Тема: Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    21,76 Кб
Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Введение

Изменения социально-экономической ситуации в России, произошедшие за последние десятилетия, привели к негативным последствиям в различных сферах жизни, которые отразились на социализации детей и подростков. Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, следствием чего служит неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности и преступности. Анализ данных, раскрывающих отрицательные последствия проблем семьи, экономики и социальной сферы свидетельствует, что кризисные явления продолжают усугубляться.

В России сейчас функционирует более 1400 специализированных учреждений для несовершеннолетних, среди воспитанников которых 80% составляют дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различный диапазон нарушений, отклонений в развитии, недоразвитии различных сторон личности, расстройств эмоционально-волевой сферы, разные формы нарушений социального поведения.

В настоящее время основная масса воспитанников социально-реабилитационных учреждений - это подростки в возрасте от 12 до 15 лет, родители, которых лишены родительских прав. Социальное сиротство - явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Исследования показывают, что количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет. Особенно это относится к социальным сиротам.

Цель исследования - выявить пути и формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Объект исследования - социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Предмет исследования - процесс правового сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Гипотезу исследования составили предположения о том, что правовое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, будет результативным если:

процесс социализации подростков охарактеризован с учетом микрофакторов, влияющих на этот процесс для данной категории несовершеннолетних;

определены пути и средства реализации правового сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;

Методологическую основу исследования составляют философские, психологические, педагогические и правовые теории личности; теории о социализации как процессе вхождения человека в социальную среду, усвоения им социального опыта и системы социальных связей.

Теоретической базой исследования стали: комплексный подход как направление научного познания социальных процессов (В. Г. Афанасьев, С. И. Кон, А. В. Мудрик и др.); теория самоактуализации (А. П. Белик, Р. Бернс, А. Маслоу и др.); теория личности (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. А. Петровский и др.); положения о взаимодействии школы и социальной среды (В. Н. Гуров, П. Наторп, Л. И. Рожков и др.); представления о формировании личности в общественно значимой деятельности как одном из наиболее важных факторов позитивной социализации (В. И. Бочкарев, В. В. Макашина, Н. М. Тен).

Глава 1. Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

.1 Основные симптомы неблагополучия ребенка

Две основные сферы обитания ребенка (они же являются основными институтами влияния на его воспитание) это сфера семьи и система образования.

Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов. Поэтому, когда мы говорим о проблеме уличных детей, то «уличность» этих детей, времяпрепровождение вне дома и вне школы тогда, когда им желательно было бы там находиться, это только следствие, индикатор социального неблагополучия ребенка. В данной статье мы не станем акцентировать внимание на проблемах образования и воспитания в школе, а сконцентрируемся на проблемах семьи.

Поскольку непосредственно семьей в нашем государстве не занимается никакая государственная структура, то никто до поры до времени и не обращает внимания на процессы, в ней протекающие. А поскольку проблемы семьи проблемы междисциплинарные, то никому из государственных ведомств и не хочется их на себя взваливать. Собственно говоря, у любого ведомства всегда в наличии лишь два способа реагирования на внешние «раздражители» в виде возникающих социальных проблем, два способа действия: либо откреститься от выполнения социальной задачи, либо, если не удается избавиться от надоедливой потребности, то получить под ее выполнение возможно большие ресурсы.

Возвращаясь к теме, отметим, что общество замечает только те самые, запоздалые симптомы, которые свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии. Перечислим основные такие симптомы.

прекращение посещения учебного заведения.

И даже если он заметил сам факт неблагополучия, связался с родителями и задал некоторые вопросы, проясняющие ситуацию, реальной возможности помочь данной семье в трудной жизненной ситуации у него нет, поскольку не до того ему, детей-то несколько сотен... - употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики).

Данный симптом находится «в ведении» Министерства здравоохранения. Система здравоохранения (помимо действий профилактических, совсем недавно возобновленных) занимается оказанием помощи несовершеннолетнему, употребляющему психоактивные вещества (ПАВ) и/или страдающему зависимостью от них. Пройдя курс лечения, ребенок фактически уходит из сферы непрерывного наблюдения со стороны государственных структур за состоянием его здоровья. Но проблемы, приведшие его к алкоголю и наркотикам, никуда не делись. Следовательно, он вновь окажется во власти их разрушительного действия - уход из семьи.

После принятия ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенком, ушедшим из дома, должны заниматься службы Министерства труда и социального развития. Однако, поскольку статья 12 данного Федерального закона не содержала ни конкретных механизмов, с помощью которых несовершеннолетние могли бы получить требуемые им социальные услуги, ни структурных подразделений, занимающихся выявлением «несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах», то и социальная реабилитация этих лиц, построенная на индивидуальных программах социальной реабилитации, была невозможна. В итоге хорошо известный плачевный результат: закон, направленный на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, эту самую безнадзорность увеличил! Доходило до абсурда: безнадзорные дети оказывались вообще вне сферы компетенции государственных структур, и помощь несовершеннолетнему, например, милиционером, могла быть оказана только тогда, когда ребенок совершал правонарушение или преступление. Представьте себе правовую коллизию, когда «страж закона» предлагает несовершеннолетнему совершить правонарушение (скажем, украсть коробку спичек) для того, чтобы ему потом помочь!?! Это один из вполне реальных примеров.

Раз уж мы затронули сферу законности и правопорядка, назовем еще один симптом или сигнал неблагополучия:

совершение правонарушения (преступления).

Очевидно, что проблемами охраны и соблюдения правопорядка должно заниматься Министерство внутренних дел. Его черед приходит последним, поскольку правонарушение или преступление это уже, как правило, последняя стадия неблагополучия в семье и судьбе ребенка. Устойчивый многолетний рост преступности среди несовершеннолетних свидетельство неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых силами перечисленных выше ведомств, а рост рецидивизма свидетельство, что и правоохранительная система не способствует исправлению оступившихся подростков.

.2 Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, стала предметом психолого-педагогических исследований в 90-х годах прошлого века. Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трактует трудную жизненную ситуацию следующим образом: это ситуация, «объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».

Как видно из данного определения, трудная жизненная ситуация рассматривается в Законе как проблема социальной помощи и социального обслуживания. Вместе с тем следует отметить, что необходимо разработать не только технологии социального обслуживания таких групп людей, но и содержание, формы и методы правового сопровождения их социализации в различных государственных предприятиях и учреждениях социального обслуживания.

Д. И. Фельдштейн, характеризуя социальную ситуацию развития подростка, особенно выделяет тот факт, что процесс развития в подростковом возрасте характеризуется неравномерностью. Неравномерность процесса развития это общая закономерность. Однако у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, данная закономерность имеет специфические проявления. В литературе неоднократно отмечается, что для этих детей характерна замкнутость, недоверие к окружающему миру; у них не складываются позитивные формы социального поведения, нарушается умственное развитие, затруднена социализация. Наиболее серьезное негативное значение имеет депривация, лишение воспитанников эмоциональных контактов с другими людьми, особенно с родителями. Это в дальнейшем приводит к глубоким отклонениям в личностном развитии подростка.

Междисциплинарный характер понимания социализации позволяет нам анализировать сущность этого процесса системно, то есть, фокусируя исследовательский поиск на особенностях процесса социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мы одновременно рассматриваем его во взаимосвязи с процессами развития, воспитания, с адаптацией, индивидуализацией и интеграцией, а также в контексте социальной ситуации развития этой группы детей. Безнадзорные составляют значительную категорию подростков, у которых в значительной степени разрушены связи с семьей. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой еще одну подгруппу в группе подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Глава 2. Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей и попавшим в трудную жизненную ситуацию

.1 Проблемы устройства детей

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, не смотря на то обстоятельство, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности , что проводятся исследования, призванные вскрыть причины такого масштабного явления в современной России, какой стала детская беспризорность, на приоритетное, даже в условиях бюджетного дефицита, финансирование мероприятий, направленных на оказание помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Цифры, которые приводит Генеральная прокуратура Российской Федерации, отличаются от тех, которыми пользуются неправительственные организации, приблизительно в два раза. Так, по данным Генеральной прокуратуры, на 1 января 2002 года в стране насчитывалось 2,1 млн. безнадзорных детей. По данным Российского детского фонда - 3,1 млн., а по данным движения "В защиту детства" их было более 4 млн. Эти цифры складываются из данных по регионам. В каждом из них реальная ситуация может быть лучше, а может быть хуже, чем в среднем по России, поскольку такое явление, как детская безнадзорность и беспризорность, связано с действием целого ряда факторов, в том числе зависит от социально-экономического положения региона.

В Красноярском крае, например, уровень безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних довольно высок, и, по данным Краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обнаруживает тенденции к дальнейшему росту. Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Красноярского края в отчете о своей деятельности показал, что в течение 2002 года был выявлен 4361 ребенок, оставшийся без родительского попечения, а в течение 2003 года - 5037 детей. При этом следует учитывать латентность такого явления, как беспризорность детей, иначе говоря, сложность обнаружения фактов отсутствия должного родительского надзора. В некоторых неблагополучных семьях дети не живут дома, бродяжничают в течение нескольких летних месяцев, либо живут у знакомых и родственников. Естественно, при этом не попадают в поле зрения сотрудников и специалистов органов системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности и, соответственно, не учитываются в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, хотя, по сути, таковыми являются.

При этом из числа выявленных детей не было устроено в 2002 году 619 детей, а в 2003 году - 601 ребенок. Это означает, что около 12% уже выявленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не получили необходимой помощи, остались проживать с пьющими или употребляющими наркотики, ведущими асоциальный образ жизни родителями.

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, состоит в их устройстве, то есть в помещении для проживания и воспитания в приемную семью, в семью опекунов или попечителей, либо в передаче на усыновление. Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, в тексте которой сказано: ":ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса РФ. Однако реализовать данное требование закона достаточно сложно, поскольку усыновление, принятие под опеку и другие формы семейного устройства детей-сирот предполагают волеизъявление граждан, желающих принять на воспитание чужого ребенка. К сожалению, нравственные нормы, определяющие обязанность всех родственников заботиться об осиротевших детях, утратили свою силу с размыванием, ослаблением родственных связей. Таким образом, даже ближайшие родственники нередко отказываются принять в свою семью оставшихся без родительского попечения племянников, внуков и т.д. Нельзя, конечно не принимать во внимание тот факт, что материальное положение многих российских семей таково, что исключает возможность принятия на воспитание ребенка, тем более что предусмотренные законом выплаты не покрывают реальных затрат на его содержание.

Тем не менее, за последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в решении проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Следует отметить в первую очередь появление профилактической направленности в работе с неблагополучными семьями, активизацию в разработке специальных методов такой работы. Происходит совершенствование нормативно-правовой базы деятельности органов опеки и попечительства и социальной защиты населения по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется оказание организационно-методической помощи семьям, взявшим на воспитание детей. В Красноярском крае эту задачу призван решать Краевой центр усыновления, опеки и попечительства, работающий в системе социальной защиты населения.

Для организации любой деятельности необходима информация о ее объекте. Поэтому важнейшим направлением работы по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, является формирование банка данных о таких детях . Кроме сбора такой информации, важным направлением работы является информирование населения о детях, подлежащих усыновлению. Только за 2003 год в различных печатных изданиях края было опубликовано 250 фотографий детей, оставшихся без попечения родителей, чьи анкеты внесены в банк данных. Телевидение также было использовано для информирования красноярцев о детях, которых можно принять в свою семью. ВК "Телесфера - 7 канал" провело 28 телепередач "Дорога маленького сердца", ТВК - 140 выпусков передачи "Ищу папу и маму". Кроме краевых каналов, в эту работы включились и телекомпании в районах края.

Организация выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, а также информирование, привлечение, подготовка потенциальных усыновителей, опекунов и попечителей, с другой стороны, - это два важнейших направления работы органов опеки и попечительства по решению проблемы устройства в семью детей, по каким-то причинам оставшимся без родительского попечения. Кроме того, после устройства детей в семью специалистам нередко приходится оказывать помощь для более легкой адаптации ребенка к новому окружению.

Существует и квазиформа устройства детей на воспитание в семью - это семейно-воспитательная группа, являющаяся формой организации воспитательной и организационной работы в учреждении внесемейного воспитания. Организация семейных воспитательных групп получила широкое развитие практически во всех регионах России как наиболее приемлемая форма жизнеустройства (содержания) детей-социальных сирот. В этом случае воспитание ребенка осуществляется в семейных условиях, но существует специфика правового положения и ребенка, и его воспитателей

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена прежде всего на развитие семейных форм воспитания, которые обеспечиваются замещающими семьями - приемными, опекунскими, а также семейными воспитательными группами.

В Красноярском крае органами опеки и попечительства над несовершеннолетними являются муниципальные органы управления образованием, здравоохранением, и муниципальные службы семьи, материнства и детства. При этом закон устанавливает возможность в уставе муниципального образования определять полномочия органов опеки и попечительства, отличные от предписаний краевого закона. По нашему мнению, для большей эффективности работ по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальных образованиях целесообразно определить один орган, выполняющий эту функцию. Это позволило бы координировать деятельность тех органов (здравоохранения, социальной защиты населения, образования, внутренних дел), учреждения которых так или иначе решают задачи профилактики беспризорности несовершеннолетних, их устройства и воспитания.

Как показывает опыт, в случае, когда руководство опекой и попечительством осуществляется одним ведомством, эффективность устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в отношении оставленных в родильных домах достигает 97-100%.

Спорным остается вопрос о выборе такого ведомства. Исторически сложилось так, что опекой над несовершеннолетними занимаются органы управления образованием. В 1919 году функции профилактики детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних были возложены на органы просвещения (народного образования) и комиссии по делам несовершеннолетних. Наркомпросу было передано руководство всеми детскими учреждениями, организация воспитательной работы с подростками-правонарушителями и борьба с детской беспризорностью. Ошибочность такого подхода обнаружилась уже в 1935 году, когда профилактические функции были преданы органам внутренних дел, упразднены комиссии по делам несовершеннолетних, сокращен объем профилактических функций других ведомств и учреждений. Однако такой резкий крен в сторону репрессивной политики также не способствовал решению проблемы детской беспризорности, поскольку не учитывались глубинные корни этой проблемы. Только с 1957 года начался новый этап, который характеризуется началом комплексного подхода к профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Органы образования обеспечивали функцию организации опеки и попечительства, поскольку практически стопроцентный охват детского населения образовательными учреждениями (дошкольными и школьными) позволял контролировать ситуацию с детской беспризорностью, тем более что ее масштабы с послевоенных лет удалось радикально снизить. Современный же этап жизни российского общества связан со стремительным ростом числа детей, живущих в неблагополучных семьях, брошенных родителями, детей безнадзорных и беспризорных, то есть не имеющих жилья. Многие из этих детей никогда не посещали школу, нередко встречаются случаи отсутствия у ребенка каких-либо документов. Таким образом, каждый конкретный случай безнадзорности и беспризорности несовершеннолетнего являет собой целый клубок проблем, связанных в тугой узел. Речь идет обычно о необходимости предоставления целого ряда социальных услуг: комплексной реабилитационной психосоциальной работы, решении правовых вопросов, связанных с правом на жилье, имущество, и т.д.

.2 Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Система социального обслуживания населения создана и работает как высокоэффективная профессиональная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, как принципиально важный сектор социальной сферы.

Нарушение жизнедеятельности понимается указанным федеральным законом (ст.1) как трудная жизненная ситуация, с которой гражданин не может справиться самостоятельно. В том числе к такой ситуации закон относит и сиротство. Это же положение закреплено в Федеральном Законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который определяет трудные жизненные ситуации, в которые попадают дети, в том числе, такой ситуацией является лишение родительского попечения.

Следовательно, исходя из характеристик и основных принципов деятельности системы образования и системы социального обслуживания, можно предположить, что органами опеки и попечительства должны быть органы социальной защиты населения.

Еще одним аргументом в пользу передачи органам управления социальной защиты населения функций организации работ по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, являются нормы, закрепленные в национальных стандартах социального обслуживания населения .

Национальный стандарт Российской Федерации "Социальное обслуживание населения: основные виды социальных услуг" в перечне социально-правовых услуг в качестве самостоятельного вида услуг указывает содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания (п.п. 4.6.10).

Национальный стандарт Российской Федерации "Социальное обслуживание населения: Качество социальных услуг. Общие положения" в разделе, регулирующем качество социально-правовых услуг, содержит разъяснения, касающиеся содержания деятельности, представляющей собой социально-правовую услугу, которую оказывают несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей. Нормативный документ определил. что содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, интернатное учреждение должно обеспечивать подготовку и оформление документов в личное дело на каждого несовершеннолетнего (п.п. 4.7.6). Сбор и оформление таких документов - довольно значительная по объему и хлопотная работа. В перечень необходимых документов входят документы, подтверждающих отсутствие родителей (свидетельство о смерти, решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, решение суда о лишении родителя родительских прав, приговор суда, на основании которого гражданин направлен для отбывания наказания в места лишения свободы и т.д.). Обязательным документом является акт об обследовании условий жизни, который дополняется справкой с места жительства о размере занимаемой площади. Поскольку во многих случаях возникает вопрос защиты имущественных прав несовершеннолетних, специалистами должна быть сделана опись имущества, оставшегося после смерти родителей. Если ребенок получал пенсию по потере кормильца, необходимо включение в личное дело и пенсионной книжки. Для сохранения родственных отношений с кровными родственниками, которые принимаются в расчет, например, при решении вопроса об усыновлении ребенка, должны быть собраны справки о наличии сестер, братьев и других близких родственников. Естественно, в личное дело несовершеннолетнего необходимо включение документов о состоянии здоровья, об образовании и других документов, необходимых для дальнейшего устройства несовершеннолетнего.

Сбор и подготовка документов в каждом случае требуют индивидуального подхода, поскольку речь идет об обеспечении прав несовершеннолетнего. Такая деятельность требует подготовки в области юриспруденции в объеме, определенном стандартом высшего образования по специальности "Социальная работа". Отметим, что государственный стандарт по педагогическим специальностям (в том числе по социальной педагогике) не предполагает преподавания специальных правовых дисциплин. Следовательно, услуги по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, могут наиболее качественно оказывать специалисты органов и учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, еще одним подтверждением необходимости отнесения деятельности по опеке и попечительству к социальной защите может стать реорганизация федеральных органов исполнительной власти.

До начала административной реформы в 2004 году вопросами организации и осуществления опеки и попечительства так или иначе занимались Министерство здравоохранения, Министерство труда и социального развития, Министерство образования. В ходе проводимой реорганизации эти три министерства были преобразованы в два - Министерство образования и науки и Министерство здравоохранения и социального развития. Таким образом, произошло более четкое разделение функций, и функция опеки и попечительства, как нам думается, должна быть передана органам и учреждениям социального, а не научного, ведомства.

Обратимся к сравнительному анализу преимуществ и недостатков отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как уже было отмечено выше, являются приоритетными. Для этого органы опеки и попечительства прилагают все усилия для создания замещающих семей. Замещающая семья - форма жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации, приобретения опыта жизни в семье.

В основе выделения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит воспитательный критерий. К семейным формам устройства детей относятся такие формы, которые предоставляют ребенку семейные условия для социализации вне зависимости от характера правоотношений, которые складываются между ребенком и другими членами замещающей семьи.

Семейным кодексом РФ предусмотрено несколько форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. При этом субъект РФ, в соответствии со ст.72 Конституции РФ, может законодательно устанавливать возможность создания и других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В некоторых интернатных учреждениях имеется опыт организации жизни детей, имитирующей условия проживания в семье. Дети живут разновозрастными группами, состоящими из братьев и сестер из нескольких семей. Занимаемое ими помещение оборудовано как обычная квартира, то есть имеются спальни, гостиная, кухня, дети сами убирают свое жилье, готовят (при помощи воспитателей) для себя еду. Такая организация жизни позволяет подготовить воспитанников к будущей самостоятельности, формирует у них необходимые навыки самообслуживания. Однако развития этот опыт не получил, поскольку, например, приготовление пищи самими воспитанниками является грубым нарушением санитарно-гигиенических правил, действующих в воспитательных учреждениях. Кроме того, приобретение отдельных навыков, даже очень важных для будущей самостоятельной жизни, и социализация в условиях семьи - это вовсе не одно и то же. Реальный опыт жизни в семье обеспечивает проживание ситуаций, связанных с усвоением и присвоением социальных норм, он обогащает личность за счет формирования новых ценностей, личностных смыслов. Главное для ребенка в семье - наличие взрослого, которого можно называть "папа" или "мама". Наличие детско-родительских отношений, даже при отсутствии кровного родства, переживается ребенком в тесной связи с представлением о своей ценности, уникальности для этих отношений. Такую же исключительную ценность, уникальность имеют в этих отношениях и родители. Никакой эрзац семейных отношений, смоделированный даже очень талантливым педагогом, в условиях коллективного воспитания в казенном учреждении никогда не заменит того опыта познания взаимоотношений между людьми во всем многообразии их проявлений, которые дает семья: радость и горе, любовь и негодование, эгоизм и бескорыстие - все это естественным образом проявляется в обыденной жизни. Представления о культе главы семьи, на котором лежит ответственность за всех ее членов, любви и заботе друг о друге - все это формируется органично и естественно только в реальной семейной жизни. Поэтому любая форма замещающей семьи предпочтительнее даже прекрасно организованного и материально обеспеченного интернатного учреждения, даже если его сотрудники стремятся обеспечить создание семейных условий для воспитания детей.

При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учетом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса РФ. Думается, что эти требования следует рассматривать как общие для любой формы устройства ребенка.

Другой установленной законом формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. Опека и попечительство идентичны как формы семейного воспитания. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст.145 СК РФ). Юридическое значение этой формы устройства - восполнение дееспособности, защита прав и интересов. По этой причине опека используется как юридический способ установления правоотношений для защиты интересов и взрослых людей, признанных недееспособными вследствие, скажем, психического заболевания. Дети являются недееспособными вследствие возраста, поэтому опека и попечительство - это имеющая глубокую историю форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Главным отличительным признаком опеки (попечительства) является ее универсальность: ребенок может быть устроен под опеку как в семью, так и в учреждение внесемейного воспитания.

Появившаяся в российском законодательстве новая форма устройства оставшихся без родительского попечения детей - приемная семья - принципиально отличается от двух предыдущих форм договорным характером отношений, которые возникают между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими создать замещающую семью. Порядок создания приемной семьи урегулирован специальным постановлением правительства РФ. Приемная семья образуется на основании договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, о передаче ребенка (детей) на воспитание. В приемную семью ребенок передается на срок, предусмотренный договором. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна. Однако в отличие от опеки при создании приемной семьи не только возмещается содержание каждого ребенка в семье, но и самим воспитателям выплачивается заработная плата, устанавливаемая органами власти субъекта РФ. Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется оказывать помощь приемным семьям в развитии самозанятости и самостоятельного улучшения своего материального положения. Такая помощь может оказываться в виде беспроцентных кредитов, выделении земельных участков и др.

Среди всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяется детский дом семейного типа, который обеспечивает семейную форму организации жизнедеятельности, т.е. предоставляет детям семейные условия жизни, но по своей правовой природе является учреждением. Постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года "О детском доме семейного типа" предусмотрена возможность создания интернатного учреждения в форме замещающей семьи. Детский дом семейного типа может быть создан органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления на основе договора, при желании обоих супругов взять на воспитание детей, с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Отличительной особенностью этой формы устройства детей является впервые введенное требование к профессиональной подготовке для лиц, желающих создать такую замещающую семью. Лица, желающие создать детский дом семейного типа, должны предоставить документы об образовании и трудовой деятельности. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Еще одной особенностью детского дома семейного типа является обязанность учредителей предоставить все условия для его нормального существования, т.е. здание, мебель и бытовую технику, транспортное средство и т.д. Естественно, в условиях бюджетного дефицита содержание таких учреждений оказывается весьма затратным. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 года №829 "О приемной семье" рекомендует переводить детские дома семейного типа в статус приемных семей, что существенно снижает затраты на их содержание.

Таким образом, детский дом семейного типа, являясь формально учреждением, предоставляет условия для проживания ребенка в семье. Статус учреждения определяет отношения с учредителем. Но содержание отношений между взрослыми и детьми в детском доме семейного типа является детско-родительским, а с юридической точки зрения эти отношения аналогичны опекунским.

Кроме определенных законом и уже рассмотренных форм устройства детей существуют неурегулированные федеральным законодательством формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из таких форм является патронатное воспитание. Закон о патронатном воспитании принят во многих субъектах РФ. Разработан проект такого закона и в Красноярском крае. Патронатное воспитание - форма устройства ребенка на воспитание в семью патронатного воспитателя, при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями, уполномоченной службой и патронатным воспитателем. По проекту закона Красноярского края "О патронатном воспитании в Красноярском крае" гражданин, желающий создать патронатную семью, обращается в уполномоченную службу - органы опеки и попечительства или учреждение, которому глава местного самоуправления делегировал функции управления патронатным воспитанием. Уполномоченная служба дает заключение о возможности гражданина быть патронатным воспитателем и заключает с гражданином договор о передаче ребенка на воспитание. Различается патронат краткосрочный - до 6 месяцев, и долгосрочный - до 2 лет. Патронатное воспитание позволяет в случае изъятия ребенка из родной семьи не помещать его в учреждения, а сразу же передавать патронатному воспитателю до решения вопроса о его дальнейшем устройстве. Патронатное воспитание как форма устройства детей может быть использована не только в случаях, когда дети по каким-то причинам остались без родительского попечения (родители погибли; единственный родитель, с которым проживал ребенок, помещен в больницу, и т.д.), но и тогда, когда несовершеннолетний оказался в социально опасном положении. На практике наиболее распространенными случаями, когда возникает необходимость в патронатной семье, являются случаи острых семейных конфликтов, запоя родителей, то есть чаще всего родители живы и даже находятся дома, но в дом этот ребенку некоторое время лучше не возвращаться. Именно по этой причине при установлении патроната должна быть предусмотрена обязанность уполномоченной службы по реабилитации не только ребенка, но и его семьи. Патронатное воспитание позволяет в случае изъятия ребенка из родной семьи не помещать его в учреждения, а сразу же передавать патронатному воспитателю до решения вопроса о его дальнейшем устройстве Кроме того, патронат может стать промежуточной формой для устройства ребенка в семью. Гражданин, желающий создать замещающую семью, может сначала взять ребенка на краткосрочный патронат, попробовать свои силы, а затем, если все пойдет удачно, избрать другую правовую форму отношений по поводу воспитания данного ребенка (оформление опеки или усыновления).

Заключение

подросток социализация помощь

Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества - по семье, а самое главное начинают страдать дети, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии, люди вынуждены принимать какие-либо меры, но в основном по этим причинам страдают не только родители , но и несовершеннолетние дети . Дети вынуждены бросать учебу, забывать детские игры и беззаботную жизнь, вот здесь то они начинают свое знакомство со взрослой жизнью. Дети пытаются найти работу , чтобы помочь своим родителям и прокормить себя, но это только в лучшем случае, ведь есть еще и плохая сторона, дети оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации ,ставят крест на своем будущем и забывают обо всем, пытаясь найти себе утешение связавшись с не очень благоприятными компаниями людей.

Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эту задачу может и должен осуществлять социальный работник, педагог.

На мой взгляд, несовершеннолетние дети - это самые не защищенные слои общества, они всегда нуждались и будут нуждаться в помощи. Чтобы обеспечить детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации помощь , государству необходимо вмешаться в данный процесс. Ведь нашей стране нужно все более и более развитое поколение, чтобы обеспечить именно такое будущее , государство в первую очередь должно побеспокоиться о своих «маленьких жителях страны».

Но увы, наше государство не настолько пока, что развито ,чтобы обеспечить каждому защиту и помощь, поэтому большинство людей столкнувшись с подобными проблемами сами решают их, ну или во всяком случае пытаются решить.

Я понимаю, что мир с каждым днем все больше и больше становится жестоким, но во мне никогда не умрет надежда того, что во всех нас есть частичка справедливости и сочувствия , поэтому на мой взгляд, хоть это и небольшая помощь, но все же, каждый из нас может поучаствовать в будущем таких детей. Можно организовать больше благотворительных фондов, оказывающих помощь детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ» от 04.08.2014 , №31.

.«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 13.07.2015 , с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // «Российская газета», №113, 18.06.1996.

.«Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 г. №223-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // «Российская газета» , №17, 27.01.1996.

.Федеральный Закон от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ (ред. от 13.07.2015) // «Российская газета» , №121, 30.06.1999.

.Технологии социальной работы: Учебник /под общей ред. проф. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2012 г.

.Право социального обеспечения .Под редакцией В.Ш. Шайхатдинова .Изд.- М .Юрайтл, 2012 год.

.Кузнецова М.В. «Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. Социальная работа с семьей» М.: 2013г.

.Лисовский В., Вебер Л. и др. «Книга молодой семьи» Л.: Лениздат, 2013 г.

.Панкова Л.М. «Для будущих супругов» М.: 2014 г

.«Проблемы семьи и современной политики» Вып.-3 М.: 2014 г.

12.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров <http://bookza.ru/book.php?id=3510154> Изд. - Юрайт <http://bookza.ru/publisher.php?id=4463> , 2014 год.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!