Инновационная педагогическая деятельность

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,11 Мб
  • Опубликовано:
    2015-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная педагогическая деятельность

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данного исследования. Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено:

·  интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия;

·        обновлением содержания философии современного образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект;

·        гуманистически ориентированным характером взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;

·        необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за свою профессиональную деятельность, направленную на формирование личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально-экономических условиях.

В связи с этим исключительно важное значение приобретает инновационная деятельность педагога.

Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его в соответствии с личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационность должна характеризовать профессиональную деятельность каждого преподавателя. Нововведения (инновации) не возникают сами собой, а являются результатом научных поисков, анализа, обобщение педагогического опыта.

Инновации - новые формы организации труда и управления, новые виды технологий, которые охватывают не только отдельные учреждения и организации, но и различные сферы. Они являются существенным деятельным элементом развития образования вообще, реализации конкретных задач в учебно-воспитательном процессе. Выражаются в тенденциях накопления и видоизменения инициатив и нововведений в образовательном пространстве; вызывают определенные изменения в сфере образования.

Инновация образования - целенаправленный процесс частичных изменений, ведущих к модификациям цели, содержания, методов, форм обучения и воспитания, адаптации процесса обучения к новым требованиям.

Стержнем инновационных процессов в образовании является внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Инновационную направленность педагогической деятельности обусловливают социально-экономические преобразования, которые требуют соответствующего обновления образовательной политики, стремление учителей к освоению и применению педагогических новинок, конкуренция общеобразовательных учреждений, которая стимулирует поиск новых форм, методов организации учебно-воспитательного процесса, диктует соответствующие критерии по отбору педагогов.

В свою очередь социально-педагогическая работа - разновидность социально-педагогической деятельности, которая осуществляется в определенном социальном институте и которая направлена на точно определенный объект воздействия; средство реализации социальной политики, как социальный локатор, который определяет последствия социальной политики, и как деятельность по предоставлению разного рода защиты, помощи и поддержки человеку, семье или общине в сложных жизненных ситуациях.

Социально-педагогическая работа постоянно вносит какие-то дополнения и инновации, которые требуют анализа, изучения и применения на практике.

Целью данного исследования является всесторонний анализ инноваций в социально-педагогической деятельности и их применение и практике.

Исходя из поставленной цели исследования, необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть инновационную деятельность как необходимость современной образовательной среды;

Охарактеризовать сущность инновационной социально- педагогической деятельности;

Проанализировать инновационное психолого-педагогическое обеспечение профессионального самосовершенствования специалистов социально-педагогической деятельности;

Рассмотреть и охарактеризовать тренинг как инновационную форму социально-педагогической деятельности.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, которые возникают в процессе инноваций в социально-педагогической деятельности.

Предметом данного исследования являются инновации в социально-педагогической деятельности.

Методы данного исследования. При написании данной аттестационной работы были использованы общие и специальные методы исследования, в частности: анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы педагогов и психологов, синтез, сравнения и другие.

Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в нем содержится фактический материал, суждения и выводы которые могут быть использованы в дальнейших научных разработках, посвященных концепциям инноваций в социально-педагогической деятельности.

Структура данного исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Инновационная деятельность - насущная необходимость современной образовательной среды


Профессия педагога требует особой чувствительности к постоянно обновляемым тенденциях общественного бытия, способности к адекватному восприятию, потребностей общества и соответствующей корректировки своей работы.

Образование как один из важнейших институтов социализации человека, подготовки молодежи к роли активных субъектов будущих общественных процессов должно быть исключительно внимательным как к новым реалиям и тенденциям общественного развития, так и к нововведениям в сфере содержания, форм и методов обучения и воспитания. Согласно инновационность должна характеризовать профессиональную деятельность каждого педагога. Нововведения (инновации) не возникают сами собой, а являются результатом научных поисков, анализа, обобщение педагогического опыта.

Инновации (итал. Innovatione - новость, нововведения) - новые формы организации труда и управления, новые виды технологий, которые охватывают не только отдельные учреждения и организации, но и различные сферы[1, C.76].

Они являются существенным деятельным элементом развития образования вообще, реализации конкретных задач в учебно-воспитательном процессе. Выражаются в тенденциях накопления и видоизменения инициатив и нововведений в образовательном пространстве; вызывают определенные изменения в сфере образования.

Рассмотрим этапы внедрения инноваций:

·        I подготовительно-организационный этап - изучение теоретической и практической подготовки учителей, выработки окончательного варианта инновационной темы деятельности педагога.

·        II планово-прогностический этап - определение образовательных технологий для реализации инновационных тем в практику, создание структуры внедрения инноваций, указания необходимого педагогического инструментария, для успешной реализации задач.

·        III организационно-исполнительный этап - разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных образовательных технологий.

·        IV коррекционно-аналитический этап - анализ результативности и эффективности внедрения выбранной технологии, осуществление прогнозирования дальнейшей работы.

Инновационная направленность работы педагогов определяется критериями педагогических инноваций, к которым относятся:

·        новизна, что позволяет определить уровень новизны опыта. Различают абсолютный, локально-абсолютный, условный, субъективный уровня новизны;

·        результативность и эффективность, что означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя;

·        возможность творческого применения в массовом опыте, предусматривающий пригодность апробированного опыта для массового внедрения в общеобразовательных учреждениях[2, C.98].

Наиболее удачный опыт к выбору модели и определяет уровень инновационности учебного заведения, который растет в условиях сложившейся потребности и интенсивного развития.

Инновация образования - целенаправленный процесс частичных изменений, ведущих к модификациям цели, содержания, методов, форм обучения и воспитания, адаптации процесса обучения к новым требованиям.

Стержнем инновационных процессов в образовании является внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Рассмотри причины появления инноваций на рисунку 1.

Рис.1. Причины появления инноваций в образовании

Инновационную направленность педагогической деятельности обусловливают социально-экономические преобразования, которые требуют соответствующего обновления образовательной политики, стремление учителей к освоению и применению педагогических новинок, конкуренции общеобразовательных учреждений, которая стимулирует поиск новых форм, методов организации учебно-воспитательного процесса, диктует соответствующие критерии по отбору преподавателей[3, C.54].

Главной движущей силой инновационной деятельности является преподаватель, поскольку субъективный фактор является решающим и при внедрении и распространения нововведений. Педагог-новатор является носителем конкретных нововведений, их создателем, модификатором. Он имеет широкие возможности и неограниченное поле деятельности, поскольку на практике убеждается в эффективности имеющихся методик обучения и может корректировать их, проводить подробную структуризацию исследований учебно-воспитательного процесса, создавать новые методики. Основное условие такой деятельности - инновационный потенциал педагога.

Инновационный потенциал педагога - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, проявляет готовность совершенствовать педагогическую деятельность, наличие внутренних средств и методов, способных обеспечить эту готовность.

Наличие инновационного потенциала определяют Творческая способность генерировать новые представления и идеи. Обусловливается профессиональной установкой на достижение приоритетных задач образования; умениями проектировать и моделировать свои идеи на практике. Реализация инновационного потенциала преподавателя предполагает значительную свободу действий и независимость его в использовании конкретных методик, новое понимание ценностей образования, стремление к переменам, моделирование экспериментальных систем[4, C.71].

Открытость личности педагога к новому пониманию и восприятию различных идей, мыслей, направлений, течений базируется на толерантности личности, гибкости и широте мышления.

Рассмотрим еще некоторые особенности инновационного потенциала учителя:

·  неповторимое своеобразие каждой личности;

·        самооценка социокультурного и интеллектуального уровня развития;

·        выбор различных форм культурной и научной, творческой активности;

·        открытость личности педагога к новому пониманию и восприятию различных идей, мыслей, направлений, течений;

·        толерантность личности;

·        гибкость и широта мышления.

Реализация инновационного потенциала преподавателя:

·  свобода действий и независимость его в использовании конкретных методик;

·        новое понимание ценностей образования;

·        моделирования экспериментальных систем;

·        высокий культурно-эстетический уровень, образованность, интеллектуальная глубина и разносторонность интересов педагога[5, C.43].

Профессиональная готовность является закономерным результатом специальной подготовки, самоопределение, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. Это - психическое, активно-действенное состояние личности, сложное ее качество, система интегрированных свойств. Такая готовность регулирует деятельность, обеспечивает ее эффективность. Таким образом, одной из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности.

Успешность инновационной деятельности предполагает, что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования не только на профессиональном, но и на личностном уровне.

Готовность педагога к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предполагает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.

Показателем готовности к инновационной деятельности является внутренняя сила, формирующая инновационную позицию педагога.

По структуре готовности к инновационной деятельности является сложное интегративное образование, которое охватывает различные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытие творческого потенциала.

Источники готовности к инновационной деятельности:

·  проблематика личностного развития;

·        профессиональная направленность;

·        профессиональное образование;

·        профессиональное самоопределение педагога[6, C.39].

Она является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности.

Инновационная компетентность педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.

Методы и задачи деятельности педагога инновационного направления:

·  педагогический гуманизм (доверие к воспитанникам, уважение к их личности, достоинства, уверенность в своих способностях и возможностях)

·        сотрудничество (постепенное превращение воспитанников на создателей педагогического процесса);

·        диалогизм (умение слушать ребенка, интересоваться его мнением, развивать межличностный диалог на основе равенства, взаимного понимания и сотворчества)

·        личностная позиция (творческое самовыражение, при котором педагог предстает перед воспитанниками не как лишенный индивидуальности функционер, а как личность, которая имеет свое мнение, открытая в выражении своих чувств, эмоций).

Инновационная деятельность педагога предполагает соблюдение следующих принципов:

. Принцип интеграции образования. Требует внимания к каждому ребенку как личности, ориентации на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными, физическими качествами.

. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Требует

обеспечение условий для развития способностей каждого воспитанника. Максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания[7, C.16].

. Принцип демократизации образования. Предусматривает создание предпосылок развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, привлечение общественности в управлении школой.

Осуществление этих принципов предполагает изменение характера образовательной системы, содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания. Целью образования в таких условий является свободное развитие индивидуальных способностей, мотивов, личностных ценностей разносторонней, творческой личности.

Итак, в структуре профессионально направленной личности педагога готовность к инновационной деятельности является показателем его способности нетрадиционно решать актуальные для личностно-ориентированного образования проблемы.

1.2 Сущность инновационной социально-педагогической деятельности


Инновационная деятельность, будучи сложным и многоплановым феноменом, своим содержанием охватывает процесс взаимодействия индивидов, направленный на развитие, преобразование объекта, на перевод его в качественно новое состояние; системную деятельность по созданию, освоению и применению новых средств; особый вид творческой деятельности, объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий, систем. Все эти проявления характеризует инновационную деятельность в социально - педагогической сфере.

Продуктами инновационной социально - педагогической деятельности является нововведение, которое положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.

Социально-педагогическая деятельность всегда ориентируется на определенный смысл, то есть на знания, которые следует получить в процессе обучения, и на качестве личности, которые необходимо воспитать. В зависимости от того, какие ценности доминируют при этом, социально - педагогическая деятельность в образовательных преобразованиях может иметь формирующий (традиционный) или развивающий (гуманистический) характер[8, C.65].

Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, которая направлена ​​на создание благоприятных условий социализации, всестороннего развития личности, удовлетворения ее социокультурных потребностей или восстановления социально одобренных способов жизнедеятельности человека.

Социально-педагогическая деятельность - это интегрированное, целостное образование, включающее такие структурно-содержательные компоненты, как целевой, мотивационный, коммуникативный, процессуальный, результативно-оценочный.

Поскольку социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность, поэтому носит адресный, локальный характер и относится к разряду гуманных профессий. Гуманность, как моральное качество, характеризующее взаимоотношения социального педагога и клиента.

Социально-педагогическая деятельность обладает только ей присущей совокупностью ценностей, которых нужно придерживаться в процессе практической деятельности. Они заложены в этический кодекс специалистов по социальной работе:

Ценности, которые отражают специфику профессиональной деятельности - помоги другому, который нуждается в твоей поддержке или защите;

Ценности этической ответственности перед профессией - социальный педагога защищает достоинство и целостность профессии, умножает ее этические нормы и т.д.;

Ценности, связанные с потребностями самореализации самоутверждения, самосовершенствования личности социального педагога.

Целью социально-педагогической деятельности является создание благоприятных условий для физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального развития человека, предупреждения негативных явлений, придания ей комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации.

Предметом социально-педагогической деятельности - есть процесс социализации и технологии деятельности специалистов с людьми и различными социальными группами, которые испытывают негативное влияние социально-педагогических факторов и нуждаются в помощи.

Субъектом является деятельность того, кто ее осуществляет - то есть социальный педагог.

Объектом социально-педагогической деятельности является тот, на кого направлена деятельность - человек-субъект, человек-объект.

Надо также учесть, что социальный педагог имеет широкий перечень должностных обязанностей. Он должен:

Выявлять: семьи и отдельных детей и подростков, нуждающихся в социальной защите; детей, подростков и взрослых, нуждающихся в опеке и помощи в устройстве в лечебные и учебно-воспитательные заведения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

Устанавливать: причины затруднений, конфликтов, возникающих в учебной и вне учебной сфере, в семье и др.

Способствовать: решению этих проблем и конфликтов и гарантировать социальную защиту; совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой помощи группам риска.

Оказывать помощь в семейном воспитании, деятельности педагогических коллективов.

Проводить психолого-педагогические и социально-педагогические консультации, воспитательную работу с несовершеннолетними трудновоспитуемыми детьми.

Участвовать в создании центров социальной помощи (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация; приюты; молодежные, подростковые, детские, семейные центры; клубы, ассоциации, объединения по интересам и др.)[10, C.68].

Направления профессиональной деятельности социально-педагогической службы могут быть представлены в виде таблицы

Рис. 2. Направления деятельности социально-педагогической службы

Таким образом, поиск путей обновления социально-педагогических систем осуществляется на разных уровнях: одни учреждения начинают разрабатывать концепции обновления, другие - уже сформировались как новый тип учебного заведения. Результатами инновационных поисков является качественно новые образцы образовательных систем, каждому из которых присущи специфические структурно-организационные особенности.

Речь идет о новых типах учебных заведений (адаптивные образовательные учреждения, детские сады-школы, школы-лаборатории, гимназии, лицеи и т.д.)[11, C.59].

При всех различиях в стратегии и тактике возникновения альтернативных учебных заведений есть много общего. В каждом случае основу этого процесса составляет инновационная социально-педагогическая деятельность, которая имеет своим следствием не только создание и функционирование учреждений нового типа, то есть структурные изменения, но и реформирования, обоснование, разработка качественно новых концептуальных основ.

Инновационная деятельность может осуществляться как в традиционных учебных заведениях (дошкольных учреждениях, школах), так и в учреждениях нового типа. В традиционных и инновационных заведениях она в основном осуществляется эмпирическим путем, то есть путем проб и ошибок. В заведениях нового типа инновационная деятельность выполняет стабилизационную (закрепление и сохранение созданного ранее) и поисковую (направленную на изменение состояния системы) функции, которые отражают разные и взаимосвязаны уровни педагогической деятельности в процессе ее саморазвития - репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (творческий)[12, C.28].

Инновационная социально-педагогическая деятельность является одним из видов производительной деятельности. Среди ее обязательных компонентов особую роль играет творчество. Достижения мировой и отечественной педагогики, современные научно-педагогические исследования и практический опыт многих поколений педагогов убеждают в необходимости творческого элемента в социально-педагогической деятельности. Инновационные процессы, инновационная педагогическая деятельность без него просто невозможны. Специфика педагогического творчества состоит в том, что ее объектом и результатом является создание личности, а не образа, как в искусстве, или механизма, конструкции - как в технике. Педагогический процесс рассматривают как совместное творчество (сотворчество) педагога и воспитанника в ситуации педагогического взаимодействия, в процессе которой происходит педагогическое преображения человека.

Ведущей формой и важной составляющей инновационной педагогической деятельности является эксперимент, результаты которого обогащают новыми знаниями учебно-воспитательный процесс, позволяют убедиться на основании педагогической практики в эффективности новых идей и технологий.

По содержанию и функциональности педагогический эксперимент может быть учебным, дидактическим, научно-исследовательским. В общем, эксперимент в области образования понимается, как метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, продолжается поиск нового, более эффективного способа решения педагогической проблемы; метод исследования, предусматривающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, позволяет варьировать ими для достижения оптимальных результатов[13, C.90].

Целью социально-педагогического эксперимента является проверка эффективности различных педагогических воздействий, то есть содержания, методов, приемов, форм организации учебной и воспитательной работы. Он позволяет установить причинную связь между педагогическими воздействиями и их результатами (освоением знаний, умений, развитием способностей, формированием навыков поведения и т.д.).

В педагогической практике часто неоправданно отождествляют с понятием «эксперимент» близкие по смыслу понятия «поиск», «опыт», «опытно-экспериментальная работа», «исследовательская работа», «собственно эксперимент», которые означают фрагмент «собственно эксперимента». На самом деле, чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к собственно экспериментальной работе, чем больше в ней воспроизведения, хотя и в новых условиях, известных методов, приемов, технологий и т.д., тем ближе она к исследовательской работе. Кроме того, эксперимент должен быть надлежащим образом организован.

Особым видом педагогического эксперимента является инновационный педагогический эксперимент.

Инновационный педагогический эксперимент - метод исследовательско-педагогической деятельности, который предусматривает существенные изменения в содержании, формах и методах работы с целью повышения их эффективности.

Как и в других сферах деятельности, инновационный педагогический эксперимент выполняет не только оценочную, но и прагматическую (изучение условий внедрения новаций) и прогностическую (определение перспектив развития нововведения) функции. Его структура аналогична структуре научного эксперимента, в которую входят:

Объект и предмет исследования;

Формулировка цели эксперимента;

Определение задач и гипотезы эксперимента;

Разработка и выбор конкретных методик и методов исследования;

Экспертиза программы исследования и этапы проведения эксперимента[14, C.55].

Инновационный педагогический эксперимент является важным фактором инновационного образования, который главной целью считает формирование у человека исследовательской позиции, воспитания у нее отношение к обществу как к творчески-поисковой среде.

Для педагогов, работающих в инновационном режиме, важное значение, имеет изучение педагогического опыта как источника инновационной деятельности. Особый интерес они проявляют к таким его разновидностям, как передовой и новаторский педагогический опыт.

Передовой педагогический опыт - учебно-воспитательная, организационно-педагогическая деятельность, в процессе которой стабильные положительные результаты в решении актуальных педагогических проблем обеспечиваются использованием оригинальных форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания, новых образовательных систем или интеграции традиционных форм, методов, приемов и средств.

Главными критериями передового педагогического опыта являются:

Актуальность - соответствие опыта важнейшим на определенном этапе проблемам обучения и воспитания;

Новизна - наличие в теории и практике ранее не известных знаний, форм и методов деятельности. Она присуща не только научным открытием, но и рационализации отдельных аспектов педагогической деятельности;

Результативность - повышение уровня развития детей в процессе применения конкретного опыта, оптимальное использование учителем (воспитателем) и детьми сил и времени для достижения результата;

Стабильность - использование опыта в деятельности других педагогов в течение длительного времени;

Рациональность - достижение высоких результатов при разумной интенсификации усилий, средств и использования времени;

Перспективность - возможность творческого подражания опыта другими педагогами[15, C48].

Пользуясь этим критериям как своеобразными эталонами, можно оценить уровень достижения результатов в развитии приобретенных на основе и в процессе непосредственной педагогической деятельности знаний и навыков. Применять их следует совокупно, а не выборочно. Недооценка признаков передового педагогического опыта может привести субъективизм, ложные, неоправданные оценки, а преувеличения их - формализм.

Одной из важных качеств педагога, и условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности.

Источники готовности к инновационной деятельности постигают проблематику личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.

Готовность к инновационной педагогической деятельности формируется при педагогической практике, аккумулируя все накопленное в теории, обучение в вузе.

Готовность к инновационной деятельности является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытие творческого потенциала.

Успешность инновационной деятельности предполагает, что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования не только на профессиональном, но и на личностном уровне.

Однако включение педагога в инновационный процесс часто происходит спонтанно, без учета его профессиональной и личностной готовности к инновационной деятельности. К тому же педагогические инновации, как и любые другие нововведения, порождают проблемы, связанные с необходимостью совмещения инновационных программ с государственными программами воспитания и обучения, сосуществования различных педагогических концепций.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателями:

·    Осознание потребности в введение педагогических инноваций в собственной педагогической практике.

·        Информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы.

·        Готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности.

Включение педагога в инновационную деятельность может быть следствием действия различных факторов:

Неудовлетворенность методиками, результатами личного труда;

Освоение новых знаний, особенно в смежных сферах;

Осмысление и качественно новое видение личной жизненной миссии, иногда - творческое озарение, которое, как правило, является результатом длительного поиска и анализа полученного на этом пути.

Таким образом, инновационная социально-педагогическая деятельность структурно охватывает внешние (цель, средства достижения, объект воздействия, субъект деятельности, результат) и внутренние (мотивация, содержание, операции) компоненты. Как и любая педагогическая деятельность, она выполняет гностическую (познавательную), проектировочную (перспективное планирование задач и способов их решения), конструктивную (сотрудничество педагога и воспитанников), коммуникативную (взаимодействие педагога с учащимися, коллегами), организаторскую (поэтапность действий педагога и воспитанников) функции[17, C.65].

Главными особенностями инновационной социально-педагогической деятельности является личностный подход (направленность на личность, гуманистическая природа), творческий, опытно-экспериментальный характер, устойчивая мотивированность на поиск нового в организации учебно-воспитательного процесса.

Включение педагога в инновационную деятельность может быть следствием действия различных факторов. Часто к ней побуждает их недовольство методиками, результатами личного труда, освоения новых знаний, особенно в смежных сферах, осмысления и качественно новое видение личной жизненной миссии, иногда - творческое озарение, которое, как правило, является результатом длительного поиска и анализа полученного на этом пути.

Стратегия инновационной деятельности педагогического коллектива, отдельных педагогов в каждой конкретной ситуации имеет свои временные ограничения, зависит от масштабности инновации, от того, сколько времени и каких человеческих, организационных, материально-финансовых ресурсов она нуждается.

К различным формам привлечения педагога к инновационной деятельности относятся:

·  организация постоянно действующего научного семинара по актуальным проблем, над которыми работают педагоги;

·        педагогические советы, «круглые столы», дискуссии;

·        деловые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей;

·        творческая деятельность педагогов в методических объединениях;

·        участие научно-практических конференциях;

·        обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;

·        занятия на специальных курсах повышения квалификации;

·        самостоятельное исследовательская, творческая работа над темой, проблемой;

·        участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы, над которой работают педагоги учебного заведения[18, C.56].

Стратегия инновационной деятельности педагогического коллектива, отдельных педагогов в каждой конкретной ситуации имеет свои временные ограничения, зависит от масштабности инновации, от того, сколько времени и каких человеческих, организационных, материально-финансовых ресурсов она нуждается.

Итак, инновационная социально-педагогическая деятельность является основой обновления учебных заведений, фактором развития образовательных систем, ее результат определяют структурные и содержательные изменения в работе заведения, образовательной системы, а при определенных условиях - создание качественно новой педагогической практики - авторского заведения или радикального реформирования всей образовательной системы.

Выводы по первой главе

Итак, инновации - новые формы организации труда и управления, новые виды технологий, которые охватывают не только отдельные учреждения и организации, но и различные сферы.

Этапы внедрения инноваций:

·    I подготовительно-организационный этап - изучение теоретической и практической подготовки учителей, выработки окончательного варианта инновационной темы деятельности педагога.

·        II планово-прогностический этап - определение образовательных технологий для реализации инновационных тем в практику, создание структуры внедрения инноваций, указания необходимого педагогического инструментария, для успешной реализации задач.

·        III организационно-исполнительный этап - разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных образовательных технологий.коррекционно-аналитический этап - анализ результативности и эффективности внедрения выбранной технологии, осуществление прогнозирования дальнейшей работы.

Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, которая направлена ​​на создание благоприятных условий социализации, всестороннего развития личности, удовлетворения ее социокультурных потребностей или восстановления социально одобренных способов жизнедеятельности человека.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

инновация тренинговый педагогический потенциал

2.1 Инновационное психолого-педагогическое обеспечение профессионального самосовершенствования специалистов социально-педагогической деятельности


Профессионально-творческая личность не возникает сама по себе, а развивается в процессе профессионального самосовершенствования и воспитания.

В связи с этим, в частности, возникает необходимость коррекционных подходов к профессиональному образованию. На сегодняшний день профессиональное образование не имеет тесного сотрудничества с рынком труда. Более половины выпускников вузов не трудоустраиваются по специальности. По сравнению с советским периодом, почти в три раза больше стало учиться студентов в высших учебных заведениях. Обновления системы образования в контексте интеллектуального, культурного, духовного развития общества требует нового поколения специалистов, которые бы могли быть конкурентно способными специалистами как на государственном, так и на мировом образовательном пространствах[19 C.66]. Содержательное наполнение профессиональной подготовки заключается в направлении личности будущего социального работника / социального педагога на самоорганизующуюся самообразовательную деятельность, которая является необходимым компонентом жизнетворчества и жизнедеятельности и предпосылкой профессионального самосовершенствования.

И при таком количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных работников, которые необходимы нашему государству. Для современного квалифицированного специалиста сегодня важно не только овладеть знаниями и навыками, которые он получил в высшей школе, но и возможность их реализовать в практической деятельности. Знания и навыки не могут выступать как самоцель обучения, они должны выступать инструментом профессиональной деятельности.

Успех образовательных реформ напрямую зависит от преподавателя, от его компетентности, эрудиции, умения владеть самыми современными методиками и технологиями. В настоящее время в обществе в результате социально-экономических изменений значительно изменились и условия продуктивного профессионального роста личности. С одной стороны, социальная практика ставит к специалисту новые, не подкреплены культурными корнями требования для обеспечения жизнедеятельности, личностного роста и профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений, а с другой - личного и социального опыта по обеспечению новых условий и удовлетворения этих требований. Профессиональное самосовершенствование такой личности является психолого-педагогической проблемой[20, C.45].

Профессиональное самосовершенствование является достаточно новым для отечественной педагогики, следовательно актуализируется вопрос инновационного психолого-педагогического обеспечения, процесса профессионального самосовершенствования специалистов социально педагогической работы.

Современные педагогические исследования определяют теоретическую и практическую значимость проблемы профессионального роста личности будущих социальных работников / социальных педагогов и их совершенствования в аспекте определения необходимых и достаточных условий для профессионального становления личности.

Однако существующие разработки не полностью учитывают специфику профессионального самосовершенствования в процессе подготовки будущих социальных работников / социальных педагогов. Теоретический анализ проблемы и изучения опыта подготовки специалистов позволил выявить ряд противоречий, которые объективно существуют в учебном процессе: между социальным заказом и уровнем подготовки будущего социального работника / социального педагога; высокими требованиями к специалисту и недооценкой роли самосовершенствования в повышении теоретического, психолого-педагогического и профессионального уровней, недостаточной сформированности необходимых знаний и умений, отсутствием направленности личности на самосовершенствование, что может привести к эмпирическому, бессистемному характеру процесса профессиональной подготовки.

В основе классической педагогической системы, был тезис о передаче знаний, умений, навыков, социального и профессионального опыта от поколения к поколению. Следующее поколение рассматривалось, как объект что воспринимает и усваивает знания и опыт. Сводя взаимодействие поколений до уровня элементарной передачи от транслятора к приемнику, классическая теория педагогики порождала педагогическую систему, игнорирует взаимовлияние субъектов, саморазвитие и самосовершенствования, творческую индивидуальную активность будущего специалиста[21, C.55].

Отличительной особенностью профессионального самосовершенствования специалиста, является его направленность, «которая задается не только существующей в профессиональной подготовке системой требований, но и через прогнозирования ним тех требований, которые могут быть предъявлены будущей профессии».

Итак, гуманизация профессионального самосовершенствования специалиста должна предусматривать и создавать условия, при которых специалист социальной работы будет иметь возможность построить свой образ профессионального «Я» и, анализируя противоречия между «Я-реальным» и «Я- профессиональным», программировать и осуществлять профессиональное саморазвитие и самосовершенствования.

По нашему мнению, особо следует выделить проблему мотивации профессионального самосовершенствования и саморазвития. Каждый психологически активный человек автоматически, на уровне подсознания, пытается сохранить свое жизненное пространство и расширить его с целью решения своей «главной жизненной задачи». Мотивация - один из важнейших вопросов современной педагогики и психологии. В профессиональном самосовершенствовании мотивация выхода за пределы рутинного существования является главной движущей силой саморазвития. Эффективное решение мотивационных задач осложняется тем, что система мотивов конкретного человека существует по собственным законам, не всегда понятным и таким, которые не всегда поддаются внешним воздействиям. Понимание себя и понимание других - это понимание мотивов, которыми руководствуется личность в своих поступках. Мотивационные силы возникают, развиваются и замирают подобно стихийным силам природы. Профессиональный долг специалиста - использовать эти силы и при этом не причинить вреда конкретной личности. Овладеть таким умением можно в процессе специально организованной системы профессиональной подготовки, которая предусматривает овладение методами преобразования самого себя и понимание мотивации поступков других, начиная с овладения методами самопознания, выявление и изучение собственных «мотивационных стихий»[22, C.90].

Мотив - это импульс или намерение, которое заставляет человека делать то или другое или действовать определенным образом. Психологи считают, что при анализе мотивации следует сосредотачиваться на факторах, которые пробуждают к действиям и усиливают их. Эти факторы включают потребности, мотивы и побуждения. Использование этих факторов в педагогической практике, в частности в профессиональной деятельности специалистов социальной работы, требует тщательного изучения их природы, подходов к трактовке самих понятий, которые остаются предметом тщательного изучения в психологии и, к сожалению, недостаточной внимания со стороны педагогов.

В связи с этим некоторыми авторами предлагается выделить две категории явлений: собственно мотивы личности и всю ту совокупность «динамических сил» или «психологических моментов», которые наряду с мотивами, определяют целостное поведение человека.

Ключевым моментом для гуманизации профессиональной деятельности специалистов социальной работы является осознанность мотивов. Мотивы, так же как и потребности, могут характеризоваться разной степенью осознанности. Осознание мотивов требует специальной внутренней работы: «мотивы актуально не осознаются субъектом; когда мы совершаем те или другие действия, то в этот момент мы обычно не отчитываемся перед собой в мотивах, которые нас побуждают».

Психологи экспериментально доказали существование осознанных и неосознанных мотивов. В психоаналитической традиции неосознанность мотивов - это признак несовместимости вытесненных мотивов и импульсов с образом социального, хорошо контролируемого «Я».

Исследования психологов всегда были предметом пристального внимания педагогов, но их достижения не всегда становятся объектом внедрения в педагогическую практику[23, C.14].

Причину мы видим в недостаточной разработанности форм и методов внедрения. Хотя в последнее время все большую популярность приобретают в педагогической практике такие методы, как деловые и ролевые игры, мозговые штурмы, индивидуальные и групповые тренинги.

Пока необычными для наших учебных заведений остаются такие термины, как «Тренинг» или «система тренингов» в отличие от традиционных лекций и семинаров, "Ведущий" или "тренер" в отличие от традиционного - «преподаватель».

Таким образом, эффективная подготовка и профессиональное становление будущих социальных работников / социальных педагогов требует развития в них культуры мышления, что невозможно без соответствующего психолого-педагогического обеспечения, которое предполагает создание комплекса инстуциональних и методических условий для конструирования интенсивно-игровых и рефлексивно-тренинговых учебных ситуаций. Реализация подобных инновационных форм обучения осуществляется благодаря созданию учебно методического комплекса, который должен состоять из учебных программ и учебно- методических пособий. Их содержание должно отражать методы рефлексикы, сценарии тренингов и методические рекомендации по организации тренинговых групп и методики и сценарии проведения психолого-педагогических тренингов с целью развития профессионального мышления будущих специалистов.

Создание тренинговых программ основывается на принципе поэтапности развития группы и преемственности в самопознании и самосовершенствовании. Программа может состоять из определенного количества занятий, каждый из которых имеет свое назначение и процедурное обеспечение[24, C.56].

Каждое следующее занятие является логическим продолжением предыдущего и в содержательном плане основой для следующего.

Обязательным для каждого занятия есть индивидуальная и групповая рефлексия на начале и в конце занятия, которая способствует осмыслению процессов профессионального становления, способов и результатов совместной групповой деятельности: создание психолого-педагогических ситуаций с релаксационным эффектом ведение дневника участниками группы; аналитическая работа тренера по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников (отношений, потребности в достижениях, интереса к общению и профессиональной деятельности).

Таким образом, профессиональная подготовка и профессиональное самосовершенствование - это необходимые процессы профессионального развития специалиста. Профессиональная подготовка к профессиональной деятельности обеспечивает приобретение профессиональных знаний, формирование умений и навыков и практического опыта. Результатом профессиональной подготовки является как совокупность специальных знаний, навыков, умений, качеств, практического опыта и норм поведения, которые обеспечивают возможность успешной профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка, адаптация и дальнейшее профессиональное развитие в идеале сказываются на уровне профессиональной культуры, формируются в учебно-воспитательном процессе и реализуется в социально-педагогической деятельности[25, C.11].

2.2 Тренинг как инновационная форма социально-педагогической деятельности


Для настоящего времени характерные динамические процессы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности человека и общества в целом и сопровождаются ощутимыми изменениями в практической деятельности личности. На вызов времени есть ответ - изменение коммуникации, развитие методов подготовки людей к новым условиям межличностного взаимодействия. Одним из таких методов является тренинг. Он представляет собой динамическую форму обучения, в ходе которой происходит активное усвоение знаний, умений и навыков, соответствует условиям современной жизни[26, C.34].

Возможности тренинга (диагностика, обучение, развитие) все больше привлекают внимание социальных педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров и др.

Тренинг привлекает участников атмосферой доверия, конфиденциальности, игровым характером, индивидуальной и групповой рефлексией, партнерством участников тренинга, постоянной обратной связью. Большое количество методических приемов на тренинге (мини-лекции, психо гимнастические упражнения, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии, мозговой штурм и т.д.) характеризует его как форму интерактивного обучения. Тренинг является актуальным методом работы, поскольку вся группа является активным участником обучения; в ходе тренингового занятия осуществляется обмен между участниками знаниями и проблемами, а также совместный поиск оптимальных решений. Движущие силы социального обучения на тренинге - это собственный опыт подростков; опыт других участников; социального убеждения; обратноя психологическая связь; получения сравнительной информации по наблюдениям за другими.

Сегодня не существует общепринятого понятия «тренинг», что бы позволило расширено трактовать данный метод и обозначать этим термином совокупность различных форм, приемов, способов и средств, используемых в социально педагогической и социально-психологической практиках.

В отечественной и зарубежной литературе понятие «тренинг» используется в двух значениях: узком и широком[27, C.32].

В узком смысле тренинг трактуется как специфическая - образовательная - форма групповой работы. Тут определяют тренинг как спланированные и систематические усилия по модификации или развития знаний, умений, установок человека средствами обучения, чтобы добиться эффективного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Вместе с тем, ученые добавляют, что тренинг направлен на то, чтобы дать человеку возможность получить знания и навыки, которые необходимые для выполнения конкретной задачи или работы.

В широком смысле понятие «тренинг» применяется ко всем формам и направлений групповой работы (тренинг личностного роста, тренинг разрешения конфликтов, коммуникативный тренинг и т.д.).

Сравнительный анализ научных источников по исследуемой проблеме, позволяет утверждать, что теоретическую основу тренинга составляют заимствованные практически ориентированные теории обучения взрослых (поэтапное формирование умственных действий, и др.)[28, C.94].

Подытоживая выше сказанное, заметим, что неоднозначность теоретических основ приводит к широкому толкованию самого понятия тренинга в современной социально-педагогической практике.

Так, А.П. Валицкая определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности[9, C.190]. Т.Г. Новикова, трактует тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, навыков и опыта в области межличностного общения»[23, C.25]. Зборовский Г.Е относит тренинг к методам активного социально-психологического обучения через комплекс задач социально-дидактического направления[14, C.18]. Н.Р. Юсуфбекова дает такое определение тренинга: тренинги (обучающие игры) является синтетической антропотехникой, которая сочетает в себе учебную и игровую деятельность, происходит в условиях моделирования различных игровых ситуаций[40, C.209].

Итак, тренинг - это форма социально-педагогической деятельности, направленная на приобретения жизненной компетентности путем обогащения, как знаниями, так и жизненно-практическим и эмоционально-личностным опытом благодаря использованию интерактивных средств обучения.


Рис.3. Этапы тренинга

Тренинг как технология активного обучения имеет ряд особенностей:

. Групповой процесс. Группа является отражением общества в миниатюре. Она способствует возможности каждому участнику идентифицировать себя с другими, приобретать новый опыт. В то же время, в группе наиболее эффективно обеспечивается обратноя связь и поддержка от других.

. Активность участников. Тренинговые формы проведение занятий предусматривают интерактивный обмен информацией между тренером и группой, а также между самими участниками; каждый чувствует собственную причастность к процессу обучения и считает приобретенный опыт "своей собственностью"; участники имеют возможность свободно выражать свои мысли, а обучение направлено не только на знания, а на привитие навыков и выработки модели поведения[30, C.76].

. Цель обучения. Тренинг ориентирован на вопросы и поиск ответа, приобретения опыта, помощь участникам в саморазвитии. Традиционные формы обучения в основном направлены на передачу информации от преподавателя к слушателям, а также на правильный ответ, необходимость воспроизведения услышанного.

. Принцип «здесь и сейчас». Методика проведения тренинга предусматривает построение взаимоотношений в системе «здесь и сейчас», что базируется на воспроизводстве (имитации, моделировании) проблемных ситуаций, характерных для реальной жизни. В течение учебного занятия участники «Проживают» конкретное событие, осмысливают его, меняют модель поведения, производят навыки принятия решений и тому подобное.

. Атмосфера занятий. Неформальная атмосфера проведения тренинга, удобное расположение мест кругом, полукругом или малыми группами способствует положительной настроенности участников, позволяет обеспечивать обратную коммуникативную, эмоциональную, интеллектуальную связь между членами группы и избегать однообразия протяжении всего занятия[31, C.27].

. Сочетание различных индивидуальных стилей. Методы тренингового обучения позволяют более эффективно выбрать техники подачи информации в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия участников.

Сочетание таких разнообразных стилей подачи материала сможет обеспечить его эффективное восприятие на интеллектуальном (мозговой штурм, решение проблем), эмоциональном (игры, ролевые игры, обсуждение), физическом (подвижные, физические упражнения) уровнях.

В процессе профессиональной подготовки социальных педагогов наиболее успешными являются такие виды тренингов:

·  тренинги личностного роста;

·        тренинги общения;

·        социально-психологические тренинги;

·        социально - педагогичные тренинги;

Каждый из них имеет разные цели и задачи, специфику проведения и может использоваться на различных этапах процесса в высшей школе. Рассмотрим виды тренингов более подробно:

Тренинг личностного роста, направлен на гармонизацию личности, преодоления внутренних препятствий, мешающих эффективному самоопределению, использование внутренних ресурсов, развития спонтанности и раскрытию творческого потенциала будущих специалистов. Во время проведения занятий, выполняя различные задачи и психотехники, участники осознают и преодолевают свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач.

Цель тренингов личностного роста - принятие себя, понимание себя и окружающих, выстраивание гармоничных отношений с окружающими, душевное равновесие, появление новых форм самореализации. Эти компоненты являются залогом личностного роста личности[32, C.56].

Тренинги личностного роста используются в начале обучения. Они помогают студентам лучше адаптироваться к условиям обучения, познать себя и определить личностно значимые ценности, которые позволяют принять профессию социального педагога как «свою». Комплекс таких занятий формирует профессиональную мотивацию студентов, культуру профессионального мышления, уверенность в себе, принятие себя и других, положительное самоотношение, способность к сопереживание. Такие тренинговые занятия в целом способствуют формированию социально-психологической компетентности будущих социальных педагогов и является основной их дальнейшего профессионального развития.

Тренинг общения (тренинг коммуникативной компетентности) - это форма обучения, направлена ​​на развитие навыков говорения и эффективного поведения в различных ситуациях общения. Проведение таких тренингов в высшей школе является основой для формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов. Они направлены на приобретение умений и навыков устанавливать контакт с собеседником, воспринимать и понимать эмоциональное состояние, принимать и передавать невербальную информацию, правильно строить беседу, выслушать и понять собеседника; развитие способностей адекватно и полноценно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, которые сложились между людьми; овладение техникой коррекции и снятия внутренних барьеров, которые мешают эффективной педагогической коммуникации; овладение конструктивными способами выхода из конфликтных педагогических ситуаций и их предупреждения.

Тренинги коммуникативности являются базовой основой формирование профессиональных умений социального педагога и могут использоваться на всех этапах обучения. Однако, среди учебных дисциплин профессиональной подготовки социальных педагогов есть такие, которые непосредственно направлены на совершенствование навыков общения. Это «Основы красноречия», «Технологии социально педагогической деятельности», и другие[33, C.66].

Во время изучение этих курсов происходит поэтапное и системное формирование умений и навыков эффективного коммуникативного поведения социальных педагогов.

Социально-психологический тренинг - это активное социально-психологическое обучения, которое основывается на механизмах групповой работы.

Особенностью социально-психологического тренинга является способ активного обучения с помощью приобретения жизненного опыта, что происходит в специально созданных безопасных зонах благодаря моделированию жизненных ситуаций. С помощью социально психологического тренинга развиваются такие качества студентов как открытость в выражении собственных чувств, разрушения ролевых стереотипов, чувство ответственности, осознанность мотивов профессиональной деятельности.

Социально-педагогический тренинг - это форма активного обучения, направленная на овладение участниками определенными знаниями, технологиями, навыками и информацией. Цель такого вида тренинга - проверить или сформировать отношение участников к определенным проблемам и идей, моделировать поведение в группе с целью изменения, обновления и улучшение процесса общего развития личности.

Технологии социально-педагогического тренинга способствуют приобретению навыков вхождения в контакт с клиентом, ориентации в проблемных ситуациях и т.д.

Кроме того, тренинговые технологии обеспечивают повышение уровня социализации студентов, что проявляется в способности к передаче социальной информации, удовлетворенности межличностными отношениями, развитости лидерских качеств и творческих способностей. Именно развитие таких качеств является основой дальнейшего формирования социальной компетентности будущих специалистов[34, C.90].

Использование технологий тренинга как инновационных форм обучения требует особого подхода к выбору методов проведения таких занятий. Наиболее успешными можно назвать методы деловых игр, ролевых игр, «мозгового штурма», и другие. Использование таких методов тренинга способствует развитию умений студентов осознавать проблемную профессиональную ситуацию, анализировать данную ситуацию и свою поведение в ней, производить умение профессионального поведения, которая является оптимальной в данной профессиональной ситуации и эффективно ее решает.

Эффективность реализации тренинговых технологий в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов зависит от влияния различных факторов, как объективных (организационных), так и субъективных (психологических, мотивационных и др.). Существенно влияют на успех проведенного занятия организационные условия, а именно: четкое планирование занятия, предварительно продуманы методы и приемы, которые будут использоваться, удобство аудитории, наличие материалов на занятии и тому подобное.

Успешность тренингового занятия определяется также другими факторами, которые можно представить следующим образом:

·  Мотивация тренинга должна быть представлена ​​таким образом, чтобы достигать самостоятельности участников в поиске новых идей с учетом их мотивации. То есть, студент будет активным участником обучения тогда, когда он увидит для себя личную потребность в знаниях.

·        Опыт. Программа тренинга должна строиться на основе существующих знаний участников, используя их прошлый опыт и связь с реальными ситуациями[35, C.71].

·        Цель тренинговых занятий - не предоставить больше информации о проблеме, а создать такую ​​атмосферу, чтобы участники определили собственные цели, ожидания относительно содержания занятия, критически воспринимали информацию, ориентировались на самостоятельные решения и реальные задачи.

·        Установка на достижение успеха. Планирование элементов тренинга должно способствовать достижению успеха, личностному росту, умению реализовывать поставленные цели и видеть отдаленную перспективу достижений. Важным условием эффективности тренинговых занятий является адекватное оценивание достижений и успехов участников, отсутствие сравнений одним из другими, эмоциональная поддержка.

·  Роль тренера. Роли преподавателя во время традиционного обучения и тренера - совсем разные. Тренер является носителем «проверенной информации» для студентов, а его задача - наблюдать за группой, создавать эффективные условия активности и задавать вопросы, побуждающие студентов к дальнейшим размышлениям. Он не навязывает группе единственный способ решения проблемы, а ориентирует на приобретение опыта и поиска различных путей выхода из проблемных ситуаций.

·        Практика. Новые знания, навыки нужны каждому человеку для того, чтобы воплощать их в жизнь и эффективно выполнять различные социальные роли. Поэтому методы тренинговой работы предусматривают возможность практикования в том, что бы обсуждать или проигрывать на занятиях.

·        Кроме того, во время тренинговых упражнений каждый участник может выполнять разные роли: активно участвовать, быть наблюдателем или экспертом. Опыт, приобретенный студентом в смоделированной ситуации во время занятия, поможет выбрать правильный стиль поведения в реальной жизни.

·        Благоприятная среда обучения. Эффективность межличностного взаимодействия при проведение тренинговых занятий обеспечивается не формальностью обстановки, дружественной атмосферой занятия, созданием чувства безопасности каждого участника.

Таким образом, само понятие «тренинг» происходит от английского «to train» и переводится как «обучать, тренировать». В справочных источниках термин «тренинг» трактуется как «форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности профессионального поведения в общении»[36, C.29].

В энциклопедии по социальной педагогике указано, что понятие «тренинг» идентифицируется часто с терминами «активное социальное обучение», «группы интенсивного общения» и трактуется учеными по-разному - как «группа методов, направленных на развитие способностей к обучению и овладению любой каким сложным видом деятельности», «средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в сфере межличностного общения, а также средство развития компетентности в общении, средство психологического воздействия ».

В социально-педагогической же плоскости тренинг можно понимать, как запланированный социально-педагогический процесс, предназначенный предоставить или восстановить знания и навыки индивидуума, проверить или сформировать отношение людей к определенным проблемам и идеям, моделировать поведение в группе с целью изменения, обновления и улучшения процесса общего развития личности.

Необходимо заметить, что важными преимуществами тренинговой социально-педагогической технологии является ее способность оптимизировать процесс социализации личности, обеспечивать повышение уровня социализованости учащейся молодежи, что проявляется в способности к передаче социальной информации, удовлетворенности межличностными отношениями, личностно-профессиональном самоопределении, в социальной активности, развитости лидерских качеств и творческих способностей.

Благодаря гибкости своей структуры тренинговая социально-педагогическая технология является эффективной в работе с любой возрастной категорией учащейся молодежи. В работе с учащейся молодежью тренинговый формат взаимодействия обеспечивает эффективное усвоение информации и практическую отработку знаний, неразрывную связь с жизнью, создания комфортных условий для успешного взаимодействия с преподавателями, тренером и ровесниками[37, C.29].

Так что можно обобщить, что социально-педагогический тренинг обеспечивает просоциальное влияние на личность и способствует положительной социализации учащейся молодежи.

Однако необходимо заметить, что на каждом этапе социализация личности имеет свою направленность и доминанту. Так, для учащихся начальной и средней звеньев школьного образования социализация имеет личностный характер, для старшеклассников характеризуется личностно-профессиональной доминантой, для студентов социализация имеет чисто профессиональное направление.

Итак, тренинговые технологии является одними из наиболее эффективных и перспективных в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Их сочетание с традиционными формами обучения позволяет обеспечивать формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Выводы по второй главе

Таким образом, профессиональная подготовка и профессиональное самосовершенствование - это необходимые процессы профессионального развития специалиста. Профессиональная подготовка к профессиональной деятельности обеспечивает приобретение профессиональных знаний, формирование умений и навыков и практического опыта. Результатом профессиональной подготовки является как совокупность специальных знаний, навыков, умений, качеств, практического опыта и норм поведения, которые обеспечивают возможность успешной профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов тренинговые технологии являются одними из наиболее эффективных и перспективных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведя данное исследование, можем сделать следующие выводы:

Инновации (новость, нововведения) - новые формы организации труда и управления, новые виды технологий, которые охватывают не только отдельные учреждения и организации, но и различные сферы.

Этапы внедрения инноваций:

·  I подготовительно-организационный этап - изучение теоретической и практической подготовки учителей, выработки окончательного варианта инновационной темы деятельности педагога.

·        II планово-прогностический этап - определение образовательных технологий для реализации инновационных тем в практику, создание структуры внедрения инноваций, указания необходимого педагогического инструментария, для успешной реализации задач.

·        III организационно-исполнительный этап - разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных образовательных технологий.

·        IV коррекционно-аналитический этап - анализ результативности и эффективности внедрения выбранной технологии, осуществление прогнозирования дальнейшей работы.

Инновация образования - целенаправленный процесс частичных изменений, ведущих к модификациям цели, содержания, методов, форм обучения и воспитания, адаптации процесса обучения к новым требованиям.

Инновационная образовательная деятельность - это разработка, распространение и применение образовательных инноваций. Образовательными инновациями является впервые созданы, усовершенствованные или применены образовательные, дидактические, воспитательные, управленческие системы, их компоненты, которые существенно улучшают результаты образовательной деятельности.

Продуктами инновационной социально-дагогической деятельности является нововведение, которое положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.

Социально-педагогическая деятельность всегда ориентируется на определенный смысл, то есть на знания, которые следует получить в процессе обучения, и на качестве личности, которые необходимо воспитать. В зависимости от того, какие ценности доминируют при этом, социально- педагогическая деятельность в образовательных преобразованиях может иметь формирующий (традиционный) или развивающий (гуманистический) характер.

Целью социально-педагогической деятельности является создание благоприятных условий для физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального развития человека, предупреждения негативных явлений, придания ей комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации.

Предметом социально-педагогической деятельности - есть процесс социализации и технологии деятельности специалистов с людьми и различными социальными группами, которые испытывают негативное влияние социально-педагогических факторов и нуждаются в помощи.

Субъектом является деятельность того, кто ее осуществляет - то есть социальный педагог.

Объектом социально-педагогической деятельности является тот, на кого направлена ​​деятельность - человек-субъект, человек-объект.

Достаточно важную роль в социально-педагогической деятельности осуществляет тренинг. Который являет собой тренинг форму социально-педагогической деятельности, направленную на приобретения жизненной компетентности путем обогащения, как знаниями, так и жизненно-практическим и эмоционально-личностным опытом благодаря использованию интерактивных средств обучения.

В узком смысле тренинг трактуется как специфическая - образовательная - форма групповой работы. Тут определяют тренинг как спланированные и систематические усилия по модификации или развития знаний, умений, установок человека средствами обучения, чтобы добиться эффективного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Вместе с тем, ученые добавляют, что тренинг направлен на то, чтобы дать человеку возможность получить знания и навыки, которые необходимые для выполнения конкретной задачи или работы.

В широком смысле понятие «тренинг» применяется ко всем формам и направлений групповой работы (тренинг личностного роста, тренинг разрешения конфликтов, коммуникативный тренинг и т.д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      Ангеловски, К. Учителя и инновации: Кн. для учителя; Пер. с макед. / К. Ангеловски - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

.        Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития В.И. Андреев. - Казань, 2010 - С. 440-441.

.        Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Издательство «Делвая книга», 2010 // 320с.

.        Белозерцев, Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

.        Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография / В. А. Болотов. - Волгоград: Перемена, 2011. 180с.

.        Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, С. 16 - 21.

.        Брушлинский, А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2009. № 6. Т. 21.

.        Валицкая, А. П. Образование в России: Стратегия выбора: монография А. П. Валицкая. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 200с.

.        Вербицкий, А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы / А. А. Вербицкий. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2010. 90с.

.        Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский. - М.: Сентябрь, 2012. 240с.

.        Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Давыдов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 80с.

.        Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 2010. 190с.

.        Зборовский, Г.Е Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования / Г. Е Зборовский, Г. М. Романцев // Образование и наука. Известия Уральского научно - образовательного центра РАО. - 2009. - №3. - С. 18-28.

.        История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук; под ред. академика РАО Н. Д. Никандрова. - М.: Гардарики, 2009. 150с.

.        Кванина, В.В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. - 2007.-№1.- С. 75-83.

.        Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 2010. 300с.

.        Ковалева, Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М,: Педагогическое сообщество России, 2009. 170с.

.        Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 300с.

.        Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 75с.

.        Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, С. 28 - 30.

.        Лазарев, B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2011. N 4.

.        Новикова, Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии. - 2009.- № 5. - С. 25-32.

.        Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 2009. 240с.

.        Педагогика №4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. - Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия - 2009 // С. 12-14.

.        Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. - Москва: Российское педагогическое агенство, 2010 - С. 49-54.

.        Подласый И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. - Москва,2009. - книга 1. - С. 210-212.

.        Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 2010 . 270с.

.        Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) Инновации в образовании. 2009. № 3. 300с.

.        Профессиональное образование / Периодическое издание / Н.И. Костюк - Новые принципы организации начального профессионального образования - С.30.№4 2004:

.        Профессиональное образование : Периодическое издание / В.Г. Казаков Новое время - новые технологии профессиональной подготовки - С.12.№1 2009

.        Самохин, В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании - 2009. - №6. - С. 4-9.

.        Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 2011. 340с.

.        Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2011 // 550с.

.        Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, С. 12 - 13.

.        Тубельский А. Экспертиза инновационной школы: Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржака, А. Пинского. М.: Парсифоль, 2010. 230с.

.        Ходанович А.И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2013. № 2-3. 75с.

.        Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2009. - 256 с.

.        Хуторской, А.В. Типологии педагогических нововведений / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2009. - № 5. - С. 10-24.

.        Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 2011. 90с. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI в. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 2010 400с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Причины появления инноваций



Приложение 2

Направления деятельности социально -педагогической службы



Приложение 3

Система образовательных инноваций



Приложение 4

Инновации

Похожие работы на - Инновационная педагогическая деятельность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!