Организация финансово-экономического контроля за сохранностью материальных ценностей в государственных учреждениях города Москвы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,78 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация финансово-экономического контроля за сохранностью материальных ценностей в государственных учреждениях города Москвы














Выпускная квалификационная работа

Организация финансово-экономического контроля за сохранностью материальных ценностей в государственных учреждениях города Москвы

Введение

экономический контроль финансовый инвентаризация

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансово-экономического контроля.

Значение финансово-экономического контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Не менее значительна роль финансово-экономического контроля на уровне казенных организаций за соблюдением организациями сохранности материальных ценностей.

Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей можно трактовать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова - это борьба за эффективность товарно-материальных ценностей. В узком смысле под обеспечением сохранности товарно-материальных ценностей понимается борьба с потерями ценностей вследствие недостач, растрат, хищений. Важную роль в этом играет финансово-экономический контроль.

Целью исследования является разработка мероприятий направленных на совершенствование организационных форм финансово-экономического контроля за сохранностью материальных ценностей на примере казенного предприятия: ФКУ МУНКЦ им. П. В. Мандрыка.

Задачи исследования:

выявить сущность финансово-экономического контроля;

провести анализ субъектов и объектов финансово-экономического контроля;

провести анализ организации контроля за сохранностью материальных ценностей в казенных учреждениях;

разработать мероприятия по совершенствованию организационных форм финансово-экономического контроля за сохранностью материальных ценностей.

Объектом исследования выступает организация финансово-экономического контроля в государственных учреждениях.

Предметом исследования является методика организации финансово-экономического контроля в казённых учреждениях.

Исследование проведено на основе научной литературы, нормативно-правовых актов, статистических данных, раскрывающих обозначенную проблематику исследования.

1. Теоретические аспекты финансово-экономического контроля

.1 Сущность экономического и финансового контроля

В условиях функционирования рыночной хозяйственной системы организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Экономический контроль распространяется на сферу развития экономики народного хозяйства - отрасли, предприятия.

Важной функцией экономического контроля является влияние через систему управления на успешное выполнение планов экономического и социального развития, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непроизводительных расходов и убытков, укрепление хозяйственных связей, соблюдение хозяйственного и трудового законодательства, обеспечение сохранения собственности. Кроме того, экономический контроль предполагает систематическое наблюдение за финансовым состоянием предпринимателя, конкурентной способностью его продукции на внутреннем и мировом рынках. Экономический контроль призван предотвратить банкротство и разорение предпринимателей.

Следовательно, содержание экономического контроля - это система контрольных мер, направленных на рациональное хозяйствование предпринимателей с разными формами собственности в условиях рыночных отношений.

Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Данная работа посвящена рассмотрению финансового контроля более подробно с позиции субъекта финансово-хозяйственной деятельности (организации, фирмы, компании, предприятия).

Анализ литературы по данной теме показал, что она достаточно хорошо освещена научными исследователями, практиками. Однако большая часть исследований посвящено изучению финансового контроля на макроуровне, т.е. на государственном уровне. Все заслуживающие внимания научные труды, включающие в название словосочетание «финансовый контроль», большей частью представляют собой попытку комплексного охвата проблемы финансового контроля - с позиции государственного управления экономикой. Поэтому внутрифирменному финансовому контролю, как таковому, в данной литературе уделяется незначительное внимание.

Наиболее подробно рассмотрен финансовый контроль на уровне отдельной организации в работе И.Б. Адовой «Финансовый контроллинг». Этому процессу исследователь дает название «контроллинга», делая акцент на то, что в работе финансовый контроль рассмотрен с позиции хозяйствующего субъекта. И.Б. Адова рассматривает в своей работе концепцию контроллинга, методологические основы финансового контроллинга, характеристику объектов, бюджетирование как инструмент контроллинга, специальные разделы контроллинга (например, контроллинг проектов, контроллинг персонала), организационно-методологические основы создания службы контроллинга в организации.

«Финансовый контроль - это комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, нормативной и другой информации в сочетании с исследованием фактического состояния хозяйствующего субъекта».

Финансовый контроль, по мнению В.М. Родионовой, это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляющего объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации.

С этой позиции финансовый контроль в условиях рынка и экономической свободы хозяйствующих субъектов отличают многоплановость целей и многогранность задач. В таких условиях финансовый контроль - это не только проверка правильности ведения финансовой документации и соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего основанная на строгом соблюдении норм финансового права деятельность заинтересованных лиц и организаций (в том числе и государства), ориентированная на проверку законности и эффективности распоряжения управляющими доверенной им в управление собственностью, важнейшая функция управления финансами, а через них и экономическими процессами, имеющая целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

В экономической энциклопедии можно встретить такое определение: «финансовый контроль - это управление издержками и расходами предприятия с целью их контроля в рамках расходов, предусмотренных бюджетом». Понятно, что это узкое определение дано с позиции конкретного предприятия.

Хотя суть этих определений одна и та же, отождествлять их нельзя. С моей точки зрения, наиболее верным является подход И.Б. Адовой, которая называет финансовый контроль на уровне организации финансовым контроллингом, потому что на этом уровне он имеет несколько иные цели и задачи.

Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы в организации, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений.

По мнению Д. Ирвина, финансовый контроль необходимо рассматривать как часть единой системы управления бизнесом, которая включает определение стратегических целей, планирование и прогнозирование, состояние бюджета, регистрацию данных, сравнение результатов хозяйственной деятельности с планом и осуществление контроля.

Тема работы звучит как «Виды и формы финансового контроля организации». Поэтому в ней будет рассмотрен как внешний, так и внутренний финансовый контроль организации (контроллинг).

Подытоживая данный параграф, можно сделать вывод о том, что существует множество определений финансового контроля. Суть их одинакова (контроль стоимостных показателей), а все различия идут от выбора автором конкретного объекта финансового контроля - от отдельного предприятия, фирмы до государства в целом. Общее определение можно дать следующее.

Финансовый контроль - это комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, нормативной и другой информации в сочетании с исследованием фактического состояния хозяйствующего субъекта с целью принятия эффективных управленческих решений.

На уровне государства целью финансового контроля является проверка обоснованности формирования и эффективности использования фондов денежных средств. Она направлена на улучшение количественных и качественных показателей деятельности предприятий, объединений, министерств и ведомств; на обеспечение сохранности государственной собственности, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств; пресечение бесхозяйственности и расточительства; выявление резервов повышения эффективности общественного производства.

С этой позиции задачами финансового контроля являются:

проверка фактического исполнения законов и нормативных актов контролируемыми субъектами и целесообразности принятых ими управленческих решений в сфере использования финансов;

изучение вопросов экономии финансовых средств и эффективности их использования;

содействие улучшению финансовой работы контролируемых субъектов.

Цели финансового контроля на уровне отдельного учреждения вытекают из целей самого учреждения и могут выражаться в экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности учреждения при заданном уровне ликвидности. В задачи финансового контроля входит проведение различных исследований, содержание которых зависит от выполняемой финансовым контролем функции (табл.1).

Таблица 1. Функции и задачи финансового контроля организации

ФункцииЗадачиУчет1. Сбор и обработка информации. 2. Разработка и ведение системы внутреннего учета. 3. Унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.Планирование1. Информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок). 2. Формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования. 3. Установление потребности в информации и во времени для отдельных шагов процесса планирования. 4. Координация обмена информацией. 5. Координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию. 6. Проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость. 7. Составление сводного плана предприятия.Контроль и регулирование1. Определение величин, контролируемых во временном и в содержательном разрезах. 2. Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели. 3. Определение допустимых границ отклонений величин. 4. Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений факта от плана и выработка предложений для уменьшения отклонений.Информационно- аналитическое обеспечение1. Разработка «архитектуры» информационной системы. 2. Стандартизация информационных носителей и каналов. 3. Предоставление цифровых материалов, позволяющих контролировать организацию и управлять ею. 4. Сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных. 5. Разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений. 6. Обеспечение экономичности функционирования информационной системы.Специальные функции1. Сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы. 2. Сравнение с конкурентами. 3. Обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов. 4. Проведение калькуляции для особых заказов. 5. Расчеты эффективности инвестиционных проектов.

Финансовый контроль базируется на использовании нормативной и отчетной информации. Этим определяется взаимосвязь контроля с другими видами управленческой деятельности и, прежде всего, бухгалтерским учетом.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение этих мероприятий, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Указанные методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, в методических письмах и указаниях финансовых органов, в частности методическом пособии по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).

Основной метод финансового контроля - ревизия, т. е. наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

В рамках документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. В рамках фактической - помимо документов, еще и наличие денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости принятия срочных мер по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а ее материалы передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению данных нарушений, не ожидая окончания ревизии, о чем делается соответствующая запись в ее акте. Несмотря на важное юридическое значение ревизии, ее понятие и порядок проведения не получили достаточного правового урегулирования, не закреплены законодательно.

1.2 Субъекты и объекты финансово-экономического контроля в городе Москве

Субъектами финансово-экономического контроля являются Счетная палата, ГРУ, Центробанк, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба по фин. надзору, Федеральная Налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Органы исполнительной и контрольно - ревизионные, органы Федеральной исполнительной. власти и иные органы осуществляющие контроль за поступлением и расходованием федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов

Объектом финансово-экономического контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйствования.

Субъектом финансово-экономического контроля в Москве является Главное управление государственного финансового контроля города Москвы (Госфинконтроль), который выступает подведомственным Правительству Москвы органом исполнительной власти города, осуществляющим контроль в бюджетно-финансовой сфере, а также государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.

Направления деятельности:

использованием средств бюджета города Москвы, средств территориального государственного внебюджетного фонда в городе Москве, а также нефинансовых активов, находящихся в собственности города Москвы;

средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы;

операциями органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве со средствами межбюджетных трансфертов, поступивших в местные бюджеты из бюджета города Москвы;

соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в бюджетно-финансовой сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.

Осуществление государственного контроля за применением цен (тарифов), подлежащих регулированию в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, за исключением применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Осуществление контроля за финансовой деятельностью государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы по поручению Правительства Москвы.

Осуществление в пределах своих полномочий производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Разработка и внесение в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проектов правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления, в том числе о порядке осуществления государственного финансового контроля в городе Москве.

Основной задачей Главного управления государственного финансово-экономического контроля в Москве является осуществление контроля за финансовой деятельностью государственных казённых предприятий города, а также за соблюдением организациями сохранности материальных ценностей, результативного и эффективного использования средств бюджета города Москвы.

В рамках реформы бюджетной системы, образованной на новейших подходах к формированию государственного управления и устремленной на повышение результативности предоставления государственных и муниципальных услуг, принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». С 1 января 2012 года, большая часть его положений вступила в силу.

Начиная с 01.01.2013, в полном объеме вступили в силу изменения к инструкциям по бюджетной отчетности казенных и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (приказы Минфин России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и приказ Минфина России от 25.03.2012 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Помимо казенных учреждений, приказ №191н применим и к бюджетникам, работающим по Инструкции № 174н в отношении которых еще не принято решение о предоставлении им субсидий из бюджета.

Настоящая Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений устанавливает единый порядок отражения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными академиями наук и созданными ими учреждениями активов, обязательств и фактов своей хозяйственной (финансовой) деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения (далее - План счетов бюджетного учреждения).

Закон ввел новое понятие - казенное учреждение.

Казенное учреждение (КУ) - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполняющее работы и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством нашей страны, полномочий государственных (органов государственной власти) или органов местного самоуправления и финансовое обеспечение, деятельность которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. На это указывают положения ст. 6 БК РФ.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостатке указанных денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно положениям ст. 298 ГК РФ и ст. 161 БК РФ казенное учреждение имеют право осуществлять деятельность приносящую доходы, только при условии, что такое право предусматривается его учредительным документом. При этом доходы, полученные от указанной деятельности (для федеральных учреждений - начиная с 1 января 2013 г., для других - с даты, указанной в нормативном правовом акте субъекта РФ или муниципального образования), поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и являются доходом этого бюджета.

Полученные доходы, после 1 января 2013 г., федеральными казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежат зачислению в установленном порядке в федеральный бюджет.

Заключение государственных (муниципальных) контрактов и других гражданско-правовых договоров осуществляется казенным учреждением от имени публично-правового образования.

Настоящее Положение определяет порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения.

Функции и полномочия учредителя в отношении федерального казенного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Соответствующее решение о распоряжении имуществом КУ принимается органом, который осуществляет полномочия и функции учредителя, по согласованию с Росимуществом, за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, которые находятся в ведении Минобороны России, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства речного и морского транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов). Госимущество должно рассмотреть проект решения и не позднее пятнадцати рабочих дней со дня его получения, согласовать проект решения, либо направить мотивированный отказ в согласовании. В случае непоступления от Госимущества соответствующей информации в течение тридцати рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом, исполняющим функции и полномочия учредителя, решение будет считаться согласованным.

Похожие работы на - Организация финансово-экономического контроля за сохранностью материальных ценностей в государственных учреждениях города Москвы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!