Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления

Экономический факультет














Эссе на тему: «Академия наук: связь учёных России и Европы»




Выполнила: Форат А.А.

Группа: Э-508








Новосибирск 2015 г.

На первый план новейшей ступени развития общества России выступают проблемы, связанные с культурой, образованием и просвещением. Особое значение для российского общества имеет вопрос связи образования и науки. Это предопределено рядом факторов: формированием современной науки, потребностью в высококвалифицированных специалистах и совершенствованием образования. Актуальность заключается в связи с постоянно проводимыми реформами в среднем и высшем образовании. Существенность обдумывания фактов и регулярных закономерностей хода истории, выведения итогов прошлого и установления видов на будущее дальнейшего развития требует не только увеличение исследований, но и их новое качество.

Российская академия наук постоянно признавала огромное значение в абсолютной конвергенции образования и науки и участвовала в вопросах согласования науки с высшим образованием, с системой школьного образования. На заседании, приобщённом к юбилею Академии наук, выявлена главная роль Академии в установлении образования, и оглашена плотность взаимодействия образования и науки. Чтобы разрешить эти вопросы, обязательно изучать и пользоваться положительным опытом, собранным в прошлом, примером может послужить багаж знаний учёных в отношении нужд российской школы.

Открытие Академии наук и художеств в 1724 году в Санкт-Петербурге было завершающим компонентом в культурных преобразованиях России первой четверти 18-го века. На Академию наук возлагались надежды, что она должна вывести страну на такой уровень развития науки и культуры, который имел бы соответствие с достигнутым ею уровнем экономического и политического прогресса во времена правления Петра I. Материалы по истории Академии наук значительно расширяют представления об общественной и культурной жизни России 18-го века, пополняют историю Академии наук и содействуют пониманию смысла школьных реформ для будущего развития страны.

Множество ли культурных учреждений, просуществовавших внушительное время (около трёх веков), имеется в нашей стране? Таковых почти нет.

Россияне являются довольно-таки молодым народом. Современное образование становилось только в 18 веке, во время правления Петра I. Во многом, предпосылки допетровского времени, складывающиеся в течение столетия, осуществили замысел правителя. Россия, беспощадно стремясь к установлению своей роли осуществления крупной и централизованной государственности, осваивала многочисленные богатства своей площади.

Пётр I во время «великого посольства» утверждал, что науку возможно искусственно вывести как растение в теплице. Он полагал, что на Западе Академия не являлась насаждением сверху. Они в прошлом были небольшими собраниями лиц, объединённых любовью к науке. В ходе чего монарх, замечая всеобщее уважение к данным собраниям, давал гражданское существование им.

И, разумеется, зарубежные академии наук основывались уже из существующих авторитетных сообществ (к примеру, французская, появившаяся в 1634 году).

Государство принимало участие только в тех делах, которые считались наиболее централизованными, имеющими власть в стране (Франция, Великобритания).

Абсолютно иную позицию имеет российская действительность, в отсутствие гражданского общества главную роль его выполняет государство в лице Петра I. Именно поэтому каждый человек считал, что научная система являются не просто введением, а именно насаждением Петра I, оказывающимся под влиянием идеи о грандиозном просвящённом будущем России немецкого учёного и философа Г.В. Лейбница. С начала 18 века в одно время с принятием петровских реформ идёт открытие новых разнообразных учебных заведений, издаётся бесчисленное количество научно-популярной литературы. Таким образом, внедрение нового в культурные области ведётся скачкообразно.

Пётр I полагал, что фундамент для деятельности Академии уже подготовлен. Была под покровительством библиотекаря И.Д. Шумахера богатейшая библиотека, завоёванная в Прибалтике. Находило место для научных исследований также любимая Кунсткамера императора. Кунсткамера обладает уникальной коллекцией анатомических аномалий и старинных предметов.

Пётр I являлся практичным человеком и считал, что новое учреждение обязано работать с незначительными убытками и более эффективно, чем в европейских странах. Ради этого Академия представлялась как многоцелевое учреждение, объединявшее блестящие умы молодых учёных из многообразия стран Европы. Талантливая и решительная молодёжь, грезившая о невероятных научных открытиях, ни капли не раздумывая, прибыла в далёкую Россию, где нашла наиболее комфортные условия в виде коллекции обсерватории, лаборатории и материальных средств для реализации своей мечты, в отличии от их коллег из Лондонского королевского общества.

Целям распространения знаний в разных областях науки в обществе и привлечения талантливой молодёжи динамично способствовало издательство Санкт-Петербургской Академии наук. Помимо издания научных трудов на латинском языке (к примеру, М.В. Ломоносова), также печаталась первая русская газета, в которой употреблялись статьи о металлургии, физике, химии и технике.

По замыслу Петра I, Академия должна была состоять из трёх структур: класс математических наук, где занимались математикой, географией, астрономией, навигацией, механикой, класс естественных наук - физикой, химией, анатомией, ботаникой, класс гуманиоры, гистории и права - риторикой, античной и новой историей, естественным и публичным правом политикой и этикой. Каждое звено науки представлял один специалист.

Академия помимо центра изучения наук также являлась Академией художеств. Здесь обучались ремесленники, художники, живописцы, скульпторы, часовщики и прочие.

Для просвещённого дворянства и царя особой разницы не имело - токарь ты или физик.

Кем являлся академик или профессор в 18-ом веке? Лицом с неявным социальным статусом. Однако сам правитель заботился о благосостоянии учёных.

В Западной Европе профессора всегда находились в уважении, почёте, их общественный статус был на высоте. Поэтому было непростой задачей привлечь учёных, проблематично было ожидать желания покинуть свои родные университеты, где они обладали известным положением, ради России.

Будущее учреждения во многом зависело от подбора кандидатов. Бывший ректор Киево-Могилянской академии Ф. Прокопович, немецкий учёный Х. Вольф, А. Остерман и другие отсортировывали имена, дискутировали о достоинствах будущих российских академиков. Среди них оказались: Н. Бернулли, Г. Стеллер, И. Гмелин, Г. Рихман, Ж. Делиль, Л. Эйлер и другие.

Академии наук и художеств отведён дворец П. Шафировича. Нравы Академии считались демократичными.

Вскоре после смерти Петра I и императрицы Екатерины Академия наук пришла в упадок. Академия перестала получать средства, образовался большой дефицит, долги увеличивались. Академики от делового руководства были отстранены.

Секретарь Академии И. Шумахер рассчитывал, что учёные добьются внимания со стороны власти, если будут, например, разрабатывать программы праздников, салюты. Только так возможно получить средства на дальнейшее развитие науки. Уделял огромное внимание рисовальной палате, резьбе по металлу, заботился о заведениях по отделке камней, типографии. Придавал меньшей значимости научные знания.

Итогом послужили многочисленные унижения учёных Российской Академии. Многие, по истечению срока контракта, вворачивались домой.

Но именно тогда в Академии появляются первые русские учёные. К этому моменту на престол приходит Елизавета Петровна, дочь Петра I. Она открыто заявляет, что будет продолжательницей дела отца.

В заключении, начало разработки многих новых направлений в науке России, развитию всевозможных научных исследований, было положено именно в XVIII веке молодыми талантливыми учеными, приехавшими из различных Европейских стран, а так же и молодыми российскими учеными. Есть много замечательных исследователей, среди них, например: математик С.М. Котельников (1723-1806), астроном и математик, академик С.Я. Румовский (1734-1812), астроном, академик П.Б. Иноходцев (1745-1806) и др., о которых надо писать отдельно и подробно, т.к. эти страницы нашей истории науки чрезвычайно интересны и поучительны.

Зарождение Петербургской Академии наук стало крупнейшим событием в историческом научном развитии, образовании и культуры России и гармонировало с жизненными потребностями страны, входившей в новый этап своего развития истории. Для осуществления передовых замыслов Петра I и улучшения страны потребовались образованные люди и понимающие поставленную задачу специалисты. И Академия наук стала одним из значительных звеньев, благодаря чему государство показало своё место в мире. Академия наук - это не только центр развития науки, но и центр просвещения, источник распространения знаний и образования, формировала русскую интеллигенцию. Ни одна научная академия Европы не выступила в истории просвещения своей страны такой, какой была Петербургская Академия наук.

академия наука просвещение


Список использованной литературы


1.«История Академии наук СССР». М.-Л., 1958г., т.1, стр.429.

2.Копелевич Ю.Х., «Основание Петербургской Академии наук», Л., 1977г. Стр.211

.Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVIII - начала XIX в. М., 1983.

.Кузнецова НИ. Социальный эксперимент Петра 1 и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. № 3.

.Белявский М.Т. Основание Академии наук в России // Вопросы истории. 1974. № 5.

.Фундаминский М.К. Социальное положение ученых в России XVIII столетия // Наука и культура России. XVIII век. Л., 1984.

.История Академии наук СССР. Т. 1. М, Л.? 1918. С. 71.

.Андреев А.Ю. О начале университетского образования в Санкт-Петербурге // Отече ственная история. 1998. № 5.

.История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А. Н. Сахаров - М. 2001.

10.Научно-просветительская и учебная деятельность Академии наук в XVIII в. // Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII-XX веках. Исторические очерки. СПб., 2003. С. 117-133.

11.. Академия наук и создание государственной системы школьного образования в России в XVIII в. // Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII-XX веках. Исторические очерки. СПб., 2003. С.134-148.

12.Становление международных связей Академии наук // Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII-XX веках. Исторические очерки. СПб., 2003. С. 149-170 (совместно с Ю.Х.Копелевич).

13.Академия наук и развитие образования в России в XVIII в. // Вестник РАН. 2000. Т. 70. № 7. С. 635-644.