Разработка и проектирование водного маршрута

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,47 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка и проектирование водного маршрута















ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Разработка и проектирование водного маршрута

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БАССЕЙНА РЕКИ ИЖ

.1 Климато-биолого-географическое положение бассейна реки Иж

.2 Рекреационные ресурсы реки Иж

.3 Организация водных походов на катамаране

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Задачи и методы исследования

.2 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Анализ возможностей реки Иж для развития маршрутов водного туризма

.2 Водный маршрут по реке Иж

.3 Организация водного маршрута по реке Иж

ВЫВОДЫ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В Республике Татарстан существуют отличные условия для рекреации и развития различных видов туризма: культурно-познавательного, природного, экологического, спортивного, водного, сельского.

Органы местного самоуправления муниципальных образований республики должны рассматривать туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития территорий, привлекательной сферы занятости населения.

Вследствие территориальной неравномерности в развитии транспортно-дорожной, информационно-коммуникационной, социально-культурной инфраструктур, определяющих географию размещения туристских центров и формирования зон отдыха, наблюдаются ярко выраженные диспропорции в пространственном распределении туристской активности по территории Татарстана.

Значительный рост интегральных показателей развития туризма, используемых при проведении отраслевого мониторинга, обеспечивается за счет сформировавшихся на нескольких локальных территориях зон туристской активности: Казань, Свияжск, Болгар.

Остальная территория республики незначительно задействована в туристском обороте.

К такой территории можно отнести место прохождения проектируемого водного маршрута - нижнему течению реки Иж.

Меж тем, популярность водного туризма растет из года в год, внимание властей по развитию инфраструктуры этого вида туризма должно быть обращено на речные водные маршруты.

Проблема исследования заключается в недостатке на сегодняшний день детально разработанных водных маршрутов по некоторым рекам Республики Татарстан.

Объект исследования - развитие водного туризма.

Предмет исследования - разработка и проектирование водного маршрута.

Гипотеза исследования - предполагается, что разработка водного маршрута поспособствует привлечению новых туристов в Татарстан, а также положительно повлияет на популяризацию водных походов.

Цель исследования - организовать водный маршрут по реке Иж с использованием катамаранов.

Задачи исследования:

) изучить литературу и иные источники по теме исследования;

) охарактеризовать водный туризм как вид туризма;

) выявить особенности проведения водных походов на катамаранах;

) спроектировать водный маршрут по реке Иж;

) разработать организационные меру обеспечения проведения водного похода.

В процессе исследования был изучен 32 литературный источник. При этом использовались следующие методы исследования: логико-аналитический, географический, описательный, проектирование.

Структура работы. Данная работа состоит из введения; трех глав, состоящих из семи параграфов; выводов; библиографического списка; а также содержит 8 приложений.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БАССЕЙНА РЕКИ ИЖ

1.1 Климато-биолого-географическое положение бассейна реки Иж

Бассейн реки Иж располагается в центральной и южной части Удмуртии и северо-восточной части Татарстана.

Климат данного региона умеренно континентальный со среднегодовой температурой +1,0°С на севере и +2,5°С на юге. Самым теплым месяцем является июль. В Ижевске в это время среднесууточная температура равняется +18,9°С. Наиболее холодным месяцем является январь. В Ижевске среднесуточная температура января равна -14,1°С. Некоторые годы отличаются особо холодными зимами с температурами -30°С. Снежный покров в среднем имеет толщину 50-60 см, а в отделные годы - 80 см. Земля промерзает на глубину 60-100 см.

Осадков в районе бассейна реки Иж выпадает 450-600 мм в год. Но в течение года они распределяются крайне неравномерно. Обильные дожди во время уборки урожая и засушливые дни весной и в начале года, когда сельскохозайственные культуры особо нуждаются во влаге, не считается редким явлением. Не случайно данные территории входят в зону рискованного земледелия. Зимние дни короткие. 22 декабря, например, светлая часть суток равняется 6 часам 45 минутам, зато летом (22 июня) заход солнца отделяет от рассвета всего 7 часов.

Территории Ижского бассейна входят в состав Нечерноземья. В Удмуртии преобладают подзолистые разновидности почв (почвы Удмуртии). Они формировались в условиях хвойных лесов на бескарбонатных материнских породах, имеют кислую реакцию и нуждаются в известковании. К наиболее плодородным относятся серые и темно-серые почвы. Их генезис протекал в экосистемах широколиственных и хвойно-широколиственных лесов на покровных суглинках и глинах и в условиях неглубокого залегания грунтовых вод. В отличии от дерного-позолистых почв они содержат больше гумуса. Остальные почвы - дерново-карбонатные, пойменные, болотные и другие - занимают незначительные площади. Серые и темно-серые почвы распространенны в Удмурство-Татарстанском пограничье, а также в прикамских районах. Дерново-подзолистые почвы характерны для низменной части региона. Что касается дерного-карбонатных почв, то они встречаются спорадически на все территории с возвышенным рельефом. Алювильные почвы прилегают к поймам рек, а болотные - к местам с избыточным увлажнением.

По границе бассейна реки Иж проходит полоса контакта европейской и сибирской тайги, поэтому в составе местной флоры можно найти немало представителей как европейской, так и сибирской растительности. Например, основными лесообразующими породами являются ель сибирская и финская. Он легко образуют между собой гибриды. Пихта сибирская также является представителем урало-сибирского флористического комплекса. В прошлом леса покрывали практически всю территорию Удмуртии и северо-востока Татарстана. Сейчас же лесопокрытая площадь равна примерно 44 процентам. В структуре древостоя первое место занимает ель (51 процент), другие породы: береза (21 процент), осина (9 процентов), сосна (10 процентов), липа, дуб, клен и другие - 9 процентов.

Животный мир Ижского бассейна разнообразен. На территории обнаружены 42 вида рыб, 190 - птиц, 49 - млекопитающих, 800 - жуков, 74 - пауков, 500 - бабочек, 224 - пчел, из которых один вид - пчела удмуртская - впервые описан для науки. В 1993 году в лесах Удмуртии обитало 12 тысяч голов лося, 1,2 тысячи кабанов, 600 - медведей, 200-250 - волков.

По количеству солнечных дней в году в лесной зоне европейской части России Удмуртия занимает первое место.

Главным природным ресурсом бассейна Ижа является лес. Данная местность относится к подзоне широколиственно-хвойных лесов. Главная лесообразующая порода - ель. В северной части бассейна Ижа, то есть в центральной части Удмуртии, широкое распространение имеют ельники зеленомощные, среди которых выделяются три ассоциации: ельники-брусничники, ельники-кисличники, ельники-черничники.

На сырых болотных почвах расположены ельники сфагновые, в моховом покрове которых преобладают разные виды сфагнума, но встречается и кукушкин лен. Здесь растут багульник болотный, грушанка круглолистная, горец змеиный, вахта трехлистная, ятрышник пятнистый.

Из группы травянных ельников в Удмуртии распространены ельники папоротниковые, ельники приручейные и ельники вейниковые. Ельники папоротниковые имеют редкий подлесок из рябины обыкновенной и жимолости лесной, а в травянном покрове преобладают папоротник мужской, папоротник женский, крапива двудомная, копытень европейский, майник двулистный и др. Ельники приручьевые располагаются на иловато-болотных почвах. В древостое, кроме ели и березы, - ольха серая ольха клейкая; в подлеске - черная смородина, ольха серая и ольха клейкая, малина обыкновенная, малина обыкновенная; травяной покров -лабазник (таволга) вязолистный, валерьяна лекарственная, хвощ лесной, аконит высокий, папоротник страусопер, крапива двудомная.

Ельники вейниковые располагаются на дерного-карбонатных среднесуглинистых почвах. В древесном ярусе - ель, осина, липа мелколиственная и рябина обыкновенная. В подлеске - жимолость лесная, малина обыкновенная; в травостое - вейник тростниковидный, лабазник вязолистный,костянка, хвощ лесной и др.

Из группы сложных ельников в УР распространены ельники кленовые и ельники липовые. Они расположены на дерного-подзолистых супесчаных почвах.

В центральных и южных районах Удмуртии вдоль реки Иж распространены сосновые леса (боры): боры лишайниковые ( беломощники), боры-зеленомошники, боры-долгомошники, боры сфагновые и боры сложные.

Боры-беломошники растут на сухих песчаных почвах. Древостой в них редкий, состоит из сосны, единично встречаются ель и береза. Очень редкий подлесок представлен ракитником русским, можжевельником обыкновенным, рябиной обыкновенной; из кустарничков - брусника и толокнянка. Травяной покров редкий - кошачья лапка двудомная, плаун годичный, плаун сплюснутый, астрагал песчаный, гвоздика-травянка, змееголовник Рюйша, колючник Биберштейна, сон-трава и др. На почве сплошной лишайниковый покров из кладонии лесной, горькой, бахромчатой, ярко-красной, а также цетрарии исландской.

Боры-зеленомошники представлены двумя ассоциациями: боры-брусничники и боры-черничники.

Сосняки-брусничники имеют в подлеске жимолость лесную, можжевельник обыкновенный, ракитник русский, розу майскую; в травяно-кустарничковом ярусе - брусника, черника, линнеясеверная, майник двулистный, аппоротник-орляк; из мхов преобладает плевроциум Шребера, а в понижениях рельефа растет кукушкин лен.

На супесчаных или глинисто-песчаных подзолистых влажных почвах расположены сосняки-черничники. В составе древостоя - сосна, ель, береза; в подлеске - рябина обыкновенная, жимолость лесная, крушина ломкая; травяно-кустарничковый ярус немногочислен - черника, брусника, линнея северная, папоротник женский, копытень европейский; моховой покров - ритидиадельфус трехгранный, плевроциум Шребера, в небольших понижениях - кукушкин лен и сфагнум.

Сосняки долгомошные располагаютсяна зоболоченных равнинах с серыми сильно оподзоленными почвами. В древостое - сосна, ель и береза; редкий подлесок состоит из крушины ломкой и рябины обыкновенной; в травостое - копытень европейский, ятрышник пятнистый, княженка. На поверхности почвы покров из кукушкиного льна.

Сосняки сфагновые растут на заболоченных низинах с торфянистой почвой. Сосна здесь редкая и низкая с примесью березы, в подлеске - ива; травяно-кустарничковый ярус - черника, брусника, багульник болотный, мирт болотный. На почве сплошной ковер из разных видов сфагнума.

Довольно широкое распространение в бассейне реки Иж имеют лиственные леса из березы и осины. Березовые леса Удмуртии относятся к типу березняков травяных и представлены ассоциациями: березняки осоко-разнотравные, березняки разнотравные, березняки папоротниковые, березняки таволговые.

Березняки разнотравные распространены наиболее широко. В древесном ярусе - береза и осина, в подлеске - роза иглистая, крушина ломкая, жимолость лесная. Травостой довольно разнообразный: сныть обыкновенная, володушка золотистая, медуница мягкая, купальница европейская, борец шерстистоустный, перловник поникающий, мятник дубравный, звездчатка дубравная, живокость высокая, змееголовник Рюйша.

Березняки осоково-разнотравные располагаются на суглинистых слабоподзолистых почвах, часто заболоченных. В древостое - береза, ольха серая и ольха клейкая, реже осина и ива козья. Редкий подлесок состоит из рябины обыкновенной и крушины ломкой. В травостое преобладают осоки и злаки, из других видов здесь можно встретить ятрышник пятнистый, любку двулистную, вороний глаз, папоротники.

Значительно реже встречаются березняки папоротниковые. Они растут на супесчаных слабоподзолистых почвах. В древесном ярусе - береза повислая, липа сердцевидная, клен платановидный, волчье лыко, крушина ломкая. В травостое преобладают различные виды папоротников, хвощ лесной.

Березняки таволговые распространены в долинах рек на суглинистых заболоченных почвах. В древесном ярусе - береза повислая, в подлеске - крушина ломкая, смородина черная; в травостое - лабазник вязолистный, папоротники, тростник обыкновенный, лютик ползучий, калужница болотная, камыш лесной, чистец болотный, шлемник обыкновенный, сабельник болотный, белокрыльник болотный.

Моховой покров березовых лесов бассейна реки Иж представлен следующими видами: климациум древовидный, линиум остоконечный, гилокомиум блестящий, дрепанокладус крючковидный, аулакоспермум болотный и др.

Смешанные липово-березовые леса располагаются на ровных местоположениях с песчаными среднеродзолистыми почвами. В древесном ярусе - липа сердцевидная, береза пушистая, береза повислая, осина, вяз гладкий, ильм лопастной, черемуха, изредка ель; в подлеске - рябина и кустарниковая липа, жимолость, можжевельник. Травяной покров богат видами: перловник поникающий, бор развесистый, мятлик луговой, осока ранняя, сочевичник весенний,незабудка лесная, володушка золотистая, колокольчик крапиволистный, короставник татарский, сныть, аконит шестистоустный, голокучник Линнея, подмаренник северный, подмаренник мягкий, синюха голубая, майник двулистный, купена лекарственная, дягиль лекарственный и др.

Повсеместно по берегам рек, лесных речек Ижского бассейна с иловато-болотистыми или торфинистыми почвами распространены ольшанники. Древесный ярус представлен ольхой серой и ольхой клейкой, черемухой, рябиной; из кустарников здесь растут смородина черная, ивы; в травостое - недотрога, хмель вьющийся, крапива двудомная, паслен сладко-горький, таволга вязолистная, вербейник, лютик ползучий, калужница болотная, зюзник европейский и др.

В бассейне Ижа водятся следующие виды рыб: обыкновенный пескарь, уклейка, плотва, речной окунь, усатый голец, обыкновенный гольян, обыкновенный елец, голавль, щука, обыкновенный ерш, налим, щиповки, язь, лещ, густера, обыкновенный жерех, чехонь, обыкновенный подуст, белоперый пескарь, европейский хариус, русская быстрянка, обыкновенный подкаменщик, обыкновенная верховка, линь, золотой карась, серебрянный карась, сазан, карп, красноперка, вьюн.

Птицы, обитающие в акватории Ижа (Ижевского пруда): ласточка деревенская, большая поганка или чомга, большая выпь, чибис.


1.2 Рекреационные ресурсы реки Иж

В Республике Татарстан существуют отличные условия для рекреации и развития различных видов туризма: культурно-познавательного, природного, экологического, спортивного, водного, сельского. Органы местного самоуправления муниципальных образований республики должны рассматривать туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития территорий, привлекательной сферы занятости населения.

Вследствие территориальной неравномерности в развитии транспортно-дорожной, информационно-коммуникационной, социально-культурной инфраструктур, определяющих географию размещения туристских центров и формирования зон отдыха, наблюдаются ярко выраженные диспропорции в пространственном распределении туристской активности по территории Татарстана. Значительный рост интегральных показателей развития туризма, используемых при проведении отраслевого мониторинга, обеспечивается за счет сформировавшихся на нескольких локальных территориях зон туристской активности: Казань, Свияжск, Болгар.

Остальная территория республики незначительно задействована в туристском обороте.

К такой территории можно отнести место прохождения проектируемого водного маршрута - нижнему течению реки Иж.

Общая характеристика реки Иж

Иж (от удм. «ыж» - завиток) - река в Удмуртии и Татарстане, правый приток Камы.

С 1978 года река является памятником природы регионального значения Республики Татарстан.

Река образована слиянием Большого и Малого Ижа, истоки которых находятся у деревни Малые Ошворцы на границе Игринского и Якшур-Бодьинского районов Удмуртии.

Длина реки 259 км (191 км - по территории Удмуртии, 68 км - по территории Татарстана). Средний уклон 0,9 м/км, падение русла неравномерное.

Река протекает по территории Удмуртии и Татарстана по направлению с севера на юг и впадает в Каму в 124 км от её устья.

Из общей протяжённости реки (включая Большой Иж) 259 км: от слияния Большого и Малого Ижа - 234 км, из которых 70 км - от истока до плотины Ижевского пруда и 189 км - от плотины до места её впадения в Каму. Площадь водосбора 8510 км², в том числе выше пруда - 1640 км².

Водосбор реки представляет собой возвышенную равнину, в рельефе которой выделяются Сарапульская (абсолютная высота 170-250 м) и Можгинская (230-250 м) возвышенности. Лесистость водосбора составляет 40 %.

Иж имеет смешанное питание, в летнюю межень - подземное.

Летняя межень устойчива.

Замерзание реки обычно начинается в конце первой декады ноября и длится 10-15 дней. Длительность ледостава приблизительно 3,5 месяца. Весенний ледоход от 4 до 6 суток, обычно происходит в конце первой декады апреля. За весеннее половодье (март-июнь) проходит приблизительно 58,8 % годового стока.

Данные водного реестра:

По данным государственного водного реестра России относится к Камскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки - Иж от истока и до устья, речной подбассейн реки - бассейны притоков Камы до впадения Белой. Речной бассейн реки - Кама.

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:

Код водного объекта в государственном водном реестре - 10010101212111100026890

Код по гидрологической изученности (ГИ) - 111102689

Код бассейна - 10.01.01.012

Номер тома по ГИ - 11

Выпуск по ГИ - 1

Впадающие в Иж реки (километраж от устья): 17 км: река Азевка; 26 км: река Чильчцинка; 27 км: река Варзинка; 47 км: река Кырыкмас; 58 км: река Варклед; 66 км: река Утдядинка; 74 км: река Сальнинка; 89 км: река Чаж; 112 км: река Бобинка; 120 км: река Агрызка; 135 км: река Постолка; 141 км: река Яганка; 151 км: река Лудзинка; 152 км: речка Лудзья Шур; 167 км: речка Дыньтэмка; 168 км: река Сепыч; 175 км: река Пироговка; 178 км: река Позимь; 193 км: река Пазелинка; 200 км: река Люк; 205 км: ручей Лесной; 208 км: река Важоиха; 217 км: река Чур; 222 км: река Селычка; 228 км: река Бегешка; 229 км: река Большая Умринка; 237 км: река Малый Иж.

Ижевский пруд:

Ижевский пруд (Ижевское водохранилище) - водохранилище (пруд), созданное в 1760 году. Кроме реки Иж, на которой устроен пруд, в него впадают реки Пазелинка и Подборенка. Координаты пруда: 56.881944, 53.13277856°52′55″ с. ш. 53°07′58″ в. д. / 56.881944° с. ш. 53.132778° в. д.

Площадь бассейна реки Иж от истока до плотины пруда - 1640 км².

Пруд расположен у города Ижевск. Его длина составляет 12,5 км, а ширина 2,5 км. Площадь пруда 24 км², объём 76,3 млн м³. Наибольшая глубина 12 м, средняя глубина 3,5 м.

Из пруда вытекает только река Иж.

Пруд был запружен на реке Иж 10 апреля 1760 года для нужд Ижевского железоделательного завода (ныне ОАО «Ижевский машиностроительный завод»). В 1763 пруд был окончательно запружен (зеркало пруда сформировалось), впервые были подняты заслонки лагерей. Общая длина плотины составляла в те времена 280 саженей, а высота 4 сажени.

В 27-28 июня 1775 года плотина ижевского пруда была частично разрушена сподвижниками Е. Пугачёва.

Известно, что в 1875 году управляющий Ижевским заводом П. А. Бильдерлинг планировал построить вторую плотину на ижевском пруду.

июня 1919 года именно в пруд был сброшен металлический имперский двуглавый орёл с заводской башни. Считается, что он покоится на дне пруда по сей день.

Пруд эксплуатируется в соответствии с Основными положениями правил эксплуатации водных ресурсов Ижевского водохранилища на реке Иж, утверждёнными 7 октября 1971 года. Он обеспечивает водоснабжением город Ижевск. Среднегодовой водозабор из Ижевского пруда на питьевое и промышленное водоснабжение составляет 65-70 млн м³.

Наиболее крупные потребители - МУП Ижводоканал, ОАО Ижсталь, ТЭЦ-1, ОАО Удмуртэнерго, ОАО Ижмаш.

Основные загрязнители пруда: ТЭЦ-1 (в том числе сброс в пруд горячей «промышленной» воды), ОАО Удмуртэнерго, ОАО Ижевский мотозавод.

С 2003 года из-за роста сине-зелёных водорослей питьевая вода приобрела затхлый запах.

Ижевский пруд используется для пассажирского судоходства. Пассажирская флотилия состоит из теплоходов типа «Москвич» и «Москва». Он входит в «Перечень внутренних водных путей РФ», утвержденный в 2002 году.

При очистке дна пруда Земснарядом на глубине 12 метров были найдены останки мамонта - зуб и кость. Также Земснаряд обнаружил старую вымощенную дорогу, построенную до строительства плотины.

На берегу пруда находится монумент «Дружба народов».

Вдоль реки расположено несколько сёл и деревень, самые крупные: Яган, Иж-Байки, Варзи-Пельга. Единственный город на реке - Ижевск, название которого произошло от названия реки. Ижевск - один из старейших центров металлургической промышленности в Предуралье. В 1760 г. здесь был построен железоделательный завод, вокруг которого возник поселок Ижевский Завод.

В 1918 году Ижевск получил статус города. С 1921 года стал столицей Вотской автономной области, в 1932 г. переименованной в Удмуртскую, в 1934 году преобразованную в Удмуртскую АССР.

В наше время Ижевск - крупный промышленный центр металлургии и машиностроения. В Ижевске находятся много музеев.

Нижнекамское водохранилище

Устье Ижа находится в зоне затопления Нижнекамского водохранилища.

Нижнекамское водохранилище - создано в 1979 году в долине реки Кама путём наполнения до промежуточной отметки 62,0 м БС (проектная отметка 68,0 м БС). Обеспечивает суточное и недельное перераспределение притока к гидроузлу в интересах энергетики. Приточные расходы круглогодично пропускаются транзитом в нижний бьеф.

Полный объём водохранилища при временной отметке 62,0 м БС составляет 2,9 км³, площадь водного зеркала - 1,08 тыс.км². Мелководья с глубинами до 2 м занимают 49,8 % площади водохранилища. Площадь водосбора составляет 366 тыс. км².

Максимальная ширина водохранилища равна 15 км, средняя - 4 км. Длина составляет 185 км по р. Кама и 157 по р. Белая. Средняя глубина - 3,3 м, наибольшая - 20 м.

На берегах Нижнекамского водохранилища расположено четыре водомерных поста, принадлежащих ГУ «УГМС РТ» в сёлах Красный Бор, Ижевка, городах Менделеевск и Набережные Челны.

1.3 Организация водных походов на катамаране

Водный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности, путем сплава по рекам, озерам, морям и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах. К нему можно отнести также парусный туризм и морской каякинг [8].

Водный туризм сочетает в себе элементы познания, активного отдыха, оздоровления и спорта и доступен всем здоровым людям. Он - один из самых массовых и популярных видов туризма, имеющих сотни подвидов и разновидностей.

Для водного туризма наиболее распространены и используются различные виды легких гребных судов: катамараны, байдарки, надувные лодки, шлюпки, долбленки, плоскодонки, суда местной постройки. Наиболее подходящим для организуемого водного маршрута является использование катамаранов.

Катамаран - двухкорпусное судно, в котором корпуса соединяются сверху мостом (ферменного или палубного типа) [1].

К преимуществам катамаранов относят большую площадь палубного пространства, большую начальную устойчивость, меньшую амплитуду качки, возможность иметь большие удлинения корпусов, что обеспечивает большую скорость хода. Катамаранная схема дает возможность разнести силовую установку, что повышает ее надежность от механических повреждений.

Вместе с тем, большая площадь смоченной поверхности делает катамараны неэффективными на малых скоростях, использование двух корпусов и соединительного моста требует большего расхода металла при постройке. Основной же проблемой катамаранов считают проблему прочности соединительного моста, который подвергается большим нагрузкам при качке, что делает использование катамаранов более привлекательным на внутренних водных путях [1].

Туристические (сплавные) надувные катамараны используют в маршрутах самой разной длины и сложности. Каждый баллон такого катамарана обычно состоит из двух слоев - собственно воздухонепроницаемого баллона с отверстиями для надувания, который вставляется внутрь оболочки (в жаргоне туристов - «шкуры») из плотной ткани, предохраняющей баллон от механических повреждений. Баллон часто делается двухкамерным, что повышает безопасность плавания.

Каркас туристического катамарана бывает как специальным - из алюминиевых (дюралюминиевыех) трубок, так и из срубленных на месте стволов деревьев. При втором варианте такой катамаран обладает одним из лучших соотношений «сухой вес/грузоподъемность» среди всех типов надувных туристических судов, в результате чего широко используется в походах с длинной пешеходной частью перед началом сплава.

Наиболее распространены двух- и четырехместные катамараны. Также встречаются шести- и восьмиместные версии. Основное назначение сплавного катамарана - сплав по бурным, порожистым рекам.

Гребцы обычно располагаются на специальных сидениях - пирамидках на гондолах поровну с обоих бортов. При сплавах на катамаране - поза гребцов - коленная посадка лицом вперед. Реже встречаются конструкции в которых места для гребцов устроены в раме катамарана между гондолами. Существуют так же другие формы посадок, но в последнее время они почти не применяются.

В отличие от плотов у катамаранов есть собственная скорость, что и определяет технику прохождения препятствий на них. Наиболее универсальным является четырехместный катамаран, на котором в последнее время проходятся самые сложные маршруты с препятствиями, ранее считавшимися непроходимыми. Также на них удобно и эффективно выполнять страховку. Они отлично подходят для отдыха на простых речках, коммерческих сплавов, соревнованиях по водному слалому и хорошо зарекомендовали себя в длительных туристских походах. Сплавы на подобных катамаранах представляют собой самое удачное сочетание безопасности, скорости, маневренности, удобства и цены.

Так, например, четырехместный «Турист-4» является разборным, надувным туристским судном. Катамаран предназначен для путешествий и отдыха на воде. Конструкция гондолы катамарана - двухслойная, состоящая из защитной оболочки и внутреннего баллона.

Особенности катамарана «Турист-4»:

) Форма гондол катамарана (обводы носовой и кормовой части) рассчитаны для туристских путешествий.

) Наличие у катамарана карманов и петель на оболочке, дает возможность использовать стационарный каркас и использовать каркас, изготовляемый на месте из подсобных материалов (деревянных брусков, жердей и т. д.).

) Объем и габариты катамарана дают возможность использовать катамаран как шестиместный катамаран.

) Катамаран также используют при хождение по водным просторам, под мотором и парусным вооружением.

Основные характеристики катамарана:

. Длина катамарана 5000 мм;

. Полное водоизмещение 2600 л;

. Вес катамарана (без каркаса) 25,8 (29,2) кг;

.1. Вес внешней оболочки 7,5 (9,2) кг;

.2. Вес внутреннего баллона 5,4 кг;

. Диаметр гондол катамарана 600 мм;

.1. Диаметр внутреннего баллона 610 мм;

.2. Длина внутреннего баллона 5550 мм;

. Количество герметичных отсеков в гондоле 2 шт;

. Пассажировместимость (номинальная) 4 чел;

Габариты упаковки:

. Высота: 420 мм;

. Ширина 320 мм;

. Длина 950 мм.

Комплект поставки:

. Оболочки - 2 шт.

. Баллоны - 2 шт.

. Сумка-упаковка

. Набор ремонтный (лоскуты материала)

. Мех надувной (насос лягушка)

. Паспорт-инструкция

Описание катамарана:

Катамаран «Турист-4» представляет собой две надувные гондолы, соединенные между собой каркасом, где гондолы состоят из оболочки и баллона. Гондолы имеют по бортам карманы для установки стационарного каркаса и ремневые петли, за которые крепится каркас, изготовленный из деревянных балок (брусков, жердей) на месте. Сечение гондол круглое, позволяющее сидеть на гондоле верхом, на коленях, (на коленной посадке, которая заказывается отдельно), на рюкзаке, (сидушке и т.д.) расположенной на гондоле.

Нижняя часть оболочки гондолы изготовлена из синтетической ткани с покрытием из смеси ПВХ (поливинилхлорида) и каучука. Верхняя часть и боковые стороны оболочки гондолы изготовлены из синтетических тканей с ПВХ (поливинилхлоридным) покрытием или из высокопрочной синтетической полиамидной ткани (кордура, оксфорд, авизент). Взависимости от материала верха, разница веса оболочки гондолы колеблется в пределах 1-2 кг.

В шов соединения боковой и нижней части оболочки вставляется кедер для защиты ниток шва от истирания. Шов прошит двумя видами ниток.

Внутренние баллоны изготавливаются из воздуходержащего материала: прорезиненная с двух сторон синтетическая ткань. При изготовлении баллона используется специальный резиновый клей с добавлением катализатора, клеевые швы с обеих сторон усиливаются клеющей лентой.

Баллон состоит из двух отсеков, которые разделены внутренней перегородкой, рассчитанной на выдерживание пневмоудара.

Баллон по длине больше оболочки на 6-10%, а по диаметру на 3-5%. Увеличение размеров баллона относительно оболочки, снижает старение и увеличивает срок службы баллона.

Гондола надувается через трубку поддува (клапан катамарана) при помощи меха. Нос и корма гондолы имеют небольшое сужение, что практически не уменьшает объем гондолы. Данный катамаран более приспособлен для туристских экспедиций, сплавов.

При изготовлении каркаса катамарана, ширину катамарана рекомендуется делать 190-220 см, в зависимости от сложности реки. Длина каркаса 400 см, с учетом того, чтобы конец стрингера ложился на накладку, которая будет предохранять оболочку от истирания. По диагоналям каркаса натянуть веревку диаметром 6-10 мм. Спереди и сзади катамарана укрепить чальные концы длинной от 5 до 20 м, в зависимости от сложности реки.

Подготовка катамарана к эксплуатации заключается в том, что необходимо извлечь гондолы из упаковочной сумки, развернуть на ровной площадке, свободной от острых предметов. Внешняя оболочка укладывается по всей длине, в нее равномерно вставляется внутренний баллон, не допуская перекручивание и перекоса (вставляют в прорезь с молнией на одном конце оболочки и вытягивают из другой прорези). Нужно следить, чтобы концы баллона совпали с концами оболочки. Далее вставляют патрубки клапанов баллона в предназначенные отверстия для них в оболочке. Удерживая за нос оболочки и патрубок с двух сторон протряхивают гондолу, не допуская смещения баллона из носовых частей. Накачивают баллоны сначала по 70%, равномерно в каждый отсек.

Затем, при наличии стационарного каркаса, собираются продольные и поперечные стрингера (в поперечных стрингерах имеются отверстия для болтовых соединений). Продольные стрингера засовываются в карманы, слабо надутых гондол. Гондолы соединяются поперечными стрингерами, которые накладываются на продольные и крепятся U - образными болтами по внешним узлам, а по внутренним - резиновой лентой (вырезанной из автомобильной камеры), капроновой петлей.

Деревянный каркас, из стволов деревьев, собирается отдельно, на ровной поверхности. При этом продольные и поперечные стрингера крепятся, как на внешних, так и на внутренних узлах, при помощи резиновой ленты (вырезанной из автомобильной камеры), капроновой стропы или веревки.

Далее каркас устанавливается на гондолы и привязывается к ним капроновой веревкой, пропуская ее через ремневые петли. Затем, докачивают гондолы. При накачивании гондол, необходимо равномерно наполнять отсеки воздухом. На внутренние узлы каркаса натягиваются диагональные растяжки и привязывается чальный конец.

При использовании катамаран важно следовать следующим рекомендациям:

. Нельзя накачивать гондолы чрезмерно, особенно в жаркую солнечную погоду, гондола при нажатии пальцем должна проминаться на 1-1,5 см. При повышении давления следует стравливать воздух.

. Во время остановок и стоянок катамарана, гондолы следует слегка сдуть, во избежание перегрева на солнце и последующего разрыва швов оболочки.

. Во всех случаях нельзя допускать попадания влаги внутрь отсеков гондол.

. Недопустимо попадание нефтепродуктов на гондолы. При обнаружении мест загрязнения, эти места должны быть немедленно очищены (особенно надо обратить внимание на прорезиненную ткань баллонов).

. После использования (в конце маршрута) внутренние баллоны оболочки следует тщательно просушить. Внутренние баллоны для этого вытаскиваются, а оболочки гондол просушиваются обязательно с наружной и внутренней стороны (для этого необходимо их вывернуть).

. При прохождении порогов горных рек запрещено снимать диагональные растяжки - это может привести к разрушению узлов крепления каркаса и разрыву оболочек.

. При повреждении одного из отсека (4 отсека) катамарана при эксплуатации, U - образная перегородка смещается в сторону поврежденной секции и если вы накачали отсеки равномерно, то переворота не произойдет, этого достаточно для того, чтобы подойти к берегу. Находясь на большом водоеме далеко от берега, следует подкачать неповрежденный отсек гондолы.

. При прохождении порогов (4-6 категории сложности), находящихся в ущельях или прохождения водопадных сливов, для большей уверенности иногда стационарный каркас, крепящийся в карманах, еще укрепляют веревкой за петли (частично), чтобы слить в единое целое каркас и гондолы катамарана, и уменьшить колебания гондол при боковом воздействии на них волн.

. Запрещено пользоваться (закрывать или открывать) замками-молниями оболочек в надутом состоянии гондол.

. Патрубок клапана должен ровно выходить из отверстия оболочки, запрещена нагрузка оболочки на патрубок.

. Запрещено двигать (перетаскивать) катамаран за патрубки клапанов.

. Нежелательно сидеть, прыгать на катамаране, расположенном на берегу.

. Запрещено использовать катамаран без спасательных жилетов по технике безопасности.

. При использовании катамарана со стационарным каркасом, рекомендуется за петли или каркас привязать веревку диаметром 6-8 мм вдоль внешней стороны гондолы - леер безопасности, за который можно схватиться при перевороте катамарана.

Существующие также общие требования к организации водных путешествий предусматривают:

наличие природно-рекреационных условий (например, для рафтинга - наличие горных рек с труднопроходимыми, но интересными участками, с наличием несложных препятствий, возможность удобной заброски и снятия с маршрута и так далее);

материальную базу (гостиницы, транспорт, спортивное снаряжение);

необходимые услуги проката и продажи специального снаряжения и спортивного инвентаря;

экскурсионные услуги (экскурсионная программа - небольшого объема, по основным достопримечательностям. Возможно сочетание экскурсионно-познавательных и спортивных программ. Например, водное путешествие с остановками для осмотра достопримечательностей);

услуги квалифицированных и опытных инструкторов по соответственному виду спорта.

В технологии обслуживания туристов по водным маршрутам большое значение имеет квалификация руководителя, работающего с туристами, так как это тот человек, который отвечает за качество обслуживания своим личным участием.

Туристы при обучении могут разбиваться на группы опытных, менее опытных и начинающих спортсменов, с каждой из групп занимается отдельный инструктор - наиболее опытный спортсмен. Инструкторы должны знать правила безопасности и уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя [25].

Если мастер-руководитель - это тот, под чьим тщательным присмотром и руководством которого туристы отправляются в путешествие, то инструктор, как правило, отдает простые команды и дает советы о правильности гребли. Также инструктор на маршруте одновременно может выступать в качестве гида для туристов.

На водных маршрутах часто планируются массивы свободного времени для туристов для самостоятельных занятий спортом, шопингом, для прогулок и просто отдыха. Этот массив времени, как правило, с различными вариациями по видам спорта может составлять до половины дня (или половины массива активного времени).

Удобные места ночлегов, укрытий и приютов на всем протяжении трассы похода нанесены на карту района, маршрута. В случае возникновения нештатных ситуаций или резкого ухудшения погоды места для укрытий и бивуаков выбирают исходя из конкретных обстоятельств.

Аварийные выходы подбираются из соображения, что в ходе маршрута реку периодически пересекают автомобильные дороги. У берегов реки есть крупные поселения, где можно сняться в случае невозможности продолжать движение по маршруту.

Основные аварийные ситуации, которые могут произойти во время сплава:

переворот катамарана;

удар катамарана о препятствие;

повреждение катамарана (прорыв корпуса);

потеря катамарана.

Активный вид спорта, каким, без сомнения, является сплав на катамаране, - это всегда некий вызов стихии. Поэтому встреча с препятствиями - вовсе не неожиданное и нежданное явление, а чаще наоборот - желанная и искомая цель. Поэтому опытные сплавщики всегда проходят тщательную подготовку.

В походах по рекам, озерам, морям и водохранилищам органично сочетаются элементы познания окружающей природной среды, активного отдыха и оздоровления организма. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд характерных особенностей. Даже в самом простом походе турист-водник должен обладать многими знаниями, умениями и навыками, а также владеть вопросами безопасности: уметь хорошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие снаряжение; правильно садиться на туристское судно и сходить с него; грести и управлять судном; подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега.

В первую очередь, турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки. На водном маршруте туристы могут встретить: сильные течения; пороги; перекаты (мелководные участки русла реки, расположенные поперек реки по всей ее ширине); захламленное русло реки; плотины и т.д.

Самые простые препятствия, с которыми сталкиваются катамаранщики, - это быстрины, мели, перекаты, отдельные надводные и подводные камни, заросли водорослей или камыша, топляки и т.д. и т.п.

При этом более легкие препятствия проходят поочередно, следя за ходом головного «лоцманского» катамарана. Скорость катамарана относительно потока при гребле должна быть положительной (если табанить - соответственно, отрицательной). Нельзя забывать, что любые управляющие гребки вперед, кроме изменения курса, придадут катамарану дополнительную скорость, в то время как управляющие гребки назад затормозят его.

Сложные препятствия - это завалы, заломы, пороги, плотины, и нависшие над водой кусты, а также большие волны при ветре на открытой воде.

Общее правило по технике прохождений сложных препятствий гласит, что при маневре желательно, учитывая скорость и направление течения, избежать столкновения с преградой, чтобы не быть залитым водой и перевернутым.

На реках с быстрым течение - более 5 км/ч - лучше не подходить близко к завалам, а пристав к берегу, искать проход. В противном случае велик риск поломки судна, и даже хуже: катамаранщика может вместе с катамараном затянуть под бревна. Если столкновение произошло, следует задать крен на завал, и зацепившись руками за бревна, вылезти на них.

Самыми трудными для прохожденя являются пороги, особенно если они имеют «шиверные» участки, где среди беспорядочно разбросанных в русле камней несется вода, разбиваясь и образуя стоячие волны. Пороги и шиверы - характерная особенность горных рек, где часто встречаются участки со значительным падением воды.

Порог представляет собой один или много резких перепадов воды в русле, часто с камнями, расположенными близко к поверхности. Порог может иметь несколько сливов в форме треугольника, обращенного вершиной вниз. Струи от камней образуют боковые стороны треугольника, а ниже вершины бегут стоячие волны. Сложные пороги обязательно разведываются заранее - это позволяет правильно наметить безопасный ход и запомнить ориентиры. Трудность прохождения порога определяется руслом реки, его изгибами и поворотами, уклоном и количеством воды.

На главной части потока - средней линии треугольника - образуются наиболее мощные стоячие валы. Проходить вершину треугольника можно при относительно слабых потоках, стоячих валах высотой до 1 м. При высоте стоячих валов больше 0,5 м байдарку следует задраить фартуком и юбками.

Большие перепады высот в сливах преодолеваются только при наличии свободного прохода.

При больших скоростях очень опасны стоячая вода, противотоки, водовороты. Изучая порог, следует учитывать возможность обратных течений в уловах, расположенных ниже. Если катамаран носом с ходу попадает в стоячую воду или в противоток, судно легко может развернуться поперек струи и опрокинуться, а потому нужно следить, чтоб оно шло параллельно струе или под небольшим углом к ней.

На шиверах нет резких перепадов воды и больших стоячих волн, но в них сильно засорено русло и нет четких сливов, что и создает значительную трудность в их прохождении. Хуже всего, когда при прохождении шиверы и порога нет возможности пристать к берегу и сделать обнос. Поэтому здесь особое значение приобретает своевременная разведка местности, и отправляться в путь по порожистым речкам стоит только в том случае, если хорошо известен маршрут.

Сплав по незнакомой реке полон неожиданностей и приключений. Каждый поворот реки может скрывать самые неожиданные препятствия, и группа, отправляющаяся в путешествие, должна уметь своевременно обнаружить их и успешно преодолеть.

На реках, протекающих в населенной местности, встречаются искусственные, те есть созданные людьми, препятствия, и естественные препятствия.

Часто встречаются транспортные и пешеходные мосты и мостики. Мосты устанавливаются на опоpax, стоящих в русле реки. Опоры представляют такую же опасность для туристского судна, как одиночные надводные камни на участке с быстрым течением, имеют значение ширина прохода между опорами и направление течения. Около современных железобетонных мостов в русле обычно много бетонных блоков и арматуры. Пешеходные мосты имеют чаще деревянные опоры, расположенные ближе друг к другу, и низкие настилы. Около современных, новых мостов в русле могут встретиться остатки опор или свай старых мостов, располагающихся рядом.

Перекаты - сложное образование из двух отмелей, растущих с противоположных берегов навстречу друг другу, часто существуют в местах смены направления поворотов русла, то есть в местах перехода стрежня потока от одного берега к другому. Перекаты длительное время существуют на одном и том же месте русла. Различают три типа перекатов: нормальный, сдвинутый и россыпь.

Все перекаты состоят из верхней и нижней кос или отмелей, между которыми находится гребень переката, где глубина наименьшая, а скорость течения наибольшая. В гребне переката имеется корыто-канал с наибольшими глубинами. Сверху к гребню переката ведет напорный скат с постепенно падающей глубиной, сразу за гребнем вниз по течению расположено подвалье переката с резким увеличением глубины.

Части русла, расположенные выше и ниже гребня переката, называются верхней и нижней плесовой лощиной.

На равнинных реках все элементы песчаного переката легко выделить на реке по цвету воды - более глубокие места темные, на более мелких просвечивает желтый песок. На горных и горно-таежных реках также встречаются перекаты, отмели и другие описанные выше элементы, сложенные продуктами размыва русла, они могут быть сложены как песком, так и галькой разного размера, вплоть до булыжников.

Сдвинутый перекат отличается тем, что верхняя и нижняя плесовые лощины сильно заходят друг за друга, продолжаясь каждая вдоль своего берега, при этом гребень переката может быть направлен по продольной оси реки или даже так, что направление течения в корыте будет составлять угол более 90° с направлением течения реки. В сдвинутом перекате появляются овальные течения через гребень помимо корыта, которые могут ввести туриста в заблуждение и затянуть судно на мель. Перекаты-россыпи имеют несколько гребней, нечетко выраженные корыта и косы, расположенные в русле без видимой закономерности, поэтому они особенно трудны для прохождения.

На реках с быстрым течением часто образуются прижимы, то есть навалы воды на отвесный, чаще всего скальный, внешний берег поворота реки под действием центробежных сил. Прижимы образуются на очень крутых поворотах, так как на поворотах стрежень потока располагается близко к внешнему берегу поворота, на него наваливается значительная масса воды, и непосредственно у берега создаются различные распределения скоростей поперек потока. Если водность реки значительна, а поворот очень крут, у самого берега образуются отбойные валы. При высокой водности реки, но на менее крутом повороте, а также при отрицательной крутизне берега под водой отбойный вал может не возникать. Аналогичная картина возникает в прижиме на достаточно крутом повороте в потоке с малым расходом воды. Прижимы с отбойным валом легко распознаются на реке по отбойному валу, прижимы без отбойного вала распознать гораздо сложнее, а подсос к берегу в них гораздо сильнее.

Перекаты и мели - образуются там, где скорость течения уменьшается и из воды выпадают осадки в виде песка и мелких камней. На горных реках можно встретить мели, образованные довольно крупными валунами. Чаще всего мели и перекаты залегают у выпукло го берега на повороте реки, на сильных расширениях русла, у верхней и нижней оконечностей островов. Отдельная мель или перекат, имеющий достаточно глубокий проход, так называемое корыто, не опасны для катамарана, если они своевременно обнаружены. Кроме формы русла, признаками мелей и перекатов могут служить:

) цвет воды - более светлый, желтоватый, на мелком месте и более темный, зеленый,- на глубоком;

) поверхность воды - в тихую погоду над мелью вода гладкая, а на главной струе всегда рябит; при ветре волна на главном сливе и вообще на глубоком месте заметно больше и ровнее, чем над мелью.

Завалы - скопления подмытых весенними водами деревьев - часто непреодолимы для катамарана. Стволы деревьев громоздятся у вершин островов, иногда полностью перекрывая одну из проток. Катамаран свободно минует не сплошной завал, однако не следует приближаться к нему слишком близко: обычно более плотно перекрыты только верхние слои потока, вода устремляется под завал с большой силой и может затащить туда катамаран, оказавшийся поблизости.

Сплошные завалы образуются на участках реки с малым уклоном и малой скоростью течения там, где поток дробится на отдельные узкие протоки, а также в верхнем течении небольших таежных речек, ширина которых не превосходит высоты окружающих деревьев.

Не только завал, но и одно дерево, нависшее над быстрым потоком, может причинить серьезные неприятности. Такие деревья чаще встречаются на вогнутых берегах, у крутояров, где поток сильно разрушает берег. От таких деревьев надо заблаговременно отгребаться.

Одиночные камни - подводные и надводные - не представляют для катамарана опасности, если они заблаговременно обнаружены. Основные признаки, по которым можно обнаружить подводный камень, - это неисчезающие круги, бурун и косые струи, отходящие от вершины камня. Значительно труднее обнаружить камень, который находится в пороге, так как стоячая волна постоянной высоты не всегда возникает над ним. Иногда в порогах встречаются валуны, сильно возвышающиеся над средним уровнем потока и в то же время непрерывно обтекаемые гладким слоем воды толщиной 10-15 см. Здесь же можно встретить плиты, пологая сторона которых обращена вверх по течению. Стремительный гладкий поток набегает на такую плиту, даже если ее гребень на метр выше среднего уровня потока, и сбегает с нее слабеньким каскадом с нижней крутой стороны. Ниже такой плиты вода также относительно спокойна. Вообще при большой скорости течения одинокие камни могут быть, закрыты водой сверху и плохо просматриваться с наплыва. В то же время их сторона, обращенная вниз по течению, может быть обнажена.

Последствия удара катамарана о камень могут быть различны и зависят в основном от скорости потока и высоты камня. Наиболее опасны удары о камень носом, которые иногда приводят к серьезным авариям.

Встречный ветер - препятствие хотя и не опасное, но в нижнем течении и на равнинных реках может существенно спутать расчеты путешественника. Уменьшение парусящей поверхности надводной части катамарана за счет более целесообразного размещения людей и груза не дает ощутимого результата при сильном ветре.

Плавание на катамаранах по участкам реки, где встречаются искусственные препятствия - мосты, паромы, за пани и т.п., мало чем отличается от плавания по ним на других туристских судах. Главное в преодолении этих препятствий - вовремя заметить их, чтобы при необходимости иметь возможность пристать к берегу. Тогда можно спокойно выяснить обстановку и наметить способ преодоления.

Риски, воздействующие на человека, оказавшегося в потоке реки вне катамарана:

Травма. Может возникнуть при ударе о камни, как надводные, так и скрытые под водой. Опасно, если человек получает сильный удар и теряет сознание.

Ножное зацепление. Очень опасная ситуация, когда человек пытается встать на ноги при движении в бурном потоке, и как следствие, зацепляется ногой за бревно или камень, находящееся под водой. Сильный поток прижимает пострадавшего в воду и создает риск утопления. Ситуация усугубляется тем, что сильный поток прижимает пострадавшего и скрывает его под водой, вследствие чего очень трудно вовремя провести спасательные работы.

Попадание в сифон. Сифоном называют препятствие, где поток полностью уходит под скалу. Попавшего в сифон может заклинить потоком под водой. Спасти человека из сифона практически невозможно.

Попадание в бочку. Бочкой называется обратный турбулентный поток, возникающий сразу после слива. Очень опасны бочки, образованные крутыми, перпендикулярными сливами. В таких местах поток вымывает глубокие ямы, и там образуется циркуляция воды с малой плотностью (из за образующейся пены), в которой спасательный жилет не держит, а дышать этой смесью тоже нельзя.

Переохлаждение. Обычно вода в реке холодная, то человек может быстро получить переохлаждение, вследствие чего может произойти остановка сердца.

Можно значительно уменьшить описанные риски если:

Сплавное снаряжение находится в хорошем состоянии.

У гида на маршруте имеется аптечка первой медицинской помощи с иммуноглобулином (для введения при укусе клеща), бросательная веревка.

На группу берется ремнабор и веревки, мобильная связь.

Разработан план проведения спасательных работ и эвакуации пострадавшего при наступлении несчастного случая.

Правила безопасного поведения на воде:

. При посадке запрещено прыгать в гондолы катамарана.

. В походе катамаран должен находиться на расстоянии зрительной и голосовой связи с идущими впереди и сзади. Крик на воде должен означать только одно: «Терпим аварию!» Во всех остальных случаях крик на воде - это грубейшее нарушение дисциплины.

. При остановке на ночлег или на большой привал необходимо выбрать место для бивака. Берег реки дожжен быть удобен для причаливания и выноса катамаранов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить катамараны на ночь, и площадка для установки палаток и разведения костра.

. В случае ненастной погоды организацию бивака начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

В случае аварийных ситуаций необходимо:

если судно перевернулось на волне, то туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, должны ловить уплывшие вещи, а потерпевшие обычно действуют по обстановке.

если место мелкое, необходимо остановить катамаран, вынести на берег, извлечь из воды утонувшие вещи и просушить их.

если авария произошла на глубине, группа должна вначале отогнать судно на мелководье;

если судно перевернулось на пороге, команда перевернувшегося судна должна взяться за края гондол катамарана плыть к берегу. Команды катамаранов, находящихся впереди, подключаются к вылавливанию уплывших с перевернувшейся лодки вещей - продуктов и спальных принадлежностей;

если человек тонет, то следует подойти к нему на катамаране носом или кормой. Один из находящихся в катамаране, лежа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку, помогает тонущему подняться в катамаран. Категорически запрещается вытаскивать тонущего с борта, так как в этом случае катамаран может опасно накрениться и перевернуться, а туристы, находящиеся в ней, могут оказаться в воде.

В пути туристов могут поджидать различные препятствия, и нужно быть готовым к любым трудностям [27].

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи и методы исследования

Перед определением методологии исследования была высказана гипотеза исследования - предполагается, что разработка водного маршрута поспособствует привлечению новых туристов в Татарстан, а также положительно повлияет на популяризацию водных походов.

Осознание потребности в новом познании становится условием постановки научной проблемы в науке, в частности в туризме. Эта проблема связана с получением новых знаний и определенными способами их получения. Сформулированная в виде гипотезы проблема указывает общее направление исследовательской деятельности.

Для решения поставленной проблемы были сформулированы ближайшая и последующая задачи исследовательской деятельности. Ближайшая задача исследования состоит в получении исходных фактических данных, необходимых для решения поставленной проблемы. Так, ближайшими задачами стали выяснение туристского потенциала бассейна реки, определение понятия водного похода на катамаране, проектирование водного маршрута по реке Иж, проходящего по территории Удмуртии и Татарстана.

Последующие задачи исследования формулируются в виде вопросов, получение ответа на которые позволяет решить проблему в целом.

Поэтому чтобы достичь поставленных перед работой целей на основании рассмотренных в первой главе данных о рекреационных ресурсах бассейна реки Иж и об организации водных походов были сформулированы следующие задачи исследования:

) выяснении возможностей реки Иж для развития сплавного туризма;

) определение параметров проведения водного маршрута по реке Иж;

) проектирование нитки водного маршрута по реке Иж;

) определение направлений работы по организации водного маршрута.

Сформулированная научная проблема включает в себя основной вопрос проблемы, предмет исследования, ближайшую и последующую задачи, представленные в виде определенного количества частных вопросов, подлежащих исследованию.

Успешное решение научной проблемы во многом зависит от степени ее истинности, имеющей взаимосвязанные аспекты: необходимы ли постановка и разрешение данной проблемы, вызывается ли она практической или теоретической потребностью; разрешима ли данная проблема на современном этапе развития науки.

Необходимость постановки и решения той или иной научной проблемы определяется потребностями туристской практики. При формулировании проблемы необходимо выявить: в какой степени ее решение будет способствовать повышению эффективности водного туризма. Необходимо учитывать, что проблема может возникать и на основе логики развития самой туристской науки. В этом случае ее практическая значимость на данный момент времени может и не усматриваться.

Решение проблемы осуществляется в процессе научного исследования. Полностью устранить элемент неопределенности в решаемых проблемах, как правило, не удается. Это и характеризует известную неопределенность исследовательской деятельности, что является одним из признаков, отличающих ее от других видов деятельности, связанных с реализацией проверенных знаний.

Научная проблема о виде туризма является исходной формой научного познания. Ее решение предполагает исследовательскую работу, ближайшим этапом которой являются обнаружение, объяснение и обобщение фактов реальной действительности, получение научных фактов как эмпирического основания теоретического познания.

Первоначальной формой нового познания обычно является догадка, нередко возникающая интуитивно. Способность строить гипотезы является одной из важнейших черт творческого мышления исследователя, свидетельством его широкого кругозора, пытливости ума и наблюдательности.

Гипотеза возникает из потребности в новом познании при осознании недостаточности имеющихся. Кажущаяся внезапность ее возникновения является итогом размышлений.

Наиболее реальные гипотезы исследователь берет в качестве рабочей гипотезы, на основе которой изучается эмпирический и теоретический материал. В ходе его анализа рабочая гипотеза или отвергается, или, если будет установлена большая степень ее вероятности, становится ядром научной гипотезы как наиболее вероятного предположения о возможном решении проблемы (гипотеза-предположение).

Гипотеза-предположение должна отражать уровень знания о предмете, когда еще не достигнуто достоверное его объяснение и выдвигается одно из вероятных. Для выдвижения предположения об организации водного маршрута необходимо знать туристский потенциал реки, чтобы данное предположение воплотить в реальность.

Одним из требований к гипотезе-предположению является возможность ее экспериментальной или теоретической проверки. Конечный ответ на этот вопрос может дать только реализация этого предположения.

Это не означает, что эта и ей подобные научные гипотезы не могут быть проверены. Средством такой проверки являются теоретические расчеты с применением методов прогнозирования.

После того как гипотеза-предположение обоснована фактически и теоретически, она подвергается дальнейшей проверке путем логического выведения следствий и их анализа. Тщательный анализ вероятных следствий поможет подтвердить анализируемое предположение и внесет в него уточнение. На этом этапе исследования обычно возникают новые проблемы, могущие стать предметом самостоятельного исследования.

В результате последовательного логического развития гипотезы создается система знаний, с большой степенью вероятности решающая исследовательскую проблему. Дальнейшее развитие научной гипотезы является процессом ее превращения в составной элемент теории. Ее истинность доказывается практикой.

Помимо методов прогнозирования, метода анализа и логического метода были применены географический метод и метод анкетирования.

2.2 Организация исследования

Для достижения сформулированной цели было организовано изучение найденной литературы по теме, материалов, представленных в интернете спелеотуристическими клубами.

Материалов по реке Иж крайне мало, а по сплавам по этой реке ещё меньше. Тем не менее, для достижения задачи по описанию возможностей реки Иж для развития маршрутов водного туризма были проанализированы основные моменты проведения водных походов.

В ходе исследования было проведено анкетирование, выявившее определенные желаемые для большинства возможных участников моменты организации водного маршрута по реке Иж. На основе анкетирования были определены ряд моментов прокладки маршрута водного похода.

Для достижения задачи проектирования водного маршрута был изучен картографический материал и данные о рекреационных ресурсах по вырисовывающемуся маршруту с целью прокладывания оптимального пути.

Был проанализирован используемый для водных походов набор снаряжения с целью уяснения эффективного состава снаряжения для проложенного маршрута, включая питание. Данные по снаряжению были обобщены для наглядности в табличные формы.

Для достижения задачи по организации водных маршрутов исследовался материал о правилах и методиках проведения водных походов. Были определены меры, обеспечивающие безопасное проведение водного путешествия.

Было выявлены и описаны также основные опасности, возможные в водном походе.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Анализ возможностей реки Иж для развития маршрутов водного туризма

Поскольку река Иж является равнинной, она может быть рекомендована начинающим туристам. Лучшее время для путешествия на байдарках - июнь-август.

Иж, правый приток Камы, течет по территории Удмуртии и Татарстана. Имеет невысокие берега, в низовьях судоходен. Места для биваков есть по всей реке.

Долина реки от верховья к устью то расширяется, приобретая мягкий профиль с отлогими и низкими береговыми склонами, то сужается, и тогда склоны становятся высокими и крутыми, как у деревни Старый Чультэм. Левый берег обычно выше правого.

Ширина реки ниже села Большие Варзи - более 60м, течение медленное, падение около 20 см на 1 км.

Протяженность отрезков маршрута:

) Иж-Забегалово - Ижевск - 63 км,

) Ижевск - Успьян - 54 км,

) Успьян - устье Ижа - 142 км.

В паводок сплав можно начать на реке Большой Иж от моста у села Иж-Забегалово. По Большому Ижу до слияния с Малым Ижем 4 км. На верхнем участке река имеет ширину 7-10 м, глубину - 0,4-1,0 м. Много завалов, некоторые приходится обносить. Наиболее интересна для сплава часть реки от притока Селычка до Ижевска. Здесь можно сплавляться и в летнюю межень.

В Иж-Забегалово можно проехать автотранспортом от станции Июль (линия Ижевск - Воткинск).

В своих верховьях от села Иж-Забегалово и до Воложки Иж течет в низких заболоченных берегах, поросших лесом. Основной лесной массив расположен на левом берегу. На этом отрезке в Иж впадает несколько притоков. Наиболее значительные из них: Чур - справа и Важоиха - слева.

От села Селычка до поселка Воложка ширина Ижа 6-12 м, уклон до 1,3 м/км. Река сильно петляет. Встречаются мосты, которые создают сложности для прохождения в паводок.

За устьем Сепыча снова появляются леса, которые тянутся вдоль Ижа до станции Успьян (линия Вятские Поляны - Сарапул). Правый берег на этом отрезке реки до устья Лудзинки, правого притока, сильно заболочен. Ниже Лудзинки в Иж впадает слева речка Яганка, справа - довольно значительный приток - Постолка.

Вся пойма реки покрыта лесом. Это популярное место отдыха жителей Ижевска. Туристы проводят здесь ежегодные слеты и соревнования, походы выходного дня (водные и пешие). В 2-3 км от реки, от поселка Селычка до Ижевска тянется Якшур-Бодьинский тракт (27 км), что удобно для заброски на Иж. На катамаране этот участок при желании можно пройти за день, а включая пруд (водохранилище) за полтора-два дня.

От моста на бетонной дороге, идущей от тракта на деревне Новая Чернушка, до пруда - территория заказника. Останавливаться здесь не рекомендуется. Ниже притока Люк (справа) начинаются верховья Ижевского пруда (водохранилища) - одного из старейших на Приуралье. Ниже Воложки и до Ижевска - гладь Ижевского водохранилища длиной около 14 и шириной почти до 4 км.

В районе плотины раскинулся город Ижевск - столица Удмуртии, красивый современный город с населением более 600 тыс. чел. Это родина отечественного мотоциклостроения, здесь действует всемирно известный оружейный завод.

Сплав по реке Иж продолжается после обноса плотины. Ниже Ижевска в Иж впадает слева приток Позимь, справа - Сепыч. Этот отрезок реки практически безлесен, берега заболочены. Только ниже Медведово и против устья Сепыча на правом берегу Ижа небольшие рощи.

Правый берег Ижа от станции Успьян и до устья почти безлесен. Небольшие рощи можно встретить только перед устьем Чажа, правого притока, и ниже сел Рыболовлевское и Шаршада.

От Ижевска до Болтачево река сильно загрязнена промышленными и хозяйственными отходами. На этом отрезке в Иж впадают также справа притоки Агрызка и Бобинка. На левом берегу занятые лесом участки чередуются с безлесными.

Ниже Агрыза долина расширяется, лес остается только на береговых террасах, а луговая пойма местами поросла кустарником. Ширина реки здесь 30-50 м.

После устья реки Кырыкмас, в районе впадения в Иж река Уса (справа), уже чувствуется подпор водохранилища Нижнекамской ГЭС. На этом притоке, в 17-20 км от устья, расположен Варзи-Ятчи, известный грязевой курорт.

Устье реки залито водохранилищем Нижнекамской ГЭС. Сплав можно закончить в поселок Ижевка на Каме недалеко от устья Ижа, уже в Татарии. Здесь находится знаменитый Ижевский источник - курорт «Ижминводы», завод «Ижевский источник», речной порт на Каме.

Низовья реки превратились теперь в большой и протяженный (более 30 км) залив Нижнекамского водохранилища. Расстояние до устья приведено для реки до затопления.

Если маршрут закончивать на пристани Ижевка, то оттуда можно проехать речным транспортом в Набережные Челны.

Продолжать путешествие на байдарках, катамаранах или плотах по Нижнекамскому водохранилищу при наличии сильного ветра и волнения не рекомендуется.

Но если погода позволяет, то маршрут сплава можно продолжить по Каме, вернее, по водохранилищу, до города Менделеевск.

Транспорт к реке Иж:

К начальной точке - деревне Иж-Забегалово можно попасть на автомобиле от поста ГАИ (на тракте Ижевск - Якшур-Бодья) по дороге на Киенгоп, до него можно доехать из с. Якшур-Бодья. Путь займёт 15 км;

К селу Якшур-Бодья - автобусный маршрут от г. Ижевска, 45 км, или от станции Кекоран железнодорожной линии Зилай - Люкшудья (Ижевск). Путь займёт 13 км.

К городу Ижевск - от станции Успьян железнодорожной линии Казань - Красноуфимск; станции Агрыз той же ж/д линии.

К деревне Шаршада - автобусный маршрут до Ижевска. Путь займёт 87 км.

3.2 Водный маршрут по реке Иж

Основная идея разработки и проектирования водного маршрута по реке Иж заключается в том, чтобы создать водноспортивный тур для туристов эконом-класса, для групп молодежи, который позволяет получить информацию о природе Удмуртии и Татарстана, культуре и истории местного населения, о достопримечательных местах в бассейне реки Иж, возможность активного отдыха для улучшения физической формы и самоутверждения.

Разработка водного маршрута путешествия осуществляется согласно методическим рекомендациям-требованиям к походам. При разработке катамаранного маршрута планируется ход до 50 км в день, при этом следует учитывать дневки, непогоду, а также время на осмотр достопримечательностей, экскурсии. Также следует учитывать и водный режим водоемов, выбранных для маршрута.

Проектирование водного маршрута воплощается в виде описания точек прохождения сплава, дополнительных организационных моментов.

Как правило, проектирование маршрута включает составление:

характеристики территории по маршруту;

описания маршрута;

графика движения по маршруту;

карты-схемы маршрута;

справочных материалов по маршруту.

Совершать сплав по реке Иж рекомендуется туристам, имеющим опыт плавания на катамаранах. Лучшее время для путешествия по нему - май-июнь, когда в период бурного, хотя и скоро проходящего половодья Иж полноводен, а скорость его течения значительна.

Полнопротяженный сплавной маршрут по Ижу и Каме от Иж-Забегалово до Менделеевска имеет протяженность 289 км, из них по реке Иж 259 км.

Расстояния между пунктами маршрута:

) село Иж-Забегалово на реке Большой Иж - 4 км;

) село Селычка - 23 км;

) поселок Воложка - 30 км;

) Ижевский пруд (до плотины) - 13 км;

) деревня Болтачево (станция Юски) - 47 км;

) станция Успьян - 10 км;

) устье реки Чиж - 43 км;

) устье реки Кырыкмас - 39 км;

) устье реки Иж (Ижевка) - 50 км;

Проектируемый маршрут предусматривает начальную точку в Карабаше. Для доставки участников похода и снаряжения организуется аренда микроавтобуса(ов).

Конечной точкой служит город Менделеевск.

Таким образом, разрабатываемый водноспортивный маршрут, предусматривающий сплав по реке Иж, пройдет через такие пункты как: Селычка, Воложка, Ижевск, Болтачево, Ижевка и др. Причем, планируется, что плотина Ижевского пруда будет обнесена.

Цель участников определена как желание заняться водным спортом, сплавом на катамаранах. Мотив: путешествие как средство психологической разрядки и повышения жизненной активности.

Состав участников: молодые люди от 16 лет, студенты, малоопытные туристы. водный маршрут река катамаран

Питание предусмотрено трехразовое. В походных условиях приготовление пищи организует инструктор. В меню включены свежие овощи, супы.

Похожие работы на - Разработка и проектирование водного маршрута

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!