Тема: Технологический подход решения социокультурных проблем

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    1,15 Мб
Технологический подход решения социокультурных проблем
Технологический подход решения социокультурных проблем
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

.1 РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТЕХНОЛОГИИ СКД (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

.2 РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

.3 ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ

. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРНЕТ-СМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЕСТА ПЕРМСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЙ СКД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире Интернет-ресурсы играют ключевую роль, в том числе и в культуре. На данный момент появилось множество инновационных технологий, способных формировать личность человека в виртуальном пространстве. Данной работой автор постарается проанализировать технологический подход в решении социокультурных проблем региона, посредством Интернет-СМИ и социальных сетей.

Тема курсовой работы - Технологический подход решения социокультурных проблем. Актуальность исследования заключается в том, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, в том числе и культурной. Уже последние несколько лет идет постоянная информационно-просветительская деятельность в Интернет-пространстве, влияя на сознание масс людей, пользователей сети. Культура не является исключением и уже появились новые технологические подходы в решении социокультурных проблем, которые и будут разобраны в данном работе.

Социальной значимостью проблемы является ценность знания технологического подхода в решении социокультурных проблем, а именно изучение региональных Интернет-СМИ и социальных сетей в контексте формирования культурных ценностей человека.

Целью работы является изучение Интернет-СМИ и социальных сетей, как технологии решения социокультурных проблем.

Объектом исследования являются Интернет-СМИ и социальные сети, также информационно-просветительские технологии и анализ практического исследования, проведенного автором.

Предметом исследования является технологический подход в решении социокультурных проблем и анализ исследования, проведенного автором.

Задачи исследования:

oРассмотреть понятия «Интернет-СМИ», «информационно-просветительские технологии» и «культурная политика»;

oОбнаружить сферу реализации Интернет-СМИ и социальных сетей в процессе решения социокультурных проблем;

oПроанализировать опыт реализации Интернет-СМИ и социальных сетей, с точки зрения использования информационно-просветительских технологий.

Методы исследования:

oПоиск материала по данной проблеме;

oИзучение теоретического и практического материала по вопросу технологический подход в решении социокультурных проблем;

oПроведение исследования «Роль Интернета в социально-культурной активности студента»

oАнализ изученного материала.

Научная новизна исследования заключается в обогащение теории социально - культурной деятельности новыми результатами исследования вопроса технологического подхода в решении социокультурных проблем.

Практическая значимость исследования заключается в возможности переноса полученных знаний о технологическом подходе решения социокультурных проблем на практику.

Степень разработанности проблемы активно осуществляется в наше время специалистами социокультурной сферы, так как Интернет пространство активно влияет на развитие социально-культурных технологий и меняет представление о привычных формах досуга. С каждым годом выпускается все больше литературы по данному вопросу, включая научные статьи. Изучением данного вопроса занимались: Ариарский, А. И., Жарков, А. Д., Болотников И. М., Козлова Т. В., Куличкина Г.В., Звездин В.Я. и другие. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которых раскрывается вопрос технологического подхода в решении социокультурных проблем и анализа его реализации, заключения и списка использованных источников.

1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

В первой главе автор рассмотрит технологический подход в решении проблем современной культурной политики в регионе, роль Интернет-СМИ и социальных сетей в решении данных проблем, затронув разные точки зрения специалистов социально-культурной деятельности и культурологии, а так же рассмотрит информационно-просветительские технологии в региональных Интернет-СМИ. Над этими вопросами работали: Ариарский, А. И., Жарков, А. Д., Болотников И. М., Козлова Т. В., Куличкина Г.В., Звездин В.Я. и многие другие.

.1 РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТЕХНОЛОГИИ СКД (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Социально-культурная деятельность как явление культуры, предмет государственной культурной политики и существенный фактор становления и развития гражданского общества утвердила себя лишь в последние десятилетия, но уже сегодня она принципиально опередила предшествовавшие ей формы духовной жизни тем, что опирается не на мысли отдельных философов или ораторов эллинской эпохи, создававших вокруг себя оазисы процветания культуры, не на утопические идеи просветителей XVIII века; не на опыт культурно-просветительной работы в СССР, содержание и методика которой предопределялась лишь решениями правящей партии. Бесспорное преимущество современной социально-культурной деятельности проявляется в опоре на научное осмысление сущности и природы процесса организации взаимодействия людей, создающих, осваивающих, сохраняющих и распространяющих значимые ценности культуры. И решающую роль в этом сыграли инновационные технологии социально-культурной деятельности, в частности в виртуальном пространстве Интернета.

В современном, полном противоречий мире сложнейший процесс становления личности не укладывается в традиционные рамки семьи и учебно-воспитательных учреждений, на нем все более активно сказывается социализирующее влияние средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций, круга общения, всей микросреды формирующейся личности. Механизм хоминизации, социализации и инкультурации раскрывает прикладная культурология, которая, в свою очередь, широко опирается на методики, веками наработанные отечественной и сравнительной педагогикой. Это в значительной мере обусловлено тем, что, с одной стороны, педагогическая наука и педагогическая практика унаследовали лучшие, уходящие в далекое прошлое приемы и способы стимулирования гармонического развития личности, а с другой, следуя духу времени, активно используют для этого новейшие достижения общей и социальной психологии, социологии, этики, эстетики, теории управления и других наук.

Процесс становления педагогической культурологии осуществляется достаточно активно, но он далеко не завершен. От нового направления культурологического знания наука и практика ждут ответов на многие вопросы, а именно, каким образом:

приобретаются, расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о сложившихся ценностях культуры;

формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества;

осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;

какими путями, средствами и методами нужно решать задачи передачи из поколения в поколение социально-культурного опыта;

обеспечить усвоение формирующейся личностью способов регуляции социального бытия, формирования в каждом человеке повседневной практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

Анализ современной социокультурной ситуации в России свидетельствует об углублении противоречий между принятыми моделями развития и отечественной историко-культурной традицией, о нарастании процессов смыслоутраты, нарушении механизмов преемственности и самовозобнавляемости культуры, ограничении доступности ее ценностей. Государство отвечает за самовозобнавляемость культуры в стране: за образование, за свободу творчества при полном его невмешательстве в творческую жизнь. Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства. Культурная политика государства должна учитывать деятельность всех социальных институтов, участвующих в культурном строительстве, создавать соответствующие механизмы осуществления этой политики на межведомственной основе.

Важно сделать культуру «цементом общества», посредником между государством и обществом. Именно в культуре, а не в проекте государства общество должно найти свою систему ценностей. Культуре в трансформации общества должно принадлежать особое место. Власть не должна использовать культуру как инструмент против общества. Возрождение России возможно только благодаря культуре, а не идеологии. Основные принципы культурной политики государством законодательно закреплены и по сути своей мало чем отличаются от аналогичных законодательных норм других стран. Что же касается реальной деятельности государства в области культуры, то она находится в явном противоречии с принятыми законами. За последние годы отечественная культура развивалась не столько благодаря, сколько вопреки им при явном дефиците внимания со стороны властей и растущем беспокойстве за судьбу культуры российской общественности. В сложившихся условиях нарастает процесс «раскультуривания» населения: снижение интереса молодежи к образованию (точным знаниям); вытеснение культурной деятельности из структуры досуга населения бездуховными, отупляющими разум и чувства развлечениями; выезд одаренной молодежи и интеллектуальной элиты за рубеж. Духовный разрыв между поколениями не только подрывает современные возможности развития общества, но и обрекает его на прозябание на десятилетия.

Причинами неэффективной практики управления процессами формирования федеральной культурной политики являются следующие. Продолжается примат политики и идеологии в области культуры, сохраняется «остаточный подход» к гуманитарной деятельности на уровне государственного управления и финансирования. Наблюдается недооценка негативной реакции обширного слоя образованной части россиян на ориентацию власти на прозападные духовные ценности, экспансию западной массовой культуры. Часто власть игнорирует проблемы творческой молодежи, не создает достаточных условий для ее самореализации и притока в сферы культуры, недооценка властью унизительного социально-экономического положения большинства групп интеллигенции, работников культуры. Общество в своем обновлении вряд ли достигнет успеха, если не будет опираться на факторы культуры. Без единого культурного пространства не может быть в полиэтнической стране единой политики и экономики.

В российском обществе, с одной стороны, усилились процессы демократизации культурной деятельности: складываются предпосылки для свободы творчества; вовлеченности в культурные процессы широких групп населения, а с другой стороны, вторжение в сферу культуры рыночной стихии привело к ее заметной коммерциализации и снижению качества. Сложные и неоднозначные процессы, происходящие в российской культуре, характеризуются: утратой духовно-нравственных ориентиров развития общества; вымыванием из общественного сознания традиционных ценностей и заменой их на инокультурные; децентрализацией управления отраслью культуры, ее регионализацией; хроническим недофинансированием. Кризис культурной политики вызван несоответствием традиционных теоретических моделей изменившейся социокультурной ситуации, декларативным характером государственной политики в сфере культуры, допущенными ошибками в определении приоритетов развития социокультурной сферы, отсутствием стратегически выверенных и научно-обоснованных направлений культурной политики на федеральном и региональных уровнях, отсутствием в системе структур власти элементов, способных оценивать реальные проблемы и отражать их в форме государственных решений.

Решение данных проблем во многом зависит от концептуальной обоснованности и технологической оснащенности культурной политики на региональном уровне. Именно в регионах складывается стратегия развития культуры, учитывающая совокупность факторов, определяющих специфику территории, ее историко-культурный потенциал, характер и содержание социально-экономических, социокультурных и других проблем. Сущность культурной политики сегодня состоит в компенсации негативных тенденций, обусловленных неупорядоченностью механизмов самоорганизации и саморазвития культуры, а также рассогласованностью интересов различных социальных сил и их учета при определении приоритетов культурной политики. Сложившееся противоречие между реальным состоянием региональной культурной политики и ее потенциальными возможностями ставит задачу разработки как теоретических основ, так и технологии формирования и реализации региональной культурной политики. Это всесторонний ее анализ: уточнение методологических оснований, ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимодействия. Процессы, тенденция, конкретные факты культурной жизни наблюдаются на двух уровнях: федеральном и региональном (край, область, город и т. д.). Поэтому культурная политика должна органически связывать глобальные тенденции и местные особенности. Целесообразность переноса акцентов в культурной политике на региональный уровень обусловлена тем, что на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и ресурсов - институционных, материальных, человеческих; именно на локальном пространстве достигается максимальная активность субъектов, их участие в культурных процессах; регион представляет собой совершенно конкретный объект управления. В силу всего этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивающие необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления.

Регион как объект культурной политики - это определенная духовно-культурная общность, которая определяется этнокультурным составом территории, ее историко-культурным потенциалом. Этнические и национально-культурные факторы способствуют интеграции общностей, одновременно дифференцируют их. Духовно-культурная интеграция имеет, преимущественно, надэтнический характер и может служить соединительным компонентом культуры. Она снижает уровень социокультурной и политической напряженности. Все составляющие региона взаимозависимы: человек, его культура, характер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания. Важным аспектом объекта культурной политики является социально-культурная сфера региона. Традиционно понимание этой сферы ограничивалось совокупностью организаций, учреждений и институтов, обеспечивающих производство, сохранение и распространение, культурных ценностей, т.е. инфраструктурным комплексом. Культурная инфраструктура представлена конкретной системой предприятий, учреждений и организаций. Культурная политика, объектом которой является инфраструктура, направлена на совершенствование и переориентацию деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с современными задачами культурной политики: создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории. Существенной составляющей объекта культурной политики является видение региона как многоуровневой среды существования, и развития культуры и, одновременно, как объекта культурной политики. В процессе определения приоритетов культурной политики и выработки проектных решений социально-культурную ориентацию в регионе необходимо анализировать с различных сторон. Социокультурную сферу необходимо представлять как совокупность субъектов культурной деятельности (индивид, социальная группа, учреждение, орган власти, коммерческая структура и др.), т.е. носителей идей, технологий, традиций и т.д. Регион как объект культурной политики необходимо рассматривать в качестве субъекта различных проблем: социально-экономических, социально-демографических, социально-культурных. Объект региональной культурной политики (город, район) представляет для проживающего там человека культурно-эстетическую среду обитания. Информационный потенциал сферы культуры представляет совокупность социальных организаций различных ведомств, реально участвующих в организации социально-культурной жизни. Таким образом, региональная культура как объект культурной политики представляет собой сложное и многоуровневое явление - универсальный и пронизывающий все элементы и уровни жизни компонент. Следовательно, стратегическая задача культурной политики на региональном уровне заключается в поддержке самоорганизующейся социокультуры, среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни регионов.

В качестве ведущих принципов формирования и реализации региональной культурной политики выделяют:

демократичность;

опережающий характер;

проблемно-целевая ориентация;

оптимальное сочетание традиционных и инновационных процессов.

Опережающий характер культурной политики: отдается приоритет в развитии культуры, которая не только ослабляет негативные последствия интенсивного развития производства, но и обеспечивает оптимальное соотношение экономических, духовных составляющих человеческого бытия. Концептуально-обоснованная культурная политика выражает насущную социокультурную проблематику, а также реальные напряжения и разрывы социокультурного бытия личности; обеспечивает оптимизацию развития ближайшей социально-культурной среды обитания человека; ориентирует на сохранение и изменение составных элементов социокультурной среды в регионе; определяет допустимые формы и границы вмешательства в процессы саморазвития культуры как системы. Такая политика обеспечивается оптимальным сочетанием регуляции и самоорганизации, прямыми и обратными связями, привлечением к выработке и реализации культурной политики различных социальных сил.

.2 РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Современная культура в значительно большей степени зависит от распространения информации, чем все предыдущие. Состояние современного культурного пространства, его динамика во многом определяются технологической мультимедийной средой (радио, телевидение, компьютеры, Интернет, сотовая, спутниковая связь и т.д.). Большинство современных авторов, так или иначе исследующих изменения, привносимые технологиями в нашу жизнь, отмечают, что рост накопления знания и информации в XX и XXI веке носит экспоненциальный характер. Постепенно процесс анализа данных изменений оформился в концепцию информационного общества, которая на сегодняшний день распространилась по всему миру и активно обсуждается как на уровне правительств, так и на уровне общественности.

За последние десять лет информационно-коммуникационные технологии как ключевой элемент информационного общества вызвали серьезные изменения в образе жизни, которые включают в себя «телекоммуникационную» зависимость как в деловых, так и в личных (семейных, дружеских) взаимоотношениях, использование «всемирной паутины» в качестве ведущего информационно-коммуникационного ресурса-инструмента и, как следствие, превращение компьютерных сетевых технологий в фундаментальный компонент обыденной культуры.

Единство культурных форм информационного общества определяется его технологической основой, т.е. информационно-коммуникационными технологиями. Таким образом, становление и развитие культурных форм информационного общества заключено в неком пространстве, архитектоника фундируется компьютером как краеугольным камнем, вокруг которого сформирована структура других технологических элементов социокультурного коммуникационного процесса, таких как электронные сети, спутниковые системы, телевизионные, радио- и телефонные сети. Тем не менее, в рамках этого технологического единства мы наблюдаем колоссальное многообразие культурных форм и ресурсов, которое связано с тем, что информационное общество представляет собой культурную систему, которая не была сформирована в культурном вакууме и не является герметично закрытой культурной системой.

Среди ресурсов Интернета есть средства массовой информации, или Интернет-СМИ. Те ресурсы глобальной сети, которые провозглашают себя средствами массовой информации и действуют в их правовом поле, являются частью медиасистемы и, значит, обладают рядом признаков, свойственных этому виду массовой коммуникации, где коммуникатор - профессиональный производитель информации (журналист), а информационный продукт посвящен жизни социума в разных ее аспектах. Особенностью СМИ является также периодичность выпусков информации, их техническая и содержательная общедоступность. Как часть медиа системы, ее подвид, Интернет-СМИ тоже «посылают» массовой аудитории свою информацию, связывая таким образом численно большие и рассредоточенные группы людей. При этом сам процесс информационного потребления происходит на индивидуальном уровне, т.е. свободно в смысле выбора времени и места потребления.

Выделяя Интернет-СМИ среди множества сайтов Всемирной паутины, мы договариваемся, что их основная целевая деятельность связана с информированием массовых аудиторий, в то время как другие ресурсы Интернета нацелены на прочие виды коммуникации к примеру, на межличностное или межгрупповое общение по интересам (нишевые сайты, форумы), или на хранение информации (электронные библиотеки, социальные контейнеры), или на общение (социальные сети), или связаны с иными видами деятельности, например, с электронной коммерцией.

Придя к такого рода соглашениям, мы отдаем себе отчет, что существуют и другие концепции и подходы. Так, известный исследователь интернет-журналистики Марк Дезе дает более широкое толкование медийного поля Интернета, включая помимо основной группы сайтов, распространяющих новости, которые он называет mainstream news sites - CNN, BBC, MSNBC, еще три группы интернет-ресурсов:

·индексирующие и классифицирующие информацию по категориям (он называет их index and category sites), например, Yahoo!

·метамедийные сайты (meta and comment sites); в его понимании это ресурсы экспертного характера, посвященные исключительно СМИ и журналистике;

·сайты, предназначенные для обмена информацией и для дискуссий (share and discussion sites), к которым относятся и блоги.

Все перечисленные Интернет-ресурсы, по мнению исследователя, могут быть причислены к профессиональной журналистике в силу того, что по своим целевым функциям они отвечают требованиям, предъявляемым выборными демократиями к прессе, которая должна информировать граждан, а также способствовать их свободам и самоуправлению.

Чтобы понять специфику медийного сектора российского Интернета, следует рассмотреть характеристики аудитории всего Рунета в целом и особенности ее информационного поведения. При этом надо сделать ряд оговорок. Во-первых, количественные показатели величины аудитории всего Рунета невозможно экстраполировать на аудиторию его отдельного, медийного сектора. Однако учитывая, что аудитория отдельных интернет-ресурсов является частью всего сетевого сообщества, по нему можно судить о тенденциях и динамике развития аудитории Интернет-СМИ. Во-вторых, составленный социологами портрет пользователя Интернета может быть признан релевантным и для поля интернет-СМИ, однако для каждого конкретного издания, имеющего свой аудиторный профиль, будет актуален собственный социально-демографический состав. Например, у сайта РосБизнесКонсалтинг пользователь определенно будет старше и состоятельнее, а у сайта телекомпании СТС или «Комсомольской правды» - моложе и менее образован, чем в целом по рынку.

Следует также учесть, что уникальное свойство Интернета, заключаещееся в его трансграничности, т.е. открытости для граждан всего мира, ставит перед Интернет-СМИ задачу определиться с маркетинговыми стратегиями относительно глобальных аудиторий, которые географически не относятся к региону издания.

В России численность потенциальной аудитория Интернет-СМИ в сравнении с традиционными СМИ (особенно с телевещанием) все еще в целом невелика. Но за время, прошедшее с момента публикации первых медийных сайтов, ее объемы серьезно увеличились. Первые замеры численности российских пользователей относятся к 1997 г. Тогда, по данным КОМКОНа, к Интернету дома и на работе имели подключение всего 670 тыс. человек. Через десятилетие, по данным репрезентативных опросов, в стране пользователями Интернета являются 37,5 млн, что составляет 33% населения. Эти данные весной 2009 г. опубликовал Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и для сравнения привел доли пользователей по другим странам: в Австралии - 77%, в Великобритании - 71%, в Германии- 70%, в Бразилии - 29%. Несмотря на то что замеры проводились по разным методикам и с использованием разных критериев отнесения респондентов к пользователям Интернета, тем не менее динамика роста численности российской интернет-аудитории и, следовательно, посетителей медийных сайтов очевидна.

Чтобы составить хотя бы приблизительное представление о свойствах аудитории Интернет-СМИ, следует обратиться к показателям так называемой суточной, а также недельной аудитории, т.е. наиболее постоянной ее части к тем, кто пользуется Интернетом хотя бы раз в сутки или раз в неделю. Именно такая активность пользования может быть сопоставлена с интенсивностью потребления информационной продукции других СМИ (печатных, радио-, телевизионных). Фонд «Общественное мнение» оценил эту аудиторию весной 2009 г. в процентах от общего числа пользователей: соответственно 55% (суточная) и 81% (недельная). По всей вероятности, именно на такую активность пользователей (не менее недельной, т.е. «пользовались Интернетом хотя бы один раз в неделю») следует рассчитывать медийным сайтам, когда они рассуждают о своих потенциальных аудиториях. Важным фактором, формирующим информационное поведение пользователей Интернета и Интернет-СМИ, являются точки доступа, что напрямую связано с оснащенностью населения компьютерами и средствами связи. Например, большое значение имеет место выхода пользователя в Сеть. В прошлые годы из-за дороговизны интернет-услуг предпочтение отдавалось доступу по месту работы. Последние данные, опубликованные ФОМ (весна 2009 г.), свидетельствуют о том, что число домашних пользователей в два раза больше, чем офисных (соответственно 29,5 и 12,6 млн человек). Если сравнить показатели за 2002 и 2009 гг., то домашнее потребление выросло более чем в десять раз, а офисное - примерно в четыре раза.

Несмотря на рост домашних пользователей, новостные запросы характерны для аудитории в дневное, т.е. офисное, время. Опираясь на данные о динамике активности пользовательских запросов, служба «Яндекс. Новости», делает вывод: «Интернет-СМИ можно назвать дневным медиа» в отличие от утренних газет и радио и вечернего телевещания.

Содержательные модели Интернет-СМИ определяют формулу и стратегию функционирования изданий и являются доминирующим фактором организации работы редакций. По данным мониторинга, тематики балансируют между универсализмом проблемно-тематического ряда и его узкой специализацией. Группы универсальных и специализированных изданий распределяются примерно в равных долях: соответственно 49 и 51% попавших в выборку изданий. Причем универсальных изданий пропорционально больше в группе сайтов, обозначенных исследователями рабочим названием «текстовые»,в которых для выражения смыслов преобладает вербальный ряд, К универсальным по тематике изданиям можно отнести всех лидеров онлайнового чтения - Газету.Ru, Lenta.Ru, а также электронные версии тех традиционных СМИ, которые относятся к этому же типу изданий.

Однако в Сети можно найти и сугубо специализированные нишевые ресурсы, ориентирующиеся на аудиторные группы с определенными сегментарными интересами: финансово-экономические, автомобильные, спортивные, религиозные и пр. При этом специализация тематического ряда может быть как предельно узкой (любителей суши, поклонников фэнтези, последователей Толкиена и др.), так и политематической.

По результатам проведенного исследователями мониторинга интернет-изданий в зоны информационного внимания в этом секторе

СМИ входят все тематические направления, которые свойственны и «старым» медиа. Как и в традиционных СМИ, в повестках дня преобладает интерес к политико-экономическому блоку, к вопросам культуры и искусства, к спорту, в том числе, последнее время очень актуальны вопросы культурной политики

1.3 ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ

Среди всех технологий социально-культурной деятельности, наибольший интерес в нашей работе, представляют информационно-просветительские технологии. Данную проблематику исследовали такие авторы, как: Ариарский, А. И., Жарков А. Д., Лукина М.М., Куличкина Г.В. и многие другие. Важнейшей особенностью современной эпохи является то, что благодаря новым технологиям, в особенности Интернету, радикально изменилось представление о социальном пространстве. Современные информационные технологии изменили не только характер работы человека, его социальные связи, природу социальных коммуникаций, и самих социальных отношений, они трансформировали организационные формы социального взаимодействия, существенно преобразовали систему социального контроля и влияния, внесли новые элементы в институциональную систему. На данный момент они являются наиболее эффективными в работе с молодежью в Интернет-СМИ и социальных сетях.

Информационно-просветительные технологии в социальных сетях используются уже очень давно и обладают весомым фактором в развитии современной молодежи. По результатам многочисленных опросов, в том числе и опроса автора, было выявлено, что более половины опрошенных респондентов узнают для себя нужную информацию в привычном и любимом для себя месте - в социальных сетях. Существуют и создаются многочисленные паблик-страницы и группы по разным тематикам и направлениям, которые зачастую формируют сознание современной молодежи. Для примера, автор решил взять опыт группы «МЫ ЛЮБИМ ПГИИК», в социальной сети «ВКонтакте», созданной совместными усилиями преподавателями и студентами-активистами для обсуждения тем, касающихся реорганизации данного вуза. Участники данной группы - это обеспокоенные данной ситуацией студенты вуза, преподаватели и просто сочувствующие люди. Здесь решались вопросы, насчет флешмоба - проводить или нет, обсуждались различные варианты защиты ПГИИК, сюда скидывались ссылки на последние новости о судьбе вуза из Интернет-СМИ, а также проходили жаркие дебаты со сторонниками реорганизации данного учебного заведения. Благодаря данной группе, поднялась мощная информационная волна среди студентов и, в конечном счете, ПГИИК был включен в список вузов, направленных на оптимизацию. Также нельзя не отметить, ту заслугу, когда администрация группы разъясняла ее участникам, как ПРАВИЛЬНО действовать в правовом поле, а не организовывать несанкционированные митинги и голодовки, как в печально известном РГТЭУ.

Подводя итоги первой главы, можно выделить Интернет-СМИ и социальные сети, как лучшие технологические средства в решении социокультурных проблем. Можно сделать выводы, что:

)Региональная культура как объект культурной политики представляет собой сложное и многоуровневое явление - универсальный и пронизывающий все элементы и уровни жизни компонент. Следовательно, стратегическая задача культурной политики на региональном уровне заключается в поддержке самоорганизующейся социокультуры, среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни регионов.

2)За последние десять лет информационно-коммуникационные технологии как ключевой элемент информационного общества вызвали серьезные изменения в образе жизни, которые включают в себя «телекоммуникационную» зависимость как в деловых, так и в личных (семейных, дружеских) взаимоотношениях, использование «всемирной паутины» в качестве ведущего информационно-коммуникационного ресурса-инструмента и, как следствие, превращение компьютерных сетевых технологий в фундаментальный компонент обыденной культуры.

)Информационно-просветительные технологии в социальных сетях используются уже очень давно и обладают весомым фактором в развитии современной молодежи. По результатам многочисленных опросов, в том числе, и опроса автора, было выявлено, что более половины опрошенных респондентов узнают для себя нужную информацию в привычном и любимом для себя месте - в социальных сетях.

На основании вышесказанного, можно проявить тенденцию современного общества к изменению технологического подхода в решении социокультурных проблем с традиционного, на более современный, построенный на базе Интернет сети. В наше время даже премьер-министр России, Дмитрий Анатольевич Медведев выкладывает информацию не только на официальных сайтах, но и в «Живой Журнал» и в Twitter, что является показателем того, что Интернет-ресурсы в решении социокультурных проблем уже занимают лидирующие места.

2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

В данной главе автор рассмотрит анализ деятельности региональных Интернет-СМИ в формировании культурной политики и опишет собственное исследование практического места пермских Интернет-СМИ и социальных сетей в использовании технологий социально-культурной деятельности. Над этими вопросами работали: Куличкина Г.В., Звездин В.Я., Шагалова О.В., Соловьев А.В., Лукина М.М. и многие другие.

.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРНЕТ-СМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

социальный сеть культурный просветительский

Основу аудитории федеральных сетевых СМИ в настоящее время составляют жители двух российских столиц. Причина проста - уровень жизни там выше, чем в регионах. Несмотря на то, что в краях и областях России число интернет-пользователей федеральных СМИ очень мало, у нас все равно существует серьезная потребность в получении информации через интернет. Более того, аналитики российских масс-медиа, в частности электронных СМИ, прогнозируют главенствование именно региональных СМИ, преобладание их над федеральными изданиями.

Причина очевидна - уже сейчас средний посетитель любого крупного федерального информационного портала сталкивается со слишком большим количеством информации, которую он не в состоянии обработать.

Время существования пермского интернета, сравнимо со значимым периодом существования всего российского интернета, для которого точкой отсчета принято считать 1998 год. В 1999 году веб-порталы Перми впервые начали публиковать новости и статьи (например, сайт Permonline.ru).

В 2006 году Permonline.ru провел опрос общественного мнения и выяснил, что более 60% пользователей интернета узнают новости из сетевых СМИ. По данным последней переписи, Пермь замыкает список тринадцати городов-миллионников России, в городе живут 1000100 человек. По измерениям Фонда опросов общественного мнения летом 2006 года, полная аудитория интернета в Пермском крае составляет 15% взрослого населения. Хотя эта цифра на 5% ниже средней по стране, вклад пермяков очень хорошо заметен в масштабах всего "рунета": только на Яндексе жители города еженедельно просматривают свыше 2 млн страниц.

Сегодня "пермнет" вполне конкурентоспособен, в сети множество отличных проектов, которые интересны не только журналистам, но и рядовым пермякам.

Интернет сегодня развивается прямо на глазах и все быстрее превращается в многофункциональное средство передачи информации. Современный интернет - это не просто сайты, это одно большое "комьюнити", которое делится на группы по интересам. В сети люди встречаются, общаются, обмениваются файлами, новостями, мнениями.

Многие даже новостные сайты в мире сегодня строятся по принципу блогов (хороший пример - gizmodo.com): авторы рассказывают о событиях от первого лица, простым и понятным языком, постоянно высказывая собственное мнение. Их читатели комментируют сообщения, спорят, хвалят. Авторы откликаются, читатели отвечают - и так до бесконечности.

Еще одно веяние "нового интернета" - так называемые социальные сети. Понятие "социальная сеть" во второй половине XX века стало популярным у западных исследователей общества. Термин означает круг знакомых какому-то индивиду людей, имеющих для него предпринимательский интерес. В русском языке есть близкое понятие "блат", означающее неформальные и социально значимые человеческие отношения.

Кроме того, социальной сетью сегодня все чаще называют услуги, способствующие образованию и поддержанию социальных кругов и сетей и работающие посредством интернета. Социальные веб-сети позволяют устанавливать связи между людьми, интересующимися одной деятельностью. Образованию новых связей помогают всевозможные базы личных данных и службы знакомств. Часто поддержка социальных сетей в какой-то мере включается в разнообразные виды услуг, где требуется заведение учетных записей, что позволяет систематически копить личные данные о пользователях.

Типичные признаки социальной сети - наполненный информацией профиль пользователя (для описания всех разносторонних интересов человека, который хочет найти друзей), возможность ведения собственного блога, изменения внешнего вида собственной странички, составление списков друзей, комментирование чужих сообщений, составление собственных рейтингов, возможность создания фотоальбома и видеотеки, возможность оценивать деятельность других участников, перспектива стать регулирующим звеном в сети (допустим, модератором).

Крупнейшие социальные сети мира - youtube.com (обмен видеороликами), digg.com (новостной сервис), myspace.com (поиск друзей).

В числе крупнейших социальных сетей России стоить отметить bobrdobr.ru (сервис закладок на лучшие ресурсы сети), habrhabr.ru и nnm.ru (типичные порталы со всеми признаками социальной сети), блог LiveJournal.ru. Посещаемость nnm зашкаливает за 300 тысяч уникальных посетителей в сутки (больше - только у веб-представительств крупнейших информационных агентств), bobrdobr и habrhabr открылись меньше года назад и уже привлекают около 20-30 тысяч человек в сутки.

Еще одна тенденция современного интернета - усложнение веб-представительств традиционных СМИ. Газета "Ведомости", к примеру, с марта 2007 года регулярно публикует на сайте эксклюзивный контент, который не появляется в газете: его можно прочитать только на сайте. А телекомпания НТВ выкладывает у себя большую часть видеосюжетов. Сайт информационного агентства BBC Russian сегодня не просто новостная лента, а портал с различными конкурсами и опросами, возможностью комментировать материалы, смотреть тематические видеоролики и слушать звукозаписи. К сожалению, все эти веяния "нового интернета" пока не добрались до Пермского края. Но можно с уверенностью судить - у нас все впереди. Отличной социальной сетью может стать "круг" порталов во главе с 74.ru <#"justify">Актуальность проблемы социально-культурной активности студента в Интернете обусловлена возросшей ролью Интернета в организации досуга и образа жизни современного студента. О влиянии виртуальной действительности на общество, культуру и сознание человека XXI века размышляют многие ученые, в том числе М. Кастельс, К. К. Колин, Л. Коханова и А. Калмыков, Е. Вартанова, М. Лукина, А. Соловьев. Выявлены проблемы глобальных изменений в развитии политики, экономики, бизнеса и культуры, всего общества в связи с технологиями Интернет. Масс-медийные процессы в Интернете, особенно в социальных сетях влияют на образ жизни молодежи, формирование ее мировоззрения, духовно-нравственных идеалов.

Анализируя мотивы, которые заставляют людей посвящать ощутимую часть своего времени пребыванию на просторах Сети, можно сделать вывод, что для большинства из нас Интернет играет свою роль. Это может быть: общение; средство заработка; место совершения покупок, сделок; развлечение; самообразование; творчество, саморазвитие, личностный рост.

Цель исследования - определить информационно-просветительную и воспитательную роль информационных Интернет-площадок в формировании социально-культурной активности современного студента.

Масштабы современного социокультурного кризиса, противоречия которого достигли уровня поляризации, требуют от человека полярного напряжения жизненных сил и способностей. Это обстоятельство выступает в качестве практического запроса на универсальное развитие человека. Максимальная востребованность социальной активности сегодня становится необходимым условием культурно-исторического выживания человека.

Чтобы понять, что такое социально-культурная активность, необходимо помнить, что проявления социальной активности обобщаются категорией «деятельность». Эта категория соотносительна с категорией «общественное отношение». При таком понимании предмет деятельности является носителем определенного общественного отношения, а общественное отношение приобретает предметный характер.

В силу предметного характера социальных связей в человеческой деятельности возникают причинно-следственные цепочки разной направленности. Наиболее актуальной для настоящего времени является детерминация от культуры. В этом случае культура выступает как огромная социальная сила. Даже самые тонкие проявления социальной активности, такие, как излучение любви и душевного тепла, в силу своего предметного характера (независимо от состава: вещество, энергия или другая материальность), сегодня могут быть выражены не только в субъективных образах психологии, но в категориях предметной деятельности, в нашем случае, в категориях социально-культурной деятельности, таких как досуг, масс-медийная среда, информационно-просветительные технологии, субъекты и объекты социально-культурной деятельности. Содержательное наполнение досуга молодого человека, характеристика масс-медийной среды, в которой он проводит свой досуг, использование им тех или иных информационно-просветительных технологий, степень субъектно-объектной деятельности молодого человека в Интернете - вот что стало, образно говоря, «помощником» исследователя в познании предмета данного исследования.

Мы провели социологическое исследование среди студентов ПГАИК 1, 2, 3 курса, специальности «менеджмент социально-культурной деятельности» и 2 курса студентов ПГГПУ «Учитель иностранного языка», всего 72 респондентов, чтобы выяснить, насколько информация в Интернет-СМИ и социальных сетях влияет на формирование социальной активности студента. Своего рода «лакмусовой бумажкой» проявления его активности стало изучение интересов и потребностей студента в политическом просвещении, а именно: его интерес к культурной политике региона и России.

Исследование показало, что более 90% респондентов интересуются культурной политикой нашего края, причем, около 70% респондентов черпают информацию из Интернет-СМИ. Из печатных изданий информацию берут в два раза меньше опрошенных. Более 50% респондентов интересуются культурной политикой с профессиональной точки зрения. Половина опрошенных в первую очередь проясняет для себя вопросы организации досуга и только 33% интересуются новостями, связанными с развитием нашего края. Из социальных сетей 86% предпочитают социальную сеть «ВКонтакте», в основном из-за ее популярности (49%), и только 16% респондентов благодаря колоссальному объему информации, находящейся и постоянно пополняющейся в данной сети.

На вопрос: откуда студенты узнают новости в социальной сети - из официальных источников или от друзей, мнения респондентов разделились на две равные половины: 49% узнает, читая репосты, и такая же часть узнает от друзей, лишь 1% узнает из других официальных источников. Целых 86% предпочитают графический и текстовой вариант новостей: 43%, в основном читают информацию, а остальной процент опрошенных смотрят информацию визуально, по фотоотчетам, картинкам и прочему.

На вопрос об участии в обсуждениях на паблик-страницах 58% ответили отрицательно, остальные же участвуют, но очень редко (70% из участвующих в обсуждениях). 58% респондентов положительно оценивают культурную политику города Перми и лишь 12% относятся к ней с негативом. Почти 90% положительно относятся к культурным проектам города, но 63% опрошенных не влияют, хотя хотели бы повлиять на ее формирование.

Подводя итоги второй главы, можно сделать выводы, что:

1) Молодежь Пермского края достаточно активна в информационном насыщении знаниями с помощью, прежде всего Интернет-площадок.

2) В Интернете сетевым изданиям СМИ она предпочитает информацию брать из неофициальных социальных сетей. Это свидетельствует о неготовности студентов к собственному аналитическому и критическому мышлению.

) Только треть респондентов хотели бы в реальной жизни принять участие в формировании культурной политики региона. Подавляющее большинство молодежи в сети готовы лишь отслеживать интересующую их информацию, не пытаясь повлиять на ее изменение. Это свидетельствует о слабой социально-культурной активности студентов в отношении действующих социальных институтов культуры и досуга.

) Так как более 50% респондентов на данный момент положительно оценивают культурную политику Пермского края, можно сделать вывод о том, что индивидуального информирования с помощью информационно-просветительных технологий в Интернете недостаточно для развития социально-культурной активности студента. Большинство не видят глубин актуальной проблематики сферы культуры в Пермском крае, и в помощь Интернету им, будущим деятелям культуры, следует подключать другие технологии и средства социально-культурной деятельности для профессиональной самосовершенствования.

) Можно отметить, что пермский интернет сейчас находится в активной стадии развития и он непременно "проявит" в себе все те тенденции, что сейчас преобладают в мировой сети и будет использоваться весь его потенциал

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении всей работы, автору хотелось бы вновь расставить акценты над всеми выводами двух глав и уже, исходя из них вывести собственное умозаключение. По результатам первой главы, были сделаны выводы, что региональная культура как объект культурной политики представляет собой сложное и многоуровневое явление - универсальный и пронизывающий все элементы и уровни жизни компонент.

Следовательно, стратегическая задача культурной политики на региональном уровне заключается в поддержке самоорганизующейся социокультуры, среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни регионов.

А также, за последние десять лет информационно-коммуникационные технологии как ключевой элемент информационного общества вызвали серьезные изменения в образе жизни, которые включают в себя «телекоммуникационную» зависимость как в деловых, так и в личных (семейных, дружеских) взаимоотношениях, использование «всемирной паутины» в качестве ведущего информационно-коммуникационного ресурса-инструмента и, как следствие, превращение компьютерных сетевых технологий в фундаментальный компонент обыденной культуры.

Информационно-просветительные технологии в социальных сетях используются уже очень давно и обладают весомым фактором в развитии современной молодежи. По результатам многочисленных опросов, в том числе, и опроса автора, было выявлено, что более половины опрошенных респондентов узнают для себя нужную информацию в привычном и любимом для себя месте - в социальных сетях.

На основании вышесказанного, можно проявить тенденцию современного общества к изменению технологического подхода в решении социокультурных проблем с традиционного, на более современный, построенный на базе Интернет сети. В наше время даже премьер-министр России, Дмитрий Анатольевич Медведев выкладывает информацию не только на официальных сайтах, но и в «Живой Журнал» и в Twitter, что является показателем того, что Интернет-ресурсы в решении социокультурных проблем уже занимают лидирующие места.

Переходя к выводам второй главы, в которой автором рассматривается уже практическая реализация опыта Интернет-СМИ и социальных сетей, можно заметить, что молодежь Пермского края достаточно активна в информационном насыщении знаниями с помощью, прежде всего Интернет-площадок и если нужно найти искомую информацию, то чаще всего ее ищут в социальных сетях, которые является неофициальными источниками новостей.

Так как более 50% респондентов, проведенного автором исследования, на данный момент положительно оценивают культурную политику Пермского края, можно сделать вывод о том, что индивидуального информирования с помощью информационно-просветительных технологий в Интернете недостаточно для развития социально-культурной активности студента.

Большинство не видят глубин актуальной проблематики сферы культуры в Пермском крае, и в помощь Интернету им, будущим деятелям культуры, следует подключать другие технологии и средства социально-культурной деятельности для профессиональной самосовершенствования.

Несмотря на это можно отметить, что пермский интернет сейчас находится в активной стадии развития и он непременно "проявит" в себе все те тенденции, что сейчас преобладают в мировой сети и будет использоваться весь его потенциал.

Автор хочет отметить ту скорость, с который меняются технологии в наше время - еще буквально 10 лет назад, сеть Интернет большинству была в новинку, не было социальных сетей, а новости люди узнавали из традиционных СМИ: газет, журналов, радио и телевидения. Сейчас, газета, которая не издает онлайн-версию, уже не может конкурировать с более продвинутыми конкурентами на рынке. Решение многих социокультурных проблем давно перешло в виртуальное пространство, а молодежь развивается и получает культурное обогащение в сети каждый день, в то время как в театры не ходят вовсе. К чему приведет этот новый технологический подход в решении социокультурных проблем - покажет время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">18.Калмыков А.А. Интернет-журналистика: Учеб.пособие / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005 - 383с.

.Е. Вартанова. К чему ведет конвергенция // #"justify">.Карпухина, О.Н. Культурная политика государства в условиях реформирования общества / О.Н. Карпухина. Автореф. дис. д. социолог. н. - М, 1997. - С.16.

.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура// М. Кастельс; Издательство: ГУ ВШЭ; 2000;Режим доступа: #"justify">.Колин К.К. Благосостояние нации и перспективные технологии// Режим доступа: #"justify">.Круглова, Л.К. Культурологическое обоснование культурной политики: проблемы и решения / Л.К. Круглова // Культура как стратегический ресурс России сб. ст. / СПбГУ. - Санкт-Петербург , 2011. - С. 16-18.

.Куличкина Г.В. Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности: Учеб.пособие / Г.В. Куличкина, Пермский гос. Ин-т искусства и культуры. - Пермь, 2008. - 325с.

.Соловьев, А.В. Культурная динамика информационного общества: от пост - к протокультуре : автореф. дис. канд. фил.наук: 24.00.01 / А.В. Соловьев ; СПБГУ. - М., 2009. - 5с.

26.Шагалова, О.В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание [Электронный ресурс]/О.В.Шагалова//Acta Diurna: электрон.журн. - 2007. - №4. - Режим доступа : #"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ

Вы интересуетесь культурной политикой нашего края?


Откуда Вы все узнаете про культурную политику?









Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!