Тема: Что такое личность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    17,61 Кб
Что такое личность
Что такое личность
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Самарский Государственный Медицинский университет»

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра философии и культурологии








Реферат

на тему: «Что такое личность»


Выполнила:

Гаврилова А.О.




Самара, 2016

Оглавление

Введение

Глава 1. Что такое «личность»

.1 Происхождение и определение понятия «личность»

.2 Индивид, индивидуальность и личность

.3 Основные характеристики личности

.4 Развитие личности

Глава 2. Личность и общество

.1 Личность и общество

.2 Личность и масса

.3 Личность и общение

.4 Личность или общность

Заключение

Используемая литература

Введение

Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность. Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью. Человек переживает агонию, и он хочет знать, кто он, откуда он пришел и куда идет. [2, с.11-12]

Понятие личности стало актуальным в настоящее время, так как мы не до конца понимаем, что оно под собой подразумевает.

Оно стало центральным особенно для тех, кто желал подчеркнуть неприкосновенность человеческого достоинства, но если нас спросят, что же такое "личность", мы едва ли сумеет произнести хотя бы пару подходящих слов. Этот вопрос нельзя назвать легким, учитывая, что в наше время понятие личности приобретает особую важность. [3, с.54]

В мировой философской литературе для обозначения человека, для его характеристики используются три термина: «индивид», «индивидуальность» и «личность», каждое из которых имеет различное содержание. [4, с.382]

Мы часто путаем эти понятия, и моя задача разобраться, в чем состоит эта разница, чтобы понять, что же такое личность.

Таким образом, целью работы является нахождение ответа на вопрос: «Что такое личность?»

Чтобы дать ответ на поставленный вопрос необходимо решить следующие задачи:

1.Дать определение личности, ее характеристику и развитие;

2.Рассмотреть принципиальные различия в понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность»;

.Ознакомиться с понятием личности в обществе.

Глава 1. Что такое личность

.1 Происхождение и определение понятия «личность»

Слово личность имеет долгую историю и его содержание менялось в течение многих веков. Оно происходит от латинского слова persona, использовавшегося еще до новой эры. Цицерон употреблял этот термин в четырех значениях - весьма различных, имеющих отношение к театру, с чем и связан был его первоначальный смысл.

Во-первых, persona, как маска театрального актера. Во-вторых, persona, как исполняемая им роль. В-третьих, persona, как сам актер. И наконец, в-четвертых, persona - это исток, который обеспечивает историческое развитие, где главным становится социальный характер, достоинство, отличительное свойство, каким обладает индивид. [1, с.15]

В античности были предприняты попытки вывести это выражение от глагола personare, обозначающего что-то вроде «непрерывно звучать» или «наполнять звуками». [3, с.56] Поздняя античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. [4, с.396]

У римлян слово «persona» употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, царя, судьи и т.д.). Одно время превратившись в термин, общее выражение, слово "личность" существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. [5, с.575]

В настоящее время предполагается, что persona происходит от этрусского слова fersu, которое, подобно греческому prosopon, означает просто маску. И есть свой смысл в том, что исток понятия «личность» следует возвести не к тому, что «звучит через» человека, но только к социальному феномену: речь идет о роли, которую некто воплощает в театре или же в государстве и обществе. [3, с.56]

В западной Европе слово «личность» появилось не ранее XVII в. В России термин был введен Н.М. Карамзиным. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы данный смысл. Размышляя об этом понятии Л.М. Баткин пишет: "Общая черта для любых культур состоит только в том, что мы с необходимостью находим в каждой из них некий идеал положения отдельного человека в мире". Еще раз подчеркнем, что личность связана с социальностью, с обществом. Однако ее богатство шире нежели данной эпохи культура. Личность - универсальное понятие духовного человека. [4, с.396]

Перейдем непосредственно к рассмотрению понятия личности.

Личность - феномен очень подвижный. Во-первых, человеческий индивид является личностью не всегда. Он обретает статус вменяемого субъекта, т.е. обладающего рациональной мотивацией и отвечающего за свои действия и может утратить его навсегда или на некоторое время в связи с болезнью. Во-вторых, полноценная вменяемость, т.е. возможность распоряжаться имуществом, своим телом, в разных обществах признается с наступлением различного возраста. В Индии это 12 лет, в России-18 в Британии-21. В-третьих, существуют психологические, нравственные и наиболее узкие правовые границы личности. Для родителей их малыш - уже с рождения личность. Но только для них. Потому что для социума он существо, не способное еще само за себя отвечать, и ответственность за него несут другие родители, опекуны. [6, с.47]

С точки зрения В. Штерна личность - это такое существующее, которое, несмотря на множество частей, образует своеобразное и ценное единство и, несмотря на множество частных функций, образует единую, целестремительную самостоятельность. [7, с.289]

Для Гуссерля личность всегда была субъектом окружающего мира. Этот окружающий мир есть не только и не прежде всего природа, он - это и другие личности и их отношения друг с другом. «Я» может постичь себя как личность только в окружающем мире: тем самым Гуссерль преодолел представление, что личность и «Я» суть одно и то же. Скорее, «Я» переживает себя как личность. Макс Шелер совершил еще более решительный шаг. Он полагал, что существо, которое только разумно, тем самым еще не было бы личностью. Личность существует только там, где нечто, или, скорее, некто переживает самого себя как того, кто совершает познавательные, волевые и эмоциональные акты сознания. [3, с.62]

Именно сознание личности в человеке говорит о его высшей природе и высшем призвании. Если бы человек не был личностью, хотя бы невыявленной и задавленной, хотя бы пораженной болезнью, то он был бы подобен другим вещам мира и в нем не было бы ничего необычайного.

В прошлые эпохи доминировали родовые, классовые и прочие идентификации личности по ее принадлежности «большим» и «жестким» социальным культурам. Такие идентификации предполагают выработку некоего образа идеального представителя данного рода, класса, страты: типичного буржуа, рыцаря, пролетария, немца, француза, англичанина... Имитация такого образа составляла суть самозванства. [6, с.48]

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное или формальное) её исполнение. [5, с.575]

Жан Лакруа делает вывод о том, что личность имеет три измерения. Первое, политическое измерение, прежде всего отказ от отчуждения. Без участия в политике нет подлинного воплощения. Личность скорее реалистична, чем идеалистична. Её вовлеченность - это желание жить и мыслить совместно с другими, чтобы постоянно улучшать общество. Её правилом является; мыслить так, как живешь, и жить так, как мыслишь.

Отсюда следует, что политическое измерение влечет за собой другое измерение, которое можно назвать историческим. От него зависит будет ли история иметь смысл, или нет. Карл Маркс и Огюст Конт считали эту идею основанием своих учений. История должна реализовывать непрерывный прогресс, высший прогресс, который называется эсхатологическим. К тому же разумеется необходимо, чтобы история жила прогрессом, а не только думала о нем. Таким образом справедливы слова о мышлении вовлеченном -высвобожденном. Личность не может вовлекаться, не размышляя о самой себе, не оценивая себя, не погружаясь в себя, - путем постоянной рефлексии о самой себе она способна изменить вовлечение. Смысл истории взывает к смыслу будущего и заявляет о нем.

Это означает, что политическое измерение включает в себя историческое измерение, то последнее в свою очередь, требует духовного измерение: если оно всегда стремиться к развитию, то потому, что находит в духовном измерении это развитие, находит то, что пребывает "по ту сторону", и взывает к нему. Это то, что можно было бы назвать, жизнью в заботе о постоянной самоотдаче. Личность - это индивидуальная субстанция природы, подлежащая реализации призванная завершить себя в творении, которое превосходит её, она принимает участие в творении самой себя, как и мир, который созидает себя. [1,c.45-46]

Говоря о личности, стоит рассмотреть такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность». Это необходимо для более четкого представления различий в их определениях.

.2 Индивид, индивидуальность и личность

Чтобы понять, что такое личность, надо, прежде всего, отличить её от индивида, что значительно труднее, чем кажется на первый взгляд. Долгое время личность и индивид были почти тождественны друг другу и зачастую эти понятия использовались вместе. Затем, в ходе познания, их противопоставляли друг другу, придав слову "индивид" меньшее, а порой уничижительное значение. [1, с.23]

Термин «индивид» употребляется, прежде всего, для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии словом «индивид» издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы (исторически определенного общества, общины, корпорации). Индивид экземплярен, это не просто «один», а всегда «один из». Различия людей, как индивидов - это, во-первых различия между самими общественными группами, к которым они пренадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. [5.с.572-573]

Индивид есть общественное существо, он социален по своей природе. По словам Э. Фромма, социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Прежде всего, человек отделился от природы. Став «индивидом», он сделал первый шаг к тому, чтобы стать человеком. [4, с.386]

По мнению Жан Лакруа, наиболее радикально противопоставил индивида и личность Лабертоньер. У него все подчинено собственной онтологии личности, тому, что определяет природу её бытия и усложняет понятие "я" и его отношения к другим и к миру. Познание последнего может быть только научным, однако, согласно Лабертоньеру, наука не так уж значима. "Вещи" внешнего мира предназначены лишь для того, чтобы их использовали; они - объекты познания, но это познание от начала и до конца относительно. «Сциентизм» делает из науки «современного идола». Мир есть не что иное как проекция наших чувств, возведенная в ранг бытия. Только психология отличает человека от животного и делает его личностью. Только подлинная психология учит нас тому, что "люди" уникальны и, следовательно, каждый из нас, каждое "я", также уникальны. Эта уникальность любого человеческого существа не позволяет никому из нас повторить кого-либо другого. Таковая первейшая, основополагающая характеристика личности. [1, с.23-24]

Итак, индивид является атомарной частью общества. Индивидуальность - это связующее звено между индивидом и личностью.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Понятие индивидуальность выделяет человека из массы, группы. Здесь преодолевается «атомарность», «элементарность», «экземплярность» человека. Вместе с тем проступает непохожесть данного субъекта на других. [4, с.389-390]

Человек, как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают ограниченное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно только поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами, прежде всего, в качестве поступков, т.е. преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М.М. Бахтин, "субъект проступания". Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он позволяет себе вменить. [5, с.575]

Таким образом, индивид - это человеческий экземпляр, имеющий отличия от других существ. Индивидуальность - это выражение еще большей непохожести на других. Личность же - это индивидуальность, наделенная множеством социальных свойств. [4, с.397]

.3 Основные характеристики личности

Личность целостна, в нее входит и дух, и душа, и тело. Личность также есть сохранение цельности и единства, сохранение все того же единого, неповторимого образа в постоянном изменении, творчестве и активности. Она имеет бессознательную основу, но предполагает обостренное самосознание, сознания единства в изменениях. [7, с.297]

У личности, всегда несущей в себе психофизиологическую индивидуальность, имеется также и другая черта - стремление к самоотдаче, к объединению с другим и с другими, которое может завершиться принесением индивида в жертву. Стать личностью - значит отдать должное индивидуальному моменту в самом высоком значении этих слов. Это предполагает наличие у каждой личности ценностей. Они связаны со взаимным обменом желаниями, вытекающим из сознания личностей. Для большинства людей первичной ценностью является труд. [1, с.31]

Понятие "личности" разносторонне разработано религиозной философией. В.С. Соловьев подчеркивает, прежде всего, неисчерпаемость личности как выражение всечеловеческого. "Человеческая личность писал В.С. Соловьев и, следовательно, каждый единичный человек, есть возможность для осуществления неограниченной деятельности, или особая форма бесконечного содержания. По мнению философа личность неисчерпаема, в этом он усматривает аксиому нравственной философии. [4, с. 397]

Ценность этих размышлений В.С. Соловьева состоит в том что он вовсе не замыкает личностное богатство рамками конкретного общества, что гражданская верность обществу далеко не всегда может реализоваться в условиях преданности социальному устройству. Поскольку человечество столкнулось с опытом тоталитарных режимов. Отсюда вытекает мысль о том, что социальность личности выходит за пределы конкретного общественного организма. Личность соотносит себя с универсальной практикой человечества. [4, с.397-398]

Личность - это открытость не только другим, но и миру. Так же как память свидетельствует о нашем присутствии в себе, ощущение свидетельствует о нашем присутствии в мире. Стремиться отречься от своих земных истоков - значит отречься от себя как личности. Итак, открытость самому себе, миру и другим является характерной чертой подлинной личности. [1, с.31-32]

По мнению Бердяева, личность не есть природа, она не принадлежит к объективной, природной иерархии, как соподчиненная ее часть. Человек есть личность не по природе, а по духу. По природе он лишь индивидуум, как животное или растение. Личность же есть прорыв в духовную сферу. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Личность не есть часть и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы к огромному целому, всему миру. Личность есть неизменное в изменении, единство в многообразии. [2, с.13]

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что личность всегда целостна, самодостаточна, она многогранна, но при этом всегда остается в единстве. Далеко не каждый может стать личностью, "личность" становится характеристикой высшего существа, которым является человек, который может удерживать при себе свои действия.

1.4 Развитие личности

Личность - это постоянное творчество. Личность можно определить по ее способности к творчеству, к противостоянию: человеческая личность есть скорее завоевание, чем нечто данное, она живет, постоянно предаваясь творчеству, отсюда вытекают два следствия, уточняющие и разъясняющие все то, что мы говорили до сих пор. Личность постоянно проникает собой индивида, формируя и развивая его. Она уважает то, что характеризует индивидуальность, ее единство, целостность, отличие от всех других индивидов. Роль личности состоит в том, чтобы развивать индивидов, в определенном смысле воспитывать, изменять, словом, возвышать их. Личность не является творцом индивида, она - то, что пронизывает его, руководит им, влечет за собой. Второе следствие - личность не создана окончательно, ее нужно создавать. [1, с. 44]

По мнению Жана Лукруа, существуют три существенных элемента концепции личности: Своеобразие - Рациональность - Призвание. [1, с.46]

Призвание - это "брачный союз характера и ценности. Человек должен искать, находить и развивать в себе то, чем он, как таковой, является на деле. Однако он никогда не добивается этого полностью. Строго говоря, в любой человеческой жизни есть то, что называют "потусторонним" по отношению к нему, к чему он должен постоянно стремиться и что должен использовать, не имя возможности достичь полностью. Творческий источник находится в нем самом: он может и должен использовать и углублять его. Следовательно, личность достигает самопонимания, только если вступает в контакт с этой глубинной активностью, в которой она раскрывает себя в качестве творческой личности, одновременно улавливая в том же источнике зов других людей. Стать самим собой и стать личностью - эти выражений определяют различные аспекты одного и того же процесса. Человеческое бытие "личностно" по своей сути если мы не придаем слову "личностный" того же уничижительного смысла, какой порой придают слову "личность". Личность не присоединяется на правах чего-то внешнего к безличностному, которое может нести в себе, она с самого начала пронизывает его, и её целью должно быть непрестанное саморазвитие. Исторический характер требует от нашей жизни вовлечения, которое стало условием очеловечивания мира. Наше человеческое существование вплетено в коллективную судьбу, и ее смысл наша собственная жизнь может реализовать, только если она участвует в истории большого числа коллективов, к которым мы принадлежим. С каждым шагом перед нами открываются дороги в будущее, представляющие собой совокупность конкретных возможностей. Мы должны жить перспективно, находясь впереди себя. Стержнем личности является нерушимая верность. Личность должна вовлекаться, связывая себя с тем, за что несет ответственность. [1, с.46-47]

Глава 2. Личность и общество

.1 Личность и общество

Проблема отношения личности и общества всегда волновала людей. Общность людей означает разные отношения личности в обществе и в общении. Реализация личности предполагает общение, общность. Личность имеет социальное содержание и призвание, но они не определяются обществом, они определяются изнутри к обществу. Отношение между личностью и обществом представляются совершенно в другом свете в зависимости от того, смотрим ли мы на них извне, из природы и из социологии, или изнутри, из духа и из философии существования. [7, с.306]

По существу, личность должна отдавать себя обществу, не утрачивая в нем своей индивидуальности. Личность является личностью в той мере, в какой она осознает универсальность организации, в которой ведет свою индивидуальную жизнь. Человек и мир находится в процессе становления: нестабильность объекта так же велика, как и нестабильность субъекта. Вселенная, по существу, не завершена, открыта неопределенному возрастанию, вовлекаясь в историческую драму, которой предстоит в некотором роде раскрыть эту Вселенную ей самой. Личность есть сознание этой универсальной организации, что означает: личность занимает позицию по отношению к миру, другим людям, Богу. [1, с.29-30]

С экзистенциальной точки зрения общество есть часть личности, ее социальная сторона, как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Личность не объект среди объектов и не вещь среди вещей. Она субъект среди субъектов, и превращение ее в объект и вещь означает смерть. Личность есть экзистенциальный центр. Личность определяет себя изнутри, вне всякой объективности, и только определяемость изнутри, из свободы и есть личность. Никто в объективном мире не является подлинным экзистенциальным центром. [2, с.15-16]

Человек часто играет роль в жизни и может играть не свою роль. Раздвоение личности наиболее поражает в первобытном человеке и в психически больном. В средненормальном цивилизованном человеке оно приобретает другой характер, двойственность приобретает нормативный характер приспособления к условиям цивилизации и вызывается необходимостью лжи, как самозащиты. Социальная маштуровка и цивилизование человека-варвара может иметь положительное значение, но не означает оформление личности. Вполне социализированный и цивилизованный человек может быть совершенно безличным, может быть рабом, не замечая этого. Личность не есть часть общества, как не есть часть рода. Проблема человека, т.е. проблема личности, первичнее проблемы общества. [2, с.15]

В личности есть глубина, которая совсем непроницаема для общества. Духовная жизнь личности не принадлежит обществу и не определяются обществом. Но духовная жизнь также объективируется в обществе. Самое сильное в этом объективированном падшем мире совсем не есть самое ценное. Человек, есть большая ценность, чем общество, нация, государство, но он бывает раздавлен обществом, нацией, государством, которые делаются кумирами объективированного падшего мира, мира разобщения и принудительной связанности. [7, с.306-307]

Подлинная формула личности, писал Эдуар Леруа, - "все в одном, и одно во всем". Личность - это поступок, поскольку она, персонализирует себя в деятельности, которая выполняет, и в истории, которую созидает. Драма личности - это по существу историческая драма: индивидуальное участие в собственной истории, совместно с другими людьми участие в истории универсума; оба этих участия постоянно взаимосвязаны - вот что характеризует личность. Ей свойствен закон напряженности, или полярности. Прежде всего это напряженность между тем, что называют духом индивидуализма, и духом общности. Это как бы определения личности, тяготеющей к индивидуальному и социальному. Индивид и сообщество - это две антитетические и взаимодополняющие категории, которые с необходимостью использует личность, чтобы существовать и осуществлять себя. Наибольшей опасностью для нее является использование лишь одной из них. Вместо того чтобы сохранять себя, испытывая воздействие плодотворного напряжения, она утрачивает себя, отдаваясь во власть либо сугубо индивидуального, либо чисто социального.

В конечном счете, личность должна быть трансцендентной по отношению и к индивидуальному, и к социальному, и она является такой, хотя реализует себя только благодаря им; они внутренне присущи личности, поскольку в определенном смысле это её собственные категории. Уберечь личность от бескровного индивидуализма или от агрессивного коммунотаризма значит сохранить диалог между индивидом и сообществом. [1, с.29-31]

.2 Личность и масса

Жизнь масс подлежит закону коллективной одержимости, в которой личность исчезает. Существование личности, выброшенное в массу, в массовое движение, в массовую одержимость, в подражательность, в низость массовых эмоций и инстинктов, не возвышается качественно, а понижается. В массе, в толпе «я» надевает маску, навязанную ему этой толпой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями. Зиммель даже говорит, что маска показывает на значение, которое имеет масса. [7, с.311]

Массовая культура - общество, в котором реализован "основной закон социализма": "Все возрастающее удовлетворение все возрастающих потребностей". Сама по себе она ни хороша, ни плоха. У нее есть достижения (жизненный комфорт, стимулирование массового производства, здорового образа жизни), есть и негативные последствия (потребительская психология, инфантилизм, манипулирование сознанием). Бороться с массовой культурой нелепо и бессмысленно. [6, с.50]

Современная личность, в таких условиях, не просто продукт мегаполисов, а как проект в условиях глобализации и информатизации. И не просто проект, а проект, предполагающий успешность его реализации. В условиях массовой культуры на первый план выходит выбор проекта, автором которого является сам человек. Речь идет о довольно конкретной технологии разработки и реализации такого проекта, включающий выбор жизненной ситуации. Это буквально-маркетинговая технология: формирование собственной востребованности, спроса на себя - не только на рынке труда, но и в социальных отношениях, личной жизни, быту. Более того, срок жизни такого личностного проекта совпадает со сроком "жизни" товаров и соответствующих брендов - не более 5-7 лет. Подобный "культурный возраст" никак не связывается с возрастом биологическим. Личностные бренды могут быть раскручены и в детстве, и в глубоко пожилом возрасте. Если ты хочешь, чтобы о тебе знали, надо о себе сообщать, выводить себя в информационное, социальное, экономическое политическое, культурное пространство. Возможности для такого самопродвижения в наше время исключительные. Информационные технологии, глобализация создают потрясающие перспективы установления личных и профессиональных контактов. [7, с.53-54]

Таким образом, к сожалению, масса подавляет личность, она теряется в ней и бороться с этим невозможно.

.3 Личность и общение

Присутствует принципиальное различие между сообщением и общением (коммунионом). Сообщение между «я», между людьми предполагает разъединение и разобщенность. Существуют различные ступени сообщения, начиная от более узких и близких сообщений - семейных до более широких сообщений - государственных. Но никогда, ни на одной из этих ступеней не достигается общение, дружество людей, слияние любви. Государство уже, по существу, ничего общего не имеет с общением, и государство становиться тираном, когда ему хотят придать характер принудительного общения. Общение отличается от сообщения тем, что оно онтологически реально, сообщение же символично, есть лишь подаваемые условные знаки.

Общение, соединение предполагает максимальную духовную общность. [4, с. 308]

Символизация социальных сообщений очень меняется. Огромное значение для изменения их имеет техника и машина. Техника не знает общения, она означает крайнюю форму объективации человеческого существования. Общение же есть приобщение, взаимоприобщенность. Оно принадлежит к тем целям человеческой жизни, которые несут религиозный смысл. Но это приобщение предполагает соучастие в единстве. Общение преодолевает противоположность единого и множественного, всеобщего и частного. [4, с.309]

Подводя итог можно сказать, что общение мучительно трудно, потому что личности представляют разные и таинственные миры, лишь частично соприкасающиеся и друг другу открывающиеся.

.4 Личность или общность

В европейской культуре личность воспринимается как суперценность. Мысль о хрупкости, ценности и уникальности человека в европейском сознании стала основой персоналистсткой традиции. Личность здесь - это нечто противостоящее безличности коллектива, социальной общности.

Другое дело - восточная культура. Здесь никогда бы не могла родиться собственно персоналистская традиция. Человек рассматривался как песчинка миросоздания, как частичка коллектива, социальной организации. В противовес европейской культуре восточные культуры видели неоспоримую ценность вовсе не в том, чтобы прославлять индивида, конкретного человека во всей неисчерпаемости его своеволия. Напротив, здесь существовал культ социальной организации.

Персонализм считает, что по-настоящему реальны только личность, индивид, а все общности по существу вторичны. Что касается восточной культуры, то там издавна складывалось иное воззрение. Первичен коллектив. Он помогает человеку приспособиться реальности. Индивид должен найти собственную нишу, максимально соблюдая общественные установления. Чем лучше он чтит заповеди коллектива, тем он нравственнее, тем лучше для общества. [4, с.407-408]

Какая из этих культурных традиций лучше? Обе тенденции таят в себе опасности. С одной стороны индивид перестает быть человеческой личностью, если ему чужды интересы и проблемы хотя бы одной человеческой общности, к примеру, такой, как семья. С другой стороны, коллектив утрачивает личностное содержание, становится безличным, если к конкретному человеку не проявляется должное внимание, а вместо этого господствует полное безразличие... [4, с.408]

Таким образом, нельзя однозначно ответить на вопрос, что является ведущим, личность или общность, у каждого понятия есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать в принятии выбора.

личность индивид общение масса

Заключение

Бог не только сотворил каждого из нас, он нашел нас достойными того, чтобы с каждым из нас объединиться. Едва ли возможно более глубоко обосновать личное достоинство человека. Несмотря на свою тленность человек, как личность, абсолютно необходим и бесконечно значим для всего вечного. [3, с.64]

Многоплановый анализ личности подводит, наконец, к частному выводу: любое человеческое существо, каким бы оно не было, и чтобы оно не совершало, будь то самые страшные правонарушения, самые жестокие преступления, должно пользоваться уважением. На деле личность может казаться опустившейся, распущенной, разрушенной, и есть риск не увидеть в ней ничего, кроме зла. Отсюда всеобщее презрение, если не сказать больше. Но никогда не нужно забывать о таком понятии, как личность. Личность всегда может в некотором смысле возродиться. Поэтому любую личность, даже самую ничтожную, следует уважать! [1, с.47]

Мы проделали большую работу для того, чтобы понять, что такое личность, увидеть отличия личности от индивида и индивидуальности, просмотреть ее развитие. Ясным остается лишь одно - стать личностью очень трудно. Это кропотливый труд над самим собой, и стать личностью может далеко не каждый.

Используемая литература

1. Избранное: Персонализм / Жан Лакруа. - М., 2004. - 608с.

. Царство духа и царство кесаря / Бердяев Н.А. - М.: Республика, 1995. - 356 с.

. Научно-теоретический журнал «Вопросы философии» №2 - 1992 г

. Философская антропология / Гуревич П.С. - М., 2001. - 607 с. 3.

. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

6. Научно-теоретический журнал «Вопросы философии» № 4 - 2009 г

.Философия свободного духа / Бердяев Н.А. - М., 1994. - 480 с.

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Библиофонд и Rosdiplom.ru