Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569-1795 гг.)






Министерство транспорта Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский государственный университет транспорта"

Кафедра "Истории, философии и политологии"











Самостоятельная работа студента

Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569-1795 гг.)




Выполнил:

студент механического факультета

Группы МЭС-11

Заренок Александр Григорьевич

Проверил:

старший преподаватель

Рябцева Н.А.



Гомель 2015


Содержание


1. Люблинская уния. Создание Речи Посполитой. Государственно правовое и политическое положение белорусских земель в составе Речи Посполитой

. Внешняя политика. Войны II половины XVI-XVIII вв.

. Берестейская церковная уния 1596 г. Униатство в Беларуси

. Политический кризис Речи Посполитой и три раздела её территории. Включение белорусских земель в состав Российской империи

Литература



1. Люблинская уния. Создание Речи Посполитой. Государственно правовое и политическое положение белорусских земель в составе Речи Посполитой


В соответствии с Кревской унией 1385 г. существовала так называемая персональная уния: король польский и великий князь литовский были представлены в одном лице, во всем остальном ВКЛ и Польша оставались самостоятельными государствами. Однако сохранение персональной унии позволяло полякам оказывать свое влияние на все сферы государственной и общественно-политической жизни княжества, изменять их на польский лад, создавать условия для инкорпорации ВКЛ в Польскую Корону и обращения белорусско-литовских земель в польскую провинцию. Наследственная монархия в ВКЛ эволюционировала в сторону конституционной, выборной. Шляхта получила политические права и такие органы государственной власти, как сейм и паны-рада. Появились такие же, как и в Польше, должности: гетман, воевода, каштелян, маршалок и др. Господствующие круги ВКЛ постепенно перенимали у поляков их традиции, обычаи, манеру одеваться, обустраивать жилье. Определенная часть шляхты отказывалась от своего вероисповедания, окатоличивалась и ополячивалась.

Почти исчезли удельные княжества, появились такие единицы территориального деления, как воеводства, поветы и волости, что также содействовало сближению двух стран. 28 июня 1569 г. была подписана Люблинская уния, согласно которой ВКЛ и Польша объединялись в один народ и одно государство - Речь Посполитую (республику) с одним избираемым государем - королем польским. Избрание великого князя литовского прекращалось. Упразднялось право великого князя литовского на княжество, оно передавалось Польше.

Особый сейм ВКЛ также упразднялся. Общие сеймы должны были созываться только в Польше. Между странами была ликвидирована таможня. Всем жителям государства разрешалось приобретать поместья, землю в любой части Речи Посполитой. Общей должна была стать и внешняя политика.

Существуют три группы причин объединения стран и создания Речи Посполитой. Первая группа причин связана с внешнеполитическими обстоятельствами. В начале XVI в. внешнеполитическое положение ВКЛ резко усложнилось. С 1500 по 1569 г. полчища крымского хана 45 раз нарушали его границы, 10 раз они опустошали белорусские земли. На восточной границей укреплялось Русское государство, претендовавшее на все русские земли, в том числе и на те, которые входили в состав Великого княжества Литовского. В конце XV - первой половине XVI в. это вылилось в ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло почти четверть своей территории, а восточная граница княжества переместилась от Можайска на запад, где-то до Днепра - Орши, Могилева, Гомеля.

Во второй половине XVI в. ухудшились взаимоотношения между Великим княжеством Литовским, Польшей и Русским государством из-за их желания завладеть территорией Ливонии. Это привело к Ливонской войне 1558-1583 гг. После поражений, нанесенных русской армией войскам Ливонии, ливонские феодалы обратились за помощью к Великому княжеству Литовскому. Между орденом и ВКЛ был заключен союз, и орден перешел под протекторат княжества, которое не меньше, чем Россия, было заинтересовано в выходе к Балтийскому морю. Но сохранить во время войны свою территорию орден не смог. Часть земель захватила Дания, часть - Швеция, а Курляндия и Земгалия с 1561 г. оказались в зависимости от княжества. Тогда русский царь Иван IV направил войска в Беларусь и Литву. В 1563 г. была взята самая мощная крепость Беларуси - Полоцк, после захвата которой угроза нависла над столицей государства - Вильно.

Белорусско-литовские магнаты обратились за помощью к правителям Польши. "Мы окажем вам помощь в Ливонской войне, но нам необходимо объединиться в одно государство", - отвечали польские магнаты. Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием Великого княжества Литовского. Средняя и мелкая шляхта княжества и "пришлый" польский элемент (королевские служки, беглые польские крестьяне и др.) были недовольны сильной властью князя и магнатов. Они видели, что польская шляхта обладает большими правами и привилегиями, что она в значительной степени ограничила влияние собственной магнатерии, взяла под свой контроль верховную власть. Шляхта ВКЛ хотела такого же положения для себя. Поэтому шляхта ВКЛ и "пришлый" польский элемент выступали за объединение с Польшей и подталкивали к этому центральные и местные власти - великого князя, панов-раду, вальный сейм, правителей воеводств и поветов, крупных магнатов. В организации политического давления на власти шляхта Беларуси и Литвы объединялась со шляхтой Украины.

Третья группа причин носит династический характер. После смерти первой жены Сигизмунда II Августа, которая очень не нравилась его матери, истой католичке миланской княжне Боне Сфорца, небезосновательно считавшейся шпионкой Ватикана в княжестве, великий князь литовский тайно, без согласия Боны Сфорца женился на Барбаре Радзивилл. Этот брак не был одобрен церковным клиром. Дело в том, что в 50-е гг. XVI в. Радзивиллы (Рыжий и Черный), являвшиеся протестантами, кальвинистами, были лютыми противниками католицизма. В стане католического духовенства началась паника. Возможно, не без участия Боны Сфорца, Барбара Радзивилл, вторая жена Сигизмунда II Августа, безвременно умерла. Великий князь литовский женился в третий раз, но в этом браке не было наследников. Поляки боялись, что со смертью Сигизмунда II Августа персональная уния, соединявшая два государства, окончательно прекратится. Они были заинтересованы в его разводе и новом браке.

Сигизмунд II Август решил развестись с третьей женой и жениться в четвертый раз. Но по католическому обряду можно жениться только три раза. Развод и разрешение на четвертый брак можно было получить только у Папы Римского. В этой ситуации Сигизмунд II Август вынужден был пойти на уступки папству и католическому духовенству, добросовестно выполнять их предложения по усилению католицизма на территории ВКЛ и присоединению последнего к Польской Короне. Папство и католическое духовенство использовали трагизм, неустроенность личной жизни Сигизмунда II Августа в своих политико-идеологических целях объединения ВКЛ с Польшей и продвижения католицизма на восток для вытеснения со славянских земель православия. Это была самая настоящая католическая агрессия на православные славянские земли.

Обещая помощь Великому княжеству Литовскому в войне с Русским государством, поляки спешили осуществить свои политические замыслы. В 1563 г. на Варшавском сейме они составили декларацию об объединении ВКЛ с Польшей и предложили литовским представителям на сейме подписать ее и скрепить печатью. На сейме 1564 г. поляки требовали от Сигизмунда II Августа, чтобы он отказался от своих прав на княжество в пользу Польши и подарил полякам ВКЛ. Одновременно был распространен "рецес" (постановление сейма), якобы на Варшавском сейме произошло слияние польского и литовского народов в один народ, одно тело, а поэтому и устанавливается одному телу одна голова - один господарь и одна рада. Магнаты ВКЛ вынудили Сигизмунда II Августа не соглашаться с инкорпораторскими усилиями поляков.

В таком сложном положении княжество сделало попытку заключить мир или даже унию с Москвой. Но Иван Грозный не пошел на это. ВКЛ оказалось перед перспективой войны на два фронта. Твердая позиция Москвы продолжать войну подтолкнула ВКЛ в объятия Кракова.

января 1569 г. в Люблине собрался общий сейм ВКЛ и Польши с целью заключения более тесной унии между государствами. Поляками выдвигались разные условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской государственности. Послы же ВКЛ хотели сохранить союз с Польшей, но при этом не утратить самостоятельности и независимости своего господарства. Переговоры затягивались. Послы ВКЛ 1 марта 1569 г. покинули Люблин.

Такое поведение представителей ВКЛ вызвало возмущение со стороны польской магнатерии. Под ее нажимом Сигизмунд II Август начал осуществлять план расчленения ВКЛ и аннексии отдельных его частей. 5 марта 1569 г. он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий. 15 мая 1569 г. была объявлена аннексия Волыни. Однако волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пообещал лишить их поместий и пригрозил изгнанием. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким же образом к Польше были присоединены Подолье и Киевщина. Аннексия отдельных частей ВКЛ в Польскую Корону была предательством великого князя литовского по отношению к своей стране, так как он не имел права без согласия панов-рады и сейма уменьшать территорию княжества и издавать законодательные акты. Более того, вступая на трон, великий князь давал присягу и обещал действовать только в соответствии с государственными законами.

В составе ВКЛ остались только Беларусь и Литва. Под страхом присоединения к Польше этой части княжества возвращались в Люблин послы от Беларуси и Литвы. Шли тяжелые, утомительные переговоры. 28 июня 1569 г., в день подписания унии, выступил староста жмудский Ходкевич, который просил короля не губить княжество, не чинить ему беды: "Мы сейчас доведены до того, - говорил Ходкевич, - что должны с покорною просьбой упасть в ноги вашей светлости..." При этих словах все белорусско-литовские послы стали на колени. Однако король условия унии по фактическому уничтожению княжества не отменил. Можно сказать, что представители ВКЛ изменили своей стране, подписав унию, но другого выхода у них не было, к этому их вынудили обстоятельства. Так считают некоторые исследователи истории ВКЛ и Речи Посполитой.

июля 1569 г. произошла присяга на Люблинскую унию, а затем молитва в костелах. Люблинская уния была не чем иным, как аннексией, инкорпорацией ВКЛ в состав Польской Короны, фиговым листком для прикрытия измены великого князя, насильственной политики со стороны польских феодалов и верхушки католического духовенства, началом гибели Великого княжества Литовского. Для Беларуси Люблинский акт являлся угрозой полного окатоличивания и полонизации края, уничтожения белорусской народности и ее культуры.

После подписания Люблинской унии Великое княжество Литовское не прекратило своего существования. Оно сохранилось до третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. в составе белорусских и литовских земель. Украинские земли (Волынь, Подолье, Киевщина), а также Подляшье в начале 1569 г. насильственным путем были присоединены к Польской Короне. На украинских землях рядом с местными феодалами нахально и грубо хозяйничали польские паны, издевавшиеся над украинцами. Это, в конце концов, привело к национально-освободительной войне украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого и объединению Украины с Россией в 1648-1654 гг. Белорусские земли входили в состав Великого княжества Литовского, поляки тут не хозяйничали - приобретение земли, собственности и получение государственных должностей иностранцами, в том числе поляками, запрещалось Статутом ВКЛ 1588 г.

В 1565-1566 гг. в Великом княжестве Литовском была проведена административно-территориальная реформа. Согласно этой реформе вся территория Беларуси делилась на воеводства, а те в свою очередь - на поветы. Среди белорусских воеводств и поветов были Брестское воеводство (Брестский, Пинский поветы), Витебское (Витебский, Оршанский поветы), Минское (Минский, Речицкий, Мозырский поветы), Мстиславское (Мстиславский повет, остальные поветы - небелорусские), Новогрудское (Новогрудский, Волковысский, Слонимский поветы), Виленское (Ошмянский, Лидский, Браславский поветы, остальные поветы - литовские), Трокское воеводство (Гродненский повет, остальные поветы - литовские).

В результате административно-территориальной реформы исчезли последние автономные княжества, которые долгое время сохранялись на территории Беларуси - Кобринское, Юхецкое, Слуцко-Копыльское. Вместе с тем хаос в административно-территориальном делении ВКЛ усиливался. В территории поветов и воеводств вклинивались королевщины, которыми через своих администраторов (экономов) управлял король (отсюда и название "королевские экономии", или королевщины). Последние были двух видов: староствы - государственные поместья, которые отдавались в пожизненное владение тому или другому феодалу (назывался старостой, отсюда и название "староство"), и столовые (дворцовые) поместья. В староствах крестьяне отбывали повинность в пользу старосты. Доходы от столовых (дворцовых) поместий шли в пользу короля.

Существовали также волости (небольшие сельские округи, в которых действовали органы местного сельского управления), войтовства (одна или несколько деревень, город с пригородными землями, небольшое королевское великокняжеское владение, на которые распространялась власть сельского войта), графства (наследственное феодальное владение во главе с графом), наместничества (территория, на которой осуществлялось местное управление во главе с наместником) и другие административно-территориальные единицы.

Главной административно-судебной властью и военачальником являлся воевода. Административные должности князь раздавал, как правило, княжеским семьям из своего окружения, чаще всего литовцам. Из 29 крупных феодальных родов в середине XVI в. 13 были литовскими (Олельковичи, Голыианские, Радзивиллы, Чарторыйские, Сапеги и др.), 7 - белорусскими (Глебовичи, Валовичи, Тышкевичи, Друцкие, Масальские и др.), 5 - украинскими, 2 являлись потомками Рюриковичей в качестве местных князей и т.д.

Военная служба в Великом княжестве Литовском была делом феодального сословия. Мелкая шляхта должна была лично присутствовать в войске, а те, кто имел поместья и подданных, поставляли также вооруженных воинов. Военная служба являлась почетной обязанностью шляхты, а занятия ремеслом и торговлей, как подчеркивалось в Статуте ВКЛ 1566 г., позорили ее. Шляхтич, занимавшийся ремеслом и торговлей, лишался шляхетских прав и достоинства.

В составе Речи Посполитой оба государства - Великое княжество Литовское и Польская Корона - сохранили свои бывшие названия, свои правительства, законы (на территорию ВКЛ польское право не распространялось, там действовал Литовский Статут 1588 г.). Существовали самостоятельные судебные системы, органы местного самоуправления (администрации воеводств и поветов), финансовые системы, вооруженные силы, разные государственные языки (на территории ВКЛ до 1696 г. государственным языком был старобелорусский). Таким образом, ВКЛ и Польша сохранили свою относительную самостоятельность, автономию в составе Речи Посполитой.

При благоприятных обстоятельствах магнаты Великого княжества Литовского добивались выхода из состава Речи Посполитой и достижения полной независимости. Статут ВКЛ 1588 г. фактически перечеркивал Люблинскую унию, ограничивал допуск в княжество польских панов, защищал суверенитет, самостоятельность государства. Януш Радзивилл возглавил заговор литовских магнатов, ставивших целью выход Великого княжества Литовского из состава Речи Посполитой, в период борьбы украинского народа против польских панов под руководством Богдана Хмельницкого (1648-1654). Аналогичные попытки делались магнатами ВКЛ в период Северной войны 1700-1721 гг., а также во время трех разделов Речи Посполитой.

Вышеизложенное позволяет некоторым историкам сделать вывод о том, что Речь Посполитая - конфедеративное государство, в котором Великое княжество Литовское и Польская Корона сохраняли свою самостоятельность. В то же время другие историки считают Речь Посполитую федеративным государством, союзом равноправных государственных образований -Великого княжества Литовского и Польской Короны. Однако эту самостоятельность они рассматривают как относительную, поскольку существовал единый орган законодательной власти - сейм Речи Посполитой и единый правитель государства - польский король. И у тех, и у других историков есть основания для таких суждений. На наш взгляд, Речь Посполитая - сложное государственное образование с элементами федерализма и конфедеративности, где была сильна тенденция к полной независимости Великого княжества Литовского.


. Внешняя политика. Войны II половины XVI-XVIII вв.


Ливонская война 1558-1583 гг. Первой войной Речи Посполитой, полученной в наследство от Великого княжества Литовского, была Ливонская война. Под Ливонией в то время подразумевалась территория современных Латвии и Эстонии, захваченная крестоносцами в XIII в. Номинально Ливония была под властью Папы Римского и германского императора. Непрерывные внутренние волнения в XIV-XV вв. ослабили крестоносцев, что привело к их поражению в битве при Грюнвальде в 1410 г. и переходу в 1466 г. в вассальную зависимость от Польши прусского бискупства, зависимого прежде от Риги. В разделе ливонского наследства начинают проявлять заинтересованность соседние державы: Швеция, Польша, Великое княжество Литовское, Дания и Россия. В 1554 г. между Россией и Ливонским орденом было заключено соглашение, согласно которому орден обязывался не заключать договоров с Польшей, сохранять нейтралитет в случае русско-польской войны, возрождать православные храмы.

Однако Ливонский орден нарушил соглашение с Россией и заключил с Польшей оборонительно-наступательный союз против Москвы. Это подтолкнуло правительство Ивана Грозного начать в 1558 г. военные действия против Ливонии. Русская армия захватила Нарву, Дерпт (Тарту), достигла Ревеля (Таллинна). Дания захватила остров Эзель (Сааремаа), Эстляндия перешла под патронат Швеции. Начался распад ордена.

Магистр ордена Г. Кетлер обратился к великому князю литовскому Сигизмунду II Августу за помощью. В 1561 г. Великое княжество Литовское приняло орден под протекторат и таким образом было втянуто в раздел ливонского наследства. Великое княжество Литовское поставило перед собой главные задачи: присоединить к своим владениям территорию Ливонского ордена и не допустить Россию к Балтийскому морю, т.е. на западноевропейский рынок. В этих условиях Россия перенесла военные действия на территорию княжества и в 1563 г. захватила самую мощную крепость государства - Полоцк. Дорога русской армии на Вильно и Ригу была открыта. Однако в 1564 г. войско ВКЛ одержало победу на р. Ула и под Оршей.

Поражение русских войск, набеги крымских татар, побег князя Курбского в Литву привели Ивана Грозного к мысли о боярской измене и положили начало опричнине в Русском государстве. Внутренние дела отодвинули на второй план проблемы Ливонской войны.

Великому княжеству Литовскому не удалось воспользоваться создавшимся в России трудным положением, поскольку с началом военных действий Польша возобновила свои инкорпораторские намерения, проводившиеся ею со времен Кревской унии. Это подтолкнуло правителей ВКЛ к поиску соглашения с Россией. В 1566 г. в Москву было направлено посольство ВКЛ, которое предложило Ивану Грозному произвести раздел Ливонии с учетом сложившегося положения. Иван Грозный принял решение продолжать войну. Его поддержал Земский собор 1566 г.

Такая позиция России поставила ВКЛ в еще более тяжелое положение. Представители ВКЛ на Люблинском сейме вынуждены были подписать унизительную Люблинскую унию 1569 г. С этого времени война за Ливонию стала войной Речи Посполитой.

Избранный в 1576 г. польский король Стефан Баторий формирует наемное войско и начинает контрнаступление против российской армии в Ливонии и Беларуси. Он отвоевывает Полоцк, освобождает Ливонию и переносит военные действия на собственно русскую территорию. Завоевав Великие Луки и ряд мелких крепостей, Стефан Баторий начинает осаду Пскова и мечтает о походе на Новгород и Москву. Однако героическая оборона Пскова в 1581-1582 гг. вынудила обессиленные 25-летней войной государства начать мирные переговоры. Согласно Ям-Запольскому перемирию, заключенному на 10 лет, Речь Посполитая возвращала России захваченные русские города - Великие Луки, Холм, Изборск, Опочку, Себеж и др. Россия в свою очередь отказывалась от всех земель, захваченных в Ливонии и Беларуси. Цель, которую ставила Россия, - найти выход к Балтийскому морю, - не была достигнута. Не была достигнута и цель Ватикана: распространение католицизма на Восток, подчинение России Папе Римскому, склонение Ивана Грозного к унии православной и католической церквей.

"Смута" в Русском государстве в начале XVII в. На протяжении трех лет (1600-1602) весной и летом в России шли проливные дожди, которые осенью сменялись ранними заморозками. Неурожай привел к страшному голоду. В одной Москве за два года и четыре месяца погибло более 120-тыс человек. Сотни голодных и холодных людей бродили по дорогам России. На беду в 1598 г. умер Федор Иванович - последний русский царь из династии Рюриковичей. К власти пришел боярин Борис Годунов. В Русском государстве началась "смута" - борьба боярства за власть и выступления народных масс против феодалов, за право существования самостоятельного государства.

"Смута" в России подтолкнула польских и литовских феодалов к активной политике. В 1600 г. начали распространяться слухи о том, будто восьмилетний царевич Дмитрий Иванович, который согласно официальной версии "закололся ножиком во время припадка падучей болезни" в удельном Угличе 15 мая 1591 г., спасся и заявил о своих претензиях на московский престол. В роли самозванца, как считало русское правительство, выступил Гришка Отрепьев, беглый монах, после долгих хождений по России перебравшийся в Речь Посполитую. Организатором похода Лжедмитрия I в Россию стал сенатор Речи Посполитой Юрий Мнишек, который помог самозванцу заручиться поддержкой литовского канцлера Льва Сапеги, встретиться с польским королем Сигизмундом III и получить от него обещание поддержать авантюру при условии перехода самозванца в католицизм, укоренения католицизма на Руси, что заинтересовало бы католические круги Кракова и Рима. Но канцлер Л. Сапега решительно отклонил предложение возглавить поход на Москву, что вынудило Сигизмунда III воздержаться в то время от открытой интервенции. Вместе с тем король, магнаты и духовенство финансировали намерения авантюриста захватить московский престол.

В октябре 1604 г. войска Лжедмитрия I ворвались в Чернигово-Северскую землю, где собралось много голодного и бедного люда. Приход "настоящего и законного царя" вызвал народные восстания в Чернигове, Путивле, Курске и других городах. Затем поднялись Орловщина и Брянщина. В декабре 1604 г. произошла битва между войсками самозванца и царской армией во главе с князем Мстиславским. После битвы большая часть наемников покинула Лжедмитрия I и направилась к границе с Речью Посполитой. Туда же, в Польшу, съехал и главный вдохновитель интервенции сенатор Мнишек. С самозванцем остались иезуиты, которые принимали участие в интервенции с самого ее начала.

Очередная битва произошла в январе 1605 г. около д. Добрыничи Комаричской волости. Она принесла несомненную победу царской армии. Однако разбитая армия самозванца начала пополняться простым русским людом, который по- прежнему верил в сказку о чудом уцелевшем царевиче Дмитрии.

Новый толчок "смуте" дала смерть Бориса Годунова в 1605 г. и избрание царем его сына Федора Борисовича. При молодом царе подняли голову недовольные и обиженные Борисом Годуновым бояре, некоторые из них были возвращены из ссылки. На сторону "царевича Дмитрия" начали переходить дворяне, что расчистило самозванцу путь на Москву. Восстание простого народа открыло московские ворота. Царь Федор был свергнут с престола. 20 июня 1605 г. самозванец вступил в Москву. Только год терпели москвичи, а потом свергли Лжедмитрия I с московского престола. Его казнили, тело сожгли, а пепел забили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда самозванец пришел в Москву. Новым московским царем бояре объявили Василия Шуйского. Он и его сторонники стали проводить курс на восстановление старых порядков, что очень не понравилось простому народу. С одной стороны, начинается крестьянское восстание под руководством Ивана Болотникова, а с другой - поднимается новая волна движения под знаменем "доброго царя Дмитрия Ивановича", который будто бы второй раз спасся от смерти. Лжедмитрием II становится соратник первого самозванца дворянин Михаил Молчанов.

Десятки городов присягают "царю Дмитрию", под его знамена собираются массы народа, на его сторону переходят часть дворян и даже бояр, недовольных политикой Василия Шуйского. На помощь Лжедмитрию II приходят отряды польских магнатов. В д. Тушино около Москвы, где разместился самозванец, приезжает и признает его настоящим царевичем Марина Мнишек, которая тайно венчается с новым самозванцем. Он получает поддержку от Папы Римского, католиков, мечтающих привести Россию к унии.

Осенью 1609 г. объявляется новый и более опасный враг, чем "тушинский вор", польский король Сигизмунд III, который начал открытую интервенцию против России. Он сам возглавил армию и, расположившись около Днепра, направил жителям Смоленска грамоту с предложением сдать город полякам. Однако смоленские воеводы решительно отказались сделать это. Армия польского короля понесла большие потери. В 1609 г. тушинский лагерь начал разваливаться, а "тушинский вор" бежал в Калугу. Но и призывы Василия Шуйского к народу со словами встать на оборону Отчизны отзвука не имели. Царь терял город за городом.

июля 1610 г. в Москве начался мятеж. Мятежники захватили Василия Шуйского и насильно его и его жену постригли в монахи. К власти пришла группа бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским, который под давлением тушинцев предложил народу пригласить на русский престол сына Сигизмунда III, королевича Владислава. Ворота Москвы были открыты, и в сентябре 1610 г. в Москву вошел польский отряд во главе с гетманом Жолкевским. Власть в государстве захватили интервенты.

Летом 1611г. над Россией нависла угроза потери национальной независимости. Столица оказалась в руках поляков, на северо-западе хозяйничали шведы, с юга совершали набеги татары, а англичане планировали захват русского севера и Поволжья. В это тяжелое время народ берет судьбу Отчизны в свои руки. В Нижнем Новгороде создается второе народное ополчение (первое народное ополчение в марте 1611 г. было разбито поляками) во главе с гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В феврале 1612 г. ополчение направилось к Москве и закрепилось в Ярославле, где был создан временный орган высшей власти. 22 октября 1612 г. ополченцы освободили Китай-город, а 26 октября сдался и гарнизон поляков в Кремле. Король попытался организовать еще один поход на Москву, но он начался неудачно, и Сигизмунд III вынужден был вернуться в Польшу. Польско-литовская интервенция в Россию закончилась поражением.

В январе 1613 г. Земский собор в составе высшего духовенства, дворян, посадских людей, черносошных крестьян и боярской думы избрал царем 16-летнего Михаила Романова, сына патриарха Филарета, который по линии жены был свояком Ивана Грозного. В русской истории началась династия Романовых.

Польский королевич Владислав не желал смириться с избранием на русский престол Михаила Романова и в 1618 г. привел польское войско к стенам Москвы. Потерпев неудачу, он был вынужден в декабре 1618 г. заключить соглашение о перемирии в д. Девлино вблизи Троице-Сергиева монастыря. Согласно соглашению к Речи Посполитой отошли Новгород- Северская, Черниговская и Смоленская земли.

Смоленская война. В 1632-1634 гг. Россия осуществила попытку вернуть себе Смоленск. Однако эта попытка была безуспешной и закончилась Поляновским мирным договором в д. Семлево на р. Поляновке. Речь Посполитая сохранила за собой все земли, полученные по Девлинскому договору, кроме г. Серпейска с небольшим пограничным районом Северщины, которые отошли к России. Дипломатическим успехом России был отказ польского короля от претензий на московский престол, признание русским царем Михаила Федоровича и обещание вернуть акт об избрании московскими боярами королевича Владислава на русский престол.

Война России с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Эта война началась в мае 1654 г. Центральным было смоленское направление, тут действовали основные силы - более 40 тыс. человек во главе с царем. Уже в июле этого года русские войска овладели Полоцком, затем Витебском, в августе сдался Могилев, в сентябре, по требованию населения, - Смоленск. На юге Беларуси наступали 20 тыс. казаков во главе с гетманом Иваном Золоторенко. Территория Беларуси стала главным театром военных действий.

Кампания 1654 г. для русской армии проходила успешно: были заняты 33 города. Этот успех был не случайным. Он объясняется тем, что православная часть населения ждала русскую армию как свою освободительницу от католическо-униатского наступления на православных и помогала ей всеми возможными средствами - от информирования русской армии о движении польских войск до создания отрядов и участия в военных действиях на стороне русской армии. Жители многих городов почти без сопротивления сдавались русским войскам и присягали русскому царю. Так было в Полоцке, Могилеве, Орше, Кричеве и других городах. Царская дипломатия распространила на Беларуси грамоту, в которой царь обещал шляхте и духовенству сохранить их права и привилегии, а тем, кто перейдет на царскую службу, гарантировал новые владения. Мещан православного вероисповедания за добровольную сдачу городов обещал вознаградить царским жалованием и ослабить налоговое давление, простой народ - белорусов христианской веры, которые не выступают против царских войск, - не бить, не грабить, их жен и детей не трогать. Естественно, что на тех, кто с оружием в руках выступал против русских войск, царские милости не распространялись.

Летом 1655 г. русская армия одержала ряд побед в Украине, дошла до Львова. На территории ВКЛ были взяты Минск, Гродно, а также Вильно и Ковно. Почти вся территория Беларуси была занята русскими войсками.

Летом 1655 г. в войну с Польшей вступила Швеция. Вскоре шведы заняли Варшаву. Некоторые польские феодалы стали переходить на сторону шведских оккупантов. В мае 1656 г. Россия объявила войну Швеции и прекратила военные действия против Польши, что вызвало подъем национально-освободительной борьбы поляков против шведских захватчиков и спасло Польшу от полного ее разгрома Швецией.

В 1657 г. умер Богдан Хмельницкий, на смену ему один за одним пришли несколько гетманов, являвшихся сторонниками Польши и Турции и стремившихся вернуть Украину под власть турецкого султана. В результате этого положение русских войск в Беларуси и Украине значительно ухудшилось, а война приобрела затяжной характер. Уже в 1661 г. русские войска оставили Минск, Борисов, Могилев. Обессиленные государства в 1667 г. в д. Андрусово, расположенной вблизи Смоленска, подписали перемирие на тринадцать с половиной лет. Согласно перемирию Россия вернула себе Смоленское воеводство со всеми поветами и городами, Стародубский повет и Черниговское воеводство, Левобережную Украину. Киев с окрестностями до 1 мили был передан России на два года. Договор предусматривал совместные действия России и Речи Посполитой в связи с усилением угрозы татаро-турецкого нашествия.

В 1683 г. началась война Речи Посполитой с Турцией. В 1686 г. в Москве между Россией и Речью Посполитой был подписан "вечный мир", в котором закреплялись территориальные изменения согласно Андрусовскому перемирию 1667 г. Польша окончательно отказалась от Киева, получив денежную компенсацию. Россия разорвала свои отношения с Портой и обязалась послать свои войска в Крым. "Вечный мир" гарантировал свободу вероисповедания для православных христиан в Речи Посполитой (в Беларуси и Украине) и признавал за Россией право их защиты.

Безусловно, любая война - явление ужасное, так как ведет к большим потерям населения, разрушению материальных и духовных ценностей, голоду и эпидемиям, разрухе и нищете. Война 1654-1667 гг. не явилась исключением. Но непонятно, на основании каких данных С.В. Морозова установила, что война Речи Посполитой с Русским государством была "самой трагичной в нашей истории", "первой национальной катастрофой". Россия вела борьбу не с Беларусью, а с Речью Посполитой, в состав которой входили и белорусские земли. Поэтому, возможно, более точным было бы утверждение о "трагедии и национальной катастрофе" Речи Посполитой без слов "самая" и "первая", поскольку они вряд ли смогут быть научно доказаны автором. А насчет "последствий войны", о которых пишет Г. Саганович, можно сказать, что неполная социальная структура белорусского общества и белорусское крестьянство появились не в результате русско-польской войны 1654-1667 гг., а в результате исторического развития белорусской народности в связи с вхождением Беларуси вначале в Великое княжество Литовское, а потом в Речь Посполитую. Последняя проводила политику полонизации, окатоличивания, а фактически уничтожения белорусского этноса. Вот это и не хотят признавать авторы, которые пишут историю не с научных позиций, а с позиции оправдания любых действий польских властей и необоснованного обвинения во всем Русского государства.

Северная война 1700-1721 гг. В начале XVIII в. Швеция являлась одной из самых могучих держав Европы. В состав ее владений входили Финляндия, Эстляндия, Лифляндия, бывшие русские земли - Ингрия и часть Карелии, а также Северная Померания, герцогства Бремен, Верден, Висмар в Северной Германии. В 1697 г. на шведский престол вступил Карл XII, который большую часть времени отдавал забавам, потехам и охоте, пугая жителей столицы своими чудачествами. Возможно, этот стиль жизни короля и подтолкнул заинтересованных правителей соседних государств к мысли, что пришло время вернуть утраченные территории. Была создана коалиция европейских государств в составе России, Дании, Саксонии (так называемый "Северный союз") с участием Речи Посполитой, Пруссии и курфюрства Ганновер против Швеции за господство на Балтийском море.

Военные действия начали саксонский курфюрст и король Речи Посполитой Август II. В феврале 1700 г. саксонский корпус ворвался в Лифляндию, чтобы неожиданно и с помощью предателей захватить Ригу. Однако эти расчеты не оправдались, так как армия не имела артиллерии, без которой осада Риги была бесперспективной.

В марте 1700 г. датская армия вошла в герцогство Гольштейн и захватила через месяц почти всю его территорию. На помощь Гольштейну пришли Карл XII со своим войском, а также Англия и Голландия. Совместными усилиями они вынудили Данию признать верховные права герцога над Гольштейном и не оказывать помощь врагам Швеции. Таким образом, один из союзников антишведской коалиции был выбит из игры. Остались Август II и Петр I.

В августе 1700 г. Россия объявила войну Швеции. Русские войска осадили Нарву, но в ноябре 1700 г. были наголову разбиты шведами. С этого времени театром военных действии становится территория Литвы, Польши, Украины и Беларуси. В начале 1702 г. шведы ворвались на территорию Речи Посполитой, в апреле заняли Вильно и Гродно, в мае - Варшаву. Карл ХП разбил польско-саксонскую армию около Клишева и Пултуска. Речь Посполитая переживала глубокий внутриполитический кризис. Общество поделилось на противников и сторонников шведов. В ВКЛ на сторону шведов перешли Сапегн в Потоцкие, которые хотели создать независимое от Польши государство. Огинские и Вишневецкие искали поддержки у русской армии. В 1704 г. сторонники Августа II объединились в Сандомирскую конфедерацию, которая заключила союз с Россией и объявила войну Швеции. В ответ Варшавская конфедерация, организованная Карлом XII, избрала королем Речи Посполитой Станислава Лещинского. Что касается народных масс, то большинство белорусов, в основном православных, дружески встретили русскую армию и помогали чем могли - от продуктов питания до совместных военных действий.

На территорию Беларуси были введены союзные Августу II российские войска, которые с осени 1704 г. начали концентрироваться около Полоцка. В июле 1705 г. они двинулись на Вильно, а в сентябре заняли Гродно, где к ним присоединились несколько полков саксонской конницы. Объединенную группировку возглавил Август II.

В начале 1706 г. Карл XII переправился через Неман и блокировал гарнизон в Гродно. Российским войскам удалось выйти из Гродно и через Брест и Ковель дойти до Киева. В феврале - мае 1706 г. шведы, проходя по территории Беларуси, сожгли Кореличи, Мир, разграбили Новогрудок, Слоним, Клецк, Слуцк, Пинск, Кобрин, после осады взяли Ляховичи и Несвиж.

Летом 1706 г. Карл XII ворвался в Саксонию, где после ряда военных побед вынудил Августа II тайно от России подписать в сентябре 1706 г. Альтранштатский мирный договор (недалеко от Лейпцига). Август II отказался от польской короны в пользу Станислава Лещинского, от союза с Россией, согласился отозвать саксонцев из русской армии и выдать Карлу XII всех русских, находившихся в саксонской армии, отдать шведам польские крепости Краков, Тикотин и др.

В октябре 1706 г. под польским городом Калишем произошла битва между шведскими и русскими войсками. Объединенное союзное войско во главе с АД. Меньшиковым одержало блестящую победу. Шведская пехота была разбита, спаслась только часть шведской конницы. После битвы под Калишем Карл XII объявил Альтранштатский мирный договор. Россия осталась без союзников. Главные шведские войска из Саксонии направились на Беларусь, намереваясь через Смоленск идти на Москву.

В 1707 г. русские войска вновь сконцентрировались в Беларуси. В начале 1708 г. Карл XII занял Гродно и двинулся на Лиду, Сморгонь. Главные силы русской армии отошли от Чашников и Бешенковичей. Карл ХП переправился через Березину, и около местечка Гол овчин (на Могилевщине) 14 июля 1708 г. произошла битва, в которой русская армия потерпела поражение и отошла за Днепр. Шведы заняли Могилев. Это была последняя победа шведов в Северной войне.

В битвах около деревень Доброе и Раевка (на Мстиславщине) в сентябре 1708 г. шведские войска понесли значительные потери; к тому же возникли трудности с обеспечением армии продовольствием и фуражом. Поэтому Карл ХП решил воспользоваться помощью, обещанной ему сторонником польской ориентации украинским гетманом И. Мазепой, и в середине сентября 1708 г. повернул на Украину. На соединение с главными силами Карла ХП из Риги вышел 16-тысячный корпус А. Левенгаупта.

В октябрю 1708 г. возле д. Лесная (на Могилевщине) А. Ливенгаупт был разбит русскими войсками, потерял обоз и привел к Карлу XII только около 7 тыс. человек. Позже Петр I назвал битву возле Лесной "матерью полтавской победы". Украинский народ поднялся на партизанскую борьбу против шведов и национальных предателей.

Генеральная битва Северной войны - Полтавская битва, в которой 8 июля 1709 г. шведская армия была разгромлена. Карл XII и Мазепа бежали в Турцию. Был возобновлен союз России с Данией и Саксонией. Станислав Лещинский уехал в Померанию, а в Варшаву вернулся Август И. Военные действия были перенесены в Прибалтику и Северную Германию. В 1710 г. русские войска заняли Лифляндию и Эстляндию, также Англия и Голландия. Совместными усилиями они вынудили Данию признать верховные права герцога над Гольштейном и не оказывать помощь врагам Швеции. Таким образом, один из союзников антишведской коалиции был выбит из игры. Остались Август II и Петр I.

В августе 1700 г. Россия объявила войну Швеции. Русские войска осадили Нарву, но в ноябре 1700 г. были наголову разбиты шведами. С этого времени театром военных действий становится территория Литвы, Польши, Украины и Беларуси. В начале 1702 г. шведы ворвались на территорию Речи Посполитой, в апреле заняли Вильно и Гродно, в мае - Варшаву. Карл XII разбил польско-саксонскую армию около Клишева и Пултуска. Речь Посполитая переживала глубокий внутриполитический кризис. Общество поделилось на противников и сторонников шведов. В ВКЛ на сторону шведов перешли Сапеги и Потоцкие, которые хотели создать независимое от Польши государство. Огинские и Вишневецкие искали поддержки у русской армии. В 1704 г. сторонники Августа II объединились в Сандомирскую конфедерацию, которая заключила союз с Россией и объявила войну Швеции. В ответ Варшавская конфедерация, организованная Карлом XII, избрала королем Речи Посполитой Станислава Лещинского. Что касается народных масс, то большинство белорусов, в основном православных, дружески встретили русскую армию и помогали чем могли - от продуктов питания до совместных военных действий.

На территорию Беларуси были введены союзные Августу II российские войска, которые с осени 1704 г. начали концентрироваться около Полоцка. В июле 1705 г. они двинулись на Вильно, а в сентябре заняли Гродно, где к ним присоединились несколько полков саксонской конницы. Объединенную группировку возглавил Август II.

В начале 1706 г. Карл XII переправился через Неман и блокировал гарнизон в Гродно. Российским войскам удалось выйти из Гродно и через Брест и Ковель дойти до Киева. В феврале - мае 1706 г. шведы, проходя по территории Беларуси, сожгли Кореличи, Мир, разграбили Новогрудок, Слоним, Клецк, Слуцк, Пинск, Кобрин, после осады взяли Ляховичи и Несвиж.

Летом 1706 г. Карл XII ворвался в Саксонию, где после ряда военных побед вынудил Августа II тайно от России подписать в сентябре 1706 г. Альтранштатский мирный договор (недалеко от Лейпцига). Август II отказался от польской короны в пользу Станислава Лещинского, от союза с Россией, согласился отозвать саксонцев из русской армии и выдать Карлу XII всех русских, находившихся в саксонской армии, отдать шведам польские крепости Краков, Тикотин и др.

В октябре 1706 г. под польским городом Калишем произошла битва между шведскими и русскими войсками. Объединенное союзное войско во главе с А.Д. Меньшиковым одержало блестящую победу. Шведская пехота была разбита, спаслась только часть шведской конницы. После битвы под Калишем Карл XII объявил Альтранштатский мирный договор. Россия осталась без союзников. Главные шведские войска из Саксонии направились на Беларусь, намереваясь через Смоленск идти на Москву.

В 1707 г. русские войска вновь сконцентрировались в Беларуси. В начале 1708 г. Карл XII занял Гродно и двинулся на Лиду, Сморгонь. Главные силы русской армии отошли от Чашников и Бешенковичей. Карл XII переправился через Березину, и около местечка Головчин (на Могилевщине) 14 июля 1708 г. произошла битва, в которой русская армия потерпела поражение и отошла за Днепр. Шведы заняли Могилев. Это была последняя победа шведов в Северной войне.

В битвах около деревень Доброе и Раевка (на Мстиславщине) в сентябре 1708 г. шведские войска понесли значительные потери; к тому же возникли трудности с обеспечением армии продовольствием и фуражом. Поэтому Карл XII решил воспользоваться помощью, обещанной ему сторонником польской ориентации украинским гетманом И. Мазепой, и в середине сентября 1708 г. повернул на Украину. На соединение с главными силами Карла XII из Риги вышел 16-тысячный корпус А. Левенгаупта.

В октябре 1708 г. возле д. Лесная (на Могилевщине) А. Ливенгаупт был разбит русскими войсками, потерял обоз и привел к Карлу XII только около 7 тыс. человек. Позже Петр I назвал битву возле Лесной "матерью полтавской победы". Украинский народ поднялся на партизанскую борьбу против шведов и национальных предателей.

Генеральная битва Северной войны - Полтавская битва, в которой 8 июля 1709 г. шведская армия была разгромлена. Карл XII и Мазепа бежали в Турцию. Был возобновлен союз России с Данией и Саксонией. Станислав Лещинский уехал в Померанию, а в Варшаву вернулся Август II. Военные действия были перенесены в Прибалтику и Северную Германию. В 1710 г. русские войска заняли Лифляндию и Эстляндию, овладели Ригой, Перновом (Пярну) и Ревелем. По причин" противоречий с Россией, особенно по вопросу контроля над Лифляндией, Речь Посполитая временно приостановила активные действия против Швеции. В 1713 г. русские войска заняли Финляндию, вместе с союзниками завладели почти всей Померанией.

В результате победы над шведским флотом около мыса Гангут в 1714 г. российский флот начал контролировать Балтийское море. В 1715 г. в войну против Швеции вступили Пруссия и Ганновер. В июле 1720 г. в Гренгамской битве был разбит шведский флот.

Северная война закончилась подписанием в финском городе Ништадте в 1721 г. мирного договора согласно которому Эстляндия, Лифляндия, Ингрия и часть Карелии отошли к России. Позже соответствующие договоры Швеция подписала с Саксонией и Речью Посполитой. В результате Северной войны Швеция потеряла статус великой державы. Однако и для других стран Европы, особенно для ВКЛ, последствия войны были трагическими: население Беларуси сократилось с 2,2 млн. до 13 млн. человек. Наиболее пострадали Мстиславское, Витебское и Полоцкое воеводства.

Такими были основные войны Речи Посполитой во второй половине ХУ1-ХУШ в.



3. Берестейская церковная уния 1596 г. Униатство в Беларуси


Земли белорусского народа исторически находились на пересечении двух цивилизаций: славяно-православной и западной, то есть, по сути, являлась линией разлома цивилизаций. Поскольку самым серьезным конфликтом для мирового сообщества является конфликт между народами разных цивилизаций, история белорусских земель содержит множество особенностей в своем историческом развитии. Одним из таких конфликтов, разумеется, стала религия.

Одной из особенностей религиозного развития было влияние католического и православного христианства. Их соперничество привело к необходимости консолидации полностью разобщенного на этой почве государства. Таким образом, была образована униатская церковь - специфика религиозно-церковной и общественно-политической жизни белорусского народа. Брестская церковная уния явилась неоднозначным событием в истории нашей страны, поэтому ее сложно рассматривать в отдельности, так как она тесно связана с социальным, культурным и политическим положением в стране. Церковной унии посвящено множество литературы, и исследований историков разных стран. Она по-разному толкуется и ей дается неоднозначная оценка. Задача данной работы - рассмотреть предпосылки возникновения унии, задачи, которые ставились ей, ее содержание и влияние на ход истории.

Униатская идея в ВКЛ Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения в 1385 г. начало происходить массовое крещение литовцев, и католичество, как и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это православная церковь оставалась в ВКЛ довольно влиятельным церковно-идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло большинство представителей разных сословий и простого народа. Мощной поддержкой православного вероисповедания в ВКЛ являлась доминирующая роль культуры славянского этноса, государственное положение белорусского языка. Положение православия начало резко ухудшаться после Городельского постановления 1413 г., согласно которому на высокие государственные должности в ВКЛ назначались только лица римско-католического вероисповедания.

Вместе с тем великие князья понимали, что бирелигиозность основного населения ВКЛ таит в себе определенную социально-политическую опасность. В этой связи возникновение идеи унии было естественным явлением. Когда в 1396 г. Вильно посетил московский митрополит Киприан Цамблак, между ним и Ягайло произошел разговор о необходимости унии между православной и римско-католической церквями. Король и митрополит обратились к константинопольскому патриарху, который поддержал эту идею, но посчитал необходимым ее реализацию отложить. Церковная политика Витовта вытекала из его общегосударственной деятельности. Стремление к церковной автономии и унии являлось частью его внутренней и внешней политики. В начале 1414 г. произошла встреча белорусско-украинских епископов, на которой Витовт выдвинул на престол митрополита своего кандидата - Григория Цамблака, выдающегося церковного и культурного деятеля. Осенью 1414 г. на соборе православныхцерковных иерархов ВКЛ Григорий Цамблак был избран митрополитом. Он направился в Константинополь для утверждения патриархом, но его опередил московский ставленник Фотий. В начале 1415 г. Витовт снова созвал собор, на котором убедил белорусских и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака на митрополию, что и было сделано 15 ноября того же года в Новогрудке. В 1418 г. во главе большой делегации Григорий Цамблак направился в Констанцу, где должен был пройти XVI Вселенский собор католической церкви, с целью добиться более-менее тесного союза между православной и католической церковью. В своих выступлениях на соборе Цамблак призывал к восстановлению былого единства христианства. Но его план создания равноправного союза между католической и православной ветвями христианства не был принят ни Папой, ни большинством православных епископов. В годы княжения Казимира Ягайловича (1447-1482) была предпринята новая, довольно удачная попытка создания православной автокефалии. В 1458 г. Казимир дал согласие на основание отдельной православной митрополии для ВКЛ. Управлять белорусско-украинской церковью был назначен Григорий. После его смерти в 1473 г. белорусско-украинским митрополитом стал епископ Мисаил (1475-1480), который являлся сторонником унии. Мисаила поддерживали две наиболее влиятельные православные организации ВКЛ: Киево-Печерская лавра и Виленский Свято-Троицкий монастырь, которые в 1476 г. отправили Папе Сиксту IV письменную просьбу о необходимости объединении двух церквей. С 1480 г. в ВКЛ установилась довольно демократическая процедура назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они выбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от патриаршего экзарха. Белорусско-украинские митрополиты жили главным образом в Вильно, но формально ихрезиденцией считалась Киево-Печерская лавра. В конце XV в. снова была проведена попытка реализации униатской идеи, инициатором которой выступил белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497-1501). Он вступил в контакт с римским Папой Александром VI.

При этом римско-католическая сторона определила ряд догматических отличий, которые препятствовали объединению.

Православные должны были:

. не признавать, что Святой дух исходит и от Сына;

. причащаться квасным хлебом;

. использовать не только виноградное, но и ягодное вино;

. причащать всех, даже младенцев;

. не признавать чистилища;

. признавать первенство римского Папы.- первой половине XVI в. в ВКЛ произошла определенная стабилизация внутренней социально-политической, религиозно-церковной и духовно-культурной жизни. Был принят ряд правовых актов, привилеев, которые уравнивали в правах православных и католиков, постепенно установили в стране атмосферу религиозной толерантности. Значительно улучшилось положение православных при великом князе Жигимонте I (1506-1548). За годы его правления значительно увеличилось количество православных монастырей (с 30 до 50). Количество православных церквей в Вильно увеличилось до 20, в Пинске - до 12, в Полоцке - до 7, в Гродно - до 6. Доминирующим принцип религиозной толерантности становится во время правления великого князя и короля Жигимонта II Августа (1544-1572). Важную роль в установлении этого принципа общественной жизни ВКЛ сыграло реформационно-гуманистическое движение, которое охватило не только католическое, но и православное население ВКЛ, в первую очередь магнатов и шляхту. Оно склонило короля издать ряд указов, которые закрепили принцип веротерпимости в качестве правовой нормы. Так, на сейме в Вильно в 1563 г.Жигимонт II издал свой знаменитый декрет, который устанавливал равенство православной и католической шляхты. Уже после смерти короля была принята Варшавская конфедерация (1573 г.), провозгласившая равенство всех христианских вероисповеданий ВКЛ - православного, католического и протестантского - и как юридическая норма была закреплена в Статуте ВКЛ 1588 года. Этот относительно короткий промежуток времени в общественной жизни часто называют "золотым веком", веком относительной религиозной свободы и общественного равновесия, который указал нации на другую, гуманистическую, либерально - демократическую модель жизни, основой которой могла стать религиозная толерантность, интеллектуальная свобода, отказ от духовного и религиозного принуждения. Поэтому отказ от этой либеральной модели и обращение к унитарной модели религиозно-интеллектуальной жизни обернулся настоящей трагедией для белорусско-украинского народа и вызвал мощный конфликт.

Таким, образом, в комплексе предпосылок и причин появление и развитие идеи о заключении Брестской унии выделяются следующие:

. Упадок православной церкви ВКЛ с одной стороны; наступление воинственно настроенного католичества, идущего на Беларусь из Польши - с другой; заявление Москвы о своей религиозно-культурной исключительности после создания в 1589 г. собственного патриархата - с третьей. Все это вынуждало местных лидеров христианства искать религиозную альтернативу православию и католичеству в виде религиозной консолидации народа.

. Завершался процесс формирования белорусской и украинской народностей, которым необходимо было выделиться в религиозном плане. Зарождение национальной белорусской церкви в виде униатства полностью вписывалось в культурно-исторический процесс того времени.

. Заключению Брестской унии предшествовала специфическая языковая ситуация: проникновение польского языка в общественную жизнь, культуру Беларуси; искусственная поддержка православной церковью церковнославянского языка; и главное, воскрешенный Реформацией интерес национальному языку.

. В послелюблинский период национально-культурный потенциал белорусской народности значительно ослабел.

Поэтому в униатстве можно рассмотреть "спасение" национальных форм культуры перед угрозой денационализации, путь к духовному возрождению белорусского общества и усиления его культурно-религиозной особенности и обособленности.

Подписание унии, ее условия и содержание Проект унии, состоящий из 33 статей, в которых предусматривалось, что в создаваемой униатской церкви будут сохранены обряды службы греко-православной церкви, униатское духовенство будет пользоваться такими же правами, как и католическое, униатские попы смогут иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, как ксендзы, был отправлен в римскую курию. Одновременно в Рим были делегированы сторонники унии. В декабре 1595 года идею создания униатской церкви благословил Папа Римский Климент VII, и в январе 1596 года он подписал проект создание церковной унии. Митрополит Киевский с согласия короля Речи Посполитой объявил о созыве 6 октября 1596г. В Бресте церковного собора для окончательного утверждения положений церковной унии. На собор кроме католического и православного духовенства собрались и некоторые представители воеводств, поветов и городов. Однако многие магнаты ВКЛ уклонились от участия в соборе. В первый же день собора делегаты разделились на сторонников и противников унии, которые не могли прийти к каким-либо совместным решениям и создали два собора. 8 октября 1596 года униатский собор торжественно объявил Брестскую церковную унию и создание новой униатской церкви. Второй собор - собор противников унии, отказался от заключения унии. Из числа высшего духовенства православной церкви на нем участвовали два православных епископа (Перемышльский и Львовский), а также присутствовали киевский воевода князь Константин Острожский и представители патриархов Константинопольского и Московского. Униатский собор принял решение, в соответствии с которым священники, не принявшие унию, лишались своих церковных санов. Противники унии на своем соборе также символично лишили сана униатского митрополита и епископов. Оба собора обратились к верховной светской власти Речи Посполитой признать законность своих решений. Король РП и великий князь Жигимонт III Ваза поддержал сторонников унии. Большинство белорусской и украинской шляхты идею создания униатской церкви поддержало. Таким образом: уния имела не только религиозное, но и государственно-правовое значение. Однако вместо консолидации общества и мира между конфессиями она лишь обострила борьбу между ними. Против многих положений унии выступили высшие чины католической церкви Польши. Создавались преграды для занятия униатами высших государственных должностей в Речи Посполитой. Активизировалась деятельность и влияние на православное население со стороны Московского патриархата. Унию не поддержала значительная часть горожан великого княжества. Но постепенно униатство находило все больше сторонников и в XVIII в. на белорусских землях оно стало массовым религиозным течением(70-75% крестьян являлись униатами). Сущность условий церковной унии, принятой на соборе, сводилась к следующему: Западнорусские владыки признают необходимость единства Церкви, особенно теперь, когда вследствие ее разделения умножились ереси и беспорядки. Разуверившись в том, что об унии позаботятся подвластные туркам Восточные патриархи, они (т.е. русские владыки) берут почин на себя и признают главенство папы. При этом некоторые католические догматы принимаются целиком, другие в несколько смягченном в сторону Православия виде (догмат о происхождении Св. Духа). Православные обряды и церковный строй сохраняются неприкосновенными. Запрещается обращение униатских монастырей в католические. Разрешается устройство русских школ и типографий под надзором епископов. Допускаются смешанные браки. Епископские кафедры замещаются королем из числа кандидатов, избранных духовенством; митрополита посвящают епископы, а от папы он получает утверждение. Униатские иерархи пользуются всеми привилегиями католического духовенства, а именно: участвуют в сенате и сейме и освобождаются от всяких податей, а миряне-униаты могут занимать всякие должности. Все монастыри находятся в ведении епископов. В отношения епископов к священникам не в праве вмешиваться ни светские власти, ни миряне. Братства, если примут унию, могут существовать под условием послушания митрополиту и епископам. Привилегии, дарованные им патриархами, уничтожаются. Всякая зависимость от греческих иерархов отвергается, и сами они не допускаются в пределы Речи Посполитой, так как могут помешать унии и стать причиной междоусобиц. Их проклятиям по поводу унии, их грамотам не придавать никакого значения. Лиц, которые будут получать от них посвящения, не признавать и не пропускать через границы государства. Правительство обязано принять меры к тому, чтобы то духовенство, которое не примет унии, не могло исполнять своих обязанностей, и чтобы был проведен протест народа против соединения церквей. посполитая белорусский церковный уния

Таким образом, после длительной подготовки различных вариантов текста унии и согласование их с требованиями обеих сторон, на Брестском церковном соборе, который открылся 6 октября 1596 г., был утвержден и принят окончательный вариант унии. Параллельно с Брестским собором открылся Православный собор с участием православных противников унии во главе с К. Острожским и протестантов. Борьба между противниками унии и униатами шла по разным направлениям (как конституционным, так и неправомерным). Противники развернули настоящий антиуниатский протест, имея в своих рядах казачество и принудив правительство пойти на некоторые уступки православному населению.

Итоги Берестейской церковной унии и судьба униатской церкви. Итак, хоть определенная часть белорусско-украинского общества и поддержала идею унии, его большинство, в первую очередь православное, ее отвергла. Несмотря на то, что уния имела довольно существенные и органичные духовно-культурные корни в жизни белорусского и украинского народов, ее брестский вариант, который готовился в тайне от широкого общества, имел ярко выраженную политическую окраску. Он, по существу, предусматривал исчезновение православия как самостоятельного религиозного вероисповедания в пределах Речи Посполитой, разрыв традиционных духовно-культурных связей. Он предусматривал декретивное, административно-командное введение унии, которое в ситуации отказа большей части общества ее принять превращалось в принуждение, насилие и чуть не привело к гражданской войне. Уния ставила одной из своих задач отрыв западного православия от восточного. Но правительство РП не смогло защитить, ни собственность, ни религиозные права белорусских православных. В результате это привело к обратному эффекту: те начали искать защиты в России.

В результате Брестской церковной унии 1596 г. была создана униатская церковь. В российской и белорусской историографии серьезных исследований по истории униатской церкви мало. Существуют следующие точки зрения относительно униатской церкви.

Униатская церковь рассматривается как результат поражения иезуитов и других монашеских католических орденов (бернардинцев, францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др.) на белорусских и украинских землях. Когда им не удалось окатоличить жителей этих земель, Папа Римский вместе с польским католическим духовенством пошел на хитрость и создал униатскую церковь с той же целью окатоличивания белорусов и украинцев.

Необоснованно, без научных аргументов, с пренебрежением к "изживавшей себя церковно-славянщине" гродненский историк С.В. Морозова в книге "История Беларуси" утверждает, будто бы православное духовенство "проводило политику духовно-культурной изоляции Беларуси от западного мира. Те, кто хотел повести свои народы по пути европейского прогресса, пошли на налаживание диалога с Западом. Уния обещала приобщение к богатым интеллектуальным достижениям... и зарождение в виде униатства белорусской и украинской национальной церкви".

Другие историки считают, что Рим не был заинтересован в том, чтобы через католичество происходило ополячивание белорусов, усиливались Польша и польские феодалы. Было принято решение распространить унию, используя белорусскую национальную почву, белорусский язык и культуру. Так была создана белорусская национальная церковь - униатская церковь.

Униатская церковь - символ независимости Великого княжества Литовского. Католическая церковь ориентировалась на Речь Посполитую, православная - на Москву. Поэтому у магнатов ВКЛ возникла идея создать собственную церковь, которая была бы независимой от Речи Посполитой и Русского государства и явилась бы символом независимости Великого княжества Литовского. Униатский митрополит Иосиф Руцкий, по мнению С.В. Морозовой, "добивался объединения православных и униатов в рамках одной церковной организации и административной независимости от Москвы, Константинополя и Рима путем создания собственного патриархата". Наиболее научно обоснованным является взгляд на униатскую церковь и церковную унию 1596 г. как на продолжение католической экспансии, католической агрессии на белорусские и украинские земли с целью окатоличивания населения. Униатская церковь - средство окатоличивания белорусов и украинцев. Этой точки зрения по известным причинам не придерживаются польские и радикальные белорусские историки.

Аргументы в пользу точки зрения о том, что униатская церковь - средство окатоличивания белорусов и украинцев.

Униатская церковь подчинялась Папе Римскому, а обряды в ней были вначале прежние. Решение, как видно, компромиссное. Когда сразу, методом штурма, при помощи иезуитов, францисканцев, доминиканцев и других монашеских орденов обратить белорусов в католичество не удалось, в Риме решили пойти на хитрость: сделать это постепенно, незаметно для народа, ввести в обман неграмотное сельское население и обратить его в католичество с течением времени. И этот замысел удался: униатство приняли крестьяне, городские низы, мещане, часть мелкой и средней шляхты. Поэтому униатскую церковь иногда называют "хлопской церковью", а ее верующих - людьми "хлопской веры". Магнаты и в большинстве своем белорусская шляхта обратились к государственной церкви - церкви католической.

Униатство вводилось насильственно, при поддержке польского короля и польского государства, иногда с призывами уничтожать православных как бешеных собак. Польский король Сигизмунд III Ваза отдавал униатам самые богатые православные монастыри и приходы, назначал на высокие государственные должности. Противники унии подвергались гонениям, оскорблениям, отлучались от приходов, по лживым доносам отдавались под суд, порой заканчивали свою жизнь в кандалах. Целые православные округа оставались без священников, церкви закрывались или разрушались, некоторые превращались в шинки либо конюшни.

О принудительном введении унии свидетельствуют также факты передачи за большую плату польскими властями и ополяченной шляхтой в аренду иноверцам-евреям православных храмов, прихожане которых не принимали церковное единение. Христианские верующие были обязаны просить у арендатора ключи от храма, платить за крестины, похороны, совершение христианского брачного обряда и т.д., слушать оскорбительные слова о христианском богослужении. И все это делалось с согласия польских властей.

Насильственное введение униатства вызвало мощное сопротивление со стороны православного населения. Можно привести факт убийства в Витебске в 1623 г. священника Иосафата Кунцевича и его единомышленников за закрытие православных храмов в Полоцке, Витебске, Орше и Могилеве, за насилие и призывы топить, резать, вешать, жечь на костре православных верующих как злых и неисправимых еретиков. Королевская комиссия за участие в убийстве приговорила к смертной казни 75 человек. Витебск был лишен магдебургского права и всех ранее пожалованных прав и привилегий. В городе было введено военное управление, снят вечевой колокол.

Однако сопротивление православного населения продолжалось. В XVII в. оно было настолько сильным, что иной раз у тех, кто вводил униатство, опускались руки. Ярким примером вооруженной борьбы против польско-католической экспансии служит борьба украинского казачества под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648-1649 гг. Эта борьба охватила и южные районы Беларуси. Религиозный фактор сыграл известную роль в войнах России с Речью Посполитой XVII в. Во-первых, у России всегда был повод для начала войны: защита православного населения Белой Руси и Украины. Во- вторых, православное население, которое подвергалось преследованиям со стороны католиков и униатов, порой обращалось за защитой и поддержкой к России, встречало русские войска как освободителей от польско-католической экспансии и поддерживало русскую армию. В-третьих, известен ряд свидетельств о желании населения белорусских городов и местечек перейти в состав России. Об этом заявляли жители Гомеля в 1672 г., Борисова и Витебска в 1702 г. и т.д.

Тем не менее, польско-католическая экспансия в Беларуси осуществлялась успешно. Количество католических приходов увеличилось в 2 раза, католические монашеские ордены открывали новые костелы и монастыри. Законами Речи Посполитой 1668-1674 гг. был нанесен еще один удар по православию: отступничество от католицизма и униатства объявлялось уголовным преступлением и подлежало наказанию путем изгнания из государства. Была сломана и такая форма сопротивления католической экспансии, как православные братства, которые печатали книги на свои средства, проводили большую пропагандистскую работу, направленную против унии. К XVIII в. деятельность православных братств прекратилась. В конце XVIII в. более 75% населения Беларуси являлось униатами. В Беларуси осталась только одна православная епархия - в Могилеве. Она, как и Киевская митрополия, была подчинена Московскому патриархату. Православная церковь, сохранившаяся небольшими островками, продолжала жить и бороться за свое будущее.

Степень латинизации униатской церкви была разной. В одних церквях богослужение велось на польском языке, а обращение к народу делалось на белорусском языке, в других белорусский язык преобладал и в богослужении, и в обращении к верующим, в униатских церквях основным языком был польский. Единичные случаи обращения в богослужении к верующим на белорусском языке необоснованно используются некоторыми историками для утверждения тезиса о том, будто униатская церковь является церковью белорусской.

О том, что шел процесс латинизации униатской церкви, вводилась католическая обрядность, свидетельствуют решения Замойского церковного Собора 1720 г. В соответствии с ним обряд униатской церкви окончательно переводился на католический лад: вводились различные атрибуты католического обряда, священники были обязаны брить бороды, сменить ризу на сутану.

Униатская церковь была ликвидирована решением Полоцкого церковного Собора 1839 г. Она преобразовывалась в православную. Католическая экспансия на белорусские земли потерпела поражение. Верующие белорусских земель возвращались к своим православным истокам.


. Политический кризис Речи Посполитой и три раздела её территории. Включение белорусских земель в состав Российской империи


Совокупность внутренних и внешних причин привели к падению Речи Посполитой и уничтожению ее более могучими соседними государствами - Россией, Пруссией и Австрией.

Первое. Предательство великого князя литовского Сигизмунда II Августа своей страны во время подписания Люблинской унии 1569 г., насилие польской шляхты по отношению к многолетнему союзнику заложили шаткий фундамент под Речь Посполитую. Вся история Речи Посполитой от Люблина и до трех её разделов - это история борьбы магнатов, шляхты, народа Великого княжества Литовского, борьбы кровавой и бескровной, дипломатической и политической за свою госуцарственность, за право существования страны. Эта борьба ослабляла Речь Посполитую и делала ее легкой добычей для соседних государств. Люблинская уния - начало гибели Речи Посполитой.

Второе. Причиной гибели Речи Посполитой стал ее государственный строй и прежде всего известные "золотые шляхетские вольности": избрание короля, Расta conventa (условия избрания короля), liberum veto, конфедерации, "рокоши". Выборы короля сопровождались подкупами, коррупцией, из общественного сознания постепенно исчезали такие понятия, как мораль, совесть, гражданский долг, патриотизм и др. Саксонский посол при варшавском дворе Эссен писал: "Польские вельможи...постоянно гоняются за получением пенсий от иностранных дворов с тем, чтобы подкопаться под свою Отчизну. Каждый день в Польше происходят... злостные банкротства купцов и вельмож, безрассудные азартные игры, грабежи, всякого рода отчаянные поступки... Один сенатор изобличается в подделке векселей, другой отказывается от своей подписи, третий использует фальшивые карты во время игры на деньги, четвертый продает поместье, которым никогда не владел, пятый берет из рук кредитора вексели, разрывает их н в то же время приказывает бить кредитора, шестой захватывает чужую жену, отвозит ее домой и бессовестно насилует ее. Я замираю при мысли, - пишет далее Эссен, - что курфюрст возложит на меня обязательство назвать ему среди поляков трех знатных лиц и вместе с тем совестливых, я не смогу назвать ему ни одного".

Постановления короля и сейма могли быть отклонены шляхтой. Для шляхетства были характерны такие болезни, как говорливость, безумная самовлюбленность, вздорная самоуверенность. Шляхтич знал только подчинение Богу и себе. Воеводские и поветовые шляхетские сеймики перестали считаться решениями польского сейма. В результате государственная власть слабела, а шляхта укреплялась, в упадок приходили административное управление, духовность и гражданская совесть. Неограниченная "шляхетская демократия" губила Речь Посполитую. Третье. Ошибочная религиозная политика, латинизация униатской церкви после Брестской церковной унии 1569 г., угроза православию и православному населению, желание объединиться с русским народом - все это вело к расколу общества и ослабляло государство - Речь Посполитую.

Четвертое. Соединение национального и религиозного угнетения с феодальным - еще одна причина политического кризиса. Крестьянское восстание в Кричевском старостве 40-е гг. XVIII в., крестьянские в Мозырском повете(1745), Гомельском старостве (1747), в Чечерском и других староствах потрясали Речь Посполитую, загоняя её в гроб.

Пятое. Борьба между магнатами Радзивиллами, Сапегами, Пацами, Вишневецкими, Огинскими и другими за власть способствовала углублению политического кризиса. В XVIII и появляется новая черта политической жизни - обращение магнатов и шляхты за помощью к соседним государствам для решения внутренних дел. Польское шляхетство разъединяется на русскую, французскую, шведскую, австрийскую и другие группировки, страна проваливается в пропасть безвластия, анархии, хаоса и беззакония. Соседние страны (Россия, Пруссия, Австрия) в такой ситуации втягиваются в "домашние дела" Речи Посполитой, в разрешение польских споров, нередко с помощью вооруженных сил. Всемогущество местных магнатов, их неподконтрольность центральной власти, право иметь замки и собственные войска ослабляли государство. Это, в конце концов, вело к гибели Речи Посполитой.

Шестое. Отсутствие мощного войска у польского короля (Речь Посполитая имела только 16 тыс. солдат, Россия - 300 тыс. солдат)- еще одна причина гибели государства. Магнаты и католическое духовенство опасались того, что сильное государство и крепкое войско не дадут им возможности воздействовать на государственные дела, управлять страной. Шляхта боялась прихода в армию крестьян, так как считала, что сильная армия явится препятствием для "золотых шляхетских вольностей", для их господствующего положения в стране. Исторический опыт свидетельствует о том, что когда государство и народ не хотят содержать сильную собственную армию, они будут содержать (кормить) чужую армию. Так и случилось с Речью Посполитой.

Патриоты Речи Посполитой пробовали хоть как-нибудь приостановить агонию страны. В 1764 г. Чарторыйские конвокационном сейме попробовали провести умеренные реформы государственного строя: ограничить liberum veto, ослабить зависимость депутатов от инструкций местных сеймиков, упорядочить суд, финансы, увеличить армию. Однако затрагивали шляхетские вольности и поэтому сразу же вызвали решительный отпор со стороны реакционных сил страны, а также Пруссии и России. При поддержке российского посла Репнина диссиденты создали конфедерации: протестантскую в Торуни и православную в Слуцке. На помощь им пришла 40-тысячная русская армия, пользующаяся правом защиты православных в Речи Посполитой. В 1768 г. католические фанатики создали в Баре (в Украине) конфедерацию с целью противодействия влиянию русской императрицы в Польше. Разгорелась гражданская война, в которой конфедеративное движение было задушено с помощью русской армии.

По предложению прусского короля Фридриха II Великого 5 августа 1772 г. в Санкт-Петербурге была подписана конвенция о разделе Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. К России отошла территория Восточной Беларуси. На присоединенных землях были созданы Полоцкая и Могилевская губернии.

Первый раздел Речи Посполитой отрезвил польских магнатов и шляхту. 3 мая 1791 г. сейм принял Конституцию Речи Посполитой, которая отменяла выборность королей, liberum veto и право на конфедерации. Законодательная власть принадлежала двухпалатному сейму, избиравшемуся на два года и принимавшему решения большинством голосов. Правительство, армия и бюджет были объявлены общими для всей Речи Посполитой. Конституция в очередной раз провозгласила о полном слиянии Польши с Великим княжеством Литовским в единый неделимый организм.

Несомненно, Конституция носила прогрессивный характер. Ощущалось влияние Великой французской буржуазной революции, создавались более благоприятные условия для развития производительных сил страны.

Противники конституции поднялись на борьбу, в мае 1792 г. в местечке Торговица (Украина) создали конфедерацию и провозгласили акт о защите католической религии и прежнего порядка управления страной. На помощь конфедераты призвали Екатерину II. Вновь началась гражданская война, в которой король присоединился к конфедератам и выступил против Конституции и предыдущих реформ.

В 1793 г. Произошёл второй раздел Речи Посполитой - между Россией и Пруссией. К России отошла Центральная Беларусь - остатки Полоцкого (на левом берегу р. Западная Двина) и Витебского воеводств, Минское воеводство, восточные части Новогрудского и Брестского воеводств, Браславский и Ошмянский поветы. На этой территории была создана Минская губерния.

Второй раздел Речи Посполитой вызвал гнев и протест разных слоев шляхетства. В марте 1794 г. в Кракове началось восстание во главе с генерал-лейтенантом Тадеушем Костюшко. Главной целью этого восстания являлось возрождение Речи Посполитой в рамках 1772 г. Для белорусского народа это означало окончательное окатоличивание и полонизацию белорусского края.

Тадеуш Костюшко в первый день восстания обратился с воззваниями к армии, гражданам, духовенству и женщинам, в которых призывал защищать свободу и Отчизну. В мае 1794 г. был издан Полонецкий универсал, объявлявший крестьян лично свободными, но без земли.

Восстание перекинулось на Литву. В апреле 1794 г. повстанцы захватили Вильно и создали высшую раду литовского народа во главе с виленским комендантом полковником Якубом Ясинским. Рада создала органы управления восстанием (депутации). Скоро вся Беларусь и Литва были охвачены пламенем восстания, к которому присоединилась часть крестьян, поверившая обещаниям Т. Костюшко освободить их от феодального гнета. Поскольку выполнение обещания затягивалось, крестьяне начали покидать ряды восставших.

Судьба Речи Посполитой была решена в битве между польскими и русскими войсками, которая произошла под Матиовицами (вблизи Варшавы). Т. Костюшко попал в плен, а Варшаву были введены русские, прусские и австрийские войска. Последний король Речи Посполитой Август IV (Станислав Понятовский) отрекся от престола.

В1795 г. произошел третий раздел Речи Посполитой. Россия получила Западную Беларусь (Брестчина и Гродненщина) и Восточную Литву (Виленщина), а также Украину до Западного Буга. На белорусских землях были созданы Слонимская и Виленская губернии.

В результате трех разделов (1772, 1793, 1795) Речи Посполитой территория Беларуси с населением около 3,3 млн человек отошла к России.

Речь Посполитая как государство перестала существовать. На политической карте Европы она отсутствовала до 1918 г. - года окончания Первой мировой войны. В польской историографии Польша 1569-1795 гг. называется первой Речью Посполитой, Польша 1918-1939 гг. - второй Речью Посполитой, Польша 1944-1990 гг. (Польская Народная Республика) - третьей Речью Посполитой и, наконец, современная Польша с 1990 называется четвертой Речью Посполитой.



Литература


1.Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. - Мн.: "Аверсэв", 2000. - 592 с.

.История Беларуси. С древнейших времен до 2010 г.: учеб. пособие / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик под ред. Е.К. Новика. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2011. - 526 с.

.История Беларуси (в контексте мировых цивилизаций): учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1. С древнейших времен до конца XVIII в. / Л.С. Скрябина; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2008. - 216 с.