Роль государства в сетевой экономике

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль государства в сетевой экономике













Реферат

Тема: Роль государства в сетевой экономике

Содержание

Введение

Информационное общество

Новая роль государства как регулятора сетевой экономики

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современный этап экономического развития постиндустриального общества характеризуется динамичным проникновением электронных сетей во все сферы жизни человеческого общества и, в частности, в систему экономических отношений.

Главной движущей силой электронного бизнеса становится повсеместное применение сетевых коммуникаций для передачи и распространения информации. Процессы внедрения новых информационных технологий оказывают влияние как на отдельные хозяйствующие субъекты, так и на экономику государств и человечества в целом. Формируется особое экономическое пространство - интернет-рынок, как система новых экономических отношений. Эти отношения существенно модифицируют правила функционирования рыночной экономики, так как возможности высокоскоординированных и скореллированных действий онлайн-сообществ во всеобщей коммуникационной среде не укладываются более в проскустово ложе классической рыночной экономики, определяемой как система, регулируемая через механизм стихийных рыночных трансакций.

В наиболее далеко идущих концепциях сетевая экономика даже противопоставляется рыночной экономике.

Информационное общество

Стремительная информатизация человечества и образование глобальной коммуникационной системы отражает факт его перехода в новое более сложно устроенное состояние, характеризуемое многократно выросшими корреляциями между отдельными членами человечества. Радиус взаимозависимости между людьми двести лет назад не превышал размеров одного поселения, так как человек просто физически не мог вступить в контакт с людьми, живущими дальше.

В наше время глобальные коммуникационные сети (Интернет, мобильная связь, факс, телефон, телевидение и т.д.) позволяют свободно обмениваться информацией между любыми индивидами в любой точке планеты.

Таким образом, радиус коммуникаций скачком вырос до размеров нашей планеты. Возникновение глобальной сети взаимных корреляций между людьми отражает факт сильной неравновесности обсуждаемой системы.

Таким образом, неустойчивость и постоянная готовность системы "перевернуться" при небольшом возмущении есть неизбежная плата за установление нового высокоупорядоченного - сетевого - состояния системы.

Как развитые, так и развивающиеся страны более чем на 30% повысили свои уровни развития ИКТ за пятилетний период. Некоторые развивающиеся страны, такие как Саудовская Аравия, Китай и Вьетнам весьма значительно улучшили свой индекс проникновения ИКТ за указанный пятилетний период. Это частично объясняется быстрым ростом мобильной связи в сочетании с увеличением количества пользователей Интернета.

Вместе с тем развивающиеся страны по-прежнему отстают в том, что касается доступа к ИКТ и использования этих технологий. Сравнение уровней развития ИКТ и уровней дохода на душу населения (по паритету покупательной способности) указывает на устойчивую связь между доходом и внедрением ИКТ за некоторыми исключениями, вызывающими определенный интерес.

Некоторые из стран с наиболее развитыми ИКТ имеют более высокие уровни, чем ожидалось исходя из их уровней дохода. Так, например, Республика Корея добилась выдающихся результатов при значительно более высоких уровнях развития ИКТ, чем ожидалось. Это свидетельствует о том, что последовательная и целенаправленная политика может послужить толчком к развитию информационного общества в странах с относительно низкими уровнями дохода. Уровень проникновения Интернета в России значительно опережает среднемировой. По абсолютному количеству пользователей интернета Россия вышла на первое место в Европе.

В докладе, подготовленном Европейской Комиссией, сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия [4].

Определение В.Н. Бугорского: сетевая экономика - это традиционная экономика, помноженная на информационные ресурсы и технологии

Российский исследователь С.И. Паринов предлагает совершенно новую концепцию сетевой экономики, которая утверждает, что сетевая экономика - это качественно новая форма экономического порядка, которая вытесняет командно - иерархические и рыночные формы из обслуживания экономических отношений в обществе.

Особенно значимый вклад в преображение нашего мира внесло появление глобального Интернета в последние два десятилетия. Техническая революция раздвинула границы обмена информационными сигналами до масштабов всей планеты.

Область прямых коммуникаций, которая обеспечивается теперь всей мощью и разнообразием современных технических средств, теперь такова, что все агенты экономической деятельности помещаются внутри неё. В какой бы точке социально-экономического пространства человек не находился, он может легко войти в прямой контакт с другим индивидом. Это даёт возможность агентам кооперироваться для какой-то деятельности минуя государство. Очевидно, что это вызов для командно-иерархической системы управления так как старая роль государства как посредника-организатора обмена информационными сигналами в экономической среде нивелируется. Это не значит, что существование государства мгновенно обессмысливается, так как современное государство выполняет много и других функций. Тем не менее сама тенденция говорит о потенциальной возможности в будущем возникновения в новой коммуникационной среде "народного электронного правительства". Уже сейчас многие исследователи возлагают большие надежды на крауд-технологии (от англ. crowd - толпа, народ). Ниже мы обсудим вопрос об отношениях государства и онлайн-сообществ подробнее и увидим, что здесь всё не так однозначно просто и ясно, как это может показаться на первый взгляд. Рыночная экономика также должна сдавать свои позиции под напором сетевой формы управления.

Рынок возникает как естественный ответ системы на свою слабую информационную проницаемость и необходимость организации обмена сигналами на длинных расстояниях. Обмен этот сводится к распространению весьма примитивных по содержанию ценовых сигналов. В новых условиях сетевые формы организации экономической деятельности получают явные преимущества. На место хаотического обмена ценовыми сигналами приходит способность агентов к самоорганизации и координации своей деятельности. Получается, что современные сетевые формы управления оказываются наследниками общинных (коллективных или примитивно-сетевых) форм ведения хозяйственной деятельности.

Под общинными формами хозяйственной деятельности понимается такой порядок экономических отношений, при котором все субъекты хорошо знают друг друга и имеют между собой прямые длительные контакты. В итоге, развитие Интернет-технологий и расширение сетевой экономики вытесняют рыночные формы управления из экономической жизни.

Хотя вывод этот выглядит сенсационным, он логически вытекает из всего нашего обсуждения. Современные массовые децентрализованные применения Интернет - технологий для установления и использования экономических связей показали, что параметры географического расположения агентов и экономических ресурсов (например, "удаленность" и "доступ к ресурсам") должны быть заменены на параметры их подключения к сети (сетевой доступ). Таким образом, затраты для преодоления географических пространств заменяется в сетевой экономике на затраты подключения к сети и на организацию эффективного сетевого доступа. Так, доступ к ресурсам требует наличия у них дистанционных регуляторов для изменения их состояния через сеть.

Для агентов - наличие в сети их информационного образа и существование постоянно поддерживаемой взаимооднозначности между этим образом и реальным агентом. Если сетевой доступ к экономическим объектам и агентам обеспечен, то проблема установления и поддержания нужных связей между ними в сетевой экономике превращается в проблему организации эффективного процесса непрерывных контактов и обмена информацией. Можно сказать, что в этой ситуации сети связей теряют такое свое качество как "редкий ресурс", поскольку в фундамент сетевой экономики уже встроены связи "всех со всеми". Таким образом, одно из отличий среды жизнедеятельности агентов в сетевой экономике от рыночных и командно-иерархических форм - в том, что связи сами по себе ценности больше не представляют.

Однако ограниченным ресурсом по-прежнему остается то, ради чего агенты устанавливают между собой эти связи: место в системе разделения труда, на котором данный агент представляет для экономической системы максимальную ценность и, следовательно, получает от участия в совместной деятельности максимально возможную для себя выгоду.

Так как сетевая форма управления подразумевает непосредственное вовлечение пользователей Сети в управлении, то у некоторых складывается впечатление, что самоуправление и самоорганизация больших масс пользователей может происходить без участия государства. Вернее функции государства передаются непосредственно сетевому социуму.

Понятно, что эта идея совершенно естественно возникает из анализа событий и нашла своё отражение в научной литературе последнего времени. Как в российской, так и в зарубежной литературе появляется большое количество работ, посвященных этой тематике.

Концепция электронной демократии (или крауд-демократии) на примере, монографии Л. Волкова и Ф. Крашенниникова "Облачная демократия" [2]. В предисловии авторы пишут: "Представительная демократия была единственной альтернативой диктатурам всех видов в течение многих сотен лет, но это не значит, что она продолжает оставаться таковой и сейчас. Эта система являет собой очень и очень грубую аппроксимацию, возникшую из-за технологических ограничений реального мира, поскольку реальный мир не столь совершенен, как мир идей. Мы хотим обосновать, что сегодня возможна другая демократия, и мы можем к ней прийти, причем в короткие сроки - пять-десять лет. Мы также предложим конкретные механизмы переходного периода, реальные и реализуемые в современной России. Суть этих механизмов - в создании альтернативной, параллельной легитимности среди широких групп политически активных граждан на основе современных технологий электронной демократии. Эффективно функционирующая система демократического принятия решений, вовлекающая в себя сотни, тысяч или миллионы людей, сможет очень быстро подчеркнуть и сделать неизбежным окончательное банкротство традиционных, устаревших методов принятия политически значимых решений" [2]. Суть предложения понятно - замена представительной демократии прямым волеизъявлением народа, выраженным через технические средства коммуникаций. Авторы вводят понятие "сетевое общество" - это общество, где абсолютное большинство людей пользуется Интернетом как важнейшим каналом коммуникаций всех уровней. Это созвучно давно известному понятию онлайн сообщества. По их мнению, перевод всех коммуникаций в Интернет произойдет исключительно из практических соображений и только потому, что большинство будет хотеть этого. Возможность получения всех государственных услуг через глобальную сеть неизбежно поставит вопрос о том, что медленные и архаичные способы формирования власти не соответствуют требованиям общества, живущего в совершенно ином ритме [2]. При возникновении сетевого общества становится возможной "облачная демократия" - такая форма политического самоуправления граждан в масштабах государств (а в перспективе - и в общепланетарном масштабе), которая строится на повсеместном использовании облачных интернет - технологий. Важной частью системы становится "государственная сеть" - нерв и главный инструмент облачной демократии, "сеть сетей", общественная, публичная защищенная сеть, совмещающая в себе функции социальной сети, интернет-банка, системы электронного голосования и системы поддержки принятия решения, а также доступа ко всем государственным информационным ресурсам и базам данных. Доступ других граждан к информации "личного кабинета" гражданина возможен с определенными ограничениями, которые зависят от степени вовлеченности этого гражданина в политическую активность. Общий принцип таков: чем выше уровень активности, тем выше уровень публичности его личной информации. Подлежит раскрытию информация по тем вопросам, по которым гражданин начинает собирать делегированные голоса. Государственная сеть неанонимна, симметрична и реализует принцип принудительной честности [2].

Роль государства, как охранителя общества от возможных манипуляций и злоупотреблений, в этих новых условиях только усиливается. Только государство может гарантировать, что элементы демократии, вынесенные в киберпространство будут адекватно работать на благо всего общества. Общество же со своей стороны получает дополнительные возможности по контролю над деятельностью государственных структур.

Новая роль государства как регулятора сетевой экономики

Появление сетевой (network) экономики обусловлено стремительным развитием ИКТ и в особенности интернет и мобильной телефонии. Развитие интернет и сетевой инфраструктуры приобретает огромное значение для экономики страны. Как сказал Б. Гейтс: "Если информация о производственных системах, проблемах с продуктами, кризисах в отношениях с клиентами, а также другие важные новости бизнеса долетают с одного конца организации на другой в считанные минуты, а не ползут целыми днями, если руководители могут тратить на решение вопросов часы вместо дней, выигрыш для бизнеса оказывается огромным. Эта нынешняя реструктуризация процессов - самое фундаментальное изменение в экономике после перехода к массовому производству".

сетевая экономика государственное управление

В сетевой экономике предприятиям стало возможным и даже выгодным размещать свои подразделения в разных странах, группы исследователей и проектировщиков получили возможность работать над одним проектом в разных частях мира, изготовляя компоненты там, где это обходится дешевле всего, а затем отправляя в места сборки с минимальными затратами, и в итоге выполнять индивидуальные заказы потребителей. Интернационализация производственного процесса и сбыта и электронная торговля позволили небольшим фирмам, находящимся в разных частях земного шара, включаться в производственный процесс крупных корпораций на условиях "outsoarsing" - перевода производства или возложение определенной части работ или услуг на иностранные филиалы или на сторонние компании.

Горизонтальные объединения функциональных институтов, специалистов, объединенных с помощью интернет общим трудовым интересом, создает новые глобальные социальные сети. В сетевой экономике на смену иерархическим организационным структурам производства приходят гибкие, сетевые. Это означает системную трансформацию рыночной экономики с огромными последствиями.

Индустрия потребительской культуры в сочетании с обширными электронными базами данных о потребителях, новые формы ценообразования (электронные аукционы) кардинально меняют отношения между рынком и потребителями, которые являются фундаментом конкурентных рынков. В сетевой экономике невидимая рука рынка будто начинает приводиться в движение с помощью дистанционного управления транснациональными корпорациями. Вместе с тем для обеспечения высокого качества жизни рынок должен удовлетворять реальные потребительские потребности, а не спрос, сформированный в компьютере и навязанный потребителям индустрией средств массмедиа.

-изменения характера товаропроводящих сетей и систем доставки, изменение роли посредников;

-появление новых механизмов торговли: виртуальных торговых площадок, аукционов, виртуальных сетевых бирж;

-глобальный характер - уровень развития коммуникаций стирает географические границы, изменяя размеры земли.

Мир сужается - уже ничто не находится слишком далеко - с точки зрения скорости передачи информации, услуг, капитала и даже товаров.

Этому также способствует низкая стоимость передачи информации;

-использование ИКТ для повышения производительности труда, увеличения темпов экономического роста, сохранения на низком уровне инфляции и безработицы;

-изменения в финансовой сфере, вызванные появлением электронных денег, интернет-банкинга и интернет-трейдинга;

-изменения в научно-проектной инфраструктуре, появление возможности привлечения и практики работам корпораций проектировщиков со всего мира;

-изменения в организации труда - появление удаленной (теле-) работу и практики "outsorsing" - перевод производства или возложение определенной части работ или услуг на стороннюю компанию, чаще всего находящуюся в другой стране, как правило имеющую дешевую рабочую силу или лучшее соотношение цена/качество по отношению к поставленной задаче;

-изменения на микроуровне, т.е. бизнес-процессов внутри компании, изменения в маркетинговых стратегиях, изменения во взаимоотношениях компаний друг с другом и с покупателями;

-изменения в традиционных снабженческо-производственно-сбытовых цепочках и логистике (появление принципиально новых логистических схем - Supply-Chain Management).

Перечисленные эффекты требуют высокой оценки готовности государства к сетевой экономике, в первую очередь в правовом регулировании новых сетевых отношений и строительства сетевой инфраструктуры (как раньше государство строило дороги, так сегодня оно должно строить сетевую инфраструктуру).

Заключение

1. Дешевые компьютеры, интернет, мобильная телефония создали новые возможности взаимодействия государства с обществом, бизнесом, внешним миром, знаниями. Полное их использование в целях построения эффективного и удобного для общества государства - неотложная задача.

. Эволюция взглядов на роль государства в экономике привела к появлению теории нового государственного управления, согласно которой "направляющую роль государства" следует осуществлять с помощью эффективного (рационального, "благого", менее бюрократизированного, "нового государственного регулирования") управления, ориентированного на достижение набора результатов, согласно определенным приоритетам и целям с использованием рыночных ценностей, мер и инструментов.

. В экономике, основанной на знаниях, государство должно быть движу щей силой развития, накопления и использования знаний, организуя общество для целей инновационного развития в интересах повышения качества жизни людей. Для этого государство определяет цели и приоритеты, создает институты эффективного использования знаний и развития человеческого капитала, инфраструктуру доступа к знаниям всего общества, организует пропаганду преимуществ общества, основанного на знаниях, защищает интеллектуальную собственность.

. Глобализация требует от государства выполнения новых внешнеэкономических функций, важнейшие из которых следующие:

-управление адаптацией к процессам, происходящим в мировой экономике (защита национальных интересов, охранение национальной экономики от внешних шоков и стимулирование ее мировой конкурентоспособности);

-формирование в глобальном информационном пространстве положительного имиджа страны;

-информирование граждан страны о глобальных процессах и транснациональных политических решениях;

-использование опыта государственного управления других стран;

4. В государственном управлении сетевой экономикой необходимо стимулировать положительные сетевые эффекты, развивая интернет, мобильную связь и сетевую инфраструктуру, регулировать и контролировать отрицательные сетевые эффекты (соблюдение прав потребителя, охрана интеллектуальной собственности, авторских прав и промышленных секретов, налогообложение, отмывание капиталов, виртуальная миграция рабочей силы, сохранение коммерческой тайны);

. Необходимость устойчивого (самоподдерживающего) развития страны требует исполнения государством новых функций:

-согласовывать современное потребление ресурсов с потребностями будущих поколений;

-стимулировать активность в сфере поиска альтернативных ресурсов;

-участвовать в международной кооперации по улучшению распределения ресурсов и экологического ущерба;

-обеспечивать экономическую безопасность (энергетическая, продовольственная, демографическая, инновационная).

Список использованных источников

1.Статья СТРАНА НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ М.М. Ковалев, Аль-Сараирех Шади

2.Монография Л. Волкова и Ф. Крашенниникова "Облачная демократия", 2011 г.

.Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества. - СПб: Нестор-История, 2010. - 312 с.

4.Bradford De Long J., Froomkin A.M. The Next Economy. April 1997, http://www.law. miami.edu/~froomkin/articles/newecon. Htm

Похожие работы на - Роль государства в сетевой экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!