Система учреждений и органов, исполняющих наказание

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,93 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система учреждений и органов, исполняющих наказание

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность суда, государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов деятельности, обуславливается стоящей перед ними задачей борьбы с преступностью в стране. Успешная деятельность каждого из указанных государственных органов - необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими звеньями этой системы.

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образует уголовное и уголовно-процессуальное право.

Уголовно-исполнительное право - самостоятельная отрасль казахстанского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения мер исправительного воздействия. В учебнике Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан утверждается, что учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, составляет единую уголовно-исполнительную систему. [1] Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме, каким является уголовное наказание, требует постоянного контроля государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью, исполнение уголовных наказаний признается исключительно функцией государства, для осуществления которой нередко создаются специализированные государственные учреждения и органы. Так, исполнение лишения свободы согласно ст. 14 УИК РК возлагается на исправительные учреждения, объединенные в уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан [2].

Для исполнения других уголовных наказаний специальных государственных органов не создается. Функция исполнения наказания для них - дополнительная. Так, исполнение наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия, в виде штрафа, увольнения с должности, конфискации имущества, лишение воинского или специального звания возлагается на суды РК, а именно судебных исполнителей. В положении о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия на осужденных, на судебных исполнителей возложено исполнение наказания в виде штрафа (ст. 31), конфискации имущества (ст. 64). Применительно к иным наказаниям, не связанным с мерами исправительного воздействия, подобный орган не определен. Однако на судебных исполнителей возложен контроль за исполнением указанных наказаний.

В качестве субъектов, обязанных выполнять требования приговора суда, указаны применительно к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, увольнению с должности, администрация предприятий, учреждений и организаций (ст.ст. 16, 33, 34), применительно к возложению обязанности загладить причиненный вред, применительно к лишению воинского или специального звания - орган, присвоивший это звание (ст. 61).

Уголовные наказания, применяемые в Республике Казахстан разноплановы. Одни из них связаны с мерами исправительного воздействия, другие - нет. Часть наказаний имеет протяженный во времени процесс исполнения, остальные ограничиваются разовыми действиями. Есть наказания, выражающиеся в лишении свободы осужденного, большинство же не имеют такого сурового карательного содержания. При всем разнообразии уголовных наказаний можно выделить общие задачи учреждений и органов, исполняющих наказания. В УК РК в качестве целей наказания определяется исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, а также способствование искоренению преступности.

Степень научной изученности. Долгое время в юридической науке пенитенциарная система исследовалась в основном по отдельным направлениям. Пенитенциарную систему дореволюционной России исследовали М.Н. Гернет, Д.В. Краинский, Н.Ф. Лучинский, А.А. Пионтковский, С.В. Познышев, и др.

Исследованиями истории пенитенциарного права и пенитенциарных учреждений советского периода занимались такие крупные ученые, как М.Д. Детков, В.И. Исаков, Р.С Мулукаев, И.В. Упоров и др. Вопросы теории пенитенциарного права, применения средств исправительного воздействия были основательно разработаны в трудах Н.А. Беляева, В.П. Артамонова, Н.А. Стручкова, и др.

Объектом изучения в курсовой работе являются общественные отношения, характеризующие уголовно-исполнительную систему в сфере исполнения наказаний в Республике Казахстан.

Целью курсовой работы является рассмотрение учреждений и органов, исполняющих наказание и контроль за их деятельностью в сфере исполнения уголовных наказаний, повышения эффективности деятельности данных учреждений.

Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

изучить цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказания;

рассмотреть систему органов и учреждений, исполняющих наказания, дать им общую характеристику;

раскрыть виды и назначение исправительных учреждений;

охарактеризовать взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами;

дать характеристику и оценку контролю за учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Теоретическую основу написания составили труды ученых, принадлежащих к различным научным школам и направлениям, специалистов по уголовному праву, уголовно-исполнительному праву, криминологии, правам человека и общей теории права. В частности, использовались труды и публикации: Ю.М. Антоняна, Г.П. Байдакова, Н.А. Беляева, Б.С. Утевского, И.В. Шмарова, Н.Г. и др.

В процессе написания курсовой работы были проанализированы действующие нормативно-правовые акты Республики Казахстан, нормы международного права.

В соответствии с методологией были использованы научные методы: формально-юридического, метода сравнительного правоведения и другие.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, структурированных в шесть подразделов, а также заключения, списка использованных источников и приложения.


1. Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказания

.1 Понятие уголовно-исполнительного права Республики Казахстан

Политика в сфере борьбы с преступностью является частью социальной внутренней политики государства. Ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную политику, уголовно-исполнительную политику.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Субъектами формирования уголовно-исполнительной политики являются Президент РК, Парламент РК и Правительство РК, а реализации - соответствующие государственные органы (республиканские, областные и районные органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК), а также непосредственно учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания. Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства, а также общественность.

Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм.

Предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрацией организаций, общественными формированиями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования - императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования (диспозитивного, поощрительного).

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определенного вида общественных отношений. В систему норм уголовно-исполнительного права входят уголовно-исполнительный кодекс, а также другие законы и нормативные акты. В связи с этим, не вызывает сомнения существование системы норм уголовно-исполнительного права.

Изложенные выше положения, относящиеся к предмету и методу правового регулирования, системе законодательства, позволяют определить уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль казахстанского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия.

Принципы уголовно-исполнительного права базируются на общих принципах права и принципах отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью. В общей теории права они рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы, приобретающих особую значимость в ходе проведения правовом реформы, при формировании отрасли права, ее институтов и норм. Принципы права, его отраслей объективны по своему характеру, хотя одновременно являются и субъективной категорией. В теории уголовно-исполнительного права выделяются следующие виды принципов: общеправовые, межотраслевые и институциональные.

К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного права следует отнести: законность, гуманизм, демократизм. К межотраслевым - равенство осужденных перед законом - дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием; к институциональным - отбывание наказания в одном исправительном учреждении, раздельное содержание различных категорий осужденных.

Наука уголовно-исполнительного права соответствует отрасли права и призвана изучить весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, нравственных, психолого-педагогических проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания, выявлять тенденции и закономерности, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности по исполнению наказаний и представлять свои предложения по развитию уголовно-исполнительной политики, совершенствованию законодательства и практики его применения. Поэтому предмет науки уголовно-исполнительного права значительно шире по содержанию соответствующей отрасли права.

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью законодательства понимается совокупность законов, в широком смысле - система правовых актов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования. Соответственно под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов (правовых актов), регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным исправительного воздействия.

К существующим формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция РК, закон РК «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительный кодекс РК; постановления Правительства РК, ведомственные нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов.

Согласно ч 1 ст. 2 УИК уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Уголовно-исполнительное законодательство не раскрывает самого понятия «восстановление социальной справедливости», оно носит оценочный характер и его содержание раскрывается опосредованно через другие понятия (возмещение ущерба от преступления, соразмерность содеянного виновным и воздаваемого за это со стороны государства ответного воздействия), а также через раскрытие содержания принципа справедливости.

Одной из основных целей этой отрасли права является исправление осужденных. Впервые это понятие, достаточно сложное с точки зрения его юридического оформления, закреплено в уголовно-исполнительном законе (ч. 1 ст. 7), под которым понимается формирование у осужденных правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

Цель следующая - предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденных. Она реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК РК профилактических мер (охраны и надзора за осужденными, оперативно-розыскных мероприятий, применение мер поощрения и взыскания и т.д.), а также проведения с ними воспитательной работы.

Общее предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно жесткие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан.

Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем постановки перед этой отраслью законодательства задач. В ч. 2 ст. 2 УИК РК они сформулированы достаточно четко и конкретно. Они охватывают наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка и условий отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Уголовно-исполнительный кодекс РК, принятый 13 декабря 1997 г. и вступивший в законную силу с 1 января 1998 г., впервые урегулировал исполнение всех видов наказаний. Структурно он соответствует новой «лестнице» наказаний, принятой УК РК, в нем более четко определен предмет правового регулирования и из него исключены институты и нормы, регулировавшие общественные отношения, не входившие в сферу исполнения уголовного наказания [2].

Под нормой уголовно-исполнительного права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан). В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным исправительного воздействия.

Норма представляет собой основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных paбот, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня представляет собой определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.

Норма уголовно-исполнительного права имеет свое внутреннее строение, основными элементами которого является диспозиция и санкция.

В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания.

Отсылочные нормы, используемые в УИК РК, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования норм. Отсылочные нормы имеют внутриотраслевое назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на отдельные виды в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения: обязывающие, уполномочивающие, запрещающие, поощрительные и охранительные.

Уголовно-исполнительные правоотношения - это урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания между государством, в лице соответствующих органов, и осужденными.

Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания.

Любое правоотношение имеет свой состав, т.е. совокупность определенных элементов без которого оно не могло бы существовать. Элементами уголовно-исполнительных отношений являются:

. субъекты и иные участники правоотношений;

. содержание правоотношений;

. объекты правоотношений;

. юридические факты.

Субъектами и иными участниками правоотношений являются юридические и физические лица, обладающие определенными субъективными правами и обязанностями, установленными нормами уголовно-исполнительного права. Субъектами правоотношения называют его стороны, которые обладают наибольшим объемом субъективных прав и обязанностей. В их отсутствие правоотношения не образуются.

Под содержанием уголовно-исполнительных правоотношений понимается фактическое поведение субъектов и участников, а также совокупность их прав и обязанностей.

С точки зрения содержания необходимо выделить два вида правоотношений: образуемых при исполнении наказания и при применении исправительного воздействия. Первый вид правоотношений образуется при исполнении и отбывании уголовного наказания, а второй - при применении исправительного воздействия. Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют явления и предметы, т.е. реально существующие обстоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные законные интересы его субъектов или участников. Юридические факты представляют собой действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения.

.2 Цели и задачи органов и учреждений, исполняющих наказание

Важнейшая цель уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных. Исправление осужденных - это генеральная линия деятельности органов и учреждения, исполняющих наказания, она проходит красной строкой через все уголовно-исполнительное законодательство. Эта линия определена также требованиями международных актов и стандартов по обращению с осужденными, и ее осуществление является главной задачей органов и учреждений исполняющих наказания.

В соответствии с ч.1 ст.9 УИК РК «исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения» [2].

Исправление осужденных достигается при помощи основных средств исправления (ч.2 ст.7 УИК РК) [2]. Ими являются:

  • установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);
  • воспитательная работа;
  • общественно полезный труд;
  • получение общего образования;
  • профессиональное образование;
  • общественное воздействие.
  • Уголовный кодекс РК связывает с убежденностью судьи в целесообразности таких решений, принимаемых с учетом личности и поведения осужденного. В ст.73 УИК РК изменение вида исправительного учреждения связывается с положительной характеристикой осужденного, следовательно, речь идет об оценочных понятиях. В УИК РК имеются различные термины, устанавливающие степень исправления. Так, в ст.112 УИК РК приводится определение и раскрывается содержание понятие злостного нарушителя режима, и т.д.
  • Цель предупреждения преступлений (ст. 1 УИК РК) достигается работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания наказания. Эта цель считается достигнутой в том случае, когда осужденный лишен возможности совершить новое преступление [2]. Вторым направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной адаптации и реабилитации, контроля и надзора, направленных на недопущение совершения этими лицами новых преступлений.
  • В соответствии с ч.2 с.1 УИК РК задачами уголовно-исполнительного законодательства являются:
  • регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;
  • определение средств исправления осужденных;
  • охрана прав, свобод и законных интересов осужденных;
  • оказание осужденным помощи всоциальной адаптации[2].
  • Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство, УИК РК определяя задачи исполнения уголовных наказаний, возлагает их реализацию на органы и учреждения, исполняющие наказания в деле достижения генеральной цели - исправления осужденных.
  • Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы. На исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, уголовно-исполнительного законодательства.
  • Задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст.18 УИК), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч.2 ст.107 УИК)[2].
  • Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст.9 УИК)[2].
  • Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • Задача специального (частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории - друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права.
  • Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции. На учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч.2 ст.7 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
  • Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждении основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.
  • Задача организации труда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, исполняющие лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям, либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
  • Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных.
  • 2. Система органов и учреждений, исполняющих наказания
  • 2.1 Система учреждений и органов, исполняющих наказание и их персонал
  • Под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения (кары) - комплекса ограничений прав и свобод осужденного.
  • Генеральным основанием в соответствии со ст.5 УИК РК для исполнения наказания и применения исправительного воздействия является только вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Производными основаниями - все остальные решения, изменяющие приговор суда (постановления суда, акт амнистии или помилования).
  • Уголовно-исполнительное законодательство для обозначения мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.
  • Термин «исполнение» наказания обращен к соответствующим учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечить осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.
  • Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администраций учреждений по их осуществлению реализуются в режиме, который согласно ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 77 УИК РК рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания.
  • Необходимо отметить, что в законе впервые дается такое определение применительно к исполнению всех видов наказания. Ранее в теории уголовно-исполнительного права и в законодательстве термин «режим» употреблялся применительно к исполнению лишения свободы.
  • Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Являясь одним из основных средств исправления осужденных, он создает одновременно условия для применения других средств их исправления.
  • Правила режима регламентируют весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Они охватывают все сферы их жизнедеятельности, которые находятся под контролем администрации органов, исполняющих наказания[4].
  • В широком смысле режим отбывания наказания охватывает всю совокупность материальных и процедурных норм, регламентирующих деятельность администрации учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение наказания, обеспечивающих его реализацию, а также совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осужденными.
  • Исходя из понимания режима в широком смысле, следует рассматривать и его функции, в систему которых входят карательная, воспитательная, обеспечивающая и социального контроля.
  • Карательная функция, реализуется путем установления системы правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания.
  • Воспитательная функция режима осуществляется путем реализации кары. Правила режима вынуждают осужденного соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучают его к дисциплине.
  • Обеспечивающая функция режима реализуется путем создания правовых средств, использование которых дает возможность привлекать осужденных к труду, проводить воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессиональное обучение.
  • Посредством режима реализуется функция социального контроля, который осуществляется путем регламентации поведения осужденных, организации надзора за ними и оценки поведения на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций.
  • При исполнении наказания к осужденным применяются основные средства исправления (ч.2 ст.7 УИК РК) и ими являются: режим, воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение среднего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
  • Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний, т.е. в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных.
  • Объем и характер средств исправления зависит от содержания исполняемого наказания, личности осужденного, его поведения, характера и степени общественной опасности совершенного преступления.
  • Дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности, прошлой преступной деятельности следует применять различный объем карательного воздействия, правоограничений, а воспитательная работа с ними должна строиться с учетом типологических особенностей их личности, возраста, пола и иных психолого-педагогических особенностей.
  • Если дифференциация исполнения наказания в основном ограничивается рамками определенного вида исправительного учреждения, то дифференциация исправительного воздействия осуществляется в пределах конкретного исправительного учреждения и основывается на учете типологических особенностей различных категорий осужденных сточки зрения возраста, пола и других признаков, а также степени социально-нравственной запущенности или, напротив, степени исправления.
  • Индивидуализации исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия - предусматривает применение средств исправления осужденных с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения. Индивидуализация исполнения наказания основывается на индивидуализации его наказания. Она реализуется в пределах одного вида исправительного учреждения путем изменения объема карательного воздействия на конкретного осужденного, а также путем перевода из исправительного учреждения одного вида в другое [5].
  • Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме, каким является уголовное наказание, требует постоянного контроля государства. С этой целью исполнение уголовных наказаний признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, в одних случаях, создаются специализированные государственные учреждения и органы, в других - эта функция возлагается на учреждения и органы, не специализирующиеся на исполнении наказания.
  • Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, ареста, ограничения свободы, а также уголовно-исполнительные инспекции, образуют в своей совокупности уголовно-исполнительную систему Минюста Республики Казахстан, деятельность которой регулируется УИК РК.
  • В ч.2 ст.38 УК РК установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.
  • На стадиях исполнения уголовных наказаний данные цели в определенной степени корректируются, что находит отражение в закрепленных в ст.2 УИК РК целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Так, законодатель предполагает, что цель восстановления социальной справедливости уже достигнута при вынесении приговора виновному, поэтому на первое место в процессе исполнения наказаний выдвигается цель нравственного совершенствования осужденного, т.е. его исправления. Соответственно наряду с целью предупреждения преступлений со стороны иных лиц появляется цель предупреждения совершения преступлений со стороны лиц, отбывающих наказания, ибо ее достижение не всегда совпадает по средствам реализации и времени с достижением цели исправления осужденных. Исходя из указанных статей нормативных актов перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, ставятся следующие задачи: исполнение приговора суда; обеспечение процесса исправления осужденных; специальное (частное) предупреждение преступлений; общее предупреждение преступлений.
  • Система исправительных учреждений наиболее разветвленная. В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Однако перед исправительными учреждениями стоят и другие, присущие только им, задачи. К таким задачам можно отнести: обеспечение режима исполнения (отбывания) наказания; обеспечение личной безопасности персонала, осужденных и иных лиц, посещающих исправительные учреждения; социально-правовая защита персонала мест лишения свободы; проведение оперативно-розыскной деятельности и содействие другим органам, ее осуществляющим; организация труда осужденных; обеспечение охраны здоровья осужденных; обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных; организация воспитательного воздействия на осужденных; общее и профессиональное образование, профессиональная подготовка осужденных.
  • В процессе деятельности по исполнению наказания учреждения и органы, исполняющие наказания, осуществляют широкое взаимодействие с государственными структурами, ведущими борьбу с преступностью. Спектр этого взаимодействия определяется социальной ролью системы учреждений и органов, исполняющих наказания, призванной быть завершающим элементом в механизме государственного принуждения за совершенные преступления и тем самым определяющий его эффективность в целом [6].
  • Персонал - слово иностранного происхождения, в русском языке означает личный состав какого-либо учреждения, предприятия или часть этою состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Применительно к рассматриваемой теме персонал охватывает всех лиц, работающих в учреждениях и органах, исполняющих наказания (работников исправительных учреждений, арестных домов, дисциплинарных воинских частей, уголовно-исполнительных инспекций). Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, различается в зависимости от оснований поступления на работу, должностного положения, выполняемых функций.
  • Правовое положение (правовой статус) персонала характеризуется совокупностью прав и обязанностей его представителей, возлагаемых на них во время выполнения функции исполнения уголовного наказания. Права и обязанности должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, нередко обозначают единым понятием - полномочия. Наряду с выраженными в обобщенном виде вопросами, которые призван решать персонал (предметами ведения), они в своей совокупности образуют его компетенцию.
  • Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, выполняет работу большого общественного значения - исполнение наказания. Эта работа связана с постоянной тратой душевных и физических сил: стрессами, перегрузками, эмоциональным напряжением. Иногда она протекает в экстремальных условиях, вследствие проявления агрессивных устремлений осужденных. Учитывая указанные обстоятельства, законодательством РК установлена повышенная социально-правовая зашита персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • Безопасность персонала важна и в плане повышения эффективности исправительного процесса, ибо достижение целей наказания и наиболее приоритетной из них - исправления осужденных - невозможно в опасных для персонала условиях работы.
  • Для обеспечения безопасности персонала применяется ряд правовых и организационных средств. Прежде всего, следует назвать меры уголовно-правового характера, предусматривающие или усиливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности работников исправительных учреждений [7].
  • В число основных средств обеспечения безопасности персонала следует назвать меры уголовно-исполнительного характера, которые существенно дополняют уголовно-правовые меры.
  • Для исполнения наказания созданы специальные органы и учреждения.
  • Наказания в виде штрафа и конфискации имущества исполняются судебными исполнителями. Законы РК Закон Республики Казахстан от 7 июля 1997 года №150-1 «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.) и Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года №261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2012 г.) [8,9].
  • Наказания в виде обязательных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 марта 2012 года №157 «Об утверждении Правил организации деятельности службы пробации уголовно-исполнительной инспекции»[10], УИК РК глава IV. Наказания в виде исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией. УИК РК, глава VII.
  • Из вышеизложенного следует, что уголовным и уголовно-исполнительным законодательством сфера назначения и исполнения уголовных наказаний, в основном возложена на специальные государственные органы и учреждения, причем в рамках уголовно-исполнительного законодательства четко разграничены функции исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества и наказаний, в виде лишения свободы по приговору суда, возложив последнюю функцию на администрацию исправительных учреждений.
  • Именно исправительные учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, являются системообразующими, в своей совокупности они и образуют уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется Уголовно-исполнительным кодексом РК, Уголовно-исполнительным законодательством РК.
  • 2.2 Виды и назначение исправительных учреждений
  • Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда в соответствии со статьей 58 УК РК назначается:
  • 1. В исправительных колониях общего режима содержатся мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также осужденные женщины.
  • В исправительных колониях общего режима могут содержаться лица, осужденные за преступления совершенные по неосторожности, а также осужденные, в отношении которых была избрана мера наказания, не связанная с лишением свободы, но за нарушения установленных условий отбывания наказания направленных в места лишения свободы. Это могут быть: злостно уклоняющиеся от исправительных работ (статья 46 УИК РК); нарушившие порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 58 УИК РК); граждане, в отношении которых отменено условное осуждение (статья 190 УИК РК); осужденные, переведенные из воспитательных колоний по достижении 21 года (статья 74 УИК РК); осужденные переведенные в тюрьму за злостные нарушения режима отбывания наказания сроком до 3-х лет и по окончании срока, направленные для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима; переведенные в колонию-поселение и возвращенные в ИК за злостное нарушения режима отбывания наказания.
  • 2. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы; женщины при особо опасном рецидиве преступлений; переведенные в тюрьму за злостные нарушения режима отбывания наказания сроком до 3-х лет и по окончании срока возвращенные для дальнейшего отбывания наказания; переведенные в колонию-поселение и возвращенные за злостные нарушения режима для дальнейшего отбывания наказания; переведенные из исправительных колоний особого режима по отбытии в исправительных колониях не менее ½ срока назначенного по приговору суда.
  • 3. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
  • В соответствии со статьей 126 УИК РК отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. В соответствии со статьей 44 УК РК пожизненное лишение свободы является самостоятельным видом наказания, назначаемым судом. Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений. В системе исправительных учреждений создаются колонии особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы по приговору суда и которым смертная казнь в порядке помилования заменено лишением свободы. Другие осужденные, в том числе и те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок, в данных колониях содержаться не могут [12].
  • Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18-ти лет и мужчинам достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.
  • Тюрьмы
  • В отличие от исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, тюрьмы не подразделяются по видам режима отдельно, но подразумевается, что в каждой тюрьме имеется 2 вида режима - общий и строгий. В соответствии со статьей 130 УИК РК в тюрьмах содержится 2 категории осужденных. Первую составляют осужденные к лишению свободы свыше 5 лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме за совершение особо тяжких преступлений и при особо опасном рецидиве. Вторая группа осужденных состоит из переведенных в тюрьму за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режима. Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат. При этом эти осужденные могут быть переведены в тюрьму сроком до 3 лет.
  • По отбытии не менее 1 года срока наказания на строгом режиме, осужденные могут быть переведены на общий режим.
  • На строгом режиме в тюрьме не могут содержаться осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II групп. уголовный исполнительный исправительный осужденный
  • В тюрьмах, также могут содержаться осужденные, отобранные администрацией и оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, в соответствии со статьей 77 УИК РК.
  • Колонии-поселения
  • В колониях-поселениях отбывают наказание лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы.
  • Из исправительных колоний общего и строгого режимов перевод в колонии-поселения осуществляется по отбытии осужденными 1/3 срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и в период неотбытого срока наказания совершившими новые преступления - не менее 2/3 срока наказания. При рассмотрении вопроса о переводе в колонию-поселение важным условием является нахождение осужденного на облегченных условиях содержания в исправительной колонии, где они отбывали наказание.
  • Не подлежат переводу в колонию-поселение осужденные не прошедшие полного курса лечения от алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, либо больные требующие специального лечения, а также инвалиды I и II групп и нетрудоспособные, по состоянию здоровья, осужденные. Не подлежат переводу в колонии-поселения и следующие категории лиц:
  • осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
  • осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования, лишением свободы на определенный срок;
  • осужденные, которым смертная казнь заменена лишением свободы, в порядке помилования;
  • осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
  • Вопрос о переводе в колонию-поселение осужденных больных алкоголизмом и наркоманией, венерическими заболеваниями, может быть решен только при наличии медицинского заключения о завершении полного курса соответствующего лечения и наличии постановления суда о прекращении принудительного лечения.
  • Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в колонии-поселения могут быть переведены в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом или в исправительную колонию общего режима, если они были направлены в колонию-поселение по приговору суда [13].
  • Воспитательные колонии
  • В соответствии со статьей 88 УК РК и статьей 74 УИК РК наказание в виде лишения свободы несовершеннолетним осужденным назначается на срок не более десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.
  • В воспитательных колониях содержатся в основном лица несовершеннолетнего возраста (с 14 до 18 лет). Только в определенных законодательством случаях, разрешается оставление осужденных в воспитательных колониях после достижения ими совершеннолетия (статьи 74, 139 УИК РК). Отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие 18-летнего возраста, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима. А другие осужденные, достигшие 21 года, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима по мотивированному постановлению начальника воспитательной колонии.
  • В системе исправительных учреждений, воспитательные колонии занимают важное и особое место, так как главным фактором, определяющим порядок и условия отбывания наказания несовершеннолетних преступников является то, что они - дети. С одной стороны, они нуждаются в более льготных условиях содержания по сравнению со взрослыми преступниками, а с другой - требуют кропотливого отношения в выборе психолого-педагогического воздействия и воспитательных мер с целью достижения их исправления и возвращения в общество правопослушного гражданина.
  • Среди всех исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы значение основного их вида приобрели исправительные колонии, о которых вкратце говорилось выше. Они располагают более широкими возможностями применения средств исправительного воздействия. Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов, поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом необходимости решения задач, стоящих перед ним.
  • Возглавляет исправительное учреждение начальник (ИК, тюрьма, ВК, колония-поселение), который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов, занимается подбором, расстановкой и воспитанием подчиненных сотрудников и персонала, общей организацией охраны и надзора, воспитательной работы с осужденными, производственно-хозяйственной деятельностью учреждения и тыловым обеспечением. При этом, начальник исправительного учреждения несет персональную ответственность за соблюдение законодательства РК, государственной штатной и финансовой дисциплины и за выполнение возложенных на учреждение целей и задач.
  • У начальника исправительного учреждения (ИК, ВК, тюрьмы, СИЗО) имеются заместители по основным направлениям деятельности: заместитель по оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.
  • В некоторых учреждениях, в зависимости от штатной численности сотрудников и персонала, могут вводиться должности заместителя по кадровой и воспитательной работе с личным составом. А при наличии строительства, может вводиться должность заместителя начальника по строительству.
  • В исправительных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности имеются должности заместителей начальника учреждения по качеству продукции, главный инженер и т.д.
  • Такая система распределения должностных полномочий отражает разностороннюю и многофункциональную деятельность исправительных учреждений. Для четкого, бесперебойного обеспечения многофункциональной жизнедеятельности исправительного учреждения создаются отделы: оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах - отделы охраны и надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы, финансовой деятельности, маркетинга, организационно-аналитические отделы (или группы), специального учета, хозяйственного и интендантского обеспечения, отдел коммунально-бытового обеспечения, а также службы - дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны. Все структурные отделы, части и службы курируются соответствующими заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые - напрямую подчинены начальнику учреждения, что обеспечивает наиболее эффективное выполнение поставленных задач перед учреждением, координацию всей деятельности по направлениям работы, постановку задач, контроль и проверку исполнения [14].
  • Из вышеизложенного следует, что исправительное учреждение реализует государственное принуждение (кару за совершенное преступное деяние) и входит в систему правоохранительных органов, оказывает при этом воспитательное, социально-педагогическое воздействие на осужденных, обеспечивает необходимый жизненный уровень осужденных в местах лишения свободы, выполняет производственно-хозяйственные задачи, обеспечивает безопасность сотрудников, персонала и осужденных и другие специфические цели и задачи, присущие только исправительным учреждениям.
  • 3. Уголовно-исполнительная система Республики Казахстан: современное состояние и перспективы
  • За последнее десятилетие в рамках совершенствования уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан реализован ряд программ, которые позволили укрепить правопорядок в местах лишения свободы, улучшить условия содержания осужденных и порядок отбывания ими наказаний, расширить участие гражданского общества в деятельности пенитенциарной системы.
  • В целях минимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции, экономии мер уголовной репрессии необходимо и в дальнейшем создавать условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества, в том числе путем совершенствования деятельности созданной службы пробации.
  • Учитывая, что лишение свободы все еще остается основным видом уголовного наказания, необходимо повышать воспитательный компонент лишения свободы. В частности, необходимо дальнейшее развитие содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воздействия на осужденных. При этом актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы.
  • Наряду с сохранением и обеспечением высоких требований к дисциплине и порядку в учреждениях уголовно-исполнительной системы также необходимо усилить меры по психолого-педагогическому обеспечению процесса исполнения уголовных наказаний.
  • Наряду с этим для мест лишения свободы важным является обеспечение безопасности личности, соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих данный вид наказания. В числе наиболее перспективных направлений в этой сфере необходим постепенный переход к камерному порядку содержания.
  • Также важным является повышение качества медицинского обслуживания лиц, находящихся в местах лишения свободы, особенно системы профилактики заболеваний лиц, отбывающих уголовное наказание.
  • Необходимы системные меры, направленные на обеспечение целенаправленной государственной политики в сфере ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, как полноправных членов общества.
  • Вышеизложенное обуславливает необходимость разработки программного документа, направленного на дальнейшее развитие пенитенциарной системы Республики Казахстан с учетом актуальных проблем и приоритетов, а также соблюдением принципа преемственности по отношению к ранее действовавшим программным документам.
  • Одними из целей уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан являются исправление осужденных, а также предупреждение совершения ими новых преступлений [16].
  • Вместе с тем, в 2011 году по сравнению с 2010 годом в учреждениях уголовно-исполнительной системы зарегистрирован более чем в два раза рост преступлений, совершенных осужденными, несмотря на ежегодное снижение их численности.
  • Анализ дисциплинарной практики за 2011 год в сравнении с аналогичным периодом 2010 года показывает, что в исправительных учреждениях республики допущен рост нарушений со стороны осужденных в расчете на 1000 человек с 344 до 438 случаев или на 21,4%.
  • При этом отмечается рост количества злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания среди осужденных с 4053 до 4868 случаев в 2011 году, при этом параллельно увеличивается количество злостных нарушителей с 3571 до 4280 осужденных в 2011 году.
  • Указанному росту преступлений и правонарушений в первую очередь способствуют:
  • - слабая организация воспитательной работы, обусловленная недостаточно разработанными механизмами индивидуально-воспитательного воздействия;
  • - существующая система отрядно-барачного содержания осужденных, когда основная масса сконцентрирована в одном помещении, что не позволяет развивать формы и методы исправительно-воспитательного воздействия на основе принципа индивидуализации исполнения наказания.
  • За последние 10 лет построено всего 3 учреждения с покамерным содержанием в Атырауской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях, где отбывают наказание 1490 человек или 3,5% осужденных.
  • В течение ряда лет в связи с недофинансированием не завершено строительство 3 исправительных учреждений с камерным содержанием (города Кызылорда и Уральск, поселок Заречный Алматинской области);
  • - незанятость осужденных трудом. В настоящее время из 26061 трудоспособного осужденного заняты трудом всего 11714 человек или 44,9%, из них 6234 работают на предприятиях уголовно-исполнительной системы, 3005 - на хозяйственном обслуживании и 2475 - на других оплачиваемых работах.
  • Функционирующие при исправительных учреждениях республиканские государственные предприятия «Енбек», «Енбек-Караганда», «Енбек-Оскемен» из-за устаревших производственных мощностей, не могут в достаточном количестве обеспечить рабочими местами всех трудоспособных осужденных;
  • - неудовлетворительное состояние инженерно-технических средств охраны, контроля и надзора, не позволяющее обеспечить надлежащий уровень безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, а также полное пресечение проникновения на их территорию запрещенных предметов [19].
  • Так на протяжении последних лет наблюдается ежегодный рост изъятых запрещенных предметов. Из незаконного оборота только в 2011 году изъято более 11 млн. тенге, свыше 11 тонн спиртных напитков, более 10 тысяч средств мобильной связи и порядка 12,5 тысяч единиц колюще-режущих предметов.
  • Проблемным вопросом остается качество медицинского обеспечения осужденных.
  • Оснащенность учреждений уголовно-исполнительной системы медицинским оборудованием от минимального норматива составляет от 20 до 60%. Не все медицинские части обеспечены простейшей диагностической аппаратурой, что сказывается на качестве диагностики и лечения.
  • По состоянию на 1 января 2012 года более 20% осужденных состоят на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, в том числе 11599 - больных социально значимыми заболеваниями, из них 2110 больны активным туберкулезом, 1870 - ВИЧ-инфекцией, 194 - сифилисом, 4055 - наркоманией, 3564 - алкоголизмом.
  • Расширение сферы применения альтернативных лишению свободы наказаний, снижение количества осужденных в местах лишения свободы остаются приоритетным направлением уголовно-исполнительной политики государства. Вместе с тем в уголовно-исполнительной системе остается сложной ситуация по исполнению данной категории наказаний.
  • В 2011 году по учетам уголовно-исполнительных инспекций прошло 41105 человек, из них 6643 женщины и 1466 несовершеннолетних.
  • Указанными осужденными в период отбывания наказания совершено 656 повторных преступлений. В отношении 1679 условно осужденных продлен испытательный срок за нарушения порядка отбывания, 192 человека находятся в розыске за уклонение от отбывания наказания.
  • Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости кардинального улучшения работы уголовно-исполнительных инспекций, а также скорейшего внедрения созданной в их структуре службы пробации.
  • Необходимо принятие системных мер, направленных на обеспечение целенаправленной государственной политики и в сфере ресоциализации осужденных.
  • Целью Программы развития УИС на 2012-2015 год являются совершенствование деятельности и повышение эффективности работы уголовно-исполнительной системы.
  • Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  • 1. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства
  • В настоящее время уголовная политика находится на качественно новом этапе своего развития, когда комплексно совершенствуется уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.
  • В рамках проводимой в данном направлении работы пересматривается и система уголовных наказаний в целях более широкого применения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, а также внедрения новых видов таких наказаний.
  • Данные обстоятельства обуславливают необходимость параллельного кардинального изменения существующего уголовно-исполнительного законодательства.
  • При этом главной целью данного процесса является не только достижение согласованности норм законов, но и совершенствование системы исполнения уголовных наказаний в целом, повышение уровня защиты прав осужденных, а также разрешение существующего спектра проблем уголовно-исполнительной системы.
  • В этой связи в 2012 году будет разработана концепция нового Уголовно-исполнительного кодекса.
  • 2. Профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы путем улучшения воспитательной, социально-психологической работы и трудозанятости осужденных
  • Результатом решения задачи будут следующие показатели прямого результата:
  • 1) снижение удельного веса преступлений, совершенных осужденными (следственно-арестованными), допущенных администрациями учреждений уголовно-исполнительной системы, в расчете на 1000 человек, в 2012 году до 1,9%, в 2013 году до 1,8%, в 2014 году до 1,7%, в 2015 году до 1,6% (в 2011 году - 0,8%);
  • 2) увеличение доли лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в отношении которых применены меры поощрения, в 2012 году - до 89%, в 2013 году - до 91%, в 2014 году - до 93%, в 2015 году - до 95% (в 2011 году - 86%);
  • 3) увеличение трудозанятых осужденных в 2012 году - до 15 185 человек, в 2013 году - до 15 385 человек, в 2014 году - до 15 585 человек, в 2015 году - до 15 785 человек (в 2011 году - 14691 человек).
  • Для достижения указанных показателей предполагается осуществить следующие мероприятия.
  • Разработать и внедрить новые формы и методы организации досуга осужденных, расширить системы клубной и кружковой работы, совершенствовать воспитательный процесс осужденных с использованием достижений современных средств коммуникаций.
  • Будут шире использованы возможности общеобразовательного и профессионального обучения осужденных, в том числе путем внедрения современных технологий.
  • Одновременно в рамках оптимизации учреждений уголовно-исполнительной системы будут введены должности старшего инструктора по трудовому и бытовому устройству и инструкторов-психологов.
  • Параллельно воспитательной работе будут приняты меры по профилактике преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
  • Учреждения уголовно-исполнительной системы будут оснащены установками персонального досмотра, рентген установками для досмотра грузов и ручной клади. Для противодействия несанкционированным переговорам осужденных предусмотрена установка блокираторов мобильной связи.
  • В целях удовлетворения информационных потребностей в 2015 году будет внедрена централизованная автоматизированная база данных уголовно-исполнительной системы.
  • Важным направлением воспитательного процесса является труд осужденных.
  • В этой связи в целях повышения эффективности деятельности предприятий уголовно-исполнительной системы и увеличения трудозанятости осужденных будет разработана концепция дальнейшего развития республиканских государственных предприятий «Енбек», «Енбек-Караганда», «Енбек-Оскемен» (далее - РГП).
  • Кроме того, в период 2012-2015 годов предусмотрены открытие новых видов производств, создание дополнительных производственных мощностей за счет средств РГП, размещение государственных заказов на указанных предприятиях, обучение осужденных и персонала технике безопасности и охране труда в целях профилактики производственного травматизма.
  • 3. Модернизация и укрепление материальной базы учреждений уголовно-исполнительной системы
  • Показателем прямого результата указанной задачи будет увеличение доли модернизированных учреждений, в 2012 году - до 58,5%, в 2013 году - до 60,6%, в 2015 году - до 65,9%.
  • Для достижения показателей необходимо выполнение следующих мероприятий.
  • В период всей реализации Программы предполагаются завершение реконструкции двух и начало строительства трех новых учреждений с покамерным содержанием, а также капитальный ремонт и строительство объектов 59 учреждений уголовно-исполнительной системы [21].
  • При этом в целях унифицированного подхода к строительству объектов уголовно-исполнительной системы в 2012 году Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства будет разработан типовой проект специализированного исправительного учреждения с покамерным содержанием на 1500 мест по 5 климатическим районам страны.
  • Для максимального размещения осужденных в камерных помещениях будет разработана проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта режимных корпусов по обустройству изолированных участков в 15 следственных изоляторов.
  • В 2012 году будут проведены строительство инженерно-технических средств охраны современных модификаций в 10 учреждениях и разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт устаревших инженерно-технических средств охраны 19 учреждений уголовно-исполнительной системы.
  • Кроме того, в рамках оптимизации действующих учреждений уголовно-исполнительной системы будут проведены ликвидация и перепрофилирование некоторых из них.
  • 4. Улучшение здоровья осужденных и следственно-арестованных лиц, содержащихся в местах лишения свободы
  • Для решения указанной задачи необходимо достичь следующие показатели:
  • 1) снижение смертности от туберкулеза среди осужденных в расчете на 100 тысяч человек, в 2012 году - до 61, в 2013 году - до 60,7, в 2014 году - до 60,3, в 2015 году - до 59,9 (в 2011 году - 61,4);
  • 2) удержание распространенности ВИЧ-инфекции среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в пределах 2-5% (в2011году - 3%);
  • 3) снижение смертности от болезней системы кровообращения среди осужденных до 44,7 - в 2012 году, до 44,4 - в 2013 году, до 44,1 - в 2014 году, до 43,8 - в 2015 году на 100 тысяч осужденных (в 2011 году - 45);
  • Для повышения качества медицинского обслуживания осужденных предусмотрены:
  • - упразднение противотуберкулезного учреждения в городе Павлодаре;
  • - создание республиканской лечебно-профилактической больницы на базе исправительного учреждения в Восточно-Казахстанской области;
  • - создание фтизиохирургического отделения для лечения больных туберкулезом на базе республиканской противотуберкулезной больницы в Карагандинской области.
  • Кроме того, в 2012 году в Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан будет внесено инвестиционное предложение на разработку технико-экономического обоснования для строительства трех противотуберкулезных лечебно-профилактических учреждений.
  • В период всей реализации Программы предусмотрены расходы на капитальный ремонт и реконструкцию имеющихся лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы.
  • Совместно с Министерством здравоохранения Республики Казахстан будет обеспечен полный охват больных туберкулезом бактериологическим методом исследования и тестирования на лекарственную чувствительность к туберкулезным препаратам, достигнуто проведение не реже 2 раз в год флюорографических и профилактических осмотров осужденных.
  • Параллельно в течение 2012 года будет выработан механизм поэтапной передачи медицины уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства здравоохранения Республики Казахстан, а также проработаны вопросы повышения уровня заработной платы и социальной защищенности медицинских работников.
  • 5. Совершенствование организации исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
  • Решением данной задачи будет являться показатель прямого результата:
  • - снижение уровня повторной преступности среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы в расчете на 1000 человек, в 2013 году - до 22,5%, в 2015 году - до 18,3% (в 2010 году - 23,2, в 2011 году - 15,9).
  • В рамках повышения эффективности исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы будет кардинально пересмотрена организация работы уголовно-исполнительных инспекций и созданной в ее структуре службы пробации. Параллельно будут внедрены электронные средства слежения за условно осужденными, что улучшит контроль за их поведением и способствует снижению повторной преступности среди них.
  • 6. Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности их ресоциализации
  • Для реализации задачи необходимо достижение показателя:
  • - сокращение рецидивной преступности со стороны лиц, ранее осужденных к лишению свободы ежегодно на 2%, в 2012 году до 19296,2; в 2013 году - 18902,4; в 2014 году - 18508,6; в 2015 году - 18114,8 преступлений (в 2011 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 19 690 человек, ранее судимых).
  • В целях ресоциализации осужденных на базе исправительных учреждений одной из областей республики будет проведен пилотный проект по апробированию нового механизма подготовки осужденных к освобождению. Также будет проработан вопрос строительства в 2015 году специальных общежитий при исправительных учреждениях для содержания осужденных, переведенных на льготные условия содержания.
  • Совместно с местными исполнительными органами будет разработан совместный план взаимодействия местных исполнительных органов и администрации учреждений уголовно-исполнительной системы по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, принят комплекс мер по размещению в специализированных социальных учреждениях нуждающихся лиц, отбывших уголовное наказание [23].
  • Кроме того, будут приняты меры по расширению перечня получаемых осужденными в период отбывания наказания рабочих профессий и специальностей, востребованных на рынке труда, а также дальнейшему их трудоустройству после освобождения.
  • Целевые показатели Программы планируется достичь в один этап в среднесрочной перспективе за 2012-2015 годы.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов РК, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
  • Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-розыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.
  • Государственное принуждение, выраженное в виде уголовного наказания, требует постоянного контроля со стороны государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. В связи с указанными обстоятельствами исполнение уголовных наказаний является исключительной компетенцией государства, для осуществления которой создаются специальные учреждения в рамках МВД, министерства юстиции или обороны.
  • В соответствии со ст.43 ч.2 УК РК наказание применяется для восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.
  • Одной из важнейших задач учреждений и органов, ведающих исполнением наказаний, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для переоценки самими осужденными жизненных ориентиров, мотивов и целей поведения путем неукоснительного исполнения назначенного наказания.
  • В условиях мест лишения свободы устанавливаются более строгие меры, направленные на предупреждение преступлений, чем при исполнении наказаний без изоляции от общества.
  • Для достижения этих целей наказания перед исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи. Ими являются:
  • - исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
  • - обеспечение правопорядка и законности в учреждения, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений;
  • - привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;
  • обеспечение охраны здоровья осужденных;
  • содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
  • Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только законом.

В соответствии с вышеизложенными задачами, уголовно-исполнительное законодательство, расширяет пределы поставленных задач перед уголовно-исполнительной системой, в некоторых положениях уточняет задачи в достижении конкретной цели, а в некоторых указывает средства достижения их.

В своей деятельности органы и учреждения, исполняющие наказания, применяя основные средства исправления, для достижения исправления осужденных, решают определенные задачи, в соответствии с законодательством. Задача обеспечения режима исполнения и отбывания наказания для исправительных учреждений - основная. Для выполнения этой задачи в ИУ ведется, в установленном порядке, учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал предприятия), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных друг от друга. А для обеспечения правопорядка в ИУ принимаются меры по поддержанию дисциплины среди осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения, а также иные мероприятия, в соответствии с законодательством.

Задача обеспечения режима в ИУ многоплановая и универсальная. Она достигается в процессе применения других мер исправительного воздействия на осужденных. Общественно полезный труд, воспитательная работа с осужденными, их общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка применяются в условиях строгого соблюдения режима в ИУ, а с другой стороны, меры исправительного воздействия направлены на привитие осужденным уважения к закону и правопорядку в местах исполнения уголовных наказаний. УИК РК, устанавливая порядок исполнения и отбывания всех видов наказаний, имеет в виду и его условия, которые определяют объем и характер карательных и иных принудительных норм. Поэтому, режимные требования ставят осужденного под жесткий контроль и надзор, тем самым, дисциплинируя поведение данных граждан, что, в конечном счете, способствует их исправлению.

Проведение комплекса воспитательных мер является необходимым условием исправления осужденных. Он включает в себя широкий спектр разнообразных средств и методов их применения. Задача организации и проведения воспитательной работы с осужденными при исполнении уголовных наказаний, поставлена перед всем персоналом ИУ. В соответствии с ч.1 ст.109 УИК РК, воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа является средством духовного влияния на осужденного, попыткой целенаправленного исправительного воздействия для восстановления или привития осужденному навыков правильной ориентации в системе духовно-нравственных ценностей, морально-психологической подготовки к ведению социально-полезного образа жизни после освобождения из-под юрисдикции уголовно-исполнительной системы.

Одной из важных задач ИУ является организация труда осужденных и в особенности, в местах лишения свободы. Новый УИК РК сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Трудом является нарушением неписаного воровского кодекса и чести. Поэтому трудовое воспитание призвано противостоять этой разрушительной, для личности и общества, морали.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, обязаны привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и имеющихся у них специальностей на промышленных предприятиях, принадлежащих ИУ, либо предприятиях иных организационно-правовых форм, в том числе и коммерческих. В местах лишения свободы, осужденные также могут трудиться по хозяйственному обслуживанию ИУ и заниматься индивидуально-трудовой деятельностью. Нынешние экономические условия крайне осложнили задачу сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест. К чести, надо сказать, уголовно-исполнительная система в условиях рыночной экономики структурно перестроилась, взяла курс на развертывание производительного, качественного труда, чтобы войти в экономические отношения полноправным партнером.

Общеобразовательное обучение осужденных развивает их кругозор, повышает уровень мышления и интеллекта. В ИУ (ст.112 УИК РК) организуется обязательное получение осужденными не достигшими 30-ти летнего возраста, основного общего образования. Общеобразовательное обучение организуется в функционирующих при ИУ общеобразовательных школах и учебно-консультационных пунктах, имеющих необходимое оборудования, учебно-предметные классы и необходимый штат учителей, возглавляемых директором. В законе, ст. 112 УИК РК, закреплено правило согласно которому, педагогические коллективы общеобразовательных учреждения оказывают помощь администрации ИУ в воспитательной работе с осужденными.

Профессиональная подготовка и профессиональное обучение осужденных, имеет большое значение в деятельности ИУ в выполнении стоящих перед ним задач. Отсутствие трудовой специальности, общественно-полезных трудовых занятий является одним из основных факторов, приводящих к преступному образу жизни.

В соответствии со ст.20 УИК РК, общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимают участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия общественности в работе с осужденными различны. К ним относятся: наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, попечительские советы, советы родственников, шефские формирования коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений, творческих коллективов и различных союзов и объединений. Правовой основой их деятельности являются Положения, Постановления и другие нормативные акты, издаваемые органами власти.

В настоящее время возникают новые формы работы общественности с учреждениями и органами, исполняющими наказания. Это различные правозащитные организации и фонды, состоящие преимущественно из лиц, ранее судимых и их родственников. Они оказывают помощь осужденным, содержащимся в местах лишения свободы, добиваются улучшения их положения, помогают им в трудовом и бытовом устройстве после освобождения и т.д.

Общественные объединения, участвующие в работе с осужденными, имеют различные задачи, но большинство из них стремятся оказать учреждениям и органам, исполняющим наказания, финансово-экономическую помощь, содействуют в организации воспитательной работы, производственной деятельности и трудоиспользования осужденных.

Важное значение имеет для учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в воспитательной работе различных религиозных объединений и конфессий. Участвуя в воспитательных мероприятиях, духовном просвещении осужденных, религиозные объединения помогают им реализовать предусмотренное ст. 12 УИК РК право на свободу вероисповедания. Вместе с тем, отправление религиозных обрядов в ИУ добровольное, оно организуется так, чтобы не ущемлять права других лиц. Учреждения и органы, исполняющие наказания, должны при этом допускать в ИУ те религиозные объединения и конфессии, которые осуществляют свою деятельность не вразрез существующих мировым религиям, их мировоззрениям и проповедям. Перед ИУ стоят и другие, присущие только им, задачи. Перед ними поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Одна из важнейших задач ИУ - социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечения безопасности - вытекает из положений действующего законодательства, а также из норм Международных актов. В частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными рекомендуется принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в пенитенциарных учреждениях и обеспечить соответствующие льготы и условия их труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Нурбаев Д.А. Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан Учебное пособие Издательство «Юрист 2007 г. 120с.

2.Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года №208-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.02.2012 г.

.Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года №167-(с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.06.2012 г.)

.Шмелев А.Р. Уголовно-исполнительное право РФ. - М.: Просвещение, 2004. - 603 с.

.Смирнова Н.Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. - СПб: Издательство Михайлова В. А. , 2002. С. 24.

.Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2003. - 96 с

.А.С. Михлин, П.Г. Пономорев, В.И. Селиверстов Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов М.2000 г.320с.

.Закон РК Закон Республики Казахстан от 7 июля 1997 года № 150-1 «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.)

.Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года №261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2012 г.)

.Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 марта 2012 года №157 «Об утверждении Правил организации деятельности службы пробации уголовно-исполнительной инспекции»

.Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов. Москва 1999 г. 240 с.

.Дементьев С.И., Дьяченко Р.А., Трахов А.И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение. Краснодар, 2000.

.Бриллиантов А.В. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы в целях дифференциации условий отбывания наказания. М.: ВНИИ МВД России, 1995.

.Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.

.Шмелев А.Р. Уголовно-исполнительное право РФ. - М.: Просвещение, 2004. С. 127.

.Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2012 года №775 Об утверждении Программы развития уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан на 2012-2015 годы

.Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. Томск: Томский университет, 1995.

.Закон РК «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан»

19.Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2004.

.Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: НОРМА, 2002.

21.Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

.Горобцов В.И. Предмет уголовно-исполнительного права: эволюция, современное состояние, перспективы развития. М., 2008.

.Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года №2709 «О Прокуратуре» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.)

.Указ Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года №947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека» (с изменениями по состоянию на 29.08.2006 г.).

.Конституция Республики Казахстан. 199 г.

.Смирнова Н.Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. - СПб: Издательство Михайлова В.А., 2002. - 79 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи и виды учреждений и органов, исполняющих наказания

Метод наказанияВид учреждения (органа)Категория осужденныхУсловное наказание в виде ограничения свободыИсправительный центрОсужденные без изоляции от общества в условиях осуществления за ними надзораАрестАрестные домаИсправительные и обязательные работы, контроль за поведением лиц, осужденных условноУголовно-исполнительные инспекцииКонтроль за поведением лиц, осужденных условноСодержание в дисциплинарной воинской частиДисциплинарные части Минобороны РоссииОсужденные военнослужащиеЛишение свободы по приговору судаИсправительные учреждения: исправительные колонии общего, строгого или особого режима воспитательные колонии тюрьмы лечебные исправительные учреждения колонии-поселения следственные изоляторыСовершеннолетние осужденные Несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года Осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. Для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, если срок лишения свободы не превышает пяти лет, а также осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести. Осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для отрасли

Сильные стороныСлабые стороны- Четко определенные приоритетные направления развития уголовно-исполнительной системы; - оперативное реагирование на изменение обстановки в местах лишения свободы;- неудовлетворительная материально-техническая база учреждений уголовно-исполнительной системы; - изношенность и морально устаревшие инженерно-технические средства охраны;- налаженное взаимодействие с подразделениями правоохранительных и специальных органов по вопросам обеспечения режима отбывания наказания.- недостаточное качество медицинского обслуживания; - низкая трудозанятость осужденных; - текучесть квалифицированных кадров ввиду слабой системы социальной защиты работников УИС и, как следствие, отсутствие положительного имиджа сотрудников; - несвоевременное принятие соответствующих решений государственными органами и нормативных правовых актов, необходимых для эффективного функционирования уголовно-исполнительной системыВозможностиУгрозы- снижение уровня преступности в обществе; - снижение количества осужденных к лишению свободы; - совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства; - развитие экономики; - трудоустройство лиц, освобождающихся из мест лишения свободы; - развитие культурного потенциала страны.- несовершенство уголовно-исполнительного законодательства; - большой удельный вес «тюремного населения» среди общего числа осужденных в республике; - увеличение уровня рецидивной преступности среди лиц, осужденных к лишению свободы, вследствие низкого уровня их трудоустройства и ресоциализации; - необоснованные акты протестов осужденных (следственно-арестованных); - увеличение фактов совершения повторных преступлений со стороны лиц, ранее освобожденных, и в отношении которых неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания; - рост численности осужденных (следственно-арестованных)

Похожие работы на - Система учреждений и органов, исполняющих наказание

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!