Социальные льготы и выплаты для инвалидов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,44 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные льготы и выплаты для инвалидов

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и виды социальных льгот для инвалидов

.1 Характеристика льгот предоставляемых инвалидам

.2 Меры социальной защиты инвалидов

Глава 2. Дополнительные социальные услуги и выплаты инвалидам

.1 Социальные услуги и социальное обслуживание инвалидов

.2 Социальные выплаты инвалидам

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Введение

Инвалидность как социальное явление свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности. Иными словами, инвалидность - это проблема не одного человека, а всего общества в целом.

Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще мало развиты социальные выплаты, льготы и государственная поддержка инвалидов. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общество. Инвалид в России сталкивается с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.

Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы - как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.

Цель курсовой работы - изучение понятий, видов социальных льгот и выплат для инвалидов.

Задачами курсовой работы являются:

-изучение определения понятия "инвалидности";

-изучение понятия и видов льгот для инвалидов;

-рассмотрение мер социальной защиты населения;

-рассмотрение иных выплат и услуг для инвалидов.

Объектом выступают социальные льготы и выплаты для инвалидов.

Предметом данных обсуждений будут являться льготы в социальном обслуживании инвалидов.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и виды социальных льгот для инвалидов

.1 Характеристика льгот предоставляемых инвалидам

Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мере развития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси под льготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан. В XVIII-XIX вв. понятие льготы расширилось: под льготой стало пониматься удобство условий осуществления экономических отношений между различными категориями населения. Посредством льгот государство стало решать крупные проблемы. В качестве примера можно привести льготы по воинскому призыву, воинские льготы казакам и служилым людям.

В советский период значение льгот, с одной стороны, укрепилось. Льготы устанавливаются не только в зависимости от категорий населения, появляются, например, льготные категории товаров. С другой стороны, экономические отношения, существовавшие в то время, не способствовали нормальному механизму функционирования льгот. В частности, предоставлявшие на льготных условиях товары были низкого качества или они были в дефиците.

В настоящее время льготы являются одним из инструментов реализации государственной политики в социально-экономической жизни общества, потому что они затрагивают жизнь широких слоев населения.

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

В современном мире льгота - это скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Также есть понятие социальная льгота. Социальная льгота-то есть социально-обеспечительное благо имущественного характера, предоставляемые заслуженным гражданам и законодательно установленным отдельным категориям граждан по сокращению их расходов по оплате жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства, топлива, транспортных расходов, протезирования, первоочередное обслуживание различными учреждениями и ряд других мер.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не является однозначным. При анализе данной проблемы следует учитывать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подхода к определению ее структуры. Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обеспечения.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти две тысячи категорий населения. Закон «О государственной социальной помощи» делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Российской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Для инвалидов предоставляют несколько видов льгот:

) жилищные (жилищные льготы социально незащищенным гражданам включают предоставление жилья и льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг; для получения жилья необходимо быть признанным нуждающимся в улучшении условий проживания и встать в очередь на получение жилья; при оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются льготы в размере 25-50 процентов; при этом льготы предоставляются как при оплате услуг в многоквартирных домах, так и при оплате печного топлива);

) медицинские (льготы в медицине предоставляются в виде бесплатного назначения лекарств по предписанию врача; такие лекарства выписываются инвалидам; чтобы лекарство было выписано бесплатно, оно должно входит в специальный перечень; кроме лекарственного обеспечения льготникам могут предоставляться путевки на лечение в санатории).

) налоговые (льготным категориям граждан могут предоставляться вычеты по подоходному налогу, налог на имущество или на землю может начисляться по льготным ставкам, а в некоторых регионах льготные категории и вовсе освобождены от налогообложения).

) льготы по проезду (почти везде льготные категории граждан пользуются льготами по оплате проезда в городских автобусах и троллейбусах и пригородном транспорте; льготы могут предоставляться в разных видах. Либо это скидка на оплату проезда, либо билеты, которые выдаются бесплатно или за половину стоимости; гражданам, проживающим в северных районах, раз в два года предлагается оплата проезда к месту отдыха);

) прочие социальные льготы (социальные льготы назначаются и предоставляются органами социальной защиты, это региональные ведомства, которые руководствуются региональным законодательством; каждая область или край России могут устанавливать свои дополнительные льготы; например, где-то предлагается бесплатное или льготное зубное протезирование, льготные авиабилеты и др; узнать о положенных выплатах и льготах можно в органе соцзащиты по месту жительства; все социальные льготы предоставляются по заявлению);

Теперь поговорим о самих инвалидах и предоставлении им льгот.

Инвалидность - (лат. invalidus - букв. «несильный», in - «не» + validus - «силач») - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалид - человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определённые особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. Инвалидами также считаются дети.

Дети-инвалиды - дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности.

В федеральном и региональном бюджетах РФ на 2016 год предусмотрена социальная помощь на инвалидов, детей-инвалидов. Государственная помощь представлена в виде пособий, доплат, пенсий, льгот и надбавок.

Рассмотрим сначала льготы инвалидам III группы, так как она считается самой «легкой» из всех трех групп инвалидности.

Итак льготы, которые будут действовать в 2016 году и относящиеся к инвалидам третьей группы:

-стоимость проезда в железнодорожном, воздушном, речном и автомобильном транспорте компенсируется из расчета пятидесяти процентов, если поездка осуществляется в период с первого октября по пятнадцатое мая, а в летнее время компенсация выплачивается за одну поездку «туда» и «обратно».

-инвалиды, имеющие статус безработных, могут получать лекарственные средства и другие медицинские препараты и изделия со скидкой в размере пятидесяти процентов

-ортопедическая обувь для этой категории граждан продается также с пятидесятипроцентной скидкой или бесплатно

-освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью (только для инвалидов третьей группы с детства);

-освобождение от уплаты сбора за выдачу ордера на квартиру (только для инвалидов третьей группы с детства);

-освобождение от уплаты налога в отношении легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, а также в отношении легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил, полученных через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

-оказание квалифицированной медицинской помощи бесплатно или на льготных условиях в стационаре и амбулаторно;

-право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях;

-бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями;

-50% скидка по оплате жилья (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

-сохранение в течение шести месяцев за инвалидом жилого помещения в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда при помещении его в стационарное учреждение социального обслуживания;

-первоочередное право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В 2016 году ожидается повышение пенсионных выплат для инвалидов третьей группы, это касается всех видов пенсий: и трудовой, и государственной, и социальной. Социальная пенсия по инвалидности начисляется только гражданам Российской Федерации, независимо от наработанного стажа и возраста. Единовременное денежное пособие, выплачиваемое инвалидам третьей группы из федерального бюджета, будет увеличено примерно на двенадцать процентов.

Помимо льгот для инвалидов этой группы, также может быть назначена трудовая пенсия.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается в том случае, когда человек теряет доход в виде заработной платы вследствие получения инвалидности. Размер такой пенсии назначается в зависимости от того, что конкретно послужило причиной последующей инвалидности. Рассматриваются в данном случае и полученные травмы, и последствия профессиональных заболеваний, и многое другое.

Пособие по инвалидности в 2016 году индексируется примерно на пять - шесть процентов. Также в этом году будет продолжать свое действие программа государства, рассчитанная на поддержку инвалидов «Доступная среда». В рамках этой программы должны повсеместно устанавливаться пандусы, лифты, в телепередачах должны присутствовать субтитры, в рамках программы работодателям, имеющим в штате инвалидов, начисляются налоговые льготы и т.д.

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению 2 группы инвалидности:

-способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

-способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

-неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;

-способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;

-способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

-способность частично или полностью контролировать своё поведение только при помощи посторонних лиц.

Для инвалидов второй группы предусмотрены определенные виды льгот и компенсации, действующие ежегодно:

особую по инвалидности трудовую пенсию выплачивают всем инвалидам второй группы; объем этой пенсии зависит от того, сколько лет проработал гражданин до получения инвалидности и где он получил травмы, болезнь или увечья;

граждане, имеющие вторую группу инвалидности, могут обладать частичной работоспособностью и, при желании, продолжить нести службу;

Для них предусмотрены налоговые послабления, а именно, они освобождаются от уплаты подоходных налогов;

имеют право инвалиды второй группы на укороченный рабочий день, при этом сохраняя заработную плату;

освобождаются работающие граждане-инвалиды второй группы от налогов на владение автомобильным транспортом, выданным им по соцзащите и от имущественного налога;

имеют такие граждане в пятьдесят процентов льготу на оплату услуг коммунальных, к которым относятся электричество, водоотведение, отопление, водоснабжение, вывоз мусора;

инвалид второй степени имеет право на то, чтобы после подачи его заявки ему был установлен с пятидесятипроцентной скидкой отопительный котел; действует такая скидка в случае, если в доме инвалида нет центрального отопления;

начав предпринимательскую деятельность, инвалид вправе рассчитывать от государства на ряд защитных функций, таких как, на скидку на уплату налогов и на регистрационный сбор при оформлении;

детям, имеющим родителей-инвалидов второй группы, в школе полагается двухразовое бесплатное питание;

сами инвалиды при поступлении в средние или высшие учебные заведения имеют привилегии в виде зачисления вне конкурса при успешной сдаче экзамена;

неработающим инвалидом второй группы при покупке лекарственных препаратов на основании рецепта врача гарантированы льготы; некоторые изделия медицинского назначения выдаются бесплатно;

в городском общественном транспорте, при наличии соответствующего документа, инвалиды второй группы могут ездить бесплатно; действует льгота по месту жительства в пределах своего региона;

граждане, имеющие инвалидность второй группы, могут воспользоваться скидкой на железнодорожный, воздушный, водный транспорт;

бесплатно могут лечиться инвалиды в санаториях, на курортах, в домах отдыха по путевкам, которые выдает соцзащита на основании справки из лечебного учреждения.

Инвалиды первой группы - самый незащищенный слой населения нашей страны, ведь зачастую эти люди без посторонней помощи не могут существовать, а простые для здоровых людей бытовые действия становятся для них настоящим подвигом. Государство заботится об этой категории граждан, предоставляя различные льготы, выплачивая пособия и пенсии. Но этого, конечно же, недостаточно, нужно, чтобы забота об инвалидах велась не только со стороны Правительства и Государственной Думы, а чтобы весь народ относился к инвалидам как к членам общества, которым нужна помощь и забота.

На данный момент существует ряд льгот для инвалидов первой группы:

¾пенсия

¾единовременное денежное пособие

¾набор различных социальных услуг (льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, транспортные льготы, льготы на протезирование, зубопротезирование, льготы на образование)

Существует набор социальных услуг, и сам инвалид выбирает, будет ли он пользоваться данным пакетом или получить вместо услуг деньги. Туда входят затраты на лекарства, проезд в транспорте и санаторное лечение. При выборе пакета набора социальных услуг лекарства предоставляются бесплатно по рецепту врача, если инвалид 1 группы не работает, то санитарно-курортное лечение ему и сопровождающему его лицу оплачивается за счет государства, включая проезд к месту лечения и обратно.

Льгота действует в размере пятидесяти процентной скидки при оплате всех видов коммунальных услуг, а льгота на жилье действует, если квартира муниципальная или государственная. Если инвалид проживает в частном доме без центрального отопления, то он получает льготы на отопление своего жилья.

Транспортные льготы имеют инвалиды и сопровождающие лица, проезд оплачивается государством, если производится во всех видах городского транспорта, кроме такси.

Рассмотрим судебную практику, например, Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2005 по делу №А12-24956/04-С22. Дело по иску о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан по проезду на междугородных, внутри региональных и пригородных железнодорожных маршрутах, передано на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует установить сумму убытков, подлежащую возмещению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Все необходимые инвалиду, вследствие его заболевания, протезы, изготавливаются для него бесплатно, исключение составляет только ортопедическая обувь, которую можно получить как бесплатно, так и за полную стоимость в зависимости от сложности изготовления и самого изготовителя. Зубное протезирование также бесплатно, при условии, что гражданин посещает государственное стоматологическое учреждение.

При поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение имеют право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением. Гражданам из числа инвалидов, обучающимся в среднем или высшем профессиональном государственном или муниципальном учебном заведении, в обязательном порядке должна начисляться стипендия. Нуждаемость таких лиц в дополнительной поддержке должна также учитываться профсоюзным комитетом студентов при выделении материальной и иной помощи лицам из числа студентов.

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся из числа инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают им возможность пользования услугами сурдопереводчиков. Студентам-инвалидам I размер стипендии увеличивается на 50%.

Социальные льготы являются особыми преимуществами, которые дают право гражданам использовать дополнительные блага и повышение социального статуса. Указанные права предоставляются лишь определенным категориям лиц, отличающимся соответствующим социальным критерием, например, льготы, на которые претендуют военные, пенсионеры или дети.

1.2 Меры социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ определяется Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Существует несколько видов социальной защиты инвалидов:

)меры социальной защиты инвалидов в области медицины.

2)меры защиты инвалидов при устройстве на работу.

)меры обеспечения жизнедеятельности инвалидов.

Рассмотрим первый вид социальной защиты инвалидов:

) Социальная защита инвалидов в области медицины.

Оказание медицинской помощи инвалидам основано на нормах Конституции РФ, ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Статья 41 Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно, а статья 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» закрепляет, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Программы государственных гарантий ежегодно утверждаются на федеральном уровне и на уровнях субъектов РФ.

В соответствии с данной Программой на общих основаниях (т.е. наряду с другими гражданами, без учета инвалидности) инвалидам может оказываться:

)Первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя:

-лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других требующих неотложной помощи состояний;

-медицинскую профилактику заболеваний;

-осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения женщин в период беременности, здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями;

-осуществление мероприятий по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан и проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

2)Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь, оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения.

3)Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) и средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.

Обеспечение инвалидов необходимыми лекарственными средствами в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) входит в систему социальных гарантий. Если при обращении в аптеку необходимое лекарственное средство временно отсутствует (по причине высокого спроса, недопоставки дистрибьютером фармацевтических средств и т.п.), то фармацевт должен учесть предъявленный рецепт в специальном журнале. Если предоставить лекарственное средство невозможно, то аптека может просто дать рекомендацию по дальнейшим действиям.

Рассмотрим судебную практику по требованию о возложении обязанности по обеспечению инвалида и онкологического больного жизненно необходимым лекарственным препаратом.

Обстоятельства: Истица, отказавшись от льготного обеспечения лекарственными препаратами, получив денежную компенсацию в полном объеме, не имеет финансовой возможности приобретать лекарственный препарат за свой счет.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истица отказалась от предоставления набора социальных услуг в натуральной форме, выразив желание получать денежную компенсацию, которая и была ей выплачена в полном объеме.

Государство обеспечивает инвалидам бесплатное получение необходимых им технических средств реабилитации.Кроме того инвалиды в доступной для них форме должны получать полную информацию о возможностях и порядке предоставления технических средств реабилитации (трости, костыли, опоры, протезы и т.д.)

Инвалиды имеют право проходить бесплатное санаторно-курортное лечение. Отбор санаториев и оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение производится Фондом социального страхования РФ. Инвалид не может самостоятельно выбрать санаторий, где желает пройти лечение. Инвалиду предоставляется также право бесплатного проезда до места прохождения санаторно-курортного лечения.

Наличие возможностей для профессионального обучения инвалидов является одной из гарантий их права на труд. Наличие возможностей для профессионального обучения инвалидов является одной из гарантий их права на труд. Чтобы получить работу и быть конкурентно-способными на рынке труда, инвалиды должны иметь профессиональные навыки. Инвалидам гарантировано право на неоднократное бесплатное профессиональное образование. Для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя: федеральные головные центры; образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, определенные окружными учебно-методическими центрами по обучению инвалидов. Инвалидам, решившим пройти профессиональное обучение, могут быть на выбор предложены несколько видов профессиональной подготовки с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья. По окончании профессионального обучения инвалид проходит аттестацию образовательного учреждения или организации.

Для инвалидов должны быть созданы специальные условия труда. Создание для инвалидов рабочих мест со специальными условиями труда предусмотрено ст.22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

Под созданием специальных условий труда для инвалидов понимается адаптация основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Могут создаваться специализированные организации, цехи и участки, на которых используется труд инвалидов. Они изначально предназначены для работы людей с ограниченными возможностями и, соответственно, предполагают создание особых условий труда. Такие организации и предприятия обычно финансируются за счет бюджетов субъектов РФ или общественными организациями инвалидов. Например, незрячие люди могут освоить профессию диспетчера в справочной службе, если для них оборудовать рабочее место специальными аудиопрограммами для слабовидящих и слепых людей, с помощью которых инвалиды учатся набирать компьютерный текст, находить информацию в электронной базе.

В случае необходимости инвалиды получают:

-полустационарное социальное обслуживание инвалидов (включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание, организацию питания, отдыха, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни).

-срочное социальное обслуживание (разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; содействие в получении временного жилого помещения; разовое оказание материальной помощи и т.д.).

В социально-бытовом обслуживании нуждается большинство инвалидов. Помощь других людей требуется и тем инвалидам, которые проживают в отдельной квартире, и тем, кто проживает со своей семьей, и тем, кто находится в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания.

Соответственно, социально-бытовое обслуживание инвалидов может осуществляться на дому (включая социально-медицинское обслуживание), в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания (полустационарное социальное обслуживание), а также в стационарных учреждениях социального обслуживания (стационарное социальное обслуживание).

Глава 2. Дополнительные социальные услуги и выплаты инвалидам

.1 Социальные услуги и социальное обслуживание инвалидов

Набор социальных услуг - это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

2)Адресность предоставления социальных услуг;

)Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

)Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) Добровольность;

)Конфиденциальность.

Получатели социальных услуг имеют право на:

) Уважительное и гуманное отношение;

) Получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

) Выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

) Отказ от предоставления социальных услуг;

) Защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) Участие в составлении индивидуальных программ;

) Обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

) Свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

) Социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Получатели социальных услуг обязаны:

) Предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

) Своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

) Соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Формы социального обслуживания инвалидов:

-социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

-социальное обслуживание в отделениях полустационарных дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

-срочное социальное обслуживание;

-социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

-социально-консультативную помощь.

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

социальный законодательный льгота инвалид

2.2 Социальные выплаты инвалидам

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного Фонда России.

Если гражданин имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким законам или иному нормативному правовому акту, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований, предусмотренных либо федеральным законом, либо иным нормативным правовым актом по выбору гражданина.

ЕДВ инвалидам в 2016 году устанавливаются согласно ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» также в зависимости от групп инвалидности и с учетом индексации с коэффициентом 1.055 (то есть на 5,5%):

) инвалиды 1 группы - 3137,60 руб.;

) инвалиды II группы - 2240,70 руб.;

) инвалиды III группы - 1793,70 руб.;

) дети инвалиды - 2240,74 руб.

Данные суммы указаны с расчетом отказа от НСУ (набор социальных услуг или соц. пакет), который составляет 930,12 руб.

Набор социальных услуг (НСУ):

Набор социальных услуг - является частью ежемесячной денежной выплаты.

Набор социальных услуг включает в себя:

-обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.

-предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

-бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. В качестве примера рассмотрим судебную практику апелляционного определение Волгоградского областного суда от 21.03.2014 по делу №33-3377/2014.

Жалоба о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным и предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета удовлетворена, так как истица была признана нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и как инвалид детства имеет право на льготы и преимущества, установленные для детей умерших участников ВОВ.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (далее - ДЕМО) - это ежемесячное материальное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое из средств федерального бюджета.

ДЕМО выплачивается территориальным органом Пенсионного Фонда России одновременно с пенсией.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается с 1 мая 2005 года на основании документов, находящихся в распоряжении органов, осуществляющих назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения по нескольким основаниям, устанавливается дополнительное ежемесячной материальное обеспечение по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Выплата Дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

Выплата ДЕМО производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии. Выплата ДЕМО прекращается в случаях лишения получателя государственных наград и званий, установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и восстанавливается в случае восстановления гражданина в правах на государственные награды и звания. Средства, выплачиваемые в качестве дополнительного ежемесячного материального обеспечения, причитающиеся гражданину и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях..

Федеральная социальная доплата(далее - ФСД) - это доплата к пенсии устанавливается всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже уровня прожиточного минимума, установленного в регионе.

Федеральная социальная доплата устанавливается неработающим пенсионерам в целях доведения общей суммы его материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, но не более чем в целом по Российской Федерации.

Для определения размера ФСД к пенсии гражданину учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

) пенсии;

) дополнительного материального (социального) обеспечения;

) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении, в том числе по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

ФСД к пенсии назначается в заявительном порядке неработающим пенсионерам, проживающим на территории Российской Федерации, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за указанной выплатой, у которых общая сумма материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата устанавливается не только к пенсии пожилых людей, но и к пенсии детей-инвалидов и детей, не достигших возраста 18 лет, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца. Доплата им устанавливается автоматически в без заявительном порядке.

Знание своих прав позволит инвалидам воспользоваться рядом льготных услуг и получить материальную поддержку. Не стоит оставлять без внимания господдержку инвалидов это поможет облегчите и без того непростую жизнь.

Заключение

Инвалиды - это неотъемлемая часть общества.

Создавая нормальную жизнь для инвалидов и пожилых людей, общество как бы подстраховывает всех и каждого. Помогая инвалидам сегодня, общество в будущем помогает само себе.

У инвалидов разные потребности, но всех их объединяет одно. Они нуждаются в поддержке государства в разных формах и разных объемах.

Инвалиды имеют огромный потенциал, который востребован обществом крайне мало среди работодателей. Мы сами своими действиями, отношением общества к инвалиду часто делаем его человеком с действительно ограниченными возможностями. И самим инвалидам приходится постоянно доказывать, что их возможности неограниченны.

Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована на их конкретные нужды и потребности. Люди должны получать социальную помощь и поддержку независимо от того, в чьей компетенции находится оказание этой помощи. Нет федеральных или региональных льготников. Инвалиду все равно, из какого источника финансируется его социальная поддержка. Важно, чтобы он ее получил в полном объеме и необходимого качества.

Интеграция инвалидов в общество требует создания без барьерной среды обитания. Необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы. В нашем городе эту работу надо активизировать и ввести строгий административный контроль и ответственность за несоблюдение градостроительных стандартов.

Крайне остро стоит проблема обучения и трудоустройства инвалидов. Здесь необходимо обеспечить условия для их независимого выхода на рынок труда. На фоне сокращения численности трудоспособного населения инвалиды должны восприниматься как невостребованный трудовой ресурс. Необходимо переходить от абстрактных формулировок о "специально созданных условиях труда для инвалидов" на уровень решения практических задач трудоустройства. Ни для кого не секрет, что многие инвалиды готовы и хотят продолжать трудовую деятельность. И тут важно создать такие условия, чтобы они имели возможность участвовать в общественном производстве. Это и создание специализированных рабочих мест для инвалидов, и вопросы квотирования, и, самое главное, профессиональной подготовки инвалидов.

Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма.

Инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством и соответствующими нормативными актами. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций.



Список использованных источников и литературы:

Основные нормативные акты

1."Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).// в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, №31, ст. 4398.

.Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи". //"Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, №29, ст. 3699.

3.Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".// "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, №48, ст. 4563,

.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ(ред. от 02.03.2016)."Об образовании в Российской Федерации".//"Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598,"Российская газета", №303, 31.12.2012.,

.Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".// Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, №52 (часть I), ст. 7007

.Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р (ред. от 10.09.2014) <О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду> (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). // консультант

.Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004 №2356 "О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов".

Основная литература:

8.Белянинова Ю.В. Государственная социальная помощь и социальное обслуживание [Электронный ресурс] / Белянинова Ю.В., Захарова Н.А., Данилова М.Г.- Электрон. текстовые данные.- М.: Эксмо, 2013.- 240 c.- ЭБС «IPRbooks».

9.Горшков А.В. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Горшков А.В.- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.- 188 c.

.Захарова Н.А. Инвалидность [Электронный ресурс]: порядок признания, социальная защита и поддержка / Захарова Н.А., Шашкова О.В.- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014.- 106 c.

.Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Электронный ресурс] / Малофеев И.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2014.- 176 c.

.Справочник по льготам, выплатам, пособиям и компенсациям [Электронный ресурс] / Н.А. Агешкина [и др.].- Электрон. текстовые данные.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.- 130 c.

.Шашкова О.В. Инвалидность. Порядок признания, льготы, компенсации, социальная защита [Электронный ресурс]

. Шашкова О.В.- Электрон. текстовые данные.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.- 93 c.

Дополнительная литература:

15.Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Ерусланова Р.И.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2015.- 167 c.

16.Ерусланова, Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ерусланова Р.И.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2010.

.Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / О.В. Кузнецова [и др.].- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2013.- 216 c.

.Шашкова О.В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка [Электронный ресурс] / Шашкова О.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Эксмо, 2011.- 125 c.

Материалы судебной практики

19.Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2005 по делу №А12-24956/04-С22.// консультант

.Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.03.2015 по делу №33-2914/2015 (см. Приложение 1) // СПС "Консультант-плюс".

21.Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 21.03.2014 по делу №33-3377/2014 Жалоба о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным и предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета удовлетворена, так как истица была признана нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и как инвалид детства имеет право на льготы и преимущества, установленные для детей умерших участников ВОВ.// СПС "Консультант-плюс".

22.Интернет-ресурсы

Приложение 1

Волгоградский областной суд

Апелляционное определение от 13 марта 2015 г. по делу №33-2914/2015

Судья Кудрявцева А.Г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Марчукова А.В.,

судей: Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю., при секретаре: Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах инвалида второй группы ФИО1 к Министерству здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению онкологического больного жизненно необходимым лекарственным препаратом, по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Центрального района г. Волгограда ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 декабря 2014 года, которым было отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах ФИО1.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав прокурора Фарсяна В.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителей Комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенностям ФИО3, ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия установила:

Прокурор Центрального района г. Волгограда в интересах ФИО1 обратился с иском к Министерству здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению инвалида и онкологического больного жизненно необходимым лекарственным препаратом.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 является инвалидом 2 группы и нуждается в медикаментозном лечении, в том числе в препарате "эритропоэтин альфа" подкожно 1 раз в неделю, который входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006 г. №665.

При этом, отказавшись от льготного обеспечения лекарственными препаратами на ДД.ММ.ГГГГ, получив компенсацию в полном объеме, ФИО1 не имеет финансовой возможности приобретать лекарственный препарат".

Полагал, что как лицо, признанное в установленном порядке инвалидом второй группы, а также имеющее онкологическое заболевание, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.

На основании изложенного, просил возложить обязанность на Министерство здравоохранения Волгоградской области рассмотреть на экспертном совете по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, вопрос адресного обеспечения инвалида второй группы ФИО1, имеющей онкологическое заболевание, лекарственным препаратом "..." и обеспечить ее данным лекарственным препаратом.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор Центрального района г. Волгограда ФИО2 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, при неполном исследовании фактических обстоятельств по делу.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1, ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гражданам, являющимся инвалидами, установлена ежемесячная денежная выплата.

Согласно п.7 ст.28.1 Федерального закона часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Состав набора предоставляемых социальных услуг определен ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и включает обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии со ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. №78-ФЗ "О государственной социальной помощи", периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

При этом, гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Заявление об отказе от получения набора социальных услуг гражданин может подать до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на онкологическом учете с ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом 2 группы.

Согласно выписке из истории болезни, ФИО1 определена нуждаемость в лекарственном препарате "..." ... или ...Ед подкожно 1 раз в неделю.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление об отказе от получения набора социальных услуг, в связи с чем, размер ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ составил ....

При этом с заявлением о возобновлении получения набора социальных услуг в виде лекарственного препарата ФИО1 в отделение ПФ РФ по Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ не обращалась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведены все выплаты, предусмотренные действующим законодательством, в полном объеме, в соответствии с заявлением истца о предоставлении набора социальных услуг в денежном выражении.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при наличии права на получение мер социальной поддержки истец, вправе самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной компенсации с учетом его стоимости.

Учитывая, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от предоставления набора социальных услуг в натуральной форме, выразив желание получать денежную компенсацию, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку право на получение государственной помощи ФИО1 реализует в виде получения денежной компенсации, а не путем льготного обеспечения лекарственным препаратом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционного представления о том, что стоимость лекарственного препарата, в котором нуждается истец, превышает размер ежемесячной денежной выплаты, не является основанием для отмены решения суда, поскольку с требованием о взыскании убытков понесенных при приобретении лекарственного препарата, истцом не заявлено.

Доводы апелляционного представления о том, что суд необоснованно отказал в иске, являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку ФИО1 отказалась от льготного обеспечения лекарственным препаратом, реализовав свое право на получение государственной помощи в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации.

Сам по себе факт нуждаемости в обеспечении жизненно важным лекарственным препаратом не предоставляет истцу права в соответствии ч. 1 ст.6.2, п.7 ст.28.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" требовать предоставления мер государственной поддержки по одному основанию одновременно как в денежном, так и натуральном выражении.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционное представление участвующего в деле прокурора Центрального района г. Волгограда ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Волгоградского областного суда А.В. Марчуков

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Волгоградский областной суд

Апелляционное определение от 21 марта 2014 г. по делу №33-3377/2014

Судья: Николаев Н.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Колгановой В.М.

судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю. при секретаре О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области об отказе в предоставлении социальной выплаты, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах", по апелляционной жалобе Министерства строительства Волгоградской области, на решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 января 2014 года, которым жалоба А. удовлетворена.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия установила:

А. обратилась в суд с жалобой к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о признании отказа в предоставлении социальной выплаты, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" незаконным и предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований указала, что она является дочерью участника Великой Отечественной войны О.Н.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ей была присвоена вторая группа инвалидности бессрочно и она находилась на иждивении отца до его смерти.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №... она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по Чернышковскому городскому поселению, зарегистрирована в списке очередности за №1, а также членов семьи, и признана нуждающейся в жилом помещении, имеющей право на первоочередное получение жилого помещения.

В связи с чем, ею были сданы все документы в комитет по строительству, в администрацию Чернышковского городского поселения Волгоградской области, подтверждающие ее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по строительству администрации Волгоградской области на имя главы Чернышковского муниципального района Волгоградской области был дан ответ, что она не имеет права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Считая данный отказ незаконным, просила отказ Комитета по строительству администрации Волгоградской области в обеспечении жильем за счет средств Федерального бюджета отменить и обязать Комитет по строительству администрации Волгоградской области обеспечить А. жильем за счет средств федерального бюджета.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе министерство строительства Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя министерства строительства Волгоградской области С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Как следует из разъяснения, содержащегося в п. 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Постановленное судом решение названным требованиям не отвечает.

Пунктом 1 Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года "О ветеранах".

Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Во исполнение указанного закона пунктом 1 Постановления администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года №301-п "О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета" установлено, что реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области, осуществляется по их выбору в форме: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений; предоставления жилых помещений на праве собственности; предоставления жилых помещений по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, А. является дочерью умершего участника Великой Отечественной войны О.Н.С.

Вступившим в законную силу решением ... районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения А. на иждивении у своего отца, О.Н.С., с ДД.ММ.ГГГГ по день его смерти - ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Чернышковского городского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., А. была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в соответствии с пп.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма.

Письмом №... от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по строительству администрации Волгоградской области уведомил главу Чернышковского муниципального района Волгоградской области об отказе А. в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку не представлено доказательств, что она является получателем пенсии по случаю потери кормильца.

Удовлетворяя заявленные требования А. об отмене отказа Комитета по строительству администрации Волгоградской области в предоставлении социальной выплаты, а также возлагая обязанность на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области обеспечить ее жильем за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции исходил из того, что А. была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и как инвалид детства, имеющая вторую группу инвалидности бессрочно, имеет право на льготы и преимущества, установленные для детей умерших участников ВОВ.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.4 ст.259 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, при разрешении заявленных требований об оспаривании бездействия органов государственной власти, суд первой инстанции должен был установить, соответствуют ли действия данного органа закону и влекут ли они нарушение прав заявителя.

Кроме того, разрешая заявленные А. требования, суд первой инстанции не применил нормы процессуального закона, которые регламентируют рассмотрение таких дел, в нарушение требований ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ не мотивировал свои выводы, а также, в нарушение положений ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, вынес решение без получения и исследования всех необходимых для правильного разрешения дела доказательств, в частности заявления А. о предоставлении ей социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

Для установления юридически значимого обстоятельства по данному делу, в соответствии с п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия приобщила к материалам дела и исследовала копию заявления А. о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Как следует из данного заявления, А. обращалась с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании Федерального закона "О ветеранах" как нетрудоспособный член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.

Возлагая на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области обязанность по обеспечению А. жильем за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции оставил без внимания тот факт, что А. было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В то время как с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, она не обращалась.

Принимая во внимание допущенное судом первой инстанции нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, оспариваемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных А. требований.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

Решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 января 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о признании отказа в предоставлении социальной выплаты, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" незаконным и предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета - отказать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 июля 2005 года Дело №А12-24956/04-С22 (извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога", г. Саратов, на решение от 22.02.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-24956/04-С22 по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога", г. Саратов, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, с участием третьих лиц: Управления федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, о взыскании 12150093,10 руб.

Установил:

Решением от 22.02.2005 Арбитражного суда Волгоградской области отказано в удовлетворении иска Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") в лице филиала Приволжской железной дороги к Министерству финансов Российской Федерации - казна Российской Федерации - о взыскании 12101935 руб. 60 коп. убытков, возникших в 2003 г. в связи с предоставлением льгот по проезду на междугородных, внутрирегиональных и пригородных железнодорожных маршрутах согласно ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" №181-ФЗ от 24.11.95.

Производство по делу к Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области и Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области прекращено в связи с отказом истца от исковых требований к ним.

Решение мотивировано отсутствием доказательств размера понесенных убытков и вины Министерства финансов Российской Федерации в их причинении.

В апелляционном порядке законность решения не проверялась.

ОАО "Российские железные дороги", обжалуя решение в части отказа во взыскании убытков в кассационном порядке, просит его отменить в обжалуемой части и удовлетворить исковые требования за счет казны Российской Федерации, мотивируя кассационную жалобу нарушением норм материального и процессуального права, достаточностью доказательств расчета убытков.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области просит решение оставить без изменения, полагая, что судом первой инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии доказательств размера понесенных убытков.

Проверив законность обжалуемого решения в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене в обжалуемой части с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Как следует из материалов дела, требования ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжской железной дороги заявлены с учетом их уточнений и изменений о взыскании убытков в сумме 12101935 руб. 60 коп. к Министерству финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации на основании ст. 30 "Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 №536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 г. средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также ст.ст.790, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на недоказанность расчета суммы убытков первично-учетными документами, на непредставление истцом листов талонов, выдаваемых органами социальной защиты лицам, имеющим право на льготный проезд на всю сумму иска, применив ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на отсутствие доказательств вины Министерства финансов Российской Федерации в причинении убытков.

Суд кассационной инстанции считает данные выводы не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а также нормам материального и процессуального права.

Согласно ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях железнодорожного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Из материалов дела (т. 1, л. д. 50 - 167) видно, что возмещение затрат на предоставление льгот инвалидам в 2003 г. Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области осуществлялось за счет средств, поступивших из федерального бюджета на основании расчетов и реестров истца с указанием маршрутов, количества поездов на маршруте, количества выполненных рейсов и суммы убытков, возникших от реализации льгот в пригородном сообщении и отчетов по факту реализации льгот на основании итоговой ведомости о стоимости бесплатных и льготных перевозок в вагонах Российских железных дорог АСУ "Экспресс" в междугородном сообщении.

При этом не возникало каких-либо возражений в правильности и обоснованности указанных расчетов и реестров, поскольку платежные поручения (т. 1, л. д. 50 - 59) имеют ссылку на них, а также договор №1704/02 (т. 1, л. д. 120) от 26.12.2002, которым также предусматривалось предоставление указанных документов для выплаты компенсаций.

Таким образом, вывод суда о недоказанности расчета убытков сделан при неполно исследованных обстоятельствах дела, без составления акта сверки расчетов стоимости фактически предоставленных льготных перевозок и сумм, возмещенных Управлением социальной защиты населения.

В силу ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении иска по взысканию убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации по мотиву отсутствия вины, суд первой инстанции не учел также, что источник финансирования указанных льгот Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не определен, а порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию данного Закона, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 №536, получение дополнительного финансирования на компенсацию большего объема затрат, чем предусмотрено бюджетом Российской Федерации на 2003 г., не предусматривает.

При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии вины Министерства финансов Российской Федерации по недофинансированию произведенных истцом затрат противоречат требованиям ст. ст. 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и требуют дополнительной проверки.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции с учетом вышеизложенного необходимо:

предложить Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области и истцу провести сверку расчетов фактических затрат по предоставлению льгот в 2003 г. на перевозку инвалидов на основании первично-учетных документов (проездных билетов, талонов и др.), при необходимости назначить бухгалтерскую экспертизу;

на основании надлежащего исследования материалов дела и действующего законодательства установить сумму убытков, подлежащую возмещению с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

Постановил:

решение от 22.02.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-24956/04-С22 в части отказа во взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Похожие работы на - Социальные льготы и выплаты для инвалидов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!