Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Процесс управления реализацией бизнес-плана в ООО "Мебель-М"






ВВЕДЕНИЕ


Планирование - важный процесс для любого предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики. Под планированием бизнеса, в общем виде, понимается оценка возможностей и объемов выпуска продукции, определение емкости рынка, оценка спроса и эффективности деятельности предприятия.

Научно-технический прогресс, постоянное изменение структуры рыночного ассортимента, сокращение жизненного цикла продукции, образование новых конкурентов, изменения предпочтений потребителей, увеличение объема информации и другие факторы вынуждают экономические субъекты находиться в постоянном поиске новых методов адаптации к условиям рынка. Одним из таких методов является стратегическое и оперативное планирование.

Планирование предпринимательской деятельности основывается на составлении бизнес-плана. Его отсутствие или неправильная разработка может привести к негативным последствиям и отразится на возможности привлечения финансовых ресурсов. Качественно составленный бизнес-план, напротив, обеспечивает определенной степени надежность финансирования предприятия, что является важным для его успешного функционирования в условиях конкурентной среды.

Бизнес-план необходим, как для привлечения внешних инвесторов, так и для оценки потенциала предприятия его собственниками (т.е. для внутреннего использования). Процесс разработки бизнес-плана представляет собой детальный анализ всех аспектов деятельности предприятия - экономических, организационных, производственных и маркетинговых. Целью составления бизнес-плана может являться привлечение инвестиций, определение стратегических целей и задач предприятия, получение кредита и т.п.

Бизнес-планирование подразумевает решение различных стратегических и оперативных задач, в том числе:

оценка предприятия по экономическим и организационным параметрам;

анализ слабых и сильных сторон предприятия, его возможностей и угроз;

определение стратегических целей на определенный период.

Бизнес план должен включать в себя общие и специфические характеристики предприятия; выбор и обоснование стратегии; оценку всех ресурсов.

Актуальность темы работы заключается в том, что на сегодняшний день эффективность деятельности любого предприятия зависит от способности его руководства привлекать и распределять ресурсы для достижения поставленных долгосрочных целей. Успех предприятия основывается на правильной организации финансово-хозяйственной деятельности, сборе и анализе рыночной информации, оценке возможностей и угроз, чему способствует разработка бизнес-плана.

Объектом исследования данной работы является бизнес-планирование на предприятии ООО «Мебель-М».

Предмет исследования - процесс управления реализацией бизнес-плана в ООО «Мебель-М».

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании процесса управления реализацией бизнес-плана на примере конкретного предприятия.

Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятию «бизнес-план» и охарактеризовать его сущность;

описать структуру бизнес-плана;

определить роль бизнес-планирования в системе управления предприятием;

рассмотреть процесс разработки бизнес-плана;

дать описание основным стадиям реализации бизнес-плана на предприятии;

привести общую характеристику ООО «Мебель-М»;

провести анализ рынка, ассортимента, сильных и слабых сторон ООО «Мебель-М»;

разработать организационный и финансовый план для предприятия ООО «Мебель-М».

В ходе написания работы были использованы следующие методы: изучение и сравнение литературных источников отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам бизнес-планирования; маркетинговые методики оценки предприятия (SWOT-анализ, PEST-анализ и пр.); финансово-экономический анализ основных показателей деятельности предприятия.




. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА


.1 Бизнес-план: понятие и сущность


Потребность в разработке бизнес-планов российские предприятия ощутили в середине 90-х годов ХХ века, что было обусловлено становлением и развитием рыночных отношений. Бизнес-план стал необходимым документом, используемым для совершенствования методов расчета экономической эффективности новых проектов, а также оценке экономической целесообразности инвестирования.

На сегодняшний день бизнес-планирование стало традиционным процессом в управлении любым предприятием, без которого, как правило, не предпринимаются никакие серьезные действия. Бизнес-план, по сути, представляет собой формализация системного подхода к процессу планирования на предприятии, оценки будущих финансовых результатов и способ обоснования экономической целесообразности запуска новых проектов.

Существует множество определений понятия «бизнес-план»:

«бизнес-план -это документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач»[9, с.42];

«бизнес-план - объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией»[1, с.37];

«бизнес-план - это рабочий инструмент, как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства»[14, с.19];

«бизнес-план - это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов»[18, с.31].

Таким образом, бизнес-планирование включает в себя оценку деятельности предприятия, а также оценку конъюнктуры рынка, а бизнес-план является программой действий собственников предприятия, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Направления применения бизнес-плана весьма обширны.

Составителям бизнес-план помогает принять управленческие решения по определенным вопросам, связанным с производством, маркетингом, управлением, инвестициями и пр. Помимо этого он позволяет выбрать стратегические направления деятельности предприятия и оценить перспективу их реализации.

Для работников предприятия бизнес-план дает возможность получить четкое представление о стратегических целях и о тактике руководства. Данная информация позволяет сотрудникам определить свои обязанности в достижении общих целей предприятия.

Бизнес-план является важным инструментом для инвесторов, поскольку он дает фактическую оценку деятельности предприятия, его степени надежности, потенциальных возможностях и сроках окупаемости новых проектов. Сам факт составления бизнес-плана демонстрирует высокий профессионализм и серьезные подход к делу собственников предприятия[7, с.38].

Таким образом, бизнес-план на сегодняшний день является важным элементом деятельности любого предприятия.



1.2 Структура бизнес-плана


Бизнес-план представляет собой аналитический документ, показывающий и экономически обосновывающий реальность реализации определенного проекта.

Структура бизнес-плана зависит от ряда факторов, таких как отрасль, в которой действует предприятие, организационная форма предприятия, конъюнктура рынка и других.

Бизнес-план, как правило, составляется на определенный промежуток времени, равный 3-5 годам. Конкретный период, на который осуществляется бизнес-планирование, зависит от характера и масштабов деятельности предприятия. Важным является то, что срок бизнес-плана должен быть достаточным либо для полного завершения реализации планируемого проекта, либо для выхода на расчетную мощность производства и сбыта.

Несмотря на то, что не существует жестко регламентируемых структур бизнес-плана, в нем должны быть предусмотрены все основные разделы, в которых раскрываются идеи и цели проекта, производится оценка рынка и самого предприятия, формируется финансовый и производственный план, а также план продвижения.

Как правило, структура бизнес-плана включает в себя следующие основные разделы:

) резюме (описание проекта);

) общая характеристика предприятия и его продукции;

) описание видов деятельности;

) анализ рынков сбыта;

) оценка конкуренции и выявление конкурентных преимуществ, слабых и сильных сторон предприятия, его возможностей и угроз;

) организационная структура управления;

) маркетинговый план;

) производственный план;

) оценка рисков;

) финансовый план [3, с.49]

Титульный лист бизнес-плана содержит наименование предприятия, цель проекта, реквизиты предприятия, также указывается составитель бизнес-плана и данные по его согласованию.

В резюме бизнес-плана указывается цель проекта и назначениеразрабатываемого бизнес - плана, стратегия реализации, перспективы деятельности предприятия, планируемые результаты, возможные рынки сбыта, конкурентные преимущества предприятия, требуемый размер инвестиций.

Общая характеристика предприятия и его продукции необходима для всестороннего описания всех функциональных сторон деятельности предприятия. На предварительном этапе собирается и анализируется информация по ассортименту продукции, предлагаемой покупателям; потребностям, которые с их помощью планируется удовлетворить; ценовая политика; рынки сбыта; жизненный цикл товаров. В этом же разделе бизнес-плана приводятся сведения о наличии у продукции различного рода сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками. Также указывается информация о наличии предпродажного и послепродажного сервиса, если таковой предусматривается [15, с.52].

Описание видов деятельности предполагает описание видов деятельности, которых у предприятия может быть несколько: маркетинг, производство, финансы, торговля, сфера услуг, венчурный бизнес или др.

Анализ рынка сбыта необходим для выявления потенциальных покупателей, оценки емкости рынка, порядка цен на аналогичную продукцию у конкурентов.

Оценка конкуренции и выявление конкурентных преимуществ, слабых и сильных сторон предприятия, его возможностей и угроз предполагает анализ при помощи различных методик, в ходе которого дается общая оценка потенциала предприятия.

Характеристика организационной структуры управления важна поскольку на нее основе осуществляется координация ролей и деятельности подразделений предприятия. Формирование организационной структуры управления предприятием отражает складывающееся в ней разделение труда и взаимозависимость работ, выполняемых различными элементами, связано со стратегическим выбором, ориентацией компании на определенную группу потребителей. Данный раздел содержит форму ведения бизнеса, дату начала деятельности, рабочий график, сезонность; описывает принцип создания предприятия [10, с.63].

Маркетинговый план создает основу для эффективного управления деятельностью фирмы и для привлечения партнеров, инвесторов и кредиторов к сотрудничеству с ней. Он содержит общую маркетинговую стратегию, цели и задачи маркетинга, обоснование выбора целевого рынка, прогноз продаж, стратегию продвижения, порядок реализации и каналы сбыта. Важным является оценка затрат на планируемые мероприятия [3, с.67].

Производственный план состоит из обоснования требований к помещению и оборудованию, оценки потребностей в трудовых ресурсах, характеристики необходимых производственных мощностей и самого процесса производства, оценки необходимости и реализации субподряда.

Важность раздела по оценке риска обусловлено тем, что потенциальным инвесторам и кредиторам важно понимать с какими проблемами, трудностями может столкнуться предприятие, каким образом собственник предполагает выйти из рисковой ситуации, насколько эффективны внутрифирменные подходы к минимизации ущерба.

Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Финансовое планирование на предприятии заключается в планировании всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Оно осуществляется посредством разработки финансовых планов - перспективных, текущих, оперативных. Финансовый план обобщает все предыдущие разделы в стоимостном выражении и содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, сведения об источниках финансирования и назначении используемых средств, сроке окупаемости инвестиций, издержках производства и обращения, о процентном соотношении доходов и расходов, использовании собственных и заемных средств. В нем указываются также источники и сроки погашения задолженности, сроки выплаты дивидендов владельцам акций акционерных обществ.

К бизнес-плану могут быть приложены различные документы, способствующие обоснованию его отдельных частей. Это могут быть такие документы, как: технические сведения о продукции; анкеты сотрудников; организационная схема; результаты аудиторских проверок; договора аренды и страхования; копии патентов и лицензий и другие.


.3 Бизнес-планирование и его роль в управлении предприятием


Планирование лежит в основе любой предпринимательской деятельности. Бизнес-план позволяет повышать эффективность предпринимательской деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального опыта. Важной целью планирования является формирование и развитие у предпринимателя стратегического мышления.

Как правило, целью разработки бизнес-плана является необходимость долговременного или краткосрочного планирования, которое осуществляется на базе изучения потребностей рынка и принятия решений по его дальнейшему освоению, собственному развитию предприятия. Также он необходим, если предприятие принимает решение об открытии нового дела, при освоении производства нового продукта либо полном перепрофилировании деятельности, когда особенно велика потребность в инвестициях, и при выходе на внешний рынок.

Основную роль в процессе бизнес-планирования, как правило, играют разработка и реализация бизнес-плана предпринимательского проекта, бизнес-плана развития предприятия.

Бизнес-план должен быть нацелен на максимизацию выполнения намеченных задач, то есть, важна не только их постановка, но и последующая реализация, без чего составление бизнес-планов, в сущности, теряет смысл. Необходимо не только планировать, но и выполнять запланированное- бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность деятельности.

Практика российских компаний убедительно свидетельствует о необходимости бизнес-планирования как инструмента, способствующего повышению эффективности предпринимательства, его стабилизации.

Бизнес-план можно с полной уверенностью рассматривать в качестве формы планирования, определяющего содержание целей и задач, время и пути их достижения. Его значение обусловлено и возможностью использования бизнес-плана в качестве средства привлечения необходимых ресурсов [13, с.112].

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения.

Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, основными из которых являются:

обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;

разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;

проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;

предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;

выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;

оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;

определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;

организовать систему контроля за ходом реализации проекта;

подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта [14, с.97].

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом предприятия, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов, требующих инвестиций.



2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА


.1 Процесс разработки бизнес-плана


Разработка бизнес-плана требует сбора обширной информации по широкому кругу вопросов. На практике предприятия составляют два вида одного и того же бизнес-плана:

) официальный, который используется для презентации нового проекта потенциальным партнерам и инвесторам. В таком бизнес-плане обычно содержатся три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный);

) рабочий, который создается для собственника предприятия и его сотрудников. Данный бизнес-план позволяет заранее составить программу действий по реализации проекта, рассмотреть варианты решения возможных проблем, дать оценку внутреннему и внешнему риску [19, с.85].

Рабочий план должен соответствовать структуре официального плана и содержать краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, данные о конкурентах и сумма капитала, которую предприятие планирует направить на новый проект.

Процесс разработки бизнес-плана состоит из следующих этапов:

сбор и анализ информации о продукции;

сбор и анализ информации о рынке сбыта;

анализ текущего состояния и возможностей предприятия;

расчет потребности в помещениях, оборудовании, трудовых и прочих видах ресурсов;

расчет капитала и источников его финансирования;

определение направленности и масштабов проекта;

расчет эффективности проекта;

составление организационной структуры предприятия;

подбор необходимых материалов [9, с.115].

На каждом из перечисленных этапов осуществляется анализ и определение возможностей минимизации риска, затрат и сроков реализации проекта. Разработка бизнес-плана и сбор необходимых документов, как правило, занимает от двух недель до месяца. Составление бизнес-плана начинается с описания продукции, далее следует маркетинговый план. Без данных разделов вся последующая работа не целесообразна, поэтому им необходимо уделить повышенное внимание. Также особое внимание требуется уделить эффективности реализации проекта, оценке возможных рисков и гарантиям возврата инвестиций.


.2 Содержание работ по реализации бизнес-плана


Реализация бизнес-плана подразумевает под собой выполнение всех рабочих задач по переведению бизнес-проекта из стадии бизнес плана в стадию производства. Требуется составить реальный график для каждой стадии внедрения проекта и объединить их в единую схему действий. При этом необходимо учитывать, что разные стадии требуют неодинаковые периоды времени на их реализацию.

Период от принятия решения о запуске нового проекта до его фактического начала реализации включает в себя следующие действия:

назначение команды реализации бизнес-плана;

образование фирмы;

финансовое планирование;

организационное оформление;

приобретение и передача технологии;

основной инжиниринг;

выбор подрядчиков, консультантов и поставщиков;

подготовка заявочных документов;

выставление предложений;

предложение цены изделия;

оценка предложений;

переговоры и заключение контрактов;

детальный инжиниринг;

приобретение земли;

строительные работы;

установка оборудования;

закупка материалов и сырья;

предпроизводственный маркетинг;

обучение и назначение на должности;

запуск бизнес-плана и начало производства [3, с.98].

В некоторых случаях период внедрения может быть таким продолжительным, что данные бизнес-плана устаревают и нуждаются в пересмотре. Сравнивая реальные данные, накапливающиеся на стадии реализации, с данными, представленными на стадии изучения, можно определить воздействие любых превышений издержек на ликвидность, финансовые требования и общую прибыльность бизнес-плана.


.3 Стадии реализации бизнес-плана


Основными стадиями реализации бизнес-плана являются:

. Назначение команды реализации бизнес-плана. Основная цель назначения команды бизнес-плана - дать гарантию тому, что выполнение всех работ находится в соответствии с планом и бюджетом реализации и что существует возможность проведения соответствующих мер в случае, если работы по реализации и издержки отклоняются от плана.

. Создание предприятия и правовые требования. Создание нового предприятия является необходимым в случае, если, например, инвесторы начинают новый бизнес и проект не будет или не может быть реализован в рамках существующего предприятия. В случае если инвестиции осуществляются в действующее предприятие, то некоторые правовые требования не будут иметь силы.

. Правовой процесс, регистрация и санкционирование. Если создание компании необходимо, то на всех стадиях реализации плана следует выполнять любые местные, национальные, двусторонние или международные правила и инструкции, а также процедуры, предписанные местными властями.

. Правительственное санкционирование. Во многих случаях правительственное одобрение требуется для того, чтобы импортировать машины, оборудование и проводить меры по обеспечению технологией. Поставка импортных материалов, включая производственное сырье, части и компоненты, также может требовать санкций правительственных структур.

. Финансовое планирование. После принятия решения о капиталовложении необходимо начать детальные приготовления к финансированию бизнес-плана в соответствии с финансовыми требованиями его реализации.

. Организация и менеджмент. План и график реализации, подготовленные в бизнес-плане, обычно формируют основу будущей работы команды внедрения. Команда должна обладать необходимой властью над подрядчиками и консультантами, чтобы обеспечить эффективное и своевременное внедрение бизнес-плана.

. Организационное построение. График пополнения зависит от типа производства и доступности нужны работников. Очень часто пополнение кадрами производится на последней стадии. Программы по обучению начинаются только тогда, когда организация готова начать производство, что приводит к низкому использованию мощностей на ранних производственных стадиях.

. Приобретение и передача технологии. Приобретение технологии - ключевой элемент фазы реализации бизнес-плана. Иногда возникает необходимость решать юридические проблемы, такие как: права на патент, эксплуатационные ограничения или ограничения на передачу технологии и торговые наименования.

. Детальный инжиниринг и заключение контрактов. Окончательные планировка предприятия и его дизайн, подготовленные в бизнес-плане, являются отправной точкой для детального инжиниринга. Во время фазы реализации тщательно разрабатывают полную документацию подготовки площадки, заказывают машины и заводское оборудование, для чего привлекают инженеров, архитекторов и плановиков, совместная работа которых требует эффективной координации.

. Представление предложений, переговоры и заключение контрактов. Эта стадия включает: определение подрядчиков, консультантов и поставщиков; подготовку, представление и оценку предложений; переговоры и заключение контрактов.

. Приобретение земли. Возможности приобретения земли могут быть рассмотрены на ранней стадии, но следует иметь в виду, что для каждой возможной площадки должен быть приготовлен всесторонний план использования, предусмотрен надлежащий доступ на участок предприятия, а транспортные пути разработаны так, чтобы выдерживать нагрузку интенсивного движения во время строительства и перевозки товаров, произведенных на предприятии.

. Строительство и монтаж оборудования. Любые задержки строительства окажут непосредственное воздействие на издержки и предполагаемые доходы, запланированные на этапе составления бизнес-плана. При составлении графика строительства и монтажных работ необходимо учитывать, что они могут начаться только тогда, когда будет подготовлен окончательный макет предприятия (участка), приобретена выбранная площадка и получены все необходимые разрешения от местных властей. Подготовка участка может быть спланирована без особых проблем, но следует позаботиться о выполнении необходимых проверок и технических исследований.

. Обеспечение сырьем и обслуживанием. Во время реализации бизнес-плана необходимо завершить мероприятия по поставке основных производственных материалов. Для решения критических производственных вопросов обязательно использование контрольной системы достаточности качества. Контроль за качеством может быть выполнен специальными агентствами.

. Предпроизводственный маркетинг. Подготовка рынка продаж должна начинаться заблаговременно, с тем, чтобы продукция могла быть продана в запланированные сроки. Подготовка рынка заключается в рекламе и обучении продавцов и дилеров, а также в организации сети сбыта и обеспечения специальным оборудованием по продаже товаров (морозильники, выставочные залы, мастерские) [12, с.158].

Реализация бизнес-плана требует четкости представления руководителями предприятия целей, которые они планируют достичь с его помощью. Нацеленность на достижение новых результатов является общим для всех объектов развития на основе бизнес-планов. Поскольку критерий результата занимает здесь центральное место, систему управления, опирающуюся на полученный результат, можно назвать управлением по результатам.



. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МЕБЕЛЬ-М»


.1 Общая характеристика ООО «Мебель-М»


ООО «Мебель-М» (полное наименование - «Мебель-Москва») является динамично развивающейся компанией, обладающей сбалансированным высокопроизводительным производством.

Местонахождение компании: ТЦ "Гранд".г. Москва м. Речной вокзал, Ленинградское ш. 100 м от МКАД.

В настоящее время компания производит мебель для дома: детские, спальни, гостиные и прихожие. Компания является активным участником ежегодных мебельных выставок, в том числе международных. Участие в выставках было отмечено дипломами лауреата конкурсов в различных номинациях.

Производственная база ООО «Мебель-Москва» постоянно модернизируется. Компания производит мебель на самом совершенном высокотехнологичном оборудовании германских компаний Homag, Weeke, Brand.Использование импортного оборудования, работающего под управлением компьютерных программ, позволяет осуществлять высокоточную обработку материалов.В производстве мебели ООО «Мебель-М» использует новейшие европейские технологии и разработки.

ООО «Мебель-М» оказывает своим покупателям услуги по доставке и сборке мебели в кратчайшие сроки. Компания осуществляет доставку своей продукции в пределах города, а также в близлежащие регионы.

Помимо сети розничных магазинов, у ООО «Мебель-М» есть интернет-магазин, в котором покупатели могут ознакомиться со всем ассортиментом мебели, получить онлайн консультацию, сделать заказ и произвести оплату.

Компания располагает штатом высококвалифицированных сотрудников различных специальностей, обладающих многолетним опытом работы в мебельном производстве. Основным принципом работы компании является индивидуальный подход к каждому клиенту.

Компания используется комплексное решение вопросов по поводу выбора поставщика, условий сделки, выбора ассортимента, ценовой и маркетинговой политики.

Реализация решений осуществляется с учетом требований каждого клиента, а также индивидуальных особенностей каждой модели товара.

Широкая клиентская база и постоянно растущий объем продаж подтверждают эффективность деятельности ООО «Мебель-М».

Организационная структура компании представлена на рисунке 3.1.













Рисунок 3.1 Организационная структура ООО «Мебель-М»


В компании применяется линейно-функциональная структура управления. Во главе компании стоит генеральный директор, у которого в подчинении находятся главный бухгалтер, исполнительный директор и начальник производства.

Исполнительный директор руководит работой отдела продаж и маркетинга.

Отдел продаж состоит из отдела розничных продаж, отдела продаж по регионам и интернет-магазина, которые возглавляют соответствующие руководители. Основной функцией отдела продаж является достижение плановых показателей по выручке компании.

Отдел маркетинга состоит из двух сотрудников: маркетолога-аналитика и менеджера по рекламе.

Начальник производства, помимо собственно производственного участка, осуществляет руководство деятельностью отдела закупа и отдела доставки и технического обслуживания.

Отдел закупа представлен несколькими сотрудниками, разделенными по поставщикам, во главе которых стоит руководитель отдела закупа.

В компании работа по закупу базируется на принципе маркетинга, с помощью которого сотрудники отдела закупа получают необходимую информацию по динамике и структуре потребительского спроса и осуществляют поиск востребованной продукции.

Отдел доставки и технического обслуживания, как следует из названия, осуществляет доставку, сборку и гарантийное обслуживание.

Данная структура компании имеет ряд преимуществ, в частности - позволяет осуществлять оперативное и эффективное управление деятельностью компании, т.к. имеет один канал связи - каждый подчиненный имеет только одного руководителя. Это способствует четкому и оперативному управлению, повышению ответственности руководителя за эффективность работы возглавляемого им отдела.

Высший уровень управления выступает в лице генерального директора компании. На среднем уровне находятся руководители отделов. К нижнему уровню относятся функциональные работники, являющиеся непосредственными исполнителями.

К должностным обязанностям генерального директора относятся:

осуществление руководства компанией в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленной компетенции всеми видами деятельности организации;

организация эффективного взаимодействия всех структурных подразделений;

выполнение целей и задач, стоящих перед компанией;

выполнение обязательств перед клиентами, поставщиками, партнерами и банками;

организация производственно-хозяйственной деятельности на основе планирования ее материальных, финансовых и трудовых расходов с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке.

На данном этапе функционирования компании ООО «Мебель-М» использование данной структуры управления является приемлемым, т.к. делает работу слаженной и продуктивной.

Рассмотрим расчёт показателей, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности, конкурентоспособность ООО «Мебель-М» и эффективность его маркетинговой деятельности.


Таблица 3.1 - Показатели деятельности ООО «Мебель-М»

Наименование показателяПериод 2013г.2014г.ИзменениеДоход от реализации, тыс. руб93 097 121 970 28 873 Чистая прибыль, тыс.руб.87 650 91 249 3 599 Сумма затрат на функционирование системы сбыта, тыс.руб2 085 998 -1 087 Затраты на рекламную деятельность, тыс.руб.347 573 226 Собственный капитал, тыс.руб.2 567 391 3 855 673 1 288 282 Заёмный капитал, тыс.руб.334 752 554 853 220 101 Денежные средства, тыс.руб.12 465 35 072 22 607 Краткосрочные обязательства, тыс.руб.12 530 34 058 21 528 Дебиторская задолженность, тыс.руб.12 730 35 054 22 324 Общая сумма капитала, тыс.руб.2 902 143 4 410 527 1 508 384

Как мы видим из таблицы,был осуществлен расчет изменений по показателям по сравнению с предыдущим годом. Если сделать примитивный анализ деятельности предприятия на основании данных расчётов, то можно прийти к выводу, что наблюдается положительная тенденция по всем показателям предприятия.

Произведем на основании полученных данных расчёты коэффициентов, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности ООО «Мебель-М».

) коэффициент изменения дохода от реализации:


970 / 93 097 = 1,31 или 131 %


Исходя из результата данного показателя, можно судить,что произошло довольно серьезное увеличение дохода за счет увеличения объема продаж, а также за счет проведение рекламной кампании.

) коэффициент доведения продукта до потребителя

/ 2 085 = 0,47 или 47%

Исходя из результата данного показателя, можно говорить о том, что в 2014 году были существенно сокращены расходы на функционирование системы сбыта. Однако, данный коэффициент не совсем верно характеризует ситуацию, поскольку значительные затраты по данной статье расходов в 2013 году связаны прежде всего с развитием интернет-магазина, на разработку которого ушло достаточно много средств.

) коэффициент рекламной деятельности:


/ 347 = 1,65 или 165%


Показатель коэффициент достаточно высок, что говорит об увеличении расходов на рекламу в 2014 году по сравнению с предыдущим.

) коэффициент обеспеченности предприятия собственным капиталом:

по состоянию на 2013 год:


567 391 / 2 902 143 * 100% = 88,47%


по состоянию на 2014 год:



855 673 / 4 410 527 * 100% = 87,42%

По сравнению с предыдущим годом данный показатель снизился, но на незначительную величину, изменение которой не вызывает существенных опасений.

) коэффициент текущей ликвидности (КТЛ):


КТЛ = (денежные средства +краткосрочные обязательства+ дебиторская задолженность)/краткосрочные обязательства


в 2013 году: (12465 + 12530 + 12730)/ 12530 = 3,011 (30,1%);

в 2014 году: (35072 + 34058 + 35054)/ 34058 = 3,06 (31%).

По сравнению с предыдущим годом коэффициент текущей ликвидности имеет незначительное увеличение. Это говорит о том, что ООО «Мебель-М» способно немедленно погасить до 30% текущих обязательств при помощи собственных денежных средств и дебиторской задолженности.

) коэффициент конкурентоспособности предприятия - коэффициент, характеризующий прибыльность коммерческой деятельности и эффективность его маркетинговой деятельности:

Коэффициент конкурентоспособности предприятия (ККП) = коэффициент рекламной деятельности*коэффициент текущей ликвидности*коэффициент обеспеченности предприятия собственным капиталом.


ККП (2013г.) = 1,65 * 0,88 * 3,01 = 4,37

ККП (2014г.) = 1,65 * 0,87 * 3,06 = 4,39


Таким образом, можно сделать вывод о том, что по сравнению с предыдущим годом произошло незначительное увеличение данного коэффициента, что говорит о стабильности положения предприятия и тенденции к развитию.


.2 Анализ сильных и слабых сторон ООО «Мебель-М», оценка возможностей и угроз


Существует ряд методик, которые применяются для анализа сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз:STEP-анализ;PEST-анализ;ETOM-анализ;SPACE-анализ; QUEST-анализ и другиеанализ - это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Сильные и слабые стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, а возможности и угрозы - факторами внешней среды [14, с.135].

Результаты SWOT-анализа ООО «Мебель-М» представлены в таблице 3.2.

Проведенный SWOT-анализ позволяет сделать вывод о том, что у компании «Мебель-М» те же возможности и угрозы, что и у ее конкурентов. Соответственно необходимо разработать предложение для клиентов, учитывающее слабые и сильные стороны компании и одновременно отличающее ее от конкурентов.

В условиях конкуренции основными факторами успешной деятельности компании должны стать:

высокое качество продукции и уровня обслуживания;

широкий ассортимент для различных категорий покупателей;

расширение клиентской базы, в том числе за счет освоения новых рынков сбыта;

эффективная рекламная кампания с целью повышения уровня осведомленности о компании и ее ассортименте;

партнерские программы совместно с поставщиками и оптовыми покупателями.


Таблица 3.2 - SWOT-анализ ООО «Мебель-М»

Сильные стороныВозможности1. Выгодное местоположение магазинов 2. Широкий ассортимент товаров 3. Индивидуальный подход к каждому клиенту 4. Наличие интернет-магазина 5. Логистический сервис 6. Квалифицированный персонал 1. Рост доходов населения 2. Появление новых производителей 3. Снижение налогов и пошлин 4. Снижение цен у действующих поставщиков 5. Предложения о сотрудничестве со стороны крупных оптовиков 6. Изменение рекламных технологийСлабые стороныУгрозы1. Низкая осведомленность у потенциальных покупателей о компании 2. Отсутствие постоянной базы клиентов 1. Рост конкуренции на рынке 2. Сбои в поставках сырья и материалов 3. Снижение уровня жизни населения 4. Рост налогов и пошлин 5. Изменение уровня цен 6. Рост безработицы 7. Ухудшение политической обстановки 8. Развитие «семейных» цехов по производству мебели с доступными ценами 9. Открытие другими производителями собственных магазинов

Проанализируем влияние на компанию факторов внешней среды при помощи PEST-анализа (таблица 3.2).анализ- это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании [2, с.201].


Таблица 3.3 - PEST-анализ ООО «Мебель-М»

Политические факторыЭкономические факторыГосударственное регулирование конкуренцииУровень инфляцииПолитическая ситуация в странеПокупательская способность населенияИзменение законодательства НалогообложениеСоциальные факторыТехнологические факторыУлучшение демографической ситуацииПоявляются новые требования ГОСТСоциальные факторыТехнологические факторыПовышение уровня жизни населенияИнформация и коммуникации, влияние интернетаБренд,репутация компании, имидж Научно-технический прогресс обуславливает появление нового оборудования, повышающего качество мебели, а вследствие чего конкурентоспособность Стабильность жизни людей Потребительские предпочтения анализ позволяет определить сильные и слабые стороны предприятий на конкретном рынке, угрозы со стороны конкурентов и разработать меры для предупреждения негативных последствий.

Используем данный метод для анализа рыночной позиции ООО «Мебель-М» и выбора эффективной стратегии развития предприятия. Результаты бальной оценки критериев методом SPACE представлены в таблице3.4. По каждому показателю ключевого критерия производилась оценка по 6-ти балльной шкале на основе сравнения фактических значений финансовых коэффициентов с нормативным их значением для предприятия и на основе изучения статистической информации в экономической ситуации в отрасли.

Оценивались такие показатели как финансовая сила и конкурентоспособность предприятия, стабильность и привлекательность отрасли с точки зрения потенциала.

После получения общих оценок ключевых критериев построим вектор стратегии развития предприятия в системе координат SPACE .



Таблица 3.4 - Результаты балльной оценки критериев методом SPACE

КритерииОценкаВесомостьОбобщенная оценка балловФинансовая сила предприятияРентабельность инвестиций50,42Финансовая автономия20,20,4Платежеспособность предприятия50,10,5Уровень финансового риска40,10,4Общая оценка критерия4,4Конкурентоспособность предприятияЧистая рентабельность реализованных услуг40,31,2Чистая рентабельность производства40,20,8Доля рынка50,10,5Конкурентоспособность продукции30,20,6Использование основных фондов40,20,8Общая оценка критерия3,9Привлекательность отраслиУровень прибыли60,42,4Стадия жизненного цикла отрасли50,41,5Зависимость развития отрасли от коньюнктуры50,31,5Общая оценка критерия5,4Стабильность отраслиСтабильность прибыли40,52Уровень развития инновационной деятельности30,30,9Маркетинговые и рекламный возможности30,20,6Общая оценка критерия3,5

Начало вектора располагается в точке начала координат, а его конец - в точке А со следующими координатами (на основании табл.3.4):


Х = ПО - КП = 5,4 - 3,9 = 1,5;

У = ФС - СО = 4,4 - 3,5 = 0,9.

<http://www.economic-s.ru/wp-content/uploads/2011/10/354.jpg>

Рисунок 3.2SPACE-Матрица ООО «Мебель-М»


Результат проведенного SPACE-анализаговорят о необходимости внедрения агрессивной стратегии в деятельность ООО «Мебель-М».

На основании проведенных анализов ООО «Мебель-М» рекомендуется расширить свою деятельность путем введения нового ассортимента, а также расширения географии розничных торговых точек.


.3 Разработка и реализация бизнес-плана для ООО «Мебель-М»

бизнес план мебель

Бизнес-план составляется для обоснования экономической целесообразности расширения ассортимента продукции ООО «Мебель-М», а именно: введения в предлагаемый ассортимент мебели для кухни. Для запуска нового проекта должны использоваться собственные средства, что даст дополнительное преимущество по формированию ценовой политики и снизить срок окупаемости.

Согласно аналитическим данным по мебельному рынку в Российской Федерации объем реализации мебели в 2013-2014 году распределяется следующим образом:

корпусная мебель - 25%;

офисная мебель - 23%;

кухни - 22%;

мягкая мебель - 30%.

Поскольку ООО «Мебель-М» уже осуществляет производство и реализацию корпусной мебели, введение в ассортимент мебели для кухни теоретически позволит ей увеличить объем продаж практически в два раза. Не смотря на то, что производство офисной и мягкой мебели также является интересным с точки зрения сбыта, данные виды продукции не являются профильными для компании и потребуют привлечения существенного объема средств на перепрофилирование производства, что на данном этапе деятельности нецелесообразно.

Целевой группой нового проекта являются:

конечные потребители в лице активных деловых людей со средним уровнем дохода, обновляющими мебель дома один раз в 3-4 года;

оптовые покупатели, дилеры - специализированные магазины мебели, предметов интерьера, дизайнерские студии.

Реализацию нового ассортимента планируется осуществлять следующими путями:

через собственную сеть розничных магазинов;

через интернет-магазин;

через сеть дилеров, с которыми заключены договора поставки, в том числе за пределами России.

Для продвижения новой линейки мебели для кухни необходимо разработать рекламную кампанию, в которой предусмотреть использование следующих инструментов:

создание дополнительной страницы в каталоге продукции на интернет-сайте компании;

размещение рекламы в специализированных СМИ (мебельные журналы, журналы по дизайну и интерьеру и пр.);

участие с новой продукцией в профильных выставках местного и общероссийского масштаба;

размещение рекламных баннеров в сети интернет на специализированных сайтах.

Планируемые затраты на рекламную кампанию приведены в таблице 3.5.


Таблица 3.5 - Затраты на рекламную кампанию

№ п/пСтатья затратСумма, тыс. руб.1Доработка интернет-сайта1002Участие в выставках3003