Воинские преступления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воинские преступления

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие военной службы

Глава 2. Общеправовая характеристика преступлений против военной службы

.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях против военной службы

.2 Понятие и особенности преступлений против военной службы

Глава 3. Виды преступлений против военной службы

.1 Неисполнение приказа

.2 Насильственные действия в отношении начальника

.3 Оскорбление военнослужащего

.4 Самовольное оставление части или места службы

.5 Дезертирство

.6 Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом

.7 Нарушение правил боевого дежурства

.8 Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества

.9 Утрата военного имущества

.10 Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности

.11 Нарушение правил полетов или подготовки к ним

.12 Нарушение правил кораблевождения

.13 Оставление погибающего военного корабля

Заключение

Список используемых источников

Введение

Тема данной работы воинские преступления.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в ходе военной реформы в Российской Федерации важное значение приобретают соблюдение законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также гарантированная Конституцией Российской Федерации судебная защита прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей. В последнее время участились случаи дезертирства военнослужащих, нередко мы слышим в средствах массовой информации о том, что сбежал с оружием солдат срочной службы

Цель работы всесторонний правовой анализ воинских преступлений по действующему уголовному законодательству.

Предметом исследования в работе выступают воинские преступления, объектом исследования являются уголовно-правовая характеристика данных преступных деяний. При написании работы был поставлен ряд задач:

1.Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о преступлениях против военной службы

2.Рассмотреть уголовно-правовую характеристику воинских преступлений

.Изучить виды воинских преступлений, в частности рассмотреть

§Нарушение установленных правил взаимоотношений военнослужащих.

§Нарушение установленных правил, сопряженных с уклонением от исполнения обязанностей военной службы.

§Нарушение правил несения специальных видов военной службы.

§Нарушение правил обращения с военным имуществом.

§Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности.

В работе использовались следующие методы исследования: Анализ, синтез, обобщение, историко-правовой и др.

Глава 1. Понятие военной службы

Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 25 ноября 2013 г.).

Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военную службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом;

проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;

отбывающих наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

дезертирство самовольный насильственный военный

Глава 2. Общеправовая характеристика преступлений против военной службы

2.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях против военной службы

Во времена, предшествующие законотворческой деятельности Петра I, вопросы наказуемости деяний военнослужащих решались не воинскими уставами, а главным образом Соборным Уложением 1649 года. Регулируя общественные отношения разных правовых отраслей, оно впервые уделило особое внимание правам и обязанностях населения и ратных людей на случай возникновения войны. Предоставляя последним определенные права, Уложение, вместе с тем, обязывало: не допускать при следовании на военную службу насилия к населению, потраву покоса, и т. д.: "А будет кто ратные люди, едучи на государеву службу, или з государевы службы по домам, учнут ставится по селам и по деревням во дворах, или в гумнах для вороства, и станут грабити, и учинят смертное убийство, или женскому полу насильство, или в гумнах хлеб потравят... и по суду и по сыску про то их вороство сыщется допряма, и тех за смертное убийство и за насильство женскому полу казнити смер-тию. А за иное за всякое насильство и за грабеж чинити им наказание, смотря по вине". Законодатель сурово наказывал и дезертирство, уклонение от несения военной службы, измену, похищение или утрату военного имущества. Говоря об ответственности ратных людей в одной из своих глав, Соборное Уложение, по сути дела, подразумевало в ней их ответственность за любое преступление, совершенное во время войны лицом (боярином, дворянином, простолюдином, иностранцем) при следовании на "государеву службу", при ее прохождении или при возвращении с нее.

Создав регулярную армию в виде 27 пехотных и 2 драгунских формирований, Петр I отвел уставам несения военной службы уже иное значение. Так, Военный (1716 г.) и Морской (1722 г.) артикулы претендовали чуть ли не на роль свода законов, в том числе уголовных. Сориентированные на военных и считающие преступление нарушением субординации, Артикулы видели в нем в конечном счете всякое наказуемое деяние лица, находившегося на "государевой службе". Повелев руководствоваться Воинскими артикулами при разрешении дел не только военными, но и гражданскими судами, Петр I тем самым исходил из того, что не военнослужащие являются частью населения, а оно - население - часть военнослужащих.

Представления о понятии воинского преступления, как и любого деяния, совершенного в период прохождения военной службы, в последующем нашли отражение при подготовке Полевого Уголовного Уложения 1812 года и Военно-Уголовного Устава 1839 года, применение которых также не ставилось в зависимость от общих, гражданских уголовно-правовых законов. Лишь с 1868 года Воинский Устав о наказаниях стал связывать понятия воинского преступления не только с самим фактом его совершения определенной категорией лиц, но и с нарушением ими каких-то специальных обя-заностей по военной службе. При этом в основу группировки различных составов был положен принцип о самостоятельной наказуемости деяний, совершенных в обычное и в военное время. Первые, в свою очередь, охватывали собой преступления и проступки в виде:

) нарушения чинопочитания и подчиненности; 2) оскорблений и насильственных действий в отношении караула или начальника; 3) той или иной формы уклонения от службы (в том числе путем побега, самовольной отлучки, неявки в срок на службу); 4) превышения должностных полномочий или противодействия их осуществлению; 5) нарушения обязанностей во время несения караульной службы или дежурства; 6) недобросовестности по отношению к сохранности военного имущества или управления им; 7) нарушения порядка отправления должности; 8) противозаконных поступков должностных лиц по некоторым специальным родам службы; 9) преступлений и проступков, общих для военослужащих и чиновников гражданского ведомства. Во вторую группу воинских преступлений, т. е. деяний, совершаемых в период ведения военных действий или в местностях, объявленных на военном положении, объединялись: 1) способствование неприятелю в проведении им враждебных действий или переписка с кем-либо из лиц, состоящих в неприятельской армии; 2) бегство, оставление поста или потеря знамени в бою; 3) капитуляция, сдача крепости и т. п.; 4) самовольное отступление от плана ведения военных действий, принятие на себя командования и др.; 5) непринятие должных мер предосторожности; 6) повреждение укреплений, орудий; 7) присвоение трофеев; 8) распространение ложных, панических слухов среди военнослужащих; 9) разглашенние военной тайны (диспозиции или числе войск); 10) нарушение правил обращения с военнопленными или жителями, мародерство. Заметим, в те времена перечень воинских преступлений в систему Особенной части общих уголовных законов (Уложении о наказаниях 1845 года. Уголовном Уложении 1903 года) непосредственно не включался.

Советское уголовное законодательство пошло по несколько иному пути. Если не иметь в виду Положение о революционных военных требуналах 1919 года, в котором речь шла в основном о деяниях, совершаемых в районе боевых действий, то во всех Уголовных кодексах (1922,1926,1960 годов) выделялась глава, содержащая статьи о воинских преступлениях. После образования СССР ответственность за них была отнесена к ведению общесоюзных органов, которые устанавливали единое понятие и систему преступлений против военной службы. Первым актом - Положением о воинских преступлениях 1924 года - этими деяниями назывались преступления: а) совершенные военнослужащим Красной Армии и Красного Флота либо лицами, зачисленными в команды обслуживания или призываемыми на службу в территориальные формирования на время отбывания ими сборов; 2) направленные против установленного порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения, и 3) "если при том эти преступления по своему характеру и значению не могут быть совершены гражданами, не состоящими на военной или морской службе". Обращая внимание прежде всего на специфику субъекта, данное Положение вскоре (1926 г.) было дополнено примечанием, согласно которому ответственность за воинское преступление должна возлагаться на лиц "строевого состава особых вооруженных отрядов (резервов) Народного комиссариата путей сообщения". Второй из указанных в определении признаков воинского преступления основывался на стремлении законодателя охватить понятием "установленного порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения" все те деяния, которые были обозначены еще Воинским Уставом о наказаниях 1868 года: нарушение порядка подчиненности, уклонение от несения военной службы, противозаконное отчуждение или промотание военного имущества и т. д. Что же касается третьего признака - "невозможность совершения воинских преступлений гражданами, не состоящими на военной или морской службе", то его вычленение фактически дублировало содержание двух других, поскольку нарушить порядок несения военной службы могут лишь те лица, которые обязаны его соблюдать.

Исключив третий признак, Положение о воинских преступлениях, воспроизведенное в УК РСФСР 1926 года, исходило из ранее сформулированного понятия воинского преступления, хотя и дополнительно устанавливало, что его соучастники должны нести уголовную ответственность по статьям, предусмотренным Положением. В последующем круг лиц, признаваемых субъектами воинских преступлений, постоянно расширялся, статьи были распространены на "военизированную охрану предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение", "военизированную пожарную охрану предприятий и сооружений, имеющих государственное значение", "работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава Рабоче-крестьянской милиции", "начальствующий состав частей тылового обеспечения, -а также работников оперативного и административно-хозяйственного состава исправительно-трудовых учреждений", "работников экспедиции подводных работ и лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям", "лиц начальствующего состава гражданского воздушного флота", "учащихся летных школ гражданского воздушного флота". В 1940 году перечень субъектов воинского преступления был сокращен и таковыми стали признаваться, наряду с военнослужащими и военнообязанными, лишь "лица строевого и административно-хозяйственного состава Рабоче-крестьянской милиции и оперативного состава органов Управления Государственной безопасности НКВД".

Не изменяя в принципе перечень конкретных деяний, образующих систему воинских преступлений, Положение 1927 года дополнило ее рядом новых составов: принуждение к невыполнению обязанностей по военной службе, оскорбление одним военнослужащим другого при отсутствии у них признаков подчиненности, нарушение уставных правил несения внутренней (вахтенной) службы, злоупотребление в военное время флагами или знаками Красного Креста или Красного Полумесяца и т. д. В период Великой Отечественной войны воинскими преступлениями стали признаваться также незаконное награждение орденами, медалями и нагрудными знаками, а равно передача их другим лицам, утрата Красного знамени по малодушию войсковой части. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. установил уголовную ответственность за угрозу насилием в отношении начальника в связи с выпонением им своих служебных функций, нарушение различного рода правил (полетов, кораблевождения, эксплуатации боевой техники), самовольное оставление части, добровольную сдачу в плен и т. д. Уточнив или видоизменив некоторые ранее действующие составы (дезертирство, самовольная отлучка и др.), Указ одновременно декриминализировал деяния в виде военного шпионажа, невыполнения военнослужащим переменного состава кавалерийских частей обязанностей привода собственных лошадей.

Закон об уголовной ответственности за воинские преступления от 25 декабря 1958 года ввел один признак "предусмотренности" воинского преступления данным законом. Появление этого признака не было случайным, ибо Основы уголовного законодательства СССР и уголовные кодексы союзных республик отменили принцип аналогии закона. При таком подходе вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности мог быть решен не только при наличии самого факта виновного нарушения военнослужащим правил прохождения военной службы, но и при соответствии признаков конкретного деяния и какого-либо конкретного состава преступления, предусмотренного законом.

Определяя третий признак воинского преступления - совершение его против "установленного порядка несения военной службы", законодатель подразумевал в качестве основных видов деяний, по сути, то же, что и ранее, т. е. нарушение порядка: а) подчиненности; б) прохождения военной службы; в) пользования военным имуществом; г) эксплуатации военной техники; д) несения специальных служб (караульной, пограничной, внутренней службы, боевого дежурства); е) пользования сведениями, составляющими военную тайну, или документами и предметами, ее содержащими; ж) осуществления предоставленных должностному лицу прав и полномочий; з) исполнения служебного долга в особых условиях (во время военных действий, экстремальных ситуаций); и) ведения военных действий и обращения с населением, предусмотренный международными соглашениями. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления перестал упоминать составы, предусматривающие ответственность за: переписку и другие способы сношения во время войны с лицами, принадлежащими к неприятельской армии, проживающими на территории неприятеля или в местности, занятой им; самовольное отступление начальника от данных ему распоряжений; уклонение от несения службы по религиозным и иным убеждениям; противозаконное использование начальником своих подчиненных для оказания личных услуг ему, членам семьи или другим лицам; создание препятствий в использование подчиненным своих льгот и преимуществ. Одновременно были восстановлены статьи, устанавливающие специальные основания наказуемости за насильственные действия в отношении начальника и разглашение военной тайны или утрату документов, содержащих военную тайну.

УК РФ 1996 года в целом исходит из аналогичных взглядов на соотношение общеуголовных и воинских преступлений. Считая, что и те, и другие должны основываться на единых началах, он включил составы преступлений против военной службы в Особенную часть, отвергая тем самым идею самостоятельности так называемого "военно-уголовного законодательства" Принимаемые ранее советские уголовные законы решали этот вопрос так же, однако, располагая в Особенной части Уголовного кодекса соответствующую главу в качестве заключительной, придавали воинским преступлениям особый, специфический характер.

Новый Уголовный кодекс с этой точки зрения можно считать более удачным, хотя и он не в полной мере учитывает тот факт, что военная служба есть разновидность государственной, и, стало быть, нет необходимости рассматривать в разных разделах Особенной части воинские и должностные преступления, преступления против правосудия и порядка управления. Все они непосредсвенно затрагивают какую-то функции государства и вследствие этого должны объединяться в одном разделе, который можно было назвать "Преступления против государства".

В этой связи более глубоким и точным, чем ранее, можно было считать первый признак понятия преступления против военный службы: их предусмотренность определенной главой Уголовного кодекса. Но нельзя не отметить, что содержащаяся в нем система преступлений сконструирована применительно к мирному времени и не охватывает собой деяния, совершаемые в условиях войны. Установление уголовной ответственности за деяния военнослужащих в военное время или в боевой обстановке.- задача особого законодательства.

Довольно удачно в УК РФ решается вопрос о другом признаке преступления, характеризующем его субъекта. Называя в таком качестве три категории лиц - военнослужащих, военнообязанных, военных строителей, законодатель ввел уточняющие положения. К военнослужащим он отнес лиц, проходящих службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Обратившись к соответствующим правовым нормам, можно установить, что проходящим военную службу считается тот, на кого возложены обязанности по вооруженной защите государства, исполнение которых предполагает прохождение службы в воинских частях, на кораблях, предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждений профессионального образования (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту или призыву). Статус военнослужащих распространяется на призванных на военные сборы и сохраняется за лицами, захваченными в плен. Понятие лиц, являющихся военнослужащими вооруженных формирований, а также признаваемых военнообязанными, определяется Законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе. Таким образом, содержание понятие субъекта преступления против военной службы увязывается в Кодексе с существующей в настоящее время нормативной базой.

.2 Понятие и особенности преступлений против военной службы

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также отдельных граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за уголовные преступления против установленного порядка прохождения военной службы.

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений наступает на общих основаниях по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Преступлениями против военной службы признаются, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Понятие преступления против военной службы основано на общем определении преступления, сформулированном в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации. Преступление против военной службы есть общественно опасное деяние, виновно совершенное, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Особенности преступления против военной службы обусловлены спецификой объекта посягательства и его субъекта. Родовым объектом преступлений против военной службы является порядок прохождения военной службы, установленный Конституцией Российской Федерации, законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих и общевоинскими уставами. Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины и направлено на обеспечение военной безопасности государства.

Конкретное преступление против военной службы непосредственно посягает не на весь порядок прохождения военной службы, а на те или иные стороны (элементы, составные части) этого порядка. По непосредственному объекту строится система составов преступлений против военной службы. Она включает в себя Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 09 мая 2014 г.).:

. Нарушение установленных правил, касающихся взаимоотношений между военнослужащими при наличии признаков подчиненности (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы; насильственные действия в отношении начальника), нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии таких признаков либо вне связи с их наличием (оскорбление военнослужащего).

. Нарушение установленных правил, связанных с уклонением от исполнения обязанностей военной службы: самовольное оставление части или места службы, дезертирство, уклонение от исполнения обязанностей путем симуляции болезни или иными способами.

. Нарушение правил несения специальных видов военной службы: боевого дежурства, пограничной, караульной (вахтенной) службы; в составе войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

. Нарушение правил обращения с военным имуществом: умышленное либо неосторожное уничтожение или повреждение имущества, его утрата.

. Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности: с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; с боевой, специальной или транспортной машиной; с военными летательными аппаратами; с военными кораблями. К данному виду, думается, можно отнести и оставление погибающего военного корабля.

Субъектами преступлений против военной службы могут быть граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего (ст. 1 и 2 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 1998 года «О статусе военнослужащих»). К ним относятся военнослужащие, несущие военную службу по призыву либо добровольно (по контракту), а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Началом военной службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта Федерации к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы - день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Уголовная ответственность за уклонение гражданина от призыва на военную службу, а также за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы предусмотрена в ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Невоеннослужащие (в том числе гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.п.) не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации они могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей и пособников этих преступлений и нести уголовную ответственность по статьям главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, как соучастники.

По статьям главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации за преступления против установленного для них порядка прохождения службы, кроме военнослужащих, несут уголовную ответственность военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны и других министерств и ведомств Российской Федерации, призванные в эти отряды с зачетом времени работы в них в срок действительной военной службы. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3 ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Составы преступлений против военной службы сформулированы, как материальные (10 составов), и как формальные (9 составов), два как формально-материальные. Объективную сторону этих преступлений характеризует установленный законом признак - время совершения деяния: время прохождения службы или время прохождения военных сборов.

В военное время либо в боевой обстановке нормы гл. 33 Уголовного кодекса не действуют, уголовная ответственность за преступления против военной службы определяются законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3. ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Субъективную сторону преступлений против военной службы, предусмотренных ст.333 -339 УК РФ, 343 -346 УК РФ, характеризует умышленная форма вины; ст.347-352 УК РФ - неосторожная форма вины; ст.332, 340-342 УК РФ - и умышленная, и неосторожная.

Глава 3. Виды преступлений против военной службы

3.1 Неисполнение приказа

Данная статья Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за неисполнение подчиненным приказа в случае причинения существенного вреда интересам службы.

Квалифицирующими признаками являются совершение этого преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия.

Часть 3 ст. 332 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.

Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации является единоначалие. Согласно ст. 30 Устава внутренней службы и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.

Понятие приказа определено ст. 36 Устава внутренней службы, согласно которой приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Начальники различаются по своему служебному положению и по воинскому званию (ст. 32 и 33 Устава внутренней службы).

Преступление, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 332 УК РФ, может быть совершено только умышленно, т.е. путем неповиновения (открытого отказа от исполнения приказа) или иного умышленного неисполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

Состав данного преступления предполагает причинение существенного вреда интересам службы. Понятие такого вреда законом не установлено. По нашему мнению, существенным вредом является ущерб, значительный по своему характеру и размерам.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависит от конкретных обстоятельств дела и должен решаться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени и т.д.

3.2 Насильственные действия в отношении начальника

Непосредственным объектом данного преступления является порядок подчиненности. Дополнительный объект - здоровье начальника. Потерпевший - начальник. Объективная сторона преступления состоит в нанесении побоев или применении насилия в отношении начальника во время или в связи с исполнением им обязанностей военной службы (понятие "побои" раскрыто при анализе ст. 116 УК РФ).

Иное насилие охватывает как иные насильственные действия, предусмотренные ст. 116 УК РФ, так и причинение легкого вреда здоровью.

Насильственные действия совершаются либо во время исполнения начальником своих обязанностей, либо после этого по мотиву мести за их выполнение. Насилие при сопротивлении или в качестве средства принуждения начальника нарушить свои обязанности надлежит квалифицировать по ст. 333 УК РФ.

Преступление окончено с момента нанесения побоев или применения иного насилия.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознавал, что наносит побои или применяет иное насилие к начальнику во время или в связи с исполнением им обязанностей военной службы, и желал этого.

Мотивы насильственных действий в отношении начальника - недовольство его служебной деятельностью, месть за эту деятельность. Если насилие применяется по мотивам личных неприязненных отношений, состав данного преступления исключается.

Субъект - военнослужащий, находящийся в подчинении потерпевшего.

Часть 2 ст. 334 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) с применением оружия, в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, г) с причинением иных тяжких последствий.

Данные квалифицирующие признаки аналогичны квалифицирующим обстоятельствам, предусмотренным ч. 2 ст. 333 УК РФ.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

Непосредственный объект преступления - установленный порядок взаимоотношений между военнослужащими, не находящимися в отношениях подчиненности.

Потерпевший - военнослужащий, не состоящий с виновным в отношениях подчиненности и не находящийся при исполнении обязанностей военной службы.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Такое нарушение проявляется: а) в унижении чести и достоинства потерпевшего, б) в издевательстве над ним, в) либо сопряжено с насилием над потерпевшим.

Унижение чести и достоинства, в отличие от состава оскорбления, предусмотренного ст. 130 УК РФ, не требует неприличной формы. Поэтому любого рода высказывания и прочие действия, унижающие честь и достоинство военнослужащего, рассматриваются как нарушение уставных правил взаимоотношений. Не требуется и публичности унижения. Оно может быть совершено и в отсутствии потерпевшего, но всегда рассчитано на унижение его достоинства в собственных глазах.

Издевательство - деяние, также унижающее честь и достоинство потерпевшего, но выраженное в глумлении над его личностью путем понуждения совершить какие-либо действия, выполнить какую-либо работу, оскорбляющие человеческое достоинство.

Насилие в составе данного преступления предполагает нанесение побоев или причинения легкого вреда здоровью потерпевшего.

Состав преступления будет считаться оконченным с момента совершения перечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что, унижая честь и достоинство потерпевшего, издеваясь над ним либо применяя насилие, нарушает уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, и желает совершить указанные действия. Мотивы и цели для квалификации значения не имеют. Однако, если унижение чести и достоинства потерпевшего связано с исполнением им обязанностей военной службы, ответственность наступает по ст. 336 УК РФ.

Субъект преступления - военнослужащий, не состоящий с потерпевшим в отношениях подчиненности и не находящийся при выполнении обязанностей военной службы.

Часть 2 ст. 335 УК предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное: а) неоднократно (см. ст. 16 УК РФ), б) в отношении двух или более лиц, в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК РФ), г) с применением оружия, д) с причинением средней тяжести вреда здоровью.

Часть 3 ст. 335 УК РФ в качестве квалифицирующего обстоятельства предусматривает наступление тяжких последствий, под которыми следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, его самоубийство, причинение ему по неосторожности смерти и т. п. Умышленное убийство потерпевшего, насильственные действия сексуального характера не охватываются этим составом преступления истребуют дополнительной квалификации по ст. 105 или 132 УК РФ.

3.3 Оскорбление военнослужащего

Объект преступления - порядок взаимоотношений между военнослужащими. Дополнительным объектом выступают честь и достоинство военнослужащего.

Потерпевший - военнослужащий (по ч. 2 ст. 336 УК РФ - начальник или подчиненный). Объективная сторона преступления выражается в оскорблении одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы. Оскорбление - это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.

В отличие от общего состава оскорбления (ст. 130 УК РФ) оскорбление в составе ст. 336 УК РФ связано с исполнением одним из военнослужащих обязанностей военной службы, т. е. либо во время исполнения таких обязанностей, либо до или после, но в связи с ним.

Состав преступления формальный. Преступление следует считать оконченным с момента совершения оскорбительных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознавал, что в неприличной форме унижает честь и достоинство другого военнослужащего, что это происходит во время или в связи с исполнением потерпевшим или самим виновным обязанностей военной службы, и желал нанести оскорбление. Мотивы и цели оскорбления для квалификации значения не имеют.

Субъект - любой военнослужащий, не находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим.

Часть 2 ст. 336 УК РФ предусматривает ответственность за оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время или в связи с исполнением обязанностей военной службы. В отличие от ч. 1 состав ч. 2 ст. 336 УК РФ указывает на отношения подчиненности между оскорбленным военнослужащим и оскорбляющим.

3.4 Самовольное оставление части или места службы

Объект - порядок прохождения службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях России.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в казармах, расположенных на территории воинской части. Местом службы могут быть и иные места, определяемые начальником.

Увольнение из части или места службы производится по разрешению командира соответствующего подразделения. При отсутствии такого разрешения оставить часть или место службы нельзя - это считается самовольным оставлением и может повлечь уголовную ответственность. Однако, в соответствии с примечанием к ст. 337 УК РФ, военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные ст. 337 УК РФ, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Такими обстоятельствами следует признавать издевательства, насилие в результате нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими или превышения должностных полномочий, смерть или тяжелое заболевание близкого родственника, если командир отказал на увольнение из части, и др.

Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы является продолжительность отсутствия, а именно: свыше 2, но не более 10 суток. Этот срок исчисляется с момента оставления части (места службы) до момента возвращения или задержания.

Неявка в срок без уважительных причин имеет место тогда, когда военнослужащий находился за пределами части на законном основании: при увольнении, назначении в другую часть, переводе из части в часть, в командировке, отпуске, в лечебном учреждении. Состав преступления будет иметь место, если военнослужащий при отсутствии уважительных причин прибывает к месту службы с опозданием. Уважительными причинами считаются: болезнь, стихийное бедствие, нарушение режима работы транспорта и т. п.

Как и самовольное оставление части или места службы, неявка в срок влечет уголовную ответственность, если военнослужащий опоздал на срок свыше 2, но не более 10 суток. Продолжительность опоздания исчисляется с момента, когда истек срок явки.

Состав данного преступления формальный. Преступление считается оконченным, если военнослужащий незаконно находился вне части или места службы, а равно не явился к месту службы в указанный выше срок.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что самовольно оставляет часть или место службы или не является в срок без уважительных причин, и желает совершить эти деяния.

Мотивы и цели могут быть учтены при решении вопроса об уголовной ответственности. Исключается цель уклонения от военной службы, чем данное преступление отличается от дезертирства.

Субъект - военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

Часть 2 ст. 337 УК РФ в качестве квалифицирующего признака называет специального субъекта, которым является военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной части.

Часть 3 ст. 337 УК РФ содержит квалифицирующее обстоятельство - продолжительность самовольного оставления части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу сроком свыше 10 суток, но не более 1 месяца.

Субъектом этого преступления является, кроме указанных выше лиц, и военнослужащий, проходящий военную службу по контракту. Особенность состоит в том, что эти лица могут располагаться вне территории части. Поэтому ему ч. 3 ст. 337 УК РФ вменяется в случае, если он без разрешения начальника выехал из соответствующего населенного пункта либо не явился туда без уважительных причин в течение указанного в законе срока.

Часть 4 ст. 337 УК РФ в качестве квалифицирующего признака указывает еще один срок выполнения перечисленных в ч. 1 действий - свыше 1 месяца.

Субъект этого преступления - любой военнослужащий, проходящий военную службу, как по призыву, так и по контракту.

.5 Дезертирство

Объект - порядок прохождения военной службы. Объективная сторона дезертирства ничем не отличается от предусмотренной ст. 337 УК РФ. Основное отличие заключено в субъективной стороне дезертирства. Она характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели - уклониться от прохождения военной службы. Данная цель должна быть установлена в каждом случае исходя из фактов: проживание на нелегальном положении, приобретение подложных документов, подделка имеющихся, устройство на работу, частая перемена места жительства и др. Если такая цель установлена, сроки самовольного оставления части или неявки на службу значения не имеют. Тем не менее длительное самовольное отсутствие в части является одним из факторов, который в совокупности с другими обстоятельствами может служить доказательством желания виновного дезертировать.

Субъект - любое лицо, подпадающее под признаки субъекта преступления против военной службы, указанные в ст. 331 УК РФ.

В примечании к ст. 338 УК РФ говорится, что военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 ст. 338 УК РФ, может быть освобожден от уголовной ответственности, если оно явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств (см. анализ ст. 337 УК РФ).

Часть 2 ст. 338 УК РФ содержит следующие квалифицирующие виды дезертирства: а) дезертирство с оружием, вверенным по службе, б) дезертирство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (ст. 35 УК РФ).

.6 Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом

Объект - порядок прохождения военной службы.

Объективная сторона выражается в уклонении от обязанностей военной службы путем членовредительства либо обмана.

Специфика деяния, предусмотренного ст. 339 УК РФ, состоит в способах уклонения. В результате членовредительства или обмана виновный добивается постоянного или временного освобождения от обязанностей военной службы. Причем такое освобождение производится компетентными органами на внешне законных основаниях.

Членовредительство выражается в повреждении любого органа человеческого организма (руки, ноги, глаза и др. ), когда это препятствует исполнению обязанностей военной службы. Способы членовредительства могут быть самыми разнообразными: механические, химические, термические, радиационные и т. п.

Обман как способ уклониться от исполнения обязанностей военной службы выражается: а) в симуляции болезни, б) в подлоге документов, в) в ином обмане.

Симуляция болезни заключается в том, что военнослужащий умышленно вводит в заблуждение о наличии у него болезни (глухота, слепота, психическое заболевание и др.), препятствующей исполнению обязанностей военной службы. Разновидностью симуляции является аггравация, когда имеющиеся болезни не достигли той стадии или степени, на которые ссылается военнослужащий.

Подлог документов может быть выражен в подделке или представлении подложных документов, дающих основание для временного (ч. 1) или постоянного (ч. 2) освобождения от военной службы (подложные справка о болезни или смерти близкого родственника и т. п.).

Иной обман - это любые другие способы (устное, письменное сообщение), которые вводят в заблуждение компетентные органы, решающие вопрос об освобождении данного лица от военной службы.

Преступление содержит формальный состав. Оконченным оно будет считаться с момента, когда указанные органы принимают решение о временном или постоянном освобождении военнослу-. жащего от исполнения обязанностей военной службы. До этого момента действия виновного следует квалифицировать как покушение.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что путем причинения себе какого-либо повреждения либо обмана уклонился от исполнения обязанностей военной службы, и желает этого. Цель по ч. 1 - временное уклонение от военной службы.

Субъект - любой военнослужащий.

Лица, содействующие виновному в членовредительстве, в подлоге документов и т. п., могут быть привлечены к ответственности за соучастие.

3.7 Нарушение правил боевого дежурства

Объект преступления - порядок несения боевого дежурства (боевой службы), определяемый Уставом внутренней службы Вооруженных Сил России и другими нормативными актами командования применительно для каждого рода Вооруженных Сил.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Боевое дежурство (боевая служба) осуществляется дежурными силами и средствами, в состав которых входят боевые расчеты, экипажи, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. Нарушения могут выразиться в уходе с боевого поста, сне на посту, распитии спиртных напитков во время дежурства и т. п. В каждом конкретном случае необходимо устанавливать, какие именно правила нарушены и каким образом.

Состав преступления - формально-материальный.

Под причинением вреда интересам безопасности государства следует понимать несвоевременное обнаружение или отражение войсковых групп или отдельных вооруженных лиц, сухопутной, воздушной или морской боевой техники и т. п., вторгшихся на территорию России.

Для решения вопроса об уголовной ответственности необходимо каждый раз устанавливать характер нарушения правил боевого дежурства (боевой службы) и причинную связь между этим нарушением и возможностью причинения вреда или фактическим наступлением этих последствий. Соответственно преступление будет оконченным либо с момента нарушения этих правил, либо с момента фактического наступления вреда.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 340 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Виновный сознает, что нарушает правила несения боевого дежурства (боевой службы), и желает их нарушить, причем предвидит, что это нарушение может причинить вред интересам безопасности государства, и сознательно допускает такую возможность либо безразлично к этому относится.

При установлении прямого умысла и специальной цели на причинение вреда интересам государства возможна постановка вопроса об уголовной ответственности за государственную измену (ст. 275 УК РФ).

Субъектом преступления является военнослужащий, входящий в состав дежурной смены боевого расчета, экипажа, поста или иного подразделения, несущего боевую службу.

В части 2 ст. 340 УК РФ в качестве квалифицирующего обстоятельства предусмотрены тяжкие последствия. Вопрос об отнесении причиненного вреда к тяжким последствиям будет решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется двойной формой вины (см. ст. 27 УК РФ).

Часть 3 ст. 340 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия. Особенность этого состава преступления заключается в субъективной стороне, которая характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности (обоснование такого вывода см. в описании субъективной стороны ч. 3 ст. 332 УК РФ).

Для решения вопроса об уголовной ответственности по ч. 3 ст. 340 УК РФ необходимо учитывать положения, предусмотренные ч. 2 ст. 28 УК РФ, а также устанавливать, входили ли в круг обязанностей обвиняемого те действия, несовершение которых повлекло тяжкие последствия, могло ли оно совершить эти действия и предотвратили ли бы они данные последствия.

Нарушение правил несения пограничной службы

Объект - порядок несения пограничной службы. Он регламентируется Законом о Государственной границе России и иными нормативными актами.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил несения пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Состав пограничного наряда определяется по документам погранзаставы (контрольно-пропускного пункта).

Лицо, исполняющее иные обязанности пограничной службы, - это военнослужащий, который не входит в состав пограничного наряда, однако выполняет обязанности, непосредственно связанные с охраной государственной границы, например пилот вертолета во время несения пограничной службы.

Для решения вопроса об уголовной ответственности необходимо в каждом случае устанавливать, какие именно правила нарушены и в чем конкретно это проявилось.

Остальные признаки объективной и субъективной сторон данного состава преступления аналогичны признакам, проанализированным при рассмотрении ст. 340 УК РФ.

Субъект преступления - лицо, входящее в состав пограничного наряда или исполняющее иные обязанности пограничной службы.

Нарушение уставных правил караульной службы

Непосредственным объектом преступления является порядок несения караульной или вахтенной службы. Данный порядок регламентируется Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил России. В соответствии с этим Уставом караульная служба - это служба вооруженного подразделения по охране знамен воинских частей, военных и государственных объектов, а также служба по охране лиц, содержащихся на гауптвахтах и в дисциплинарных частях. К караульной службе приравнивается вахтенная служба на кораблях Военно-Морского Флота, а также служба по охране и конвоированию заключенных, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в исправительном учреждении.

Вооруженные подразделения, назначенные для выполнения этих задач, называются караулами.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении уставных правил караульной (вахтенной) службы, причинившем вред охраняемым караулом (вахтой) объектам. Они проявляются в любом действии или бездействии, которые нарушают положения Устава караульной службы: употребление спиртных напитков на посту, уход с поста, сон на посту и т. п.

Вред, причиненный охраняемым караулом (вахтой) объектам, может состоять в повреждении, уничтожении имущества, его хищении и т. д.

Состав - материальный. Преступление будет оконченным с момента причинения указанного вреда.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Прямой умысел будет, например, в случае, когда караульный (вахтенный) по предварительной договоренности допускает на объект посторонних лиц с целью хищения оружия. Здесь потребуется квалификация деяния по совокупности.

Субъект - военнослужащий, входящий в состав караула (вахты).

В ч. 2 в качестве квалифицирующего признака названо наступление тяжких последствий. Тяжесть последствий определяется судом (гибель людей, значительный имущественный вред и т. д. ). Здесь возможна двойная форма вины.

Часть 3 ст. 342 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия. В отличие от ч. 1 и ч. 2 субъективная сторона этого состава преступления характеризуется неосторожной формой вины.

Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

Непосредственный объект данного преступления - порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка входит в число обязанностей военной службы.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, причинившем вред правам и законным интересам граждан.

Под несением службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности следует понимать патрулирование на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств. При этом военнослужащим, так же как и работникам милиции, запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство человека, ограничивающие права и свободы граждан, причинять вред здоровью, применять оружие в случаях, не предусмотренных воинскими уставами и другими нормативными актами. Нарушение указанных правил влечет уголовную ответственность, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан (посягательство на жизнь, здоровье, собственность, другие права и интересы).

Состав преступления - материальный. Преступление окончено с момента причинения вреда.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла.

Часть 2 ст. 343 УК РФ содержит квалифицированный вид данного преступления. Квалифицирующим признаком выступают тяжкие последствия, которые определяются судом по обстоятельствам дела.

Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне

Объект - порядок несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне, регламентированный Уставом внутренней службы и Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил России, приказами и распоряжениями командиров, изданными в их развитие.

Статья 334 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение: уставных правил внутренней службы; уставных правил патрулирования в гарнизоне.

Соответственно, объективная сторона преступления выражается в нарушении указанных правил, если эти деяния повлекли тяжкие последствия.

Суточные наряды внутренней службы назначаются в подразделениях их командирами для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, оружия, боеприпасов, помещений и имущества воинской части, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Патрулирование в каждом гарнизоне организуется приказом начальника гарнизона для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, портах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах,

Нарушение уставных правил может проявиться в самовольном оставлении поста, изменении маршрута патрулирования, в противоправном применении оружия и т. п.

Тяжкие последствия устанавливаются в каждом случае с учетом всех обстоятельств содеянного. Ими могут быть: причинение вреда жизни или здоровью, уничтожение, повреждение имущества и т. п.

Состав преступления - материальный; оконченным он будет считаться с момента наступления тяжких последствий. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Субъект -военнослужащий, входящий в суточный наряд части (кроме караула и вахты) либо в состав патрульного наряда.

3.8 Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества

Объект - порядок сбережения военного имущества. Предмет - оружие, боеприпасы или предметы военной техники: средства передвижения, военная техника, оборудование и находящиеся на них приборы.

Умышленное уничтожение или повреждение иных предметов следует рассматривать как общеуголовное преступление (ст. 167 УК РФ).

Объективная сторона состоит в уничтожении либо повреждении оружия, боеприпасов или предметов военной техники.

Уничтожение - приведение имущества в полную негодность. Повреждение - приведение в негодность, когда свойства имущества могут быть восстановлены.

Способы уничтожения и повреждения могут быть самыми разнообразными: поджог, разрушение, затопление и т. п. Хищение деталей машин (механизмов) с выводом из строя техники следует квалифицировать по совокупности (хищение чужого и повреждение военного имущества).

Состав преступления - материальный. Преступление окончено с момента полного либо частичного приведения в негодность военной техники.

Субъективная сторона преступления - умышленная форма вины в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект - любой военнослужащий. Часть 2 предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие тяжкие последствия. Тяжесть последствий устанавливается судом с учетом всех обстоятельств содеянного.

Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется двойной формой вины: умыслом к уничтожению или повреждению военного имущества и неосторожностью - тяжким последствиям. В соответствии со ст. 27 УК в целом это преступление признается совершенным умышленно.

Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности

Объективная сторона выражается в уничтожении или повреждении оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшем тяжкие последствия.

Все эти признаки аналогичны признакам объективной стороны, изложенным к ст. 346 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности. Виновный предвидел возможность наступления тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение, либо не предвидел такую возможность, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог ее предвидеть.

Субъект - любой военнослужащий.

3.9Утрата военного имущества

Непосредственный объект - установленный порядок сбережения военного имущества.

Предмет преступления - оружие, боеприпасы или предметы военной техники, вверенные виновному для служебного пользования.

Вверенным считается военное имущество, переданное виновному в установленном порядке для служебного пользования.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил сбережения военного имущества, повлекшем их утрату. Правила сбережения военного имущества регламентируются уставами, наставлениями, инструкциями, приказами и другими нормативными актами. Нарушение установленного порядка может привести к тому, что военное имущество, вверенное военнослужащему для служебного пользования, утрачивается.

Под утратой следует понимать выход из владения военнослужащего помимо его воли имущества, вверенного для служебного пользования. При этом оно может быть забыто, утеряно, украдено, уничтожено и т. п. Для решения вопроса об уголовной ответственности необходимо устанавливать, какие именно правила сбережения военного имущества нарушены, в чем проявилось это нарушение и находится ли оно в причинной связи с утратой военного имущества.

Преступление содержит материальный состав; оконченным оно будет считаться с момента утраты военного имущества.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде косвенного умысла. Виновный сознает, что нарушает правила сбережения военного имущества, предвидит возможность его утраты, не желает, но сознательно допускает или безразлично относится к наступлению этих последствий.

При установлении прямого умысла ответственность может наступить за умышленное уничтожение военного имущества или за другое умышленное преступление. В соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ неосторожность исключает уголовную ответственность.

Субъект - военнослужащий, которому военное имущество вверено для служебного пользования.

3.10 Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

Объект - порядок обращения с оружием и другими предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Предмет преступления - оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих.

К иным веществам и предметам, представляющим повышенную опасность для окружающих, относятся, например, легковоспламеняющиеся вещества, пиротехнические изделия, химические и отравляющие вещества, взрывоопасные газы и пары и т. п.

Объективная сторона преступления складывается из нарушения правил обращения с перечисленными в законе предметами, если это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия.

Бланкетный характер анализируемой нормы требует обязательного обращения к нормативным актам, определяющим правила обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Эти положения содержатся в воинских уставах, наставлениях, инструкциях, приказах. Для решения вопроса об уголовной ответственности необходимо каждый раз обращаться к этим нормативным актам и устанавливать, какие правила нарушены, в чем это проявилось.

Преступление содержит материальный состав, окончено с момента причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожения военной техники либо наступления иных тяжких последствий. Иными тяжкими последствиями следует считать причинение имущественного вреда гражданскому населению,экологический вред и т. п.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности. Виновный, нарушая правила обращения с предметами, перечисленными в законе, предвидел возможность причинения указанных в диспозиции данной статьи последствий, но самонадеянно рассчитывал на их предотвращение, либо не предвидел наступление этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть данные последствия.

Субъект - военнослужащий, нарушивший указанные правила.

Части 2 и 3 ст. 349 УК РФ предусматривают повышенную ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо гибель двух или более лиц.

Нарушение правил вождения или эксплуатации машив

Объект - установленный порядок эксплуатации машин, дополнительный объект - жизнь и здоровье людей.

Объективная сторона преступления состоит из 3 обязатель-. ных признаков: 1) нарушение правил вождения или эксплуатации самоходных машин, 2) причинение вреда здоровью или жизни человека, 3) причинная связь между допущенными нарушениями и наступившим вредом.

Считается, что понятие "нарушение правил вождения и эксплуатации" в рассматриваемом составе равнозначно такому же понятию в составе ст. 264 УК. Специфика заключается лишь в видах самоходных машин.

Боевая машина - это самоходная машина, специально предназначенная для поражения живой цели или военной техники противника (танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры и т. п. ). Специальная машина - самоходная машина, оснащенная специальным оборудованием и предназначенная для обеспечения иных задач военной службы: строительных, инженерных, ремонтных, медицинских и др. (передвижные командные пункты, радиостанции, строительная техника и т. п.).

Транспортная машина - самоходная машина, предназначенная для транспортировки личного состава, вооружения и другого военного имущества.

В качестве последствий в ст. 350 УК названы тяжкий или средней тяжести вред здоровью (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Состав - материальный. Преступление окончено с момента наступления указанных последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности. Психологическое содержание вины то же, что и в составе ст. 349 УК.

Субъект - военнослужащий, управляющий машиной либо отвечающий за эксплуатацию машин.

.11 Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Объект - порядок эксплуатации военных летательных аппаратов: самолетов, вертолетов, дирижаблей и т. п., дополнительный объект - жизнь и здоровье людей.

Объективная сторона преступления состоит из 3 обязательных признаков: 1) нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, 2) последствия в виде смерти человека или иных тяжких последствий, 3) причинная связь между указанными нарушениями и наступившими последствиями.

Правила эксплуатации военных летательных аппаратов регламентируются Воздушным кодексом России, Наставлениями по производству полетов авиации Вооруженных Сил, Наставлениями по инженерно-авиационной службе, по штурманской службе и др.

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо выяснить, какие правила нарушены, в чем проявилось нарушение, состоит ли оно в причинной связи с наступившими последствиями.

Состав - материальный, преступление считается оконченным с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий. Под иными тяжкими последствиями следует понимать разрушение или утрату летательного аппарата, разрушение или повреждение зданий, сооружений, вред здоровью значительного числа людей и т. п.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности. Психологическое содержание вины аналогично, что и в составе ст. 349 УК.

Субъект - военнослужащий, в обязанности которого входило руководство полетом, его выполнение или подготовка.

.12 Нарушение правил кораблевождения

Объект - порядок эксплуатации военных кораблей: бовых (надводных и подводных) и вспомогательных. Объективная сторона преступления складывается из 3 признаков: 1) нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, 2) последствия в виде смерти человека или иных тяжких последствий, 3) причинная связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.

Правила вождения и эксплуатации военных кораблей регламентируются Корабельным уставом Военно-Морского Флота, другими наставлениями, инструкциями и приказами. Поскольку норма бланкетная, следует устанавливать, какие правила были нарушены, в чем конкретно это проявилось, имеется ли причинная связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.

Состав - материальный. Окончено преступление с момента наступления смерти хотя бы одного человека либо наступления иных тяжких последствий. Под иными тяжкими последствиями следует понимать кораблекрушение, повреждение морских, портовых сооружений, вред здоровью значительного числа людей и т. п.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Ее психологическое содержание аналогично, что и в составе ст. 349 УК.

Субъект - командир корабля и иные военнослужащие, в обязанности которых входило соблюдение правил вождения и эксплуатации военного корабля.


Непосредственным объектом выступает установленный Корабельным уставом Военно-морского Флота России порядок воинских отношений в случае катастроф и аварий.

Преступление представляет собой двухсубъектный состав: оставление погибающего корабля командиром и оставление погибающего корабля членом экипажа. Поэтому имеет смысл рассмотреть элементы состава раздельно к каждому субъекту. Объективная сторона выражается в оставлении погибающего корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности.

В Корабельном уставе Военно-морского Флота предусмотрены служебные обязанности командира и личного состава в случае катастроф и аварий. Прежде всего должны приниматься все меры по спасению корабля. Убедившись, что спасти корабль невозможно, командир должен принять меры к его организованному оставлению, Командир покидает корабль последним. Не исполнив до конца (полностью или частично) перечисленные служебные обязанности и оставив корабль, командир совершает преступление, предусмотренное ст. 345 УК.

Состав преступления формальный. Оконченным он считается с момента оставления командиром погибающего корабля при установлении, что он полностью или частично не выполнил свои служебные обязанности.

Необходимым условием привлечения командира к уголовной ответственности является решение вопроса, имел ли он возможность выполнить свои служебные обязанности.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что, покидая погибающий военный корабль, он не выполнил до конца свой служебные обязанности, и желает покинуть корабль. Мотивы и цели на квалификацию не влияют, но могут быть учтены при назначении наказания. Установление неосторожной формы вины исключает уголовную ответственность за данное преступление. Объективная сторона преступления, совершенного членами экипажа, выражается в оставлении ими погибающего корабля без надлежащего на то разрешения командира.

Корабельный устав Военно-морского Флота устанавливает, что первыми с корабля эвакуируются больные, женщины и дети, затем - военнослужащие, не используемые в борьбе с аварией. Порядок эвакуации людей определяется командиром с учетом возникшей обстановки. Оставление погибающего корабля без специального разрешения командира влечет уголовную ответственность.

Состав преступления также формальный. Преступление будет оконченным с момента оставления погибающего военного корабля. Субъективная сторона - прямой умысел. Виновный сознает, что при отсутствии надлежащего распоряжения командира оставляет погибающий корабль, и желает этого. Неосторожная форма вины исключает уголовную ответственность. Мотивы и цели могут быть учтены при избрании меры наказания.

Субъект - военнослужащий из состава команды корабля.

Заключение

Преступления против военной службы - по уголовному праву РФ - один из видов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, против установленного порядка прохождения военной службы, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а так же гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

В соответствии со статьями Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против военной службы, уголовную ответственность <#"justify">Законодателем выделено 5 видов преступлений.

. Нарушение установленных правил, касающихся взаимоотношений между военнослужащими при наличии признаков подчиненности (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы; насильственные действия в отношении начальника), нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии таких признаков либо вне связи с их наличием (оскорбление военнослужащего).

. Нарушение установленных правил, связанных с уклонением от исполнения обязанностей военной службы: самовольное оставление части или места службы, дезертирство, уклонение от исполнения обязанностей путем симуляции болезни или иными способами.

. Нарушение правил несения специальных видов военной службы: боевого дежурства, пограничной, караульной (вахтенной) службы; в составе войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

. Нарушение правил обращения с военным имуществом: умышленное либо неосторожное уничтожение или повреждение имущества, его утрата.

. Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности: с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; с боевой, специальной или транспортной машиной; с военными летательными аппаратами; с военными кораблями.

Список используемых источников

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования. Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.

2.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954, "Российской газете" от 18 (ст.ст. 1 - 96), 19 (ст.ст. 97 - 200), 20 (ст.ст. 201 - 265), 25 (ст.ст. 266 - 360) июня 1996 г.

.Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации". Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2955, "Российской газете" от 18 июня 1996 г.

.Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г.) "О воинской обязанности и военной службе". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" N 63-64, 02.04.1998.

.Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.) "О статусе военнослужащих". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете", N 104, 02 июня 1998 г.

.Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (в ред. от 14.01.2013) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации") Текст опубликован в в Собрании законодательства Российской Федерации, 19 ноября 2007 г., N 47 (1 ч.), ст. 5749.

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 1992 г. N 14 "О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц" (в ред. от 21 декабря 1993 г.)

.Обзор судебной практики ВК Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц"

.Обзор судебной практики ВК Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц"

Литература

11.Гаухман Л.Д. Уголовное право. Особенная и общая части. Учебник.//М., Юриспруденция. 1999.

12.Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Общая часть. Учебник//М., БЕК 1996.

13.Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.М.: Юрид.лит. 2001

14.Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / под ред. Наумова А.В. М.: Норма-М., 1997.

.Севостьянов А.М. Уголовное право. Общая часть. У92 с.

..Электронный журнал «Закон и право», №3, 02.03.2006.

Похожие работы на - Воинские преступления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!