Тема: Пенсионное обеспечение как вид социальной защиты населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    23,75 Кб
Пенсионное обеспечение как вид социальной защиты населения
Пенсионное обеспечение как вид социальной защиты населения
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В.Ш. Шайхатдинов пенсионное обеспечение рассматривает как генеральный институт, то есть комплекс норм, закрепляющих общую юридическую конструкцию, выраженную в дифференцированных институтах. Он подчеркивает, что этому институту свойственна роль юридического объединения отдельных ветвей дифференцированного правового регулирования [24, с.10].

Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть системы социальной защиты должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной степени определяет образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, что повышает ответственность государственных органов (в том числе законодательных) за принимаемые решения и требует учета всех обстоятельств жизни лиц пожилого возраста.

Указанными обстоятельствами обусловливается актуальность и значимость темы настоящей курсовой работы.

Объектом настоящей работы являются общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.

Предмет работы - виды пенсий по праву социального обеспечения.

Целью настоящей работы является анализ существующих в Республике Беларусь видов пенсий по праву социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

исследовать понятие и значения пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;

рассмотреть и дать характеристику видам пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам Республики Беларусь.

В ходе подготовки работы изучена учебная и научная литература по праву социального обеспечения, а также исследованы нормы права социального обеспечения Республики Беларусь.

Теоретической основой данной курсовой работы послужили труды белорусских (И.В. Гущин) и российских (В.С. Андреев, Н.В. Антипьева, А.Д. Зайкин и др.) ученых а также законодательство Республики Беларусь о социальном обеспечении.

При подготовке и написании настоящей работы применялись общенаучные методы познания (анализ, синтез, описание, сравнение), а также специальные научные методы (сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурно-функциональный анализ) и системный подход.

Глава 1. Понятие и значение пенсионного обеспечения как вида социальной защиты населения

1.1 Понятие пенсионного обеспечения

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь [11] право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон) [13], другие законодательные акты. На конференции геронтологов, состоявшейся в 1963 г., ученые пришли к выводу, что лица в возрасте 60-74 года являются пожилыми, в возрасте 75-90 лет - старыми, в возрасте 91 год и старше - долгожителями [20, с. 167]. Такое мнение ученых-геронтологов вполне обоснованно, так как большинство пенсионеров по возрасту в первые пять лет после выхода на пенсию являются трудоспособными, многие из них продолжают трудиться в различных формах общественной организации труда, получая и полную пенсию, и полный заработок. Поэтому пенсионеры по возрасту, хотя и являются лицами старше официального трудоспособного возраста, тем не менее в большинстве случаев трудоспособны, их нетрудоспособность как бы предполагается законом условно. Таким лицам пенсия по возрасту назначается и выплачивается не потому, что они нетрудоспособны из-за возраста, а потому, что в период до выхода на пенсию они добросовестно трудились в общественном производстве, выработали необходимый трудовой стаж и уплачивали страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Именно поэтому они приобрели право на пенсию по возрасту, а следовательно, и право на заслуженный отдых.

Содержание понятия пенсионного обеспечения формировалось в условиях совершенствования пенсионной законодательной базы. Поэтому отдельные авторы пытаются дать понятие пенсии, исходя из теории, согласно которой пенсионное обеспечение предоставляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми обществом правомерными для участия в распределении произведенного в обществе совокупного продукта или « связи с признанием обществом уважительности, социальной значимости причин, которые затрудняют или делают нецелесообразным участие в общественном производстве» [1. с. 26].

Другой подход - определение пенсии как части функций государства, правовой формы жизнеобеспечения граждан, «совокупности распределительных отношений части общественных фондов потребления», «выплаты, производимой государством в связи с наступлением определенных обстоятельств» [10, с.105]. Действительно, в основе понимания сущности пенсии лежат понятия старости и нетрудоспособности, являющиеся основанием и условием пенсионирования.

В пенсионном законодательстве Республики Беларусь определение старости связано не с медико-биологическими факторами, а с наступлением определенного возраста. Следовательно, назначение пенсии связано не с наступлением нетрудоспособности по старости в ее биологическом понимании, а с наступлением установленного в законе возраста и освобождением в связи с этим лиц, занимавшихся общественно-полезным трудом, от обязанности трудиться с назначением пенсии.

В праве произошел отход от понимания старости как формы инвалидности и сформировалась концепция обеспечения по возрасту как гарантии заслуженного отдыха. Под старостью, лежащей в основе пенсионирования, в юридическом смысле слова следует понимать достижение установленного законодательством возраста, с которым связываются определенные правовые последствия.

Нетрудоспособность является одним из основных понятий, позволяющих раскрыть характер и содержание пенсии. При этом пенсии многим категориям граждан назначаются исходя из «презумпции» их нетрудоспособности, независимо от проверки индивидуальной трудоспособности. Права в сфере пенсионного обеспечения, таким образом, связаны с признанием личности неспособной к труду или с фактом освобождения ее от обязанности трудиться.

Ряд ученых, в частности А.Д. Зайкин, придерживаясь концепции пенсионного обеспечения по возрасту как права на обеспечение заслуженного отдыха, утверждает, что «цель этого обеспечения - в стремлении предотвратить возможное наступление нетрудоспособности» [9, с.114]. И это действительно является одной из причин, по которым вводится юридическое понятие старости - как достижение определенного возраста, за чертой которого сохранение прежнего объема трудовых нагрузок представляет опасность, работники становятся неспособными к выполнению трудовых обязанностей, «затрудняется их регулярная профессиональная деятельность. Исходя из этого обоснованно считается законодательно установленный пенсионный возраст юридической границей трудоспособности, который не совпадает с фактической границей трудоспособности [22, с.113]. Понятие нетрудоспособности выражается в отношении между потенциальными возможностями человека участвовать в общественном труде (или их отсутствием) и требованиями, условиями труда. Вероятно при этом также ограничение возможностей для занятий той или иной трудовой деятельностью.

Применимость понятия нетрудоспособности к пенсионному обеспечению по возрасту не является правовым критерием оценки состояния трудоспособности пенсионеров при назначении им пенсии. Но оно необходимо при определении условий и режима труда пожилых людей, стимулировании их трудовой деятельности с учетом сохранившейся трудоспособности.

Пенсия не является оплатой прошлого труда и в этом случае не является вознаграждением за живой труд, однако она несет на себе социально оправданный отпечаток трудового вклада, определяя материальное обеспечение человека, его положение в обществе в зависимости от результатов его труда.

Размер назначаемой пенсии находится в прямой зависимости от прошлого заработка работника, количества и качества общественно-полезного труда и устанавливается в процентном соотношении к нему.

1.2 Признаки пенсии

Пенсии свойственны признаки, характерные как для всех видов пенсий, так и для категорий вида. Следует согласиться с В.С.Андреевым, выделяющим среди этих признаков:

пожизненное назначение;

назначение ее лицам, которые длительное время занимались общественно-полезной деятельностью;

назначение лицам, достигшим установленного в законе возраста. В науке пенсионного права также остро стоит проблема оптимального учета трудового вклада при определении размера пенсии, соотношения пенсии и потребностей в материальном обеспечении нетрудоспособных [3, с.170].

Однако нельзя установить жесткую зависимость между пенсией и прошлым трудом, ибо часто мера потребления нетрудоспособных должна превышать меру их прошлого труда и в пенсионном обеспечении должны учитываться обстоятельства, лежащие вне его сферы.

Объективной основой минимального уровня пенсии должна стать стоимость минимального потребительского бюджета или, как отмечает ряд ученых, «прожиточного уровня» нетрудоспособного [8, с. 58].

Развитие пенсионной системы происходит как в направлении усиления связи пенсии с трудовым вкладом, так и упрочения принципа направленности к эквивалентному распределению. Характер этого развития определяется структурой и динамикой общих и специфических потребностей нетрудоспособных.

Природа пенсий не может трактоваться однозначно. Их двойственность состоит в том, что наряду со свойствами продукта, распределенного в соответствии с количеством и качеством прошлого труда, они обладают свойствами продукта, распределенного в соответствии с потребностями нетрудоспособных. Поэтому, с одной стороны, пенсии - это материальная основа для удовлетворения потребностей нетрудоспособных, сформировавшихся в период их нетрудоспособности, а также новых потребностей, возникающих по мере старения человека, с другой - пенсии можно рассматривать как меру прошлого трудового вклада нетрудоспособных в общественное производство.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законом.

Пенсионное обеспечение граждан республики, проживающих за ее пределам, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами. В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальной защите между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе «О пенсионном обеспечении», применяются правила, установленные этими международными соглашениями (договорами).

В Республике Беларусь с 13 марта 1992 г. действует соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, которое подписали Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Узбекистан и Республика Украина. Эти же государства 15 мая 1992 г. подписали соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ.

апреля 1994 г. было подписано соглашение между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Такие же соглашения были подписаны между Республикой Беларусь и Республикой Молдова 12 сентября 1995 г. и Республикой Беларусь и Украиной 14 декабря 1995 г. Постоянно проживающие на территории Республики Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсии наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством. Лица, временно проживающие в Республике Беларусь, правом на пенсионное обеспечение не пользуются. Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь. Указанным лицам, получившим разрешение на постоянное жительство в нашей республике, выдается свидетельство на право жительства (вид на жительство). Переселившиеся в республику граждане считаются постоянно проживающими при наличии в паспорте штампа о постоянной прописке.

Таким образом, существует два подхода к содержанию понятия пенсионного обеспечения. Согласно первому пенсионное обеспечение предоставляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми обществом правомерными для участия в распределении произведенного в обществе совокупного продукта или связи с признанием обществом уважительности, социальной значимости причин, которые затрудняют или делают нецелесообразным участие в общественном производстве. По другому пенсии определяются как части функций государства, правовая форма жизнеобеспечения граждан, «совокупность распределительных отношений части общественных фондов потребления», «выплата, производимая государством в связи с наступлением определенных обстоятельств».

Пенсии свойственны признаки, характерные как для всех видов пенсий, так и для категорий вида: пожизненное назначение; назначение ее лицам, которые длительное время занимались общественно-полезной деятельностью; назначение лицам, достигшим установленного в законе возраста. В науке пенсионного права также остро стоит проблема оптимального учета трудового вклада при определении размера пенсии, соотношения пенсии и потребностей в материальном обеспечении нетрудоспособных.

Глава 2. Виды пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам

2.1 Трудовые пенсии и их характеристика

Трудовые пенсии назначаются лицам, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы, при соблюдении других условий, предусмотренных

Законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет.
Трудовые пенсии подразделяются на пенсии:
по возрасту;

по инвалидности;

по случаю потери кормильца;

за выслугу лет;

за особые заслуги перед республикой.

Пенсии по возрасту являются одним из видов трудовых пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам Республики Беларусь по Закону «О пенсионном обеспечении». Этот вид пенсий имеет следующие признаки: это ежемесячные выплаты; носят алиментарный характер; выплачиваются из средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь; назначаются в случаях достижения лицом пенсионного возраста; обусловлены определенной продолжительностью трудового и страхового стажа; выплачиваются в размерах, зависящих от прошлого заработка.

Пенсии по возрасту - это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста, при наличии определенной продолжительности трудового стажа, в размерах, зависящих от прошлого заработка [7, с. 258].

Рассмотрим каждый из признаков, раскрывающих понятие пенсии по возрасту.

Выплата ежемесячная и денежная - все виды пенсий в Республике Беларусь выплачиваются гражданам каждый месяц по месту жительства. Выплата алиментарного характера характеризует пенсию как безвозмездную, бесплатную выплату в порядке социальной алиментации государства. В основе заработной платы лежит возмездное начало - за данное количество и качество труда граждане получают вознаграждение.

В основе же пенсии не лежит возмездное начало, она для работника фактически бесплатная (хотя из его заработка в Фонд социальной защиты населения взимается 1% заработка).

Выплата из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь указывает на источник, из которого выплачивается пенсия.

Выплата в связи с достижением пенсионного возраста является определяющим в понятии пенсии. Назначение пенсии по достижении мужчиной 60 лет, женщиной 55 лет независимо от состояния здоровья создает у граждан уверенность в завтрашнем дне, социально защищает их в условиях рыночных отношений.

Наличие трудового стажа 25 лет у мужчин, 20 лет у женщин и зависимость размера пенсий от прошлого заработка также являются важными в раскрытии понятия пенсии. Зависимость размера пенсии от заработка в прошлом очевидна, ибо размер пенсии определяется в процентном отношении от прошлого заработка.

Пенсии по инвалидности обладают специфическими и общими чертами, присущими иными видам пенсий.

Среди общих признаков пенсий по инвалидности можно выделить следующие: это денежные выплаты; ежемесячные; алиментарного характера; выплачиваются за счет средств государства, организаций и учреждений всех форм собственности и граждан; в случае старости, инвалидности, потери кормильца и в других случаях; их выплата обусловлена определенной продолжительностью трудового стажа; размер выплат зависит от суммы прошлого заработка работников.

В юридической литературе понятие пенсий по инвалидности исследовали многие авторы. Н.В. Антипьева считает, что пенсия в связи с инвалидностью - это ежемесячная выплата, назначаемая на определенный срок, зависящий от установленной лицу группы инвалидности, в твердом размере, или в размере, соизмеримом с прежними доходами гражданина, занимавшегося общественно-полезной деятельностью [4, с. 14]. А.В. Левшин указывал, что пенсии по инвалидности - это предусмотренные законодательством ежемесячные денежные выплаты из фонда государственного социального страхования, обусловленные работой в прошлом в качестве рабочего или служащего и соизмеряемые с заработком в период работы, которые производятся в случае инвалидности и имеют своим назначением с учетом других благ, предоставляемых из общественных фондов потребления, обеспечить инвалиду и членам его семьи сохранение достаточного уровня жизни [12, с. 17]. С точки зрения В.С. Андреева, пенсии по инвалидности - это ежемесячные выплаты алиментарного характера из фондов для нетрудоспособных в размерах, соизмеримые с прошлым заработком работника, назначаемые в связи с инвалидностью лицам, занимавшимся общественно-полезной деятельностью [2, с. 84].

Наиболее широкое и современное понимание пенсий по инвалидности дано в учебнике «Право социального обеспечения» (под редакцией И.В. Гущина), в котором сказано, что пенсии по инвалидности - как ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из фонда социальной защиты населения или средств государственного бюджета, назначаемые в связи с инвалидностью одной из трех групп, в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, лицам, занимавшимся в прошлом юридически значимой деятельностью [20, с. 144].

Таким образом, пенсии по инвалидности обладают не только общими, но и специфическим признаком - инвалидностью. Следует отметить, что общие признаки, присущие пенсиям по инвалидности, обладают определенными особенностями по сравнению с иными видами пенсионного обеспечения. Сущностно-содержательная характеристика пенсий по инвалидности требует рассмотрения всех признаков, свойственных данному виду пенсий.

Первым признаком пенсий по инвалидности является периодичность (ежемесячность) их выплат. Однако пенсии по инвалидности хоть и выплачиваются ежемесячно, но в течение определенного срока установления инвалидности. Бессрочная выплата пенсий по инвалидности возможна в случае установления инвалидности без необходимости переосвидетельствования [15].

Важной чертой пенсий по инвалидности является алиментарность, представляющая собой материальное содержание кого-либо в силу обязанности, не обусловленной взаимностью. Пенсиям по инвалидности данный признак присущ в большей мере, чем некоторым другим видам пенсий. Связано такое положение с возможностью назначения и выплаты трудовой пенсии по инвалидности абсолютно безвозмездно, без каких-либо встречных обязанностей у получателей пенсии. Пенсия по инвалидности выплачивается не в качестве вознаграждения за труд, а за счет средств общественных фондов, но с участием работников своими взносами в размере 1% от своего ежемесячного заработка. Из этого вытекает, что фонд социальной защиты населения, из которого осуществляются выплаты пенсий по инвалидности, формируется, в том числе, и за счет страховых взносов работающих граждан, нанимателей и некоторых категорий физических лиц[16].

Важным признаком является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности.

В пенсионном законодательстве республики предусматривается возможность включения в трудовой стаж инвалида различных видов трудовой деятельности. Продолжительность трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности, зависит от возраста лица, обратившегося за пенсией, и является меньшей, чем для назначения пенсий по возрасту.

Следующим признаком пенсий по инвалидности является их выплата из фонда социальной защиты населения, или средств государственного бюджета.

Для характеристики пенсий по инвалидности необходимо рассмотреть такой признак, как соизмеримости выплат с прошлым заработком инвалида. Зависимость размера назначаемой и выплачиваемой пенсии по инвалидности от прошлого заработка гражданина является общим признаком пенсионного обеспечения. Рассматривая данный признак необходимо отметить, что пенсии по инвалидности подразделяются на трудовые и социальные. Н.В. Антипьева отмечает, что пенсии по инвалидности надо относить к трудовым пенсиям, хотя инвалидность может служить основанием для выплаты гражданину социальной пенсии [5, с. 141]. В случае назначения гражданину трудовой пенсии по инвалидности, ее размер зависит от прошлого заработка инвалида, в отличие от социальных пенсий, назначаемых в твердых размерах.

Таким образом, в понятие пенсии по инвалидности включены как общие признаки, так и специфические. Определяющим принципом пенсионного обеспечения по инвалидности служит наличие стойкой утраты трудоспособности работников, установленной в определенном порядке. Указанному основанию подчинены другие требования (стаж, заработок и т.п.), предусмотренные при назначении пенсии этого вида. Признание граждан Республики Беларусь инвалидами осуществляют медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) [19], в процессе проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Четкое определение признаков пенсий по инвалидности и их характеристика позволяют раскрыть понятие этого вида пенсий. Условием назначения пенсии по инвалидности граждан является установление им группы инвалидности. Законодательством установлены условия, необходимые для признания лица инвалидом. Первое из них нарушение здоровья, второе - ограничение жизнедеятельности и третье - нуждаемость в социальной защите. Наличие только одного из данных условий не является достаточным основанием для признания гражданина инвалидом [18]. Все условия тесно взаимосвязаны и для признания лица инвалидом необходима их совокупность.

Инвалидность представляет собой недостаточность, обусловленную нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Гражданин, у которого установлено нарушение жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков, влекущее необходимость в социальной помощи и защите, является инвалидом.

Необходимы следующие условия для признания гражданина инвалидом. Первым из них является нарушение здоровья человека, представляющее собой физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функций организма человека. Нарушение здоровья может возникнуть вследствие заболевания человека, наследственности, получения им травм, увечий и иных фактов.

Ограничение жизнедеятельности является следующим необходимым условием признания лица инвалидом и учитывается в соответствии со следующими критериями: способность к передвижению, самообслуживанию, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, занятию (выполнению) трудовой деятельности.

Принимаемое МРЭК решение о признании (либо отказе в признании) гражданина инвалидом и установлении ему определенной группы и причины инвалидности имеют важное правовое значение, так как именно от них зависит право предоставления гражданину пенсии по инвалидности и ее размер.

В зависимости от влияния причин инвалидности на условия пенсионного обеспечения их можно подразделить на две группы, первая из которых включает «профессиональное заболевание» и «трудовое увечье», и вторая с иными причинами инвалидности. Наиболее желательно для лица установление в качестве причины инвалидности «трудового увечья» или «профессионального заболевания», так как они позволяют получить пенсию независимо от наличия и продолжительности трудового стажа.

В Законе «О пенсионном обеспечении» выделены два вида пенсии по случаю потери кормильца: трудовая и социальная. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют члены семьи, чей кормилец в период работы или занятия иными видами деятельности подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим уплачивались страховые взносы. Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на социальную пенсию. В ст. 72 вышеназванного Закона четко определен круг лиц, имеющих право на социальную пенсию: инвалиды, в том числе инвалиды с детства; лица, достигшие возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет; дети - в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. Социальная пенсия по случаю потери кормильца, в отличие от трудовой, не исчисляется из прошлого заработка, а устанавливается дифференцировано в твердой сумме, но для каждой категории граждан, их получающих. Именно в этом и состоит характерная особенность социальных пенсий по случаю потери кормильца [21, с. 129].

В Законе «О пенсионном обеспечении» исследуемый вид пенсионного обеспечения именуется как «пенсии по случаю потери кормильца», тогда как Конституция Республики Беларусь гарантирует социальное обеспечение в случае потери кормильца.

Профессор И.В. Гущин выделяет следующие характерные признаки трудовой пенсии по случаю потери кормильца: 1) ежемесячные денежные выплаты; 2) выплаты алиментарного характера; 3) выплаты из Фонда социальной защиты или государственного бюджета; 4) назначаемые нетрудоспособным членам семьи умершего; 5) выплаты лицам, состоящим на иждивении умершего; 6) выплаты в размерах, зависящих от прошлого заработка кормильца [6, с. 144]. Приведенные выше (п. 4-6) признаки различия понятий «пенсия» и «пенсия по случаю потери кормильца» правомерны. В то же время они тесно взаимосвязаны с общими (п. 1-3) признаками понятия «пенсия».

Особенностью рассматриваемой пенсии является то, что право на эту пенсию членов семьи умершего кормильца производно от права на пенсию самого кормильца. Такой же точки зрения придерживалась В.А.Тарасова, которая отмечала, что право на материальное обеспечение членов семей умерших кормильцев носит производный характер от права на обеспечение лиц, на иждивении которых они находились [23, с. 54]. Аналогичная норма закреплена и в польском пенсионном законе. В частности, семейное пособие (пенсия по случаю потери кормильца) - это производная выплата от права кормильца на пособие по нетрудоспособности.

С учетом этой особенности некоторые общие признаки трудовых пенсий применительно к рассматриваемому виду проявляются специфически. Так, размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца зависят не от заработка или другого дохода обратившегося за пенсией (что типично для большинства трудовых пенсий), а от заработка умершего кормильца. Зависимость размера пенсии от заработка представляет собой лишь один из методов дифференциации пенсионного обеспечения.

Трудовая пенсия - это прежде всего государственная пенсия, ибо она устанавливается законом и выплачивается за счет средств, находящихся в распоряжении государства. Ее назначение - материальное обеспечение человека при наступлении определенных событий - страховых случаев. Компенсация утраченного заработка или иного дохода - всего лишь способ определения размера пенсии, исчисление ее на основе прошлого заработка. Вместе с тем определяя понятие трудовой пенсии по случаю потери кормильца, нельзя нивелировать новый правообразующий юридический факт в юридическом составе, порождающем право на данный вид пенсии, такой как страховой стаж.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата алиментарного характера, которая предназначена для материального обеспечения презюмируемо или фактически нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, связанных с ним отношениями родства, свойства и фактического иждивения, не основанного на этих отношениях, обусловленная определенной продолжительностью трудового стажа и уплаты кормильцем страховых взносов, назначаемая в размере, зависящем от прошлого заработка кормильца.

Гарантируя конституционное право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца законодатель определяет тех, кому это право адресовано.

В соответствии со ст. 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Лица, не относящиеся к членам семьи кормильца, не попадают в сферу пенсионного обеспечения при потере кормильца.

Пенсия за особые заслуги назначается: лицам, удостоенным звания «Герой Беларуси», и лицам, награжденным орденами Отечества трех степеней; лицам, удостоенным почетных званий Республики Беларусь (народный, заслуженный); лауреатам Государственных премий Республики Беларусь; лицам, имеющим государственные награды республики (если это установлено их статутами); участникам Великой Отечественной войны, награжденным пятью и более (женщинам - тремя и более) орденами за боевые и трудовые заслуги, а также командирам и комиссарам партизанских бригад, командирам и комиссарам партизанских отрядов, начальникам штабов партизанских бригад и отрядов; выдающимся спортсменам - победителям и призерам Олимпийских игр, чемпионам мира и Европы; членам Президиума Верховного Совета (работавшим на постоянной основе) и Президиума Совета Министров Республики Беларусь, членам Правительства, председателям Комитета государственной безопасности, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Правления Национального банка, Контрольной палаты, Генеральному прокурору, правительственным секретарям, Начальнику Секретариата Верховного Совета, председателям облисполкомов и Минского горисполкома при уходе на пенсию, в отставку, по окончании полномочий (в т.ч. досрочном); Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, лицам, награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней; лицам, имеющим почетные звания СССР (народный, заслуженный); лауреатам Ленинской и Государственной премий СССР.

Пенсия за особые заслуги перед Республикой Беларусь является видом трудовой пенсии, предусмотренной ст. 4 Закона РБ от 17.04.1992 г., №1596-XII «О пенсионном обеспечении». Как и другие виды трудовой пенсии (по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет), пенсия за особые заслуги назначается гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, приобретшим право на государственное пенсионное обеспечение в Республике Беларусь.

Пенсия за особые заслуги устанавливается лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста (60 лет - мужчины, 55 лет - женщины), или независимо от возраста лицам, являющимся инвалидами. Лицам, имеющим право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда, пенсия за особые заслуги устанавливается по достижении возраста, дающего право на эту пенсию, а лицам, получающим пенсию за выслугу лет, - по достижении ими пенсионного возраста.

2.2 Социальные пенсии и их правовая характеристика

Республика Беларусь является демократическим социальным правовым государством. Однако для развития стабильности в нем требуется определение экономических, организационных и правовых основ с целью эффективного функционирования Республики Беларусь.

Необходимость реформирования пенсионной системы, как вида социальной защиты населения, очевидна. Пенсионная реформа, несомненно, является одним из самых сложных видов структурных реформ, поскольку затрагивает финансовые интересы всех слоев населения и, как следствие, нарушает существующий политический и экономический баланс в обществе, оказывает воздействие на рынки труда и капитала, перераспределяет доход внутри возрастных групп, а также между поколениями работников. При этом нужно учитывать тот факт, что пенсионная реформа имеет определенную протяженность во времени и ее реализация осуществляется в несколько этапов [20, с. 129].

Поскольку проведение пенсионной реформы предполагает перераспределение больших денежных потоков, то сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон очень сложно. В этих условиях повышается роль исследований по фундаментальным научным проблемам, в том числе и правовым, имеющим значение для повышения уровня жизни в целом и для улучшения пенсионного обеспечения населения Республики Беларусь.

Статья 47 Конституции устанавливает, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом [11]. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. Не все граждане вправе претендовать на трудовую пенсию; на практике встречаются случаи, когда обратившемуся за пенсией лицу не хватает трудового (страхового) стажа, в этом случае ему предоставляется социальная пенсия. Цель предоставления такой пенсии - не допустить появления нищих, предоставить хотя бы минимальную социальную поддержку человеку.

По своей сущности социальные пенсии не несут функцию возмещения (полностью или частично) утраченного заработка (дохода). Они могут рассматриваться как гарантированная государством денежная выплата нетрудоспособным гражданам в твердом размере, имеющая регулярный характер и осуществляется за счет средств государственного бюджета. Среди условий назначения этого вида пенсий не содержатся указание на материальное положение ее получателей.

Размер социальных пенсий в отличие от трудовых не исчисляется из прошлого заработка, а устанавливается дифференцированно в процентном отношении к прожиточному минимуму, но для каждой категории граждан, их получающих. Именно в этом и состоит характерная особенность социальных пенсий. Круг лиц, имеющих право на эти пенсии, указан в ст. 72 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Этот круг значительно уже круга лиц, обеспечиваемых трудовыми пенсиями. К их числу относятся: инвалиды I группы; инвалиды с детства; дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; инвалиды II и III группы; лица старше 60 лет - мужчины и 55 лет - женщины, не получающие трудовых пенсий; дети - в случае потери кормильца.

С учетом изложенного социальные пенсии - это ежемесячные пенсии алиментарного характера из Фонда социальной защиты населения, назначаемые инвалидам I, II и III группы, лицам старше 60 лет - мужчинам и 55 лет - женщинам, не получающим трудовых пенсий, инвалидам с детства; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, в твердых размерах, но разных для каждой из групп граждан, имеющих право на эти пенсии.

В Республике Беларусь имеется значительное число граждан, которые по тем или иным причинам не участвовали полностью или длительное время в общественно-трудовой деятельности, а поэтому не выработали трудовой стаж, необходимый для назначения и выплаты трудовых пенсий. Эти лица не работая, не вносили взносы в Фонд социальной защиты граждан Министерства труда и социальной защиты. Круг таких граждан указан в разделе 8 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Статья 72 Закона о пенсионном обеспечении определяет круг лиц имеющих право на пенсию.

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:

инвалидам, в том числе инвалидам с детства;

лицам, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;

детям - в случае потери кормильца (пункт "а" части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона);

детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Перечень медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и степень утраты их здоровья, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Перечень медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и степень утраты их здоровья, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Необходимо в этой связи отметить, что постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 97 утверждена Инструкция о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья.

Медицинские показания, дающие право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - это степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка, приводящих к социальной недостаточности вследствие нарушения его способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности (ведущей возрастной деятельности), являющихся основанием для установления у него категории «ребенок-инвалид».

Понятие «ребенок-инвалид» означает, что это лицо в возрасте до 18 лет, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие врожденных, наследственных, приобретенных заболеваний, дефектов или травм нуждается в социальной помощи и защите.

В зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций организма, возникших в результате заболеваний, дефектов или травм, детям, признанным инвалидами, устанавливается категория «ребенок-инвалид» первой, второй, третьей или четвертой степени утраты здоровья.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким либо причинам права на трудовую пенсию.

Часто социальная пенсия назначается лицам, переехавшим из другого государства. Так, возник вопрос, на какой вид пенсии будет иметь право гр-ка Л., переехавшая на постоянное жительство в Республику Беларусь из Российской Федерации, и обратившаяся за пенсией после 1 сентября 1998 г.? В России она с апреля 1996 г. получала пенсию по возрасту при неполном стаже работы, состоящего из 6 лет ухода за детьми. Министерство труда и социальной защиты разъяснило, что в соответствии со статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение лиц, переехавших на постоянное жительство в Республику Беларусь из государств - участников Соглашения, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно статье 24 Закона пенсии по возрасту при неполном стаже назначаются лицам, имеющим не менее 5 лет стажа работы, в период которой они подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы (страхового стажа).

Поскольку гр-ка Л. обратилась за пенсией после 1 сентября 1998 г. и у нее отсутствует требуемый 5-летний страховой стаж, то права на трудовую пенсию она не имеет. В Республике Беларусь ей может быть назначена социальная пенсия [7, с. 131].

Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» также содержит правовые нормы, регламентирующие социальные пенсии - социальные пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (статья 40).

Таким образом, социальные пенсии - это гарантированные государством денежные выплаты нетрудоспособным гражданам, производимые в размерах, установленных законом, имеющие регулярный характер и осуществляемые за счет средств государственного бюджета.

2.3 Понятие и общая характеристика профессиональных пенсий

Профессиональные пенсии введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий. Введение таких пенсий объясняется главным образом спецификой определенной деятельности, службы. После длительного выполнения напряженной и ответственной работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно, например, в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, психологической и эмоциональной перегрузкой, накопившейся за многие годы, а часто и не представляется возможным из-за состояния здоровья.

Цель таких пенсий - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности.

Согласно статье 3-2 Закона «О пенсионном обеспечении» пенсионное обеспечение за работу с особыми условиями труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» [14].

Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, в том числе досрочную профессиональную пенсию по законодательству о профессиональном пенсионном страховании (далее - досрочная профессиональная пенсия), на ежемесячное денежное содержание по законодательству о государственной службе (далее - ежемесячное денежное содержание), назначаются по их выбору одна пенсия или ежемесячное денежное содержание. При этом пенсия, не связанная с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, либо ежемесячное денежное содержание назначаются независимо от получения ежемесячной страховой выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - ежемесячная страховая выплата).

Профессиональная пенсия - ежемесячная денежная выплата за счет пенсионных сбережений в виде досрочной профессиональной пенсии или (и) дополнительной профессиональной пенсии.

Досрочная профессиональная пенсия - профессиональная пенсия, выплачиваемая застрахованному лицу в досрочный период.

Дополнительная профессиональная пенсия - профессиональная пенсия, выплачиваемая в период после достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста.

Профессиональное пенсионное страхование - система установленных государством отношений, заключающихся в формировании средств за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее - особые условия труда), и использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда.

Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд. При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются в Фонд. Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование, дифференцированные в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, а также порядок уплаты таких взносов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Учет сведений о застрахованных лицах и пенсионных сбережениях осуществляется Фондом в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» [17] на специальной части индивидуального лицевого счета (далее - профессиональная часть лицевого счета).

Пенсии за выслугу лет - особый вид пенсий, представляющий собой ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из Фонда социальной защиты населения и государственных бюджетных средств, производимые гражданам в связи с их длительной производственной деятельностью (как правило, независимо от возраста и состояния трудоспособности) соизмеримо с их прошлым заработком, выплачиваемые, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет служит формой материального обеспечения таких категорий работников, которые в силу особого характера профессии не могут продолжать работать по данной профессии в силу особых требований, предъявляемых к состоянию здоровья данной категории работников, либо в силу того, что дальнейшая работа по прежней профессии не всегда целесообразна в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, а так же в силу того, что продолжение работы в этих условиях труда и в этих профессиях с высокой степенью вероятности может привести к утрате или снижению трудоспособности, установлению инвалидности.

При назначении пенсии за выслугу лет иногда важно наличие определенного специального стажа, но отсутствует возрастной ценз. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста.

Пенсии за выслугу лет введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий. Введение пенсий за выслугу лет объясняется главным образом спецификой определенной деятельности, службы. После длительного выполнения напряженной и ответственной работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно, например, в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, психологической и эмоциональной перегрузкой, накопившейся за многие годы, и т.д.

Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности.

Обычно пенсия за выслугу лет назначается при наличии установленного специального стажа. Следовательно, нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения.

Обычно такие пенсии назначаются при наличии установленного специального или профессионального стажа.

Профессиональный стаж - продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой за него уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование;

Специальный стаж - продолжительность работы с особыми условиями труда, дающей право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовую пенсию за выслугу лет.

Следовательно, если нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения.

Страховщиком по профессиональному пенсионному страхованию является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Таким образом, профессиональные пенсии и пенсии за выслугу лет связаны со спецификой деятельности работника, его профессией и требуют профессионального стажа.

Таким образом, гражданам Республики Беларусь выплачиваются трудовые, социальные и профессиональные пенсии. Трудовые пенсии назначаются лицам, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы, при соблюдении других условий, предусмотренных

Законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет. Трудовые пенсии подразделяются на пенсии: по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой.
Социальные пенсии - это гарантированные государством денежные выплаты нетрудоспособным гражданам, производимые в размерах, установленных законом, имеющие регулярный характер и осуществляемые за счет средств государственного бюджета.
Профессиональные пенсии и пенсии за выслугу лет связаны со спецификой деятельности работника, его профессией и требуют профессионального стажа. Цель таких пенсий - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности.

Заключение

Таким образом, существует два подхода к содержанию понятия пенсионного обеспечения. Согласно первому пенсионное обеспечение предоставляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми обществом правомерными для участия в распределении произведенного в обществе совокупного продукта или связи с признанием обществом уважительности, социальной значимости причин, которые затрудняют или делают нецелесообразным участие в общественном производстве. По другому пенсии определяются как части функций государства, правовая форма жизнеобеспечения граждан, «совокупность распределительных отношений части общественных фондов потребления», «выплата, производимая государством в связи с наступлением определенных обстоятельств».

Пенсии свойственны признаки, характерные как для всех видов пенсий, так и для категорий вида: пожизненное назначение; назначение ее лицам, которые длительное время занимались общественно-полезной деятельностью; назначение лицам, достигшим установленного в законе возраста. В науке пенсионного права также остро стоит проблема оптимального учета трудового вклада при определении размера пенсии, соотношения пенсии и потребностей в материальном обеспечении нетрудоспособных.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата алиментарного характера, которая предназначена для материального обеспечения презюмируемо или фактически нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, связанных с ним отношениями родства, свойства и фактического иждивения, не основанного на этих отношениях, обусловленная определенной продолжительностью трудового стажа и уплаты кормильцем страховых взносов, назначаемая в размере, зависящем от прошлого заработка кормильца.

Социальные пенсии - это гарантированные государством денежные выплаты нетрудоспособным гражданам, производимые в размерах, установленных законом, имеющие регулярный характер и осуществляемые за счет средств государственного бюджета.

Профессиональные пенсии и пенсии за выслугу лет связаны со спецификой деятельности работника, его профессией и требуют профессионального стажа. Цель таких пенсий - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности.

пенсия инвалидность трудовой социальный

Список использованных источников

1.Азарова Е.Г. Проблемы равноправия женщин и мужчин в социальном обеспечении в СССР / Е.Г. Азарова. - М.: Наука,1989. - 225 с.

2.Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР (правовые вопросы) / В.С. Андреев. - М.: Юрид. лит, 1971. - 256с.

.Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР / В.С.Андреев. - М.: Наука,1987. - 344 с.

.Антипьева Н.В. Правовое регулирование социальной защиты в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / Н.В. Антипьева. - Омск, 2000. - 25с.

.Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Антипьева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 224 с.

.Гущин, И.В. Право социального обеспечения Республики Беларусь: пособие / И.В. Гущин, С.В. Агиевец. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 332с.

.Гущин И.В. Социальное право: вопросы теории : моногр. / И.В.Гущин, А.Г. Авдей; под общ. ред. И.В. Гущина. - Гродно : ГрГУ, 2013. - 375с.

.Добровольский Ю. Социальная защита пенсионеров в условиях перехода к рыночным отношениям / Ю.Добровольский, Г.Игнатов // Социальное обеспечение. - 1991. - № 5. - С. 57-62.

.Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению / А.Д. Зайкин. - М.: Юристъ, 1974. - 178 с.

.Захаров М.Л. Азбука социального обеспечения / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - М.: Наука, 1987. - 178 с.

.Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.Левшин А.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения рабочих и служащих по инвалидности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Левшин. - М., 1964. - 26 с.

.О пенсионном обеспечении: Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 г., №1596-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.О профессиональном пенсионном страховании: Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 11 нояб. 1991 г., № 1224-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ Президента Респ. Беларусь от 16 янв. 2009 г., №40 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования : Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 25 окт. 2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.О некоторых вопросах проведения медико-социальной экспертизы и деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2014 № 1185 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.Право социального обеспечения: учебник / И.В. Гущин [и др.]; под ред. И.В. Гущина. - Минск: Амалфея, 2002. - 512 с.

.Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. И.В. Гущина. - Новополоцк: ПГУ, 2000. - 344с.

.Советское право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. П.П. Маргиева. - М.: Юристъ, 1989. - 375 с.

.Тарасова, В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения / В.А. Тарасова. - М.: МГУ, 1974. - 108 с.

.Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учеб. пособие / В.Ш. Шайхатдинов. - Екатеринбург, 1966. - Вып. 1. - 362 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!