Юридическая сущность государственной защиты сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,71 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридическая сущность государственной защиты сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность















ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время проблема государственной защиты сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), при решении ими оперативно-розыскных задач приобретает все более актуальный характер. Это связано с тем, что повышается сложность решаемых задач, видоизменяется преступная деятельность, сохраняются тенденции к совершенствованию форм и методов преступной активности, возрастает число рисков безопасности оперативных сотрудников.

Вместе с тем, детальной научной разработке данная сфера оперативной практики фактически не подвергается. Анализ специальной литературы показывает, что исследователями изучаются в основном отдельные аспекты государственной защиты сотрудников органов, уполномоченных на осуществление ОРД. В частности, рассматриваются вопросы определения понятия социальной и правовой защиты указанной категории лиц, ее социальная обусловленность, система составляющих ее мер, а также основания и условия их применения [1, с. 257-280]. В определенной степени в научно-прикладных работах раскрывается содержание мер государственной защиты должностных лиц оперативно-розыскных органов [2, с. 60-66], [3, с. 294-303]. Однако при этом не во всех случаях учитываются особенности правового регулирования указанных общественных отношений, а также специфика правового статуса сотрудников органов, осуществляющих ОРД.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть проблему юридической характеристики государственной защиты сотрудников оперативно-розыскных органов.

Юридическую характеристику явлений правовой действительности (в широком смысле) можно определить как систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных свойствах различных объектов реальной действительности, основанную на закономерностях юридической науки и практики реализации правовых норм.

Основными элементами юридической характеристики являются: а) правовая природа; б) внешние юридически значимые признаки явления, отражающие особенности его выражения во вне.

Как представляется, юридическая характеристика любого явления будет раскрываться через его правовую природу. Эта категория, как определяет С.С. Алексеев, представляет собой юридическую характеристику явления, выражающую его специфику, место и функции среди других правовых явлений в соответствии с его социальной природой [4, с. 227]. Здесь следует согласиться с мнением Ю.В. Баулина, что уяснение правовой природы понятий предполагает определение того, к какому миру явлений они принадлежат, каковы их строение, поэлементный состав, связи и отношения, в чем заключается их роль в праве, какое их место в системе юридических категорий и понятий [5, с. 51]. В данном случае можно констатировать, что правовая природа также является юридической характеристикой явления, но в узком смысле, и отражает его юридическую сущность.

Разработка правовой природы любого явления напрямую связана с определением его понятия. Это обусловлено тем, что понятие представляет собой абстрактное, отвлеченное от конкретного предмета или явления обобщение определенного множества (класса) однородных объектов, характеристика которого распространяется на каждый объект этого класса. Под понятием традиционно понимается логическая форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в общих для них существенных признаках [6, с. 26]. Поэтому выявление признаков, присущих исследуемому явлению, позволит сформулировать его понятие, отражающее юридическую сущность такого явления.

Основываясь на положениях ст. 4 Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органа государственной охраны» (далее - Закон о госзащите) [7], п. 6 ст. 8, ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) [8], ст.ст. 35-42 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее - Закон об ОВД) [9], ст.ст. 19-20 Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» (далее - Закон об ОГБ) [10], ст.ст. 23-29 Закона Республики Беларусь «Об органах пограничной службы Республики Беларусь» (далее - Закон об ОПС) [11], ст.ст. 25-26 Закона Республики Беларусь «О государственной охране» (далее - Закон о госохране) [12], ст.ст. 23-31 Закона Республики Беларусь «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее - Закон об ОФР) [13], ст.ст. 326-327 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) [14], можно выделить следующие существенные признаки государственной защиты сотрудников оперативно-розыскных органов, которые раскрывают ее юридическую сущность.

Во-первых, государственная защита сотрудников органов, осуществляющих ОРД, представляет собой систему определенных мер.

Меры государственной защиты можно определить как совокупность действий, осуществляемых сотрудниками уполномоченных подразделений органов, осуществляющих ОРД, иных государственных органов в отношении сотрудников ведомственных подразделений, уполномоченных на осуществление ОРД, в целях обеспечения эффективности осуществления ими ОРД, их безопасности и социальной защищенности, а также обеспечения безопасности и социальной защищенности их близких.

В соответствии со ст. 4 Закона о госзащите и положениями других актов законодательства меры государственной защиты, применяемые в отношении сотрудников оперативно-розыскных органов, будут иметь следующую структуру:

) меры правовой защиты, предусматривающие повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

) меры безопасности, направленные на защиту их жизни и здоровья, а также сохранность их имущества;

) меры социальной защиты, в том числе реализация сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, своего права в соответствии с законодательством Республики Беларусь на материальную компенсацию их близким в случае гибели (смерти) сотрудника, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с осуществлением ОРД.

Применение указанных мер осуществляется сотрудниками уполномоченных государственных органов (ст. 2 Закона о госзащите).

Во-вторых, указанная система мер закреплена правовыми нормами, установленными действующими актами законодательства.

Правовые нормы, регламентирующие государственную защиту оперативных сотрудников, содержатся в настоящее время в различных нормативных правовых актах, указанных выше, а также в ст.ст. 4-5, 11-15, 20 Закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих) [15], п. 10 ст. 3, ст. 6, ст.ст. 10-18 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» [16], ст. 10 Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» [17] и в некоторых других.

В-третьих, государственная защита применяется в отношении определенной категории лиц.

Исходя из положений ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД к лицам, в отношении которых могут применяться меры государственной защиты, относятся сотрудники следующих государственных органов, чьи оперативные подразделения наделены правом осуществлять ОРД: органов внутренних дел Республики Беларусь (далее - ОВД), органов государственной безопасности Республики Беларусь (далее - ОГБ), органов пограничной службы Республики Беларусь (далее - ОПС), службы безопасности Президента Республики Беларусь (далее - СБП), Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (далее - ОАЦ), органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - ОФР), таможенных органов Республики Беларусь (далее - ТО), органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь (далее - ОВР МО).

В-четвертых, государственная защита имеет конкретную цель.

В качестве первого компонента такой цели можно выделить обеспечение эффективности ОРД, осуществляемой сотрудниками уполномоченных государственных органов. Наличие соответствующих мер защиты позволяет им успешно решать стоящие перед ними оперативно-розыскные задачи. Например, ч. 1 ст. 19 Закона об ОГБ устанавливает, что никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников ОГБ, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законодательством Республики Беларусь. При этом за подобное нарушение для виновных лиц предусмотрена административная ответственность по ст. 23.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) [18].

Вторым по значимости компонентом цели будет являться обеспечение безопасности оперативных сотрудников и их близких.

Под обеспечением безопасности сотрудников оперативно-розыскных органов (их близких) следует понимать деятельность сотрудников уполномоченных подразделений ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО по реализации соответствующих мер безопасности, направленных на охрану и защиту прав и законных интересов оперативных сотрудников, их близких от внешних и внутренних угроз, возникающих в связи с осуществлением ими ОРД.

Безопасность в данном случае обеспечивается применением мер безопасности, установленных в Законе о госзащите (ст.ст. 6-14).

Третьим компонентом цели государственной защиты является обеспечение социальной защищенности сотрудников органов, осуществляющих ОРД, и их близких.

Исходя из существующих подходов, в данном случае под социальной защищенностью оперативных сотрудников следует понимать предусмотренные законодательством меры, применение которых направлено на материальное обеспечение указанных лиц из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов при наступлении социально значимых событий: гибели (смерти), ранения, увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей и т.д. [19, с. 10].

Применение мер социальной защиты осуществляется в соответствии с нормами трудового, гражданского и иного законодательства, определяющего порядок их реализации.

Таким образом, на основании выделенных существенных черт можно определить государственную защиту сотрудников оперативно-розыскных органов как предусмотренную действующими нормами права систему мер, которая направлена на обеспечение эффективности ОРД, осуществляемой сотрудниками оперативно-розыскных органов, их безопасности и социальной защищенности, а также безопасности и социальной защищенности их близких.

Анализ системы правовых норм, регламентирующих вопросы государственной защиты сотрудников органов, осуществляющих ОРД, позволяет определить следующие виды мер, составляющих ее содержание.

Меры правовой защиты, то есть совокупность действий, реализуемых сотрудниками уполномоченных подразделений ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО либо других уполномоченных государственных органов в отношении сотрудников ведомственных подразделений, уполномоченных на осуществление ОРД, их близких в соответствии с действующими правовыми нормами в целях обеспечения эффективности осуществления ими ОРД.

В качестве таких мер следует рассматривать:

) общие меры, то есть действия по реализации правовых предписаний, обеспечивающих защиту сотрудников оперативно-розыскных органов от неправомерных действий, связанных:

с покушением на его (его близких) убийство либо с его (его близких) убийством в связи с осуществлением им ОРД (ст. 14, п. 10 ч. 2 ст. 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) [20];

с насилием либо угрозой применения насилия в отношении сотрудника ОВД (ст. 364 УК);

с вмешательством в деятельность сотрудника ОВД (ст. 365 УК);

с насилием либо угрозой в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности (ст. 366 УК);

с оскорблением представителя власти (ст. 369 УК);

с неисполнением, ненадлежащим или несвоевременным исполнением выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений (ч. 1 ст. 23.1 КоАП);

с воспрепятствованием проведению проверки, ревизии, экспертизы (ст. 23.2 КоАП);

с неповиновением законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4 КоАП);

с оскорблением должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5 КоАП) и некоторые другие меры;

) специальные меры, то есть действия по реализации правовых предписаний, предусмотренных непосредственно в ТК, в законах об ОРД, об ОВД, об ОГБ, об ОПС, о госохране, об ОФР, о статусе военнослужащих и в некоторых других законодательных актах, непосредственно регламентирующих деятельность оперативно-розыскных органов:

на должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД);

никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность оперативных сотрудников ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законодательными актами Республики Беларусь (абз. 2 ч. 2 ст. 326 ТК, ч. 2 ст. 10 Закона об ОРД, ч. 2 ст. 36 Закона об ОВД, ч. 1 ст. 19 Закона об ОГБ, ч. 2 ст. 23 Закона об ОПС, ч. 1 ст. 25 Закона о госохране, ч. 2 ст. 24 Закона об ОФР, ч. 3 ст. 5 Закона о статусе военнослужащих);

неисполнение или воспрепятствование исполнению законных требований оперативных сотрудников ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО, оскорбление их чести и достоинства, угроза, насилие или посягательство на их жизнь, здоровье, имущество и т.д. влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами (ч. 2 ст. 327 ТК, ч. 4 ст. 9 Закона об ОРД, ч. 2 ст. 35 Закона об ОВД, ч. 2 ст. 19 Закона об ОГБ, ч. 2 ст. 23 Закона об ОПС, ч. 2 ст. 25 Закона о госохране, ч. 2 ст. 23 Закона об ОФР, ч. 4 ст. 326, абз. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о статусе военнослужащих);

право оперативных сотрудников ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОФР на профессиональный риск (ч. 1 ст. 37 Закона об ОВД, ч. 3 ст. 19 Закона об ОГБ, ч. 1 ст. 24 Закона об ОПС, ч. 3 ст. 25 Закона о госохране, ч. 1 ст. 25 Закона об ОФР);

при исполнении сотрудниками ОГБ и СБП служебных обязанностей в отношении них не допускается принятие мер обеспечения административного процесса, а также применение мер процессуального принуждения, предусмотренных УПК, без официального представителя ОГБ, кроме случаев задержания их при совершении преступления или непосредственно после его совершения (ч. 7 ст. 19 Закона об ОГБ, ч. 4 ст. 25 Закона о госохране);

в ходе осуществления ОРД сотрудники ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО подчиняются только непосредственному и прямому начальнику (абз. 2 ч. 2 ст. 326 ТК, ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД, ч. 1 ст. 36 Закона об ОВД, ч. 1 ст. 25 Закона о госохране, ч. 1 ст. 24 Закона об ОФР, ч. 4 ст. 5 Закона о статусе военнослужащих);

в ходе осуществления ОРД сотрудники ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО при определенных условиях имеют право причинять вред правоохраняемым интересам (ч. 3 ст. 320 ТК, ч. 4 ст. 10 Закона об ОРД, ч. 1 ст. 37 Закона об ОВД, ч. 3 ст. 19 Закона об ОГБ, ч. 1 ст. 24 Закона об ОПС, ч. 3 ст. 25 Закона о госохране, ч. 1 ст. 25 Закона об ОФР).

Меры безопасности, то есть совокупность действий, осуществляемых сотрудниками уполномоченных подразделений ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО в отношении сотрудников ведомственных подразделений, уполномоченных на осуществление ОРД, их близких в целях обеспечения защиты их жизни и здоровья, сохранности их имущества.

В соответствии со ст. 6 Закона о госзащите предусмотрены следующие меры безопасности:

) личная охрана, охрана жилища и имущества;

) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

) обеспечение конфиденциальности сведений;

) временное помещение в безопасное место;

) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

) переселение на другое место жительства;

) изменение данных документа, удостоверяющего личность, и замена документов;

) изменение внешности.

Отдельные виды и определенный порядок реализации указанных мер регламентируются ст. 333 ТК, ст. 10 Закона об ОРД, ст. 40 Закона об ОВД, ст. 21 Закона об ОГБ, ст. 27 Закона об ОПС, ст. 29 Закона об ОФР, ст.ст. 11-15, 20 Закона о статусе военнослужащих, ст. 23 Закона о госзащите и некоторыми другими актами законодательства. В частности, в соответствии с указанными нормами в отношении сотрудников ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО с отдельными исключениями могут применяться следующие меры:

обязательное личное страхование на случай гибели (смерти), ранения, увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, на условиях и в порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

зачет в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом действующим законодательством, времени выполнения сотрудниками оперативных подразделений специальных заданий в организованных преступных группах;

возмещение в полном объеме и порядке, установленном действующим законодательством, ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотрудникам, их близким, в связи с их служебной деятельностью и некоторые другие меры.

Вместе с тем, действующими актами законодательства практически не определен механизм реализации мер государственной защиты сотрудников органов, осуществляющих ОРД. В определенной степени такой механизм установлен в Законе о госзащите при реализации мер безопасности. Меры правовой защиты могут реализовываться только в рамках действующих уголовно-процессуальных или административно-процессуальных норм. Фактически отсутствует процедурный порядок применения ряда мер социальной защиты.

В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть внесение изменений и дополнений как в законодательные, так и в ведомственные нормативные правовые акты оперативно-розыскных органов в целях определения порядка реализации отдельных мер государственной защиты, реализуемых в отношении оперативных сотрудников, их близких.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

) государственную защиту сотрудников оперативно-розыскных органов целесообразно рассматривать как предусмотренную действующими нормами права систему мер, которая направлена на обеспечение эффективности ОРД, осуществляемой сотрудниками оперативно-розыскных органов, их безопасности и социальной защищенности, а также безопасности и социальной защищенности их близких.

В современных условиях обеспечение государственной защиты сотрудников органов, осуществляющих ОРД, приобретает немаловажное значение, так как она позволяет им эффективно осуществлять ОРД;

) содержание государственной защиты сотрудников оперативных подразделений ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО - совокупность соответствующих мер правовой и социальной защиты, а также мер безопасности. Данные меры представляют собой определенную систему, наличие которой должно обеспечивать сотрудникам указанных ведомств наступательный, бескомпромиссный, результативный характер ОРД.

Меры государственной защиты целесообразно рассматривать как совокупность действий, осуществляемых сотрудниками уполномоченных подразделений органов, осуществляющих ОРД, иных государственных органов в отношении сотрудников ведомственных подразделений, уполномоченных на осуществление ОРД, в целях обеспечения эффективности осуществления ими ОРД, их безопасности и социальной защищенности, а также обеспечения безопасности и социальной защищенности их близких.

Каждая группа мер имеет свое содержание, которое определяется соответствующими правовыми нормами;

) в настоящее время отсутствует эффективный механизм реализации ряда мер государственный защиты сотрудников ОВД, ОГБ, ОПС, СБП, ОАЦ, ОФР, ТО, ОВР МО. Это связано с пробелами в действующих актах законодательства, регулирующих данную сферу. Для устранения этих пробелов целесообразно предусмотреть внесение изменений и дополнений как в законодательные, так и ведомственные нормативные правовые акты оперативно-розыскных органов в целях определения порядка реализации отдельных мер государственной защиты в отношении сотрудников оперативных подразделений, их близких.

ЛИТЕРАТУРА

государственный защита оперативный сотрудник

1. Теория оперативно-розыскной деятельности: учеб. / О.А. Вагин [и др.]; под ред. К.К. Горяинова [и др.]. - М.: Норма, 2006. - 368 с.

. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» / И.И. Басецкий [и др.]; М-во внутр. дел Респ. Беларусь; Акад. МВД Респ. Беларусь. - Минск, 2001. - 135 с.

. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / О.А. Вагин [и др.]. - М.: Норма, 2006. - 448 с.

. Алексеев, С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве / С.С. Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1989. - 288 с.

. Баулин, Ю.В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния / Ю.В. Баулин. - Харьков: Основа, 1991. - 360 с.

. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органа государственной охраны: Закон Респ. Беларусь, 13 дек. 1999 г., № 340-З: в ред. законов Респ. Беларусь от 8 мая 2009 г., 15 июля 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 2. - 2/115; 2009. - № 119. - 2/1568; 2009. - № 173. - 2/1595.

. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 289-З: в ред. Законов Респ. Беларусь от 16 июня 2000 г., 9 авг. 2004 г., 30 дек. 2006 г., 21 июля 2008 г., 15 июля 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 57. - 2/64; 2000. - № 59. - 2/175; 2004. - № 126. - 2/1063; 2007. - № 4. - 2/ 1292; 2008. - № 184. - 2/1514; 2009. - № 173. - 2/1594; 2010. - № 14. - 2/1659.

. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З: в ред. законов Респ. Беларусь от 23 июня 2008 г., 16 июля 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 158. - 2/1451; 2008. - № 184. - 2/1510.

. Об органах государственной безопасности Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 дек. 1997 г., № 102-З: в ред. законов Респ. Беларусь от 16 июня 2000 г., 24 июля 2002 г., 16 июня 2005 г., 14 июня 2007 г., 15 июля 2008 г., 21 июля 2008 г., 15 июля 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 59. - 2/175; 2002. - № 87. - 2/883; 2005. - № 74. - 2/1113; 2007. - № 147. - 2/1336; 2008. - № 184. - 2/1505; 2008. - № 184. - 2/1513; 2009. - № 173. - 2/1595.

. Об органах пограничной службы Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 нояб. 2008 г., № 454-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 276. - 2/1550.

. О государственной охране: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2009 г., № 16-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 119. - 2/1568.

. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г., № 414-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 16 июля 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 173. - 2/1598.

. Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 янв. 2007 г., № 204-З: в ред. Законов Респ. Беларусь от 21 июля 2008 г., 15 июля 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 17. - 2/1301; 2008. - № 184. - 2/1514; 2009. № 173. - 2/1595.

. О статусе военнослужащих: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 100-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 15. - 2/1652.

. О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2007 г. № 239-З: в ред. законов Респ. Беларусь от 8 июля 2008 г., 16 июля 2008 г., 17 июля 2008 г., 6 янв. 2009 г., 8 мая 2009 г., 12 мая 2009 г., 16 июля 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 173. - 2/1468; 2008. - № 184. - 2/1511; 2008. - № 196. - 2/1524; 2009. - № 17. - 2/1561; 2009. - № 119. - 2/1568; 2009. - 119. - 2/1571; 2009. - № 173. - 2/1597.

. О погребении и похоронном деле: Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 55-З: в ред. законов Респ. Беларусь от 9 июля 2007 г., 20 июня 2008 г., 6 янв. 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 170. - 2/1344; 2008. - № 157. - 2/1445; 2009. - № 16. - 2/1558.

. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г.: введен в действие 1 марта 2007 г., № 194-З: в ред. Законов Респ. Беларусь от 7 мая 2007 г., 10 мая 2007 г., 15 мая 2007 г., 17 мая 2007 г., 18 мая 2007 г., 27 июня 2007 г., 12 июня 2007 г., 27 июня 2007 г., 20 июля 2007 г., 29 окт. 2007 г., 26 дек. 2007 г., 27 дек. 2007 г., 5 янв. 2008 г., 2 мая 2008 г., 8 июля 2008 г., 15 июля 2008 г., 5 авг. 2008 г., 10 нояб. 2008 г., 15 июня 2009 г., 28 дек. 2009 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

. Право социального обеспечения: учеб. / М.О. Буянова [и др.]; под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2001. - 328 с.

. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З: в ред. Законов Респ. Беларусь от 8 мая 2002 г., 24 июня 2002 г., 4 янв. 2003 г., 14 июля 2003 г., 22 июля 2003 г., 3 авг. 2004 г., 4 мая 2005 г., 19 июля 2005 г., 15 дек. 2005 г., 31 дек. 2005 г., 9 янв. 2006 г., 9 июня 2006 г., 29 июня 2006 г., 17 июля 2006 г., 20 июля 2006 г., 7 мая 2007 г., 10 мая 2007 г., 15 мая 2007 г., 18 мая 2007 г., 27 июня 2007 г., 18 июля 2007 г., 20 июля 2007 г., 3 дек. 2007 г., 20 дек. 2007 г., 5 янв. 2008 г., 23 июня 2008 г., 8 июля 2008 г., 15 июля 2008 г., 21 июля 2008 г., 10 нояб. 2008 г., 15 июля 2009 г., 28 дек. 2009 г.: с изм., внесенными Заключением Конституционного Суда Респ. Беларусь от 11 марта 2004 г., № З-171/2004 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2010.

Похожие работы на - Юридическая сущность государственной защиты сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!