Тема: Оперативно-розыскные действия таможенных органов

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    10,2 Кб
Оперативно-розыскные действия таможенных органов
Оперативно-розыскные действия таможенных органов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Специальность Государственное управление и право








Доклад

по дисциплине Таможенное право

на тему «Оперативно-розыскные действия таможенных органов»


Выполнил

курс, гр. ГУП 5 база в/о

В.А. Карачун





Минск 2015

Введение

Правоохранительная деятельность таможенных органов - одна из важнейших форм государственного контроля. Она включает непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере.

Правоохранительная деятельность таможенных органов в области уголовного и административного права основывается на нормах Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК), Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП), Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС), Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 10.01.2014г. №129-3 (Далее Закон №129-3) и других нормативных правовых актах. В них определены понятия таможенных правонарушений, сформулированы общие положения, подведомственность дел, определен порядок дознания и производства по делам, их рассмотрения, а также исполнения принятого решения.

Правоохранительная деятельность ведется таможенными органами всех уровней.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь:

организует борьбу с нарушениями таможенных правил, включая административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов;

реализует меры по пресечению незаконного оборота через таможенную границу РБ наркотиков и психотропных веществ, предметов художественного и исторического достояния, оружия;

оказывает содействие борьбе с международным терроризмом.

Подчиненные ГТК таможенные управления: обеспечивают единообразное применение и осуществляют контроль за исполнением в законодательства на местах, за организацией борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями.

Перед сотрудниками таможенных органов поставлены задачи не только выявления правонарушений, но и процессуального оформления в соответствии с законодательством, а также предупреждения новых правонарушении. Всякое деяние (действие либо бездействие) становится противоправным в том случае, если оно закреплено правовой нормой на момент совершения. Чтобы установить, является ли данное деяние правонарушением или нет, необходимо провести сравнение с закрепленными в правовой норме признаками. Таким образом, Уголовный кодекс Республики Беларусь и Кодекс об административных правонарушениях являются своего рода собранием тех моделей деяний, которые законодатель отнес к преступлениям и административным правонарушениям.

Одной из форм правоохранительной деятельности является оперативно-розыскная деятельность - вид государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно соответствующими подразделениями таможни посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Специфика ОРД таможенных органов состоит в том, что она осуществляется для выявления лиц, подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. В ОРД входит право: применять опрос граждан; наводить справки; собирать образцы для сравнительного исследования; исследовать предметы и документы; проводить наблюдения; производить отождествление личности; обследовать помещения, сооружения, участки местности и транспортные средства; контролировать поставки; контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения, а также прослушивать телефонные переговоры.

Оперативно-розыскные действия таможенных органов

Согласно п.2 статьи 7. ТК ТС: « Таможенные органы государств - членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности» [1].

В соответствии с п.1.8. статьи 12. Закона №129-3, одной из основных функций таможенных органов: « ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, административными правонарушениями, ведение административного процесса по которым отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Таможенного союза и (или) Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь и (или) включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, других товаров, противодействуют незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации» [2].

Для выполнения возложенных на них функций согласно ст.13 Закона №129-3 таможенные органы вправе:

«-осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения преступлений, дознание по делам о которых отнесено к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;

осуществлять дознание в пределах своей компетенции в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь;

вести административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях и процессуально-исполнительным законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях;

задерживать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов».

Для выполнения своей функции в статье 24. Закона №129-3 определено, что «отдельные категории должностных лиц таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевое и служебное оружие (далее - оружие) и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Такие должностные лица обязаны проходить обучение по применению физической силы, специальных средств, оружия и использованию служебных собак, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, оружия и использованием служебных собак» [2].

Условия и пределы применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использования служебных собак определены с статьях 25-28 Закона №129-3.

Согласно п. 6 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК) Таможенные органы Республики Беларусь отнесены к числу органов дознания («таможенные органы - по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей»)[3]. Их компетенция ограничена конкретной категорией дел, имеющих непосредственное отношение к сфере таможенного дела. Дознание - один из видов предварительного расследования. Оно регламентируется теми же нормами УПК, что и предварительное следствие, но осуществляется по несколько упрощенной схеме. Обнаружив признаки преступления, таможенный орган возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия: осмотры, обыски, выемки, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых и свидетелей, затем передает дело в Следственный комитет РБ.

Таможенные органы являются органами дознания по делам:

о контрабанде (ст. 228 УК), объектом данного преступления - установленный порядок таможенного регулирования, а также основы общественной безопасности и здоровья населения. В ст. 228 УК предусмотрен исчерпывающий перечень предметов контрабанды, перемещение которых через таможенную границу образует состав данной преступления. Субъектом контрабанды является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.;

о незаконном экспорте объектов экспортного контроля (ст. 229 УК), объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, т.е. вывозе за пределы Республики Беларусь в одно или несколько иностранных государств с целью постоянного нахождения на этой территории (свободного обращения) товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, на базе которых там могут быть разработаны и созданы как аналоги существующих видов оружия массового поражения, средств его доставки, обычного вооружения или военной техники, так и принципиально новые средства ведения войны, субъектами преступления, предусмотренного ст. 229 УК, могут быть должностные лица и представители предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), уполномоченные на ведение внешнеэкономической деятельности.

о невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК). Под историко-культурными ценностями, являющимися объектом данного состава преступления, понимаются наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия», не подлежащие вывозу из Республики Беларусь для свободного обращения за пределами ее государственной территории. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что умышленно не возвращает в установленный срок на территорию Республики Беларусь доверенные ему художественные ценности, и желает так поступать.

об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК). т.е.

Уклонение от уплаты таможенных платежей - это совершение действий, направленных: на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей; а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты; либо обращение в таможенные органы о представлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам; или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей.

Дознание по указанным делам ведется таможенными органами Республики Беларусь в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 220 УПК).

таможенный платеж розыскной правоохранительный

Литература

1.Таможенный кодекс таможенного союза. Приложение к «Договору о Таможенном кодексе таможенного союза» от 27 ноября 2009 года, зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики

Беларусь 8 июля 2010 г. № 3/2567;

.«О таможенном регулировании в Республике Беларусь» Закон Республики Беларусь №129-3 от 10.01.2014г., принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года, одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 года. Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 января 2014 г. N 2/21;

.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. . N 295-З, принят Палатой представителей 24 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года, зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 августа 1999 г. N 2/71.

.Уголовный Кодекс Республики Беларусь от 09 июля 1999 г. . N 275-З, с изменениями и дополнениями на15.01.2015 г., принят Палатой представителей 02 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года, зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14 июля 1999 г. N 2/50.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ, РАССМАТРИВАЮЩЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕЛА (в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Статья 76. Представители

Юридические лица ведут свои дела в суде, рассматривающем экономические дела, через свои органы, действующие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Представлять интересы юридического лица в суде, рассматривающем экономические дела, вправе адвокат, руководитель либо работник юридического лица по делам этого лица, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З, от 01.07.2014 N 174-З)

От имени ликвидируемого юридического лица в суде, рассматривающем экономические дела, выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Индивидуальный предприниматель и гражданин вправе вести свои дела в суде, рассматривающем экономические дела, лично или через представителя. Личное участие в деле индивидуального предпринимателя и гражданина не лишает их права иметь по делу представителя. Представителями индивидуального предпринимателя и гражданина могут быть адвокаты, законные представители, близкие родственники, супруг (супруга), иные лица, осуществляющие представительство в случаях, предусмотренных законодательными актами.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З, от 01.07.2014 N 174-З)

В суде, рассматривающем экономические дела, дела Республики Беларусь и административно-территориальных единиц Республики Беларусь ведут уполномоченные в установленном законодательством порядке представители государственных органов, органов местного управления и самоуправления и граждане.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Статья 77. Лица, которые могут быть представителями в суде, рассматривающем экономические дела

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Представителем в суде, рассматривающем экономические дела, может быть дееспособное физическое лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в суде, рассматривающем экономические дела, если иное не предусмотрено законодательными актами.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Права и законные интересы граждан, не обладающих полной дееспособностью на момент рассмотрения дела, защищают в хозяйственном процессе их законные представители, которым это право предоставлено законодательными актами. Законные представители могут поручить ведение дела в суде, рассматривающем экономические дела, другому назначенному ими представителю.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Статья 78. Оформление полномочий представителя

Представители допускаются судом, рассматривающим экономические дела, к участию в деле только при наличии соответствующих полномочий.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Доверенность, выданная представителю, должна быть подписана лицом, правомочным выдавать такие доверенности, и оформлена в соответствии с законодательными актами.

руководителем юридического лица, где работает или учится представляемый;

организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, по месту жительства представляемого;

(в ред. Законов Республики Беларусь от 11.07.2007 N 251-З, от 01.07.2014 N 174-З)

учреждением социальной защиты населения;

больницей или другим стационарным лечебно-профилактическим учреждением, в котором представляемый находится на излечении;

командиром соответствующей воинской части, если доверенность выдается военнослужащим, работникам этой части или членам их семей.

Доверенность, выданная представителю лицом, находящимся в местах лишения свободы, удостоверяется администрацией соответствующего исправительного учреждения.

Полномочия адвоката удостоверяются в порядке, установленном законодательными актами.

Законные представители представляют в суд, рассматривающий экономические дела, документы, подтверждающие их право представлять интересы подопечных.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Статья 79. Полномочия представителя

Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением:

подписания искового заявления и отзыва на исковое заявление;

подписания заявления о возбуждении приказного производства, отзыва на заявление о возбуждении приказного производства и заявления об отмене определения суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

передачи дела в международный арбитражный (третейский) суд, третейский суд, иной постоянный арбитражный орган;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

полного или частичного отказа от исковых требований, уменьшения их размера;

изменения предмета или основания иска;

признания иска;

принятия мер по обеспечению иска и отказа от принятия этих мер;

заключения мирового соглашения;

передачи своих полномочий другому лицу (передоверие);

обжалования судебного постановления;

предъявления требования о принудительном исполнении судебного постановления;

подписания жалобы, подаваемой в порядке надзора;

получения присужденных имущества или денежных средств;

участия в примирительной процедуре, заключения соглашения о примирении, соглашения о применении медиации, медиативного соглашения;

(в ред. Законов Республики Беларусь от 10.01.2011 N 241-З, от 12.07.2013 N 59-З)

подачи ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства в случае отказа в вынесении определения суда, рассматривающего экономические дела, о судебном приказе;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 10.01.2011 N 241-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

подписания заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

подписания ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда, иного постоянного арбитражного органа.

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Полномочия представителя на совершение действий, предусмотренных абзацами вторым - восемнадцатым части первой настоящей статьи, должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.07.2008 N 395-З, от 10.01.2011 N 241-З, от 01.07.2014 N 174-З)

Представитель, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

(часть третья статьи 79 введена Законом Республики Беларусь от 15.06.2009 N 26-З)

Статья 80. Лица, которые не могут быть представителями в суде, рассматривающем экономические дела

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Представителями в суде, рассматривающем экономические дела, не могут быть:

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

лица, не обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством;

судьи, следователи, прокуроры, работники аппарата суда, рассматривающего экономические дела, за исключением случаев, когда указанные лица выступают в хозяйственном процессе в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратуры или законных представителей;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

иные лица, предусмотренные законодательными актами.

Статья 81. Порядок проверки полномочий

Суд, рассматривающий экономические дела, обязан проверить полномочия явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Полномочия проверяются судьей суда, рассматривающего экономические дела (председательствующим в судебном заседании), путем изучения предъявленных суду документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Суд, рассматривающий экономические дела, на основании исследования документов, предъявленных суду, решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей, при необходимости приобщаются к делу или сведения из этих документов заносятся в протокол.

В случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и иными актами законодательства, суд, рассматривающий экономические дела, отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, о чем делается запись в протоколе судебного заседания или выносится отдельное определение.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Статья 82. Документы, подтверждающие полномочия

Индивидуальный предприниматель, лично осуществляющий свои полномочия в суде, рассматривающем экономические дела, предъявляет суду свидетельство о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенную его копию), а также свой паспорт.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Руководитель юридического лица предъявляет суду документ, подтверждающий статус руководителя, а также свой паспорт или удостоверение.

Работник юридического лица или другое лицо, которым поручено представлять интересы юридического лица в суде, рассматривающем экономические дела, представляют суду доверенность юридического лица или иной документ, удостоверяющий такие полномочия, а также предъявляют свои паспорта или удостоверения.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З, от 01.07.2014 N 174-З)

Адвокат предъявляет суду удостоверение адвоката и доверенность.

(часть четвертая статьи 82 в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З)

Иные участники хозяйственного процесса и их представители представляют суду, рассматривающему экономические дела, документы, подтверждающие их полномочия на участие в процессе, в соответствии с актами законодательства.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.07.2014 N 174-З)

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!