Анализ работы 'Письмо о слепых, предназначенное зрячим' Дени Дидро

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ работы 'Письмо о слепых, предназначенное зрячим' Дени Дидро

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный Институт

Кафедра Культурологии

дидро слепой трактат душа





Экзаменационная работа. Анализ работы "Письмо о слепых, предназначенное зрячим" Дени Дидро


Проверил: ст.препод. Сертакова Е.А.

Выполнил: студент гр.ИК12-04 БК Конюкова И. Н.







Красноярск 2014

Дени Дидро - французский писатель, философ-просветитель эпохи Просвещения. По своим философским взглядам принадлежал к материалистам, рассматривающим субстанцию бытия и природы как материю.

Д. Дидро отрицал дуализм (совокупность материального и духовного начала), обращаясь только к чистой материи. По учению Дидро, атомы - это носители тех ощущений, из которых возникает мышление. Из единений этих атомов возникает единое сознание вселенной в целом и человека в частности.

В эпоху Просвещения происходили изменения во взглядах на проблему людей с ограниченными возможностями здоровья. Эти идеи нашли отражение в трактатах Д. Дидро "Письмо о слепых, предназначенное зрячим" и в "Прибавлении к "Письму о слепых"".

Считается, что Д. Дидро первым формулирует принципиально новое отношение к таким людям: не как к "ущербным", а как к "иным".

Данная работа относится к раннему периоду творчества Дени Дидро. Но уже на этом этапе, не смотря на не до конца сформировавшиеся убеждения философа, в "Письме о слепых" присутствуют признаки, позволяющие отнести работу к направлению французской философии материализма: это критика религии, его поддержка концепции Бога как создателя всей материи, но не вмешивающегося в дальнейший процесс развития мира. [2, С. 14]

В этой работе Д. Дидро рассматриваются слепорожденные (в том числе и вылеченные), особенности их мировосприятия. А главное вопрос о сущности зрения и осязания и то, как человек с помощью органов чувств познает окружающий мир и в. какой степени органы чувств определяют понятие и представление человека об окружающем его мире

Я стал философствовать вместе со своими друзьями по поводу существенного вопроса, поставленного этим опытом - пишет Дидро.

Далее, в ходе анализа произведения Дени Дидро "Письмо о слепых, предназначенное зрячим" тезисно и цитатно будут приведены основные суждения, мысли, выводы и наблюдения автора.

В первой части "письма" Д. Дидро рассказывает о слепорожденном из Пюизо.

Что касаемо понятия красоты у обычных людей и у слепорожденных, Дидро говорит следующее: слепой отлично разбирается в симметрии. Слепой, изучая при помощи осязания расположение частей того целого, которое мы называем красивым, приучается правильно применять этот термин.

"Когда он говорит: Это красиво, то он не высказывает своего суждения, а только передает суждение зрячих;" [2, С. 1]

В понимании слепого красота всегда есть польза.

Однако сам Дидро считает, что идеи слепых о красоте могут быть более точными, чем идеи философов зрячих.

Как слепой представляет себе зрение: При помощи слов других людей слепой узнает, что можно при помощи зрения познать предмет точно так же, как он сам знает его при помощи другого чувства, чувства осязания.

"А что такое, по вашему мнению, глаза?" - спросил его "Это,- ответил ему слепой, - орган, на который воздух производит такое же действие, какое моя палка оказывает на мою руку" [2, С. 2]

Дени Дидро отмечает у слепорожденных поразительную память на голоса и звуки. Для слепого наблюдение за голосами представляют гораздо больший интерес, чем для обычного человека.

Дидро считает, что взаимопомощь, существующая между нашими органами чувств, мешает им совершенствоваться.

Слепой этот ставит себя не ниже, в некотором смысле даже выше зрячих, он видит преимущества в своем положении. Дидро отмечает его тягу к преуменьшению своих недостатков и преувеличению достоинств. (тонкое чувство атмосферы, времени, поверхностей)

Интервьюированный также заявляет, что предпочел бы усовершенствование тех органов чувств, которые он имеет, чем приобретение глаз.

Однако сам философ считает, что зрячий человек, несомненно, получает больше преимущества от совместного действия чувств и органов. Но было бы еще лучше, если бы люди пользовались ими отдельно и не прибегали к помощи нескольких, если достаточно одного.

У слепорожденного иные ценности: Он ценит у других людей красоту кожи, упругость, свежесть дыхания, телосложение, красоту голоса и произношения.

Дени Дидро говорит о том, что слепому сложнее научится говорить, ведь обычный человек научается говорить по большей части благодаря связыванию понятия с визуальным образом. Т. е число называемых, но чувственно не воспринимаемых объектов для слепого существенно больше. В пример он приводит выражения лица.

Состояние чувств и органов человека влияет на метафизику, нравственность, идеи. Поэтому понятия о пороках и добродетелях у слепого человека иное: сильное отвращение к воровству, незначительная роль понятия стыд и др.

Далее Д. Дидро переходит к более узким вопросам мировоззрения:

) Каким образом слепорожденный составляет себе идею о фигурах?

"Благодаря повторяющимся опытам осязания он имеет воспоминание об ощущениях, испытанных им в разных точках; от него зависит комбинировать эти ощущения или точки и образовывать из них фигуры." [2, С. 6]

Ощущение занимает определенное пространство, которое слепорожденный увеличивает или уменьшает в своем уме, увеличивая или уменьшая участок тела, подвергающийся воздействию. Именно таким способом он составляет различные геометрические фигуры.

Отсюда душа слепорожденного - в кончиках пальцев.

Таким образом, можно заключить, что воображение слепого более абстрактно, чем воображение зрячего.

"Он мог бы рассказать, как у него происходит процесс восприятия; это можно было бы сравнить с ходом этого процесса у нас, и путем такого сравнения, может быть, удалось бы добиться разрешения трудностей, делающих столь ненадежной и запутанной теорию зрения." [2, С. 17]

) Будет ли слепорожденный видеть немедленно после того, как произведена операция снятия катаракты?

По мнению Дидро, единственное, что может доказать соответствие между зрением и осязанием - это опыт. Вопреки человеческим ожиданиям, зрение и осязание могут противоречить друг другу, и только опытным путем получится доказать обратное.

Необходимо опытным путем установить, что предметы, выходящие за поле зрения человека не перестают существовать.

"Мы обязаны опыту понятием о непрерывном существовании предметов; что путем прикосновения мы приобретаем понятие об их удаленности; что, может быть, глазу необходимо научиться видеть, так же как языку - говорить". [2, С. 20] Доказательство: "Основы философия Ньютона" де Вольтера.

Зрение - лишь множество смутных ощущений, которые становятся ясны человеку с течением времени, благодаря вниманию и размышлению над тем, что происходит в нём.

Невозможно сомневаться в том, что осязание во многом помогает зрению устанавливать точное знание о связи предмета и представления об этом предмете.

Необходимо упражнять орган зрения и для этого прикасаться не обязательно.

Для того, чтобы слепорожденный смог передать точную разность двух своих состояний (слепоты и зрения) и объяснить природу зрения, необходимо заранее обеспечить его философскими знаниями.

Вывод самого Дидро: "Я думаю, что, когда глаза слепорожденного впервые откроются для света, он не увидит ровно ничего; что его глазу потребуется некоторое время, чтобы набраться опыта, но он наберется опыта у самого себя, без помощи осязания, и что он научится не только различать цвета, но и различать, хотя бы приблизительно, границы предметов". [2, С. 23]

) Сумеет ли слепорожденный назвать предметы соответствующими именами , теми же именами, которыми он называл их при прикосновении к ним, и сможет ли он доказать это соответствие.

По мнению Дидро, человек сможет сделать это имея знание геометрии, она дала бы ему безошибочное средство проверить, противоречат ли друг другу показания двух чувств.

В конце своего "письма" Дени Дидро говорит о субъективности всех его вышесказанных суждений: "В самом деле, что мы знаем? Знаем ли мы, что такое материя? Нет. А что такое дух и мысль? Итого меньше. А что такое движение, пространство, время? Ровно ничего не знаем. А геометрические истины?" [2, С. 26] Исходя из этого заключения можно сделать вывод, что Дени Дидро сомневается в тех суждениях, которые человек черпает из окружающего мира с помощью своей чувственной стороны. Таким образом "Письмо о слепых"можно отнести к философскому направлению рационализм, где главным и единственным путем познания является разум, что доказывалось на примере выдающихся личностей ученых слепорожденных в "Письме о слепых"(Саундерсон, Мелани де Салиньяк) и в других, более поздних работах Дени Дидро.

Список литературы

1) Гачев, Д. Эстетические взгляды Дидро / Д. Гачев. - М.: Гос. изд. худ. лит-ры, 1961. - 200 с.

) Дидро, Д. Письмо о слепых, предназначенное зрячим [электронный ресурс] / Д. Дидро. - Режим доступа: #"justify">) Длугач, Т. Б. Дени Дидро / Т. Б. Длугач. - М.: МЫСЛЬ, 1986.- 191 с.

Похожие работы на - Анализ работы 'Письмо о слепых, предназначенное зрячим' Дени Дидро

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!