Правовой анализ налога в системе обязательных платежей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой анализ налога в системе обязательных платежей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.99 № 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и иных лиц - налоговых агентов, банков как агентов по перечислению налогов и сборов, организаций и физических лиц.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с регулированием налогового законодательства Российской Федерации.

Предметом исследования является институт налога в системе обязательных платежей.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ налога в системе обязательных платежей.

Задачи настоящего исследования:

рассмотрение понятия и сущности налогов;

изучить классификацию и функции налогов;

рассмотрение понятия и юридическое содержание стадий исчисления налога;

раскрыть методы (способы) исчисления налога и их правовая классификация.

Методологическую основу исследования составляет единство всеобщего, общенаучных и специальных методов и приемов научного познания конституционно-правовой действительности современной России. В процессе проведения исследования использованы логико-юридический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системный методы, а также методы исследования документов.

Структура данной работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.

Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

В данной работе использовались нормативно-правовые акты в сфере налогового законодательства, учебная и периодическая литература, также научные публикации и статьи, а также материалы судебной практики.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1Понятие и сущность налогов

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований. Она представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин, других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.

Налоги (или их прообразы) возникли с появлением первых осознанных общественных потребностей. Это произошло с началом распада родового строя - на самых ранних этапах разделения общественного труда. Поэтому формирование и эволюция системы налогообложения происходили одновременно с развитием государственных образований.

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что это одновременно и экономическое, и хозяйственное, и политико-правовое явление. М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил такую особенность налога: "С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой, собственно, и началась экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляют одну из функций государства".

Выяснение и уточнение экономической природы налога всегда были связаны с поиском определенного источника обложения и оценкой степени того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на деятельность хозяйствующих субъектов и развитие национального хозяйственного комплекса в целом. Исходя из этого, уточнение экономической природы налога связано в первую очередь с исследованием взаимосвязи между производством и распределением (перераспределением).

Выяснение роли налогов в системе экономических отношений постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Большинство из них считает, что основным назначением налогов со времен их образования и по настоящее время является удовлетворение финансовых потребностей государства.

Налоги - это источник доходов государства. Поэтому оно напрямую заинтересовано в увеличении их объема. Заметна и тенденция усиления приоритетности фискальной функции налогов. По статистическим данным, в последние десятилетия доля финансирования государственных бюджетов за счет налоговых поступлений в экономически развитых странах составляет от 75 до 95% всех доходных поступлений в бюджетную систему.

Исследование экономической природы налога напрямую связано с учением о государстве, поскольку реальный процесс налогообложения осуществляется именно государством и зависит от степени зрелости, цивилизованности его форм. По мнению П. Прудона, "...в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

Изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось налоговыми реформами. Исторические факты свидетельствуют о том, что высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну, а снижение налоговой ставки не сразу, но позволяло увеличивать сумму сбора. В любом случае тот или иной эффект является результатом конкретной налоговой политики государства. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, а экономическая теория занимается поиском оптимального с точки зрения гармонизации отношений отчуждения и присвоения механизма налогообложения.

Исследование сущности, принципов, функций, закономерностей налогообложения, оценка и прогнозирование их непосредственного или опосредованного влияния на состояние макроэкономической системы, экстраполяции последствий такого воздействия на перспективы модернизации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне - в таком контексте система налогообложения исследуется в историческом плане относительно недавно.

Предлагаемые в современной научной литературе, учебниках и учебных пособиях определения налога мало разнятся:

"налоги - принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства";

"налоги - все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения ";

"налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товаров или услуг ";

"налог - изъятие части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта в пользу государства, заранее определенной и установленной в законодательном порядке" и др.

Современное понятие налога дано в ст. 8 Налогового кодекса РФ: "...налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

1.2Классификация и функции налогов

Критерии классификации налогов

Признак классификацииГруппа налогов, в которую входит налог на прибыль организацийДругие группы налоговПо характеру обложения и взиманияПрямыеКосвенныеПо учету фактической платежеспособностиПрямые личныеПрямые реальныеПо субъекту налогообложенияС юридических лицС физических лицПо уровню управленияФедеральныеРегиональные и местныеПо распределению между бюджетамиРегулирующиеЗакрепленныеПо периодичности взимания и уплатыРегулярныеРазовыеПо целевому назначениюАбстрактные (немаркированные)СпециальныеПо степени обложенияПропорциональныеПрогрессивные и регрессивные

В современной финансовой науке существуют различные подходы к диверсификации налоговых функций, в которых и проявляется сущность налога. Например Л. Злобина, Л. Черкасова предлагают выделять, с одной стороны, интегральные функции налогов - фискальную, регулирующую и социальную, которые неразрывно взаимосвязаны, относятся к одному уровню налоговой системы, а с другой - дифференциальные - функции организации, мобилизации, аккумуляции, аллокации, планирования, учета, контроля, анализа, стимулирования, социализации, субординации, координации, социальной дифференциации, солидаризации и т.д. Причем интегральные функции налога воплощаются в дифференциальных функциях налоговой системы таким образом, что между ними возникает общее соответствие, нарушение которого приводит к снижению эффективности.

В свою очередь Г. Петрова считает, что выделять следует восемь функций налогов: конституционную; координирующую; фискальную; стимулирующую; контрольную; межотраслевую; правовую; внешнеэкономическую.

Исследователи Н. Иванова, Д. Черник, Т. Юткина уверены в нецелесообразности чрезмерной дифференциации в классификации налоговых функций, выделяя шесть основных (с учетом их взаимопроникновения): фискальную, распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую, социальную и контрольную.

Большинство исследователей, уделявших внимание изучению функций налогов на разных этапах реформирования налоговой системы, считают главной и основной функцией фискальную, суть которой заключается в обеспечении поступлений части средств в разноуровневые бюджеты для покрытия обоснованных государственных расходов. Благодаря этому и создаются необходимые материальные условия, возможности для жизнедеятельности государства. Доля налоговых поступлений в доходах бюджета России (как и большинства государств) является преобладающей.

Анализ структуры поступлений в 2012 г. доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральной налоговой службой по видам налогов, показал, что основная доля доходов сформировалась за счет поступлений именно налога на добавленную стоимость - 57,2%, или 19 262,7 млн. руб., и акцизов - 34,6%, или 11 667,1 млн. руб.

Доля налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в 2012 г. составила 6,3%, или 2133,8 млн. руб., что по сравнению с 2011 г. больше на 12,5%, но относительно уровня 2008 г. меньше в 3 раза. Это объясняется снижением с 01.01.2009 налоговой ставки по налогу на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%.

Удельный вес налога на прибыль организаций в консолидированном бюджете РФ в 2012 г. определен в размере 26 292,7 млн.руб., или 19,7% всех налоговых доходов государства.

Практика показывает, что значение фискальной функции с развитием и совершенствованием производственных отношений лишь возрастает.

В свою очередь, обобществление части валового внутреннего продукта посредством налогов создает объективные предпосылки для реализации государством регулирующих функций. Поэтому сама фискальная функция налога в значительной мере связана с реализацией другой базовой функции - регулирующей (стимулирующей), цели которой - смягчение цикличности производства, обеспечение его равномерного и поступательного развития.

Регулирующая функция налогов - особый механизм влияния на экономические и социальные процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе. Только при его грамотном использовании можно формировать необходимые качественные и количественные характеристики этих процессов. И если под фискальной функцией в основном понимается один и тот же смысл (отчуждение части дохода, имущества субъекта в виде налога в пользу государства), то о регулирующей функции каждый автор имеет свое мнение, расширяя регулирующую роль налога до стимулирующей, дестимулирующей, воспроизводственной и т.п.

Существуют прямые и обратные связи между реализацией регулирующей и фискальной функции налогов. Их сущность состоит в ослаблении отчуждающей роли государства ради достижения стратегической цели - обеспечение условий для обеспечения более высоких темпов экономического роста, чему во многом может способствовать мобилизация налогового режима.

Стимулирующая функция налогов является, по мнению автора, самой труднореализуемой, поскольку непосредственно связана с экономическими интересами хозяйствующих субъектов. Она проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, реализующиеся через систему налоговых льгот, исключений, преференций. Это приводит к изменению объекта налогообложения, уменьшению налогооблагаемой базы, понижению налоговой ставки и т.п. Это необходимо для стимулирования в первую очередь экономической деятельности предприятий различных отраслей промышленности.

На взгляд автора, вопрос классификации налоговых функций не столь принципиален, поскольку степень теоретической и практической их диверсификации зависит как от конкретных задач исследования, так и от совершенства налоговой системы, структуры конкретного налога на том или ином историческом этапе. Поэтому, выделяя в качестве базовых функций налога фискальную и регулирующую, следует полагать все остальные производными, реализация которых определяется их оптимальной комбинацией.

2.ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ (СБОРОВ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Понятие и юридическое содержание стадий исчисления налога

Правовую процедуру можно определить как систему, ориентированную на достижение конкретного правового результата, состоящую из последовательно сменяющих друг друга актов поведения, внутренне структурированную правовыми отношениями, иерархически построенную и динамически развивающуюся.

Налоговый процесс хоть и обладает отраслевыми особенностями, однако является неотъемлемой частью процесса юридического. Д.Н. Бахрах выделяет следующие признаки юридической процессуальной деятельности:

) это сознательная, целенаправленная деятельность;

) она состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти;

) она запрограммирована на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел (избрание губернатора, принятие закона, решение спора, наказание виновного и др.);

) она документируется (промежуточные и окончательные итоги процесса отражаются в официальных документах);

) имеется развернутая детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами.

Учитывая фундаментальное значение теории юридического процесса, необходимо отметить, что налоговому процессу присущи все признаки процесса юридического: он всегда связан с реализацией закрепленных в законе прав и обязанностей, ориентирован на достижение определенного юридического результата, основывается на процессуальных нормах налогового права, непосредственно связан с использованием специальных приемов и средств юридической техники, осуществляется с участием уполномоченных властных субъектов - налоговых, таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов. Добавим, что он имеет стадийный характер, его результаты всегда оформляются специальными процессуальными актами. Таким образом, налоговый процесс представляет собой комплексную систему взаимосвязанных правовых форм деятельности государственных органов, юридических и физических лиц по реализации налоговых процедур, которые направлены на регулирование отношений в соответствии с налогово-правовыми нормами, выражаются в осуществлении прав и обязанностей участников налоговых процедур с целью реализации соответствующего интереса в налогообложении, закрепленного в соответствующих правовых актах, отражающих исполнение налоговой обязанности, регулирующихся налогово-процессуальными нормами и обеспечивающихся специфическими способами для налогообложения. По мнению Т.Н. Макаренко, налоговый процесс - это вид юридического процесса, представляющий собой нормативно установленную форму упорядочения деятельности субъектов права по установлению, введению, исчислению и уплате налогов и сборов, контроля за данной деятельностью, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также привлечение к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, налоговый процесс призван поддержать правопорядок в сфере налогообложения путем защиты публичных налоговых прав государства и налогообязанных лиц. Это обусловливает невозможность самостоятельного, изолированного существования налогового процесса по отношению к праву материальному. Связь между ними очень жесткая, стабильная, так как налогово-правовое притязание может быть удовлетворено лишь в рамках процесса. Из постулата о производности налогового процесса от материального налогового права следует вывод о том, что основная цель налогового процесса заключается в реализации материального правоотношения, в осуществлении и защите публичных материальных прав.

Принимая во внимание правовую природу налогового процесса, следует заметить, что входящие в его состав стадии также имеют внутреннюю структуру. Так, рассматриваемое в данной работе исчисление налога состоит из определенных стадий, в отношении которых в юридической литературе высказываются различные точки зрения.

Первой стадией исчисления налога является определение объекта налога.

Определение объекта налога является основанием для возникновения обязанности уплатить налог и, следовательно, исчислить последний, так как обязанность исчисления налога является составной частью налоговой обязанности субъекта. Проще говоря, если нет объекта налога, то нет и исчисления налога.

Статья 38 НК РФ закрепляет, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Как пишет А.В. Демин, объект налогообложения должен быть так или иначе связан с реализацией права частной собственности, с экономическими отношениями, с приобретением материальных благ или выгод. В соответствии с принципом однократности налогообложения каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Как родовая категория объект налогообложения представляет собой определение объекта (доходы или их часть; имущество; стоимость и т.д.), с которым связано возникновение обязанности заплатить налог, а в более узком значении под ним понимают видовые формы родового понятия (доходы физических лиц, имущество юридических лиц), которые закрепляются специальными налоговыми законодательными актами.

Тесно связана с объектом налогообложения налоговая база, которая в соответствии со статьей 53 НК РФ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Именно определение налоговой базы является второй стадией исчисления налога. Налоговую базу называют основой налога, поскольку это величина, к которой применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Главная функция налоговой базы, как считает А.В. Демин, состоит в том, чтобы выразить объект налогообложения количественно, т.е. его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база представляет собой не просто параметр, а параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения, т.е. налоговая база представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в единицах налогообложения. Поскольку налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно, то задача законодателя состоит в том, чтобы из множества возможных параметров объекта налогообложения выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов такие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ), т.е. это размер налогового платежа на единицу налогообложения. Выбор налоговой ставки является третьей стадией исчисления налога. В зависимости от измерения объекта налогообложения налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе - так называемые адвалорные ставки; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.

Важно отметить связь исчисления налога с таким элементом налога, как налоговый период, т.е. срок, "в течение которого формируется налогооблагаемая база и определяется размер налогового обязательства. Необходимость этого учетно-налогового элемента определяется тем, что многим объектам налогообложения (прибыли, доходу, выручке и др.) свойственна протяженность во времени и в целях определения соответствующего показателя необходимо систематически вести учет совершаемых операций и периодически подводить итог".

Четвертой стадией исчисления налога является применение налоговых льгот.

В соответствии со статьей 56 НК РФ налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы предоставляются для уменьшения, снижения налогового бремени, но они не могут носить индивидуальный характер, а должны касаться какой-то группы налогоплательщиков, обладающих общими признаками.

налоговая льгота представляет собой исключение из общих правил, с помощью которого законодатель выделяет положение той или иной категории налогоплательщиков;

налоговая льгота устанавливает преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков;

налоговая льгота может быть установлена только актом законодательства о налогах и сборах, к которому в соответствии со статьей 1 НК РФ относятся собственно НК РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, т.е. должен присутствовать формальный признак;

налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер;

добровольность применения налоговых льгот, т.е. возможность свободного выбора налогоплательщиком применять или не применять установленную льготу.

Она пришла к выводу, что льготы рассматриваются как преимущества, привилегии, предоставляемые определенным группам граждан с целью облегчения их положения, при этом существует мнение, что для отнесения какого-либо благоприятного режима к категории льгот необходимо учитывать также цели установления данного режима, поскольку не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, освобождение от обязанности уплачивать НДС далеко не во всех случаях может рассматриваться как налоговая льгота, которая предоставляет какие-либо преимущества.

Таким образом, в рамках исчисления налога субъектом исчисления могут применяться следующие виды налоговых льгот:

) налоговые изъятия;

) налоговые скидки (в том числе налоговые вычеты);

) понижение налоговой ставки.

Итоговой, пятой стадией исчисления налога является расчет суммы налога. Складывается данная стадия из произведения субъектом исчисления, который основывается на прямых указаниях НК РФ, всех вышеуказанных действий по определению объекта и базы налога, выбору налоговой ставки и применению налоговых льгот.

Таким образом, принимая во внимание стадийный характер порядка исчисления налога и необходимость учета особенностей всех стадий исчисления налога, их легального закрепления, корреспонденции с нормами второй части НК РФ и увеличения системности применения норм НК РФ в целом, предлагается изложить статью 52 НК РФ в следующей редакции:

"Статья 52. Порядок исчисления налога.

. Порядок исчисления налога представляет собой предусмотренные законодательством о налогах и сборах обязательные действия уполномоченного лица по расчету подлежащей уплате суммы налога (авансовых платежей налога) за определенный налоговый период путем определения объекта и базы налогообложения, выбора ставки налога и применения налоговых льгот.

. Уполномоченными лицами в прямо предусмотренных настоящим Кодексом случаях являются налогоплательщики, налоговые агенты или налоговые органы.

. Неправильное исчисление налога, приведшее к неуплате или неполной уплате сумм налога, влечет привлечение указанных в настоящей статье лиц к ответственности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля".

2.2 Методы (способы) исчисления налога и их правовая классификация

По общему правилу под методом правового регулирования называется совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на участников правовых отношений. При этом правовой метод можно рассматривать в качестве элемента механизма правового регулирования общественных отношений. Специфика метода проявляется также в том, что он не обособлен от других элементов (правовая норма, правоотношение, реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, актов применения права), а имманентно присущ каждому из них. При этом важно сразу разграничить категории "метод правового регулирования" и "метод научного познания". Последний, как отмечает К.С. Бельский, в широком смысле представляет собой совокупность приемов, операций и способов познания. налог обязательный доход

Основной чертой метода правового регулирования налоговых отношений являются государственно-властные веления одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от лица государства. При регулировании налоговых отношений данный метод приобретает свою специфику, которая состоит в конкретном содержании, в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Так, характерной особенностью метода налогового права является то, что властные распоряжения затрагивают круг плательщиков, порядок, условия и размер платежей в бюджет.

В науке налогового права выделяют пять основных методов налогообложения:

) равное - для каждого налогоплательщика установлена равная сумма налога;

) пропорциональное - для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога;

) прогрессивное - с ростом налоговой базы возрастает ставка налога (при этом различают простую разрядную, простую относительную, сложную и скрытую прогрессии);

) регрессивное - с ростом налоговой базы сокращается ставка налога;

) смешанное - предусматривает соединение отдельных элементов вышеуказанных методов. Происходит как бы дробление налогового объекта, при котором для отдельных его элементов используются различные методы налогообложения.

Мы видим, что методы (способы) исчисления налога тесно связаны с налоговой ставкой, но, как верно замечает Н.П. Кучерявенко, если при характеристике ставки налога преобладает материальная основа закрепления налога, то при выборе метода акцент делается на процедурной стороне.

Равное налогообложение, являющееся самым примитивным методом обложения, имело широкое распространение в России. Например, в эпоху Петра I взамен подворного обложения был введен подушный налог, который обложил все мужское население податных сословий (крестьян, посадских людей и купцов). С учетом проведенной в 1718 году переписи населения размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии в 4 миллиона рублей возложили на крестьян - 74 копейки с души, а содержание флота возложили на посадское население - 1 рубль 14 копеек с души.

Прогрессивное налогообложение связано с понятием дискреционного дохода, т.е. свободного дохода, использование которого определяется интересами получившего их лица. Как пишет С.Г. Пепеляев, именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица, потому что он представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который используется для удовлетворения первоочередных потребностей.

Простая поразрядная прогрессия, хотя и имела определенное развитие в прошлом, на сегодняшний день не используется. В отличие от нее простая относительная прогрессия получила свое распространение, например, при исчислении транспортного налога. Согласно статье 361 НК РФ у транспортного налога на легковые автомобили в пределах разрядов, составленных исходя из мощности двигателей до 100 л.с., от 100 до 150 л.с., от 150 до 200 л.с., от 200 до 250 л.с., свыше 250 л.с. налоговая ставка составляет соответственно 2,5, 3,5, 5, 7,5, 15 рублей с каждой лошадиной силы. Примером сложной прогрессии можно считать ранее действовавший в соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (утратил силу в связи с вступлением в силу части второй НК РФ) подоходный налог с физических лиц. В частности, при полученном в календарном году совокупном доходе до 50 000 руб. ставка налога равнялась 12%, если доход составил от 50 001 руб. до 150 000 руб., то ставка равнялась 6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000 руб., а при доходе, превышающем 150 000 руб., ставка составляла 26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

Также выделяют скрытую прогрессию, которая предусматривает систему льгот для доходов, входящих в различные разряды, при этом разряды и ставки неизменны и внешне не заметна какая-либо дифференциация налогообложения, но система отчислений или льгот для различных разрядов фактически уменьшает или увеличивает налогооблагаемую базу отдельных разрядов.

Выбор способа исчисления налога определяется закрепленными в налоговом законодательстве требованиями к лицу, на которое возложена обязанность исчислить налог, т.е. на налогоплательщика, налогового агента или налоговый орган. Как правило, такая обязанность возлагается на самого налогоплательщика, а налоговый орган осуществляет подобные действия либо в случае, когда это прямо предписано нормативным актом (например, при исчислении налога на имущество физических лиц), либо в случае, когда налогоплательщик уклоняется от исполнения аналогичной обязанности.

Обязанность исчислить налог тем или иным способом сохраняется за субъектом исчисления до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство

Таким образом, складывается интересная ситуация, когда на протяжении определенного времени неконституционный, ничтожный нормативно-правовой акт одновременно является "законным" и продолжает свое действие. Конституционный Суд, безусловно, принимая такого рода решение, исходил из нежелания создать правовой пробел, предоставив тем самым российскому законодателю отведенный срок для замены неконституционного акта новым нормативно-правовым актом.

В ходе изложения данного параграфа нами были применены как категория "методы", так и категория "способы", что связано в том числе с различной терминологией, применяемой цитируемыми учеными-правоведами. В нашем исследовании, говоря о правовой классификации методов (способов) исчисления налога, мы в некоторой мере включаем в эту категорию методы налогообложения и способы исчисления налога в аспекте применения различных льгот и видов налоговых ставок на соответствующей стадии исчисления налога.

По результатам рассмотрения методов (способов) исчисления налога фактически можно выстроить определенную иерархию этих методов (способов) от более простых к более сложным. Самым простым методом (способом) представляется твердая, указанная в законе сумма. Такой способ предусматривает простую уплату определенной в законодательстве денежной суммы (самым ярким примером в данном случае являются многие виды государственной пошлины). Наиболее сложным представляется исчисление налога с учетом льгот (НДФЛ, НДС), в том числе с использованием прогрессии или регрессии (например, ранее действовавшие подоходный налог с физических лиц и ЕСН). Промежуточными этапами системы методов (способов) можно считать методы математики с использованием одного вводного элемента, например исчисление с твердыми ставками (акциз (в 2012 году акциз на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% исчисляется из расчета 21 рубль за литр)), или несколькими вводными элементами, например исчисление с адвалорными ставками и использование прогрессии (налог на имущество физических лиц, при котором, например, ставка налога составляет до 0,1% (включительно) при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения до 300 000 рублей (включительно), а при вышеназванной стоимости свыше 500 000 рублей (включительно) ставка составляет свыше 0,3 до 2% (включительно)).

Таким образом, исчисление различных налогов в зависимости от методов (способов) исчисления выглядит так:

) простая математика (простое исчисление);

) математика с использованием одного вводного элемента (исчисление с твердыми ставками);

) математика с использованием нескольких вводных элементов (исчисление с адвалорными ставками и использование прогрессии);

) сложная математика (исчисление с использованием льгот, в том числе с учетом прогрессии).

Однако исчисление налога в широком смысле не заканчивается на стадии применения ставок и льгот. Процесс исчисления может считаться полностью завершенным, на наш взгляд, только после окончательного определения суммы налога с учетом возможности использования механизмов зачета и возврата излишне внесенных в бюджет сумм налогов.

Согласно пп. 5 п. 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и сборов, пени, штрафов, чему соответствует обязанность налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов; направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов (ст. 32 НК РФ).

Зачет налога может осуществляться как в счет предстоящих платежей, так и в счет недоимки (ст. 78 НК РФ), т.е. исчисление налога в каждом из этих случаев будет производиться по-разному. В первом варианте речь будет идти о том, что в дальнейшем, при расчете суммы налога, подлежащей уплате в следующем налоговом периоде, сумма налога будет уменьшена на сумму, внесенную в бюджет ранее. Таким образом, речь идет фактически о зачете будущих требований государства. В этом случае исполнение налогового обязательства зачетом в счет предстоящих платежей должно быть инициировано активными действиями со стороны налогоплательщика, в том числе составлением заявления в адрес налогового органа.

Если же речь идет о недоимке, то пересчитываться будет сумма налога, который уже должен был быть уплачен, но по какой-то причине не поступил в бюджет в полном объеме. В этом случае в соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно, т.е. именно они производят необходимые исчисления.

Использование такого инструмента, как зачет налога, помогает исчислить конкретную сумму налога, которая подлежит внесению в бюджет. Если существует переплата налога, то прежде чем налогоплательщик произведет действия по уплате налога, он предпримет действия по установлению точной конечной суммы с учетом того, что в силу ранее произведенной переплаты бюджет тоже остался должен налогоплательщику какую-то сумму. В результате обязанный субъект может даже недоплатить по тому налогу, который был исчислен, но с учетом зачета ранее уплаченных сумм данная недоимка окажется покрытой.

Таким образом, мы вправе говорить об исчислении налога в двух смыслах: узком и широком.

В узком смысле исчисление налога подразумевает исчисление собственно тела налога, т.е. прохождение ранее описанных пяти стадий, оканчивающихся расчетом итоговой суммы налогового оклада. При данном исчислении используются описанные методы (способы) исчисления: начиная от простейшего способа, до сложных методов (способов) использования прогрессии и применения льгот. Однако, как показывает практика, исчисление налога может этим не закончиться, так как в ходе исполнения той или иной стадии могут быть допущены технические ошибки, которые приводят к излишне уплаченной (взысканной) сумме, после чего вступает в действие институт зачета и возврата излишне уплаченного или взысканного налога.

3.СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Обязанность исчислить налог тем или иным способом сохраняется за субъектом исчисления до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Хотя в отдельных случаях, например, страховые взносы продолжали исчисляться даже после признания закона, установившего их тариф, неконституционным. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П были признаны неконституционными нормы пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 05.02.1997 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в части определения для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тарифа ставок страховых взносов в размере 28% суммы заработка (дохода). При этом в резолютивной части Конституционный Суд РФ указал, что данные положения по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления не подлежат применению. Дополнительно Конституционный Суд РФ в своем Определении от 26.11.1998 N 144-О разъяснил, что названные группы плательщиков обязаны были платить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработка (дохода) за 1998 год, полученного до 24 августа 1998 года, в размере 28%. После установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год излишне уплаченные суммы страховых взносов подлежали зачету в счет будущих платежей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговое право, опосредующее общественные отношения по аккумуляции денежных средств, занимает одно из центральных мест в российской системе права. Данное ведущее положение налогов в связке с конституционным принципом всеобщности налогообложения и его определенности создает необходимые предпосылки для исследования элементов юридической конструкции налога и одной из его главных составляющих - порядка исчисления налога как правовой формы выражения исчисления налога.

Современное понятие налога дано в ст. 8 Налогового кодекса РФ: "...налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований"

Три основных подхода к пониманию порядка исчисления налога: а) нормативный подход, который исходит из законодательного закрепления порядка исчисления налога как обязательного элемента налогообложения, представляющего собой отношение налоговой ставки к налоговой базе с учетом налоговых льгот за определенный налоговый период; б) технико-юридический подход, значение которого сводится к рассмотрению порядка исчисления налога как обязательного элемента юридической конструкции налога, так и стадии налогового производства, включающей в себя налоговые учет и отчетность; в) экономико-арифметический подход: порядок исчисления налога имеет и экономическую сторону, так как основан на использовании таких суммовых категорий, как размер прибыли, реализация оборота, объем подакцизной продукции и т.д.

Подчеркивая стадийный характер исчисления налога, было предложено изложить, в частности, пункт 1 статьи 52 НК РФ в следующей редакции:

"Статья 52. Порядок исчисления налога.

. Порядок исчисления налога представляет собой предусмотренные законодательством о налогах и сборах обязательные действия уполномоченного лица по расчету подлежащей уплате суммы налога (авансовых платежей налога) за определенный налоговый период путем определения объекта и базы налогообложения, выбора ставки налога и применения налоговых льгот".

Делается вывод о двух подходах к определению порядка исчисления налога: о широком и узком подходах. Узкий подход подразумевает исчисление собственно "тела" налога, т.е. прохождение описанных пяти стадий, оканчивающихся расчетом итоговой суммы налогового оклада. Широкий подход определяет использование института зачета и возврата излишне уплаченного или взысканного налога, т.е. здесь можно говорить об исчислении всей налоговой обязанности. Данный подход обусловлен тем, что в ходе исполнения той или иной стадии исчисления налога могут быть допущены, например, технические ошибки, приводящие к излишне уплаченной (взысканной) сумме.

Рассматривая различные методы исчисления налога, а также характер масштаба налога, автор приходит к выводу о наличии иерархичной системы методов (способов) исчисления налога по критерию сложности: от простого к сложному в зависимости от исчисляемого налогового платежа. Простейшим способом является метод простой математики (госпошлина), а наиболее сложным представляется исчисление налога с учетом льгот (НДФЛ, НДС), в том числе с использованием прогрессии. Промежуточными этапами системы методов (способов) исчисления можно считать методы математики с использованием одного вводного элемента, например исчисление с твердыми ставками (акциз), или нескольких вводных элементов, например исчисление с адвалорными ставками и использование прогрессии (налог на имущество физических лиц).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты

1.Конвенция Содружеств Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05. 1995) (вместе с Положением о комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утв. 24.09. 1993).// Российская газета №120, 23.06.1995.

2.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ, №12, 1994

3.Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (с изм., внесенными Протоколом от 13.05.2004 N 14). // Собрание законодательства РФ 03.08.1998, №31

4.Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237; Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 1; Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 2; Официальный интернет-портал правовой информации #"justify">5.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - № 148-149. - 06.08.1998.

6.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000 .- № 32, ст. 3340.

7.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Российская газета. - № 220. - 20.11.2002.

II. Специальная и периодическая литература

9. Авдеенкова М.П. Проблемы развития налогового законодательства //Налоги. 2011. №1

10. Анохин А.Е. Вина как элемент состава налогового правонарушения. Форма вины//Юридический мир. 2012. №5.

. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России.- М., 2012.- 256 с.

12.Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие //Налоговый вестник. 2013. №5.

. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах // Налоги и финансовое право. 2014.№8.

. Варфоломеева Ю.А. Налоговое право: курс лекций. - М.: Ось - 89. 2013. - 98с.

. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. - СПб., 2010. - 180 с.

. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М., 2012. - 192 с.

. Гриценко В.В. Концептуальные проблемы развития теории налогового права современного российского государства. - Саратов, 2013. - 190 с.

. Демин А.В. Налоговое право России. - М.: РИОР, 2013. - 305 с

. Желтоухов Е.В. Проблематика вины в налоговых правонарушениях// Налоговые споры: теория и практика. №А. М., 2012.

. Карасев М.В. Финансово-правовая ответственность. Общая часть. - М., 2013г. - 230 с.

. Карташов А.В. Налоговое право: курс лекций; под науч.ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 200 с.

. Кашин В.А. Налоговая доктрина и налоговое право//Финансы. 2011 №7

. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право: конспект лекций. - М., 2012. - 260 с.

. Козырин А.Н. Налоговое право: практикум. - М.:Норма, 2012. - 98 с. 35. Копина А.А. Содержание налогового процесса// Финансовое право. -2009. -№1.

. Косаренко Н.Н. Налоговое право. - М., 2012. - 184с.

. Крохина Ю.А. Налоговое право России. - М.: Норма, 2010. - 752 с.

. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. - М., 2010. - 125 с.

. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М., 2010. - 105 с.

с. 45. Миляков Н.В. Налоговое право: общетеоретические вопросы налогов и налогообложения. - М.:ИНФРА-М, 2012. - 383 с.

. Михайлова О.Р. Толкование норм налогового законодательства.- М.,2013. - 209 с.

. Назаров В.Н. О понятии «налоговая система» и его правовом содержании //Финансовое право.2014.№1.

. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб., 2013.- 110 с. 50. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 №71// Вестник ВАС РФ. 2008.№5.

. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России. - М.: Издательский Дом «Городец», 2014. - 305 с.

. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М., 2015. - 97 с.

. Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики. - М., 2012. - 340 с.

. Пепеляев С.Г. Основы налогового права.- М.: Инвест Фонд, 2010. - 496 с.

. Шевелева Н.А. Налоговое право России. Особенная часть. - М., 2009. - 370с.

III. Материалы судебной практики

1.Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1242.

.Определение Конституционного Суда РФ от 26.11.1998 N 144-О "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 2.

Похожие работы на - Правовой анализ налога в системе обязательных платежей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!