Разработка водных маршрутов по рекам Республики Татарстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка водных маршрутов по рекам Республики Татарстан

Введение

Актуальность. Реки и озера также являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта. В походах по рекам, озерам, морям и водохранилищам органично сочетаются элементы познания окружающей природной среды, активного отдыха и оздоровления организма.

Характер природных условий оказывает большое влияние на выбор потенциальными туристами маршрута или района водного путешествия. Туристы принимают во внимание климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными природными условиями.

В целом можно сказать, что чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает данный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов. Таковым является Татарстан, для которого актуально выявить географические предпосылки развития водного туризма в республике.

В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных видов туризма и подготовка к водным путешествиям имеет ряд характерных особенностей. Даже в самом простом походе турист-водник должен обладать многими знаниями, умениями и навыками, а также владеть вопросами безопасности: уметь хорошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие снаряжение; правильно садиться на туристское судно и сходить с него; грести и управлять судном; подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега.

Проблема исследования заключается в недостатке на сегодняшний день детально разработанных водных маршрутов по рекам Республики Татарстан.

Объект исследования - развитие водного туризма.

Предмет исследования - разработка и проектирование водного маршрута.

Гипотеза исследования - предполагается, что разработка водного маршрута поспособствует привлечению новых туристов в Татарстан, а также положительно повлияет на популяризацию водных походов.

Цель исследования - организовать водный маршрут по реке Большой Черемшан с использованием катамаранов.

Задачи исследования:

1) изучить литературу и иные источники по теме исследования;

) охарактеризовать водный туризм как вид туризма;

) выявить особенности проведения водных походов на катамаранах;

3) спроектировать водный маршрут по реке Большой Черемшан;

) разработать организационные меру обеспечения проведения водного похода.

В процессе исследования использовались следующие методы исследования: логико-аналитический, географический, описательный, проектирование.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, выводов, библиографического списка, а также содержит 1 таблицу в тексте работы и 3 приложения.

Глава 1. Рекреационные ресурсы республики Татарстан

.1 Понятие и общая характеристика водного туризма

Водный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности, путем сплава по рекам, озерам, морям и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах. К нему можно отнести также парусный туризм и морской каякинг [8].

Водный туризм сочетает в себе элементы познания, активного отдыха, оздоровления и спорта и доступен всем здоровым людям. Он - один из самых массовых и популярных видов туризма, имеющих сотни подвидов и разновидностей.

Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции, приводимые в движение силой течения (рафтинг), мускульной силой (сплав, каякинг) или силой ветра (парусный туризм) [7].

Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего водного туризма. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Любые водные пространства в нашей стране активно используются человеком для отдыха и досуга. Прежде всего, это повсеместное купание по сезону в оздоровительных и развлекательных целях, катание на гребных и парусных лодках, яхтах, плотах, прогулочных катерах и теплоходах. Зимой пространства, покрытые льдом, используются для катания на коньках и буерах. Широко развита рыбная ловля летом и зимой. Практикуется подводное плавание, в том числе с научными, археологическими и спортивно-развлекательными целями. На берегах озер устроены множественные туристские базы, базы отдыха, пансионаты, санатории, коттеджные поселки, активно используемые для отдыха и туризма.

В России огромное количество рек, идеально подходящих для занятия водным туризмом. В последние годы все большую популярность в России набирают водные путешествия на различных судах по рекам, озерам, морям и водохранилищам. Во многом это обусловлено тем, что наша страна, как никакая другая, удивительно богата интереснейшими и красивейшими водными маршрутами.

В целом, водный туризм в России широко развит на крупных равнинных реках (Волге, Оке, Енисее и др.) и проходимых горных реках Урала, Алтая, Кавказа (Катуни, Белой, Мзымте и прочее). Особенно водные походы на катамаранах, байдарках и плотах удивительны там, где они проходят по озерно-речным системам, в частности, в Карелии [6]. Популярны также «кругосветки» - водные туры, которые начинаются и заканчиваются в одном и том же месте: жигулевская лодочная кругосветка (от Самары вниз по Волге, волоком к реке Уса и затем снова по Волге до Самары), оршинская в Тверской области и другие.

Существует несколько классификаций водных туристических транспортных услуг.

По видам и разновидностям услуги водной перевозки туристов М.Б. Биржаков предлагает разделить на:

перевозки водным и морским транспортом:

плоты и гребные лодки; парусные суда;

лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

речные и морские суда; суда на воздушной подушке;

подводные суда [4].

Согласно классификации транспортного обеспечения туризма, перевозки делятся на:

перевозки с использованием водного транспорта: морские и речные круизы; морские и речные прогулки и экскурсии (перевозка туристов по реке или морю длительностью до 24 часов);

водные перевозки (в том числе и чартерные перевозки);

перевозка туристов с использованием малых водных транспортных средств (яхты, лодки).

Морские перевозки туристов осуществляются в рамках межгосударственных соглашений: Конвенции о перевозке морем пассажиров и багажа, принятой в Афинах, Международной конвенции об охране человеческой жизни на море, принятой в Лондоне в 1974 году, и Международной конвенции об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и их багажа, принятой в Брюсселе в 1967 году.

Согласно международному праву, международной перевозкой считается любая перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены в двух различных государствах или в одном государстве, если по договору перевозки промежуточный порт захода находится в другом государстве [4].

Путешествия туристов по внутренним водным артериям России регламентируется Водным кодексом Российской Федерации и Уставом внутреннего водного транспорта. Перевозка туристов водным транспортом включает: морские перевозки и круизы; речные путешествия и круизы; морские и речные прогулки (экскурсии); путешествия на катамаранах, яхтах, лодках; прочие виды водных путешествий.

Одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы [31]. Круиз - это организованная морская или речная туристская поездка на теплоходе, используемом как средство перевозки, размещения, питания, развлечений и другие, включающая в программу береговое обслуживание.

Морские и речные круизные водные туристские путешествия имеют целый ряд достоинств:

высокий уровень комфорта;

значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);

возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический и другие);

возможность полноценного отдыха;

полный комплекс жизнеобеспечения.

К недостаткам водных туристских путешествий можно отнести:

невысокая скорость движения транспортных средств;

ограниченная мобильность;

синдром «замкнутого пространства;

подверженность части людей «морской болезни»;

в ряде случаев высокие тарифы и прочее.

В соответствии с проведенными опросами туристов, использующих водный транспорт на различных маршрутах, было выявлено, что основными мотивами выбора водных путешествий является желание отдохнуть на воде, провести в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Продолжительность круизов, как правило, 6-30 дней, но наиболее популярными являются круизы продолжительностью 10-14 дней. С учетом социального расслоения общества участниками морских (в том числе элитных) круизов являются люди с высоким и сверхвысоким уровнем доходов. Участники речных круизов - люди среднего и ниже среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией.

Круизы - самый престижный и инновационный вид отдыха [31]. Интерес к морским путешествиям растет с каждым годом: его подстегивают сами круизные компании, спускаю на воду поражающие воображение новые лайнеры, настоящие плавучие «пятизвездные» отели. В отличие от западных стран, где очень высока популярность круизного отдыха, российский рынок морских путешествий весьма ограничен. В России в секторе морских круизов активно работают около десяти туроператоров. Число круизных туристов составляет 2-4% от общего турпотока. Это говорит о том, что круизы являются достаточно элитным видом отдыха.

Круизные лайнеры можно разделить на корабли большого размера - более 2 тысяч пассажиров на борту, корабли среднего размера - одна-две тысячи человек и малого размера - до тысячи человек. Так большие корабли предоставляют больше разнообразных возможностей, а корабли поменьше предлагают более уютную, приватную атмосферу на борту. На малых кораблях сервис полностью персонализирован, рестораны имеют высочайший уровень, особое значение придается роскоши, особенно в каютах.

В настоящее время среди деловых людей пользуются спросом круизные конгресс-туры, круизные учебные программы, языковые туры. На современных теплоходах для реализации таких туров оборудованы специальные конференц-залы с полным набором технических средств и оргтехники.

Круизные суда существенно отличаются по уровню комфорта. Они делятся на ледоколы, экспедиционные суда, исследовательские суда, парусные и моторные яхты и собственно круизные суда. Максимальное количество мест на этих кораблях до 400. Уровень комфорта и условия размещения туристов существенно уступают другим круизным предложениям.

В России морские внутренние круизы проходят по 5 бассейнам в которых предусмотрен заход в 41 порт. Санкт-Петербург является крупнейшим морским портом России, принимающим океанские лайнеры круизных компаний мира.

Речные круизы в России также пользуются большой популярностью у туристов. Их участники, как правило, люди среднего или ниже среднего достатка (в отличие от морских круизов, где большинство пассажиров - люди с высоким и сверхвысоким уровнем дохода). Преимущества речных круизов в том, что они менее подвержены влиянию погоды, более информативны (береговой обзор), имеется возможность пользоваться многочисленными стоянками.

Речные круизы классифицируют как:

перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;

перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;

перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;

паромные переправы;

прогулочные и экскурсионные рейсы;

краткосрочные и длительные круизы;

специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы).

Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы европейской части России позволяют соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря. Для туристских путешествий используются каналы: Беломоро-Балтийский (227 км), Волго-Балтийский (361 км), Волго-Донский (101 км) и другие реки и озера. Интерес россиян к речным круизам ежегодно стабильно растет. Речные круизные операторы в России предлагают туристам круизы различной продолжительности от 2-х ночей до 17 дней.

Путешествия организуются на речных лайнерах, представляющих собой миниатюрные отели класса «люкс», рассчитанные на прием 120-200 гостей. Теплоходы, как правило, имеют две жилые палубы. Каюты первой и второй палубы практически не отличаются по размеру и внутреннему убранству: все они с панорамными окнами, а внутренних кают без окон на таких судах нет. Они оснащены всем необходимым для путешествия: душем, туалетом, кондиционером и телефоном. Питание на таких теплоходах восьмиразовое.

На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг: возможность пользоваться музыкальными и читальными салонами, кинозалом, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия.

Короткие морские и речные прогулки и экскурсии (перевозка туристов по реке или морю длительностью до 24 часов) среди туристов тоже пользуются большой популярностью. Их особенность - это продолжительность не более 24 часов. В мире насчитывается около 20 млн. единиц прогулочных судов - это катера, скоростные суда на подводных крыльях, сверхскоростные суда с газотурбинным двигателем, небольшие моторные лодки, яхты.

В России большой популярностью пользуются городские водные экскурсии по каналам Санкт-Петербурга и его пригородов. Летом, среди гостей и жителей Петрозаводска популярны водные экскурсии по Онежскому озеру.

Морские и речные путешествия на парусных судах являются формой круиза. Туры на парусных судах классифицируются на две группы: яхт-чартер (прокат небольших судов по часам, дням, неделям, месяцам, яхту можно взять как с командой, так и без нее) и яхт-круиз (его технология аналогична обычному круизу). Данный вид круизов наиболее распространен в Карибском бассейне и Средиземном море, где он считается элитно-клубным туризмом.

Подавляющее большинство яхт сейчас принадлежит специализированным компаниям, которые сдают их в аренду. Яхты все разные, их уровень и сервис на борту зависит от комплектации, года выпуска, и от оператора. Корпуса небольших судов делают из легкого пластика, устойчивого к механическим повреждениям. Палубы покрывают ароматным, не гниющим и не разбухающим от влаги тиковым деревом, а внутренняя отделка, как правило, из махагони. Классификаций яхт много. По цели использования их делят на: гоночные, туристические и крейсерские. По способу приведения в движение - на парусные, моторные и парусно-моторные. Дизайн парусных и парусно-моторных яхт сильно отличается от моторных: мачты, реи, такелаж, киль - у моторных яхт их нет.

Моторные яхты - обычно самые роскошные, наиболее технически оснащенные, и соответственно самые дорогие по стоимости аренды. Почти все они оснащены стабилизаторами - механизмами, сокращающими амплитуду колебаний яхты во время хода и предотвращающими укачивание пассажиров. Степень комфорта и уровень сервиса на борту зависят только от запросов и платежеспособности заказчика. Яхты этого типа могут быть небольшими, рассчитанными на 6 гостей, а могут быть и очень просторными, способными принять на борт до 40 пассажиров.

Парусные яхты бывают круизными и спортивными. Первые оборудованы каютами. Яхты оснащены всем необходимым для плаванья: магнитным компасом, лагом, эхолотом, GPS-системой, радиостанцией, навигационным компьютером и даже автопилотом.

Парусно-моторные яхты отличаются роскошным внутренним убранством и интерьером их сосны, красного дерева, дуба и других ценных сортов дерева. Спектр парусно-моторных яхт очень широк: начиная от яхт небольшой длины, рассчитанных на 2-8 пассажиров, и заканчивая большими и комфортабельными трехпалубными океанскими яхтами класса «luxurious». Они имеют внушительные размеры и отличаются комфортом на уровне «пятизвездочных» отелей.

Современные яхты оборудуются таким образом, чтобы обеспечить возможность автономного длительного плаванья. Поэтому в стандартное оборудование, как правило, входит газовая плита с запасом газа, один или несколько санузлов с горячей водой и емкости, обеспечивающие достаточный запас пресной воды и топлива. В яхтах большого размера обычно есть холодильник. Условия жизни на яхте вполне сопоставимы с оснащением хорошего гостиничного номера, а иной раз и превосходят их.

Стоимость аренды яхты зависит от ее оснащения, а также от того, сдается ли судно с командой, или без, либо только с капитаном. При заказе яхт-чартера клиент заполняет специальную анкету, позволяющую ему сформулировать свои требования к услугам на борту. Это в первую очередь - особенности питания, специальный заказ на продукты и напитки. Учитываются предпочтения по наличию на борту цветов, газет, музыкальных записей, компьютерных игр и так далее.

Значительный интерес представляют собой водные туристские походы спортивно-оздоровительного направления, хотя туристские путешествия на теплоходах, катерах и яхтах также имеют своих приверженцев и не менее интересны и познавательны.

Все больше людей выбирают сплавы по рекам, так как водный поход - это не только полезно для физического развития и позволяет увидеть новые интересные места, но и в некоторых случаях хороший всплеск адреналина.

К сплавам по рекам относят сплавы на катамаранах, плотах, байдарках, такие экстремальные виды спорта, как рафтинг и каякинг.

Все водные походы условно делят на 6 категорий, где первая - это самые несложные маршруты с минимальными препятствиями, к примеру, небольшие мели, а шестая - это категория для хорошо подготовленных групп, а последствия ошибок здесь могут быть очень серьезными.

Одним из популярных видом водного туризма является рафтинг, который представляет собой сплав по порожистым рекам на больших надувных судах группами по 6 и более человек. Как правило, новичкам, предлагаются туры не более 3 категории сложности, во время которых их в любом случае подстраховывает опытный инструктор. Россия со своим многообразием водоемов позволяет совершать путешествия любой категории сложности - от простейших, подходящих для малоопытных туристов, до сверхсложных - для истинных профессионалов водного экстрима.

В сезон после схода льда с водоемов и рек (с майских праздников до ноября) многочисленные группы водников на байдарках, катамаранах, надувных судах, плотах и лодках устремляются в походы и путешествия по озерно-речным системам. Это и отдых на воде, поход с преодолением водных препятствий (порогов и перекатов), изучение родного края и достопримечательностей.

Часто на водных пространствах устраиваются водные массовые праздники и культовые обряды, уходящие своими корнями в глубокую древность. Водный походный туризм доступен всем физически здоровым и крепким людям, даже детям. В поход можно пойти организованной группой, семьей, с детьми, туристами младшего, среднего и даже пожилого возраста.

Турист, избравший водный способ передвижения, в путешествии не несет тяжелого груза за плечами в рюкзаке и поэтому может взять в поход больший объем снаряжения, продовольствия.

В последнее время, водные территории все более активно вовлекаются в сферу культурно-массового туризма. Берега озер и островов, населенные людьми издревле, хранят следы ушедших цивилизаций, культур и культов. На берегах водоемов часто наличествуют археологические памятники и иные древности, составляющие суть познавательного туризма.

Основными потребителями водного спортивного водного туризма являются группа туристов, состоящая из обычных людей (непрофессиональных спортсменов), желающих во время путешествия заниматься выбранным видом спорта. К таким видам спортивного водного туризма можно отнести: рафтинг, дайвинг, каякинг, на байдарках, катамаранах и т.д.

Спортивные категорийные сплавы на байдарках, каное, катамаранах, рафтах проходят по рекам, маршруты отличаются большим количеством препятствий. Сложность маршрута определяется скоростью течения реки, протяженностью маршрута и количеством препятствий. Скорость реки зависит от падения реки. Благоприятные условия для спортивного водного туризма существует на горных реках, где основными препятствиями на реках являются пороги, каменистые перекаты и водопады.

Растет число туристских фирм, которые организуют формирование групп, готовят снаряжение, обеспечивают наземное и водное обслуживание, необходимые плавсредства, осуществляют точное картирование доступных подводных объектов, координацию и осуществление туров для российских и иностранных любителей водного походного туризма.

В походах по рекам, озерам, морям и водохранилищам органично сочетаются элементы познания окружающей природной среды, активного отдыха и оздоровления организма. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд характерных особенностей. Даже в самом простом походе турист-водник должен обладать многими знаниями, умениями и навыками, а также владеть вопросами безопасности: уметь хорошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие снаряжение; правильно садиться на туристское судно и сходить с него; грести и управлять судном; подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега. водный туризм татарстан маршрут

В первую очередь, турист-водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки. На водном маршруте туристы могут встретить: сильные течения; пороги; перекаты (мелководные участки русла реки, расположенные поперек реки по всей ее ширине); захламленное русло реки; плотины и т.д.

1.2 Климатогеографическое положение лесостепенного Заволжья Татарстана

Южная часть Республики Татарстан, расположенная южнее долины р. Камы и восточнее р. Волги, представляет собой особый физико-географический край.

На юге лесостепное Заволжье граничит с Ульяновской и Куйбышевской областями. Эта территория, известная в региональной географии как Закамье (по отношению к Казани), а точнее лесостепное Заволжье, на что указывает ее ландшафтно-географическое положение на Русской равнине.

Лесостепное Заволжье по площади наибольшая природная часть Татарии - 36,4 тыс. кв. км.

По особенностям рельефа и геологического строения лесостепное Заволжье расчленяется на 3 геоморфологических района:

) Западно-закамская низменная равнина (с абсолютными высотами 120-140 м), сложенная пермскими и плиоценовыми (третичными) отложениями и прикрытая с поверхности делювиальными и элювиальными, преимущественно суглинками четвертичного, а точнее голоценового (современного) возраста;

) Бугульминско-Шугуровское двухъярусное возвышенное плато (до 380 м), с глубоким эрозионным расчленением, сложенное разнообразными породами уфимского, казанского и татарского ярусов пермской системы с преобладанием в геологическом строении карбонатно-песчаных толщ. Почвы сформировались на делювиальных суглинках и карбонатном (преимущественно) аллювии, приуроченном к водораздельным поверхностям;

) Закамско-Бельская низменная равнина (с абсолютными высотами 130-160 м), сложенная преимущественно плиоценовыми отложениями и прикрытая делювиальными суглинками четвертичного возраста.

В ландшафтно-географическом отношении в лесостепном Заволжье господствует ландшафт, значительно преобразованный сельскохозяйственной деятельностью человека. Степные пространства с травянисто-луговой растительностью на черноземных почвах давно превращены в сельскохозяйственные угодья - пашню. Леса, преимущественно дубравного типа, с липой и березой занимают невыгодные для земледелия песчаные или каменистые почвы на водоразделах, склонах и в долинах рек.

В пределах волжской и камской долин на песчаных аллювиальных отложениях произрастает сосна, составляющая прекрасные лесные насаждения водоохранного и ландшафтного значения.

В климатическом отношении западная часть лесостепного Заволжья выделяется своим особенным вегетационным режимом.

В теплый период года отмечается здесь наиболее высокие суммы температур и наименьшие суммы осадков, что в некоторой степени по степени увлажненности неблагоприятно для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых культур, преимущественно яровой пшеницы в годы сравнительно малообеспеченные осадками.

Для возвышенной восточной части лесостепного Заволжья (Бугульминского и Шугуровского плато) типичны иные климатические черты вегетационного периода, а именно понижение температуры теплового вегетационного периода уже при достаточно хорошем орошении выпадающих осадков, что создает более устойчивые урожаи.

Однако проникающие иногда летом в юго-восточную часть Татарии сухие и жаркие ветры («суховеи») из пустынных областей Казахстана неблагоприятно влияют на созревающие сельскохозяйственные культуры.

В Прикамско-Бельском районе, который имеет пониженный рельеф, отмечается меньше выпадающих в вегетационный период осадков, чем в пределах Бугульминского и Шугуровского плато.

Климатический фон лесостепного Заволжья благоприятен для сельскохозяйственного производства, а именно сумма среднесуточных температур воздуха за теплый период с температурами выше 10° больше 2250° при количестве осадков до 190 мм и годовом количестве 400-420 мм.

Продолжительность безморозного периода определяется в 120-130 дней.

Вследствие сильных ветров зимой, особенно в январе-феврале, снежный покров подвергается передуванию, образуя сугробы на заветренных склонах и обнажая повышенные, не защищенные от ветра поля, что требует систематической службы зимой по защите снежного покрова на сельскохозяйственных угодьях.

Большое значение: имеют лесопосадочные полосы, правильно ориентированные по отношению господствующих юго-западных и южных метелевых снегопереносящих ветров.

Поверхностные воды представлены транзитными реками Волгой и Камой, которые могут быть значительно использованы как источники искусственного орошения прилегающих земель, в особенности при создании культурных пастбищ.

Поверхность лесостепного Закамья рассекают текущие в северном направлении реки Ахтай, Бездна, Шешма, Зай, Ик с притоками, а в южном направлении текут Малый Черемшан и Большая Сульча (притоки Большого Черемшана).

Долины восточной части лесостепного Заволжья характеризуются резковыраженной меридиональной асимметрией склонов, с крутыми и зачастую обнаженными склонами западной экспозиции (восточные склоны) и с достаточно пологими с делювиальными суглинистыми чехлами склонами восточной экспозиции (западные склоны).

Крутые склоны часто осложнены структурными уступами (террасами), что связано с выходами на поверхность пластов сравнительно устойчивых к процессам выветривания горных пород, преимущественно известняков, песчаников.

Более густой гидрографической сетью и значительной ее водообильностью отличается высокая и эрозионно-расчлененная восточная часть лесостепного Заволжья.

Для западной низменной части лесостепного Заволжья, как более засушливой, орошение и использование природных вод связано с созданием прудов и водоемов в пониженных элементах и формах рельефа, с широким использованием подземных вод из плиоценовых и верхнепермских отложений.

В западной части лесостепного Заволжья почвенный покров представлен преимущественно черноземами, причем выщелоченные черноземы занимают 52,2% площади, обыкновенные черноземы 13,3% и карбонатные черноземы на лессовидных глинах и суглинках-1,8%.

Лесные почвы составляют 32,6% площади, причем 28,3% приходится на серые и темно-серые почвы, которые свойственны площадям, находящимся под широколиственными лесами и отчасти занятыми ими в настоящее время.

Почвы южно-таежного типа - дерновоподзолистые - составляют всего лишь 1,2%. Небольшие площади занимают светло-серые, коричневые и коричнево-серые почвы. Почти до 10% площади составляют пойменные и болотные почвы.

В пределах Камско-Бельской равнинной части почвы лесного типа составляют уже 41%, а пойменные, болотные и полуболотные почвы занимают свыше 14%. Более 1% площади находится под крутыми обнаженными склонами южной и западной экспозиции. Из почв лесного типа первое место занимают серые, темно-серые и светло-серые - 33%. До 8% площади находится под коричневыми и коричнево-серыми почвами. Несколько увеличена -площадь под дерново-подзолистыми почвами - до 2%. Ассортимент черноземных почв включает выщелоченные черноземы - 40% площади, обыкновенные черноземы - около 6,5%, карбонатные черноземы - до 3%. Общий клин черноземных почв несколько меньше, чем в западной части и составляет 49,3%.

В пределах возвышенных плато (Бугульминское и Шугуровское) юго-востока Татарии широко развиты черноземы. Почвенный покров, составленный черноземами, достигает 87,3% от общей площади сельскохозяйственных угодий. По своим качествам черноземы состоят из выщелоченных, типичных, обыкновенных и карбонатных, причем последние приурочены к выходам на поверхность известняков пермского возраста. Незначительная площадь лесных почв, используемых под сельскохозяйственные культуры, определяемая в пределах 5%, причем это преимущественно серые и темно-серые почвы.

Почвы черноземного ряда: среднемощные, мощные и выщелоченные, обыкновенные, черноземы тучные характеризуются высоким содержанием гумуса, большими запасами валового азота и фосфора и высокой обменной способностью, а также нейтральной или слабощелочной реакцией водной суспензии. Отмеченные свойства черноземов весьма ценны для сельскохозяйственных, культур.

Особенностью региона является сильная эрозионная расчлененность возвышенного рельефа и в особенности в южной части (Шугуровское плато).

В пределах лесостепного Заволжья выделяются физико-географические районы:

а) Ахтай-Бездненский террасово-аллювиальный низменно-равнинный район.

б) Чистопольский остепненно-равнинный район.

в) Черемшанский облесенный равнинный район.

г) Зай-Шешминский лесостепной возвышенно-равнинный район.

д) Мензелинский низменно-равнинный район.

е) Бугульминско-Шугуровский возвышенно-расчлененный лесостепной район двухъярусного рельефа.

1.3 Рекреационные ресурсы Заволжья Татарстана (реки Большой и Малый Черемшан)

Название Черемшан носят две реки: Большой Черемшан и Малый Черемшан, который впадает в первый.

Этимология названия данных рек древняя, прослеживается от булгарской формы Черемшан (джеремсан). Считается, что она предположительно произошла от марийского (черемисского) «джерем» - луг, то есть река на которой жили в древности луговые мари. В чувашском варианте Черемшан составное имя от «çаран» - луг и «шан» - засыхать. В русском варианте название «Черемисан» объяснялось как «река черемисов», так как в древности тут проживали племена мари.

Этимология, основанная на наиболее ранней известной форме гидронима, записанной Ибн Фадланом - арабским путешественником, посетившим эти места в 992 году - Джарамсан, которую объясняют из персидского слова «джарм» - течь; текущий, проточный.

Большой Черемшан

Большой Черемшан - река в Татарстане, Ульяновской, Самарской области, левый приток Волги, впадает в Куйбышевское водохранилище.

Длина - 336 км, площадь бассейна - 11 500 км², средний расход воды в устье 36,1 куб. м/с.

Исток на Бугульминско-Белебеевской возвышенности.

Низовья реки затоплены при строительстве Куйбышевского водохранилища до города Димитровград.

По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории России, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:

Код водного объекта 11010000412112100004728.

Тип водного объекта Река.

Местоположение КАС/ВОЛГА/1551.

Впадает в реку Волга в 1551 км от устья.

Нижневолжский бассейновый округ (11).

Речной бассейн Волга от верховий Куйбышевского водохранилища до впадения в Каспий (1).

Водохозяйственный участок Большой Черемшан от истока до устья (4)

Длина водотока 336 км.

Водосборная площадь 11500 км².

Код по гидрологической изученности 112100472.

Номер тома по ГИ 12

Выпуск по ГИ 1.

В Большой Черемшан впадают следующие притоки (в километрах от устья):

км: река Большая Авраль

км: река Тия

км: река Письмирь

км: река Малый Черемшан

км: река Кармала

км: река Темерлик (Темерлинка)

км: река Большая Сульча

км: река Аксумлинка

км: река Менпушка

,2 км: река Аксумла

км: ручей Киклинка

км: река Челнинка

км: река Тарханка (Большая Тарханка)

км: река Чуркалей

км: река Яурка (Большая Яурка)

км: река Иштуган

км: ручей Утямыш

км: ручей Толча

км: река Шарла

км: река Бутар-Лей

км: река Колна

км: река Сунгур.

Большой Черемшан, левый приток Волги, берет начало на северном склоне Сокских яров, течет по территории Самарской области и Татарстана. Ниже Димитровграда долина реки затоплена водами Куйбышевского водохранилища.

От истока до города Черемшана река течет по почти безлесной местности, ниже по правому берегу появляются леса. Речные террасы заняты разнотравными луговыми степями. Кое-где среди них встречаются солонцы.

Окружающие пространства в основном распаханы.

Ширина Большого Черемшана ниже села Чулпаново более 60 м, скорость течения небольшая, падение около 20 см на 1 км.

Основной приток Большого Черемшана - Малый Черемшан - протекает по территории Татарстана и Ульяновской области. Его длина составляет 213 км (на территории Республики Татарстан - 192 км), а площадь бассейна 3190 км².

Согласно данным водного регистра:

Код водного объекта - 11010000412112100005084

Тип водного объекта - Река

Бассейновый округ - Нижневолжский бассейновый округ (11)

Речной бассейн - Волга от верховий Куйбышевского водохранилища до впадения в Каспий

Длина водотока - 192 км

Водосборная площадь - 3190 км²

Код по гидрологической изученности - 112100508

Номер тома по ГИ - 12.

Исток Малого Черемшана находится около села Татарский Елтан в Чистопольском районе Республики Татарстан, а устье - в Ульяновской области.

В Малый Черемшан впадают притоки (в километрах от устья):

,6 км: река Сахча (Старая Сахча)

км: река Елшанка

км: река Путок (овр. Косыр)

км: ручьи руч. Тумбинка

км: река Шия (овр. Юлдузский)

км: ручьи руч. Атас (Инча, Ата)

км: ручьи руч. Маляша

км: река Мараса

км: река Баранка

км: река Багана (Баганка)

км: река Адамка

км: река Саврушка

км: река Изгарка (Изгар)

км: ручьи Чебоксарка (руч. Чебоксарка)

Малый Черемшан признан в 1978 году памятником природы Республики Татарстан.

В Татарстане Малый Черемшан протекает по территории Чистопольского, Новошешминского, Аксубаевского, Алексеевского, Алькеевского и Нурлатского административных районов.

Питание реки преимущественно снеговое. Средний расход в 123 км от устья 4,75 м³/с, наибольший - 348 м³/с, наименьший - 0,06 м³/с.

Малый Черемшан замерзает в ноябре, лед на реке вскрывается в апреле.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

.1 Задачи исследования

Цель исследования заключалась в проектировании водного маршрута по реке Большой Черемшан, проходящей по территории Татарстана, Самарской и Ульяновской областей и.

Для достижения поставленной цели на основании рассмотренных в первой главе данных о климатогеографическом положении лесостепенной части Закамья Татарстана, рекреационных ресурсах бассейнов рек Большой и Малый Черемшан, а также на основании методик по проведению водных походов были сформулированы следующие задачи исследования:

) рассмотрение потенциала рек Большой и Малый Черемшан для развития сплавного туризма;

) выяснение параметров проведения водного маршрута по реке Большой Черемшан;

) проектирование нитки водного маршрута по реке Большой Черемшан;

) определение направлений развития водного туризма в Республике Татарстан

.2 Методы исследования

Основными методами исследования выступили: предварительный анализ имеющейся информации; условий и методов решения задач; формулирование исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование, организация туристического маршрута; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и закономерностей; получение объяснений и научных предсказаний.

Применительно к методам и способам исследования данные методы абстрагирования и прогнозирования в туризме можно подразделить на следующие:

) анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и экстраполяция, мысленный эксперимент;

) моделирование и конструирование, с помощью которых создаются «вторичные», или теоретические, объекты исследований;

) логические анализ и синтез - мысленное расчленение предмета исследований с выделением структурных элементов, отдельных связей, существенных свойств и отношений; мысленное воссоздание целого на основе познанных связей и отношений;

) установление различий и сходств между различными объектами, их свойствами и отношениями;

) обобщение - операция, посредством которой общие свойства и отношения, присущие явлениям туризма, объединяются и фиксируются в понятиях, суждениях, категориях, определениях, тенденциях и закономерностях;

) конкретизация и интерпретация - операции, противоположные абстрагированию и формализации, обеспечивающие переход от абстрактных понятий и определений к конкретным объектам исследований туризма, от формальных схем к их объективному смыслу, предметному значению.

Помимо вышеперечисленных применялся логический метод, методы географии и метод анкетирования.

Метод анкетирования заключался в опросе круга лиц по заранее определенному списку вопросов. Он позволил определить, насколько люди знакомы с темой проведения водного похода и каким моментам в нем отдают большее предпочтение.

2.3 Организация исследования

Для достижения сформулированной цели было организован подбор литературы по теме, материалов, представленных в интернете туристическими клубами.

Для достижения задачи по анализу возможностей рек Татарстана для развития водного туризма были выбраны Большой и Малый Черемшан.

Применительно к этим рекам были рассмотрены основные параметры проведения водных походов, встречаемых по ходу сплава пунктов.

В ходе исследования рассмотрен историко-культурный потенциал Малого Черемшана для привлечения туристов с культурно-познавательными целями.

Для достижения задачи проектирования спелеомаршрута анализировался картографический материал и данные о рекреационных ресурсах с целью прокладывания оптимального маршрута. Кроме того, анализу подвергся используемый для водных походов набор снаряжения с целью уяснения оптимального набора для проложенного маршрута, включая питание.

Для достижения задачи по определению направлений развития водного туризма в Татарстане исследовался материал о развитии туризма в других регионах.

Было выявлено несколько важнейших направлений.

В ходе исследования было проведено анкетирование, выявившее определенные желаемые для большинства возможных участников моменты организации водного маршрута по лесостепной зоне Закамья Татарстана.

Большинство ответивших не участвовало в водных, но хотели бы принять участие.

Глава 3. Результаты исследования

.1 Анализ возможностей рек Республики Татарстан (Большого и Малого Черемшана) для развития водного туризма

При анализе туристского потенциала рек Большой и Малый Черемшан Республики Татарстан были отмечены благоприятные условия на Большом Черемшане для водно-спортивного туризма и на Малом Черемшане - для культурно-познавательного.

Большой Черемшан может быть рекомендован начинающим туристам. Лучшее время для путешествия на байдарках - вторая половина апреля - май, когда по берегам буйно цветет черемуха, а весенняя река быстро несет свои паводковые воды.

Протяженность маршрута от Черемшана до Димитровграда около 212 км.

На отрезке от Черемшана до Димитровграда река течет по холмистой местности, правый берег местами облесен, левый почти безлесен. Через 15 км на левом берегу село Старая Таяба, в 4 км далее - узкая полоса леса на правом берегу. В 29 км ниже Старой Таябы слева село Сиделькино и устье реки Тарханки, за ним в 3 км небольшой лес на правом берегу. В 18 Км от устья Тарханки, у села Курманаево, правый берег Большого Черемшана заболочен.

Через 10 км за селом Урняк река подходит к самому крупному лесному массиву в этом районе Заволжья, находящемуся на правом берегу. Здесь очень красивые места, удобные для стоянок.

В 15 км за Урняком село Караульная Гора, от которого 17 км до станции Нурлат (линия Ульяновск - Бугульма). Ниже правый берег заболочен, В 8 км от Караульной Горы значительный лес на том же берегу, хорошие места для лагеря. В 14 км ниже того же селения устье правого притока - Большой Сульчи. За этой рекой и вверх по ней красивые и удобные места для биваков.

В 21 км от устья Большой Сульчи, на левом берегу, село Чулпаново и устье реки Темерлик. Ниже ширина Большого Черемшана увеличивается. Еще через 6 км лес подходит к обоим берегам и тянется до Димитровграда, отступая от воды только у села Ивановки и перед Димитров градом.

В 25 км ниже Чулпаново, в устье левого притока Кармалки, лесничество в живописном месте. В этом районе много удобных участков для стоянок.

Через 12 км административная граница Куйбышевской и Ульяновской областей; на левом берегу в 2,5 км от реки, станция Старый Салаван (ответвление линии Димитровград - Бугульма). В 3 км ниже станции в русле лесистый остров, где можно разбить лагерь. В 10 км от острова левый берег Большого Черемшана заболочен. Справа впадает приток Малый Черемшан.

В 10 км ниже устье Писмиря - правого притока, за ним удобное место для бивака. Через 12 км устье другого правого притока - реки Тия.

Вт 17 км ниже Тии в Большой Черемшан впадает слева Большой Авраль. За ним уже ощущается подпор Куйбышевского водохранилища, а через 2 км начинается Черемшанский залив - затопленное водами водохранилища низовье Большого Черемшана.

Далее следует пройти еще 3 км вдоль правого берега залива до Димитровграда, где можно закончить путешествие. В Димитровграде (бывший Мелекесс) рекомендуется осмотреть город, посетить «Горку» и «Черное озеро».

По Малому Черемшану сплав целесообразно устраивать на легких резиновых лодках от деревни Новая Сахча до моста возле Старой Бесовки

Глубина реки до 1,5-2 метров, в заводях и омутах до 4-5 м. Ширина речки - не больше 10 м.

Поскольку лес у Малого Черемшана в данном месте почти не тронутый, встречаются завалы, которые нужно обносить по берегу.

Ближе к слиянию Большого и Малого Черемшанов, где пропадает растительность, очень мелко и глубоких мест почти нет, часты огромные песчаные отмели с глубиной 20-30 см. и шириной во всю реку.

Помимо спорта и активного отдыха туристов в речных маршрутах Большого и Малого Черемшана могут привлекать культурно-исторические свойства. Культурно-познавательный туризм не менее значим, чем спортивный и экологический.

Так, первые люди появились на берегах Черемшана четыре тысячи лет тому назад, в эпоху бронзы. Как принято считать в официальной исторической науке, это были племена срубной культуры. Они жили в открытых поселениях, расположенных на невысоких береговых террасах реки, занимались скотоводством и земледелием, оставили после себя многочисленные курганы на полях.

Эти курганы являются местами родовых захоронений срубных племён.

Первыми племенами, построившими в долине Черемшана государственное образование, были булгары.

В домонгольский период истории Волжской Булгарии бассейн Малого Черемшана являлся одним из центральных районов, самой густозаселенной областью государства. В результате сплошного археологического обследования в 1960-х годах при учете некоторых прежних сведений удалось составить наиболее полную карту археологических объектов Малочеремшанского бассейна, включающую более 450 памятников, в том числе 20 городищ, около 250 селищ - это почти четвертая часть всех известных к настоящему времени археологических памятников Волжской Булгарии.

Такая густозаселенность объясняется прежде всего тем, что это был центр страны с самой плодородной черноземной почвой; одновременно сыграл роль и такой немаловажный политический фактор, что здесь находилась одна из столиц, государства - город Биляр (Буляр).

В виду этого, республиканским органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований закамских районов Татарстана, а также туристическим фирмам и любительским клубам следует уделять внимание изучению и сохранению объектов исторического значения. Это должно стать одним из приоритетных направлений развития Заволжья и Закамья для привлечения туристов, экономических инвестиций, улучшения показателей сферы занятости населения.

.2 Разработка водного маршрута по реке Большой Черемшан

В процессе разработки водного маршрута по реке Большой Черемшан были изучены имеющиеся по этой теме немногочисленные материалы.

Предзадачами разработки водного маршрута были:

выявление мнения туристов о водном маршруте;

- определение требований, предъявляемых к водному походу;

картографическое исследование планируемого водного маршрута.

Разработка водного маршрута по Большому Черемшану осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, описывающими требования к таким походам.

При разработке катамаранного маршрута прогнозировался ход до 50 км в день, при этом были учтены вероятные дневки, непогода, а также «лишнее» время на осмотр достопримечательностей.

Было определено, что проектирование маршрута включает составление:

характеристики территории по маршруту;

описания маршрута;

графика движения по маршруту;

карты-схемы маршрута;

справочных материалов по маршруту.

Расстояние между пунктами сплавного маршрута по Большому Черемшану от села Черемшан до Димитровграда (всего 212 км):

) село Черемшан - Сидельниково - около 30 км

) Караульная Гора - около 30 км

) устье Большой Сульчи - около 10 км

) Чулпаново - около 15 км

) НовоЧеремшанск - около 35 км

) устье Малого Черемшана - около 10 км

) устье Тии - 18 км

) Димитровград - 20 км.

Транспортная доступность маршрута:

Черемшан, Караульная Гора - автобусом 26 км от станции Шентала железнодорожной линии Ульяновск - Уфа, или от станции Нурлат той же железной дороги 16 км;

Сиделькино - автобусом 15 км от станции Челна;

село Старое Максимкино - автобусом 31 км от станции Погрузная; станции Ново-Черемшанск. Все станции принадлежат железнодорожной линии Ульяновск - Бугульма - Уфа.

Описание сплавного маршрута по Большому Черемшану

В половодье маршрут можно начать у села Черемшан.

До Караульной Горы узкая, извилистая, лесистая речка течет на юго-запад и запад.

Ниже, за поселком Уединения, - старая мельница и приток.

Хорошая стоянка в 1,5 км ниже Салдакаево (на левом берегу) на большой поляне с ручьем на правом берегу.

Через 4 км Большой Черемшан принимает большой правый приток Большую Сульчу.

От Заречного (на правом берегу) река входит в большой лесной массив, который тянется вдоль берегов до самого Димитровграда.

На выходе из Ново-Черемшанска небольшая плотина с водосливом у правого берега.

У устья правого притока Малого Черемшана близ Ивановки уместно сделать дневку и пройти пешком вверх по притоку. На байдарках здесь не пройти из-за множества завалов.

Ниже, у Старой Бесовки, в протоках среди островов - традиционное место соревнования водников Димитровграда. Путешествие по протокам и старицам оставляет большое впечатление.

Ближе к Димитровграду река становится шире, течение медленнее. Движение по реке в неустойчивую весеннюю погоду затрудняется из-за частых ветров, перед городом по берегам реки раскинулись детские лагеря, дома отдыха, дачи.

В Димитровграде причаливать лучше у автодорожного моста, ниже железнодорожного моста.

Снаряжение водного похода

Сплав осуществляется на туристских катамаранах. Это самое универсальное и популярное средство сплава среди любителей активного отдыха на воде.

Преимущества катамаранов:

универсальность, его можно использовать как для семейного сплава по спокойным рекам, так и при доукомплектовании коленной посадкой по горным рекам 3 категории сложности;

простота в управлении, имеет высокие динамические характеристики и маневренность за счет формы гондол;

высокая продольная и поперечная остойчивость (отсутствие крена при маневрах), определяется большой площадью и плотной обвязкой рамы катамарана с гондолами;

простор на палубе и большая грузоподъемность, простор достигается за счет перекрытия рамы катамарана досками или фанерой, а грузоподъемность определяется объемом гондол, для 6-ти местного катамарана это примерно 2 куб. м.;

большая надежность, малый вес, компактность в разобранном виде, удобство транспортировки;

быстрая сборка, может собираться даже одним человеком, но в идеале - вдвоем.

Снаряжение должно включать:

. Катамараны 2-х - 4-х местные - в достаточном количестве

. Палатки 2-х - 4-х местные в достаточном количестве

. Пенки, спальники - по 1 шт. на человека

. Полиэтиленовое укрытие от дождя на каждый катамаран

. Оборудование для костра и приготовления пищи: костровище, топоры, пила, котлы, половники.

. Общественное сплавное снаряжение:

-палатки капроновые + тент

-полиэтилен на дно

спальники

Шплинты

Зап.весло

Фартук

Емкости

Обвязка

Прокладки

. Личное сплавное снаряжение:

-Гидромешки

-Жгут на завязки

Гидроштаны

Гидрокуртка

Гидропояс

Капр.штаны

Кеды

Спасжилет

Каска

Стропорез

Киперка

Пояс или бинт

. Ремонтный набор:

-Плоскогубцы

-Винты (шплинты)

Резина

Клей

Бензин

Шкурка

Иголки

Нитки

Феникс

Прикатка

Клеенка

Вата

Железо

Гидромешочек

Патронташ

. Личное снаряжение:

-Рюкзак

-Коврик

Спальник

Одежда

Кружка, ложка, миска, нож

Документы

Платок

Бумага

Кухня:

Каны

Спички

Крючья (таганок)

Половник

Пила

Репеллент

Компас

Гитара

Фонарик

Часы

Фото-кино

Видеокамера

Деньги

Питание предусмотрено трехразовое, меню определяется исходя из рекомендаций к длительным походам.

Основные моменты проектируемого маршрута

. Вид маршрута - водный комбинированный маршрут: автомобильный транспорт и водный транспорт

. Категория сложности маршрута: 1 (низкая)

. Пункт начала движения группы - село Черемшан

. Пункт окончания движения группы - город Димитровград

. Протяженность - около 200 км

. Продолжительность тура - примерно 3 дня/2 ночи (возможно ускорение прохождения маршрута с использованием подвесных моторов, либо замедление прохождения маршрута для дополнительных остановок)

. Число туристов в группе: до 12 человек

. Сплав средство: катамараны 2-4-х местные

. Цикличность: лето (с мая по август)

. Планируемые мероприятия: организация биваков, рыбалка

Программа проектируемого маршрута

день: прибытие в Черемшан ранним утром; сплав мимо Каменного Брода, Старого Эштебенькино к Сидельниково; остановка у Сидельниково с обедом; сплав мимо Старых Челнов, Бурметьево к Салдакаево; организация бивака на ночь.

день: сплав мимо устья Большой Сульчи до Чулпаново; остановка в Чулпаново с обедом; сплав к Новочеремшанску; организация бивака на ночь.

день: сплав мимо Старого Сантимира и устья Малого Черемшана до устья Тии; остановка возле устья Тии с обедом; сплав до Димитровграда мимо Курлана; выезд в тот же день из Димитровграда.

Проектируемая нитка маршрута показана в приложении 2.

В ходе маршрута должен осуществляться контроль за выполнением требований безопасности. В частности, обязательно проводиться:

. осмотр территории, по которой проходит маршрута, снаряжения и инвентаря;

. измерение состояний окружающей среды, качество воды, воздуха, техническое состояние транспортных средств;

. контроль самочувствия туристов, в том числе медицинский осмотр, в случае необходимости.

В целях безопасности туристам запрещается нарушать правила безопасности установленные: транспортными организациями; местными органами власти.

Факторы риска, которые могут возникнуть на маршруте:

несоблюдение правил безопасности на дорогах, в местах отдыха;

купание, загар, неисправность в туристическом снаряжении;

отсутствие средств индивидуальной защиты (крем от насекомых, солнечные очки);

незнание и игнорирование запрещающих знаков.

Рекомендации при выезде на маршрут:

соблюдение правил личной гигиены;

наличие личной аптечки;

наличие специальной одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.

Предупреждения, рекомендации и обязательства:

на вокзале и остановках не терять из вида багаж и имущество;

при возникновении аварийной ситуации необходимо связаться со спасательными службами и органами местной власти;

при укусе змеи, клеща, травме - следует немедленно обратиться к инструктору.

Предполагаемое меню питания в ходе маршрута организуется согласно табл.1:

Табл. 1. Примерное меню в походе

ЗавтракОбедУжинкаши молочные (разные)суп из консервов с тушенкой /ухамакароны/картофель с тушенкой или рыба копченаябутерброды с маслом, сыром, паштетом или колбасойсалат, зеленьсухари, печенье, пряники, сушкичай, кофе, сокичай, кофе, сокичай, кофе, соки


При построении прогноза совершенствования водного туризма в Татарстане было проанализировано текущее состояние водного туризма в республике с учетом двух принципов: необходимости интенсивного и целенаправленное развития существующих предпосылок и сильных сторон региона с точки зрения водного туризма, а с другой стороны - преодоление существующих препятствий развития.

Развитию водного туризма в Татарстане способствуют следующие факторы:

. Наличие крупных рек - Волги и Камы с обширными водохранилищами (Куйбышевское и Нижнекамское) с хорошо доступными береговыми зонами.

. Наличие многих привлекательных культурно-исторических и природных объектов на побережье и островах, включая крупнейшие центры туризма на Волге - исторический город Казань, музеи-заповедники Болгар и Град Свияжск, на Каме - исторические города Чистополь и Елабуга.

. Близость Казани, где базируется крупный туристический флот, расположены яхт-клубы.

. Многолетние традиции круизных путешествий через Татарстан по Волге российских и зарубежных любителей речного круизного туризма.

. Динамичный рост количества туристических клубов, туристических фирм, гостиниц, магазинов продажи туристического снаряжения в республике.

. Отличная транспортная доступность республики для россиян и зарубежных гостей.

. Рост популярности отдыха на воде среди российских граждан, модность активного туризма среди молодежи республики.

Основными сдерживающими развитие водного туризма факторами являются:

. Неразвитость причальной и береговой инфраструктуры, недостаточное количество пристаней и марин, береговых туристических баз, сезонных гостевых стоянок на побережье рек республики.

. Отсутствие необходимой сети топливных заправочных станций для заправки яхт и катеров на Волге и Каме; отсутствие баз технического сервиса оборудования маломерных судов.

. Слабое навигационное оборудование фарватеров на акваториях наиболее привлекательных для маломерного прогулочно-экскурсионного судоходства, а также недостаточное информационное обеспечение сплавного туризма (карты, схемы, лоции и прочие справочные материалы по районам походов).

. Недостаточно проработанное водное законодательство, в некоторых случаях необоснованно усложняющее режим использования маломерных туристических, прогулочных и спортивных судов в акватории рек республики.

. Недостаточность сил, средств и квалифицированных кадров для обеспечения поисково-спасательных операций с аварийными и терпящими бедствия маломерными судами.

. Отсутствие скоординированной, грамотной и финансово поддержанной программы продвижения водного туризма по популярным, в перспективе рентабельным, маршрутам.

. Отсутствие системы классификации и сертификации инфраструктуры водного туризма и водных туристских маршрутов.

Наиболее эффективным путём развития береговой инфраструктуры водного туризма является создание сети стоянок и топливно-заправочных станций для яхт и катеров, при условии скоординированной разработки и реализации соответствующих инвестиционных проектов.

Учитывая, что на акватории Волги и Камы, в основном, могут эксплуатироваться небольшие лодки и катера, многие из них могут привозиться на трейлерах и прицепах. В связи с этим важно предусмотреть возможность создания в прибрежных зонах слипов (наклонных спусков с берега в воду для катерных трейлеров) в непосредственной близости от проходящих рядом шоссейных дорог.

Важными моментами создания программы развития инфраструктуры водного туризма целесообразно определить разработку общей концепции развития водного туризма в Республике Татарстан, разработку Генеральной схемы развития и размещения объектов маломерного флота в республике, разработку Программы развития прибрежной и береговой инфраструктуры маломерного флота в республике, разработку технических предложений и предварительных экономических оценок развития основных приоритетных объектов инфраструктуры водного туризма в республике, разработку подробного описания популярных водных маршрутов республики.

Развитие инфраструктуры водного туризма республики подразумевает не только крупные объекты (например, обустройство портовых комплексов и речных вокзалов в волжских и камских городах), но и такие мероприятия как установка санитарно-бытовых комплексов - туалетов и мусорных контейнеров в непосредственной близости к причалам для яхт и катеров.

Процесс совершенствования инфраструктуры водного туризма наиболее эффективно реализуется в рамках развития государственно-частного партнерства. Участие государства необходимо для создания условий стимулирующих предпринимателей и частных инвесторов развивать указанное направление, а также для прямого развития таких объектов инфраструктуры как волнозащитные и берегозащитные укрепления. В ряде случаев, для поддержания судоходности малых рек и развития сети водно-спортивных маршрутов может потребоваться прямая государственная поддержка через расчистку завалов, углубления фарватеров, перенос объектов промышленной и иной инфраструктуры, ремонт мостовых переходов, создающих препятствие для воднотранспортного движения по рекам.

Помимо вышеуказанных мер перспективным направлением по примеру зарубежных стран может стать развитие чартерного водного туризма, суть которого состоит в возможности аренды на определенный период катера, катамаран, байдарки, рафта для непродолжительного (до двух недель) туристского путешествия. Количество центров проката на акваториях Татарстана может составить до десяти единиц.

Важным направлением развития прогулочного водного туризма по маршруту является организация спортивных и событийных мероприятий, привлекающих в республику туристов из других регионов и стран.

Необходимо способствовать росту числа малых и средних компаний в сфере обслуживания водных туристов, появлению новых компаний, специализирующихся на обслуживании водного транспорта и туристов.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что сейчас водные территории активно вовлекаются в сферу культурно-массового туризма. Водные ресурсы составляют важную часть природного наследия и являются привлекательными объектами туризма. Их использование помогает решать вопросы физического совершенствования, оздоровления и отдыха людей, а также аттракций и обучения.

В настоящее время, с развитием водного туризма в Татарстане, повышенным интересом у туристов республики пользуются водные сплавы по рекам республики. Водноспортивный отдых традиционно считается лучшим способом снятия нервного и физического утомления, регенерации сил и энергии. Но неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с историко-культурными достопримечательностями, расширение общественного кругозора. Особое тяготение человек испытывает к культуре, истории, религии, традициям и быту народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с местным населением, которые становятся возможным благодаря туризму.

Водный туризм в Татарстане недостаточно развит, несмотря на то, что в республике есть все прекрасные возможности для развития различных видов водного туризма, охоты и рыбалки, отдыха в коттеджах и на турбазах, активного отдыха, сплава на катамаранах, плотах и байдарках, удовлетворения интересов любителей путешествий.

Проблемы развития водного туризма в Татарстане, как и в России, стоит считать: сезонность, позволяющую использовать водные ресурсы, только определенный промежуток времени в году, а также высокую стоимость снаряжения, недостаточный уровень сервиса, не дотягивающий до европейских стандартов, крайне недостаточно развита инфраструктура для развития водного туризма. Не всегда получается привлечь молодежь к этому увлекательному виду спорта и отдыха из-за отсутствия государственной поддержки. Таким образом, сплав по рекам Татарстана развивается исключительно силами энтузиастов.

В проведенном исследовании было раскрыто понятие водного туризма. На основе изучения природных, культурных, туристских ресурсов выявлены возможности разработки водного маршрута по реке Большой Черемшан. Исходя из имеющихся туристских ресурсов, был спроектирован водноспортивный трехдневный маршрут по этой реке для туристов-катамаранщиков.

Разработанный маршрут должен привлечь специалистов и туристов к водно-туристскому потенциалу юга Республики Татарстан. Его проведение позволит испытать «чувство андреналина», экстрима, спортивного азарта, узнать много интересного об этом крае, его культуре, истории и природе, об обычаях и традициях местного населения. Также, большое значение придается обеспечению безопасности на маршруте.

Чтобы не потерять набранные темпы по привлечению путешественников из России и из-за рубежа, туристские организации Татарстана должны стремится расширять спектр водных туристических услуг и обращать больше внимания на безопасность и экологический комфорт туристов, привлекая любителей водных туров, разных видов активного туризма и исторических достопримечательностей.

Среди предложенных направлений развития водного туризма в Татарстане были указаны конкретные меры, предусматривающие интенсивное и целенаправленное развитие существующих предпосылок и сильных сторон региона с точки зрения водного туризма, а с другой стороны - преодоление существующих препятствий развития.

Библиография

1.Очерки по географии Татарии. - Казань, 1957.

2.Белоусов А.В. Основы спортивного туризма: учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с.

.Биржаков М.Б. Введение в туризм. Изд. 9-е, перераб. и дополн. / М.Б. Биржаков. - М.-СПб.: Невский фонд, Издательский дом Герда, 2007. - 576 с.

.Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки. Изд. 3-е, перераб и доп./М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров. - М. - СПб.: Герда, 2007. - 528 с.

.Григорьев В. Н., Серебренников А.В., Половицкий В.А., Коробков А.И., Федотов Н.Г., Голов С.А. Путешествие на гребных судах. - М.: Физкультура и спорт, 1979.

.Географическая характеристика административных районов Татарской АССР. Казань, 1972.

.Водный туризм / сост. В.Н. Григорьев.- М.: Профиздат, 2000. - 302 с.

.Водный туризм // Википедия, свободная энциклопедия. - Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2012. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/Водный туризм

.Воронов Ю.Б. Избранные маршруты для путешествий на байдарке: Справ. туриста-водника / Ю.Б. Воронов. - М.: Тровант, 2002. - 283 с.

10.Григорьев В.Н. Водный туризм. - М: Профиздат, 1990. - 304с.

11.Заинская энциклопедия / Гл. ред.-сост. В. С. Малахов. - Казань: Реноме, 1994. - 268 с.

12.Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин. - М.: Просвещение, 2000.

.Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов / А.И. Зырянов, А.Ю. Королев // Географический вестник. - 2009. - № 2. - С. 78-88.

.Ильина Е. Н. Туризм и путешествия / Ильина Е. Н. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

.История развития водного туризма в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sevprostor.com/stati-o-puteshestviyah/istoriya-razvitiya-vodnogo-turizma-v-rossii.html

16.Камакин О. Начинающему туристу-воднику / О. Камакин // Воспитание школьников. - 2008. - № 6. - С. 62-63.

.Карнацевич И.В., Статва А.Л. Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах / И.В. Карнацевич, А.Л. Статва // Омский научный вестник. - 2007. - № 4-58. - С. 201-203.

.Котельников С.В. Река Усьва от Шумихи до Мыса: Туристско-топонимический путеводитель с приложением схем водного туристского маршрута / С.В. Котельников. - Пермь: Ладонь, 2010. - 133 с.

.Курноскина О.Г. Турпоездка. Как обеспечить безопасный отдых. Образцы документов. - М.: Юрайт, 2005. - 173 с.

20.Кусков А.С. Туристское ресурсоведение: учебное пособие / А.С. Кусков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.

21.Крючков Ю. С., Лапин В. И. Парусные катамараны. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Судостроение, 1967. - 276 с.

22.Методические рекомендации по проверке готовности туристской группы к путешествию. - М.: ЦРИБ Турист, 1977. - 48 с.

23.Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник. - М.: Гайдарики, 2007. - 270 с.

.На байдарке - за здоровьем / Г. Е. Аронов, М. Я. Гольдштейн, Ю. Я. Фиалков, Ю. В.Шанин. - Киев: Здоровья, 1980. - 130 с.

.Рыжавский Г.Я. По рекам и озерам Средней России/ Г.Я. Рыжавский. - М., 2000.

.Рыжавский Г.Я. По Каме и ее притокам / Г.Я. Рыжавский. - М.: Физкультура и Спорт, 1986. - 240 с.

.Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризм: учебное пособие / С.С. Соловьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.

.Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.Н. Федотов / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002. - 364 с.

29.Хуусканен Н.М. Практика экскурсионной деятельности: учебное пособие / Н.М. Хуусканен, Т.М. Глушанок. - М.: Герда, 2006. - 208 с.

.Чудновский А.Д.. Управление индустрией туризма: учебное пособие, изд. 3-е, стереотип. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. - М.: Кнорус, 2006. - 448 с.

31.Шпилько С.П. Морские круизы: теория и практика / С.П. Шпилько, Н.В. Андронова, Р.В. Чударев; Российская междунар. акад. туризма. - Москва : Советский спорт, 2012. - 147 с.

.Коробков А.И., Михеев Ю.3. По рекам южной и юго-восточной России / А.И. Коробков, Ю.3. Михеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

.Коробков А.И., Михеев Ю.3., Суслов В.Е. По рекам Заволжья / А.И. Коробков и др. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

Похожие работы на - Разработка водных маршрутов по рекам Республики Татарстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!