Тема: Формы активности в философии и психологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    27,15 Кб
Формы активности в философии и психологии
Формы активности в философии и психологии
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!












Курсовая

тема: "Формы Активности в Философии и Психологии"

Оглавление

Введение

Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии

§Древние-греческие философы (6-5 в.в. до н.э.) (Парменид, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель)

§Средневековая христианская философия (14-16 в.в.) (Блаженный Августин, Фома Аквинский)

§Возрождение (17-18 в.в.) (Декарт, Лейбниц, Беркли, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)

§Западная философия (19-20 в.в.) (Дильтей, Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Маркс)

Активность в Психологии

§Эволюция форм активности (сенсорная, перцептивная, интеллектуальная, сознательная)

§Виды активности (поведение, потребление, игра, обучение, деятельность, общение, созерцание)

§Модели активности (пассивность, реактивность, собственная активность, обусловленная активность)

§Психологические школы, изучающие активность личности (Фрейд, Неофрейдизм, Гуманистическая школа, Французская Психологическая школа, Отечественная Психология)

§Деятельностный подход (потребность, мотив, направленность - влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение -, установка, цель)

Заключение

Литература

ВЕДЕНИЕ

Термин "активности" широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение "активного" как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие "активности" часто употребляется как синоним понятия "деятельность". В физиологическом смысле понятие "активности" традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии "активность личности", обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности - поведению, зависящему главным образом от внешних воздействий и "подстраивающемуся" под заданные условия. В философии "активность" рассматривается как внутренняя спонтанность живых существ, бытие.

Интегральная характеристика активности личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активности личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание активности личности - непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.

И так, активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества.

Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.

Развитие представлений об активности происходило в течение многих веков, начиная со времен Древней Греции и до наших дней...

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ АКТИВНОСТИ (БЫТИЯ И НЕБЫТИЯ) В ФИЛОСОФИИ

Первую философскую концепция бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытие как единое (Фалес и Анаксимандр, а так же Ксенофан), неподвижное и самотождественное, другие - как непрерывно изменяющееся, становящееся. Представителями этих направлений были Парменид (элейской школы) и Гераклит (эфесской школы).

Ход мысли Парменида был примерно следующим: "В мире ничто не возникает из небытия и не уничтожается. Следовательно, "Бытие" существует и перестать существовать не может. Когда пифагорейцы считают, что рядом с бытием есть пустота, "Ничто", они утверждают логический абсурд. Сама наличность пустоты показывает, что она есть и, следовательно, входит в состав "Бытия". Но если так, то ни о каких "провалах" в "Сущем" говорить невозможно: "Оно" есть "Реальность", которая не может быть производной или преходящей. Иными словами, поскольку "Абсолютное" есть всё, то в действительности существует лишь оно одно".

Этот на первый взгляд странный тезис в высшей степени сходен с тем, что утверждал адвайтизм Упанишад. Одним решительным усилием разум пытается отделить себя от окружающего мира и прорваться к глубочайшей основе всего. Но ведь человек не может видеть её, а "Вселенная" - перед его глазами. Из этого затруднения Парменид выходит способом, также похожем на индийский. Он ставит под сомнение ценность познания при помощи органов чувств, объявляет человеческие ощущения обманчивыми. Сущность бытия не может быть познана несовершенными орудиями.

Отвлечённые парадоксы элейской школы могли привлекать лишь изощрённые умы, привычные к миру абстракции. Потому естественно, что никакие аргументы элеатов не защитили их концепцию от нападок. Религиозная мысль должна была говорить не только об "Едином", но и объяснить мир и человеческую жизнь. Ответом на эту потребность явилось учение старшего современника Парменида - Гераклита. Он исходил из того, чем пронизана жизнь природы и общества, - из движения, и поэтому создал воззрение, диаметрально противоположное элейскому. В отличие от Парменида, он следовал не логике, а интуиции, угадывая истинную суть вещей. И лучшим методом для выражения своих прозрений он, по-видимому, признавал афоризмы и парадоксы, в отличие от Парменида который писал стихами.

Гераклит считал, что познать истину можно, обращаясь к видимому. "Чему нас учат зрение и слух, то я ценю больше всего, - говорил он, делая лишь одну оговорку: - глаза и уши - плохие свидетели для людей, имеющих грубые души". Важнейшим он считал пробуждение в человеке особого внутреннего слуха и зрения, которые помогают улавливать сокровенные ритмы "Вселенной".

Суть гераклитовского интуитивного открытия выражена в краткой формуле "Пантерой" - всё течёт. С небывалой дотоле ясностью философ ощутил "Бытие" космическим процессом. Подобно Будде, он увидел весь мир как нечто, находящееся в неустанном стремительном беге. Нет ничего постоянного: жизнь сменяется смертью, бодрствование - сном, расцвет - увяданием, холод - жарой. То опускаясь, то поднимаясь, проносятся волны бытия, в каждый миг всё вступает в новую фазу или форму существования. "Нельзя в ту же реку войти дважды", "Набегают всё новые и новые волны".

Гераклит даже прибегает к выражению, напоминающему индийские парадоксы, и говорит, что мы одновременно "существуем и не существуем". Это было противно логике, которую так высоко ставил Парменид. Но для Гераклита противоречие являлось одним из коренных свойств мироздания. Хотя он и критиковал Пифагора, но принял его дуализм и считал борьбу противоположных начал законом природы: "Борьба - отец всему и царь", "Борьба всеобща... всё рождается через распрю". Но творческая сила "распри" не просто в противостоянии и противоборстве полюсов, а в их соединении: "Расходящееся с самим сбой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры". Таким образом через двойственность образуется единство, которое в процессе становления снова поляризуется для нового синтеза: "Из всего возникает единое, и из единого - всё".

Таким образом, досократики различали бытие "по истине" и бытие "по мнению", формулируя понятия "Сущности" и "Существования". Вместе с этим была сформулирована концепция "Небытия", как противопоставления "Бытию", которое являлось отсутствием, отрицанием бытия.

Категория "Небытия", как недоступная для мысли идея, тождественная категории "Ничто" впервые появилась в учении Перменида об истинном пути мышления. "Небытие" противопоставляется "бытию" вообще, в то время как "ничто" - многообразию различных "нечто". Демокрит и Платон придали бытию онтологический статус, причем Платон ввёл не только различение бытию и небытия, но и бытия и сверхбытия, что предопределило дальнейшее рассмотрение понятия "бытия" в философии.

Демокрит из Фракии в своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элиатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том , что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех учёных той поры, является созерцательным и метафизическим.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения об "атоме" - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве, "в Великой Пустоте", хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку всё, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу "Подобное притягивается подобным".

Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона "Идеями" или "Эйдосами". В диалоге Платона "Тимей" главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, не только лишь мнение, то следует признать автономное существование идеи.

В том же диалоге Платон в уста рассказчика вкладывает следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания: "Следует признать наличие трёх родов сущего - вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: Во-первых, есть тождественная идея, нерождённая и негибнующая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя - ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединённого с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно".

В философии Платона легко обнаружить признаки дуализма. Он часто противопоставляет тело и душу как две разнородные сущности. Тело - разложимо и смертно, а душа - вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге "Государство", в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: "то, что не гибнет ни от одного из этих зол - ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно".

В своём диалоге "Федр" он даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: "Уподобим душу соединённой силе парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него - один прекрасен, благороден и рождён от таких же коней, а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное". Возница изображает здесь разум, добрый конь - волевую часть души, а другой конь - страстную или эмоциональную часть души. В диалоге "Государство" Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души - пастырю стада, волевую или яростную часть души - сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управлять со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого - подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души:

.Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельности.

.Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей.

.Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека.

Однако вернёмся к понятию бытия. Платон впервые противопоставил мир вещей чистым "идеям" - миру истинного бытия. Аристотель, опираясь на принцип взаимосвязи формы и материи строит учение о различных уровнях бытия от чувственного до интеллигибельного.

По мнению Аристотеля, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

.Материя - (то, из чего). Многообразие вещей, существующих объективно. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве. Она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично-оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

.Форма - (то, что). Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создаёт формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

.Действующая причина (начало) - (то, откуда). Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина - это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

.Цель - (то, ради чего). Высшей целью является благо.

Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект - 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, и второй сущности - бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Содержание и значимость каждой категории определяются "движущимся объективным бытием".

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берётся как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела, но при этом имматериальна и нетелесна, его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективного наблюдаемого поведения.

Средневековая христианская философия противопоставляло божественное бытие и сотворенное, вслед за Аристотелем различая бытие на "действительное" и "возможное". Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, выряженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство "бытия Бога". Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты). Среди философов выделяются Блаженный Августин и Фома Аквинский.

Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму и критично к скептицизму. Всё сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло - это не материальный объект, а отсутствие добра. Так же его философия очень теоцентрична: в центре её Бог, который во взаимосвязи с миром, им созданным. Всё сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину - нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она переходит при рождении от материи к ребёнку и идеей о её создании Богом (креационизм).

Фома Аквинский. Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Считает, что философия, должна находиться в услужении богословия, как "истины откровения". Душу Фома Аквинский рассматривал как нематериальную субстанцию, находящуюся во взаимосвязи с телом и придающую ему индивидуальность. Он высказывал очень тонкую мысль: поскольку у некоторых людей тела имеют очень тонкую организацию, то их души имеют большую силу разумения. А так же он придерживался идеи бессмертия души.

Отход от этой позиции начинается только в эпоху Возрождения. Новый тип мироощущения, порожденный развитием науки, рассматривал бытие как реальность, противостоящую человеку, как осваиваемое им в процессе его деятельности. С развитием механики (17-18в) в трактовке бытия исходным является понятие "тела" и природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некий механизм. Далее философы всё более и более начинают отходить от теософии и вновь развивают философию как самостоятельную науку, теперь уже связывая активность с разумом (сознанием и самосознанием), вместо души.

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Исходной точкой рассуждений Декарта является "сомнение во всём".

Лейбниц развивает систему, получившую название "субстанциальный плюрализм" или "монадология". Согласно Лейбницу, основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции или монады. Все монады просты и не содержат частей. Их бесконечно много. Каждая монада отличается от другой. Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов. Все монады способны к перцепции или восприятию своей внутренней жизни. Некоторые монады в ходе своего внутреннего развития достигают осознанного восприятия или апперцепции.

Разум человека - это тоже монада, а привычные атомы - это спящие монады. Монада обладает двумя характеристиками: стремлением и восприятием.

По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств. Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне, но в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает "идеи ощущений" в сознании человека.

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Кант сформулировал различие в терминах "аналитических" и "синтетических суждениях". Под синтетическими суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин "априори" означает "вне опыта", в противоположность термину "апостеори" - "из опыта".

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь - всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания.

Таким образом, для Канта бытие не является свойством вещей, бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений.

У Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного "Я", а материальное бытие - продукт сознания "Я". В качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека.

Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие - в свободе человека, его духовной деятельности.

В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе. Он свёл человеческое духовное бытие к логической мысли.

Теперь обратимся к пониманию бытия в западной философии 19-20 века. Здесь также характерна идеалистическая установка понять бытие исходя из анализа сознания, однако аналитика сознания предполагает целостную структуру сознания во всём многообразии его форм и в его единстве с осязаемым миром.

Так, в философии жизни Дильтея бытие совпадает с целостностью жизни, понимаемой науками (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках) .

В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как эмоционально - волевое и практически устремленное (Хайдеггер) .

Существенный вклад в понимании бытия внес Жан Поль Сартр. Противопоставляя бытие в себе и бытие для себя он разграничивает "материальное" и "человеческое" бытие. Материальное бытие является чем-то ортодоксальным, сопротивляющимся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра - свободный выбор возможностей.

Тут следует отметить концепцию неопозитивизма, который столь радикально критикует прежнюю онтологию, что перерастает в отрицание самой проблемы бытия как таковой, считая её метафизической псевдопроблемой.

Маркс анализирует проблему бытия сразу в нескольких направлениях и подчеркивает многоуровневый характер бытия в таких сферах как бытие органической и неорганической природы, бытие общества и бытие личности. При этом подчеркивается несводимость одного уровня к другому. Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нём совокупную материальную деятельность индивидов, социальных групп и классов, а познание природного и социального бытия ведёт к познанию смысла бытия личности.

Такова краткая история эволюционировано понятия активности (бытия) в философии. Теперь посмотрим как активность рассматривалась с точки зрения психологии и её различных школах.

ПОНЯТИЕ АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

С точки зрения психологии, "активность личности" (от лат. activus - деятельный) - это деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Эволюционно простейшая форма активности (сенсорная) - это почти механическая реализация внутренней программы или реагирование на изменение (воздействие) во внешней среде (тропизм, таксис, рефлекс). Эта форма активности присущая одно- и много-клеточным организмам. Более сложная форма (перцептивная) - это инстинкты. Инстинкт - это совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. Эта форма активности встречается у насекомых и у простейших животных. Существуют и выученные формы активности, реализуемые посредством навыков, умений, когда навыком считается действие, сформированное путём повторения и доведения до автоматизации. Далее, важную роль в жизни играет творческая активность (интеллектуальная), которая предполагает построение целевых программ для каждого нового действия с помощью мышления. Эта форма активности присущая млекопитающим и приматам. Наконец, как вид активности встречается рефлексия (сознательная активность). Рефлексия - это обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на своё знание или на своё собственное состояние. Этот вид активности встречается только у человека.

По своему материальному носителю психическая активность - это активность мозга, оснащённого органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами. Существо данной активности состоит в переработке информации, её оценке и использовании для управления движениями различного характера, в том числе речевыми.

Человеческая активность заключается в информационном и энергетическом метаболизме (обмене) с внешней средой. Различают семь видов этого взаимодействия: поведение, потребление, игра, обучение, деятельность, общение и созерцание.

Поведение - тут активность проявляется, как способность животных, в том числе и человека, изменять свои действия под влиянием внутренних (гомеостаз) и внешних (адаптация) факторов. Поведение может быть: поисковое и пищедобывательное (насыщение и запасание пищи), комфортное, репродуктивное (полигамия, моногамия или полиандрия), родительское, оборонительное, агрессивное, социальное, территориальное, исследовательское.

Потребление - это вид активности, состоящий в непосредственном удовлетворении потребностей, когда потребностью считается внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо (нужды).

Игра - вид непродуктивной активности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период, в течение которого проявляют игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются (и совершенствуются) элементы поведенческого репертуара взрослых животных - отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения. Для детей игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. Играя ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт.

Обучение - это вид активности, в которой количество и качество элементов знаний и умений учащегося доводятся до должного уровня, составляющего цель обучения.

Деятельность - это предметная форма активности, связанная с преобразованием элементов окружающей среды, созданием условий, необходимых для жизни.

Общение - межличностная форма активности, процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Созерцание - чувственная ступень активности познания. С точки зрения марксизма познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Все формы активности имеют, как правило, внутреннюю (психическую) и внешнюю (поведенческую, практическую) составляющие.

Психическая активность (психика) по своему содержанию делится на познавательную, эмоциональную и волевую; по отношению к сознанию - на сознательную и бессознательную; по отношению к личности - на личностную и безличностную. Этот вид активности может быть названым и внутренней активностью, т.е. активность происходящая внутри одной реальности.

Поведенческая активность (поведение) связана с попыткой создания согласованной картины личности и её основных психических процессов, а также с изучением индивидуальных различий. Этот вид активности может быть названым и внешней активностью, т.е. активность между двумя реальностями. Отсюда, вытекают четыре модели активности, подчёркивающие разные взаимоотношения этих двух реальностей:

.Пассивность - когда одна реальность воздействует на другую, а внутреннее состояние второй реальности и её ответ на внешнее воздействие равны 0 (нулю). В жизни эта модель не встречается.

.Реактивность - одна реальность воздействует на другую, чьё внутреннее состояние равно 0 (нулю), но всё таки от неё есть ответная реакция равна внешнему воздействию. Эта модель встречается в бихевиоризме.

.Собственная активность - одна реальность воздействует на другую, ответ которой равен внутреннему (собственному) её состоянию. Такая модель встречается в фрейдизме и в гуманистической школе.

.Обусловленная активность - одна реальность воздействует на другую, ответ которой является функцией сочетающие внешнее воздействие и внутреннее состояние (личный опыт). Эта модель встречается в неофрейдизме и в отечественном деятельностном подходе.

Что-бы подробнее узнать о различных подходах к изучению источника активности личности, мы обратимся к истории их развития.

Впервые вопрос об активности личности было нарушено австрийским психиатром З. Фрейдом - основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории обосновывают мнение, что источником активности человека являются инстинктивные побуждения, которые она имеет от рождения и которые передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических поездов, неосознаваемых импульсов, природа которых "неизвестна". Засадовим относительно его учения является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении З. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно сказывается на её жизнедеятельности. Неофрейдисты, руководствуясь основными постулатами З. Фрейда о подсознательное, шли в направлении ограничения сексуальных поездов в выяснении психики человека и поисках новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных поездов занимают стремление к власти вследствие осознания личностью своей неполноценности (К.Юнг, А. Адлер), стремление к безопасности или к удовлетворению своих желаний (К.Хорни), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и обусловленного этим чувство одиночества (Э. Фромм) и т.д.

В дальнейшем появились и другие школы разрабатывающие свои теории о активности личности, в частности "Гуманистическая школа", которая отвергала положение неофрейдистов, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу (страх одиночества, агрессия, стремление к власти или удовлетворению желаний). Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источника активности врожденные альтруистические мотивы (К.Роджерс). Другие представители этой же школы разработали свои концепции получившие название "Теория черт" (Г.Олпорт),согласно которой люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого её обследования, и "Теория Потребностей" (А.Маслоу), согласно которой, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей. Физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причём, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность самоактуализации, образуют её вершину.

Представители Французской Психологической школы тоже взялась за поиск источника поведения и выделили семь его уровней (П.Жане). К первому (самому низкому) уровню они относили рефлекторные акты, ко второму уровню - отсроченные перцептивные действия (подготовка и завершение действия), к третьему уровню - элементарные социальные акты (подражание), к четвёртому уровню - элементарные интеллектуальные акты, к пятому уровню - манипуляцию реальными объектами (формирование интеллектуальных объектов), к шестому уровню - умственную деятельность (мышление) и наконец к седьмому уровню - созидательную, трудовую деятельность (произвольность внимания, волевое усилие).

Наконец, к разработки проблемы активности личности, подходит и отечественная психология. В России наука о поведении начинается с работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, которые пришли к представлению об активной установке организма по отношению к окружающей среде. Следует особо указать, что павловское учение об условных рефлексах оказало серьёзное влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимавшихся проблемами поведения и активности животных и человека.

Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. В теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе, на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности. Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Шороховой. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребёнка в разные периоды его жизни формируется определённый взгляд на мир, названный внутренней позицией. Как и у неё, основной внутренней характеристикой активности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личностный смысл. Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к её мотивам, т.е. к тому, что её побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Побуждающим к деятельности фактором является "цель". Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие (активность), связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Потребность - это нужда, в которой проявляется зависимость человека от определенных условий, необходимых ей для жизни и деятельности. В потребностях всегда отображаются устойчивые жизненно важные зависимости организма и среды. Человеческие потребности развивающихся в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребности способствует её развитию и воспроизводству новых потребностей, которые неизбежно порождаются различными сферами общественной жизни людей и их деятельностью. Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, тем богаче и разнообразнее является его потребности. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность, возникновения и способ удовлетворения.

Внутренними побуждениями к действиям становятся мотивы, являющиеся результатом осознания личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению. Мотив - это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной жизненной ситуации, при определенных условиях.

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и другие. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих активность (деятельность) личности и относительно независимых от наличной ситуации, чаще всего в научной литературе называют направленностью. Следует отметить, что направленность активности личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности - это влечение. С психологической точки зрения, влечение - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нём потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определённому. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.

Следующая форма направленности - стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определённого побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы. Интерес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировки личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определённому объекту. Одной их наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик активности личности.

Интерес в динамике своего развития может превратится в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определённою деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определённому виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определённых способностей.

Следующая форма проявления направленности активности личности - это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы людей формируются под влиянием общественных условий жизни, в процессе обучения и воспитания. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Подоплёку убеждений составляют знания, которые для человека являются истинными, неоспоримыми, в которых он не сомневается. Особенность убеждений состоит в том, что у них знания предстают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждение есть там, где есть страдания и муки совести, когда нарушаются принципы в действиях и поступках. Убеждение личности могут провялятся в различных областях его жизни и деятельности и в зависимости от этого делиться на моральные, интеллектуальные, эстетические и др.

Убеждение становятся мощной движущей силой при условии, что действия, вызываемые этими убеждениями, становятся привычными. К. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, её вкладывает человек в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления растёт и даёт человеку возможность всё плодотворнее применять свою драгоценную силу - силу сознательной воли, не тратя своего сознания и воли на борьбу с трудностями, которые были уже преодолены.

Во всяком случае в основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, т.е. формируют её мотивацию к деятельности.

Возвращаясь к мотивам, можем сказать, что роль мотивов личности могут играть установки. Установка - это неосознаваемый личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой человек может удовлетворить ту или иную потребность.

Установка в различных фактах жизни может проявляться в стандартизированных суждениях, некритически усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предвзятости, выделении того, что для него важно (жизненное значение). Именно поэтому личность может видеть в объектах и явлениях жизни то, что она хочет видеть, а не то, что есть в действительности. Установки могут быть положительными, если они основываются на доверии, симпатии, одобренной общественному мнению, и негативными, когда они имеют характер предвзятости, необъективности. Особой формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое мнение группы (явление конформизма).

Напротив, к осознаваемым мотивам, как мы уже говорили, можно отнести "цель" активности личности. Объект, который может удовлетворить потребности личности, предстаёт в его сознании как цель. Если личность ясно осознает жизненную цель и предусматривает реальность её достижения, то раскрывается перспектива личности. Перспектива делает действия человека уверенными, целеустремленными, питает их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или её потеря могут вызвать состояние фрустрации, то есть расстройства планов, уныние, безнадёжность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность, раздражительность. Состояние фрустрации может обуславливаться завышенной самооценкой личности, когда она обнаруживает склонность выбирать в жизни слишком сложные, непосильные для неё цели, вследствие чего испытывает неудачи. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые соответствуют его возможностям, и успешно их реализует. Самооценка может быть заниженной, что обусловлено неуверенностью человека в своих возможностях, вследствие чего он ориентируется на выбор слишком простых целей. При заниженной самооценке не реализуется психологический потенциал личности, вследствие чего замедляется его развитие и могут закрепляться связанные с этим черты.

Важную роль для выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей играют такие индивидуальные особенности, которые обычно называют способностями человека. Способности могут быть природными (естественными) и специфическими, которые в свою очередь подразделяются на общие и специальные или на практические и теоретические. В психологии чаще всего встречается следующая классификация способностей: способность - наличие общих, особенно высших, особенностей, общих для человека и животных, одарённость - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, талант - высокий уровень развития специальных способностей и гениальность - доминирование какой-то стороны профиля, яркое выражение какой-то способности.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания, другую группу условий развития определяют особенности макросреды (общество, в котором родился и растёт человек).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключая наше рассмотрение активности в философии и в психологии, можем сказать, что активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, - о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, - говорят, что он выступает как субъект активности. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие её проявления, как активация, безусловно - и условно-рефлекторные акты, поисковая активность, произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью, активность субъекта определяется как динамическое условие её становления, реализации и видоизменения, как свойство её собственного движения.

Активность характеризуется здесь такими свойствами, как:

спонтанностью, то есть обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией;

произвольностью, то есть обусловленностью того, что совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения,

надситуативностью, то есть выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительной как ограниченности действий рамками заданного;

действенностью, то есть устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем.

Также, можем сказать что личность как общественное существо формируется в процессе игры, обучения (воспитания), в труде (деятельности), в общении с другими людьми и в созерцании. Вместе с тем важную роль в становлении активности личности играют врождённые особенности (способности), а внешние влияния действуют на личность через её внутреннее, врождённое, ранее приобретенное. Поэтому, чтобы познать личность, её психологию, нужно выяснить конкретные условия её жизни, воспитания, труда, особенности среды и взаимодействия с ними.

Важную роль в формировании активности или направленности личности играет её самосознание. Самосознание - это осознание человеком себя самого в своём отношении к внешнему миру и к другим людям. Оно имеет много различных форм проявления. Одна из них связана с познавательным аспектом психической деятельности и проявляется в самоощущении, самонаблюдении, самооценке, самоанализе. Самоосознание личностью изменений и процессов, в ней происходящих, способствует более глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие её проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоприниженость, чувство собственного достоинства, тщеславие и др. У них в форме некоторых переживаний отражается отношение человека к самому себе сравнительно с другими людьми. Такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность связанные с волевым аспектом психической деятельности человека. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами его жизни и деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

.Общая Психология - А.Г. Маклаков (издательство "Питер").

.Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. Ч. 2. Статьи:

Аристотель. Л.Фейербах. П.Тейяр де Шарден.

.Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы - Бердяев Н. (М., 2010).

.Социальная философия - Барулин B.C. (М.: 2009. Гл. XI, ХП, ХШ.)

.Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина и др. (М, 1996).

.Предисловие к антологии "Природа человека" В кн.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности - Фромм Э., Хирау Р. (М., 2014).

Похожие работы

 
  • Проблема личности в философии экзистенциализма
    Введение.3. 1. Понятие проблемы личности в философии .5.
    ...детерминации форм его активности , раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия.
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии
    ...являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его...
    В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Проблема сознания в философии
    По предмету: Философия . Тема: Проблема сознания в философии . Выполнила студентка 1 курса.
    ...и т.д., ибо это является устоявшейся практикой в психологии и не имеет прямого отношения к разбираемой философской проблеме.
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Общая психология
    Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную (идиографическую) психологии . Если невозможно объяснить явление, надо его описать.
    Формы сотрудничества: А) Научный и житейский психолог совпадают в одном лице.
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Развитие понятия идентичности в отечественной психологии
    Фактически до И.С. Кона в советской психологии и философии практически не использовался термин...
    ...многослойного процесса, главное - вычленить модели общения, формы организации этих моделей, понять идентификацию как процесс, отражающий социальную...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Общее понятие психологии
    ...в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
    Следует остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии , потому что вопросы психологии ...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Американская философия
    ...сочетался с компромиссным отношением к науке в той форме , в какой она была известна по трудам Ф. Бэкона, Дж. Локка, Р. Декарта, И. Ньютона.
    У. Джеймс пришел в философию из психологии , и его интерес к феномену волевой активности человека...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!