Правовые отношения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    143,17 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые отношения















Курсовая работа

Правовые отношения

Содержание

Введение

Глава 1.Понятие и содержание правоотношения

§1.1.Понятие правовых отношений

§1.2.Предпосылки возникновения и развития правовых отношений

Глава 2.Виды правовых отношений

§2.1.Виды правовых отношений

§2.2.Содержание правовых отношений

§2.3.Понятие и виды субъектов правоотношений

§2.4.Объекты правоотношений понятия и виды

Глава 3.Общая характеристика юридических фактов (фактического состава)

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Приложение 1Виды правоотношений

Приложение 2Субъекты правовых отношений

Приложение 3Юридические факты

юридический факт правоотношение субъект права

Введение

На почве осуществления своих жизненных интересов люди ступают в многочисленные и разнообразные отношения.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т.е. становятся правовыми отношениями.

Актуальность рассматриваемой темы определяется потребностью людей, в постоянном общении, взаимодействии, а значит и в правовом отношении друг с другом.

Правовое понимание невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные отношения. Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими их них являются экономические связи, т.к. они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть: социальные общности - народ, нация, коллектив организации - государственные, частные, общественные отдельные лица.

Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников.

Право выступает мощным организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория “правоотношение” позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.

Определяя человеческую деятельность, юридические нормы придают существующим между людьми отношениям особый характер, превращая их из фактических отношений в юридические, раз человек руководится в своей деятельности юридическими нормами, его отношения к другим людям определяются не тем, что представляется ему фактически возможным в каждом отдельном конкретном столкновении с ними, а тем, как разграничивает их интересы право.

Выбирая данную тему для курсовой работы, я руководствовался важностью этой темы, ее значимостью для всех отраслей права. И эта значимость не случайна, она вытекает из самой сущности правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, каждая отрасль права имеет свои обусловленные спецификой метод и объект, но правоотношение, тем не менее, в любых правовых отношениях присутствует всегда. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового отношения, необходимо, прежде всего, овладеть понятием и структурой правоотношения.

Цель данной работы - проанализировать сущность понятия «правоотношения», а также рассмотреть виды правовых отношений и общие характеристики юридических фактов.

Достижение указанной цели обусловило необходимость решения следующих основных задач:

раскрыть сущность понятие правовых отношений;

определить предпосылки возникновения и развития правовых отношений;

рассмотреть виды правовых отношений;

выявить содержание правовых отношений;

проанализировать понятие и виды субъектов правоотношений;

описать объекты правоотношений понятия и виды;

охарактеризовать юридические факты (фактические составы)

Объект исследования - понятие правовых отношений.

Предметом исследования являются виды правовых отношений.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, и заключения.

В первой главе «Понятие и содержание правоотношения» представлена общая характеристика понятия правовых отношений и предпосылки для их возникновения, развития.

Во второй главе «Виды правовых отношений» анализируется виды и содержание правовых отношений, а так же понятие и виды субъектов, объектов правоотношений.

В третьей главе «Общая характеристика юридических фактов (фактического состава)» раскрываются характеристики юридических фактов.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет системный подход к изучению понятия «правоотношения». С нашей точки зрения, в настоящий момент для граждан нашей великой страны - это важная тема, ведь понимание сущности правоотношений между людьми значительно облегчает и улучшает жизнь граждан.

Глава 1. Понятие и содержание правоотношения

§1.1 Понятие правовых отношений

Становление права, как социальной нормативно-регулятивной системы, как целостного социального института на рубеже III - II веков до н. Э. Привело к коренным изменениям в политической, экономической, духовной и других сферах жизни человечества. Значительные перемены произошли в социальной сфере - в отношениях людей и их коллективных образованиях между собой, в организации общественных отношений.

Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, так как они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников. Право выступает организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория “правоотношение” позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.

Каждый человек состоит с другими людьми, их коллективными образованиями в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, учебных, бытовых, творческих, научных, личных, родственных, дружественных и иных. Прервав эти связи, лишив того или иного человека общения с другими людьми, получим деградацию личности, разрушение человеческого естества. Не случайно, самое страшное наказание, которое придумало человечество для нелюдей, преступников, конечно, после смертной казни, - это пожизненное заключение в одиночной камере.  Прообразом этого наказания у древних племен была наивысшая мера - изгнание из племени.

Общественные связи, общественные отношения получили большой размах. Тысячелетия назад они имели локальный характер, хотя и тогда были относительно развиты. Сейчас же человечество приобретает иные черты, оно действительно становится всеобъемлющим сообществом.

Участники общественных отношений формально, с помощью права, наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами) и превращаются субъектов правовых отношений. Правовые отношения - это возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения - это разновидность общественных отношений. Общественные отношения - это социальные связи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения. 1

Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают невидимые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим происходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограничениями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отношении имеются и определенные границы свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) в юридическую обязанность.

Правоотношение - это юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Правоотношение - это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако, в похожих случаях, когда субъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие. 1 Содержанием этого общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели - юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правового отношения. Однако существует и другая точка зрения относительно соотношения правовых и общественных отношений.

Правовое отношение - следствие действия права, как социального и государственного института. В догосударственном обществе правоотношений не было, т.к. там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правоотношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права.

Правоотношению присущи следующие признаки:

Правовые отношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется их реальная сила и эффективность, именно в правоотношениях они начинают “работать”. Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.

Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.

Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля: во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе.

Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Резюмируя все вышесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это, прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, брачно-семейные и другие отношения. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы:

регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых;

не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;

частично регулируемые.

В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз и навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.

Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.

Наиболее характерные черты (признаки) правоотношений, как особого вида общественных отношений, заключаются в следующем:

Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

§1.2 Предпосылки возникновения и развития правовых отношений

Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Выделяются два вида предпосылок возникновения правоотношений:

1 Материальные (общие);

. Юридические (специальные).

Правовые отношения, как и всякое общественное явление, порождаются, детерминируются материальными условиями общественной жизни. К данным материальным условиям в первую очередь относится экономический строй, базис общества. Однако правоотношения детерминируются не только экономическим строем, но и всеми остальными материальными факторами общественной жизни. Сами правоотношения частично вторгаются в материальные общественные процессы. Эти внутренние факторы правоотношений также определяют свойства их надстроечных компонентов.1

Обусловленность материальными процессами как сущностное свойство правоотношений в определенной мере вбирает в себя материальную детерменированность права и государства. Однако степень зависимости государства, права и правоотношений неодинакова, т.к. правоотношения и сами непосредственно порождаются и обусловливаются материальными процессами общества. Такая двойственность влияет на специфику данного сущностного свойства правоотношений. С одной стороны, большая мера субъективного момента, меньшая выраженность общих интересов и потребностей материального характера сказываются на зависимости правоотношений от материальных факторов общества, придают им большую субъективность и конкретность. С другой стороны, правоотношения связаны с материальной и объективной сторонами общественной жизни теснее, непосредственнее, чем право, государство. Правовые отношения более динамичны, более изменчивы.

В то же время нельзя абсолютизировать материальную детерменированность правоотношений. Они сохраняют за собой способность к относительно самостоятельному существованию, и оказывает активное обратное воздействие на материальные, экономические процессы в обществе. В науке предпосылки возникновения правоотношений принято делить на общие и специальные (или юридические).

К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно:

а) не менее двух субъектов, т.к. человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой;

б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения.

Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению этих потребностей и вызывает к жизни соответствующее правоотношение. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Однако, одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще и формально-юридические. К ним относятся:

а) норма права (исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное, формально определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющегося государственным регулятором общественных отношений.1 Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

б) правоспособность и дееспособность субъектов;

в) юридический факт.2

Юридический факт - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.3

Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых юридических свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом. Жизнь - непрерывная цепь разнообразных фактов, явлений, действий, случаев, событий, но не все из них приобретают юридическое значение, а только такие, которые затрагивают наиболее существенные интересы общества, входят в сферу правового регулирования и могут повлечь за собой известные юридические последствия.

Таким образом, придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочивания общественной и государственной жизни.

Юридический факт - это реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений.

Юридические факты многочисленны и разнообразны, поэтому они довольно подробно классифицируются наукой по различным основаниям в целях выявления их особенностей и более глубокого познания.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. 1 Например, стихийные бедствия - пожары (но не поджоги), наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, приносится вред имуществу, а, стало быть, возникают соответствующие правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никак обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими.2 Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу, выход на пенсию, вступление в брак и т.п.) и неправомерные (все виды правонарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на военной службе, в браке, в родстве и т.п.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).

К числу правомерных действий, вызывающих соответствующее правоотношение, относятся многочисленные акты - документы различных государственных органов и должностных лиц (судебные приговоры, решения, распоряжения, приказы и т.п.).

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенных правоотношений требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).

Как уже отмечалось выше, юридические факты содержатся в гипотезе правовых норм и наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренное нормой права последствие. Соответственно, для юриста всегда важен вопрос о наличии или отсутствии юридического факта при установлении фактических обстоятельств дела и их квалификации. Считается, что убежденность участников правоотношения в существовании или отсутствии юридических фактов может быть основана на очевидности этого обстоятельства (например, что человек не может двигаться быстрее, чем летящий самолет); доказанности наличия или отсутствия юридического факта (например, по результатам судмедэкспертизы делается вывод от причине наступления смерти); презумпции наличия или отсутствия юридического факта (например, презумпции невиновности, презумпции добропорядочности).2

В целом юридические факты играют весьма важную и активную роль в общей правовой системе, являясь своего рода «нервными окончаниями» (рецепторами) сцепляющими нормы права с реальными общественными отношениями. С помощью хорошо придуманной шкалы (набора) юридических фактов, путем придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов, направлять их в нужное русло.

Глава 2. Структура правовых отношений

§2.1 Виды правовых отношений

Классификация правовых отношений может быть произведена по различным основаниям.

Все правоотношения, как и юридические нормы, которые их предусматривают, следует классифицировать по отраслевому признаку. По этому критерию все правоотношения разделяются на государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.1

Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений, например, правоотношения, связанные с договорами купли-продажи, комиссии, подряда, или правоотношения, возникающие при акционировании и приватизации государственных предприятий. Основное содержание таких правоотношений - позитивное, регулятивное. Здесь есть охранительные моменты, но они не выступают на первый план, а имеют вспомогательное значение. Так, при акционировании, приватизации государственных предприятий одним из важнейших моментов является охрана этой деятельности от неправомерного присвоения государственной собственности за счет теневого капитала, за счет коррупции и применения методов, используемых мафиозными структурами. Однако при всей важности охранительного момента и в праве, и в правоотношении он является вспомогательным.

Охранительные правоотношения - это такие правоотношения, основным содержанием которых являются правовые запреты, правовые ограничения либо активные обязанности соответствующих должностных лиц, предусмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях доминирует охранительная функция права.

По взаимосвязи с государством следует различать также общие и конкретные правоотношения. Оба термина условны и указывают лишь на своеобразие отражаемых ими явлений. Вообще, всякое правоотношение по-своему конкретно, и в то же время представляет собой неконкретное обобщение, интегрирующее в себе собирательные черты. Идея общих правоотношений возникла в отечественной науке в 60-е годы и обоснована в работах Алексеева С. С., Матузова Н. И., Фарберга И. Е. Позже круг сторонников этой концепции расширился, а недавно она получила поддержку применительно к современным условиям российской действительности. Наличие общих правоотношений безоговорочно признается государствоведами (конституционалистами), но отрицается представителями гражданского права. 1

В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные, неотчуждаемые) права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в международных пактах, российской декларации прав и свобод человека и гражданина, других основополагающих документах. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, гарантировать их осуществление. 2 В свою очередь граждане должны вести себя в соответствии с нормами Конституции РФ и других законов, соблюдать общий интерес, исполнять свои обязанности, уважать права и свободы других. В конституционных правоотношениях нет юридического факта в традиционном его понимании. Эти правоотношения возникают непосредственно из закона, т.е. роль юридического факта в данном случае выполняет сам закон, его издание. Главное же заключается в том, что в этих правоотношениях одной из сторон является государство, т.к. неконкретизированная сторона, а если она и конкретизируется в лице Президента Российской Федерации, то в Конституции РФ приводится лишь общий механизм гарантирования или правового статуса личности.

Общие правоотношения возникают непосредственно из закона, который порождает правоотношение между личностью и государством. Закон одновременно является юридическим фактом, с которым он же связывает возникновение правоотношения, например, между личностью и государством в связи с введением в силу уголовного закона. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо возлагается обязанность соблюдения соответствующих запретов, а государство приобретает право требовать выполнения этой обязанности гражданами.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов - поступков, актов конкретного поведения, например, договоров купли-продажи, займа, аренды, фрахтования и т.п.

Конкретные правоотношения носят правоприменительный характер, а общие - правообеспечительный и правоохранительный.

Общие и конкретные правоотношения могут возникать на базе как регулятивных, так и охранительных норм. Общие правоотношения чаще всего связаны с действием норм конституции, с реализацией запретов уголовного права. Нормы Конституции являются в большинстве случаев регулятивными, а нормы уголовного права - охранительными. Конкретные правоотношения так же могут быть как регулятивными (например, порождаемые гражданско-правовым договором), так и охранительными (возникающие в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением лица в качестве обвиняемого, назначением и проведением судебной экспертизы и др.).1

По степени определенности субъектов все правоотношения делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правового отношения нет персонально определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, а все остальные субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером является правоотношение, возникающее в связи с реализацией права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью. Все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

Относительные правоотношения - это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Например, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом вещи и ее покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения. 2

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных - обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

Диспозиционные и обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости от того, какой структурный элемент правовой нормы в данном случае используется.

Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически, то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Однако отождествлять это общественное отношение и диспозиционное нельзя. Диспозиционное правоотношение - это уже новое качественное состояние общественного отношения. Необходимо указать так же на то, что данные преобразования общественных отношений, связанные с их правовой регламентацией, могут носить различный характер. Некоторые из них будут иметь позитивную направленность, стимулировать прогрессивное развитие общественного отношения. Другие - наоборот, приобретут регрессивную направленность, тормозя развитие. Все это зависит от качества правовой регламентации, от правильности оценки реального состояния общественных отношений, перспектив их дальнейшего развития. Это является одним из проявлений сущностных свойств диспозиционных правоотношений. 1

Сущность диспозиционных правоотношений выражена в их необходимых, определяющих, устойчивых свойствах, в которых различаются материальные и социально-политические аспекты.

Диспозиционные правоотношения, как и любые другие, порождаются материальными условиями жизни общества. Однако они теснее, глубже связаны с материальными процессами. Таким образом, они находятся в большей зависимости от материальных и экономических условий общественной жизни, что в свою очередь влияет на пределы правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее ярко это проявляется в отношениях собственности, в хозяйственных отношениях между предприятиями, организациями.

В социально-политическом плане диспозиционные правоотношения отражают взаимоотношения между различными социальными группами. Подводя итог, можно сказать, что диспозиционные правоотношения - это урегулированные диспозицией правовой нормы общественные отношения, для регламентации которых создается и вводится в действие сама норма права.

Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т.е. они напрямую связаны с необходимостью применения власти. Относительно обеспечительных правоотношений эта власть приобретает государственный, юридический аспект, и поэтому они выступают как властеотношения. Властеотношения - это особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле. 1

Властный характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным в первую очередь относится комплексный субъект. Это носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т.п. Однако здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных правоотношений.

Второй обязательный субъект обеспечительных правоотношений - это то лицо, или орган, к которому применяются правовые санкции. Они обладают правами и несут обязанности. При этом соотношение прав и обязанностей у различных субъектов неодинаково. Оно зависит от вида применяемых санкций.

Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты).

Как уже отмечалось, обеспечительные правоотношения регулируются санкциями норм права. Санкция - это структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы.1 Санкции подразделяются на поощрительные и охранительные. Охранительные в свою очередь подразделяются на штрафные, правообеспечительные, санкции ничтожности, организационные санкции. К. М. Гарапшин считает, что реализация всех видов санкций связана с возникновением и функционированием обеспечительных правоотношений.2

Выделяются поощрительные и охранительные обеспечительные правовые отношения.

Поощрительные правоотношения - это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального стимулирования.

Охранительные правоотношения связаны, соответственно, с реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры государственного принуждения. К ним относятся штрафные, правовосстановительные, организационно-принудительные, отменяющие и проч.

Штрафные правоотношения связаны с применением юридической кары, претерпевания дополнительных неблагоприятных последствий за совершенные правонарушения.

Правовосстановительные отношения выражаются в принудительном восстановлении нарушенных прав, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей.

Отменяющие правоотношения - это отношения, между субъектами по признанию несуществующим, лишенным юридической значимости правового акта неправомерного характера в форме действия или документа (например, признание недействительной гражданско-правовой сделки).

Организационно-принудительные правоотношения - это отношения, связанные с принудительно-организационными преобразованиями, основанными на неправомерных действиях и состоянии, носящем ущербный для общества характер (например, ликвидация обанкротившихся организаций).

Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер.

Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями.

§2.2 Содержание правовых отношений

Говоря о субъекте и объекте правовых отношений необходимо сказать и о третьем составляющим правоотношения элементе - содержании. Оно скрыто от невооруженного теоретическим анализом и синтезом взгляда. Для его выявления необходимо провести достаточно серьезное теоретическое исследование.

Показывая правоотношения в виде «естественно сложившейся структуры», в виде некой интеллектуальной модели, исторически возникающей и развивающейся в процессе упорядочивания законодателем реальных общественных отношений, мы тем самым закладываем научно-теоретическую базу для:

б) эффективной практической деятельности.1

С целью более глубокого и всеобъемлющего понимания содержания необходимо функциональное назначение правоотношений. В функциональном плане правоотношение есть ничто иное, как проявление человеческого фактора на поверхности государственной и общественной жизни.

Содержание правоотношений, таким образом, можно сравнить с противоречивым процессом взаимодействия социально-психологического и предметно-юридического. В результате перехода одного в другое, в результате упорядочивания личных желаний, социальных условий и правовых требований субъект удовлетворяет свои духовные или материальные потребности путем совершения тех или иных действий, истинный смысл и значение которых и составляет действительное содержание правоотношений.

В более детальном изложении содержание представляет собой процесс взаимодействия комплексных факторов объективного и субъективного порядка.

Во-первых, субъект и объект правоотношения, о которых говорилось выше.

Во-вторых, правовые категории, в которых заложены соответственно программы поведения в виде субъективных прав и юридических обязанностей, юридических свобод и процедуры их осуществления.1

В-третьих, юридические факты и фактические составы как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

В-четвертых, разнообразные формы, средства получения желаемых благ. Эти средства могут определяться или не определяться в праве. Однако в последнем случае они, по крайней мере, не должны противоречить нормам права.

В-шестых, уровень интеллектуально-эмоционально-волевого освоения элементов, так или иначе задействованных в правоотношении, разработки плана поведения и готовность его осуществить.

В-седьмых, совершение действий в рамках отношений, культурно-нравственный уровень поведения субъектов.

В-восьмых, интеллектуальное и эмоциональное восприятие и оценка как собственного поведения (самоконтроль), так и поведения противоположной стороны.

Юридически возможное поведение имеет две формы своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение личности, если только такое поведение не запрещено законом. Это не регулируемое правом поведение. В правовом государстве вмешательство государства и его органов в жизнедеятельность общества, и особенно в индивидуальную свободу граждан, имеет четко очерченные границы.

Юридическое дозволение - это сфера незапрещенного. Существует множество поступков человека, которые не регулируются и не должны регулироваться правом. Они подпадают под действие принципа, применяемого к гражданам в правовом государстве: «все, что не запрещено, дозволено». Есть дозволения иного рода. Они нуждаются в соответствующем правовом оформлении и обеспечиваются государством. Их предусматривают в нормах права.

В отличие от простой незапрещенности субъективное право юридически обозначено и закреплено в правовой форме как вид и определенная мера поведения. Норма права может предусматривать несколько вариантов возможного поведения. Однако существуют и другие способы закрепления субъективных прав. Зачастую указаны только границы возможного поведение и тем самым закрепляется определенный простор для более широко усмотрения самого управомоченного субъекта. В частности, гражданское законодательство, как правило, только в общей форме регулирует договоры купли-продажи. Стороны могут сами договариваться в отношении различных условий, вариантов.1

Субъективное право включает несколько правомочий независимо от его содержания и отраслевой принадлежности:

Во-первых, правомочие обладать определенным благом (например, право собственности включает такие специфические именно для него правомочия, как владение, пользование и распоряжение определенным имуществом);

Во-вторых, правомочие на совершение определенных действий (лицо обладает правом вести себя определенным образом);

В-третьих, правомочие, которое позволяет субъекту потребовать от другого участника правоотношений юридической обязанности (например, арендодатель имеет право требовать у арендатора исполнения обязанностей, оговоренных в договоре аренды);

В-четвертых, правомочие обратиться в судебный орган, если другая сторона не исполняет обязательство.1

Из перечисленных правомочий состоит любое субъективное право. Наряду с этим в зависимости от отраслевого содержания субъективного права оно может включать тот или иной набор специфических правомочий. Например, согласно статье 46 УПК РСФСР, обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по предъявленному ему обвинению, представлять доказательства, заявлять ходатайства.2 Он имеет так же и другие права, перечисленные в статьях 46, 47 УПК РСФСР. Каждое из этих правомочий, предусмотренных законом, по существу, в результате теоретического анализа может быть отнесено либо к правомочию пользоваться определенным благом (например, возможность иметь защитника), либо к правомочию на собственные действия (например, право давать объяснения по предъявленному обвинению), либо к правомочию потребовать выполнения другой стороной (органом дознания, следователем, прокурором и т.п.) соответствующей обязанности либо обратиться к компетентным органам государства за защитой нарушенного права (например, право приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и т.п.).

§2.3 Понятие и виды субъектов правоотношений

В правовых отношениях всегда можно выделить три взаимодействующих элемента: субъект правовых отношения ( приложение 2), объект правоотношения и содержание правоотношения, которое состоит из субъективного права и юридической обязанности.

Прежде всего, о субъекте правового отношения. Субъектом правового отношения является лицо или организация, за которым признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.1 Право превращает участника общественных отношений в субъекта правовых отношений. Таким субъектом, по современным теоретическим воззрениям, может быть физическое лицо (индивид) и организационно оформленное коллективное образование.

В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и т.п.) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям, прежде всего, относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных отношениях).

Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например, рабы, которые могли быть лишь объектами правовых отношений (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а значит, и полноценными субъектами права. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.п.

Теоретические представления о субъекте правоотношения в XIX - XX веках претерпевали большие изменения, отражая динамическое развитие правовой системы.1

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» могут как совпадать, так и различаться. Дело в том, что, во-первых, конкретный гражданин (физическое лицо) как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами правовых отношений. В-третьих, правовые отношения не единственная форма реализации права. Нормы права могут быть реализованы и вне правовых отношений.

В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения, в таких правоотношениях легко просматриваются две противоборствующие стороны - управомоченная и правообязанная.

Можно отметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в юридической литературе прошлых лет, в том числе отечественной, допускалась мысль, что в качестве участников правоотношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т.п.).

К индивидуальным субъектам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, работники дипломатических и консульских учреждений.

К коллективным субъектам принято относить само государство, государственные органы и учреждения, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия, учреждения, фирмы, банки; национально-государственные образования, административно-территориальные единицы.

Понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях.

Надо иметь в виду, что не всякий коллектив людей является субъектом права, а, следовательно, субъектом правоотношения. Так семья, учебная группа, курс, кафедра, бригада и другие общности не обладают этим качеством, т.к. не характеризуются единством воли и цели, а так же внутренней организованностью.

Для того чтобы быть субъектом правоотношений, как физические, так и юридические лица должны обладать особым юридическим свойством, признанным законом. Это свойство - правосубъектность, т.е. способность (возможность) лица быть участником правоотношений. Правосубъектность юридического лица, в отличие правосубъектности физического лица, является специальной и определяется целями и задачами деятельности данной организации, закрепленными в ее уставе.

Правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью.

Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме. Это обусловлено, прежде всего, различиями между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию.

Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане.11

В законодательстве ряда стран на объем правоспособности влияет пол, а именно сохраняются некоторые ограничения для участия женщин в политической жизни. На правоспособность влияет также и здоровье лица. В частности, здоровье относится к брачной правоспособности.

Еще одним условием, влияющим на правоспособность физического лица, является то, что в дореволюционной литературе называли гражданской честью.

В современном цивилизованном обществе нет, и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX века (французский гражданский кодекс 1804 года и германское гражданское уложение 1896 года). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видно, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако впоследствии он приобрел более широкое значение.11

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:

неотъемлема от личности;

не зависит от пола, расы, национальности, возраста, профессии, места жительства, имущественного положения, принадлежности к религии и др.;

непередаваема (ее нельзя передать другому человеку);

она первична по отношению к субъективному праву, играет роль предпосылки субъективного права;

абстрактна, в то время, когда субъективное право конкретно.

В понятии «правоспособности» сущность заключается не в «праве», а в «способности».

Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством - юридической способностью быть носителем соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право.1

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а определена лишь гражданская правоспособность (см. выше).22

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (например, в семейном, трудовом, избирательном).

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, для наличия которой требуется специальное образование (например, юридическое, экономическое, музыкальное) или умения, навыки, талант. Правоспособность юридических лиц так же признается специальной, определяющейся целями и задачами их деятельности, указанных в соответствующих уставах или положениях.

§2.4 Объекты правоотношений понятия и виды

Еще одной составляющей правоотношений является объект. Научное определение объекта правового отношения является крупной проблемой в теории права.

Под объектом правоотношений понимаются те разнообразные фактические общественные отношения, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности его участников,1 это состояние, которого стремятся достичь субъекты правоотношений. 2

С философской точки зрения под объектом правоотношения понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятельность человека. Это самое широкое, абстрактное определение субъекта. Объект и субъект - парные категории. В практической жизни термин «объект» соотносится не только с человеком как разумным существом, но и с любым другим фрагментом действительности (предметы, процессы, явления). Поэтому любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другого явления, выступает объектом последнего. Во всеобщей взаимосвязи субъект может стать объектом и наоборот. Именно в этом смысле в правовой науке говорят об объектах и субъектах права, правонарушений, правоотношений, ответственности, толкования и применения законов, наказания и т.д. Во всех этих случаях понятия объекта и субъекта не имеют сугубо философского содержания, а служат в основном лишь операционным целям.3

Согласно второй позиции, объект правоотношений отличается многообразием соответствующим видам регулируемых общественных отношений. Это плюралистическая концепция.1 В юридической литературе высказывалось мнение, что в отдельных случаях объектом правоотношений может выступать личность человека. В качестве примера приводят брак, когда взаимный интерес супругов состоит не только в определенном поведении друг друга, но и в личных качествах. При этом важно, чтобы «господство одного лица» не исключало личной свободы другого. Признавалось так же право на собственную личность.2

В зависимости от характера и видов правоотношений их объектами являются:

материальные блага (вещи, предметы, ценности);

нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и неприкосновенность личности);

продукты духовного творчества. Это могут быть произведения литературы, музыки, искусства, живописи, скульптуры, а так же изобретения, открытия, рационализаторские предложения,3 т.е. результаты интеллектуального труда.

Ценные бумаги, официальные документы (акции, облигации, деньги, чеки, векселя, дипломы, паспорта и т.п.);

фактическое поведение участников правоотношения: услуги и их результаты. Этот вид объекта характерен для правоотношений, возникающих на основе норм уголовно-исполнительного права (в сфере исполнения наказаний), административного права и других отраслях.

В жизни существуют и такие правоотношения, в которых состоит несколько видов из числа перечисленных объектов. Это относится, например, к правоотношениям, вытекающим из договора о создании, разработке и передаче научно-технической продукции. Такие договоры предусматривают вид выполняемых работ, сроки, оплату и конечный результат - производство определенной продукции, являющейся разновидностью собственности.1

Итак, теория на современном этапе утверждает о многоаспектности объектного содержания правовых отношений. Это и предметы материального мира, и объекты духовной жизни. Сюда же относятся и требование поведения субъектов, и результат этого поведения.

Словом, как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Даже человек как вещь в некоторых правовых системах становится объектом правоотношений, в частности в рабовладельческих обществах.2

Важно иметь в виду, что объект правоотношения отнюдь не пассивный элемент. Он так же влияет на содержание конкретного субъективного права, юридической обязанности. Одни правомочия требуются для достижения необходимого общественного состояния, другие для возмещения вреда и т.д.

Глава 3. Понятие юридических фактов и их классификация

Правоотношения - динамичное явление. Они возникают, изменяются, прекращаются, реализуются. Динамика правоотношений связана с реальными жизненными обстоятельствами, то есть, с юридическими фактами.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо - в гипотезе, косвенно - в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, то есть лица - адресаты нормы - приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции.

Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей покупателя и продавца устанавливается не столько нормой гражданского права, сколько договором между сторонами, а последней является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, то есть совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения пенсионного правоотношения нужны достижение определенного возраста, наличие трудового стажа и решение органов социального обеспечения о назначении пенсии).

Функции юридических фактов:

• функция вовлечения субъекта права в правоотношение;

• функция порождения правосубъектности, ее приобретения или возникновения (например, с рождением ребенка возникает гражданство; для создания предприятия необходима регистрация).

Следовательно, юридические факты служат основанием не только для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но и целенаправленное движение последних является главным следствием юридических фактов.

В научной и учебной литературе под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление тех или иных правовых последствий возникновение, изменение или прекращение правового отношения. Уже в этом определении видно своеобразие юридических фактов.

Во-первых, это - конкретные жизненные обстоятельства, элементы объективной социальной действительности.

Во-вторых, это обстоятельства, признанные нормами права, прямо или косвенно отраженные в законодательстве. «Жизненные факты, справедливо отмечал Н. Г. Александров, сами по себе не обладают каким-то имманентным свойством быть или не быть юридическими фактами.

. Материально-идеальный характер юридических фактов вытекает из философского понятия факта. В философской литературе разграничивают несколько значений категории «факт». Г. И. Садовский, в частности, отмечает, что фактом называют фрагмент (дискретный кусок) действительности. Это - первая ступень формирования данного понятия. Вторая ступень связана с пониманием того, что факт - такой элемент действительности, который дан человеку в восприятии, чувственном опыте. На третьей ступени логического развития формируется понятие «эмпирический факт». Это уже не просто воспринятое, а определенным образом запечатленное, оформленное и осмысленное явление действительности.

Диалектико-материалистический подход к понятию «факт» в философии служит основой для понимания фактов в других общественных, а также естественных науках.

Юридические факты - разновидность социальных фактов. Это явления объективной реальности, отраженные в специфической идеальной системе законодательстве. Язык законодательства также считается особым функциональным стилем, разновидностью делового, официального языка. Думается, вопрос о юридических фактах должен быть решен аналогично. Их нельзя отнести ни к эмпирическим, ни к теоретическим, они находятся как бы «между» ними. Это обширная группа фактических обстоятельств, связанная с особой областью социального управления правовым регулированием общественных отношений.

Признание материально-идеального характера юридических фактов позволяет увидеть, что каждый конкретный юридический факт - не случайное изолированное явление, а в известном смысле и порождение данной право-вой системы.

В научной литературе и правоприменительной практике о юридических фактах часто говорят как о явлениях материальной действительности, отвлекаясь от их нормативного опосредования, или, напротив, имеют в виду совершенствование нормативной модели юридических фактов, оставляя в стороне конкретные события и действия. Думается, такой подход вполне допустим. В сложном явлении, каким предстает перед нами юридический факт, можно выделять различные аспекты, отношения, срезы. Естественно, для определенных научных и практических целей могут понадобиться только некоторые из них. Важно лишь, чтобы материально-идеальный характер юридических фактов, тесное единство материального содержания и юридического выражения не ускользали из поля зрения ученого, практического работника.

Идеальная модель юридического факта (фактического состава) закрепляется в гипотезе юридической нормы (или нескольких норм.) «В практике применения правовых норм, - справедливо отмечал П. Е. Недбайло, установление фактической гипотезы (фактического состава) сливается с установлением гипотезы нормы и, наоборот, анализ гипотезы правовой нормы, установленной законодателем, сливается с анализом фактического состава». Вместе с тем между гипотезой и моделью факта не следует ставить знак равенства. Гипотеза - элемент правового предписания, связанный с другими элементами - диспозицией или санкцией. Не совпадают они и по объему: модель сложного юридического факта (фактического состава) может быть закреплена в гипотезах нескольких юридических норм.

Выделение материальной и идеальной сторон в понятии «юридический факт» позволяет очертить его основные признаки. Рассмотрим сначала признаки, характеризующие материальную сторону этого понятия. Юридические факты есть обстоятельства:

конкретные, определенным образом выраженные вовне. Юридическими фактами не могут быть мысли, события внутренней духовной жизни и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство учитывает субъективную сторону действий (вину, мотив, цель, интерес) как элемент сложного юридического факта, например состава правонарушения;

выражающиеся в наличии либо отсутствии определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие), но и так называемые негативные факты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства и т. п.);

несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно интересы общества, государства, коллективов, личности.

Другая группа признаков связана с моделью юридических фактов и раскрывает нам нормативную, идеальную сторону этого явления. Юридические факты есть обстоя-тельства:

прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Как будет показано ниже, существуют и индивидуально-определяемые факты, лишь в общем виде (косвенно) предусмотренные в законодательстве;

зафиксированные в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Юридический факт имеет правовое значение, как правило, лишь в том случае, если он надлежащим образом оформлен и удостоверен (в виде документа, справки, журнальной записи и т. д.);

вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду прежде всего возникновение, изменение либо прекращение правового отношения. Но юридический факт может вызвать и иные правовые последствия, например, аннулировать другие юридические факты.

. Важнейший признак юридического факта - его способность вызывать наступление правовых последствий. В чем источник данной способности?

Какова природа связи факта и правовых последствий? Эти вопросы были поставлены и широко обсуждались в юридической научной литературе прошлого столетия. Немецкие юристы-догма-тики (Беккер, Виндшейд и др.) считали связь факта и правовых последствий особым видом причинности. Иное решение у Бернгефта и Колера, авторов известного курса германского гражданского права.

В юридической литературе можно встретить выражения «юридические факты - причина правовых последствий», «правовая казуальность» и т. п. Вряд ли следует расценивать их как возвращение к концепции «юридической причинности». Это, скорее, образные сравнения, нежели теоретическая позиция авторов по данному вопросу.

Своеобразную позицию занимал С. Ф. Кечекьян. Он считал юридические факты непосредственной причиной возникновения и прекращения правоотношений, но одновременно подчеркивал, что свести полностью причинные связи к зависимости правоотношений от юридических фактов значило бы отдать дань «юридическому мировоззрению».

Концепцию «юридической причинности» можно было бы считать достоянием истории, если бы не одно обстоятельство. В научной литературе предпринята новая попытка истолковать связь юридических фактов и правовых последствий с точки зрения причинности. Юридические факты, пишет А. П. Дудин, «признаются непосредствен-ной причиной, вызывающей начало регулирования отдельными нормами права отдельных фактических общественных отношений или прекращающей такое регулирование. Однако юридические факты играют одновременно и другую противоположную роль: они способствуют изменению, развитию фактических общественных отношении, а значит, и процессу правообразовання...». Это положение свидетельствует о том, что в проблеме «юридической причинности» не все ясно, она нуждается в дальнейшем обсуждении. Хотелось бы высказать следующие соображения.

Прежде всего, приведенное выше положение о том, что связь факта и правовых последствий не является не может являться причинной, по нашему мнению, правильно и не нуждается в пересмотре. Однако «не являются» - негативная характеристика; остается открытым вопрос, чем же является связь факта и правовых последствий, что она собой представляет?

Нельзя не видеть, что связь факта и правовых последствий отличается рядом специфических признаков: она субъективна по своему происхождению, поскольку основывается на норме права, а иногда и на правоприменительном акте; гарантируется системой юридических средств; по своему содержанию носит упорядочивающий, регулирующий характер; в конечном счете обусловлена общественным и государственным строем, объективными закономерностями и тенденциями общественного развития.

Далее, в приведенном положении А. П. Дудина, как можно заметить, речь идет о двух неодинаковых явлениях: с одной стороны, о связи юридических факторов, и правовых последствий, с другой стороны, о связи социальных фактов и обусловленных ими юридических норм. И те и другие факты автор именует «юридическими». По нашему мнению, это ведет к тому, что теряется грань между философской и специально-юридической проблематикой в юридической науке. Ведь ясно, что в первом случае факты рассматриваются в специально-юридическом разрезе, как элемент механизма правового регулирования; во втором случае речь идет о философской, общесоциологической проблеме, об обусловленности норм права темп или иными социальными фактами. Это - грани «фактического» в праве, которые следует отчетливо разграничивать. Как представляется, наряду с понятием «юридический факт» целесообразно ввести в научный оборот категорию «юридический фактор».

Юридические факторы - те социальные факты (экономические условия, деятельность государства, судебная практика и др.), которые оказывают влияние на механизм правообразования, вызывают изменение действующего законодательства, принятие новых норм. Юридические факторы появления отдельных норм, нормативных актов, институтов права и т. д. неодинаковы. Но в любом случае они не сливаются с юридическими факта-ми. Изучение юридических факторов с использованием современных методов социологии позволит повысить научную обоснованность права, его эффективность.

Наконец, проблема «юридической причинности», по нашему мнению, не лишена практически значимых сторон. Юридический факт не есть причина правовых последствий. Но каковы причины появления его самого, какими предпосылками он обусловлен? Эти вопросы отнюдь не второстепенны для юридической науки. Зная причины появления в общественной жизни тех или иных фактических обстоятельств, государственные органы могут более уверенно и обоснованно строить правовое регулирование общественных отношений, прогнозировать эффективность принимаемых юридических норм.

Вопрос о причинах, обусловливающих возникновение в социальной системе фактических обстоятельств, для юридической науки, конечно, не нов. Существует развитая теория причин преступности, имеющая обширную литературу. На этой основе разрабатывается методика анализа причин отдельных видов преступлений. Однако за рамками криминологии причины возникновения юридических фактов мало разработаны. Так, причинам юридических проступков в научной литературе уделяется явно недостаточное внимание, хотя проступки более распространены, чем преступления. Еще менее освещен вопрос о причинах возникновения правомерных юридических фактов - юридических поступков, сделок, административных актов.

Не претендуя на окончательное решение проблемы причин возникновения правомерных юридических фактов, попытаемся наметить некоторые пути ее исследования. На наш взгляд, в общетеоретическом плане можно говорить о социальном механизме порождения того или иного правомерного юридического факта, охватывающем комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих закономерностей, предпосылок, условий. Можно выделить три комплекса предпосылок.

Во-первых, общие социальные предпосылки. К ним следует отнести общественный строй, существующую систему хозяйства, сложившийся образ жизни, демографические тенденции и т. д. Данный комплекс предпосылок не всегда виден в конкретном случае. Государственные органы, должностные лица, устанавливающие правомерные юридические факты в связи с конкретным делом, порой не выявляют их социально-экономические корни. Да и вряд ли целесообразно в каждом случае выяснять, следствием каких объективных процессов явились данные правомерные факты. Но эти социально-экономические корни существуют, и они мощно формируют массив фактических обстоятельств, создавая благоприятные условия для появления одних юридических фактов и тормозя возникновение других. Изучение общесоциальных предпосылок позволяет оценить реальность тех или иных норм, институтов, нормативных актов права, фактическую возможность использовать закрепленные в них права и гарантии.

Во-вторых, некоторые специальные предпосылки. Это более узкая область общественных отношений, прямо обусловливающая появление конкретной категории юридических фактов. Например, факты заключения и расторжения брака связаны со сложившейся в обществе системой семейно-брачных отношений; трудовой договор, стаж и т. п. - порождение системы трудовых отношений. Специальные предпосылки представляют уже непосредственный практический интерес для правоприменительных органов, так как позволяют выявить тот социальный контекст, внутри которого сформировался и существует юридический факт. При производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде компетентный государственный орган, согласно закону, обязан установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять меры к их устранению. Думается, круг случаев, когда на государственные органы и организации возлагается обязанность установления причин и условий появления факта, должен быть расширен и распространяться не только на правонарушения, но и в ряде случаев на правомерные юридические факты (увольнение с работы по собственному желанию, возбуждение ходатайства об усыновлении и др.).

В-третьих, некоторые организационно-юридические предпосылки. Если, например, согласие работника на принятие полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему на хранение или для других целей, не оформлено соответствующим письменным договором, то подобный «юридический факт» не имеет правового значения. Следовательно, в число предпосылок, обусловливающих появление юридических фактов, входит деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, административно-технических работников, которая заключается в фиксации, установлении и удостоверении юридических фактов, придании им определенном законом формы.

Выяснение общих и специальных причин возникновения правомерных юридических фактов предполагает глубокий анализ экономических и политических отношении, обобщение статистического материала, проведение в ряде случаев социологических исследовании. Надо полагать, что эта проблема найдет со временем своего исследователя.

. Трудности в определении юридического факта, установлении его связи с правовыми последствиями во многом проистекают из того, что в правовом регулировании функционируют фактические обстоятельства различного характера, отношение которых к правовым последствиям неодинаково. В дореволюционной цивилистической литературе разграничивались основания (юридические факты) и условия юридической сделки. Аналогичное подразделение мы находим у А. Манигка: «Состав правовой сделки не охватывает всех имеющих значение предпосылок».

В структуре фактических обстоятельств, связанных с наступлением правовых последствий, выделяются три круга фактов.

Первый круг - это социально значимые факты, образующие в совокупности ту или иную социальную ситуацию. Любой юридический факт, как уже отмечалось, есть лишь часть обширного комплекса социальных условий и предпосылок, связанных с данным правоотношением. Правомерно ли концентрировать все внимание на юридических фактах и отбрасывать остальные (необходимые и случайные, постоянные и переменные) элементы социальной ситуации? Анализ юридических и неюридических обстоятельств в совокупности позволяет выявить действительные рамки социальной ситуации, ее подлинное содержание. Этот анализ подчас обнаруживает такие обстоятельства, которые по тем или иным причинам не попали в число юридически значимых, но имеют принципиальное значение.

Второй круг фактов составляют юридические условия-обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных звеньев. Например, для увольнения рабочего или служащего необходимо, помимо прочего, существование трудового правоотношения. Последует ли из этого, что все правообразующие факты трудового правоотношения входят в правопрекращающий фактический состав? Думается, нет. Правопрекращающий состав не может и не должен вбирать в себя всю цепь предшествующих правообразующих и правоизменяющих юридических фактов. Они примыкают к нему иначе - в качестве юридических условий.

Разграничение юридических фактов и юридических условий имеет существенное практическое значение. Правоприменительный орган должен установить все необходимые юридические факты. Что касается юридических условий, то их наличие обычно резюмируется. Иначе правоприменительный орган в каждом случае должен был бы устанавливать бесконечную цепь юридических фактов, прямо и косвенно связанных с данным правовым последствием.

Существует несколько групп юридических условий. Одна из них - факты, обусловливающие правоспособность и гражданское состояние субъектов права. Сюда следует отнести, в частности, гражданство, пол, возраст, семейное положение, образование. Не являясь элементами конкретных фактических составов, эти юридически значимые обстоятельства выступают юридическими условиями для крупных массивов правовых связей. В литературе такие факты получили обобщенное наименование элементов гражданского состояния.

Другая группа юридических условий - элементы правообразующих, правоизменяющих, правопрекращающих составов, предшествующих данному. Например, наличие права собственности на вещь служит юридической предпосылкой для распоряжения этой вещью - вступления в правоотношения мены, дарения, купли-продажи и т. д. Юридические основания приобретения права собственности, как правило, не входят в состав новой сделки, а примыкают к нему в качестве юридического условия. Наиболее часто в качестве юридических условий выступают факты-правоотношения, отражающие участие данного субъекта в длящихся правовых связях (особенности фактов-правоотношений будут рассмотрены в гл. II).

Юридические условия не следует смешивать с юридическими фактами, по тем или иным соображениям выведенными за рамки конкретных составов. Иногда такого рода факты тоже называют «условиями», например условия действительности сделки, условия освобождения от ответственности и др. Речь идет, как представляется, о разных явлениях. Чтобы рационально построить нормативный акт, повторяющиеся элементы фактических составов могут быть вынесены в его общую часть, урегулированы специальными нормами. Наиболее часто за рамки составов выносятся их процедурно-процессуальные элементы.

Возникает вопрос, существует ли четкая граница между юридическими условиями и юридическими фактами?

Есть несколько разграничительных признаков:

как уже отмечалось, юридические факты обусловливают правовые последствия прямо, юридические условия - косвенно, через одно или несколько промежуточных звеньев (чаще всего через факт-правоотношение);

юридический факт связан с данным конкретным правоотношением; юридическими условиями обычно детерминируется несколько различных правовых связей;

юридические факты, как правило, обстоятельства разового, ситуационного значения; юридические условия, напротив, в большинстве своем факты длительного действия.

В правовой литературе гражданство, пол, возраст, состояние здоровья и т. д. часто именуют юридическими фактами. Не противоречит ли это предлагаемому разграничению юридических фактов и юридических условий? Думается, противоречия здесь нет. Данные социальные обстоятельства обусловливают особый тип правовых связей - общие (общерегулятивные) правоотношения. Следует подчеркнуть, что отнесение ряда фактических обстоятельств к юридическим условиям не означает их какой-либо дискредитации, не делает их «второстепенными» юридическими фактами. В одних правоотношениях фактические обстоятельства могут быть юридическими фактами, в других, связанных с первыми, - они проявляют себя как юридические (нормативные) условия.

Третий круг фактов - юридические факты. Они далеко не однородны: различаются по своим функциям, способу закрепления, степени определенности и иным существенным признакам. Но все юридические факты - это непосредственное основание наступления правовых последствий: возникновения, изменения, прекращения правоотношений, появления некоторых иных правовых последствий. Какие фактические обстоятельства могут иметь юридическое значение, а какие нет? Как из массы важных и второстепенных фактов выбрать те, которые наиболее полно обрисовывают регулируемую правом социальную ситуацию?

. В правовом регулировании юридические факты выступают, как правило, в составе объединений, комплексов фактов. Фактическая предпосылка, состоящая из одного элемента - юридического факта, - сравнительно редкое явление. Представляется необходимым различать две категории фактических комплексов - группу юридических фактов и фактический состав.

Группа юридических фактов - это несколько фактических обстоятельств, каждое из которых вызывает одно и то же правовое, последствие.

Группу юридических фактов можно изобразить схематически:

,2,3 - юридические факты

- правовое последствие

Заключение

В настоящей курсовой работе была рассмотрена общетеоретическая сторона такого общественного явления, как правовые отношения. Везде, где существует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения.

Правоотношения составляют основную сферу общественной жизни. Везде, где существует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения - одна из главных проблем теории права.

Завершая свою курсовую работу, считаю еще раз подчеркнуть важность данной темы, ведь овладение данной темой очень важно для квалифицированной и успешной работы будущего правоведа, будущего юриста, независимо от того, в какой отрасли права ему придется работать. И это действительно так. Ведь правовые отношения, будь то гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и т. д. всегда построены на наличии у их субъектов прав и обязанностей.

На том основано развитое гражданское общество, которое предполагает, что все права одних лиц должны удовлетворяться за счет обязанностей других. Поэтому выполнение всеми членами общества своих прав и обязанностей есть залог процветания общества.

На основании вышеизложенного, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно делегирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Можно сказать, что все задачи поставленной работы выполнены успешно.

Вероятно, будет возможность продолжить дальнейшее исследование данной тематики или более подробно остановиться на рассмотрении какого-либо вопроса, соответствующего ей.

Список использованной литературы

I.Законодательство и иные нормативно-правовые акты:

.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Теис, 2014. - 48 с.

.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Теис. - 2014. - 4 с.

.Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года. Официальный текст по состоянию на 15 ноября 2014 года. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2014.

II.Специальная литература:

.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 2009. - 152 с.

.Власов В.И. Теория государство и право: // Юрист. - 2002. - № 10. - 9 с.

.Гранат Л. Н. Правовые отношения // Юрист. - 2004. - № 10. - 9 с.

.Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 2010. - 17 с.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 2013. - 316 с.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 2013. - 496 с.

.Гранат Л. Н. Правовые отношения // Юрист. - 2009. - № 10. - 9 с.

.Гранат Л. Н. Правовые отношения // Юрист. - 2009. - № 10. - 13 с.

.Гранат Л. Н. Правовые отношения // Юрист. - 2009. - № 10. - 14 с.

.Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 2010. - 37 с.

.Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 2009. - 41 с.

.Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 607 с.

.Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 2010. - 42 с.

.Правоотношения и их роль в реализации права / Науч. ред. Ю. С. Решетов. - Издательство Казанского университета, 2010. - 15 с.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2008. - 392 с.

.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 2009. - 10 с.

.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 2009. - 15 с.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 2013. - 484 с.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. - М.: Юристъ, 2013. - 486 с.

.Гранат Л. Н. Правовые отношения // Юрист. - 2009. - № 10. - 12 с.

.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Том 2. Теория права. - М.: Юристъ, 2009. - 22 с.

.Курцев Н.П. Правовая природа юридических фактов/ Н.П. Курцев, Е.Н.

.Манов Г. Н. Теория государства и права. - М.: Издат-во БЕК, 2008.-324с.

.Горюнова // Юрист. 2011. - №10. 24-30с.

.Большой юридический словарь /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 790 с.

III.Электронные ресурсы:

.Википедия - свободная энциклопедия - Режим доступа: #"883822.files/image001.gif">

Приложение 3

Юридические факты


Похожие работы на - Правовые отношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!