотом наркотиков // Экспресс-информация: Зарубежный опыт. - Вып. 11. - М.: ГИЦ МВД РФ, - 1998. - 96 с.

.        Миньковский, Г. М. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы / Г. М. Миньковский, Э. Ф. Побегайло, В. П. Ревин, Б. П. Целинский. - М., 1999. - 154 с.

.        Миронов, Р. Г. Наркомания - реальная угроза национальной безопасности / Р.Г. Миронов // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 3. - С.176-185.

.        Михайлов, Б. П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: монография / Б.П. Михайлов. - М.: Издательский дом «Граница», 2003. - 360 с.

.        Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты: справочник / авт. сост. И. Н. Кузнецов, С. К. Купрейчик. - Минск, 2001. - 120 с.

.        Новые тенденции в старой проблеме наркотиков: материалы межвузовской научно-практической конференции. - М: ВНИИ МВД России, 2002. - 78 с.

.        Профилактика наркотизма: теория и практика / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. - Самара: ГУСО «Перспектива», 2005. - 89 с.

.        Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: материалы Международной научно-практической конференции (14-16 декабря 2005 года). - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - 52 с.

.        Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты: Коллективная монография. - Харьков: Декарт, 2002. - 120 с.

.        Сергеев, А.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ / А. Н. Сергеев /- М.: Изд. «Щит-М», - 2003. - 152 с.

.        Черкесов, В. Наркоагрессия - угроза здоровью общества / В. Черкесов // Профессионал. - 2006. - № 2. - С. 16-17.

.        Чирков, Д. К. Предупреждение органами внутренних дел преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения с проявлением жестокости: монография / Д. К. Чирков. - Красноярск, 2004. - 64 с.

41.    Указ Президента Российской Федерации N 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»// Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://base.garant.ru/1354509/>

.        Ведомости СНД и ВС СССР № 47 ст. 1001 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3478> (в платном доступе)

.        Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании ГАК по теме «О создании национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ», 11 декабря 2013 года// Официальный сайт ФСКН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_fskn/2013/1211/092527919/detail.shtml>.

.        Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФСКН России на 2014 - 2016 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.fskn.gov.ru/pages/main/info/official_information/23527/index.shtml>

.        Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФСКН России на 2014 - 2016 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.fskn.gov.ru/>

.        Интервью председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова телеканалу "Россия 24" 20.12.2013 // Официальный сайт ФСКН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_right/2013/1220/180128137/detail.shtml>

.        Калачев, Б.Ф. Основные социальные каналы распространения наркомании в России (XIX-XX века) / Б. Ф. Калачев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.narkotiki.ru/research_5284.html>

Похожие работы на - Совершенствование взаимодействия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков с государственными и общественными структурами по профилактике наркомании на региональном уровне (на примере Управления ФСКН Самарской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!