Анализ финансовых результатов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    233,02 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансовых результатов

Курсовая работа

Анализ финансовых результатов


Введение

прибыль ликвидность баланс финансовый

В условиях рыночных отношений цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Главная цель данной работы - исследовать финансовое состояние предприятия ОАО «Химпром», выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;

анализ и оценка использования чистой прибыли;

оценка качества показателей прибыли;

анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;

разработка комплекса мероприятий по улучшению финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

Для решения вышеперечисленных задач была использована бухгалтерская отчетность за 2010-2012 года ОАО «Химпром».

Предмет анализа - финансовые процессы предприятия и конечные производственно - хозяйственные результаты его деятельности.

В данной работе проводится краткий обзор и анализ финансового состояния ОАО «Химпром». ОАО «Химпром» - стабильно работающая фирма. Основной целью ОАО «Химпром», является максимальное удовлетворение потребителей качественной продукцией, не уступающей по своим потребительским свойствам аналогичным товарам российского и импортного производства.

При выполнении настоящей работы были использованы законы и нормативные акты, положения о бухгалтерском учете, учебники, журналы и финансовые газеты и т.д.


1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия

.1 Понятие, задачи и источники информации для анализа финансовых результатов

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:

оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;

анализ и оценка использования чистой прибыли;

выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения.

Анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение для руководства предприятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Учредителям и акционерам она является источником получения дохода на вложенный ими в данное предприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных хозяйствующему субъекту кредитов и займов, включая и уплату причитающихся процентов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

) изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);

) структурный анализ соответствующих статей (в процентах);

) изучение динамики изменения показателей за ряд периодов (кварталов, лет) - трендовый анализ;

) исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).

Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются форма №2 «Отчет о финансовых результатах», форма №1 «Бухгалтерский баланс». Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

1.2 Методика анализа финансовых результатов предприятия

Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности.

Конечный финансовый результат деятельности - это балансовая прибыль (или убыток). Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Результат от прочей реализации включает реализацию основных средств, нематериальных активов, иного имущества.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

доходы, полученные (расходы понесенные) от долевого участия в совместных предприятиях;

от сдачи (получения) имущества в аренду;

доходы (расходы) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;

суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и в возмещение убытков;

другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции. При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций.

Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа:

оценки имущества,

порядка его списания,

установления сроков использования.

Все это должно быть отражено в учетной политике. Вследствие чего бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.

Основными задачами анализа являются:

оценка динамики показателей балансовой прибыли,

выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли,

оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.

Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет), а также изменение каждого показателя за текущий анализируемый период.

В заключение следует проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода, их изменения.

Более детальный анализ предполагает изучение каждого элемента бухгалтерской прибыли и повлиявших на нее факторов. Их можно классифицировать на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

социально-экономические условия;

природные условия;

цены на материально-энергетические ресурсы и тарифы на транспортные перевозки;

уровень развития внешнеэкономических связей и т.д.

К внутренним факторам относятся изменения:

прибыли от продаж;

структуры реализованной продукции;

себестоимости продукции;

уровня цен на нее;

операционных и внереализационных доходов и расходов.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с бухгалтерской прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости продукции, операционных и внереализационных расходов, снижение которых приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а второго порядка - на прибыли от продаж.

Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров (продукции, работ и услуг).

Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), необходимо дать общую оценку изменения прибыли.

±П = П1 - П0, (1)

где ±П - изменение прибыли;

П0, П1 - прибыль базисного и отчетного периода.

Затем необходимо определить количественное влияние изменений факторов.

Пофакторый анализ валовой прибыли осуществляется по данным Отчета о прибылях и убытках за текущий и базисный периоды (квартал, год). При сравнении с планом используются данные финансового плана (бюджета) и расчетов к нему.

Пофакторный анализ валовой прибыли осуществляется с помощью приема элиминирования (методом цепных подстановок). Элиминирование - технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на изучаемое явление. При данном подходе ряд признаков исключается и остается главный признак, который служит объектом исследования.

Для определения влияния отдельных факторов на величину валовой прибыли необходимо рассчитать выручку от продажи товаров без косвенных налогов отчетного периода в базисных ценах, себестоимость проданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции, а также базисную валовую прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента проданных товаров, которая определяется в виде разницы между выручкой от продажи товара отчетного периода в базисных ценах и себестоимостью проданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции.

Проиллюстрируем методику расчета влияния отдельных факторов изменения валовой прибыли. Индекс изменения выручки от продажи товаров в сопоставимых ценах устанавливается по формуле:

, (2)

где Ив - индекс изменения выручки от продажи товаров

Расчет воздействия первого фактора (изменения выручки от продажи товаров) может быть произведен двумя способами:

. В виде разницы между базовой суммой валовой прибыли, пересчитанной на индекс изменения выручки от продажи товаров, и суммой прибыли в базисном периоде, то есть по формуле:

∆ВП=ВП0 * Ивп-ВП0, (3)

где ∆ВП - прирост валовой прибыли в базисном периоде;

ВП0 - сумма валовой прибыли в базисном периоде.

. Путем умножения прироста (снижения) индекса изменения выручки от продажи товаров (Ив - 1) на размер прибыли в базисном периоде:

∆ВПв=ВП0 * (Ив-1), (4)

Расчет влияния второго фактора (сдвигов в ассортименте на изменение прибыли (∆ВПА)) осуществляется, если имеются различия в уровне рентабельности всей проданной продукции. Рентабельность реализованной продукции для этих целей можно определить отношением прибыли к выручке от продажи товаров.

Используются два способа расчета.

При первом способе расчета устанавливается разница между базисной валовой прибылью, рассчитанной исходя из фактического объема и ассортимента реализованной продукции, и базисной суммой прибыли, пересчитанной на индекс изменения объема продажи продукции, то есть по формуле:

∆ВПА = ВПх - ВП0 * Ив, (5)

При втором способе расчета влияния сдвигов в структуре ассортимента на валовую прибыль разница между базисным уровнем рентабельности, рассчитанным исходя из фактического объема и ассортимента проданной продукции и ее базисным уровнем умножается на выручку от продажи продукции отчетного периода в базисных ценах (с учетом индекса инфляции) по формуле:

, (6)

При третьем способе расчета влияние колебания стоимости реализованной продукции на изменение валовой прибыли (∆ВПС) определятся вычитанием из себестоимости продукции отчетного периода этого показателя, рассчитанного исходя из базисных затрат на единицу продукции (Cх) по формуле:

∆ВПС=С1 - Сх, (7)

При использовании четвертого способа - влияние на изменение валовой прибыли продажных цен (∆ВПЦ) определяется вычитанием из фактической выручки от продажи товаров за отчетный период выручки от фактически реализованной продукции в базисных ценах (Bх).

∆ВПЦ=В1 - Вх, (8)

Кроме перечисленных факторов анализируются случаи нарушения производственной и технологической дисциплины: экономия, которая образовалась вследствие невыполнения плановых мероприятий по охране труда и технике безопасности, нарушения стандартов и технических условий и др.

1.3 Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:

операционную (основную),

инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),

финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.).

В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:

рентабельность продукции, работ, услуг,

рентабельность производственных фондов,

рентабельность всего имущества (всех активов),

рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.

Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями:

рентабельностью реализации (оборота, продаж),

рентабельностью выпущенной продукции,

рентабельностью отдельных изделий.

Рентабельность реализации (Rпр) определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:

пр= (Пр / Вр) * 100%, (9)

Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.

Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rtb) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ств):

= (Пв / Ств) * 100%, (10)

Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.

Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются форма №2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта.

Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.

Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:

уровня продажных цен,

от уровня себестоимости продукции.

Анализ осуществляется в следующей последовательности.

Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год следует вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.

Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.

Для оценки динамики уровней рентабельности товарного выпуска отдельных видов продукции необходимо по видам продукции фактические показатели отчетного года сопоставить с фактическими показателями за ряд предшествующих лет, что позволит определить тенденцию рентабельности изделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.

В заключение необходимо дать общую оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.

Важным этапом аналитической работы является выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности. Основными источниками увеличения прибыли и рентабельности являются:

увеличение объема реализованной продукции,

повышение цен,

снижение себестоимости,

повышение качества.

В заключение анализа финансовых результатов необходимо определить конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов.


2. Анализ финансовых результатов ОАО «Химпром»

.1 Общая характеристика и структура управления предприятия

Предприятие ОАО «Химпром» является предприятием химической промышленности и располагается в г. Новочебоксрарске по адресу улица Промышленная д. 101.

Предприятие имеет многолетнюю историю и начало свое функционирование в СССР с составе производственного объединения «Химпром», и продолжает свою производственную деятельность в наши дни.

После распада СССР предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Химпром».

Также стоить отметить тот факт, что предприятие является градообразующим и строительство первых корпусов предприятия в 1960 г., тесно связано со строительством новых домов в г. Новочебоксарке.

Миссией предприятия является: развитие технологии, совершенствование продукции и профессионального мастерства, обеспечение устойчивости производства и помощь в создании качественной продукции в разных сферах производства, обеспечение роста качества жизни и развитие экономики в Чувашской Республике и в России в целом.

В ассортименте ОАО «Химпром» продукция более 150 наименований, востребованная практически всеми отраслями промышленности.

По производству ряда продуктов завод занимает лидирующие позиции в России:

•        этилсиликат,

•        метиленхлорид,

•        комплексоны,

•        трихлорсилан,

•        ингибитор солеотложений ИОМС-1,

•        нитрилотриметилфосфоновая и оксиэтилидендифосфоновая кислоты. Компания имеет крупнейшее в стране производство пероксида водорода, которое обеспечивает потребность текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности в экологически чистых отбеливателях. Единственное в стране предприятие, выпускающее: ацетонанил Н® - антиоксидант для резин мягчитель-2 - мономер для производства уникальных термостойких высокопрочных полимерных волокон фосфор - и хлорсодержащие антипирены для полимерных материалов. Качество продуктов ОАО «Химпром» признано в 28 странах мира.

Предоставляемые услуги:

•        Ремонт и изготовление химического оборудования;

•        Метрологическая экспертиза, аттестация методик выполнения измерений (МВИ);

•        Контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий;

•        Техническое обслуживание систем газораспределения и газопотребления;

•        Ремонт и освидетельствование воздушных, кислородных, азотных, углекислотных и аргоновых баллонов;

•        Печать и полиграфические услуги;

•        Санаторно-курортное лечение;

•        Услуги по перевозке любых грузов, в том числе опасных, автомобильным транспортом;

•        Проведение испытаний химической продукции;

•        Гостиница ОАО «Химпром»;


Организационная структура. Руководство


Структурные подразделения.

Управление реализации:

•        Бюро сбыта базовых продуктов, начальник отдела Талина Н.Н.

•        Бюро сбыта продукции для топливно - энергетического комплекса, вторсырья, начальник отдела Павлова В.Г.

•        Бюро сбыта кремнийорганических соединений, начальник отдела Ермолаев А.А.

•        Бюро сбыта пероксидов, мономеров и антиоксидантов, начальник отдела Мигунова О.В.

Управление закупок:

•        Начальник управления закупок - Михайлова Н.С.

•        Группа основного сырья, начальник отдела Брызгалова Н.С.

•        Группа материалов, начальник отдела Постникова М.Н.

Управление по организации и планированию ремонтом:

•        Отдел обеспечения ремонтов, начальник отдела Лазарева О.Ю.

Транспортное управление:

•        Начальник транспортного управления Иванов И.П

•        Бюро автоперевозок, начальник отдела Сидоров А.И.

•        Бюро железнодорожного транспорта, начальник отдела Перов А.Г.

Отдел качества:

•        Начальник отдела качества, начальник отдела Богатырева Д.Н.

•        Служба менеджмента качества, начальник отдела Федотов П.П.

•        Служба стандартизации, начальник отдела Рыжова А.М.

Канцелярия ОАО «Химпром»:

•        Начальник отдела Хасанова А.М.

Отдел маркетинга и конъюктурных исследований:

•        Начальник отдела Медяков Р.В.

Пресс - служба:

•        Начальник отдела Алексеева Е.А

•        Редакция газеты «Химик».

Управление предприятием ОАО «Химпром» осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление обеспеченно эффективное распределение функций управления по подразделениям.

В основу структуры управления положена определенная система - линейно-функциональная, она представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т.д.

Управление предприятием осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника на использование своего имущества.

Аппарат управления предприятием построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.

Предприятие возглавляет Генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Среднесиписочная численность работающих на предприятии в 2010 г. составила 4500 человек (3% от общей численности населения города), в 2011 г., 4180 человек (3,4% от общей численности населения города), и в 2012 г., 4016 человек (3,2%).

Проведем категориальный анализ работников ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг. (таблица 1).


Таблица 1. Категориальный анализ работников ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг.

Показатели

Года

Абсолютное отклонение (+; -) чел.

Темп изменения %


2010

2011

2012

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011


Кол - во чел.

Уд. Вес %

Кол - во чел.

Уд. Вес %

Кол - во чел.

Уд. Вес %





Численность работников предприятия в т.ч.:

4500

100

4180

100

4016

100

-320

-164

92,8

96,1

руководители

338

7,5

305

7,3

325

8,1

-33

20

90,2

106,5

Специалисты

1403

31,2

1267

30,3

1197

29,8

-136

-70

90,3

94,5

Служащие

185

4,1

163

3,9

261

6,5

-22

98

88,1

160,1

Основные работники

1804

40,1

1785

41,5

1555

38,7

19

-230

99,0

87,1

Вспомогательные рабочие

770

17,1

710

17

678

16,9

-60

-32

92,2

95,5


Таким образом, из таблицы можно сделать вывод, что основная доля численности работников предприятия приходится на основных работников в 2010 г., удельный вес работников в составил 40,1%, в 2011 г., - 41,5%, в 2012 г., - 38,7%. Общая численность работников в анализируемом периоде имеет тенденцию к уменьшению и в 2011 г., по сравнению с 2010 г., уменьшилась на 7,2% (320 человек), а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., на 5,9% (164 человека).

Проанализируем показатели образовательной структуры работников. (таблица 2).


Таблица 2. Показатели образовательной структуры работников ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг.

Уровень образования

Года

Абсолютное отклонение (+; -) чел.

Темп изменения %


2010

2011

2012

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011


Кол - во чел.

Уд. Вес %

Кол - во чел.

Уд. Вес %

Кол - во чел.

Уд. Вес %





ВПО

1572

35

1522

36,5

1474

36,7

-50

-48

96,8

96,8

СПО

1230

27,3

1816

43,4

1787

44,5

586

-29

147,6

98,4

НПО

972

21,6

535

12,8

626

15,6

-437

91

55,0

117,0

Полное общее

726

16,1

307

7,3

129

3,2

-419

-178

42,0

Всего работников.

4500

100

4180

100

4016

100

-320

-164

92,8

96,0


Таким образом из таблицы можно сделать вывод, что в структуре показателей образования наибольшая доля приходится на сотрудников имеющих высшее профессиональное образование в 2010 г., на них приходится 35%, в 2011 г., - 36,5%, в 2012 г., - 36,7%. Также следует отметить, что количество сотрудников с полным общим образованием в 2011 г., по сравнению с 2010 г., снизилось на 320 человек, а в 2012 г., на 164., также сократилось количество сотрудников с неполным средним образованием в 2011 г., по сравнению с 2011 г., на 437 человек, в 2012 г., по сравнению с 2011 г., увеличилось на 17,0%, на этот фактор оказал рост студентов обучаемых на очной форме обучения и занятых в производственной деятельности ОАО «Химпром».

2.2 Анализ результатов финансовой деятельности ОАО «Химпром»

Анализ финансового состояния предприятия является важнейшим условием успешного управления его финансами. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающий процесс формирования и использования его финансовых средств.

Далее рассмотрим анализ технико-экономических показателей ОАО «Химпром» за 2010-2012 года (таблица 3).

Таблица 3. Основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Химпром» за 2010-2012 года.

показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолют. отклон. (+; -)

Темп изменения, %





2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

1.выручка от реализации продаж, работ, услуг, товаров (за минусом НДС и аналогичних обязательных платежей) тыс. руб.

5392,9

6017,9

5758,7

+625

-259,2

111,6

95,7

2.себестоимость продоваемых товаров, работ, услуг. тыс. руб.

4047,7

4392,8

4224,5

+345,1

-168,3

108,5

96,2

3.прибыль от продаж. тыс. руб.

561,8

686,2

470,4

+124,4

-215,8

122,1

68,5

4.чистая прибыль. тыс. руб.

156,5

233,1

234,8

+76,6

+1,7

148,9

100,7

5.среднесписочная численность работающих. чел.

4500

4180

4016

-320

-164

92,8

96,0

6.фонд оплаты труда. тыс. руб.

582,1

631,3

645,1

+49,2

+13,8

108,4

102,2

7. среднемесячная з/п. тыс. руб.

10,8

12,6

13,4

+1,8

+0,8

116,6

106,3

8. среднемесячная производительность труда. тыс. руб.

99,8

119,9

119,5

+20,1

-0,4

120,1

99,6

9. среднегодовая стоимость основных средств. тыс. руб.

1205,25

1149,25

1169,6

-56

+20,35

95,3

101,7

10. фондоотдача. тыс. руб.

26,8

31,4

29,5

+4,6

-1,9

117,2

93,9

11.фондовооруженность. тыс. руб.

44,6

45,8

48,5

+1,2

+2,7

102,7

105,9

12.фондореинтабильность. тыс. руб.

1,34

1,38

1,34

+0,04

-0,04

102,9

97,1

13. среднегодовая стоимость оборотных средств. тыс. руб.

1157,15

1222,05

1244,6

+64,9

+22,55

105,6

101,8

14.оборачиваемость оборотных средств:








- в днях оборота

77,3

73,02

77,7

-4,28

+4,68

94,5

106,4

- в числе оборотов (коэф. оборачиваемости)

4,66

4,93

4,63

+0,27

-0,3

105,8

93,9

15. рентабельность продаж. %

10,4

11,4

8,2

1

-3,2

109,4

71,6

16. рентабельность оборотного капитала. %

6,7

9,5

9,4

2,8

-0,1

140,9

98,9


Исходя из таблицы видно, что за анализируемый период выручка от продаж продукции, работ, товаров, услуг увеличилась в 2011 г. на 11,6%, а в 2012 г. уменьшилась на 4,3%. Чистая прибыль по сравнению с 2010 г. в 2011 г. увеличилась на 48,9%, а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 0,7%. Также изменения произошли в фонде оплаты труда, в 2011 г. он увеличился на 8,4% по сравнении с 2010 г., а в 2012 г. увеличился на 2,2, % по сравнению с 2011 г., это произошло за счет уменьшения численности работников, в 2011 г. она уменьшилась на 7,2%, а в 2012 г. на - 4%.

Среднегодовая стоимость основных средств по сравнению с 2010 г. в 2011 г. снизилась на 4,6%, а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился 20,35 тыс. руб. Фондовооруженность увеличилась в 2011 г., по сравнению с 2010 г., на 2,7%, а в 2012 г., на 5,9%, среднемесячная заработная плата увеличилась в 2011 г., на 16,6%, а в 2012 г., на 6,3%, это произошло в связи с уменьшением численности работающих в 2011 г., на 7,2%, в 2012 г., на 4%, следствии чего увеличился фонд оплаты труда в 2011 г., на 8,4%

(49,2 тыс. руб.), а в 2012 г., на 2,2%.

Далее рассмотрим структуру стоимости имущества ОАО «Химпром», динамику ее отдельных элементов, а также долю каждого элемента в балансе, для этого будем использовать сравнительный аналитический баланс (таблица 4).


Таблица 4. Сравнительный аналитический баланс ОАО «Химпром» за 2010-2012 года

Названия статей

2010 г

2011 г.

2012 г.

Абсолют. отклон. (+; -)

Темп изм-я


тыс. руб

% к итогу

тыс. руб

% к итогу

тыс. руб

% к итогу

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

АКТИВ

1. Внеоборотные активы











1.1 НМА

0,09

0,002

0,09

0,002

-

-

0

-

100

-

1.2 Основные средства

2213

43,9

2142,2

42,5

2339,2

43,8

-70,8

197

96,8

109,2

1.3 Незавершенное строительство.

197,5

3,9

156,3

3,1

202,7

3,8

-41,2

46,4

79,1

129,7

1.4 долгосрочные финанс. вложения

290,7

5,7

240,4

4,8

442,2

8,3

-50,3

201,8

82,7

183,9

2. оборотные активы











2.1 запасы

606,4

12,1

660,1

13,1

701,0

13,1

53,7

40,9

108,8

106,2

2.2 дебетор. задолженность до 12 мес.

1269,0

25,2

1403,7

27,8

1319,3

24,8

134,7

-84,4

110,6

93,9

2.3 краткосрочные финсовые вложения

249,6

4,9

242,6

4,8

23,6

0,4

-7

-219

97,2

9,7

2.4 денежные средства

53,5

1,1

15,1

0,3

22,3

0,4

-38,4

7,2

28,2

147,7

Баланс

5034,7

100

5045,2

100

5330,6

100

10,5

285,4

100,2

105,6


Исходя из таблицы видно, что основную долю в активе баланса составляют показатели основные средства в 2010 г., он составил 43,9%, в 2011 г., - 42,5%, В 2012 г., - 43,8%; а также дебиторская задолженность, которая составила в 2010 г., - 25,2%, в 2011 г., - 27,8%, а в 2012 г., - 24,8%. В пассиве баланса показателем повлиявшим на валюту баланса является величина краткосрочных обязательств (займы и кредит) и в 2010 г., она составила 29,7%., в 2011 г., - 32,2%, в 2012 г., 27,5%. Общая стоимость имущества организации имеет тенденцию к увеличению, об этом свидетельствует увеличение валюты баланса в 2011 г., по сравнению с 2010 г., увеличился на 0,2% (10,5 тыс. руб.), а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., на 5,6% (285,4 тыс. руб.).

Наиболее значительно в абсолютном и относительном выражении увеличился показатель долгосрочных финансовых вложений, в 2012 г., он составил 201,8 тыс. руб., или 83,9%.

Для того чтобы оценить финансовую устойчивость, будем использовать анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости (таблица 5).

Таблица 5. Абсолютные показатели финансовой устойчивости ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное изменение (+; -) тыс. руб.





2011 к 2010

2011 к 2012

1.собственные оборотные средства

- 491,2

- 294,05

- 472,1

197,15

- 766,15

2. собственные и долгосрочные источники финансирования

99,2

154,65

347,6

55,45

192,95

3.общие источники

972,84

1333,35

1024,1

360,41

- 309,25

4.изменение собственных оборотных средств Д СОС

- 1095,6

- 949,35

- 1128,1

- 2044,95

- 2077,45

5. Д СДИ

- 505,2

- 500,65

- 353,4

- 1005,85

- 854,05

6. Д ОИ

368,44

678,05

323,1

309,61

- 354,95

7. трехфакторная модель типа финансовой устойчивости М = {Д СОС; Д СДИ; Д ИО}

М ={0; 0; 1}

М ={0; 0; 1}

М ={0; 0; 1}

М ={0; 0; 1}

М = {0; 0; 0}


Из таблицы видно, что за 2010-2012 года финансовое состояние ОАО «Химпром» из неустойчивого перешло в критическое.

Неустойчивое финансовое состояние в 2010 и 2011 года, сопряжено с нарушением платежеспособности, но при этом сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов.

Критическое финансовое состояние в период 2011-2012 гг., характеризуется полной зависимостью от заемных источников финансирования; собственного капитала и долго и краткосрочных кредитов не хватает для финансирования материальных оборотных средств.

Для того чтобы определить степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов используют относительные показатели финансовой устойчивости (таблица 6).

Таблица 6. Коэффициенты финансовой устойчивости ОАО «Химпром» за 2010-2012 года

Показатели

Норматив

2010 г.

2011 г.

2012 г.






2011 к 2010

2012 к 2011

1.коэффициент финансовой независимости и концентрации собственного капитала, автономии

К > 0.5

0,44

0,45

0,44

0,01

-0,01

2.коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

K ≥0.1

-0,21

-0,12

-0,19

0,09

-0,07

3. коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами

K ≥0.5

-0,81

-0,13

-0,67

0,68

-0,54

4. коэффициент финансовой устойчивости

K>0.5

0,56

0,55

0,6

-0,01

0,05

5. коэффициент маневренности собственного капитала

0.2≤K≤0.5

-0,22

-0,13

-0,2

0,09

-0,07

6. коэффициент соотношения заемных и собственных средств

K<1

1,25

1,18

1,25

-0,07

0,07

7. коэффициент самофинансирования

K≥1

0,8

0,84

0,8

0,04

-0,04

8. индекс постоянного актива

K<1

0,96

0,94

0,9

-0,02

-0,04




Из таблицы можно сделать вывод, что все коэффициенты финансовой устойчивости отклоняются от нормативных показателей в отрицательную сторону. Данное состояние говорит о том, что предприятие находится в критическом состоянии на протяжении всего анализируемого периода.

Коэффициент финансовой устойчивости, превышает норматив в 2010 г., на 0,06, в 2011 г., на 0,05, и в 2012 г., на 0,01; данный показатель говорит о том, что предприятие имеет нестабильную финансовую устойчивость; на данный показатель оказывает влияние коэффициент соотношения собственных и заемных средств; отклонение от норматива по данному показателю в 2010 г., составил 0,25, в 2011 г., - 0,18, в 2012 г., - 0,25, из этого следует, что заемных средств на предприятии больше, чем собственных. Анализируя абсолютные отклонения, можно сделать вывод, что они имеют стабильную отрицательную динамику.

2.3 Анализ ликвидности баланса ОАО «Химпром»

Для того чтобы давать оценку кредитоспособности предприятия, т.е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам, проведем анализ ликвидности баланса ОАО «Химпром».

Таблица 7. Анализ ликвидности баланса ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг., тыс. руб.

Актив

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Пассив

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Платежный излишек (+); недостаток (-).









2010 г.

2011 г.

2012 г.

А1

303,1

257,7

45,9

П1

751,1

654,5

638,6

- 448

-396,8

-592,7

А2

1269,4

1404,2

1319,3

П2

1464,04

1627,4

1496,2

-195

-223,2

-176,9

А3

740,2

777,7

1117,02

П3

590,4

448,7

819,7

149,8

329

297,32

А4

2720,3

2601,1

2841,4

П4

2229,1

2307,05

2369,3

413,25

294,05

472,1

А5

0

0

0

П5

0

0

0

0

0

0

Баланс

5034,7

5045,2

5330,6

Баланс

5034,7

5034,7

5330,6

0

0

0



В результате проведенного анализа ликвидности были получены следующие системы не равенств:

2010 г.:

2011 г.:

2012 г.:

А1<П1 на 448 тыс. руб.

А1<П1 на 396,8 тыс. руб.

А1<П1 на 592,7 тыс. руб.

А2<П2 на 195 тыс. руб

А2<П2 на 223,2

А2<П2 на 176,9 тыс. руб

А3>П3 на 149,8 тыс. руб.

А3>П3 на 329 тыс. руб.

А3>П3 на 297,32 тыс. руб.

А4>П4 на 413,25 тыс. руб

А4>П4 на 294,05 тыс. руб

А4>П4 на 472,1 тыс. руб


Из системы не равенств можно сделать вывод, что наиболее ликвидным активом баланса, за анализируемы период, являются внеоборотные активы (А4 > П4). Данный тип ликвидности является кризисным, что говорит о неплатежеспособности предприятия, и о том, что оно находится на грани банкротства.

Для детального анализа платежеспособности будем использовать коэффициенты ликвидности (таблица 8).

Таблица 8. Коэффициенты ликвидности ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг.

показатели

норматив

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное изменение (+; -) тыс. руб.






2011 к 2010

2012 к 2011

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

К ≥0,2 - 0,5

0,14

0,11

0,02

-0,03

-0,09

1. Коэффициент критичной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия

К≥1

0,7

0,73

0,64

0,03

-0,09

3. Коэффициент текущей ликвидности, коэффициент покрытия

К ≥1 - 2,5

1,04

1,07

1,16

0,03

0,12


Из данных таблицы следует, что все коэффициенты ликвидности, кроме коэффициента текущей ликвидности, имеют отрицательное отклонение от нормативов.

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2011 г., по отношению к 2010 г., уменьшился на 0,03 тыс. руб., а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., на 0,09 тыс. руб., это говорит о том, что предприятие не в состоянии немедленно погасить свои обязательства по кредиторской задолженности.

Коэффициент критической ликвидности в 2011 г., по сравнению с 2010 г., увеличился на 0,03 тыс. руб., а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., уменьшился на 0,09 тыс. руб., из этого следует, что ликвидные средства предприятия не покрывают его краткосрочную задолженность.

Соответствует нормативу только коэффициент текущей ликвидности, в 2011 г., он увеличился на 0,03 тыс. руб., по сравнению с 2010 г., а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., увеличился на 0,12 тыс. руб., это говорит о том, что предприятие в состоянии погасить свои краткосрочные обязательства в течении года.

2.4 Анализ финансовых результатов ОАО «Химпром»

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является прибыльность (рентабельность). Для того, чтобы охарактеризовать прибыль, полученную с 1 руб. средств, вложенных в финансовые операции либо в другие предприятия проведем анализ показателей рентабельности (таблица 9).

Таблица 9. Показатели рентабельности ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг. %

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное изменение (+; -).





2011 к 2010

2012 к 2011

1. рентабельность продаж

10,4

11,4

8,2

1

3,2

2. рентабельность производства

3,3

4,9

4,8

1,6

-0,1

3. рентабельность реализованной продукции

3,8

5,3

5,5

1,5

0,2

4.рентабельность совокуп. активов

3,1

4,6

4,4

1,5

-0,2

5.рентабельность внеоборотных активов

5,7

8,9

8,3

3,2

-0,6

6.рентабельность оборотных активов

6,7

9,5

9,4

2,8

-0,1

7.рентабельность собственного капитала

7

10,1

9,9

3,1

-0,2


Таким образом, из таблицы можно сделать вывод, что наиболее рентабельным в 2010-2011 гг., является рентабельность продаж 10,4 и 11,4% соответственно, в 2012 г., наиболее рентабельным является рентабельность собственного капитала 9,9% и рентабельность оборотных средств 9,4%.

Рентабельность продаж в 2012 г., по сравнению с 2011 г., увеличилась на 3,2%,; рентабельность внеоборотных активов в 2011 г., по сравнению с 2011 г., увеличилась на 3,2%, а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., уменьшилась на 0,6%. Общий уровень рентабельности можно охаракеризовать как стабильно низкий.

Далее изучим объема, состав, структуру и динамику прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности (таблица 10).

Таблица 10. Анализ прибыли до налогообложения ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение (+; -)

Темп изменения, %


Тыс. руб.

уд. вес %

Тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

2011 к 2010

2012 к 2011








2011 к 2010

2012 к 2011



Прибыль от продаж

561,8

45,1

686,3

43,5

470,4

24,5

124,5

-215,9

122,1

68,5

Прибыль от прочих видов деятельности

683,9

54,9

889,0

56,5

1534,2

76,5

205,1

645,9

129,9

172,6

Прибыль до налогообложения

1245,2

100

1575,3

100

2004,4

100

330,1

429,1

126,5

127,2


Таким образом, в 2011 г., по сравнению с 2010 г., величина прибыли до налогообложения выросла на 330,1 тыс. руб., или на 26,5% за счет увеличения суммы прибыли от продаж на 124,5 тыс. руб. и увеличения суммы прибыли от прочих видов деятельности на 205,1 тыс. руб. или на 26,5%. Величина прибыли до налогообложения в 2012 г., по сравнению с 2011 г., увеличилась на 429,1 тыс. руб. или на 27,2%, это произошло в следствии увеличения прибыли от прочих видов деятельности на 645,9 тыс. руб. или на 72,6% и уменьшения прибыли от продаж на 215,9 тыс. руб. или на 32,5%.

При этом удельный вес прибыли от продаж снизился в 2011 г., по сравнению с 2010 г., на 1,6%, а в 2012 г., по отношению к 2011 г., на 19%, что свидетельствует о некотором ухудшении качества прибыли до налогообложения.

Далее обратимся к анализу основных источников формирования прибыли до налогообложения: прибыли от продаж и прибыли от прочей деятельности - в отдельности.

Анализ прибыли от продаж начнем с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование (таблица 11).

Таблица 11. Анализ прибыли от продаж ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг.

показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение (+; -)

Темп изменения, %


Тыс. руб.

Уд. вес%

Тыс. руб.

Уд. Вес %

Тыс. руб.

Уд. вес%

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

1. Выручка (нетто) от продаж

5392,9

100

6017,9

100

5758,7

100

625

-259,2

111,6

95,7

2. Себестоимость продаж

4047,7

75

4392,8

73

4224,5

73,3

345,1

-168,3

108,5

96,2

2. Управленческие расходы

429,5

7,9

539,2

8,9

540,5

9,4

109,7

125,5

100,2

3. Коммерческие расходы

353,8

6,6

399,6

6,7

523,3

9,1

45,8

123,7

112,9

130,9

4. Прибыль от продаж

561,9

10,5

686,3

11,4

470,4

8,2

124,4

-215,9

122,1

68,5


Таким образом, величина прибыли от продаж в 2011 г., по сравнению с 2010 г., увеличилась на 124,4 тыс. руб. или на 22,1% за счет увеличения выручки (нетто) от продаж на 625 тыс. руб. или на 11,6%, при росте себестоимости продаж на 345,1 тыс. руб., управленческих расходов на 109,7 тыс. руб. и коммерческих расходов на 45,8 тыс. руб. Величина прибыли от продаж в 2012 г., по сравнению с 2011 г., снизилась на 215,9 тыс. руб. за счет снижения себестоимости продаж на 4,8%, незначительного роста управленческих расходов на 1,3 тыс. руб. (0,2%) и увеличения коммерческих расходов на 123,7 тыс. руб. (30,9%).

При этом удельный вес прибыли от продаж в выручке (нетто) от продаж в 2011 г., по сравнению с 2010 г., увеличился на 0,9%, а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., снизился на 2,3%, что говорит о снижении эффективности текущей коммерческой деятельности.

Далее рассмотрим прибыль от прочих видов деятельности (таблица 12).

Таблица 12. Анализ прибыли от прочих видов деятельности ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение (+; -)

Темп изменения, %


Тыс. руб.

Уд. вес%

Тыс. руб.

Уд. вес%

Тыс. руб.

Уд. вес%

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

1. Доходы от участия в др. организациях

0,2

0,02

-

-

-

-

-

-

-

-

2.% к получению

24,3

3,4

43,6

4,7

16,5

1,1

19,3

-27,1

179,4

37,8

3. Прочие доходы

683,9

96,5

889,0

95,3

1534,2

98,9

205,1

645

129,9

172,5

4. Доходы от прочих видов деятельности всего

708,4

100

932,6

100

1550,7

100

224,2

842,3

131,6

166,3


Из таблицы можно сделать вывод, что величина прибыли от прочих видов деятельности в 2011 г., по сравнению с 2010 г., увеличилась на 3,2%

(11,2 тыс. руб.), а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., уменьшилась на 209,1 тыс. руб. (на 57,4%). Данные изменения произошли за счет увеличения в 2011 г., по сравнению с 2010 г., процентов к получению на 19,3 тыс. руб. (79,4%) и увеличения прочих доходов на 205,1 тыс. руб. (29,3%), а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., за счет снижения процентов к получению на 27,1 тыс. руб. (62,2%) и роста процентов к платежу на 48,8 тыс. руб. (39,4%) и прочих расходов на 360,6 тыс. руб. (30,7%).

Еще одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия является чистая прибыль. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов предприятия, покрываемых за счет прибыли. Проведем анализ чистой прибыли (таблица 13).

Таблица 13. Анализ чистой прибыли ОАО «Химпром» за 2010-2012 гг.

показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение (+; -)

Темп изменения, %


Тыс. руб.

Уд. вес%

Тыс. руб.

Уд. вес%

Тыс. руб.

Уд. вес%

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

Прибыль до налогооблож-я

208,9

133,5

322,1

138,2

315,5

134,4

113,2

-6,6

154,2

97,9

Отложенные налоговые активы

4,3

2,7

43,1

18,5

2,02

0,9

38,8

-41,08

1002,3

4,7

Отлож-е налоговые обяз-ва

25,6

16,3

0,3

0,1

11,2

4,7

-25,3

-14,4

1,1

3733,3

Текущий налог на прибыль

17,2

11

124,01

53,2

54,5

23,2

106,81

37,3

720,9

43,9

Чистая прибыль.

156,5

100

233,1

100

234,8

100

76,6

1,7

148,9

100,7


Таким образом, величина чистой прибыли в 2011 г., по сравнению с 2010 г., возросла на 76,6 тыс. руб., или на 48,9% за счет увеличения прибыли до налогообложения на 113,2 тыс. руб., или на 54,2%, и возникновения отложенных налоговых активов на сумму 38,8 тыс. руб. при увеличения суммы текущего налога на прибыль на 106,81 тыс. руб., а в 2012 г., по сравнению с 2011 г., величина чистой прибыли увеличилась на 1,7 тыс. руб. при уменьшении прибыли до налогообложения на 6,6 тыс. руб., и снижении откложенных налоговых активов на 41,08 тыс. руб. при снижении суммы текущего налога на прибыль на 56,1%.

Подводя черту под выполнением анализа финансовых результатов коммерческой организации по данным отчета о прибылях, можно констатировать увеличение всех ее финансовых результатов в отчетном году по сравнению с данными прошлого года в большей или меньшей степени, что является, безусловно, позитивным явлением, свидетельствующим о достаточной успешности финансово-хозяйственной деятельности данной коммерческой организации.

Далее проведем факторный анализ чистой прибыли ОАО «Химпром» за 2011-2012 гг. (таблица 14).

На величину чистой прибыли оказывает влияние изменение следующих факторов:

·              Прибыль до налогообложения

·              Отложенные налоговые активы

·              Отложенные налоговые обязательства

·              Текущий налог на прибыль.

Таблица 14. Факторный анализ чистой прибыли за 2011-2012 гг. тыс. руб.

Факторная модель: ЧП = Пдно + Она + Онб + Тн

Показатели

Обозначение

2011 г

2012 г

Откл - е

Влияние факторов на Д ЧП.






ДЧП (Пдно)

ДЧП (Она)

ДЧП (Онб)

ДЧП (Тн)

Прибыль до налогообл-я

Пдно

322,1

315,5

- 6,6

-6,6

315,5

315,5

315,5

Отлож-е налог. активы

Она

43,1

2,02

-41,08

43,1

-41,08

2,02

2,02

Отлож-е налог. обяз-ва

Онб

0,3

11,2

10,9

0,3

0,3

10,9

11,2

Текущий налог

Тн

124,1

54,5

- 69,6

124,1

124,1

124,1

-69,6

Чистая прибыль

ЧП

233,1

234,8

1,7

160,9

398,82

452,52

259,12


). ДЧП (Пдно) = - 6,6 + 43,1 + 0,3 + 124,1= 160,9

). ДЧП (Она) = 315,5 + (-41,08) + 0,3 + 124,1 = 398,82

). ДЧП (Онб) = 315,5 + 2,02 + 10,9 + 124,1 = 452,52

). ДЧП (Тн) = 315,5 + 2,02 + 11,2 ×+(-69,6) = 259,12

Из факторного анализа видно, что наибольшее положительное влияние на величину чистой прибыли оказывает фактор отложенных налоговых обязательств (увеличивает прибыль в 2 раза), а наибольшее отрицательное влияние оказывает фактор прибыли до налогообложения (уменьшает величину чистой прибыли 73,9 тыс. руб.).


3. Рекомендации по повышению эффективности управления прибылью

Прибыль и рентабельность организации во многом определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области.

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли в ОАО «Химпром»: увеличение объема продажи товаров, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, продажа ее на более выгодных рынках сбыта, что можно детально рассмотреть на рис. 1

Рис. 1 Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от продажи товаров ОАО «Химпром»

По итогам проведенного анализа выявлено следующее, что на снижение величины финансовых результатов ОАО «Химпром» в 2010-2012 года оказали влияние следующие факторы:

·              снижение объемов продаж;

·              изменение структуры проданных товаров;

·              снижение цены проданных товаров

·              рост коммерческих расходов.

·             

Основным фактором повышения прибыли в ОАО «Химпром» и рентабельности является увеличение объемов продажи товаров.

Для повышения рентабельности ОАО «Химпром» есть два направления:

·              снижение затрат;

·              повышение доходов.

Помимо факторов увеличения объемов продажи товаров, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на продажу этой продукции.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в структуре издержек занимает оплата труда.

Поэтому актуальна задача роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала. На увеличение прибыли от продаж повлияло главным образом рост цен на товары.

Рост себестоимости товаров, коммерческих расходов произошел за счет роста заработной платы работников. Средняя заработная плата работников ОАО «Химпром» в период 2010-2012 годов составила 12267 руб. и за счет начислений на заработную плату. В настоящее время штат работников организации полностью укомплектован, сокращений производиться не будет. Поэтому снижение затрат по заработной плате не планируется, наоборот, предполагается доведение средней заработной платы работающих до 13 тыс. руб. в месяц и увеличение отчислений во внебюджетные фонды.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

Известно, что чем больше партия закупаемых товаров, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этих товаров и материалов (содержание складских помещений, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение товаров и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых товаров и материалов.

В сочетании с традиционными путями снижения затрат на продажу товаров вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек ОАО «Химпром» до оптимального уровня.

Наиболее традиционные способы снижения расходов:

·              закупка более дешевых товаров;

·              прямое снижение постоянных расходов;

·              сокращение расходов на персонал;

·              использование более экономичного и совершенного оборудования, автоматизация некоторых операций;

·              оптимизация налоговых и других платежей.

·              снижение расходов за счет договоренностей с контрагентами.

·              снижение расходов за счет оптимизации транспортных и товарных потоков.

·              снижение расходов за счет использования технических систем, операций, процессов, выполняющих несколько разных функций.

Снижение расходов на аренду и содержание зданий и прочих расходов (постоянных расходов) связано с элементарной экономией: своевременное отключение электрических приборов, обслуживание погрузоразгрузочных работ специальными подъемно-транспортными механизмами.

Проводя сокращение численности персонала организации необходимо определить ту предельную величину расходов на персонал, которую может себе позволить предприятие, обеспечив гарантированное качественное выполнение заданной производственной программы.

Для этого следует систематизировать и проанализировать количество персонала в организации в разрезе подразделений, с учетом выполняемых подразделением функций и реальной загрузки. На основе выводов, полученных в ходе такого анализа, можно рассчитать оптимальную численность персонала, потребную для качественного выполнения производственной программы с учетом оптимизации административных и производственных процессов с использованием методики нормирования численности.

Расходы на персонал включают не только фонд заработной платы и отчисления с него, но также:

·              расходы на социальный пакет;

·              расходы на обучение и переподготовку сотрудников;

·              расходы на подбор кандидатов и наем на работу;

·              стоимость содержания рабочих мест, включая стоимость спецодежды, освещения, отопления, уборки рабочих мест;

·              прочие виды расходов на персонал, специфические для каждой организации.

Произведя в организации модернизацию оборудования и внедрение передовых технологий, можно сократить некоторые рабочие места. При этом для усиления отдельных подразделений можно произвести не только сокращение, но и перераспределение персонала по структурным единицам.

Использование в процессе труда более экономичного и совершенного оборудования, автоматизация некоторых операций, процессов предполагает разработку эффективной инвестиционной политики организации. Замена ручного труда автоматизированным требует дополнительных расходов в виде амортизации и обслуживания оборудования и программных средств, но впоследствии значительно снижаются расходы, связанные с оплатой труда персонала и повышается производительность труда.

Оптимизация снабжения предполагает возможность просмотра предыдущих закупок и контроля исполнительности поставщика и поможет сократить расходы на закупки товаров и материалов. Для снижения расходов в снабжении надо провести встречи с существующими поставщиками, определить альтернативных поставщиков и провести с ними переговоры с целью пересмотра в свою пользу условий контрактов.

Следует провести анализ договоров, заключенных или заключаемых организацией, и заменить их более экономичными. Например, вместо покупки основного средства можно оформить его в лизинг. При покупке объекта основных средств его амортизация растянется на несколько лет, а при лизинге будет принята в расходы сразу. Также можно разделить один договор на несколько. Например, при приобретении организацией объекта основных средств, в стоимость которых входит его обслуживание, обучение персонала, целесообразно выделить стоимость услуг в отдельный договор, а уже оставшуюся стоимость объекта основных средств амортизировать.

Снижение расходов за счет оптимизации транспортных и товарных потоков достигается расположением складов в непосредственной близости к покупателям, подъездным путям. Если при транспортировке крупногабаритного груза использовать специальный транспорт, сокращаются расходы на погрузо-разгрузочные работы.

Дополнительно снизить расходы в организации можно, сократив расходы на:

·              поддержание широкого ассортимента товаров;

·              исследование рынка, рекламу и продвижение товаров и услуг;

·              поддержание широкого круга клиентов;

·              поддержание определенного качества товаров и услуг;

·              тщательный отбор товаров и компонентов с определенными техническими характеристиками;

·              оплату труда;

·              повышение квалификации работников;

·              механизацию производственного процесса;

·              организацию производства;

·              сохранение существующей политики в отношении обслуживания техники и оборудования;

·              скорость выполнения заказов;

·              сохранение гибкости заказа.

На практике существуют и другие способы снижения расходов, которые менее распространены:

·              снижение расходов за счет восстановления их в процессе работы (использование или повторная переработка отходов собственного производства);

·              снижение расходов за счет оптимального распределения их по этапам и периодам работы (уменьшение количества работников в периоды сезонных спадов или кратковременное увеличение их в периоды пиковых продаж);

·              получение выгоды от какой-либо государственной программы поддержки предпринимательства.

Таким образом экономия расходов - снижение себестоимости за счет экономии материалов, энергии и расходов живого труда позволяет снизить затраты организации. При сохранении тех же цен на товары снижение себестоимости приведет к увеличению прибыли ОАО «Химпром» и росту рентабельности.

.1 Методы по повышению эффективности управления прибылью

Для ОАО «Химпром» можно выделить два направления повышения прибыли: улучшение производительности и рост продаж.

Рис. 2 Источники увеличения прибыли для ОАО «Химпром»

Для ОАО «Химпром» возможны три основных направления концентрации усилий организации, но самым эффективным, по нашему мнению, является ориентация на наличность и доход:

) за счет сокращения расходов. Сократить расходы ОАО «Химпром» можно заключив договора с поставщиками, предлагающими наиболее выгодные условия; объединив закупки с компанией, работающей в этой же сфере и за счет укрупнения объемов получить дополнительную скидку поставщика. Сократить расходы ОАО «Химпром» можно с помощью оптимизации снабжений - просмотр предыдущих закупок и контроля исполнительности поставщика, что поможет сократить расходы на закупки товаров и материалов. Для снижения затрат в снабжении управленческому персоналу ОАО «Химпром» надо провести встречи с существующими поставщиками, определить альтернативных поставщиков и провести с ними переговоры с целью пересмотра в свою пользу условий контрактов;

) повышение цен на товары в связи с ростом отчислений во внебюджетные фонды и коммунальные услуги;

) повышение интенсивности труда стимулированием работников организации (сочетание индивидуального премирования с коллективным).

Разумное, сбалансированное сочетание всех этих направлений может привести к существенному повышению прибыли и рентабельности ОАО «Химпром».

Подводя итог главы 3 можно выделить следующие меры по повышению эффективности управления прибылью:

·        увеличение объема продаж;

·        повышение качества продукции;

·        поиск более выгодных рынков сбыта;

·        оптимизация сроков продаж;

·        расширение инвестиционной деятельности (вложения денежных средств в основные средства);

·        применение инновационных технологий производства;


Заключение

В заключение работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщено характеризовали бы основные моменты. В работе на конкретном примере ОАО «Химпром» рассмотрена методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Главная цель промышленного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом.

Основной целью финансового анализа является обоснованная оценка финансового состояния ОАО «Химпром», а также разработка рекомендаций по укреплению его финансовой устойчивости и дальнейшему развитию финансово-хозяйственной деятельности. Результаты экономического анализа характеризуют организацию как достаточно типичное для России, некрупное производственное предприятие.

Оценивая результаты анализа, необходимо отметить сложившийся достаточно высокий уровень роста одних показателей финансовой устойчивости и замедление роста других, например, рентабельности собственного капитала, рентабельности продаж, рентабельности активов. Стоимость краткосрочных обязательств не может быть покрыта не только наиболее ликвидными, но и быстрореализуемыми активами. Показатели ликвидности баланса и коэффициентов ликвидности не позволяют оценивать активы как ликвидные. Хотя коэффициент текущей ликвидности находится в пределах рекомендуемых значений, но это слишком общий показатель. Коэффициенты финансовой устойчивости, которые в большинстве находятся в пределах рекомендованных значений, показывают несколько нерациональное использование собственного капитала. Таким образом, финансовый анализ деятельности организации еще раз доказал невозможность оценки финансового состояния по отдельным параметрам. Необходим комплексный анализ, который должен также учитывать особенности экономических процессов в стране.

Анализ результативности финансово-экономической деятельности ОАО «Химпром» позволяет отметить положительную динамику в показателях прибыльности и рентабельности.

Итак, можно сделать следующие обобщающие выводы:

. Результат анализа финансового состояния ОАО «Химпром» позволяет говорить о недостаточной ликвидности активов организации и не вполне устойчивом его финансовом положении.

. Оптимальным путем улучшения экономических показателей является получение кредита для приобретения нового оборудования.

. Для получения оптимального ассортимента продукции, выпускаемой на новом оборудовании, необходимо заменить некоторые виды устаревшей продукции на новые.

. Ввод в эксплуатацию нового оборудования и выпуск наиболее рентабельных видов продукции позволит достигнуть значительного роста прибыли и увеличит рентабельность продаж на 65%;

. Основным результатом финансового анализа является заключение о возможности выхода предприятия из предкризисного состояния.


Список использованных источников

1. Анализ и управлении финансовым состоянием коммерческой организации / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012. 240 с.: ил.

. Илышева Н.Н., Крылов СИ. Анализ финансовой отчетности коммерческой организации: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 240 с.

. Крылов С.И. Совершенствование методологии анализа в систем управления финансовым состоянием коммерческой организации: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГГУ-УПИ, 2011. 357 с.

. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник /Богдановская Л.А., Виногоров Г.Г., Мигун О.Ф. и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: Выш. шк., 2011. - 363 с.

. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. - 256 с.

. Артеменко В.Г., Беллепдир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Дело-Сервис, 2011.

. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 416 с.

. Бороненкова С.А., Матова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. университета, 2010 - 200 с.

. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.:ИКЦ «ДИС», 2010.

. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М.: Приор, 2010.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - Мн.: ИП Экоперспектива, 2009. - 498 с.

. Селезнева И.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Уч.пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 479 с.

. Финансы предприятий. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - СПб: Издательский дом «Бизнес-Пресса», 2009.

. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - М.: Юнити-Дана, 2010.

. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2009. - 176 с.

17. Ермолович Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Мн: Книжный Дом. -2009. - 524 с.

. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2009. - 320 с.

. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 208 с.

. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 405 с.

Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ-М.: «ПРИОР», 2009. -160 с.

. Мухамедъярова А. Как уравновесить ликвидность и рентабельность: Консультант. - 2009. - №11. - С. 12-13

. Николаев И. Маржинальный анализ рентабельности: Консультант. - 2009. - №5. - С. 33-34

. Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 686 с.

. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л., Ермолович. - Мн.: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2009. - 576 с.

Похожие работы на - Анализ финансовых результатов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!