Финансовый анализ и его возможности в сфере оптимизации затрат организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,45 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый анализ и его возможности в сфере оптимизации затрат организации

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 33 с., 12 формул, 20 источников.

Тема: «Финансовый анализ и его возможности в сфере оптимизации затрат организации».

Ключевые слова: ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, ЗАТРАТЫ.

Объектом исследования курсовой работы является финансовый анализ затрат организации.

Цель данной работы - изучить основы финансового анализа, приобретение навыков проведения финансовой оценки и анализа основных показателей снижения затрат организации.

Используемые методы исследования: простой, нормативный, позаказный, попередельный, вертикальный, горизонтальный, позаказный, метод учета полных затрат, метод учета затрат по ограниченной себестоимости.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, инструкции и методические рекомендации в области финансового анализа, труды белорусских, русских авторов в области финансового анализа.

Элементы научной новизны полученных результатов: в результате проведения исследования были выработаны основные направления по снижению затрат организации.

Экономия и социальная значимость работы: полученные результаты проведенного курсового исследования позволяют выработать и предложить новые формы снижения затрат.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИИ

. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИИ

. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В АСПЕКТЕ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время в организации особое внимание уделяется снижению и оптимизации затрат на производство и продажу. Это требует систематического контроля издержек производства. Для контроля издержек нужна информация о затратах по местам их использования, по видам продукции, по организации в целом, и для этого применяют учёт затрат, который может быть осуществлён в различных методах как традиционных, так и современных. Выбор метода производит сама организация в зависимости от особенностей производственного процесса, его сложности, наличия незавершённого производства, длительность производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

Каждая организация, прежде чем приступить к производственной деятельности, решает, какие затраты ей предстоят. Для производства любого вида продукции необходимы три элемента: средства труда, предметы труда и рабочая сила. Затраты на производство являются одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность организации. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности организации и его финансовое состояние.

Содержание и основная цель финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использование финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Исключительно велика роль финансового анализа в целях рыночных отношений. Это связано с тем, что организация приобретает самостоятельность, несет полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами.

Основной целью любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли, это разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты организации непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособна организация, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи.

Цель и задачи. Цель данной курсовой работы является изучение основ финансового анализа, приобретение навыков проведения финансовой оценки и анализа основных показателей, составление заключений и выводов по результатам исследования. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

·        дать понятие финансовому анализу затрат;

·        дать характеристику основным методам анализа затрат;

·        определить возможные пути снижения затрат.

Основные и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных экономистов, а также нормативные документы Республики Беларусь.

Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученные: О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, М.В. Мишкова, Г.В. Савицкая. В периодических изданиях исследование по данной теме проводили следующие авторы: А. Смольский, Д.А. Лапченко, С.С. Лемеш, Л. Соколовская.

Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования применялись методы: простой, нормативный, позаказный, попередельный, вертикальный, горизонтальный, позаказный, метод учета полных затрат, метод учета затрат по ограниченной себестоимости.

Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает 33 с., 12 формул, 20 источников.

. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИИ

Анализ существует с незапамятных времен, являясь весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека.

По мнению Г.В. Савицкой: «Анализ - способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части изучение их во всем многообразии связей и зависимостей»[15, c. 7].

В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования, как в естественных, так и общественных науках (химический анализ, математический анализ, финансовый анализ).

По мнению В.В. Ковалева: «Финансовый анализ - способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера» [9, с.53].

По мнению О.В. Ефимовой: «Финансовый анализ - процесс, основанный на изучении текущего и будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта в целях оценки его финансовой устойчивости и эффективности принимаемых решений» [5, c. 19].

Финансовый анализ служит основой для принятия управленческих решений по формированию и использованию денежных средств.

Основными задачами финансового анализа являются:

1.      На основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния организации.

2.      Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

.        Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния организации.

Основные функции финансового анализа:

.        Объективная оценка финансового состояния организации.

.        Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние организации.

.        Подготовка и обоснование управленческих решений в области хозяйственной деятельности организации.

.        Выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния организации на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данной организации, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.

Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику.

Цели финансового анализа:

.        Оценить текущее и перспективное финансовое состояние организации.

.        Оценить возможные и целесообразные темпы развития организации с позиции финансового их обеспечения.

.        Выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации.

.        Спрогнозировать положение организации на рынке капитала.

Следует различать типы моделей финансового анализа. К важнейшим из них относятся дескриптивные, предикативные и нормативные. Дескриптивные модели чаще всего описательного характера. Они построены на использовании бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней. Для такой модели финансового анализа широко используется структурный, структурно-динамический и коэффициентный анализ. Предикативные модели, как правило, прогностического характера. Их используют для построения прогнозных оценок текущего и перспективного характера о прибылях и доходах, платежеспособности, финансовой устойчивости. Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты деятельности оранизации со средними по отрасли ли внутренними нормативами оранизации. Эта модель предполагает установление нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от нормативов.

Финансовый анализ позволяет получить объективную информацию о финансовом состоянии организации, прибыльности и эффективности ее работы.

Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Анализ финансового состояния организации основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести к сопоставимому виду.

Результаты и качество анализа финансового состояния организации во многом определяется доступностью и качеством информационной базы.

Информационной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых позволяет оценить финансовое положение организации, изменения, происходящие в ее активах и пассивах, убедиться в наличии прибылей и убытков, выявить перспективы развития.

Нормативно-правовой основой для проведения анализа финансового состояния организации является Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206, а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования», подготовленное в целях сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности, повышения аналитичности бухгалтерской отчетности и ее полезности для пользователей.

Анализом финансового состояния организации занимаются руководители и соответствующие службы, а также учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов, банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и так далее. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей организации.

Важным показателем, характеризующим работу организации, является себестоимость продукции, работ и услуг.

Себестоимостью продукции - совокупность затрат организации на изготовление и реализацию продукции (работ и услуг) в денежном выражении.

На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. В отличие, например, от вопроса управления компанией, где из года в год возникают новые тенденции (сегодня - инновации, вчера - объединения и поглощения и так далее), в учете затрат из года в год банально повторяется один вопрос: как правильно их посчитать?

В последнее время многие руководители приходят к выводу, что период получения сверхприбыли без должного контроля затрат завершился. Конкуренция усиливается, все больше организаций применяют современные технологии и оборудование, совершенствуют качество управления. Получать прибыль, просто увеличивая цены, стало невозможно. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка: улучшение качества продукции, развитие гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставление дополнительных услуг. Именно снижение затрат при сохранении качества выпускаемой продукции дает организации возможность удержать или даже усилить свои позиции на рынке.

В условиях ограниченности ресурсов, когда организация не может постоянно увеличивать производственную базу, и с развитием конкуренции, когда компании не могут бесконечно поднимать цены, вопрос «Что лучше: меньше тратить или больше зарабатывать?» однозначно решается в пользу оптимизации затрат и поиска резервов их снижения.

Однако снижение затрат не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где установлена сдельная система оплаты труда сотрудников, поставленная в зависимость от процента выполненного объема (ателье, спортклубы, салоны красоты), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать затраты, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.

Затраты - стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах [7].

В положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» предусмотрено, что при формировании расходов по обычным видам деятельности может быть обеспечена их систематизация по следующим элементам:

.        Материальные затраты (сырье и материалы, покупные и комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и так далее).

.        Затраты на оплату труда.

.        Отчисления на социальные нужды.

.        Амортизация основных средств.

.        Прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции и др.).

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня организации, о росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается и в том случаи, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции:

.        Сырье и материалы.

.        Возвратные отходы.

.        Покупные изделия и полуфабрикаты.

.        Топливо и энергия на технологические цели.

.        Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих.

.        Отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих.

.        Потери от брака.

.        Прочие производственные расходы.

.        Коммерческие расходы.

Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты - это затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги. К ним относятся затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих. Косвенные затраты - это затраты, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции. К ним относятся затраты на управление и обслуживание оранизации в целом и его подразделений (если внутри подразделений производится несколько видов продукции).

С развитием технологий, усложнением организационных структур организации, совершенствованием организации управления доля прямых затрат снижается, поэтому приоритетными направлениями учета и управления затратами становятся вопросы правильного отнесения затрат на себестоимость.

Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: анализ общей суммы затрат на производство продукции; анализ затрат на рубль произведенной продукции; анализ себестоимости отдельных видов продукции; анализ прямых материальных затрат; анализ прямых трудовых затрат.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИИ

финансовый управление затрата калькуляция

Особенности конкретной аналитической деятельности предопределяют специфику методов ее осуществления. Под методом анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования деятельности муниципального образования, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую, в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.

Любая методика анализа содержит такие моменты, как:

цели и задачи анализа;

объекты анализа;

системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

описание способов исследования изучаемых объектов;

источники данных для анализа;

указания по организации анализа;

указания по оформлению результатов анализа;

потребители результатов анализа.

По мнению Г.В. Савицкой: «Объектами анализа являются:

.        Полная себестоимость товарной продукции;

.        Затраты на рубль продукции;

.        Себестоимость отдельных изделий;

.        Отдельные статьи затрат;

.        Затраты по центрам ответственности» [15, c. 342].

Анализ общей суммы затрат на производство продукции. Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.

Общая сумма затрат может измениться из-за:

·        объема выпуска продукции в целом и по организациям;

·        ее структуры;

·        уровня переменных затрат на единицу продукции;

·        суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции:

Зобщ=∑( VВПобщ × Удi × bi) + А, (2.1)

где Зобщ - общая сумма затра;

VВПобщ - объем выпуска продукции в целом и по предприятию;

Удi - структура продукции;

bi - уровень переменных затрат на единицу продукции;

А - суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции [15, c. 350].

В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изучения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.

В целях более объективной оценки деятельности организации и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:

∆Зц = ∑(∆Цi × Piф), (2.2)

где ∆Цi - изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов;

Piф - фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции [15, c. 353].

Анализ затрат на рубль произведенной продукции - важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Факторная модель удельных затрат на рубль продукции выглядит следующим образом:

УЗ =  =  , (2.3)

где УЗ - удельные затраты;

VВПобщ - объем выпуска продукции в целом и по предприятию;

Удi - структура продукции;

Цi - изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов;

bi - уровень переменных затрат на единицу продукции;

А - суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции [15, c.354].

Анализ себестоимости отдельных видов продукции. Для более глубокого изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:


где Сi - себестоимость единицы i-го вида продукции;

 - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

bi - сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;

 - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах [15, c. 357].

Анализ прямых материальных затрат. Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции, ее структуры и изменения удельных материальных затрат на отдельные изделия. Последнее, в свою очередь, зависит от количества расходованных материалов на единицу продукции и средней цены единицы материалом.

Взаимосвязь данных факторов с общей суммой прямых материальных затрат можно представить следующим образом:

МЗобщ = ∑( VВПобщ × Удi × УРi × Цi), (2.5)

где МЗобщ - материальные затраты;

VВПобщ - объем выпуска продукции в целом и по организации;

Удi - структура продукции;

УРi - количество расходованных материалов на единицу продукции;

Цi - изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов [15, с. 362].

Сумму материальных затрат на выпуск отдельных изделий можно рассчитать:

МЗi = ∑VВПобщ × УРi × Цi, (2.6)

где МЗi - сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий;

УРi - количество расходованных материалов на единицу продукции;

VВПобщ - объем выпуска продукции в целом и по организации;

Цi - изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов [15, c. 363].

Если анализировать себестоимость не всего выпуска, а единицы продукции, то расчет влияния факторов на изменение суммы материальных затрат производится:

УМЗi = ∑УРi × Цi, (2.7)

где УМЗi - удельные материальные затраты на отдельные изделия;

УРi - количество расходованных материалов на единицу продукции;

Цi - изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов [15, c. 364].

Анализ прямых трудовых затрат. Прямые трудовые затраты занимают значительный удельный вес себестоимости продукции и оказывают большое влияние на формирование его уровня. Общая сумма затрат зависит от объема производства продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия. Последнее в свою очередь определяется трудоемкостью и уровнем оплаты труда за 1 человека-час.

Общая сумма заработной платы рассчитывается следующим образом:

ЗПобщ = ∑(VВПобщ × Удi × УТЕi × ОТi), (2.8)

где ЗПобщ - общая сумма заработной платы;

VВПобщ - общий объем производства продукции;

УТЕ - трудоемкость продукции;

Удi - структура продукции;

ОТ - уровень оплаты труда за 1 человеко-час [15, c. 368].

Зарплата на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:

ЗПобщ = VВПi × УТЕi × ОТi , (2.9)

где  - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;

УТЕ - трудоемкость продукции;

ОТ - уровень оплаты труда за 1 человеко-час [15, c.369].

Полученные результаты показывают, по каким видам продукции имеется перерасход средств на оплату труда, а по каким - экономия.

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают методы анализа:

.        Простой - применяется в организациях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих организациях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

.        Нормативный - применяется в организациях с массовым и серийным характером производства. Обязательным условием его применения является составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии и перерасхода) в конце месяца. Действующими нормами называются такие, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда.

.        Позаказный - применяется в организациях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

.        Попередельный - используется в тех производствах, где продукт изготавливается на основе физико-химических преобразований исходного сырья в условиях кратковременного технологического цикла и последовательных стадий обработки (переделов).

Передел - комплекс технологических операций, завершаемых выходом полуфабриката или готовой продукции. Например, металлургическое производство включает следующие переделы: доменное, сталеплавильное, прокатное.

Сущность метода состоит в том, что учет затрат ведут по переделам, а внутри их - по агрегатам (цехам, прокатным станам, химическим установкам), статьям калькуляции и видам продукции. Прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные - по цеху, производству, организации в целом с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов. Суммарные затраты конечного продукта равны сумме затрат всех переделов.

.        Вертикальный - с его помощью определяют структуру затрат: рассчитывают удельный вес каждой статьи затрат в общей сумме затрат организации и выделяют наиболее значимые статьи.

.        Горизонтальный - в его основе лежит сравнение каждой позиции по статьям затрат с предшествующим периодом (месяцем, кварталом, годом), т. е. определяются отклонения показателей отчетного или планируемого периода от предшествующего.

.        Позаказный - это метод, используемый при изготовлении единичной, уникальной или выполняемой по специальному заказу продукции. При этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общепроизводственные расходы относят на каждый индивидуальный заказ или партию продукции. Сущность метода заключается в том, что учет затрат осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. Все прямые затраты (затраты материалов и заработная плата основных производственных рабочих и начисления на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Косвенные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Объектом учета при этом методе является отдельный производственный заказ, полная фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

.        Метод учета полных затрат, в соответствии с которым в себестоимость включаются все затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции, независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе распределения.

Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет организация в связи с производством и реализацией одного изделия. Однако себестоимость исчисляется только в конце отчетного периода, и поэтому применение этого метода не позволяет осуществлять эффективное и своевременное управление себестоимостью.

.        Метод учета затрат по ограниченной себестоимости, или маржинальный метод. Он основан на том, что на продукцию списывают не все издержки организации, а только их часть - переменные затраты. В свою очередь, постоянные затраты исключают при определении производственной себестоимости, относя их на финансовый результат того периода, в котором они возникли. Это предоставляет руководителю возможность сконцентрироваться на главных элементах затрат, находя пути их снижения, не отвлекаясь при этом на то, что не подлежит изменению в текущее время.

Таким образом, существует довольно много методов расчета себестоимости готовой продукции. Руководству организации важно четко представлять себе отличия между ними, а также понимать, как именно выбор того или иного метода отразится на финансовом результате деятельности организации.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В АСПЕКТЕ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

В качестве путей способных повысить эффективность деятельности организации и свести затраты к минимуму, можно предложить следующие способы. Во-первых, снижение себестоимости, как источник получения прибыли.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы организации: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других организаций. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План организации содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах организации.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент продукции, но фактический ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции.

Установление общих, единых для всех предприятий правил имеет важное значение для правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех затрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Методическими указаниями по разработке плана определен следующий типовой перечень технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:

1.      Повышение технического уровня производства. Как вариант, это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении материальных затрат на производство. Резерв снижения материальных затрат можно рассчитать, умножив разность между расходами материалов на единицу продукции до и после внедрения инновационных мероприятий на количество планируемых к выпуску изделий и на плановые цены на материалы:

РЗП = (УР1 - УР0) × VВПпл × Цпл, (3.1)

где РЗП - резерв снижения материальных затрат;

УР0 - расходы материалов на единицу продукции до внедрения мероприятия;

УР1 - расходы материалов на единицу продукции после внедрения мероприятия;

VВПпл - количество планируемых к выпуску изделий;

Цпл - плановые цены на материалы [15, c. 384].

Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве, а также снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.

Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.).

3.      Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

Относительное изменение амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а возмещается за счет других источников (спецфондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав товарной продукции, и др.), поэтому общая сумма амортизации может уменьшиться. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период.

3.      Сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списание ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации:

РА = ∑(РОПФi × НАi), (3.2)

где РА - резерв сокращения расходов на содержание основных средств;

РОПФi - первоначальная стоимость зданий, машин, оборудования;

НАi - норма амортизации [15, c. 385].

4.      Экономия накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры.

5.      Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и в организациях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.

Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата на дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходом, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Они рассчитываются:

Зд = РVВПi × biф, (3.3)

где Зд - дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производительности труда;

РVВПi - резерв увеличения выпуска продукции i-го вида;

biф - фактический уровень удельных переменных затрат [15, c. 385].

6. Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате.

С ростом объема выпуска продукции прибыль организации увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой организацией прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности организации.

Последовательное осуществление в организации режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по организации дает крупный эффект.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по организации, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных организациях, с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем в организациях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между организациями.

Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции.

Для успешной реализации вышеуказанных мероприятий в организации должна действовать стабильно налаженная методика учета затрат, с помощью которой производится построение единой для всех структурных подразделений классификации статей затрат; определяется методика нормирования затрат для разделения затрат на экономически оправданные (полезные) и избыточные; создаются методики расчета себестоимости продуктов и услуг; разрабатываются методики определения финансового результата (прибыли).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью любой оранизации является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности оранизации как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство организаций стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат в организации. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, организация сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.

В первой главе рассматривался вопрос о сущности затрат. Были рассмотрены различные группировки затрат, которые дают возможность видеть руководству организации, во что обходится производство всей продукции (группировка по элементам затрат); реализация отдельных видов изделий (классификация по статьям расходов).

Во второй главе были рассмотрены ряд показателей для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции. К ним относятся: анализ общей суммы затрат на производство продукции; анализ затрат на рубль произведенной продукции; анализ себестоимости отдельных видов продукции; анализ прямых материальных затрат; анализ прямых трудовых затрат.

В рамках третьей главы рассматривались основные пути оптимизации затрат. В качестве основных резервов снижения себестоимости продукции, как и отдельных затрат, могут выступать изменение структуры выпуска продукции, от которой очень сильно зависят затраты, а также снижение уровня удельных переменных затрат, в дальнейшем и снижение уровня постоянных затрат.

В наибольшей степени на уровень затрат материалов оказывают влияние такие факторы, как изменение затрат материалов на единицу продукции и изменение объема производства.

Одним из главных резервов снижения затрат в организации является повышение объемов производства, которое влияет на уменьшение затрат на единицу продукции, а следовательно, на конечную цену единицы продукции и размер прибыли.

Значительные резервы также лежат в области экономии материалов, а также снижении их расхода. Сокращение производственных мощностей, улучшение ситуации с контролем качества продукции, повышение квалификации рабочих позволит организации сократить затраты на материалы.

Достичь снижения затрат можно также, сократив суммы амортизационных отчислений, заморозив неиспользуемые основные фонды.

Также эффективным является снижение условно-постоянных расходов. Экономия от такого снижения при условии увеличения объемов строительно-монтажных.

Только комплексное исследование резервов снижения себестоимости продукции, отдельных затрат позволяет достичь организации экономического эффекта и конкурентоспособного положения на рынке.

Таким образом, задачи, поставленные в начале выполнения работы, были решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Анализ методов и моделей оценки финансовой устойчивости организации / Н.П. Любушкин [и др.] // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 1 (январь). - С. 3-11.

.        Банк, В.Р. Финансовый анализ : учеб. пособие для вузов / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина. - Москва : ТК Вебли, 2006.- 344 с.

.        Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В. В. Бочаров. - СПб. : Питер, 2005. - 432 с.

.        Волынцевич, Т.А. Совершенствование анализа финансовой устойчивости организации / Т.А. Волынцевич, Е.В. Ефименко // Бухгалтерский учет и анализ. - 2011. - № 11. - С. 28-33.

.        Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. - Москва : Омега-Л, 2013. - 349 с.

.        Иванова, Л.И. Развитие методики анализа финансовой устойчивости как способа достижения объективной оценки финансового состояния организации / Иванова Л.И., Бобылева А.С. // Менеджмент а России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 35-42.

.        Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов: утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2011 № 102 // Консультант плюс : Беларусь. Технология 3000 [лекронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

.        Ковалев, В.В. Финансовый анализ: метод и процедуры / В.В. Ковалев. - Москва : Финансы и статистика, 2006. - 560 с.

.        Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - Москва : Финансы и статистика, 1996. - 432 с.

.        Лапченко, Д.А. Коэффициентный метод в финансовом анализе / Д. Лапченко // Главный экономист. - 2012. - № 10. - С. 22-31.

.        Лемеш, С.С. Прооводим финансовый анализ по-новому / С. Лемеш // Налоги и бухгалтерский учет. - 2012. - №7 (апрель). - С. 4-11.

.        Миллер, Н.Н. Финансовый анализ в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов / Н.Н. Миллер. - Москва : ТК Велбли, 2005. - 224 с.

.        Мишкова, М.В. Поиск оптимальных решений / М. Мишкова // Финансовый директор. - 2010. - № 10. - С. 30-32.

.        Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «» // Консультант плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации : учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - 7-е изд., испр. - Минск : Новое знание, 2002. - 704 с.

.        Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности : учеб. пособие. - Москва : ИНФА-М, 2008. - 288 с.

.        Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление Финансами : учеб. пособие для вузов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - Москва : ЮНИТИ, 2007. - 639 с.

.        Смольский, А. Финансовый анализ: вглядываясь в будущее / А.. Смольский; беседовал отдел аналитики журнала // Финансовый директор. - 2010. - № 11. - С. 12-30.

.        Соколовская, Л. Анализ финансовых результатов деятельности оранизации / Л. Сыско // Экономика. Финансы. Управление. - 2012. - № 4. - С. 52-75.

.        Финансы предприятий : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - Минск : Выш. шк., 2008. - 528 с.

Похожие работы на - Финансовый анализ и его возможности в сфере оптимизации затрат организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!