Анализ финансовых результатов на ПО 'Пищекомбинат'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    84,33 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансовых результатов на ПО 'Пищекомбинат'

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. Каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию.

Суть деятельности каждого предприятия определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата.

Особое значение прогнозирования финансового результата для деятельности предприятий консервной промышленности обусловлено спецификой этой отрасли производства в условиях рынка:

результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от природно-климатических условий, влияющих на величину урожая, а, следовательно, на обеспеченность сырьем для переработки;

сезонность производства и реализации продукции. В связи с этим на протяжении года неритмично используются трудовые ресурсы, основные средства, неравномерно реализуется продукция, поступает выручка. Эту особенность необходимо учитывать при анализе и прогнозировании таких показателей, как прибыль и рентабельность продукции и влияния на них инфляционных процессов;

исходное сырье для переработки и готовая продукция имеют ограниченный срок хранения;

Многообразие научных методик прогнозирования финансового результата, основывающихся на разработках как отечественных ученых, так и зарубежных, в основном рассчитаны на предприятия, деятельность которых не подвержена сезонным колебаниям, что делает их малополезными для предприятий консервной промышленности и не позволяет пользователям экономической информации составить объективное представление о перспективах развития предприятия.

Таким образом, потребности развития и особенности функционирования предприятий консервной промышленности, необходимость развития предварительного экономического анализа прибыли и рентабельности предприятия на современном этапе определили актуальность темы исследования, его цели и задачи.

Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы.

Методика исследования основывалась на наблюдении, изучении и обобщении накопленных знаний, выполнении расчета о доходах и расходах предприятий.

Целью работы является исследование финансовой устойчивости предприятия.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

рассмотреть механизм формирования и использования прибыли на отдельном предприятии;

провести анализ формирования и использования чистой прибыли

разработать предложения по повышению прибыли на предприятии;

Объектом настоящего исследования является ПО «Пищекомбинат», основными видами деятельности которого являются закуп излишков сельскохозяйственной продукции у населения и иных сельхозтоваропроизводителей; хранение, сортировка, мойка, сушка, глубокая переработка овощей, фруктов и ягод с целью последующей реализации.

Предметом исследования является финансово-экономическая деятельность предприятия за 2008-10 г.г.

Информационной базой исследования являлись нормативно-правовые документы, бухгалтерская отчетность ПО «Пищекомбинат», учебная общеэкономическая литература, освещающая понятие прибыли.

ПО «Пищекомбинат» ведет свою хозяйственную деятельность с 1960 года, расположен по адресу: г. Богданович, Свердловской области, ул. Кооперативная, 1А.

В первой части курсовой работы дана краткая характеристика ПО «Пищекомбинат», произведены расчеты финансовых результатов, порядок использования и распределения прибыли на предприятии. Для этого будут использованы реальные материалы действующего предприятия ПО «Пищекомбинат».

Во второй главе данного исследования проведем анализ финансовых результатов предприятия.

В третьей части рассмотрим пути улучшения деятельности предприятия для получения наибольшей прибыли.

В заключении работы представлены выводы и рекомендации. Список литературы включает 18 источников.

1. ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО «ПИЩЕКОМБИНАТ»

.1 Краткая характеристика ПО «Пищекомбинат»

ПО «Пищекомбинат» является одним из наиболее успешно развивающихся предприятий по выпуску консервированной продукции. Преимуществом ПО «Пищекомбинат» является его географическое месторасположение в г.Богданович, где есть узловая железнодорожная станция и свой железнодорожный путь, федеральная трасса Екатеринбург - Тюмень, расстояние до Екатеринбурга - 100 км., а до Тюмени 250 км.

Ассортимент продукции, выпускаемой пищекомбинатом, насчитывает более 60 наименований - это консервация из овощей, фруктов, ягод, газированные напитки, производит разлив минеральной воды, привозимой из источника. Основу производства более 80% занимают плодоовощные консервы с достаточно сложным производством, сезонность накладывает свой отпечаток на деятельность предприятия, вызываемая замораживанием оборотных средств.

Для расширения рынка сбыта на предприятии ведется работа по освоению новых видов продукции:

в 2009году освоено производство соков из местного сырья. Очень хорошего качества получается морковный сок, как в чистом виде, так и в купажах с другими соками, а березовый сок ПО «Пищекомбинат» единственное заготавливает и ведет его разлив. Также в этом году освоено производство повидла и нектара тыквенного, и производство сока «На здоровье», восстановленного из яблочного концентрата, с добавлением разных вкусов, витаминов и йода для жителей Урала.

Новый вид продукции 2009года «Томаты консервированные резаные с луком в желе» на выставке Агропромышленного форума «СельхозЭкспо.УпакМаш» удостоены «Золотой медали», а «Ассорти из огурцов и томатов» и нектар «Тыквенный» - «Серебряной медали».

Продукция вырабатывается из местного сельскохозяйственного сырья, всем известно, что наибольшую пользу приносят те фрукты, овощи и ягоды, которые произрастают на территории, где проживает человек, а продукты их переработки являются полноценным сбалансированным питанием, т.к. в своем составе имеют практически всю группу витаминов и микроэлементов так необходимых человеку.

Руководство предприятия своей деятельностью ориентируется на изучение потребности и запросов потребителей и в качестве одной из главных задач считает повышение качества производимой продукции.

ПО «Пищекомбинат» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют хозяйственные договора, заключаемые с потребителями продукции и поставщиками сырья. В качестве потребителей выступают предприятия различных форм собственности. В том числе государственные, муниципальные и частные.

Немаловажное значение для покупателей имеет репутация марки/производителя. ПО «Пищекомбинат» зарекомендовал себя, как изготовитель качественной продукции и нашел своего покупателя на рынке сбыта.

На базе Потребительского общества «Богдановичский пищекомбинат» в декабре 2002 года было создано ПО «Пищекомбинат». Целью создания данного предприятия было решение о переходе на УСН. ПО «Пищекомбинат» арендует основные средства, т.е. движимое и недвижимое имущество в ПО «Богдановичский пищекомбинат» на основе долгосрочного договора.

На территории пищекомбината расположены: цех разлива напитков, консервный цех, лаборатория, склады готовой продукции, производственная котельная, автогараж, механический цех. На предприятии трудится 71 человек. Штат ИТР также имеет образование по профилю производства со стажем работы на данном предприятии более 10-15 лет.

На предприятии ведется технико-экономическое планирование, объектами которого являются ассортимент и объем реализации и производства продукции, себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность продукции. При планировании используется балансовый метод, который позволяет определить систему взаимоувязанных показателей в части потребности и наличия ресурсов, источников их поступления, распределения и использования.

1.2 Расчет показателей прибыли по результатам деятельности ПО «Пищекомбинат»

Для изучения финансового состояния ПО «Пищекомбинат» будут использованы реальные материалы действующего предприятия. Цель анализа заключается в изучении современного финансового состояния предприятия и перспектив его развития за счет собственных и привлеченных средств. Эта тема является достаточно актуальной, так как предполагает изучение эффективности использования собственных средств предприятия. Источниками данных являлись годовые отчеты, журнал ордера и другие бухгалтерские документы, а так же устав предприятия и другие.

Для стабильной работы предприятия необходимо установить цену на выпускаемую продукцию на планируемый период, так как она оказывает воздействие на рентабельность продукции, производства и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Установить обоснованную цену на продукцию, выпускаемую ПО «Пищекомбинат» достаточно сложно, так как рыночная цена обуславливается различными факторами, в том числе спросом и предложением на рынке, ценами конкурентов.

Для планирования рыночной цены комбинат использует метод средних издержек плюс нормативная прибыль. Этот метод применяют для определения расчетной цены путем суммирования следующих планируемых показателей: средней себестоимости продукции и прибыли.

Планируемый процент прибыли к средним расходам на единицу продукции устанавливается волевым порядком.

Себестоимость продукции - это сумма всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции, определенных путем составления сметы затрат. Сумма затрат на изготовление продукции составляет производственную себестоимость, а затраты на ее реализацию (упаковку, транспортировку, хранение) составляют внепроизводственные (коммерческие) расходы. Производственная себестоимость и коммерческие расходы образуют полную или коммерческую себестоимость всего объема продукции (работ, услуг).

Расходы организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции [18.С. 12].

Расходы по обычным видам деятельности группируется по следующим элементам:

материальные затраты составляют 16829,9 тыс. руб.;

затраты на оплату труда составляют 6675,7 тыс. руб.;

отчисления на социальные нужды составляют 476,5тыс. руб;

прочие затраты составляют 215 тыс. руб.

На предприятии прибыль рассчитывается методом начисления, при котором выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана, пример которого приведен в таблице 1.

прибыль экономический анализ финансовый

Таблица 1 - Финансовый результат ПО «Пищекомбинат» за 2008 - 10 г.г. (тыс. руб.)

№ П/П

Показатели

За 2008 год

За 2009год

За 2010 год

Процент к 2010г к 2009г.

1

2

3

4

5

6

1

Остаток на начало периода

2467

2897

3039,3


2

Доходы(выручка от реализации)

23185,4

24488

28457,4

116,2

3

Полная себестоимость произведенной продукции

20633,2

21089,6

22763


4

Сумма реализации произведенной продукции

23666

24653,7

26734,6


5

Остаток на конец периода

2897

3039,3

1605,2


6

Полная себестоимость реализованной продукции (1+3-5)

20203,2

20947,3

24197,1


7

Прибыль от реализации (2-6)

2982,2

3540,7

4260,3

120,3

8

Прочие расходы (не включ. в себестоимость)

166

188

215


9

Всего расходов (6+8)

20369,2

21135,3

24412,1


10

Налогооблагаемая прибыль (7-8)

2816,2

3352,7

4045,3

120,6

11

Налог на УСН 15%

422,4

503,0

284,6


12

Чистая прибыль (10-11)

2393,8

2849,7

3760,7

132

13

Рентабельность реализации (7 : 2) х 100 %

12,86

14,5

15

103,4

14

Рентабельность производства ((4-3) : 3) х 100 %

14,7

16,9

17,4

102,9


С 01 января 2010 года для предприятий, которые занимаются производством пищевых продуктов, включая напитки, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 5% от 4045,3 тыс. руб. = 202,3 тыс. руб. Эта сумма получается меньше 1% от общей величины доходов (28457,4 х 1% = 284,6 тыс. руб.). Следовательно, в данном случае в бюджет подлежит уплате налог в сумме 284,6 тыс. руб., т.е. минимальный налог.

За 2010 год объем реализованной продукции на предприятии составил 1335туб. консервированной продукции и 56200 дал. безалкогольных напитков. В 2009 году реализовано 1160,4 туб. консервированной продукции и 49,2 дал. безалкогольных напитков. Данный объем продаж увеличился по сравнению с 2009 годом на 16,2% в сумме, а по количеству реализованной продукции всего на 15%. В 2009г. по сравнению с 2008г. всего на 5,6%, а по количеству реализованной продукции на 6,7%, в 2008 году реализовано 1085 туб. консервированной продукции и 49 дал. безалкогольных напитков.

Полная себестоимость реализованной продукции в 2010 году составила: 24197,1 тыс. руб.

Балансовая прибыль составила: 28457,4 - 24197,1 = 4260,3 тыс. руб.

Данная прибыль не является конечным результатом финансовой деятельности, существуют прочие расходы (на рекламу, расходы, связанные со сбытом продукции, канцтовары, штрафы, пени и т.д.), которые не включаются в себестоимость, их сумма в 2010 году составила 215 тыс.руб.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.). За отчётный период никаких стихийных бедствий, аварий, пожаров не происходило, поэтому сумма чрезвычайных доходов и расходов равна нулю.

Таким образом, налогооблагаемая прибыль в 2010 году составляет: 4260,3 - 215 = 4045,3 тыс. руб. Данная прибыль облагается налогом 5%, сумма которого составила 284,6 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия после уплаты налога составляет 3760,7 тыс. руб.

Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в форме № 2 нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода. Согласно принятой учетной политики предприятия управленческие расходы и частично коммерческие включаются в себестоимость продукции.

Таблица 2 - Отчет о прибылях и убытках ПО «Пищекомбинат» за 2010 г. (в тыс. руб.)

Показатели

Отчетный период

Предыдущий период

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

28457

24488

3969

116

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

24197

20947

3250

116

Валовая прибыль

4260

3541

719

120

Коммерческие расходы

100

102

-2

х

Прибыль (убыток) от реализации

4160

3439

721

121

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

х

х

х

х

Проценты к уплате

х

х

х

х

Доходы от участия в других организациях

х

х

х

х

Прочие доходы

х

х

х

х

Прочие расходы

115

87

28

х

Прибыль до налогообложения

4045

3352

693

121

Налог на прибыль

285

503

-218

57

Чистая прибыль отчетного периода

3760

2849

853

132


Как свидетельствует представленная в табл. 2 бухгалтерская и аналитическая информация валовая прибыль, прибыль от реализации и прибыль налогооблагаемая в отчетном году по сравнению с предыдущим годом возросла в 1,2 раза.

Рост прибыли сопровождался увеличением выручки в 1,16 раза.

1.3 Распределение прибыли на ПО «Пищекомбинат»

Прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, называется чистой (нераспределённой) прибылью. Прибыль пищекомбината распределяется следующим образом: 20 % от прибыли делится между членами пайщиками, 80% прибыли поступает в распоряжение комбината, т.е. 3760,7 х 20% = 752,1 тыс.руб.; 3760,7 - 752,1 = 3008,6 тыс.руб. Так, в ПО «Пищекомбинат» из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления и резервный. Принять данные коэффициенты отчислений в фонды, было решено на собрании членов пайщиков.

Чистая прибыль предприятия = Резервный фонд + Фонд накопления + Фонд потребления + прибыль, распределяемая между членами пайщиками потребительского общества

Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности и покрытия кредиторской задолженности. Фонд накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных фондов, формирования оборотных средств, создания нового имущества. Фонд потребления предназначается для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия [13.С.128].

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. На ПО «Пищекомбинат» рассматриваются следующие направления использования чистой прибыли: модернизация или реконструкция арендованного у предприятия основных средств и приобретение новых; прирост собственных оборотных средств, который может быть обусловлен как инфляцией, так и расширением производства;

социально-культурные нужды; материальное стимулирование персонала и т.д. Таким образом, одна часть прибыли участвует в процессе накопления и увеличивает имущество предприятия, вторая часть - используется на потребление. При этом не вся прибыль, направляемая на накопление, используется в следующем отчётном периоде полностью. Остаток имеет важное значение, как резерв, и может быть в последующие периоды направлен на покрытие возможных убытков и финансирование затрат.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПО «ПИЩЕКОМБИНАТ»

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Анализ валовой прибыли начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и в размере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный анализ. В этом случае каждая позиция отчетности сравнивается с аналогичным показателем базового периода. Затем проводят вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.

При общей оценке динамики балансовой прибыли сравнивают ее сумму, полученную в отчетном периоде, с балансовой прибылью за соответствующий базовый период и находят абсолютное отклонение:

Пб = Пб1 - Пб0                                                                              (1)

где Пб - абсолютное отклонение по балансовой прибыли, тыс. руб.;

Пб1 - балансовая прибыль отчётного года;

Пб0 - балансовая прибыль базисного года.

Затем определяют относительное отклонение.

Это могут быть темпы роста:

б = Пб1 / Пб0 х 100%                                                                   (2)

где Jб - темпы роста балансовой прибыли, в %.

Могут быть темпы прироста:

б = ((Пб1 - Пб0) / Пб0) х 100%                                                     (3)

где Iб - темпы прироста балансовой прибыли, в %[19.C 147].

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составим аналитическую таблицу. Источником информации служат данные отчета о прибылях/убытках компании ( форма 2 баланса).

Таблица 4 - Динамика показателей прибыли ПО «Пищекомбинат» за 2008-2010г.г. (в тыс. руб.)

показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение 2009г.к 2008г.

Отклонение 2010г.к 2009г.





Абсол. откл.

В %

Абсол. откл.

В%

Выручка от реализации продукции

23185,4

24488

28457,4

1302,6

105,6

3969,4

116,2

себестоимость

20203,2

20947,3

24197,1

744,1

103,7

3249,8

115,5

Прибыль от реализации

2982,2

3540,7

4260,3

558,5

118,7

719,6

120,3

Прочие расходы

166

188

215

22

113,3

27

114,3

Налогооблагаемая прибыль

2816,2

3352,7

4045,3

536,5

119,1

692,6

120,6

Чистая прибыль

2393,8

2849,7

3760,7

455,9

119,1

911

132


Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой сумму прибыли от реализации продукции. Так как на исследуемом предприятии отсутствуют внереализационные доходы и расходы, балансовая прибыль равна прибыли от реализации продукции и это является единственным доходом ПО «Пищекомбинат». Как следует из данных таблицы 4 налогооблагаемая прибыль на ПО «Пищекомбинат» возросла в 2010 г. по сравнению с 2009г. на 120,6%, а в 2009г.по сравнению с 2008г. - на 119,1%.

Такой рост прибыли объясняется увеличением объема продаж в 2009г. по отношению к 2008г. на 105,6%, в 2010г. по отношению к 2009г. на 116,2%.

Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Таблица 5 - Расчет факторных влияний на прибыль от реализованной продукции (в тыс. руб.)

показатели

2008год

2009 год

2010 год


Консерв. продукц.

Безалког. продукция

Консерв. продукция

Безалког. продукция

Консерв. продукция

Безалког. продукция

Кол-во продукции туб./дкал.

1085

49

1160,4

49,2

1335

56,2

Цена продукции

17,02

96,3

17,02

96,3

17,26

96,3

Выручка от реализации

18466,7

4718,7

19750,0

4738

23045,4

5412

Полная себестоимость

15853

4350,2

16584

4363,3

19344,1

4853

В т.ч постоян. затраты

2400,2

5416

2405,3

5447,1

2425,1

В т.ч.перемен. затраты (кр. сырья)

3615

665

3865

668

5053,1

867,2

В т.ч. сырье

6828

1285

7303

1290

8844

1560,7

Себестоимост на 1 ед. прод.

14,61

88,77

14,29

88,68

14,49

86,35

Прибыль от реализ. прод.

2613,7

368,5

3166

374,7

3701,3

559

Удел. вес в %

87,6

12,4

89,4

10,6

86,9

13,1


Определим влияние факторов на сумму прибыли предприятия.

Выручка от реализации товаров предприятия в 2010 году составила 23045,4 тыс. рублей, это на 3295,3 тыс. руб. и на 15% больше, чем в 2009году. Это увеличение произошло за счет увеличения объема продаж в 2010 году на 15%. За счет увеличения объема продажи продукции в 2009 году относительно 2008г. на 6,9%, прибыль от продажи продукции увеличилась тоже на 6,9%.

Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 23045,40 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в ценах 2009г. (23045,4 : (17,26:17,02)) = 23045,4 : 1,014, который составил 22727,2 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 115,1 % (22727,2 : 19750 х 100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 15,1 %. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, увеличилась: 3166 х 0,151 = 478,1 тыс. рублей. - консервированная продукция за 2010 год. Аналогично рассчитываем сумму увеличения прибыли по безалкогольной продукции: 5412 : 4738 х 100% получаем 114,2%; 374,7 х 0,114 = 42,8 тыс. руб.

Влияние объема продаж на сумму прибыли в 2010 году. : (19750 : 18466,7) х 100% = 107% , за счет увеличения объема продаж продукции на 107 % прибыль от продаж увеличилась: 2613,7 х 0,07 = 183 тыс. руб.- консервированная продукция; аналогично рассчитываем увеличение прибыли по безалкогольной продукции: 4738 : 4718,7 х 100% получаем 100.4%; 368,5 х 0,1004 = 37 тыс. руб.

Необходимо отметить, что основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль предприятия связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах.

Для планирования рыночной цены комбинат использует метод средних издержек плюс нормативная прибыль. Этот метод применяют для определения расчетной цены путем суммирования следующих планируемых показателей: средней себестоимости продукции и прибыли.

Планируемый процент прибыли к средним расходам на единицу продукции устанавливается волевым порядком.

В 2008году прибыль, заложенная в цену на единицу продукции составила: (23185,4:20203,2) х 100% = 14,8%,в 2009 году эта же прибыль составила: (24488:20947,3) х 100% = 16,9%, в 2010 году - (28457,4:24197,1) х 100% = 17,6%.

Влияние изменения цены реализации на прибыль в 2010 году:

,4 - (1335 х 17,02) = 323,7 тыс. руб. - консервированная продукция;

Цена на безалкогольную продукцию не изменялась.

Влияния изменения цены реализации на прибыль в 2009 году нет, т.к. цена реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом оставалась прежней.

Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж. Себестоимость на единицу консервированной продукции в 2008году составила 14,61 тыс.руб., в 2009 году произошло снижение себестоимости на 0,32 тыс. руб., т.к себестоимость реализованной продукции снизилась, следовательно, прибыль от продажи продукции увеличилась на ту же сумму.

Снижение себестоимости в 2009 году по сравнению с 2008 годом объясняется снижением постоянных расходов, за счет увеличения количества консервированной реализованной продукции. Снижение себестоимости за этот же период на безалкогольную продукцию на 0,09 тыс. руб. за 1 дал., объясняется этой же причиной.

В 2010 году себестоимость на единицу консервированной продукции увеличилась на 0,2 тыс. руб. или на 1,4%, по сравнению с 2009 годом, Увеличение произошло за счет увеличения цены на сырье и материалы на 5,2%, на коммунальные услуги и топливо на 13,5%, а себестоимость постоянных затрат снизилась на 14,1% за счет увеличения количества реализованной консервированной продукции. Себестоимость на безалкогольную продукцию увеличилась по этой же причине. В результате чего в 2010 году увеличилась цена на консервированную продукцию на 1,4%, а на безалкогольную продукцию предприятие цены увеличивать не стало.

Безалкогольная продукция, производимая на ПО «Пищекомбинат» у покупателей пользуется не очень большим спросом, так как главенствующую роль на рынке занимала и занимает «Обуховская -11», поэтому нет смысла увеличивать цену на «Обуховскую-12».

Влияние себестоимости на сумму прибыли в 2010 году составляет:

(1335 х (14,49 - 14,29)) = 267 тыс.руб. - консервированная продукция;

(56,2 х (86,35 - 88,68)) = - 131 тыс. руб. - безалкогольная продукция.

Влияние себестоимости на сумму прибыли в 2009 году составляет:

(1160,4 х (14,61 - 14,29) = 371,3 тыс. руб. - консервированная продукция;

(49,2 х (88,77 - 88,68) = 4,43 тыс. руб. - безалкогольная продукция.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

В 2010 году:

1.     влияние объема продаж: 478,1 + 42,8 = 520,9 тыс. руб.;

2.      влияние себестоимости : 267 - 131 = - 136 тыс. руб.;

.        влияние цен реализации: 323,7 тыс. руб.;

.        влияние структуры производства: 11,0 тыс. руб.

Общее влияние факторов на прибыль от реализации : 719,6 тыс. руб.

В 2009 году:

1.     влияние объема продаж: 183 + 37 = 220тыс. руб.;

2.      влияние себестоимости : 371,3 + 4,4 = 375,7 тыс. руб.;

.        влияние цен реализации: нет;

.        влияние структуры производства: - 36,9 тыс. руб.;

Общее влияние факторов на прибыль от реализации: 595,7 тыс. руб.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье, материалы и коммунальных услуг в 2010 году. На сумму прибыли оказало положительное влияние увеличение объема продаж. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж и увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров.

Кроме того, снижение налога на прибыль с 15% до 5% по УСН в 2010 году добавило прибыли по сравнению с 2009годом на 218,4 тыс. рублей.

При подготовке к сезону отвлекается много финансовых ресурсов на закупку стеклянной тары и других вспомогательных материалов, т.к. цена на стеклотару в сезон резко увеличивается, поэтому предприятие вынуждено закупать ее впрок до сезона переработки. В сезон массового поступления сельскохозяйственного сырья также отвлекаются оборотные средства для закупа и закладки на хранение овощей. Это объясняется сезонным характером производства и реализации продукции. В течении года по месяцам показатели прибыли и рентабельности меняются, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В таблице 6 проведем анализ затрат на закуп сырья для производства продукции в 2010 году по месяцам.

Таблица 6 - Закуп основного и вспомогательного сырья для производства консервированной и безалкогольной продукции в 2010 году по месяцам. (в тыс. руб.)

Месяц

Сумма сырья для изготовления безалкогольной продукции

Сумма сырья для изготовления консервированной продукции осн/всп

Закусочная

обеденная

повидло

сок

1

-

- /406,7

-/222

-/46,7

-/48

-/90

2

-

- /668

-/408

-/46

-/62

-/152

3

-

- /968,8

-/130

-/30

-/500

-/308,8

4

310

106 / 288,2

-/68,2

- /63

-/50

106/107

5

240

130 /279

-

-/80

-/91

130/108

6

270

76,4 / 498

40 /246

-/50

32/-

4,4/202

7

320

457,2 / 200

143/-

150/-

111,2/-

53/200

8

320,7

1327 / 563

709/250

300/60

318/150

-/103

9

100

1096,2 /320,8

780,2/90

118/50

198/78,8

-/102

10

-

545 / 350

365/102

72/48

108/92

-/108

11

-

180,7/ 147

134/36

46,7/40

-/18

-/53

12

-

- / 236

-/226

-

-

-/10

Всего

1560,7

3918,5/ 4925,5

2171,2/ 1778,2

686,7/ 513,7

767,2/ 1089,8

293,4/ 1543,8


Как видно из таблицы сезонность накладывает свой отпечаток на деятельность предприятия. Сырье закупается неравномерно в течении года по мере их использования в производстве, сырье, которое не подлежит длительному хранению перерабатывается в период сезонности сразу всем объемом и подлежит хранению уже в переработанном виде. С декабря по март закупается в основном только вспомогательное сырье такое, как сахар, стеклотара т.к. цена на эту продукцию в сезон резко увеличивается, поэтому предприятие вынуждено закупать ее впрок до сезона переработки. В сезон массового поступления сельскохозяйственного сырья также отвлекаются оборотные средства для закупа и закладки на хранение овощей.

В апреле, мае начинают закупать березовый сок. Сырье для безалкогольных напитков закупается с апреля по сентябрь.

Для общей оценки коммерческой деятельности предприятия за последний год служит таблица доходов и расходов предприятия, а помесячная разбивка - об уровне синхронности поступления и расходования средств (табл.7).

Таблица 7 - Таблица доходов и расходов ПО «Пищекомбинат» в 2010 году (в тыс. руб)

Месяцы года

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Затраты по предприятию, тыс. руб.

Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб.


консерв.

б/алког.

консерв.

б/алког.

консерв.

б/алког.

Январь

4210

223

1167,4

270,9

+3042,6

-47,9

Февраль

3868

152

1431,7

270,9

+2436,3

-118,9

Март

3800,1

285

1727,8

278,9

+2072,3

+6,1

Апрель

1220

231

1155,9

699,9

+64,1

-468,9

Май

1400

310

1281,7

521,2

+118,3

-211,2

Июнь

625

749

1428,1

650,9

-803,1

+98,1

Июль

701

918

1554,9

690,9

-853,9

+227,1

Август

623

948

3073,7

691,6

-2450,7

+256,4

Сентябрь

601

641

2556,5

320,9

-1955,5

+320,1

Октябрь

789

256

1994,8

165,4

-1105,8

+90,6

Ноябрь

1225

257

1224,4

160,9

+0,6

+96,1

Декабрь

4150

275,3

906,2

186,6

+3243,8

+88,7

ЗА ГОД

23212,1

5245,3

19503,1

4909

+3709

+336,3


Представленные в таблице финансовые результаты за 2010 год по месяцам свидетельствуют о том, что наибольшая прибыль по производству и реализации консервированной продукции приходится период с декабря по март. В эти месяцы продукция в основном только реализуется, а в период с июня по октябрь продукция производится, следовательно увеличиваются затраты. Особое значение прогнозирования финансового результата для деятельности предприятий консервной промышленности обусловлено спецификой этой отрасли производства.

Прибыль по производству и реализации безалкогольных напитков увеличивается постепенно с июля по сентябрь, далее идет спад, а с января по май убыток, что объясняется опять же сезонностью на спрос этих напитков.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении ПО «Пищекомбинат», регламентируется учетной политикой предприятия и Уставом и рассматривается в таблице 3..

Таблица 3. Данные об использовании чистой прибыли (тыс.руб.)

показатели

2008год

2009год

2010год

Отклонение (+,-)2009г к 2008г.

Отклонение (+,-), 2010г. к 2009г.

1.Чистая прибыль

1915

2279,7

3008,6

+364,7

+728,9

2.Распределение чист. прибыли:






В фонд потребления 25%

478,8

570

752,2

+91,2

+182,2

В фонд накопления 60%

1149

1367,8

1805,2

+218,8

+437,4

Резервный фонд 10%

191,5

228

300,9

+ 36,5

+ 72,9


Рассмотрим в таблице 3 влияние факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли) на отчисления в фонды.

Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

                                                                               (4)

где ΔФ (П) - приращение фонда за счет изменения чистой прибыли;

ΔПч - приращение суммы чистой прибыли;

К0 - коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд[15,С.262].

ΔФп (П) = (2279,7 - 1915) ∙ 25%= 91,2 тыс. руб. - фонд потребления

ΔФн (П) = (2279,7 - 1915)∙ 60%= 218,8 тыс. руб. - фонд накопления

ΔФр (П) = (2279,7 - 1915)∙ 10%= 36,5 тыс. руб. - фонд социальной сферы.

Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на базисный (2008г.) коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

На размер отчислений в фонды оказывают влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. На исследуемом предприятии данный коэффициент за последние три года не менялся, соответственно факторный анализ распределения прибыли проводиться не будет.

Фонд накопления ПО «Пищекомбинат» используется на технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с реконструкцией производства, проведением природоохранных мероприятий.

Фонд потребления анализируемого предприятия используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи и т.п.

. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПО «ПИЩЕКОМБИНАТ»

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Анализируя балансовую прибыль можно сделать вывод, что ее увеличение на 20,6 % в 2010 году по сравнению с 2009 годом и в 2009 году - на 19,1% по сравнению с 2008 годом произошло за счет увеличения объема продаж и обновления ассортимента выпускаемой продукции. Увеличение объема продаж связано с высокой урожайностью 2008-2010г.г., с понижением покупательской способности населения на приобретение дорогостоящих продуктов питания, и повышением покупательской способности на приобретение более доступных продуктов питания, в частности консервов из овощей и фруктов. Основными конкурентами по производству консервов в Свердловской области можно назвать Красноуфимский консервный завод, на котором выпускается продукция более низкого качества и Далматовский консервный завод, на котором выпускается более узкий ассортимент данной продукции, поэтому среди них, конечно, главенствующую роль на рынке сбыта занимает ПО «Пищекомбинат», которое выпускает качественную продукцию, консервирует натуральные продукты без добавления консервантов, производит тепловую обработку, тем самым увеличивается срок годности, который составляет 2-3 года. Качество продукции по достоинству оценено на выставках конкурсными комиссиями, имеются более 20 медалей и дипломов за отличное качество.

Предприятие не ставит своей задачей увеличение прибыли за счет роста цен или снижения себестоимости за счет материальных и трудовых затрат или за счет снижения качества продукции, а, наоборот, за счет создавшегося устойчивого финансового положения увеличивать объем продаж, не поднимая цены на продукцию.

При анализе платежеспособности изучается дебиторская и кредиторская задолженность ближайших сроков погашения.

На ПО «Пищекомбинат» производится безалкогольная продукция в отдельном цехе. Доля прибыли этого производства и реализации по отношению ко всей прибыли предприятия составляет всего 13,1%, т.е. 559 тыс. руб. в 2010 году, в 2009 году - 10,6%, в 2008 году - 12,4%.

В качестве приемов, которые позволят снизить объем издержек на производство безалкогольных напитков можно предложить следующие:

цех по разливу безалкогольных напитков должен работать только в весенне-летний сезон, во время наибольшего спроса на безалкогольные напитки, и несколько дней перед праздниками в осенне-зимний период;

работа на конкретного потребителя:

оплата труда рабочих на основании объема выпущенной продукции;

сезонный найм рабочих;

проведение рекламной компании, направленной на заключение договоров с постоянными партнерами и широкую известность марки напитка.

Доля отчислений в фонд накопления составляет 60% от чистой прибыли, это позволяет нам сделать вывод о том, что руководство ПО «Пищекомбинат» планирует расширять производство, осваивать новые виды продукции.

Небольшая доля (25%) отчислений в фонд потребления показывает, что в планы руководства рассматриваемого предприятия в краткосрочном периоде не входит значительное развитие социальной сферы предприятия.

Чистая прибыль, используемая на накопление, и чистая прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

В отношении рекомендации по увеличению прибыли предприятия можно сказать, что сегодня сложилась такая ситуация, когда все рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия были использованы и результатом является современное финансовое положение ПО.

В предприятии имеется стабильный доход, который эффективно используется для достижения максимального удовлетворения производственных, материальных и социальных нужд предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе изложены практические вопросы, касающиеся финансового результата, анализа распределения и использования прибыли остающейся в распоряжении предприятия на примере ПО «Пищекомбинат».

В условиях рыночной экономики каждая организация в результате своей производственной деятельности получает денежный эквивалент, и каждое производство представляет собой процесс производственного потребления предметов и средств труда, а также живого труда. Разницей между этими финансовыми показателями является основа экономического развития организации - прибыль. Чем больше величина прибыли, тем эффективней функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли является наиболее актуальной в любой сфере бизнеса.

В первой части работы рассмотрена экономическая категория «прибыль» ее виды, состав и пути формирования. Изучена валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, а также чистая прибыль. Во второй части курсовой работы дана организационно-экономическая характеристика, по данным бухгалтерской отчетности за 2008-2010 год проведен расчет финансовых результатов. В третьей части курсовой работы проведен анализ финансовых результатов деятельности ПО «Пищекомбинат». Анализируемое в данной работе предприятие в исследуемом периоде получило наибольшую прибыль от реализации продукции, что является основным видом деятельности согласно Уставу. Прибыль от реализации продукции увеличилась по сравнению с прошлым периодом. Выявлено, что за 2010 год предприятие получило прибыли на 682,72 тыс.руб. больше, чем в 2009 году и после распределения 20 % от чистой прибыли между членами пайщиками составила 2750,8 тыс. руб.

Прибыль пищекомбината распределяется следующим образом : 20 % от прибыли делится между членами пайщиками, 80% прибыли поступает в распоряжение комбината, который самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса потребителей на свою продукцию, определяет формы и системы оплаты труда, а так же другие виды доходов работников. Распределение прибыли раскрывает стратегические задачи предприятия. Оставляя прибыль на предприятии, собственники решают задачу конкурентной борьбы, обеспечивают рост объема продаж, обновление продукции, создают финансовые резервы. Распределение определенного процента прибыли между членами пайщиками обеспечивает доход на вложенный капитал, тем самым стимулируется наращивание совокупного капитала. Своим работникам завод обеспечивает безопасные условия труда и несет ответственность в установленном порядке за причиненный им ущерб здоровью и трудоспособности.

В результате проведенных исследований для увеличения прибыли на данном предприятии необходимо повысить качество выпускаемых плодоовощных консервов за счет внедрения новых технологий подготовки сельскохозяйственной продукции, внедрение современных методов глубокой переработки и фасовки сельскохозяйственной продукции. В результате на рынке плодоовощных консервов Свердловской области и за ее пределами появится отвечающая всем требованиям и качеству, внешнему виду и условиям хранения, продукция по уступной цене с высокими потребительскими свойствами. Важными факторами, определяющими развитие продуктового рынка в ближайшем будущем, должны стать развитие крупных розничных операторов в городе и области, и общий рост доходов потребителей. Немаловажное значение для покупателей имеет репутация марки/ производителя в своей референтной среде. Известность и имидж производителя - во многом результат опыта среды, окружения каждого из покупателей, вместе с тем известность и лицо марки приобретаются благодаря рекламе.

На 2011 год запланировано реализация мытых овощей с расфасовкой в полимерную тару. Для этого на средства из фонда накопления предприятия строится овощехранилище для длительного хранения сельхозпродукции и цех для расфасовки овощей.

ЛИТЕРАТУРА

1) Л.А. Одинцова. «Планирование на предприятии» - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.

) В.А.Горемыкин. «Планирование на предприятии»- Высшее образование,2009. -634 с.

)Данные планово-экономического отдела ПО «Пищекомбинат»

) Ковалёв А.И., Привалов В.П. «Анализ финансового состояния предприятия» М.: Центр экономики и маркетинга, 2006 - 256 с.

) Крылов Э.И. «Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия» М.: Финансы и статистика, 2008 - 192 с.

) Берзинь И.Э. «Экономика предприятия» М.: Дрофа, 2006 - 367 с.

) А.А. Фирсова, Е.А. Татарский «Финансы предприятия» М.: Альфа - Пресс, 2007 - 384 с.

) Семёнов В.М. «Экономика предприятия» М.: Центр экономики и маркетинга, 2005 - 300 с.

) Чуев И.Н., Чечевицына А.Н. «Экономика предприятия» М.: Дашкова и Ко, 2007 - 416 с.

) Крутик А.Б., М.М. Хайкин «Основы финансовой деятельности предприятия». - СП.: Бизнес - пресса, 2005 - 445 с.

) Грачёв А.В. «Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия». - М.: Фин-пресс, 2007 - 208 с.

) Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова «Анализ финансового состояния предприятия». - М.: Финансы и статистика, 2006 - 192 с.

) К.А. Ранцкий «Экономика организаций» М.: Дашков и Ко, 2008 - 1012 с.

) И.В. Сергеев «Экономика предприятия», М.: Финансы и статистика, 2007 304 с.

) Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» М.:ИНФРА-М, 2010. - 436с.

) В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар «Экономика предприятия», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670с.

) И.А. Баев, З.Н. Варламова, О.Е. Васильева «Экономика предприятия», СПб.: Питер, 2006. - 384с.

) ПБУ 10/99 "Расходы организации"

) С.М. Пястолов «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.

Похожие работы на - Анализ финансовых результатов на ПО 'Пищекомбинат'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!