Государственное устройство
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«Уральский
государственный юридический университет»
Институт
заочного и ускоренного обучения
Контрольная
работа
по
дисциплине:
«Теория
Государства и Права»
Вариант №2
Выполнила:
студентка
1 курса
на
базе среднего образования
Зебзеева
Элина Михайловна
Екатеринбург
г.
Задание №1
Покажите основные функции теории государства и
права как науки и раскройте их содержание.
Ответ:
Функции теории государства и права - это
направление теоретической деятельности, отражающее общее и специфическое
значение данной науки.
Функции теории государства и права
взаимосвязаны, действуют в системе, реализуются через категории и ценности,
проверяются практикой государственного и правового строительства.
· Методологическая функция - в ходе ее
реализации вырабатываются общие положения.
· Идеологическая функция - оказывает
влияние на правосознание индивидов, культивирует гуманистические принципы
государства, формулирует юридическое мышление у населения.
· Образовательная функция - отражает
значение теории государства и права в качестве учебной дисциплины. Ее
результат- прочные профессиональные юридические знания, наличие юридического
мышления и т.д.
Задание №2
Дайте подробное описание такой характеристики
государства, как форма государственного устройства. Приведите примеры
современных государств, имеющих различные формы государственного устройства.
Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким
образом форма государственного устройства закреплена в современном российском
законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативных правовых актов).
Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.
Ответ:
Форма государственного устройства представляет
собой внутреннее деление государства на составные части -
административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические
образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения
государства в целом и отдельных ее частей.
Форма
государственного устройства
|
|
Унитарная
|
Федеративная
|
Конфедеративная
|
Административно-
территориальные единицы, не имеют статуса государственных образований,
подчиняются центру. Унитарными государствами в настоящее время являются
Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.
|
Субъекты
федерации - государственные образования, могут иметь свои конституции,
гражданство, законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Федеративными государствами в настоящее время являются Россия, США, Бельгия,
Бразилия, Индия, Исламская Федеративная Республика Коморских островов,
Танзания( Африка) и др.
|
Союз
суверенных государств для достижения определенных целей, руководящие органы
только координируют деятельность государственных членов конфедерации.
Конфедеративным государством в настоящее время является Швейцария, признаки
конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ), а также и
в Европейском союзе.
|
|
|
|
|
Кроме названных форм государственного устройства
в истории имели место и некоторые другие специфические формы- империи,
протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями,
отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа,
сильная централизованная часть, асимметричные отношения господства и подчинения
между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав
населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в
различные исторические эпохи.
По форме государственного устройства современное
Российское государство является федерацией. Правовой основой ее образования
послужили Конституция 1978 г. с ее многочисленными поправками, включая
поправку, касающуюся замены названия государства РСФСР на «Российская
Федерация», а также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации
в 1992 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепившая на
конституционном уровне федеративную форму государственного устройства
постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская
Федерация» и «Россия» (ст. 1), и Декларация о государственном суверенитете
РСФСР от 12 июня 1990 г.
В качестве структурных составных частей -
субъектов Федерации выступают как другие государства (республики), так и
государственные образования (края, области, города федерального значения, автономная
область, и автономные округа). В настоящее время в составе Российской Федерации
насчитывается 89 субъектов. Из них: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2
города федерального подчинения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Большинство автономных округов - субъектов РФ входит в состав других субъектов
РФ - краев и областей. Один из них (Чукотский автономный округ, расположенный
на территории Магаданской области) в настоящее время имеет прямые связи с
«центром» в лице федеральных органов власти, управления и др.
Весь перечень субъектов Российской Федерации и
их названия закреплены конституционно (п. 1 ст. 65 Конституции РФ). В
конституционном порядке определены также все их виды, главные отличительные
особенности каждого из них, а кроме того - характер отношений субъектов РФ
между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции РФ,
констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же
время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны
во взаимоотношениях, как между собой, так и с федеральными органами
государственной власти.
В мире существуют следующие формы
межгосударственных образований:
Содружество - организационное объединение
суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества,
характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности
в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество
в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом
содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде
всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция
характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в
зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация - это
всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно
определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также
сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое
объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме
того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства,
закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным
Ассоциированное государство - вид протектората,
представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой
территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного
государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США,
Монако с Францией, Ватикана с Италией.
Доминион - самоуправляющаяся колониальная
территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности,
которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать
в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие
самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая
Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент - члены
Британского Содружества.
Кондоминиум - основанное на договоре совместное
владение или управление определённой территорией (государством) двумя или
несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее
время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра).
Уния - общность монархических государств,
возглавляемая одним монархом.
Личная уния - устанавливается между
монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно
и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных
государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния
Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом).
Реальная уния - форма объединения монархий, где
законодательством государств устанавливается специальный порядок
престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одной стране
является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию
(Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции).
Империя - сложное колониальное государство,
созданное насильственным путём, которое управляется метрополией. Такими были в
своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская
Империя, Цинская империя.
Фузия - временная переходная форма,
представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств,
населённые одним этносом, которые ранее входили в единое государство
(объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение Южного и Северного Вьетнама в
1976 году, а также Южного и Северного Йемена в 1990 году).
Задание №3
государство право политический
общество
Покажите и обоснуйте место и роль государства в
политической системе общества. Попробуйте сделать это наглядно (в виде схемы)
Ответ:
Социальные факторы обеспечивают особое место
государства в политической системе общества.
Государство выделяется среди различных элементов
политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой
юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими
отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные
отношения.
В политической системе общества государство
выделяется тем, что обладает суверенитетом.
Список использованной литературы и источников
1. Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //
Российская газета. 2009. № 7.
. Декларация
о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (Принята в г. Москве 12.06.1990) // Ведомости СНД и
ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
. Азаров
С.О. Юридическая сущность конфедерации и федерации // Общество и право. 2011. №
3.
. Марченко
М.Н., Дерябина Е.М Теория государства и права .Учебник: - М.:Проспект, 2012.