Тема: Направления деятельности государства в связи с использованием и охраной природных ресурсов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    13,28 Кб
Направления деятельности государства в связи с использованием и охраной природных ресурсов
Направления деятельности государства в связи с использованием и охраной природных ресурсов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Введение

.Понятие и виды функций государства

.Экологическая функция государства

Заключение

Список литературы

Введение

В теории государства и права деятельность государства по обеспечению рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности стала привлекать к себе внимание ученых лишь в течение последних десятилетий. Экологическая функция - это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. В настоящее время создание баланса между развитием научно-технического прогресса и сохранением среды является настолько актуальным, что проблемы, связанные с этим, переросли из охраны окружающей среды в обеспечение экологической безопасности. Вместе с тем до настоящего времени экологическая функция государства все еще остается недостаточно изученной, не в полной мере определено место экологической функции среди других функций государства. Исследование механизма правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и природы находится на начальном этапе, изучены лишь отдельные его аспекты. Отсутствуют комплексные исследования, раскрывающие правовую сущность экологической функции в контексте целей, которые стоят перед нашей страной на настоящем этапе ее развития.

Объектом изучения являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией экологической функции государства.

Предметом исследования выступают основные направления деятельности государства в связи с использованием и охраной природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности.

Целью работы является изучение экологической функции современного государства, правовой анализ механизма правового регулирования общественных отношений в области рационального использования и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

1. Понятие и признаки функций государства

экологический безопасность правовой государство

Функции государства можно определить как основные направления его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Основные направления функций государства - это социально значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключаются все его органы.

К признакам функций государства можно отнести следующие:

)функция государства представляют собой именно основное, а не второстепенное направление его деятельности, без которого государство на данном этапе исторического развития не способно существовать;

2)функции государства выражают его сущность и социальные назначение государства;

)функции государства конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе;

)функции реализуются в определенных формах и особыми методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства. Функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач,обусловленных экономическими и политическими структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Объективный характер функций не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции соответствуют объективным потребностям общества.

В настоящее время приводят следующие способы классификации функций государства. Можно выделить внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции представляют собой основные направления разнообразной деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям государства относятся:

.экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны;

.социальная, которая состоит в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

.культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

.охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

.природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене задач и целей. Эти функции зависят от политического режима, типа государства, от этапов развития одного о того же государства, от складывающейся в мире обстановки, от характера взаимоотношений между государствами. К внешним функциям государства относятся:

) оборона страны;

) взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;

) межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;

) культурное и научно-техническое сотрудничество

К основным функциям государства предлагается относить: управленческо-обеспечительную (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительную (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Кроме такой традиционной классификации, функции государства можно поделить в зависимости от продолжительности их существования (на постоянные и временные), в зависимости от социальной значимости (на выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев, групп и представляющие интересы всего общества). Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в тот или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

Кроме этого возможно деление функций государства в зависимости от сфер их приложения (на политические, идеологические, социальные, экономические) и от форм их реализации (на правотворческие, правоохранительные, правоприменительные).

Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеральном государстве - эта функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого их участников этого союза государств.

Возможна классификация функций государств и исходя из принципа разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные, управленческие, судебные. Особенность данной классификации заключается прежде всего в том, что она отражает механизм реализации государственной власти и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Функции государства не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Пример такой функции - охрана природы.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

2. Экологическая функция государства

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В теории конституционного права традиционно принято относить субъективное право на окружающую среду к социальным правам. Существует мнение, что законодательное признание естественного права человека на благоприятную окружающую среду вряд ли стоит рассматривать, как вершину в развитии представлений о природе и сущности экологических интересов. Опыт учит, что экологические интересы человека в их глубинном смысле, с учетом отсроченных отрицательных результатов удовлетворения экологических прав, могут не совпадать в целях с этими правами.

Социальные права находятся в тесной зависимости от степени экономического развития государства, способности улучшить жизнь граждан, обеспечить ее достойный уровень, удовлетворить материальные и духовные потребности членов общества. Эта зависимость обнаруживается и в случае выполнения экологической функции. К сожалению, большинство экономически отсталых стран просто не могут самостоятельно выполнять эту функцию и наносят ущерб всей биосфере в целом.

Рассмотрим внутреннюю экологическую функцию государства на примере Российской Федерации. В настоящее время можно сформулировать государственную экологическую стратегию Российской Федерации: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Становление экологической функции в Российской Федерации началось с принятия нового экологического законодательства, в котором отразились происходящие в обществе изменения. Появились не просто новые законы, регулирующие отношение людей к природе, но и новые социальные институты: государственные экологические службы, экологическая прокуратура, экологическая полиция. Сформировались научные направления - экологическая философия, социальная экология, экологическая этика. Вхождение России в рыночные отношения потребовало создания новых принципов управления предприятиями - экологического менеджмента, экологического страхования, аудита, лицензирования, экологической сертификации.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, принципами:

приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Для полного разъяснения вопроса об экологических функциях государства необходимо ясно представить круг полномочий федерального правительства, отдельных краев и областей, а также граждан и общественных организаций. Вообще существует особая проблема централизации и децентрализации функций государства. В отличие от тоталитарного и унитарного государства, в условиях федеративного государства встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации.

В процессе обеспечения экологической безопасности возникает немало коллизий, а иногда прямое нарушение Конституции РФ нормативными актами регионов. Необходимо четкое разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности. В области охраны окружающей природной среды и природопользования Федерация должна явить свои преимущества и особую ценность при учете географических, климатических и природных, социально-экономических и иных действительных, а не мнимых особенностей субъектов Федерации при осознании того, что природа - общее благо, не имеющее административных и государственных границ. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Таким образом, экологическая политика государственных органов должна опираться на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении правоохранительных задач.

Экологическая безопасность - феномен не национального, а международного масштаба, следовательно, экологическое законодательство Российской Федерации должно исходить, прежде всего, из роли России в международном сообществе, из состояния окружающей среды на ее территории. В сфере экологической безопасности велико и все продолжает возрастать значение международных договоров и соглашений, участницей многих из которых является Россия. Она должна отвечать перед международным сообществом за выполнение на всей территории взятых на себя природоохранных обязательств, в том числе перешедших к ней от СССР. Российская Федерация регулирует свои экологические отношения со всеми сопредельными государствами, прежде всего со странами - участницами СНГ.

В рамках Арктического Совета Россия участвует, наряду с другими семью арктическими странами, в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и готовность к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой стратегии, принятой на встрече в 1991 году, явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок.

Вхождение России в международное экологическое правовое пространство стало еще одним мощным импульсом в развитии экологического сознания российских граждан. А ведь именно развитие экологического сознания населения является условием успешного осуществления экологической политики государства.

Несмотря на разделение экологической функции на внутреннюю и внешнюю, приведенные данные об участии Российской Федерации в международных проектах показывают, что нельзя четко выделить внешнюю или внутреннюю функции государства. Это связано с тем, что в конечном счете экологическая функция любого государства должна заключаться в сохранении биосферы Земли в целом. Большое количество глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, глобальное потепление, кислотные дожди, загрязнение мирового океана) невозможно решить в рамках только внутренней государственной политики или только международных экологических проектов.

Таким образом, экологическая функция государства выражается большей частью в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной cреды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Нормативно-правовые акты природоохранной деятельности имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность заключается в том, что правовые нормы данной отрасли, как было отмечено выше, имеют прописку в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

К этому следует добавить, что экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительные средства, государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения определенных корректив в экономическое развитие страны. Уже сегодня, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами выделяет «научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества». С учетом складывающиеся обстановки, возможно, в скором будущем придется сменить акценты в сторону повышения значимости экологических приоритетов.

Таким образом можно выделить следующие направления деятельности государства при выполнении экологической функции:

Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

Особенно хочется отметить важную задачу государства - повышение уровня экологического сознания граждан. Это особенно актуально для нашей страны, в которой эффективность природоохранной деятельности государственных органов остается достаточно низкой и нам еще только предстоит совершенствовать механизмы выполнения экологической функции государства. Как показывает опыт других стран, формирование экологической политики государства зависит от деятельности общественных организаций.

Заключение

Одним из приоритетных направлений реализации экологической функции государства сегодня может считаться построение обоснованных экономических отношений между природопользователями, государством и обществом по поводу использования и охраны объектов окружающей среды. В основу таких отношений должен быть положен принцип обеспечения общественных экологических интересов при осуществлении природопользования, реализуемый посредством справедливого распределения выгод от соответствующей деятельности и возможно полной компенсации причиняемого при этом экологического вреда. Экологическая функция государства пересекается здесь с его функциями экономического характера и деятельностью в качестве не властвующего субъекта (собственника природных ресурсов), что неизбежно порождает противоречивость государственной политики. С целью обеспечения в подобных отношениях публичных экологических интересов государство в своей деятельности должно исходить из связанности конституционной обязанностью использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Главным правовым приоритетом может считаться предупреждение и наиболее полное возмещение экологического вреда. Приоритет в таком звучании не конкурирует с актуальными направлениями совершенствования законодательства, не претендует на изменение целей эколого-правового регулирования и государственной политики охраны окружающей среды, но обозначает пути их достижения, указывает точку приложения правового воздействия на отношения по охране окружающей среды.

Список использованной литературы

.Теория государства и права: курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко, М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

2.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, М.: Юристъ, 2003.

.Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник, М.: 2006.

.Теория государства и права. Под ред. Кутафина, М.: 1994.

.Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам). Под ред. С.А. Боголюбова, Юридический дом «Юстицинформ», 2002.

.Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды. Экологическое право , 2004, №1, 6-9.

.Болотова А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России. Общественные науки и современность , 2002, №1.

.Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам. Вестник Российского университета дружбы народов . - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!