Система Эльбрус – перспективное направление развития
Система Эльбрус - перспективное направление развития
В настоящее время в непростой
экономической ситуации необходимо комплексное внедрение новых информационных
технологий, направленных на снижение эксплуатационных затрат и улучшение показателей
поездной работы железнодорожного направления, в том числе:
· повышение уровня
использования пропускной способности железнодорожного направления;
· повышение
маршрутной скорости движения поездов;
· повышение
производительности локомотивов;
· повышение уровня
выполнения графика движения поездов;
· общее снижение
эксплуатационных затрат на основе организации работы направления на базе
суточного графика движения.
Для достижения этих
целей, Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
(ВНИИЖТ) начал разработку системы построения прогнозных суточных
энергосберегающих графиков движения поездов - АПК «Эльбрус». Анализ результатов
использования этой системы показал, что для более точного планирования поездной
работы необходимо найти способ автоматического оповещения локомотивной бригады
об актуальном расписании движения поезда. В связи с этим по заданию ОАО «РЖД» в
2012 году ВНИИЖТ начал разработку Системы Информирования Машиниста о графике
движения поездов - «Эльбрус-СИМ», направленную на повышение эффективности и
качества организации поездной работы.
Также в 2013 году было запланировано
развитие системы в части оперативного перестроения графика движения в случае
сбойных ситуаций с выдачей поездному диспетчеру плана пропуска поездов по
участку. Таковыми могут быть отказы технических средств, отмена «окон», пропуск
опаздывающих пассажирских поездов. В 2013 году было намечено расширение
полигона внедрения вариантного графика на всем главном ходу от Кузбасса до
Северо-Запада.
АПК ЭЛЬБРУС решает
следующие задачи:
. Построение
суточного прогнозного энергосберегающего графика движения поездов.
. Стыковку
вариантных графиков между полигонами дорог. Формирование сквозного графика.
.
Автоматизированную передачу прогнозного суточного энергосберегающего графика в
систему диспетчерского управления движением поездов.
.
Автоматизированный расчет параметров вариантного графика движения поездов
(Рисунок 1).
Построение
прогнозного графика выполняется на основе действующего нормативного графика
движения поездов.
На основании данных
из системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ» и данных нормативного графика движения поездов
осуществляется построение вариантного графика в системе АПК ЭЛЬБРУС.
При этом
выполняется энергооптимизация перегонных времен хода движения грузовых поездов.
Энергооптимизация используется только в тех случаях, при которых не снижается
пропускная способность участков железных дорог.
После построения
графика в системе ЭЛЬБРУС, он согласовывается причастными специалистами и после
утверждения, передается в систему ГИД «Урал-ВНИИЖТ». С этого момента он
используется диспетчерским аппаратом при организации движения грузовых поездов.
График становится доступным для использования поездными диспетчерами, дежурными
по станциям, он может передаваться в смежные автоматизированные системы и он
является основой при анализе исполненных графиков движения поездов в ГВЦ.
Однако для полномасштабного
внедрения новых технологий необходимо устранить основные недостатки действующих
автоматизированных систем управления. А именно их разобщенность, низкий уровень
снятия первичной информации, большое влияние человеческого фактора из-за
трудоемкости ручного ввода данных.
Рисунок 2 - Технология построения
суточного графика с использованием системы «Эльбрус»
железнодорожный поезд затраты
В ходе экспуатации системы «Эльбрус»
пользователями были выделены замечания:
· Построение
энергооптимальных графиков производится только на базе существующего
нормативного времени хода по перегонам, расчет энергооптимальных графиков
движения в зависимости от веса поезда по каждому перегону системой АПК
«Эльбрус» не проводится, в результате весь эффект по экономии электроэнергии
складывается из-за сокращения остановок в пути следования поезда, а это только
затраты электроэнергии на строгание поезда с места.
· В связи с тем, что
на опытном полигоне коэффициент использования пропускной способности в
отдельные сутки достигает 1,0, то возникающие технические и технологические
сбои не позволяют организовать беспрепятственный пропуск грузовых поездов по
утверждённому вариантному графику и получить значительный эффект от
энергооптимизации грузовых поездов. Так срыв с графика поезда 2608 20.11.2014
года с отцепкой вагона по показаниям КТСМ оказал своё влияние до 22.11.2014
года.
· Одной из основных
причин низкого процента по проследованию заключается в том, что при
возникновении каких либо внештатных ситуаций (отказ, опаздывающий пассажирский
поезд и т.д.) график АПК «Эльбрус» автоматически не перестраивается, он
формируется только один раз на следующие сутки с учетом уже заведомо известных
«помех» - окна, ограничения скорости и т.д. Для организации движения поездов по
графику АПК ЭЛЬБРУС требуются идеальные условия для пропуска, без каких либо
сбоев в движении поездов. Исходя из этого, программа при возникновении
какого-либо непредвиденного сбоя в движении поездов должна в автоматическом режиме
прокладывать другие нитки для всех вслед идущих поездов.
· Отсутствие
возможности автоматической корректировки графика движения при возникновении
сбоев в движении поездов, что приводит к несоблюдению графика.
Некоторые из вышеперечисленных
недостатков разработчики ВНИИЖТ на свой счет не приняли, потому что это не
входило в первоначальный замысел системы.
Таким образом, внедрение АПК ЭЛЬБРУС
является одним из приоритетных направлений в информатизации железнодорожного
транспорта, что повышает технологическую дисциплину организации и выполнения
поездной работы. Происходит гармонизация движения поездов на полигоне,
снижаются внеплановые простои по станциям, растет средняя участковая скорость
движения, повышается эффективность использования локомотивов и локомотивных
бригад, снижаются затраты электроэнергии на тягу поездов.
Библиографический список
1. [Электронный ресурc]. - Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru. Инновационный
дайджест. - (Дата обращения: 04.05.2015).
2. [Электронный ресурc]. - Режим доступа: http://press.rzd.ru. РЖД Пресс-центр. -
(Дата обращения 07.05.2015).
. [Электронный ресурc]. - Режим доступа: http://www.vniizht.ru. ОАО «ВНИИЖТ». - (Дата
обращения 08.05.2015).
. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bfmiit.ru.
МИИТ Брянский филиал. - (Дата обращения 9.05.2015).