Природоресурсные платежи как инструмент обеспечения рационального природопользования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,49 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природоресурсные платежи как инструмент обеспечения рационального природопользования

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет по землеустройству

Юридический факультет

Кафедра земельного права







Курсовая работа

по дисциплине «Актуальные проблемы экологического права»

на тему: «Природоресурсные платежи как инструмент обеспечения рационального природопользования»

Выполнил: студент 1 курса

магистратуры юридического факультета

Мешулин С.В.

Проверил: к.ю.н.

Багаутдинова С.Р.


Москва 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие и виды природоресурсных платежей

. Правовые основы института природоресурсных платежей

. Роль природоресурсных платежей в обеспечении рационального природопользования

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Природопользование - это использование обществом окружающей среды и ее ресурсов с целью удовлетворения своих насущных потребностей. Логично предположить, что такой процесс, а точнее его последствия не могут однозначны. Как правило, деятельность людей, всегда связана с рядом противоречий, редко вмещая в себя только положительные проявления и последствия и особенно это касается взаимоотношений общества с природой.

Соответственно, целесообразно предположить, что рациональное природопользование, то есть такое природопользование, которое позволило бы извлечь максимум пользы из природы и ее ресурсов, при этом минимизировав наносимый ей вред - это цель, идеал, которого хотело бы достичь любое общество.

Учитывая выше обозначенный факт, можно сделать вывод, что любое средство, направленное на достижение рационального природопользования, имеет важнейшее значение, что касается, в том числе, и правовых методов такого достижения.

Получается, что природоресурсные платежи, которые нам предстоит исследовать в нашей работе, являясь инструментом обеспечения рационального природопользования также имеют важнейшее значение, как и для теоретических разработок в области обеспечения рационального природопользования, так и для претворения его в реальной жизни, на практике, чем и обусловлена актуальность нашего исследования.

Соответственно, объектом нашего исследования являются природоресурсные платежи. Предметом данного исследования является роль института природоресурсных платежей в обеспечении рационального природопользования.

Таким образом, целью настоящего исследования является определение роли природоресурсных платежей в обеспечении рационального природопользования, выявление важности таковых или же ее отсутствия.

В соответствии с поставленной целью в работе предстоит выполнить следующие задачи:

·Раскрыть содержание понятия природоресурсных платежей, рассмотреть их виды;

·Изучить правовые основы института природоресурсных платежей, определить законодательную базу, которая его регламентирует и регулирует;

·Рассмотреть понятие рационального природопользования, выяснить, какие функции и задачи в его обеспечении отведены природоресурсным платежам.

1. Понятие и виды природоресурных платежей

Природоресурсные платежи, в современной научно-правовой литературе определяются, соответственно, как определенная плата за пользование теми или иными ресурсами. Данное понятие, в отличии от многих других правовых и иных понятий довольно однозначно, несмотря, в то же время, на отсутствие в нем четких рамок, то есть, несмотря на тот факт, что границы круга платежей, которым очерчивается данное понятие, весьма размыты.

В комплекс природоресурсных платежей входит целый перечень различных налогов, сборов и иных платежей. В частности, необходимо причислить к ним, как и плату за пользование природными ресурсами, то есть плату за землю, платежи за пользование лесным фондом, водными объектами, животным миром, недрами, так и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за пользование природными ресурсами составляет весомую долю от всего комплекса природоресурсных платежей. В свою очередь, особую роль среди видов такой платы занимает плата за землю. Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. Другими словами, речь идет о земельных налогах, арендной плате, нормативной цене земли. Земельный налог занимает особое место в налоговой системе РФ и несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы муниципальных образований.

Еще одной разновидностью платы за пользование природными ресурсами является плата за воду. Таким образом, пользование водными объектами в России также является платным. В систему платежей за пользование водными объектами входят водный налог и плата, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Плата за пользование водными объектами, то есть водный налог - один из платежей, связанных с пользованием водными объектами, является формой реализации экономических отношений между собственником водных объектов и водопользования и взимается в форме федерального налога.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. Данный вид платы является формой возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности.

Использование лесов в Российской Федерации также является платным. Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающими в себя лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, переданный в аренду. Лесной доход носит рентный характер, что объясняется естественным различием лесорастительных и транспортных условий в лесном хозяйстве. Являясь доходным источником бюджета, лесной доход должен покрыть расходы государства на воспроизводство древесины. Таким образом, платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Наиболее значимой частью этих платежей является плата за древесину, отпускаемую на корню. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Плата за право пользования недрами состоит из системы платежей, включающей платы: за право на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых; за право разведки полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств; за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Платежи за пользование недрами уплачиваются субъектами предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе и иностранными юридическими и физическими лицами, допущенными к разработке недр на территории Российской Федерации.

Система платежей в сфере недропользования включает в себя:

·разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

·регулярные платежи за пользование недрами;

·плату за геологическую информацию о недрах;

·сбор за участие в конкурсе (аукционе);

·сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, нельзя не сказать и о сборах за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Плательщиками данных сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира, либо лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, территориальном море, континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Объектами обложения данными сборами, в свою очередь, являются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды обитания осуществляется на основании соответствующих лицензий.

Перечисленные выше и вкратце охарактеризованные виды платы за пользование природными ресурсами представляют собой одну из двух основных групп, входящих в понятие природоресурсных платежей. Соответственно, второй такой группой является плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Для начала, стоит определить, что именно признается законодательством как негативное воздействие на окружающую среду. Итак, к такому воздействию относится:

·выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

·сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

·загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления;

·загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

·иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако, в настоящее время, плата за негативное воздействие на окружающую среду взымается только за следующие виды воздействия на нее:

·выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;

·выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;

·сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

·размещение отходов производства и потребления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду может взиматься как за такое воздействие в пределах допустимого, так и за превышение лимитов. Разумеется, размеры платы в двух обозначенных случаях разнятся. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Расчет платежей производится организациями, а также индивидуальными предпринимателями с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы.

Таким образом, можно сделать вывод, что природоресурсные платежи это целый комплекс различных платежей, включающий в себя как плату за пользование ресурсами окружающей нас среды, так и плату за негативное влияние на нее. Вполне логично, что такой комплекс, являясь частью правовой системы нашего государства, выполняет определенный перечень функций, среди которых необходимо назвать регулятивную, фискальную и экологическую, а также, направлен на разрешение ряда задач. Одной из важнейших функций комплекса природоресурсных платежей является обеспечение рационального природопользования, чему и посвящено наше исследование.

2. Правовые основы института природоресурсных платежей

Разумеется, что природоресурсные платежи, как явление правовое, должны иметь правовую базу, которая бы закрепляла законность требования их уплаты от тех или иных лиц, определяла территорию, круг лиц, условия, при которых возникает необходимость их уплаты, регламентировала бы порядок их уплаты и прочее.

В случае с природоресурсными платежами не приходиться говорить о единой правовой базе из которой они брали бы свое начало. Различные виды природоресурных платежей стали следствием необходимости, появившейся в результате развития разного рода правоотношений, а значит, в контексте разных отраслей права. Соответственно, и источники, регламентирующие разные виды природоресурсных платежей также разнятся. Таким образом, вследствие отсутствия единой правовой базы по данному вопросу, нередко появляются противоречия между нормами, регулирующими рассматриваемую нами проблему, то есть правовые коллизии, что, конечно же, в ряде случаев затрудняет правовое регулирование данного вопроса.

В основном, правовое регулирование изучаемого нами вопроса относится к компетенции природоресурсного, экологического, налогового и иного законодательства РФ, которое представляет совокупность отдельных нормативных правовых актов, связанных между собой нормами по установлению и взиманию платежей за использование природных ресурсов.

Среди основных источников, регулирующих вопросы, касающиеся природоресурсных платежей необходимо назвать Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также Налоговый кодекс РФ. Кроме того, необходимо перечислить и другие важнейший законы в рассматриваемой нами области. К последним, в частности, относятся закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 (ред. от 26.06.2007) «О плате за землю», закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире», Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Причем, необходимо понимать, что данный перечень отнюдь не является исчерпывающим.

Как уже было замечено, законодательство, регулирующее вопросы, связанные с природоресурсными платежами можно определить, как комплексное, что, в совокупности всех рассмотренных фактов связано, как минимум, с двумя причинами, позволяющими условно разделить данное законодательство на две группы.

В первую очередь, в рассматриваемом нами законодательстве необходимо выделить природоресурсное законодательство, а именно, Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, Закон РФ «О недрах» и прочие законы, которые закрепляют принципы пользования тем или иным видом природного ресурса, определяют соответствующую терминологию, полномочия органов публично-правовых образований в области земельных, водных и иных отношений, регулирующие вопросы собственности на объекты (земельные и лесные участки, водные объекты), а также платежи за пользование природными ресурсами неналогового характера.

В следующую очередь, необходимо сказать, что некоторые природоресурсные платежи по своему содержанию относятся законодателями к налогам и вследствие этого регулируются налоговым законодательством, которое обладает рядом особенностей, что предопределяет иную, отличную от других обязательных платежей, правовую природу данных платежей. Налоговый кодекс РФ является основным нормативным правовым актом, на основе которого выстраивается вся система налогового законодательства. Таким образом, получается, что платежи, не имеющие закрепления в Налоговом кодексе, не относятся к налогам и не могут регулироваться актами законодательства о налогах и сборах. Другими словами, такие платежи не являются по правовой природе налогами.

Выяснив, что законодательство, регулирующее вопросы природоресурсных платежей по своей правовой природе, делится на две различные группы - природоресурсное законодательство и налоговое, целесообразно также и остановиться на том факте, что и сами природоресурсные платежи, таким образом, можно разделить на налоговые и неналоговые.

Соответственно, как уже было замечено ранее, к налоговым платежам необходимо и возможно отнести только те платежи, которые непосредственно закреплены в налоговом законодательстве, другими словами, определяются последним как налоги и сборы. Согласно Налоговому кодексу РФ, к таким платежам возможно отнести федеральные налоги и сборы - налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также местные налоги и сборы - земельный налог.

Получается, что те природоресурсные платежи, которые не нашли свое закрепление в налоговом законодательстве, должны быть оценены с правовой точки зрения как неналоговые. Таким образом, к таким платежам стоит отнести, в частности, арендную плату, плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также и другие виды природоресурсных платежей.

Делая выводы, необходимо заметить, что законодательство, регулирующее природоресурсные платежи, является комплексным, включающим в себя нормы различных правовых отраслей, что обусловлено рядом причин, касающихся, главным образом, различной правовой природы самих природоресурсных платежей и, соответственно, не может не вести к различного рода противоречиям и правовым коллизиям.

3. Роль природоресурсных платежей в обеспечении рационального природопользования

Начиная исследовать вопрос влияния природоресурсных платежей на обеспечение рационального природопользования необходимо начать с определения самого понятия рационального природопользования, его сути и понимания в правовом контексте.

Итак, само по себе природопользование определяется исследователями как использование обществом природных ресурсов с целью удовлетворения своих потребностей. Логично, что такого рода использование может носить самый разнообразный характер, выражаться в разной мере влияния и воздействия на окружающую среду, в том числе и негативного. Именно за счет данного факта мы и можем говорить, как о рациональном, то есть о разумном, целесообразном и соизмеримом природопользовании, так и о нерациональном.

Таким образом, рациональное природопользование - это такое природопользование, в процессе которого достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства, что, в свою очередь, позволяет минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Другими словами, рациональное природопользование - это природопользование, которое позволяет обществу удовлетворить его потребности, при этом, сведя к минимуму вред для окружающей на среды.

Рациональное природопользование наиболее возможно в условиях интенсивного хозяйства, нашедшего свое становление благодаря научно-техническому прогрессу и эффективной организации труда при высокой его производительности. Примером рационального природопользования может быть, в частности, безотходное производство, в котором полностью используются отходы, в результате чего снижается расход сырья и сводится к минимуму загрязнение окружающей среды.

Безусловно, важную роль в обеспечении рационального природопользования и, соответственно, сохранении окружающей среды играет субъективный, человеческий фактор, то есть осознание и понимание гражданами всей серьезности данного вопроса, ответственное отношение к своему поведению, в том числе и в ходе использования природных ресурсов. Однако, ни для кого не секрет, что мораль в наше время не является тем регулятором, который мог бы справляться самостоятельно. Если нормы морали и могут эффективно регулировать отношения между людьми, то скорее в рамках малых социальных групп, а кроме того, все равно опираясь на субъективное преставление о справедливости у конкретного круга лица, а значит, регулировать отношения на территории целого государства таким способом не представляется возможным.

Именно с целью разрешения выше обозначенной проблемы и существует максимально абстрагированная от субъективных мнений, четко определенная, объективно справедливая сразу ко всем гражданам система права. Известно, что основной целью и задачей права как раз и является регулирование, а также охрана различных общественных отношений, к которым, кроме всего прочего, относятся и отношения в сфере природопользования.

Итак, в ходе нашего исследования мы уже не раз обозначили тот факт, что вопросы использования природных ресурсов регламентируются, регулируются и охраняются законодательством нашей страны. В свою очередь, природоресурсные платежи, которым, во всем их многообразии отведено место в самых различных отраслях права, являются одним из элементов такого регулирования, а точнее совокупностью элементов, вариативность и множество которых позволяет в совокупности называть их правовым институтом. Другими словами, правовой институт природоресурсных платежей можно назвать инструментом, обеспечивающим рациональное природопользование.

Регулирование тех или иных общественных отношений в рамках правового поля возможно посредством различных способов и методов. Когда мы говорим о природоресурсных платежах, то, разумеется, в первую очередь необходимо сказать о материальном воздействии, так как платежи непосредственно связаны с удержанием какой-либо суммы денежных средств у тех или иных лиц. Другими словами, природоресурсные платежи регулируют вопросы природопользования посредством экономического воздействия.

Выше обозначенное воздействие может быть нескольких видов, в зависимости от того как именно регулируются соответствующие отношения и какую конкретно функцию по обеспечению рационального природопользования в том или ином случае выполняют природоресурсные платежи.

Обращаясь к той группе природоресурсных платежей, которая включает в себя различные виды платы за пользование ресурсами, целесообразно говорить о стимулировании у лиц, использующих те или иные ресурсы, бережного к ним отношения и соразмерного их использования. Плата, пусть и в небольшом размере, например, за каждую единицу того или иного используемого ресурса, безусловно, влияет на отношение лица к его использованию. Тот факт, что за пользование ресурсами придется вносить соразмерную плату, дает человеку возможность осмыслить существование необходимости такого использования или же его отсутствие, а уже в том случае, если такая необходимость действительно имеется, грамотно и адекватно оценить ее реальные размеры. Такие меры, можно сказать, ставят барьер между человеком и необдуманным использованием ресурсов. Говоря иначе, существование налога или другой формы платежей за пользование теми или иными ресурсами, является эффективным способом предотвращения бездумного, неограниченного, нецелесообразного и бессмысленного их использования.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду также несет в себе схожие функции. Правда если плата за использование ресурсов характерна для предупреждения нерационального использования природных ресурсов, то плата за негативное воздействие на окружающую среду представляется уже некого рода санкцией, последствием нарушения законодательства.

В том случае, когда тот или иной субъект природоресурсных правоотношений, например, завод по производству химической продукции, нарушает норму предельно допустимых выбросов отходов в прилегающий к нему водоем, говорить о природоресурсных платежах как о средстве, стимулирующем рациональное и предотвращающем нерациональное природопользование говорить уже не приходится. В данном случае, целесообразнее говорить о наказании для правонарушителя, о возмещении причиненного ущерба, а также о предупреждении новых правонарушений схожего характера. Тем не менее, необходимо понимать, что так или иначе, но данные меры также направлены на обеспечение рационального природопользования, только если в первом случае мы говорили о предупреждении нерационального природопользования, то здесь говорим уже об устранении его последствий.

Однако, нельзя забывать о том, что как уже было отмечено ранее, плата за негативное воздействие на окружающую среды взымается не только тогда, когда допустимые пределы нормы уже нарушены тем или иным субъектом соответствующих правоотношений, но и тогда, когда деятельность такого субъекта, например, промышленной организации связана с постоянным негативным воздействием на окружающую среду, не выходящим, при этом, за рамки нормы.

В последнем случае, речь также может идти, в частности, о промышленной организации, чья деятельность не может быть не связана с тем или иным негативным воздействием на окружающую среду. Логично, что химическое производство по определению связано с определенной мерой отрицательного воздействия на окружающую среду, однако, учитывая степень вредоносности такого воздействия, а также общественную полезность и необходимость данного конкретного производства, такое негативное воздействие признается целесообразным, соразмерным, допустимым.

И здесь вступает в ход принцип возмездности. Тот вред, который предприятие наносит окружающей среде своей деятельностью, оно возмещает посредством соответствующих природоресурсных платежей, а именно, платой за негативное воздействие на окружающую среду. Недаром, существует целая классификация такого рода воздействий, их за такое воздействие.

Таким образом, можно сказать, что такая группа природоресурсных платежей, которая включает в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду выполняет ряд функций, направленных на обеспечение рационального природопользования.

Являясь инструментом обеспечения рационального природопользования плата за негативное воздействие на окружающую среду выполняет целый ряд функций и задач, посредством разнообразных способов и методов. Данный вид природоресурсных платежей позволяет не только стимулировать рациональный подход к использованию природных ресурсов среди граждан, но также носит и компенсационную, возмездную функцию, кроме того, являясь наказанием за нарушение допустимых пределов негативного воздействия на окружающую среду, в то же время предотвращая совершение таких правонарушений в дальнейшем.

Сказав о компенсационной, возмездной роли природоресурсных платежей в обеспечении рационального природопользования, целесообразно вспомнить о том, что такие платежи могут иметь, как налоговую, так и неналоговую природу, а значит, те из них, которые мы может отнести к налогам, соответственно, по своему существу должны соответствовать понятию налогов, выполнять аналогичные функции.

Известно, что основной функцией налогов является пополнение Государственного бюджета. Следующей же по важности функцией является функция распределительная. То есть, получая в свою казну налоги, государство использует их на поддержание существования и на развитие страны, на обеспечение насущных потребностей своего населения. Таким образом, можно говорить о том, что, финансово обеспечив свое функционирование, государство перераспределяет остальные средства на развитие государства, на улучшение жизни общества.

Соответственно, те же самые функции носят и такие природоресурсные платежи, которые мы можем отнести к налогам. Предоставляя гражданам возможность пользоваться теми или иными ресурсами, обеспечивая доступ граждан к ним и в то же время финансируя их достойное содержание, государство взимает с природопользователей соответствующую плату, часть из которой, в дальнейшем, также перераспределяет на охрану окружающей среды, на стимулирование рационального природопользования, на сохранение природной части мира, как среды обитания человека.

В общем и целом, природоресурсные платежи в сфере рационального природопользования выполняют целый ряд значимых функций, среди которых, главным образом, необходимо назвать стимулирующую, компенсационную, возмездную и предупреждающую функции.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что природоресурсные платежи, во всем своем разнообразии, имея довольно развитую законодательную базу, которая регламентирует их претворение в реальную жизнь, учитывая довольно широкий круг функций и задач, выполняемых с их помощью в сфере охраны окружающей среды, действительно являются важнейшим инструментом обеспечения рационального природопользования.

природоресурсный платеж правовой водный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе нашего исследования удалось изучить основы как правового, так и научного понимания понятия природоресурсных платежей, а кроме того, сделать некоторые выводы о их роли в обеспечении рационального природопользования.

Природоресурсные платежи - это целая совокупность различного рода налогов, сборов и иных, неналоговых видов платежей за пользование природными ресурсами или же за негативное воздействие на окружающую нас среду. Главным образом, к разновидностям платы за пользование ресурсами стоит отнести плату за пользование землей, водными ресурсами, недрами, лесными ресурсами, в то время как к плате за негативное воздействие на окружающую среду необходимо отнести как плату за негативное воздействие в пределах нормы, так и за воздействие подобного рода, выходящее за рамки допустимых пределов.

Природоресурсное законодательство - понятие комплексное, включающее в себя нормы различных правовых отраслей, а в частности нормы экологического, земельного, водного, налогового и других отраслей права. Данный факт, с одной стороны подчеркивает важность и емкость исследуемого понятия, а с другой стороны, свидетельствует о практически неизбежных противоречиях и сложностях в применении данного законодательства.

В ходе нашего исследования удалось выяснить, что природоресурсные платежи позволяют регламентировать, регулировать и охранять процесс природопользования с различных сторон и посредством разного рода методов и способов влияния, при этом, главным образом, опираясь на экономический фактор.

Природоресурсные платежи позволяют стимулировать граждан на более рациональное, разумное использование природных ресурсов, перераспределяют часть финансового оборота на поддержание окружающей среды в достойном, благоприятном виде, компенсируют и возмещают негативное воздействие, оказываемое на окружающею среду различными субъектами соответствующих правоотношений, предупреждают совершение правонарушений в сфере природопользования, а в случае их совершения, служат и штрафной санкцией.

Таким образом, необходимо сказать, что природоресурсные платежи, действительно, являются важнейшим инструментом обеспечения рационального природопользования. Однако, для того, чтобы их роль в данном вопросе возрастала, а кроме того становился более эффективным весь правовой комплекс мер, направленных на обеспечение рационального природопользования, необходимо дальнейшее развитие и улучшение законодательной базы по данному вопросу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I.Нормативные правовые акты:

1.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

2.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 01.01.2016) (с изм. и доп. от 28.11.2015)

.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016)

.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»

.Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире»

.Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

.Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

.Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 (ред. от 26.06.2007) «О плате за землю»

II.Основная и специальная литература:

1.Ачмиз З.М. Меры предупреждения преступного загрязнения окружающей природной среды // Бизнес в законе. - 2009. - №4.

2.Винокуров А. А. Природно-ресурсная и экологическая политика, экономические механизмы ее осуществления в России // Вестник Финансового университета. - 2004. - №1.

.Волков А.М. Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды / А. М. Волков, В. Б. Ибрагимов, Е. А. Лютягина // Административное право и процесс. - 2012. - №5.

.Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Вильчинская О.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

.Зозуля В.В. Природоресурсные платежи и налоги в доходах бюджета // Вестник Финансового университета. - 2008. - №4.

.Зубков В.А., Соловьева Е.А. Совершенствование налоговых отношений в сфере недропользования // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2001. - №1.

.Магомедова Л.Ш. Возмещение вреда, причиненного вследствие экологического правонарушения / Л. Ш. Магомедова // "Черные дыры" в российском законодательстве. - 2010. - №2.

.Петров В.В. Экологическое право. М., 2006.

.Правовое регулирование природоресурсных платежей. / Под ред. Ялбулганов А.А. М.: Юстицинформ, 2007.

.Рыженков А.Я. Принцип платности природопользования в праве // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - №2.

.Тихомирова Л.А. Охрана окружающей среды: конституционные основы правового регулирования / Л. А. Тихомирова // Право и экономика. - 2010. - №12.

.Экологическое право: учебник. / Под ред. Г.Е.Быстрова, Н.Г.Жаворонкова, И.О.Краснова. - М.: Проспект. 2008.

Похожие работы на - Природоресурсные платежи как инструмент обеспечения рационального природопользования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!