Тема: Тема любви в творчестве "громких" поэтов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    17,93 Кб
Тема любви в творчестве "громких" поэтов
Тема любви в творчестве "громких" поэтов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!













Курсовая работа

Тема любви в творчестве «громких» поэтов

Введение

рождественский любовь поэтический вознесенский

Тема исследования: «Тема любви в творчестве «громких поэтов».

Предмет исследования: творчество «громких поэтов».

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в интерес к любовной лирике не угаснет никогда. Особенно эта лирика злободневна сегодня, в XXI веке.

Основная цель курсовой работы состоит в отборе и анализе произведений поэтов-шестидесятников, среди которых автор данной работы выделила Р.И. Рождественского и А.А. Вознесенского. Кроме того, автор хотела сопоставить их произведения между собой и сравнить с творчеством других поэтов. Помимо прочего целью автора было найти новаторские черты в поэме А.А. Вознесенского «Оза».

Поставленная цель предполагает решение комплекса конкретных задач: изучить поэтическую ситуацию 60-70 гг. XX в., выявить закономерности в произведениях Р.И. Рождественского и А.А. Вознесенского, рассмотреть композицию, поэтический язык и тематику поэмы А.А. Вознесенского «Оза».

Методами исследования в курсовой работе являются историко-типологический метод и индукция (переход от частного к общему).

Материалом исследования являются сборники стихотворений Р.И. Рождественского и А.А. Вознесенского; СМИ, среди которых журналы; литературные энциклопедии и словари; научные статьи из сети Интернет; учебники по литературе указанного периода.


1. Особенности поэтической ситуации 1960¾1970-х гг.

Период 1960-1970-х гг. назван исследователями поэтическим бумом. В это время чрезвычайно обостряется общественный интерес к лирике; небывалый за последние десятилетия подъем переживает и сама поэзия. Изголодавшаяся по дискуссиям интеллигенция с восторгом подхватывает возможность высказаться, а поэтическая форма представляет для этого наиболее яркие способы воплощения. Лирика становится столь необходимой и желанной для общества, что появляющиеся в печати сборники стихотворений едва успевают дойти до прилавков магазинов. Поэтические вечера, которые проводятся при Политехническом музее, а иногда даже на спортивных стадионах, собирают огромное количество любителей поэзии.

В литературу приходит новое поколение поэтов, условно группирующиеся в две основные линии: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. К первому направлению принадлежат Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. Второе представлено именами Николая Рубцова, Анатолия Жигулина, Владимира Соколова и других авторов.

Для эстрадной поэзии в целом характерны плакатная размашистость стиля, идущая от традиций В.В. Маяковского, обилие неологизмов, многочисленные поиски в области новых рифм. Публицистическая в стилистическом отношении «громкая» лирика полемична, заострена по отношению к современным проблемам, злободневным общественным нуждам. Ее отличает стремление воплотить в стихе образ молодого современника, человека прогрессивных взглядов, активного строителя новой жизни. Приверженцев «громкой» лирики объединяет потребность быть во всем впереди, что находит выражение в стихотворной форме их произведений: обилии метафор, использовании неологизмов, наличии риторических вопросов и восклицаний, обращений и других элементов разговорного синтаксиса.

Новаторство любовной лирики «оттепели» состоит в том, что стихи Р.И. Рождественского, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулиной о любви выводили из кризиса советскую интимную лирику этого периода. В своих стихах они передают «дневники» чувств, в которых проступает такая значимая черта, как автобиографизм.

Таким образом, в 60-70 гг. прошлого века возрос интерес общества к поэзии: люди моментально скупали сборники стихов, посещали поэтические вечера. Авторов стихов указанного периода принято условно делить на два типа: «громкие» и «тихие». Первые выступали, как правило, в Политехническом музее. В СССР было запрещено открыто писать про любовь, поэтому большинство поэтов не могли опубликовать свои произведения на данную тему. Особенностью творчества «громких» лириков является то, что они выводили из кризиса советскую интимную лирику данного периода.

2. Тема любви в творчестве Роберта Рождественского

Роберт Иванович Рождественский родился в алтайском селе Косиха в 1932 году, в семье кадрового военного. Отец его - Станислав Никодимович Петкевич - потомок ссыльных поляков, работал в НКВД. Мальчик запомнил об отце немного - в 1937 году родители разошлись. Помнит только, что отец ругал свою работу, потом сильно запил. После развода он сумел-таки уйти из органов, в 1939 году воевал с финнами, в 1941-м добровольцем ушел на фронт и там вскоре погиб.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера.

Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви, начиная со знаменитого «Я уехал от весны» (1956), наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта - всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

«Все начинается с любви» − программное стихотворение поэта. Так назван один из его лучших сборников, вышедший в 1977 году.

Тему любви Рождественский разрабатывает в русле находок В.В. Маяковского. Для Маяковского любовь связана с определением жизненной позиции. Особенно наглядно слияние темы общего и личного прослеживается в стихах о любви: «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть» в любви - так говорит о своем чувстве поэт. Бескорыстие, самоотверженность, творческая окрыленность - вот составляющие любви по Маяковскому. Поэма Р. Рождественского «Моя любовь», во многом подражательная, уже в начале творческого пути Рождественского подкупала искренностью чувств, бескомпромиссностью позиции героя, его желанием увести любимую из душного мещанского мира в большую, трудную, но прекрасную жизнь. Так непримиримо относился поэт и в дальнейшем к любви - не признавая «рабской» любви, он во многих стихотворениях прославляет красоту чувств своего лирического героя - бескомпромиссного, искреннего и творческого человека: «Оттуда», «Стихи о тебе», «Отдать тебе любовь?», «Слышишь?!», «Будь, пожалуйста, послабее» и др. Любимая требует:

Будь

моим!

Моим - и всё!

А для других-

замри!

… Замри для совести.

Для смелости замри.

Даже во имя любви поэт неспособен отказаться от своих идеалов, от своего жизненного призвания.

А.В. Мальгин в очерке творчества Роберта Рождественского тоже проводит параллель между Маяковским и Рождественским: «Он воспевает, подобно Маяковскому, «громаду-любовь» и «громаду-ненависть». Героини его стихов готовы вброд перейти море, чтобы добраться до возлюбленного, а возлюбленные сворачивают горы, направляясь к любимым. Характерно стихотворение «Чудо»:

Так полыхнуло -

сплеча,

сполна -

над ледяным прудом!..

(Два человека -

он и она -

были виновны в том…)

В доме напротив полночный лифт

взвился до чердака.

Свет был таким,

что мельчайший шрифт

читался наверняка…

Много еще всяких чудес произошло в ту ночь, когда «полыхнуло»: сквозь землю пробилась трава, звери в лесу решили, что наступила весна, набухли реки, с юга вернулись грачи, даже на лентах сейсмографов остался свой след.

Не можем не согласиться с А.В. Мальгиным в том, что у Рождественского любовь достигает громадных размеров. В стихотворении «Звучи, любовь!» поэт говорит:

Горы и моря пройду я для тебя,

Радугу в степи зажгу я для тебя,

Тайну синих звезд открою для тебя…

Сила чувства героя настолько сильна, что для своей возлюбленной он готов совершить поступки, не подвластные обычному человеку. Любовь дает ему силы для того, чтобы преодолеть жизненные испытания, чтобы исполнить то, о чем его просит возлюбленная.

Интересно отметить, что у Рождественского любовь часто ассоциируется с весной. В стихотворении «Все начинается с любви» есть строки:

Весна шепнет тебе:

«Живи…»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Весна у поэта означает начало жизни, а значит, и любви. Зимой же, напротив, лучше не начинать отношений. Эту мысль поэт выразил в стихотворении «Зимняя любовь»:

Слишком холодно на дворе,

Зря любовь пришла в декабре.

У любви зимой - короткий век.

В последней строфе автор противопоставляет весну и зиму:

Клятвы зимние холодны,

Долго буду я ждать весны…

Подтверждение этой мысли находим в труде Е.П. Каргаполова «Все начинается с любви», или Штрихи к философской концепции любви поэта Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО». Исследователь пишет, что основанием любви выступает весна. Весна вдыхает в природу жизнь, весной природа расцветает и оживает. Но, кроме весенней любви, Р.И. Рождественский говорит и о зимней любви. Но эта любовь окрашивается в иные, холодные тона и краски.

Таким образом, расцвет любви, согласно философской концепции любви поэта, связан с определенными циклами времени. Время либо подталкивает любовь, либо обдает ее холодом.

Летом, осенью, зимой земля еще не готова принять в себя семя любви. Нужен еще какой-то внешний толчок. Этим толчком является весна.

Вообще в творчестве Р.И. Рождественского символика весны связана с символикой любви. Куда от весны не прячешься, она обязательно настигнет. Куда не прячутся от любви, но приходит время, и она настигает лирического героя. И любовь приходит весной.

В стихотворении «Я уехал от весны» говорится о лирическом герое, который уехал от весны, а вместе с тем от своей любви. Он бежит «в первый раз», от звонков подруг, от «горячих слез» любимой. Он хотел проверить чувства, проверить крепость отношений с любимой. Весна и любовь идут по стопам лирического героя. Они настигают его там, где он их не ждал. Убегай, не убегай, а любовь все равно тебя настигнет, где угодно, в самолете, в тундре…на краю земли… Кто бы ты ни был, каким бы ты ни был сильным и волевым. Весна догоняет лирического героя, а вместе с ней, рядом и сама любовь.

Но бывает, что любовь приходит и зимой. Зимняя любовь скоротечна, зимние клятвы холодны. Лирический герой в отчаянии: «Зря любовь пришла в декабре». И он живет ожиданием весны, когда весна просыпается и рождает невероятное число многообразий жизни природы.

У любви зимой нет перспективы. Любовь - это расцвет чувств, преображение души и работа ума.

Р.И. Рождественский в стихотворении «Чудо» осмысливает любовь как огонь, свет и тепло. Все эти три понятия связаны, ибо свет есть атрибут огня. Поэт пишет: «Так полыхнуло - / сплеча, сполна - / над ледяным прудом!. / (Два человека - он и она - / были виновны в том…)». Любовь зажигается тогда, когда соединяются два предмета любви (Он и Она) в один единый, называемый взаимной любовью.

Одной из важнейших характеристик любви для Р.И. Рождественского выступает совместимость, совпадение других. Поэт эту характеристику любви раскрывает в стихотворениях «Мы совпали с тобой…», «Вновь нахлынул…». Слово «Я люблю тебя» совпадает с соответствующим движением губ. Но и движения губ, и в результате высказанное слово есть выражение совпадения ума и сердца. Главное совпадение между душой и сердцем.

В стихотворении «Старые слова» Р.И. Рождественский пишет, что три слова «Я любви тебя» соединяют двоих в одно, определяют для них одну судьбу, одну дорогу жизни, одну мечту.

В любовной лирике раннего поэтического творчества Р.И. Рождественского можно заметить определенную эволюцию нравственно-эстетических взглядов, которые тесно взаимосвязаны с его жизненным и духовным возмужанием и которые своеобразно отразились в сборниках стихов поэта. В любовных стихах отразились самые разные убеждения поэта: восприятие новизны любовных чувств («Письмо домой», «Любовь», «Двое») и осознание любви как дара судьбы («Радар сердца», «Я и мы», «Все начинается с любви»), попытка понять свою любимую и уяснить, что значит она для него («Оттуда», «Матрешка», «Богини») и испытание любви как сокровенного чувства («Слова», «Без тебя», «Я уехал от весны»), осознание того, что самое простое и главное в жизни - любовь («Ты мне сказала», «Твой голос», «Не ночь, а просто сорок минут сумерек»).

Любовь для поэта - это самое сильное чувство, сравнимое лишь со светом, с жизнью. Она вызывает различные эмоции («будоражит», «удивляет», «дразнит», «восхищает»). За прекрасное и непонятное чувство лирический герой обязан своей любимой, она становится для него «богиней».

Любовь становится чем-то всеобъемлющим, овладевает душевным состоянием, делает жизнь эмоционально насыщенной, неповторимой.

В любовной лирике Р.И. Рождественского первой половины 1960-х годов происходит переоценка любовных отношений, появляются драматические нотки, нарастает психологическое напряжение. Так, в стихотворении «Не ночь, просто сорок минут сумерек» звучит тревожное смятение, беспокойство за чистое, цельное чувство, возникшее в начале любви, «у костра счастливого года». Хотя бы изредка нужно возвращаться к тому «костру», чтобы угли холодные «вдруг покраснели от счастья», чтоб: «тайные мысли / проверить. / И сердцу / поверить».

3. Тема любви в творчестве Андрея Вознесенского

Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве 12 мая 1933 года. Окончил среднюю школу, потом архитектурный институт; одновременно учился живописи у Бехтеева и Дейнеки. И со школьной скамьи не давало покоя юному Вознесенскому еще одно увлечение - поэзия.

Тема любви в контексте особого отношения к женщине

Тема любви в творчестве Андрея Вознесенского пересекается с темой особого отношения к женщине. Женщину необходимо уважать, превозносить, боготворить. Эту мысль поэт утверждает в своем творчестве. В стихотворении «Бьют женщину» есть строки:

Но чист ее высокий свет,

отважный и божественный.

Религий - нет,

знамений - нет.

Есть

Женщина!..

Поэт отстраняет женщину от всей грязи и пошлости, от мещанства и быта, от жестокости и садизма, видя в ней воплощение чистоты и бескорыстия.

Тема женственности вообще широко представлена в поэзии Вознесенского: «Свадьба», «Осень», «Сидишь беременная, бледная…», «Бьют женщину», «Противостояние очей», «Елена Сергеевна», «Песня Офелии», «Бьет женщина», «Монолог Мерлин Монро», «Лед-69», «Авось!» и т.д., причем раскрывается она чаще всего драматически.

Вознесенский не говорит в стихах о том, как надо относиться к женщине, как надо любить и уважать ее, он показывает, как страдает женщина, раскрывает глубину ее страдания и высоту духа, и в этом заключен гуманистический протест против унижения ее человеческого и женского достоинства.

Не можем не согласиться с исследователем А.А. Михайловым в том, что поэт показывает высоту духа женщины. В поэме «Авось!» главная героиня Конча Аргуэльо, узнав о смерти мужа, приняла решение стать монахиней. Она действительно любила Резанова и не представляла жизни без этого человека.

У Вознесенского есть два стихотворения, названия которых созвучны: «Бьют женщину» и «Бьет женщина». Во втором произведении поэт выражает следующую мысль: женщина имеет право отстаивать свои честь и чувство собственного достоинства. Четвертая и пятая строфы состоят преимущественно из восклицательных предложений, в начале третьей строфы поэт использует три предложения, которые начинаются с глагола «бей»: «Бей, женщина! Бей, милая! Бей, мстящая!» Форма повелительного глагола говорит о том, что поэт призывает женщину становиться защитницей чувства собственного достоинства. Автор показывает, насколько тяжела женская доля:

А можно ли в капронах ждать в морозы?

Самой восьмого покупать мимозы -

можно?!

Порой женщина чувствует одиночество:

Мужчины, рыцари, куда ж девались вы?!

Так хочется к кому-то прислониться -

увы…

Вознесенский говорит, что без женщины жизнь на Земле невозможна:

Виновные, валитесь на колени,

колонны, люди, ленные аллеи,

вы без нее давно бы околели!

Идея стихотворения «Монолог Мерлин Монро» тождественна идее произведения «Бьют женщину». «Монолог Мерлин Монро» был написан поэтом на следующий год после смерти актрисы Мерлин Монро, покончившей жизнь самоубийством. Он пытается понять причину ее поступка и на протяжении всего стихотворения повторяет наречие «невыносимо»:

невыносимо самоубийство,

но жить гораздо

невыносимей!

Автор показывает, с какими трудностями пришлось столкнуться его героине. Во-первых, она не может нормально строить личную жизнь, поскольку быть на виду у всех - «невыносимо». Во-вторых, у нее нет простых человеческих радостей: все свободное время у нее отнимают съемки, и поехать на природу отдохнуть для нее не представляется возможным, а «без рощ осиновых» «невыносимо».

В финальных строках поэт словно говорит за свою героиню, дает ответ на вопрос, почему она покончила с собой:

Я баба слабая. Я разве слажу?

Уж лучше - сразу!

Любовная лирика поэта неизменно оказывается шире и глубже прямого своего назначения. И происходит это потому, что энергия и непримиримость отрицания всегда у Андрея Вознесенского неразделимы с энергией и страстностью утверждения.

Обращение поэта к сложному и прекрасному «чуду любви» неразрывно связано для него с благоговейным удивлением перед неповторимостью человеческой личности, ее великими внутренними возможностями, ее творческими силами.

Анализ поэмы «Оза»

Наиболее ярко тема любви получила свое развитие в поэме «Оза».

Героиня поэмы «Оза» работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и «величья бытия». Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы - реакционны». Поэма «Оза» подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир.

Зоя Богуславская, которой Андрей Вознесенский посвятил поэму, рассказывает, что в «Озе» могла быть еще одна глава. Эта глава не появилась на свет, потому что Зоя заставила Андрея вернуться из Ялты в Москву, чтобы выступить в Большом зале консерватории. Поэт отправил ей телеграмму: «Не могу приехать, цветет миндаль». Богуславская удивилась и ответила, что если он не явится в консерваторию, то она его знать не желает. Спустя много лет на Зоино очередное «Ты же не можешь людей подвести!» Андрей раздраженно заметил, что из-за того, что он тогда сорвался и приехал, «Оза» в композиционном плане получилась не такой, как он хотел.

Из текста поэмы абсолютно ясно, что между Вознесенским и Богуславской нет никаких близких отношений. Зоя узнала, что стала прототипом «Озы», находясь в Ялте, а Андрей читал ее в Москве. Слухи и сплетни о том, что поэт нашел себе новую музу дошли до ее мужа. Супруг Зои Борис сказал, что отпускает ее к Вознесенскому на год. Если она захочет, то вернется через этот период времени. Богуславская высоко оценила его благородство, но предпочла остаться с поэтом. Они прожили вместе сорок пять лет. Поначалу многих удивляло, что поэт женился на «какой-то Зое», но потом все свыклись с этой новостью.

Вознесенский высоко ценил женскую красоту, и у него было женщин в физическом плане. Он искал вдохновения, новых муз. Однако главной музой для него всегда была его жена, умевшая ценить его верность. «Я всегда буду верен тебе, и ревновать ты меня можешь только к стихам», - такую фразу однажды Богуславская услышала от своего супруга.

Композиционно поэма состоит из четырнадцати глав, которым предшествует пролог. Произведение предваряется эпиграфом «Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы». Он свидетельствует о том, что автор не хотел издавать «Озу». Так, в эпиграфе есть причастие «найденная», которое показывает, что поэт забыл об этом произведении и для него важно было именно написать ее, а не напечатать. Пролог в свою очередь состоит из семи строф (каждая представляет собой четверостишие), в конце отдельной строкой автор говорит «Аве, Оза…». Проанализируем пролог.

Предложение «Аве, Оза» с разными знаками препинания в конце повторяется в нем семь раз: четыре раза поэт употребляет многоточие, два - точку и один - восклицательный знак. Кроме того, в первой строфе поэт пишет местоимение «Тебя» с большой буквы. Помимо этого он говорит «слушаю дыхание Твое». Таким образом он показывает, что возлюбленная, которой он посвящает свое произведение, для него святая. Вторая строфа состоит из двух предложений, первое из которых вопросительное, второе - повествовательное. В первом автор сравнивает зарождение чувства со вступлением в озеро:

Оробело, как вступают в озеро,

разве знал я, циник и паяц,

что любовь - великая боязнь?

Следующая строфа включает в себя четыре предложения. В первом автор выражает волнение по поводу того, что его возлюбленная сейчас одна. Во втором он повторяет наречие «страшно» в сравнительной степени: «Но страшнее - если кто-то возле». Таким образом поэт показывает свое переживание о возлюбленной. «Черт тебя сподобил красотой!» - в этом предложении видно, что автор восхищен красотой своей музы.

В первом предложении четвертого четверостишия Вознесенский ставит в один синонимический ряд слова «микробы», «люди» и «паровозы»:

Вы, микробы, люди, паровозы,

умоляю - бережнее с нею.

Так поэт противопоставляет всем остальным Озу.

Далее он употребляет неполное предложение «Дай тебе не ведать потрясений», в котором пропущен элемент «Бог». Таким образом поэт снова утвержает идею о святости своей музы.

Предложения, из которых состоят оставшиеся три строфы пролога, внешне не выражают эмоций: в конце в них нет восклицательных знаков или многоточий. Однако по глубине содержания они очень сильны.

У магнита я - печальный полюс,

ты же - светлый. Пусть тебе светло.

В первом предложении поэт создает художественный образ магнита с разными полюсами: «печальным» и «светлым». В данном случае интересно употребление приема антитеза: обычно в его основе лежат антонимы, здесь же мы наблюдаем обыкновенные прилагательные. Повтор однокоренных слов («светлый» и «светло») еще раз показывает восторженное отношение автора к своей любимой.

В предложении «Я тебя не огорчу собою» Вознесенский намеренно использует непрямой порядок слов: ставит дополнение «тебя» после подлежащего «я». Так поэт иллюстрирует свою невероятную любовь к Озе.

Далее автор употребляет анафору:

Даже смертью не обеспокою.

даже жизнью не отягощу.

В данном единоначатии поэт показывает, что он не хочет обременять свою возлюбленную никоим образом.

В последней строфе пролога есть оксюморон «Мимолетное непрекратимо». Вспоминаются слова Фауста из одноименного произведения И.В. Гете: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

Благодарю, что приходила.

Во втором предложении содержится противопоставление по отношению к первому: «не укоряю», а «благодарю».

Перейдем к анализу идейно-тематического комплекса поэмы.

Обратимся к тематике произведения. Помимо главной темы любви Вознесенский затрагивает другие темы: тему поэта и поэзии; науки; добра и зла; философскую. Первая представлена строками:

Ужели и любовь не модна, как камин?

Аминь?

Но почему ж тогда, заполнив Лужники,

мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?

И радостно и робко в нас души расцветают…

В этих строках поэт говорит, что поэзия необходима людям. Интересно сравнение стихов с «травами от цинги». Оно показывает, что лирика имеет исцеляющее значение, помогает людям вылечиться от недугов.

Далее в тексте произведения автор пишет:

Роботы,

роботы,

роботы

речь мою прерывают.

Под «роботами» поэт понимает представителей власти, которые следят за каждым его шагом и не дают спокойно творить.

Рассмотрим, как раскрывается тема науки в произведении. Вознесенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме «Оза» спор о проблеме человека и прогресса:

Все прогрессы ¾

реакционны,

если рушится человек.

Третья второстепенная тема, добра и зла, находит свое отражение в афоризме:

Не купить нас холодной игрушкой,

механическим соловейчиком!

В жизни главное - человечность.

Философская тема раскрывается в VI главе. В ней лирический герой разговаривает с черным вороном. Интересно использование цвета: черный в данном случае символизирует равнодушие, нежелание радоваться жизни и пессимизм. Лирический герой, который в данном случае равен автору, пытается показать ворону разные положительные стороны жизни. Во-первых, это радость быть человеком:

Мне жаль вас, птица,

человеком вам родиться б,

Во-вторых, трудиться:

счастье высшее трудиться,

полпланеты раскроя…

Вознесенский показывает, что человек может стать счастливым, если реализуется в профессии и будет заниматься любимым делом:

Будешь ты, - великий ментор,

бог машин, экспериментов,

будешь бронзой монументов

знаменит во все края..

Кроме того, автор говорит, что человек может даже устроить революцию, чтобы жизнь стала лучше: «Уничтожив олигархов, <…> демократией заменишь короля и холуя…»

Наконец лирический герой пытается сказать ворону, что гармонии в мире можно достичь вместе с любимым человеком:

утром пальчики девичьи

будут класть на губы вишни,

Однако на все его реплики ворон отвечает лишь одну фразу: «А на фига?» В конце диалога он говорит: «Жизнь была - а на фига?!» Повтор наречия «на фига» иллюстрирует невежество и безразличие ворона. Между прочим, вышеназванный образ ворона является аллегорией. В этом образе поэт передал человеческие недостатки.

Итак, в VI главе «Озы» философская тема раскрывается следующим образом. Автор показывает, что прелесть жизни заключается в том, чтобы получать от нее удовольствие.

Таким образом, в поэме «Оза» показана муза, прототипом которой явилась Богуславская. Обращаясь к нескольким темам (науки, теме поэта и поэзии, добра и зла, философской), поэт выделяет одну - любви. Это мы видим в заглавии произведения.

Итак, тема любви в творчестве Вознесенского имеет следующие особенности. Во-первых, он высоко ценит женщину и передает это отношение в стихотворениях «Бьют женщину», «Бьет женщина», «Монолог Мерлин Монро» и др. Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме «Оза». Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме «Оза».

Заключение

Любовная лирика была актуальна всегда. В СССР в 60-70 гг. прошлого века к ней возник особый интерес. Это связано прежде всего с тем, что появились поэты-шестидесятники. Автор данной работы именует их «громкими поэтами». Среди них она выделяет Р.И. Рождественского и А.А. Вознесенского.

В их поэзии можно выявить общие черты. Во-первых, это композиция произведений. Построение их текстов похоже на построение стихотворений В.В. Маяковского, который писал так называемой «лесенкой», идущей еще от У. Уитмена. Во-вторых, и Р.И. Рождественский и А.А. Вознесенский высоко ценили женщину, каждый по-своему демонстрировал это в своем творчестве. Если первый говорит «Будь, пожалуйста, послабее…», то второй спрашивает «Страшно - как сейчас тебе одной?».

Рассматривая любовную лирику Р.И. Рождественского, автор приходит к выводу, что для него большую роль играет время года. Так, зимой чувства гаснут. Это видно в его стихотворении «Зимняя любовь»:

У любви зимой - короткий век.

Тихо падает на землю снег.

Весна же для него, напротив, связана с обновлением чувств, а значит, отношений с возлюбленной. В произведении «Я уехал от весны» находит отражение эта мысль.

Далее автор рассматривает поэму «Оза». В ней она выделяет следующие новаторские черты. Во-первых, А.А. Вознесенский первый среди шестидесятников показал, что женщина для него святая. Он постоянно повторяет в прологе «Аве», говорит: «слушаю дыхание Твое». Во-вторых, в относительно небольшой поэме (четырнадцать глав) автор рассматривает разную тематику. Поэт затрагивает темы поэта и поэзии, науки, добра и зла (вечная тема), философскую, но особенно выделяет тему любви. Это становится очевидным из названия произведения.

Таким образом, в интимной лирике Р.И. Рождественского и А.А. Вознесенского есть общее и различное. Тем не менее эти авторы сходны в одном: любовь - прекрасное чувство, без которого нельзя прожить.

Библиография

1.Агеносов В.В. История русской литературы XX века: в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 418-420 с.

2.Максимова Л. «Светлый полюс магнита» // Журнал Story №4 (68) - М., 2014. - С. 105.

.Мальгин А.В. Роберт Рождественский Очерк творчества. - М.: Художественная литература, 1990. - 124-125 с.

.Михайлов А.А. Андрей Вознесенский. Этюды. - М.: Худож. лит., 1979. - С. 4.

.Каргаполов Е.П. «Все начинается с любви», или Штрихи к философской концепции любви поэта Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО - Ханты-Мансийск: Ханты-Мансийская Государственная Академия, 2013. - 94 с.

.Киреева А., Рождественская К. Мгновения, мгновения, мгновения… - М.: Эксмо, 2007. - 209 с.

.Прищепа В.П., Сипкина Н.Я. Орфей великой эпохи Поэтическое творчество Р.И. Рождественского: 1940-е - первая половина 1960-х годов: монография. - Иркутск: Издательство «Принт Лайн», 2011. - 73-75 с.

.Серафимова В.Д. Русская литература XX в. (вторая половина): Учебные материалы: 10-11 кл.: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 2. - С. 153.

.Сидоров Е. Предисловие Служба поэтического слова (О творчестве Роберта Рождественского) З. Кондратьева (редактор) Рождественский Р.И. Избранные произведения. В 2-х т. Т. I. Стихотворения; Поэмы (1951-1966). - М.: Худож. лит., 1979. - С. 10.

.Скорино Л. Послесловие к книге Андрея Вознесенского «Ахиллесово сердце» http://www.ruthenia.ru/60s/voznes/ahilles/skorino.htm

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!